В чём смысл жизни? Как найти себя? — Офтоп на vc.ru
Я много времени потратил на размышления про смысл жизни. Пытался сформулировать его в словах, чтобы успокоить свой ум. Пока не понял, что смысл жизни каждый человек создаёт себе сам. Ты вправе создать любой. И главное, тут не то, как ты определишь его для себя. А то, в каких процессах ты ежедневно участвуешь и какие состояния благодаря им достигаешь. Смысл должен быть определён и закреплён твоими собственными ощущениями от удовлетворения индивидуальных природных потребностей.
3035 просмотров
Сознательное и бессознательное
Природа человеческого мозга такова, что в нём пытаются уживаться и взаимодействовать две противоположные сущности — сознательное и бессознательное. Или другими словами, сознание и подсознание. Загвоздка в том, что природные потребности человека физически находятся в подкорковых структурах головного мозга.
Это то, что принято называть подсознанием. Связь оттуда односторонняя и осуществляется только посредством эмоций и ощущений.
Попытки познать свою скрытую сущность умом — обречены на провал. Ум лишь может помочь связать воедино наблюдения за своим состоянием и поведением в разных обстоятельствах, чтобы увидеть общую картину истинных мотивов своих действий. И благодаря этому, можно понять какие индивидуальные потребности зашифрованы в подсознании, чтобы именно их целенаправленно и удовлетворять.
Трудности самопознания
Разберём подробнее вопрос о том, почему людям трудно понять свои истинные желания. Ответ мы находим в науке. Человеческий мозг можно условно поделить на три уровня. Впервые теория о «триедином мозге» была выдвинута американским врачом и нейробиологом Полом Маклином {Paul D. MacLean}. Согласно этой теории, мозг в процессе своей эволюции прошел несколько последовательных стадий, которые наслаивались одна на другую.
Самый верхний уровень, который делает нас людьми разумными — неокортекс. Это область мозга позволяет нам логически мыслить и выявлять закономерности. Неокортекс появился примерно 400 тысяч лет назад.
Ниже располагается лимбическая система, которая появилась намного раньше, чем неокортекс. Она сформировалась около 50 миллионов лет назад. В этой области мозга находятся отделы, отвечающие за эмоции, чувства и мотивацию.
Ещё ниже этажом располагается рептильный мозг, чей функционал связан с инстинктивным поведением. Это самая древняя область мозга. Считается, что рептильный мозг сформировался около 500 миллионов лет назад. Когда мы попадаем в опасную ситуацию, где нужно принять мгновенное решение, чтобы спастись, и как следствие, выжить — рептильный мозг неоспоримо доказывает свою эволюционную значимость.
Два нижних уровня — это подсознание, где обитает скрытая сущность людей. Верхний, самый молодой этаж — это
Внутренняя неудовлетворённость
Первопричина того, почему человек в принципе начинает искать какой-то смысл в том, что его подсознание бунтует. Оно не чувствует удовлетворения своих желаний. Соответственно, подкорка посылает сигналы в виде негативных эмоций и неприятных ощущений, которые человек начинает испытывать. Эти неприятные ощущения отчасти вызваны выработкой гормона стресса — кортизола.
Кортизол сообщает нам о том, что нужно исправлять сложившиеся обстоятельства, которые угрожают жизни или вовсе не способствуют удовлетворению бессознательных потребностей. И наоборот, когда человек выполняет какие-то действия и получаем от них результат, который нравится его подсознательным структурам мозга — это вызывает всплеск положительных эмоций
. Ощущение такое, словно находишься на седьмом небе от счастья.Соответственно, если достигнутый результат в каком-то деле привёл к такому эффекту — значит, произошло точное попадание в свою потребность. Обычно достаточно один раз испытать такое чувство, и ты в его плену. Будешь делать всё, лишь бы это повторить. Смысл жизни ощущается тогда, когда ты делаешь то, что наполняет твою жизнь яркими эмоциями и приятными ощущениями. Только не нужно путать удовлетворение, которое человек испытывает, когда доволен тем, что происходит в его жизни со всплесками удовольствий, которые спровоцированы употреблением алкоголя или наркотиками.
Обычно, когда у человека пониженное настроение, он старается как-то это исправить: развлечь себя, вкусно покушать, употребить какие-то вещества… Тем самым он пытается устранить последствия, не понимая и не устраняя изначальных причин плохого самочувствия. Из-за этого многие люди становятся зависимыми от вредных привычек, потому что только так им удаётся периодически выравнивать и поднимать своё настроение.
Как найти себя?
Нужно постоянно пробовать себя в различных процессах и выявлять среди них такие, которые будут приводить к достижению желанных состояний. Естественным путём, без каких-либо допингов. Такие процессы обычно становятся напрямую связаны с деятельностью людей. Постараюсь продемонстрировать это на примере людей творческих профессий.
Представь, что тебе нравится рисовать или фотографировать. И то и другое — это совокупность действий, объединенных в единый процесс, благодаря которому ты можешь материализовывать свои ощущения, и тем самым, самовыражаться. В результате этих действий появляются твои работы {творения}, которые ты демонстрируешь окружающим людям. Они восхищаются тем, что ты делаешь.
Как следствие, ты чувствуешь эмоциональный и энергетический подъём. Хочется постоянно этим заниматься, потому что тебе нравится и сам процесс самовыражения и то, какой отклик ты получаешь от людей в результате проделанных действий.
Переломный момент
В какой-то момент твои работы становятся востребованными и начинают приносить доход. Соответственно, некогда обычное увлечение трансформируется в полноценную деятельность, которая становится не просто работой, а образом жизни.
Тебе хочется стать лучшим в своём деле и все мысли начинают подчиняться этой цели. Эта цель мотивирует всё время учиться, двигаться, развиваться, пробовать что-то новое… Это неизбежно приводит к тому, что ты встречаешь своих единомышленников и знакомишься с людьми, которые также активно развиваются в своей сфере деятельности. Вы начинаете общаться, и даже, возможно, преследовать совместные цели.
В подобных обстоятельствах у человека, который увлечённо занят своим делом и постоянно взаимодействует с другими людьми, просто-напросто, нет времени и свободного места в голове, чтобы думать о каком-то смысле жизни.
Любыми путями
Мы всегда подсознательно стремимся найти способы, чтобы утолить неудовлетворённые потребности. Либо в виде личных достижений в своей профессии, в бизнесе, в творчестве. Либо через надуманные болезни, страдания, жалобы, чтобы тебе уделяли внимание со стороны. Чтобы тебя всегда утешали и жалели. Выбирая свой путь, помни, что часто повторяющиеся действия — трансформируются в динамический стереотип по терминологии Ивана Петровича Павлова или простыми словами в привычку.
Начни совершать те действия, которые заранее будут более выгодными для тебя в будущем.Подведём итог
Вместо поиска несуществующего словесного определения смысла жизни — нужно создавать обстоятельства, при которых таким вопросам и мыслям не будет места в голове. Обстоятельства, при которых будет достигаться удовлетворённое самочувствие, которое будет наполнять жизнь радостью, при этом лишая твоё сознание самой причины задумываться о поиске смысла.
Мы начинаем думать об этом, когда не вовлечены с головой, в какие-то важные и ценные для себя, процессы. Либо когда мы и вовсе ничем не заняты, и как следствие, недовольны своей жизнью, потому что неспособны привнести ничего полезного и позитивного в окружающий мир. Не чувствуем, что нужны кому-то. Но вместо поиска самих процессов для последующей самореализации и самовыражения — мы попадаем в собственный мысленный капкан.
Словами и мыслями жизнь не просчитать и не понять, поэтому пробуй танцевать, фотографировать, писать, программировать, создавать дизайн.
Видео по этой теме
Леонид Руденок
Смысл жизни — Кошка Шредингера на листе Мебиуса — LiveJournal
Экзистенциальные кризисы: бессмысленностьОтсутствие объективного смысла
Я сегодня поработаю Капитаном Очевидностью и напомню, что на индивидуальном уровне объективного смысла у жизни нет. Ведь что мы называем смыслом какого-либо действия? – чаще всего, ту цель, которой надеемся достигнуть с помощью этого действия. Объективный смысл, натурально, можно проверить: проверочный вопрос «и что?».
Вот я выхожу из дома, чищу машину от снега, завожу мотор, нажимаю на педали – и что? И приезжаю на работу! То есть, у этих действий есть смысл: добраться до работы. Проверить достижение этой цели нетрудно, она совершенно объективна. Можно отвлечься от того, что само по себе пользование машиной доставляет мне удовольствие, и решить, что смысл этих действий состоит в том, чтобы мне добраться до некой конечной точки путешествия. (Хотя москвичам прекрасно известно, что эта цель легче, дешевле и быстрее достигается в метро; так что по сути дело всё-таки в моём личном удовольствии.)
Если мы попытаемся рассмотреть объективно более глобальную последовательность действий, называемую обычно «жизнь», мы обнаружим неприятное: логический анализ неопровержимо свидетельствует, что конечной точкой этого путешествия является смерть. Жил-жил, теоремы доказывал, стихи писал, континенты открывал, закатом любовался… и что? — и умер!
Поскольку утверждение «объективным смыслом жизни является смерть» смахивает на оксюморон, материалистам приходится согласиться, что объективного смысла у жизни нет – хотя все религии мира, в общем, идут именно по этому пути: предлагают смыслом жизни считать подготовку к смерти. Чтобы попасть в рай, необходима определенная последовательность действий во время жизни, точка.
Этот элегантный ответ имеет только одну логическую неувязку: объективно существование рая недоказуемо. В результате чего этот «объективный» ответ превращается во вполне субъективный: он может удовлетворить только тех, для кого существование рая имеет смысл. Проще говоря, тех, кто в него верит. Получается, нет у индивидуальной жизни никакого объективного, доказуемого смысла, который мог бы логически ответить на вопрос «И что?»: объективно в конце этого путешествия нет ничего; всё, что там есть – оно субъективно. К счастью, чтобы обнаружить субъективный смысл жизни, свой собственный, необязательно дожидаться смерти. Но.
Субъективный смысл жизни
Субъективный — это означает доступный только самому субъекту действия. Необъективный, недоказуемый, логическими методами необнаружимый, на вопрос «и что?» не отвечающий. Этот смысл – удовольствие от выполнения своих собственных желаний.
Это как в моем примере с машиной: по сути поездка на работу именно таким способом служит моему удовольствию, а не только достижению конечной цели, поскольку кратчайший способ достигнуть цели – ехать на метро. Аналогично и с религиями: кратчайший способ попасть в рай – умереть безгрешным, во младенчестве. Смысл длинной жизни – не одно только достижение результата, но ещё и удовольствие от процесса. Субъективный смысл, разумеется (про объективный мы помним, что его попросту нет).
Но тут важно избыточно не упрощать само понятие удовольствия. Удовольствие – это удовлетворение потребности, и в зависимости от уровня развития человека его потребности различны. Кому-то хватает удовольствия от удовлетворения повседневных нужд, — и таких людей вопрос смысла жизни чаще всего вообще не парит. Само возникновение вопроса о смысле жизни, а тем более кризиса бессмысленности, свидетельствует о появившейся потребности в самоактуализации, которая не получает своего удовлетворения. Удовольствие «послужить человечеству» вполне может оказаться смыслом жизни, если это собственное желание человека. И ни в коем случае не может, если оно является просто обязанностью, навязанной этим самым эгоистичным человечеством. Но обязанности свои человек обычно знает назубок (выполняет ли – это другой вопрос), а вот желания нередко вообще не осознает.
Почему же человек может не осознавать своих собственных желаний? – потому что сам от себя оторвался, смотрит на себя свысока, из диссоциированной позиции, каждый раз спрашивает себя «и что?»: вопрос, свидетельствующий о критическом, объективном восприятии. Субъективное восприятие, сиречь непосредственное проживание своей собственной жизни – утрачено. Понятно, что смысла в такой жизни нет.
Выполнение собственных желаний
Смысл жизни – жить. Непосредственно и полностью проживать свою собственную жизнь. Осознавая свои желания.
По отношению, скажем, к простейшим желаниям типа «съесть яблоко» абсурдность вопроса «и что?» очевидна: человек съел яблоко, удовлетворил своё желание, получил от этого удовольствие, какое вам ещё «что»? Но вот по отношению к более сложным желаниям этот критический вопрос иногда кажется требующим ответа. Эта иллюзия тщательно воспитывается в человеке семьёй и школой, которые редко интересуются желаниями – зато бдительно следят за выполнением обязанностей.
Человек, потерявший смысл жизни, занимает по отношению к самому себе критическую позицию (здравствуй, Внутренний Критик!): вслед за семьёй, школой и вообще социумом он постоянно спрашивает себя: «И что?» — обесценивая тем самым собственную, субъективную ценность своих желаний и своей жизни. Ибо, как мы установили, объективного смысла у жизни нет, и цепочка вопросов типа «И что?» неминуемо приводит к смерти как единственному объективному итогу. Парадоксально, но люди, потерявшие смысл жизни, нередко пытаются его найти среди предлагаемых социумом обязанностей типа «стать успешным» или «добиться богатства». То есть, пытаются поверить субъективный смысл объективными критериями, что бессмысленно по определению.
Искать смысл жизни в выполнении обязанностей – задача абсурдная именно потому, что обязанности объективны, а смысл – субъективен.
В греческом языке слово «смысл» имеет общий корень со словом «любовь». Потеря смысла в жизни – это потеря контакта со своей внутренней любовью, потеря связи со своей душой. И чем более диссоциирована внутренняя позиция, чем чаще вопросы «и что?» – тем больше утрата контакта. Людей, которые обесценивают любовь вопросом «и что?», обычно никто не любит — и, хуже того, они и сами себя не любят. Контакт со своей внутренней любовью утрачен. ..
Сознательное и бессознательное
Что же делать? – спрашивает обычно человек, убедившийся, что выполнение общественных обязанностей никак не может составить его собственный, личный смысл жизни. И ответ тут один: восстанавливать связь со своей собственной душой и своими глубинными желаниями.
Если дело дошло уже до кризиса бессмысленности – то, видимо, процесс зашел довольно далеко, и добраться сразу до глубинных желаний не получится: они погружены куда-то в бессознательное, где и нащупать-то их сложно. Но любая способность человека может быть улучшена тренировкой – в том числе и способность различать и удовлетворять свои собственные желания. Осознавать их. Не «делать как все», не препоручать поиск своих смыслов Богу или государству («смысл жизни гражданина – стать достойным членом общества»), не ограничиваться выполнением чьих-то чужих желаний – мамы, жены или приятеля, — а искать свои собственные, и иметь смелость одобрять их, и брать на себя ответственность за их осуществление.
Помимо сложности доступа к собственным желаниям сложность тут может заключаться ещё и в том, что вопрос с ответственностью тоже непростой вопрос, и нередко служит темой экзистенциального кризиса, который я буду рассматривать следующим – связанного со свободой.
Упражнение
Напишите десять своих желаний: именно своих, тех, которые отзываются в теле предвкушением удовольствия. Прочитайте их вслух, добавляя после каждого фразы:
1. Да, это важно.
2. Да, на самом деле это и есть смысл моей жизни.
Если у вас есть внутреннее согласие со сказанным – ну и славно, кризис бессмысленности вам не грозит. Теперь вы можете ранжировать смыслы своей жизни, чтобы выделить среди них главные и второстепенные, и искать возможности для их воплощения.
Если согласиться с тем, что ваши желания важны, не удалось – то упражнение дает возможность познакомиться со своим Внутренним Критиком, выяснить, откуда взялся и чего хочет. Осознание обеих сторон этого внутреннего конфликта может помочь сознательно его распутать. В большинстве случаев для этого понадобится помощь психолога, но начать можно и самостоятельно.
Если же в список попали самодеструктивные желания – типа того, что сладким предвкушением в теле отозвалось «желание разъебашить себе голову об стену» — то не тяните с визитом к психотерапевту. Велика вероятность того, что попытка самостоятельного распутывания будет только углублять пропасть между сознанием и бессознательным.
«Смысл жизни абсурден». Это применимо к любому ремеслу или начинанию, которое только можно вообразить, но чаще всего мы слышим о нем в области письма.
Наши лингвистические повелители в Merriam-Webster определяют его следующим образом:
писательский блок: психологическое торможение, мешающее писателю продолжить работу
Это довольно прямолинейное определение, но оно упускает одну важную часть, которую я добавлено ниже:
писательский тупик: психологический скованность, мешающая писателю продолжать работу, делая его/ее жизнь невыносимой в процессе
Недавно я столкнулся с этой частота сердечных сокращений увеличивается с каждым повторным морганием курсора. Я знал, что в моей голове витала какая-то идея или тема, но она просто не всплывала достаточно высоко, чтобы я мог уловить ее и плавно развить. Я был безмерно расстроен и обнаружил, что барахтаюсь в море отчаяния, отчаянно пытаясь ухватиться за все, что приходит на ум.
Но тут меня осенила другая мысль, от которой все стало таким нелепым. Несколько дней назад я был в Калифорнии, собирал нижнее белье и одежду, готовясь к длительной поездке за границу. И всего за несколько часов, благодаря волшебству авиации и изобретательности в области логистики, я уже сидел в кафе в Корее — месте на другом конце света — и переживал из-за того, что не могу изложить мысль в текстовый редактор. Десятилетия человеческого сотрудничества и технический прогресс предоставили мне роскошь войти в сеть Wi-Fi этого кафе, только для того, чтобы сойти с ума от того факта, что я не могу придумать, что написать для этого малоизвестного иллюстрированного блога.
По большому счету, многие из начинаний, о которых мы беспокоимся, могут показаться такими же абсурдными. Точно так же, как мы смеемся над целеустремленным стремлением собаки преследовать свой собственный хвост, кажется, что космос смеется над нашим желанием так усердно работать для очередного продвижения по службе, высмеивая нас за все исследования, которые мы проводим, чтобы решить, какой новый iPad купить. , и покачал головой от того, как сильно мы заботимся о том, как наши истории выглядят в Instagram.
Однако странно то, что мы не можем не находить смысл в вещах, которые делаем, несмотря на то, что в конце концов они кажутся бессмысленными. Да, я могу понять, что расстраиваться из-за писательского ступора довольно нелепо, несмотря на то, что мир в целом переживает довольно серьезные испытания, но я просто не могу не считать свой небольшой писательский проект самым важным для меня. я в тот момент.
Эта асимметрия между нашей потребностью в смысле и отказом мира принимать ее известна как Абсурд, и именно к этому парадоксу обращается философ Томас Нагель в своем эссе с одноименным названием. В нем он углубляется в то, что вызывает это уникальное чувство бессмысленности, которое возникает, когда мы уделяем время изучению того, что мы считаем важным в нашей жизни.
Но прежде чем перейти к сути своего аргумента, он сначала подробно объясняет, почему некоторые распространенные объяснения абсурдности жизни не имеют никакого смысла. Вот два наиболее распространенных из них, которые мы слышим сегодня:
(Общая причина №1) Ничто не будет иметь значения через миллион лет, так что наше существование бессмысленно.
Глядя на такую картинку, все может казаться совершенно несущественным:
Эта иллюстрация является правдоподобным объяснением того, почему жизнь может казаться бессмысленной, но что, если бы мы могли прожить миллион лет?
Черт. Так же бессмысленно, извините.
Но подождите! Что, если бы мы прожили 5 дуотригинтиллионов лет (пять с 99 нулями после него), или половину того количества лет, которое у Вселенной осталось до тех пор, пока у нее не останется энергии для поддержания себя?
Это долгая-долгая жизнь, но поскольку смертность остается неизбежной, как мы узнаем, что то, что мы сделали в течение нашего долгого существования, будет иметь значение в следующие 5 дуотригинтиллионов лет? На самом деле, ожидаемая продолжительность нашей жизни может длиться вплоть до фактической смерти самой вселенной, и это все равно будет абсурдно, потому что в первую очередь некому заботиться о нашей жизни!
Не существует волшебного числа лет, которое мы можем прожить, которое внезапно наполнит смыслом все наши действия. Следовательно, количество лет на этой планете не может быть источником абсурда.
(Общая причина №2) Мы всего лишь маленькая пылинка во Вселенной, так что ничто не имеет значения.
Это тот, который обычно резонирует со мной. Всякий раз, когда я смотрю на ясное небо, усеянное звездами, ощущение малости, которое я чувствую, может заставить меня думать, что все, что я делаю, в конце концов не имеет большого значения. Так не лишает ли безбрежность космоса наш внутренний смысл?
Нагель комично опровергает это, спрашивая, что произошло бы, если бы мы были такими же физически огромными, как вселенная в настоящее время. Что, если бы вы были большим, неуклюжим гигантом, размером со вселенную, способным видеть вселенную своим партнером, а не чем-то, частью чего вы являетесь?
В то время как размер наших гамбургеров значительно увеличился бы, трудно представить, как соответственно возрастет наше исполнение смысла. Будучи космическим гигантом, возвышаясь над всеми планетами, вы можете ощущать силу, но это чувство, скорее всего, смоется через некоторое время. Нагель говорит, что «размышление о нашей незначительности и краткости, по-видимому, тесно связано с ощущением бессмысленности жизни; но неясно, какая связь». Я должен был согласиться.
Итак, если наше ограниченное время во вселенной и малость нашего существования не являются виновниками абсурда, то что? У Нагеля есть отличный ответ, но вместо того, чтобы просто повторять его, я хотел бы переформулировать его, используя один из самых вездесущих (и раздражающих) хэштегов нашего времени:
#FirstWorldProblems.
Если вы впервые слышите об этом меме, то я думаю, что это само по себе проблема первого мира.
Короче говоря, проблема первого мира — это жалоба человека, живущего в стране с относительно высоким уровнем жизни (США, Канада, Западная Европа и т. д.), которая кажется глупой и тривиальной по сравнению с действительно насущными проблемами. в других частях света (страны, страдающие от голода, широко распространенных болезней и т. д.).
Мы видели мемы, и они в значительной степени комичны по своей природе. От примерно такого:
К этому:
К этому:
Они действительно бесконечны.
Хотя они созданы для того, чтобы заставить нас смеяться, на самом деле существует множество «проблем первого мира», которые кажутся очень неотложными. Например, если вы ненавидите свою хорошо оплачиваемую работу, потому что она мучительно скучная и утомительная, это кажется настоящей проблемой. Вы можете понять, что не голодаете и не находитесь в охваченной болезнями части мира, но эта мысль не может заставить вас вечно быть благодарным за эту высасывающую душу работу.
По мнению Нагеля, мы, люди, всегда сталкиваемся с конфликтом между двумя вещами:
(1) неизбежная серьезность, с которой мы смотрим на нашу жизнь, и
(2) способность рассматривать эту серьезность как глупую и незначительную.
Что делает все это настолько абсурдным, так это то, что даже после того, как мы замечаем бессмысленность вещей, это не делает их менее значимыми для нас.
Первая мировая проблема — это мемифицированная версия определения Нагеля. Сказать ту глупую вещь, которую вы сказали на вечеринке по поводу рабочего праздника, может показаться очень серьезным, но вы можете одновременно понять, что это все еще глупая проблема первого мира. Но даже после этого осознания это все равно останется для вас проблемой! Вот почему это так чертовски абсурдно. На днях я обнаружил, что трачу слишком много времени на выяснение того, какой цвет стола мне нужен. Я перерыл кучу отзывов и фотографий, чтобы наконец остановиться на «натуральном кленовом листе». Я знал, что все это было глупо, когда проходил через это, но, тем не менее, это не уменьшало его важности. Абсурд.
Когда мы приближаемся к маленькому окошку собственного разума, каждая мелочь имеет значение. Как мы чистим зубы, что едим, с кем встречаемся, как складываются наши отношения с семьей и друзьями, насколько хорошо мы выполняем свою работу, в какие ценности верим… все это пропитано серьезностью. время, чтобы понять, насколько серьезно вы выглядите, когда чистите зубы? Это довольно смешно.
Но в то же время у нас есть особая способность уменьшать масштаб и замечать, что на самом деле ничего не имеет значения. Мы способны наблюдать за собой с тем, что Нагель называет «отстраненным изумлением, которое возникает при наблюдении за муравьем, пытающимся взобраться на кучу песка». Это сбивающее с толку осознание бессмысленности — уникальная человеческая способность, порождающая абсурд.
Иногда нас пугает абсурдность жизни, поскольку она показывает, что наши поиски смысла не дадут нам реальных ответов.
Чтобы избежать этого условия, нам нравится присоединяться к организациям и предприятиям, чтобы чувствовать себя частью чего-то большего, чем мы сами, часто в поисках истины. Мы поддерживаем прогресс науки, присоединяемся к мировым религиям, представляем политические партии и маршируем по улицам во имя революции. Хотя это помогает создать ощущение цели, Нагель утверждает, что абсурд сохраняется, потому что именно мы придаем этим предприятиям смысл, а не наоборот.
Например, предположим, что мы обнаружили, что истинной причиной нашего существования было служить пищей межгалактическому виду, который вырастил нас специально для нашего вкусного мяса. Homo sapiens — это не название интеллектуально развитого вида, а скорее название недорогого деликатеса на шведском столе для этих пришельцев.
Даже если бы мы открыли эту истину, это не удовлетворило бы наши поиски смысла. Мы, несомненно, задались бы вопросом, какой, черт возьми, смысл в нашем статусе закуски, как мы оказались в этом затруднительном положении и каково значение инопланетных форм жизни. Спрос на ответы в этом мире не прекращается, и абсурд продолжается. На самом деле, Нагель утверждает, что единственный способ получить значение — это просто перестать задавать вопросы о нем:
«То, что, как нам кажется, придает смысл, оправдание, значение, делает это в силу того факта, что после определенного момента нам больше не нужны причины».
Я думаю, что это хорошо объясняет, почему наши взгляды на мир склонны к догме и определенности. Смысл, который мы извлекаем из вещей, остается, потому что мы просто решили, что нам не нужно больше совать нос, и это в конечном итоге приводит к оправданию «так оно и есть» в основе всех рассуждений.
Однако это не обязательно означает, что это плохо. Большую часть времени вещи не нуждаются в грандиозных оправданиях; они просто такие, какие есть. Нам не нужно объяснение того, почему мы любим своих детей, почему мы хотим лечь, когда плохо себя чувствуем, почему мы посвящаем время своим увлечениям. На самом деле, задавая эти вопросы, вы теряете благополучие, которое они приносят. И именно этот момент лежит в основе того, что делать с абсурдом.
Кажется, что мир не предлагает никакого внутреннего смысла ни одному из нас, несмотря на наши надежды на некоторые простые ответы. Точно так же, как козел в пустыне не ходит с важным видом, так и мы не должны ожидать этого наследства от вселенной, от Бога, от всего, на что мы подписываемся.
Хотя этот взгляд может показаться угнетающим и нигилистическим, я на самом деле считаю его чрезвычайно освобождающим и вдохновляющим.
Я считаю, что источником стольких несчастий в мире является наш неустанный голод и поиск смысла. Общество говорит нам хватать нашу жизнь за чертовы рога, направлять ее к центру тяжести, известному как «человеческая цель», и делать все, что в наших силах, чтобы добраться туда до того, как мы умрем.
В этом тщетном стремлении избежать абсурда ничто никогда не будет достаточно хорошим, потому что мы всегда гонимся за неуловимым великим повествованием, нашим всеобъемлющим смыслом жизни. Мы всегда будем гоняться за собственным хвостом, задаваясь вопросом, когда, черт возьми, Вселенная ответит на наши индивидуальные призывы к цели.
По иронии судьбы, знание того, что жизнь не имеет большего значения, позволяет нам получить доступ к вещам, которые действительно делают жизнь значимой. Эта истина помогает нам осознать, что большие экзистенциальные вопросы жизни находятся не там, где есть ответы; вместо этого, этот самый момент в нашем маленьком уголке мира — это все, что у нас есть на самом деле.
Дэн Хармон, создатель «Рика и Морти», резюмирует это лучше всего:
У нас есть этот мимолетный шанс участвовать в иллюзии под названием «Я люблю свою девушку» [и] «Я люблю свою собаку». что не лучше?
Знание правды о том, что ничто не имеет значения, действительно может спасти вас в такие моменты. Как только вы преодолеете этот ужасающий порог принятия этого, тогда каждое место станет центром вселенной, и каждый момент станет самым важным моментом, и каждая вещь станет смыслом жизни.
Вопросы «Что все это значит?» и «Какова моя цель?» это вещи, которые мы просим, когда мы не подключены к этому самому моменту. Когда мы уделяем пристальное внимание проекту, над которым работаем, книге, которой наслаждаемся, или времени, которое проводим с любимыми, мы не ищем смысла; у нас это уже есть.
Нагель завершает свою статью, говоря, что «абсурдность — одна из самых человеческих черт в нас: проявление наших самых передовых и интересных качеств». Поэтому вместо того, чтобы сходить с ума от отсутствия экзистенциального смысла, «мы можем подходить к нашей абсурдной жизни с иронией, а не с героизмом или отчаянием».
Мне нравится думать об этой иронии как о коротком смешке, который вы испускаете, когда обыскиваете весь дом в поисках телефона, только чтобы понять, что он все это время был в вашем кармане. Точно так же нам нравится искать смысл жизни, заглядывая за пределы нашего существования и опережая его, вместо того чтобы осознавать, что он был с нами все это время.
Жажда большего кажется комично абсурдной, когда вы уменьшаете масштаб и видите, что ничто не имеет значения, так что речь идет о том, чтобы углубиться в увеличенную жизнь, которую вы уже ведете. Ваше здоровье, ваши близкие, ваша работа, ваши интересы, ваше желание помогать другим, ваши ценности, ваше существование.
Что может быть важнее этого?
_______________
Если вам понравился этот пост, рассмотрите возможность подписаться на информационный бюллетень More To That. Вы будете уведомлены, когда появится новый пост, и получите доступ к личным размышлениям, которые вы больше нигде не найдете.
В качестве приветственного подарка я пришлю вам 10-страничную электронную книгу под названием «Как найти великие идеи» и набор красочных обоев для вашего телефона.
Если вы хотите поддержать многие часы, которые уходят на создание этих постов, вы можете сделать это на моей странице Patreon здесь.
_______________
Вот три других сообщения More To That, которые углубляются в джунгли нашего разума:
От невежества к мудрости: основа знаний
Смерть: сосед по комнате жизни
Как естественный отбор нас облажался
_______________
Источники
Томас Нагель – Абсурд
Очень плохие волшебники – Эпизод 126: Абсурд
Видео ускоренного курса – Экзистенциализм – Ускоренный курс философии #16
Дэн Хармон – В поисках смысла
В чем смысл жизни?
Прочтите о том, что гуманисты не верят в какой-то внешний «высший» смысл жизни, а вместо этого верят, что смысл — это то, что мы можем создать сами
Вопрос «В чем смысл жизни?», по-видимому, подразумевает, что есть какой-то ответ. там что можно обнаружить. Однако тот факт, что мы можем задать вопрос, не означает, что на него должен быть ответ. Действительно, «В чем смысл жизни?» — странный вопрос. Обычно мы спрашиваем о значении чего-либо, когда спрашиваем о значении слов или предложений, но это не то, что люди делают, когда спрашивают о смысле жизни. Таким образом, не кажется очевидным, что означает сам вопрос.
Тем не менее, «В чем смысл жизни?» — вопрос, который задают многие люди. Поэтому вопрос должен иметь для них какой-то смысл. Казалось бы, у большинства это связано с желанием почувствовать, что наша жизнь чего-то стоит, что наша жизнь не совсем бессмысленна и лишена смысла и направления. Будучи сознательными, думающими и чувствующими существами, трудно избежать этой потребности.
Жизнь без «высшего» смысла жизни
Некоторые люди верят, что есть какой-то «высший» смысл жизни, что должен быть больший, более великий смысл или цель, которая лежит за пределами нас. Без такой универсальной цели они могут утверждать, что в нашей жизни чего-то не хватает. Наше существование в некотором смысле обесценено, говорят они. Но это не единственный способ понять это.
‘Откуда такое ощущение, что в атеистическом мировоззрении чего-то не хватает? Возможно, дело в том, что для многих мировоззрение, к которому они пришли, содержит религию. Таким образом, мировоззрение без нее выглядит как мозаика, в которой отсутствуют некоторые крупные и жизненно важные части — уберите религию, и она просто не будет выглядеть завершенной. Но это иллюзия, созданная предположением, что религия имеет значение. Чтобы преодолеть это, необходимо попытаться увидеть атеистическое мировоззрение как законченное само по себе, а не как религиозное мировоззрение с удаленными ключевыми частями. Тогда список того, во что верят атеисты, будет казаться таким, какой он есть: более чем достаточно, чтобы наполнить жизнь» 9.0003
Группа философов-гуманистов
Также возникли бы трудные вопросы, если бы наша цель определялась внешней по отношению к нам силой:
‘Утверждение наших целей всемогущим существом может, с одной точки зрения, рассматриваться как полная противоположность осмысленного существования. Если бы мы оказались в обществе, где наши функции были возложены на нас правящей силой, или если бы мы обнаружили, что наш мозг был разработан могущественным компьютерным программистом, который решает за нас, какие цели мы должны преследовать, мы вряд ли почувствовали бы себя что наша жизнь вдруг наполнилась смыслом. Мы — большинство из нас — хотим быть свободными в принятии собственных целей и решать сами, как жить, и мы можем чувствовать, что, если бы мы не были способны формировать свою собственную жизнь, она не имела бы для нас смысла. Так не можем ли мы сказать, что смысл жизни как раз и состоит в том, чтобы выбирать и рассматривать собственные цели и находить удовлетворение в их достижении? Разве этого недостаточно? Почему нам нужно черпать наши цели из внешнего источника?»
Ричард Норман, Справочник по гуманизму
Значит ли смысл сотворен, а не открыт?
Для гуманистов, не верящих ни в бога, ни в загробную жизнь, нет оснований думать, что должен существовать скрытый, внешний или «высший» смысл жизни: жизнь ни для чего не существует, она просто есть . Во всем этом нет никакой основной цели. Мы знаем, что являемся продуктом эволюции — результатом случайных изменений на протяжении миллиардов лет, — поэтому нет причин думать, что наше индивидуальное существование является частью какого-то великого плана.
Тогда гуманист может сказать, что нам решать, каковы будут смыслы и цели нашей жизни. Остается открытым вопрос, можно ли такие значения «найти», «создать» или просто «пережить». Однако мы можем наделить свою жизнь чувством направления и цели — мы можем сделать свою жизнь значимой. Многим гуманистам это знание может дать чувство свободы и облегчения.
«…мы, философы и «свободные духи», чувствуем себя озаренными новой зарей; наше сердце переполняется благодарностью, удивлением, предчувствием, ожиданием — наконец горизонт снова кажется ясным, хотя и не светлым; наконец, наши корабли могут снова отправиться в путь, отправиться навстречу любой опасности; всякая смелость любителя знаний снова разрешена; море, наше море, снова открыто; может быть, никогда не было такого «открытого моря»».