Смысл жизни кратко: В чем смысл жизни и как его найти

Философские подходы к пониманию смысла жизни

Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.

Важность проблемы

Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.

Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».

Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.

Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.

Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.

Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:


  • Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
  • Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
  • Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
  • Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.

Основные философские концепции смысла жизни

Гедонизм

Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».

Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.

Эвдемонизм

Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.

Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, стремление к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.

Утилитаризм

Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.

Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.

Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.

Прагматизм

Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.

Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.

Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.

Этика долга

Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.

Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.

Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.

Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.

Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Понятие «смысл жизни» в философско-религиозной интерпретации С.Л. Франка

Понятие «смысл жизни» в философско-религиозной интерпретации С.Л. Франка

Молдагалиев Сабыржан Ерсайнович — студент Астраханского государственного университета. (г.Астрахань)

Аннотация: В статье анализируется работа С.Л. Франка «Смысл жизни», рассматривается проблема соотношения добра, правды и смысла жизни, определяются условия возможности бытия понятия «смысл жизни». Автор анализирует пути поиска Франком ответа на вопрос «в чем смысл жизни?», обнаруживая этот ответ в нравственно-религиозном совершенствовании.

Ключевые слова: смысл жизни, религиозное и нравственное совершенствование, добро, правда, нравственная цель и нравственное средство, гуманизм.

Одной из ключевых тем русской философии всегда был вопрос о смысле жизни и о том, где, в каких областях жизни человека его искать. Одной из наиболее оригинальных и законченных попыток подобраться к тайне смысла жизни стала концепция замечательного отечественного мыслителя Серебряного века русской культуры Семена Людвиговича Франка. В начале статьи с одноименным названием, вышедшей в Берлине 29 августа 1925 г., вопрошается: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да — то какой именно?

В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?» [2; 89]. По всей видимости, начиная работать над дефиницией понятия «смысл жизни», Франк допускал и возможность его небытия вообще.

Мыслитель отмечал, что одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема добра и правды, тесным образом связанная с проблемой смысла жизни. Именно добро и правду Франк причисляет к «дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего «Я»» [2; 94]. С.Л. Франк отмечает, что для человека уже с ранней юности очень важна проблема «духовной значительности» и «осмысленности» жизни, осознание того, что мы родились «не даром». Это, по мысли философа, дает каждому основание думать, что «мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее» и тем самым реализовать себя [2].

Вкратце кредо мыслителя-гуманиста можно обозначить так: «если мы родились в этом мире — значит, это кому-то надо!» Вся его статья «Смысл жизни», тем не менее, пронизана главным вопросом «зачем мы живем?», который «волнует и мучает в глубине души» каждого человека. И далее, как развитие темы: «ожидание его решения не от внутренней духовной энергии нашей собственной воли, а от непредвиденных перемен судьбы, это совершенное презрение к настоящему и капитуляция перед ним за счет мечтательной идеализации будущего» [2; 91-93]. Франк подчеркивает, что такое ожидание и есть «душевная и нравственная болезнь».

Вопрос о смысле жизни сводится мыслителем к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». Далее по тексту статьи Франк сам отвечает на него следующим образом: необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом. «Дело», которое в этом случае должно спасти мир — это внутренняя воспитательная работа над самим собой и другими. Далее С.Л. Франк продолжает: «по человеческому замыслу и человеческими силами осуществляемая планомерная мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысливающая жизнь» [2; 94] имеет в своей основе «общее дело», которое и «дарует смысл жизни личности [2; 95]. Мыслитель полагает, что в основе этого дела находится «глубокое и верное, хотя и смутное, религиозное чувство».

После этого допущения Франк задает вполне резонный, думается, вопрос: «на чем основывается здесь убеждение в возможности спасения мира?», откуда в этой реформе могут взяться силы для самоисправления и уничтожения этой бессмысленности, каково начало этой возможности? Философ отвечает на это так: начало это всегда — осознанно или бессознательно — человек и его стремления к совершенству, к идеалу, к добру. Такое умонастроение, думается, и позволяет назвать С.Л. Франка философом-гуманистом, человеколюбом и человекозащитником. Он утверждает: через нравственно-гуманную деятельность человек достигает того смысла жизни, который обозначился в начале его пути.

Чем же обеспечена возможность человеческого прогресса, то есть постепенного, а иногда и внезапного, достижения им совершенства? По мысли Франка, «возможность человеческого прогресса… достижения им совершенства… определяется внутренним процессом самоочищения и самоопределения» [2; 96]. Если же природа или мировая история употребляет нас    как     рабов,   для     накопления    богатства     грядущих   человеческих поколений — то и наша собственная жизнь так же лишена смысла. Мыслитель убежден, что есть какая-то «чудовищная несправедливость», с которой не могут примириться ни разум, ни совесть; она неравномерно распределяет добро и зло, разум и бессмыслицу, она же делает жизнь бессмысленной как целое. Философ задается вопросом: почему одни должны страдать и умирать «во тьме», а другие, их «грядущие преемники» наслаждаться добром и счастьем, которое дает им жизнь? С.Л. Франка волнует и вопрос, почему мир так несправедлив, что реализации правды должен предшествовать долгий период неправды, и очень большое количество людей обречены проводить свою жизнь в этом затянутом «приготовительном классе» человечества?

Заметим: сам Франк не может дать ответа на этот вопрос. Он только констатирует, что пока человечество не ответит на этот вопрос, мир будет оставаться бессмысленным, а потому бессмысленно и само грядущее его «блаженство». Мыслитель отмечает, что «мировая жизнь в целом и наша собственная как единое целое слитое в единстве со всей мировой жизнью… должно сознаваться как вневременное и всеобъемлющее «целое» [2; 97]. Он подчеркивает, что только смысл жизни  — если он есть — и может вдохновлять человека на истинно великие дела. Исследователь творчества С.Л. Франка В. Иконников отмечает, что «он [Франк] считал жизнь в ее непосредственном стихийном течении бессмысленной, и пытался угадать общее для всех дело, посредством которого обретала бы смысл и индивидуальная жизнь» [1; 139].

Другой стороной учения С.Л. Франка о смысле жизни является его теория развития религиозного чувства человека как устремленности к смыслу и ценностям духовно-нравственной сферы, духовному росту. Именно религиозное сознание понимается Франком как высшая форма нравственного сознания. Здесь следует обратить внимание на постановку мыслителем того же самого вопроса «Что делать?» в евангельском контексте. Под «делом» здесь понимается внутреннее перерождение человека через самоотречение, покаяние и веру, а главной заповедью должна стать «любовь к Богу и любовь к ближнему; «так поступай, и будешь жить» (Ев. Луки 10.25-28). С.Л. Франк приходит к выводу, что любовь к Богу и происходящая из нее любовь к ближнему — вот не только смысл, но и спасение жизни. Мыслитель убежден, что только вера сохранит человека как человека.

Жить истинной жизнью, жить в вере — значит, жить в постоянном напряжении своих моральных и физических сил, жить «полным», «большим» сознанием того, что любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственности. Философ убежден, что «это есть подлинный труд, подлинная борьба, подлинное творчество, в котором мы… творим нечто совершенно иное, небывалое — именно преображенную реальность нашего существа, нового человека» [2; 103]. Таким образом, условия самой возможности смысла жизни, по Франку, это «религиозное внутреннее делание, борьба с самим собой».

Что же такое понятие «смысл» по Франку? А это примерно то же, что «разумность», то есть «поведение, правильно ведущее к цели», при условии что сама эта цель бесспорно разумна. Отсюда условием разумности жизни как ценности «является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо средства цели», но чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны [2; 104]. Мыслитель небезосновательно утверждал, что разумность представляет собой самодовлеющую ценность нашей души, которая должна быть (или стать!) служением высшему и абсолютному благу.

В завершение заметим: С.Л. Франк признает абсолютным такое благо, которое «одновременно и самодовлеющее, превышающее все мои личные интересы, благо, и благо для меня». С точки зрения аксиологии такое благо есть высшая ценность, онтологически же оно благо и в объективном (как самоцель), и в субъективном (вспомогательном) смысле.

С.Л. Франк резюмирует: для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и свободные участники и причастники божественной жизни, так, чтобы служа Ему, эту жизнь утверждали, обогащали и просветляли. Размышления Франка о смысле жизни в таком философско-религиозном ключе возродили в начале XX в. дискуссию о том, зачем же мы живем, и нужно отметить, что она далека от своего завершения и в наши дни.

Список литературы:

1.    Иконников, В. А. Фантомы российской культуры: век 20-й. — М.: СВТ-Стандарт, 2001. — 180 с.
2.    Франк, С.Л. Смысл жизни. // С.Л. Франк. Сочинения. — М., 1995. — С. 89-105.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Хантер С. Томпсон объясняет смысл жизни —

В 1958 году Хьюм Логан обратился за советом к своему другу Хантеру С. Томпсону. В то время Хантер был никем — не таким известным писателем, как сегодня. Он работал копирайтером в журнале Time, зарабатывая 51 доллар в неделю.

Ответ Хантера своему другу был настолько вдумчивым и вдохновляющим, что сегодня он остается таким же действенным советом, как и тогда, когда он его написал.

Если вы когда-нибудь задумывались о своей жизни и о том, как найти в ней свой путь, вы обязаны прочитать это письмо ради себя. Это письмо показывает, что вы не должны застрять на своем пути, чувствуя себя безнадежно. Вы можете жить так, как хотите. Это твой выбор.

22 апреля 1958 г.
57 Perry Street
Нью-Йорк

Дорогой Юм,
Вы просите совета: ах, что за очень человечный и очень опасный поступок! Ибо давать советы человеку, который спрашивает, что делать со своей жизнью, подразумевает нечто очень близкое к эгомании.

Взять на себя смелость указать человеку верную и конечную цель — указать дрожащим пальцем ПРАВИЛЬНОЕ направление — это только дурак на себя возьмется.

Я не дурак, но я уважаю вашу искренность, когда вы спрашиваете моего совета. Однако я прошу вас, слушая то, что я говорю, помнить, что любой совет может быть только продуктом человека, который его дает. Что для одного правда, для другого может быть катастрофой. Я не вижу жизнь твоими глазами, а ты моими. Если бы я попытался дать вам конкретный совет, это было бы слишком похоже на слепого, ведущего слепого.

«Быть ​​или не быть: вот в чем вопрос: Что благороднее в душе: терпеть пращи и стрелы безудержной судьбы или с оружием в руках сражаться против моря бед…» (Шекспир)

И действительно, вот в чем вопрос: плыть ли по течению или плыть к цели. Это выбор, который мы все должны сделать сознательно или бессознательно в какой-то момент нашей жизни. Так мало кто это понимает! Подумайте о любом решении, которое вы когда-либо принимали и которое имело отношение к вашему будущему: я могу ошибаться, но я не понимаю, как это могло быть ничем иным, как выбором, пусть и косвенным, между двумя вещами, которые я упомянул: плавание или плавание.

Но почему бы не плавать, если у тебя нет цели? Это другой вопрос. Бесспорно, лучше наслаждаться плаванием, чем плавать в неизвестности. Так как же человек находит цель? Не замок среди звезд, а реальная и осязаемая вещь. Как человек может быть уверен, что он не гонится за «большой горой леденцов», заманчивой сахарной целью, у которой мало вкуса и нет сути?

Ответ — и, в некотором смысле, трагедия жизни — в том, что мы стремимся понять цель, а не человека. Мы ставим цель, которая требует от нас определенных вещей: и мы делаем эти вещи. Мы приспосабливаемся к требованиям концепции, которая НЕ МОЖЕТ быть действительной. Скажем, когда вы были молоды, вы хотели быть пожарным. Я чувствую себя достаточно уверенно, говоря, что ты больше не хочешь быть пожарным. Почему? Потому что ваша точка зрения изменилась. Изменился не пожарный, а ты. Каждый человек есть сумма его реакций на опыт. По мере того, как ваш опыт меняется и умножается, вы становитесь другим человеком, и, следовательно, меняется ваша перспектива.

Это продолжается и продолжается. Каждая реакция — это процесс обучения; каждый значительный опыт меняет вашу точку зрения.

Так что было бы глупо, не так ли, приспосабливать нашу жизнь к требованиям цели, которую мы каждый день видим под другим углом? Могли ли мы когда-либо надеяться достичь чего-либо, кроме галопирующего невроза?

Таким образом, ответ не должен касаться целей вообще, или, во всяком случае, не материальных целей. Потребовались бы стопы бумаги, чтобы развить эту тему до конца. Одному Богу известно, сколько книг было написано о «значении человека» и подобных вещах, и одному Богу известно, сколько людей размышляло над этим вопросом. (Термин «бог его знает» я употребляю чисто как выражение.) Очень мало смысла в том, чтобы я пытался изложить вам это в поговорке, потому что я первый признаю свою абсолютную некомпетентность для уменьшения смысл жизни в один-два абзаца.

Я буду держаться подальше от слова «экзистенциализм», но вы можете держать его в уме как своего рода ключ. Вы также можете попробовать нечто под названием «Бытие и ничто» Жана-Поля Сартра и еще одну небольшую вещь под названием «Экзистенциализм: от Достоевского до Сартра». Это всего лишь предложения. Если вы действительно удовлетворены тем, что вы есть и что вы делаете, то откажитесь от этих книг. (Пусть спящие собаки лгут.) Но вернемся к ответу. Как я уже сказал, полагаться на осязаемые цели было бы в лучшем случае неразумно. Так что мы не стремимся быть пожарными, мы не стремимся быть ни банкирами, ни полицейскими, ни врачами. МЫ СТРЕМИМСЯ БЫТЬ СОБОЙ.

Но поймите меня правильно. Я не имею в виду, что мы не можем БЫТЬ пожарными, банкирами или врачами, но мы должны сделать цель соответствующей личности, а не заставить человека соответствовать цели. В каждом человеке наследственность и окружающая среда объединились, чтобы создать существо с определенными способностями и желаниями, включая глубоко укоренившуюся потребность функционировать таким образом, чтобы его жизнь была ОЗНАЧАЕМОЙ.

Мужчина должен БЫТЬ кем-то; он должен иметь значение.

Насколько я понимаю, формула выглядит примерно так: человек должен выбрать путь, который позволит его СПОСОБНОСТЯМ функционировать с максимальной эффективностью для удовлетворения его ЖЕЛАНИЙ. Делая это, он удовлетворяет потребность (придавая себе идентичность, действуя по установленному шаблону для достижения поставленной цели), он избегает фрустрации своего потенциала (выбирая путь, который не ограничивает его саморазвитие), и он избегает ужаса. видеть, как его цель увядает или теряет свое очарование по мере того, как он приближается к ней (вместо того, чтобы согнуть себя, чтобы удовлетворить требования того, что он ищет, он согнул свою цель, чтобы она соответствовала его собственным способностям и желаниям).
Короче говоря, он не посвятил свою жизнь достижению заранее определенной цели, а скорее выбрал образ жизни, который ЗНАЕТ, что он будет наслаждаться. Цель абсолютно вторична: важно функционирование по направлению к цели.

И кажется почти нелепым говорить, что человек ДОЛЖЕН действовать по шаблону, который он выбрал сам; ибо позволить другому человеку определять ваши собственные цели — значит отказаться от одного из самых значимых аспектов жизни — окончательного акта воли, который делает человека личностью.

Предположим, что вы думаете, что у вас есть выбор из восьми путей (конечно, все заранее определенные пути). И давайте предположим, что вы не видите никакой реальной цели ни в одной из восьми. ТОГДА — и в этом суть всего, что я сказал — вы ДОЛЖНЫ НАЙТИ ДЕВЯТЫЙ ПУТЬ.

Естественно, это не так просто, как кажется. Вы прожили относительно узкую жизнь, скорее вертикальное, чем горизонтальное существование. Так что не так уж сложно понять, почему вы, кажется, чувствуете то, что чувствуете. Но за человека, который медлит с ВЫБОРОМ, его выбор неизбежно сделают за него обстоятельства.

Так что, если вы теперь причисляете себя к разочарованным, то у вас нет другого выбора, кроме как принять вещи такими, какие они есть, или серьезно искать чего-то другого. Но остерегайтесь поиска целей: ищите образ жизни. Решите, как вы хотите жить, а затем посмотрите, что вы можете сделать, чтобы зарабатывать на жизнь ВНУТРИ такого образа жизни. Но вы говорите: «Я не знаю, где искать; Я не знаю, что искать».

И вот в чем суть. Стоит ли отказываться от того, что у меня есть, чтобы искать что-то лучшее? Я не знаю — это? Кто может принять это решение, кроме вас? Но даже РЕШАЯ ПОСМОТРЕТЬ, вы значительно продвинетесь к выбору.

Если я не прекращу это, то начну писать книгу. Надеюсь, это не так запутанно, как кажется на первый взгляд. Имейте в виду, конечно, что это МОЙ СПОСОБ смотреть на вещи. Я думаю, что это довольно широко применимо, но вы можете и не думать. Каждый из нас должен создать свое собственное кредо — это просто мое.

Если какая-то часть этого кажется бессмысленной, обязательно обратите на это мое внимание. Я не пытаюсь отправить вас «в путь» на поиски Вальхаллы, а просто указываю на то, что нет необходимости принимать выбор, переданный вам жизнью, какой вы ее знаете. Дело не только в этом — никто НЕ ДОЛЖЕН делать то, что он не хочет делать до конца своей жизни. Но опять же, если это то, что вы делаете, во что бы то ни стало убедите себя, что вы ДОЛЖНЫ были это сделать. У тебя будет много компании.

На этом пока все. Пока я снова не получу от вас известие, я остаюсь,
ваш друг,
Охотник

Входите в игру

Бесплатные инструменты и ресурсы, подобные этому, доставляются вам по мере их появления.

Мы не будем рассылать вам спам. Отписаться в любое время. Работает на ConvertKit Статьи

Что такое икигай и как он может придать смысл моей жизни?

Главная

 > 

Блог

 > 

Карьерные навыки

 > 

Найди свою страсть

 > 

what-is-ikigai

Жизнь на этой бледно-голубой точке может быть несколько сложной. В некоторые дни трудно найти причину, чтобы встать с постели по утрам. Некоторые люди, кажется, находят радость везде, куда бы они ни пошли. Как они это делают? Знаете ли вы, , , секрет счастливой и полноценной жизни?

Вы сознательно перестаете думать о своем счастье? Маленькие вещи вызывают у вас улыбку? Вы чувствуете, что есть чувство цели, что-то, что подпитывает вас, чтобы продолжать идти, даже когда дела идут плохо?

Если вы ответили «да» на эти вопросы, возможно, у вас уже есть икигай путь! Если нет, возможно, пришло время ввести его в свою повседневную жизнь.

Ниже мы представим значение икигай как с японской, так и с западной точек зрения. Мы поможем вам понять, как использовать икигай в повседневной жизни и как это может помочь вам обрести покой, цель и радость.

Что такое икигай?

Икигай (生き甲斐, «и-ки-парень») — японское понятие. В нем описываются вещи, которые делают вашу жизнь стоящей, вещи, которые дают вам глубокое чувство цели, удовлетворения и радости.

Это слово недавно проникло в западную культуру. Иногда его определяют как «секрет счастливой жизни» или «что-то, что приносит удовольствие или удовлетворение». (Это не совсем точно, но мы проясним это ниже.)

Икигай состоит из двух японских слов: ики (生き), что означает жизнь, и кай (甲斐), что означает эффект, результат, ценность. , выгода или ценность. Ики и Кай объединяются, чтобы дать нам икигай: причину жить/существовать.

(Если вам интересно, «к» превращается в «г» из-за лингвистического феномена, известного как «рендаку». В японском языке глухие согласные (например, «к» в слове «кай») становятся звонкими (например, « г» в гай), когда они стоят перед словами, составляющими вторую часть сложного слова.)

Хотя концепция икигай хорошо известна среди японцев. Психиатр Миеко Камия впервые популяризировала его в своей книге 1966 года Ikigai ni Tsuite — (生きがいについて — О смысле жизни ).

Какова история создания икигай?

Происхождение слова икигай восходит к периоду Хэйан (с 794 по 1185 год). Профессор Акихиро Хасэгава много лет изучал концепцию икигай.

Он считает, что «кай» на самом деле происходит от японского слова, обозначающего раковину или моллюска (貝). В период Хэйан раковины были чрезвычайно ценными. Художники часто украшали их вручную и использовали как часть игры по подбору ракушек под названием «кай-авасэ» (貝合 わ せ). Только богатые могли позволить себе эти красивые и ценные ракушки. Так слово «кай» буквально стало синонимом достоинства, ценности, выгоды и так далее.

Икигай — это не то, что вы думаете

За последние несколько лет популярность икигай возросла. Блоги и новостные агентства, такие как BBC, опубликовали бесчисленное количество историй, таких как Ikigai: Японский секрет счастливой жизни . К сожалению, многие люди на Западе путают икигай с некой диаграммой Венна о «поиске своей цели».

Западная интерпретация Икигай, популяризированная Марком Винном

Западная интерпретация Икигай, популяризированная Марком Винном

Эта диаграмма икигай состоит из четырех перекрывающихся кругов. Каждый круг содержит вопрос. И каждый набор кругов объединяется, чтобы описать страсть, миссию, профессию и призвание. После того, как вы обдумаете каждый вопрос, вы, предположительно, сможете раскрыть свой икигай/жизненную цель.

Четыре вопроса касаются того, что вы делаете:

  • Что-то, что вы любите
  • Что-то, что нужно миру
  • Что-то, в чем вы хороши
  • То, за что вам могут заплатить

Предприниматель Марк Винн популяризировал диаграмму. Он объединил концепцию икигай с процессом поиска цели, изобретенным испанским астрологом Андресом Зузунагой в 2011 году. Он стал популярным и превратился в мем. Многие англоязычные культуры ссылаются на это как на авторитетное определение икигай. (Спасибо Николасу Кемпу за то, что он ведет хронику истории заблуждений икигай.)

Диаграмма целей может помочь людям найти баланс в жизни, но на самом деле это скорее карьерный совет, чем жизненный. Это не имеет ничего общего с японской концепцией икигай. Онлайн-диаграмма икигай предполагает, что выполнение всех четырех условий необходимо для достижения истинного счастья или икигай 9.0003

Это просто не соответствует действительности потому что это подразумевает, что вы не можете испытать икигай, если занимаетесь любимым делом, но вам за это не платят.

А пока давайте проясним одно географическое заблуждение.

Долгожители Окинавы не знают секрета икигай. Да, продолжительность жизни на Окинаве (самая южная префектура Японии) на удивление высока. Но то же самое можно сказать и о многих других регионах Японии. Авторы Эктор Гарсия и Франсеск Миральес взяли интервью у группы жителей Окинавы старше 100 лет. Чтобы узнать их жизненную философию для своей книги Икигай: японский секрет долгой и счастливой жизни . Но это привело к тому, что Окинава стала центром икигай, что не совсем правильно.

Профессор Хасэгава обнаружил, что местоположение на самом деле не влияет на икигай людей. Скорее, все это связано со здоровьем, интеллектуальной активностью и воспринимаемым социальным поведением/ролями.

Истинное японское значение икигай

Правда в том, что японцы редко задают себе вышеуказанные вопросы об икигай. Термин не столь грандиозный в своем первоначальном контексте. На самом деле икигай больше связан с мелочами жизни — маленькими счастливыми моментами, которые вы учитесь ценить, поскольку они питают вас радостью.

По словам профессора Хасэгавы, мы должны винить языковой барьер в этом неправильном толковании. Икигай уже давно называют японским секретом долгой и счастливой жизни . Но это не то, что мы можем измерить, и оно не находится в каком-то определенном диапазоне. Слово iki , происходящее от глагола ikiru/жить (生きる), относится к повседневной жизни. Говоря о чьей-либо жизни в более общих чертах, японцы вместо этого используют существительное 人生 ( jinsei ).

Итак, вот лучший способ сформулировать это, предложенный Николасом Кемпом: ценность, которую человек находит в повседневной жизни.

Вещи, которые действительно вызывают икигай

Миэко Камия не только способствовала популяризации термина икигай в Японии. Многие исследователи (в том числе профессор Хасэгава) использовали ее открытия, чтобы попытаться уловить истинное значение икигай.

Одна вещь, которую установил Камия, заключалась в том, что у большинства людей есть одна конкретная сила или фокус их икигай. Это может быть связано с прошлым, настоящим или будущим, и это может быть много разных вещей, в том числе:

  • Опыт
  • Память
  • Health
  • Hobby
  • Члены семьи
  • Friends
  • Social Rolea
  • Future Events
  • Emange Offive
  • 7. удовлетворение:

    • Самореализация и желание жить
    • Чувство удовлетворения в повседневной жизни
    • Мотивация жить
    • Смысл существования
    • Чувство контроля

    Эти чувства известны как икигай-кан . Многие из нас здесь, на Западе, руководствуются схожими мотивационными силами; мы просто не всегда осознаем их воздействие. В японской культуре люди связывают свое счастье и благополучие с икигай. Находить цель и оставаться сильным, даже имея дело с очень напряженной повседневной жизнью. Икигай японцев может быть связан с их выносливостью, дисциплиной и решимостью.

    Какие есть примеры икигай?

    Имея это в виду, нетрудно привести несколько замечательных примеров икигай, которые могут быть грандиозными или скромными.

    Подумайте о матери-одиночке, которая работает на двух работах, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Жизнь непроста, но заботы о ее детях, наблюдения за их ростом и улыбки на их лицах достаточно, чтобы она продолжала жить. Ее дети — ее икигай, приносящие радость и удовлетворение в утомительную и нестабильную жизнь.

    Подумайте о желании молодого студента усердно учиться и найти работу своей мечты, а также о стремлении учителя видеть, как его ученики процветают. Икигай бабушки может заключаться в том, чтобы оставаться здоровым или видеть своих детей или внуков каждую неделю.

    Да, ваша профессия может быть тесно связана с вашим икигай. Но обратите внимание, что нет необходимой корреляции с денежными выгодами. Это то, что диаграмма Венна ошибается. Как мы уже упоминали, маленькие вещи, которые приносят удовольствие и удовлетворение, вносят не меньший вклад в ваш икигай.

    Как мне найти мой икигай?

    Икигай — это не сложная секретная или причудливая техника, которая может придать жизни смысл и цель. По крайней мере, по словам нейробиолога Кена Моги. Для Моги имеет смысл отказаться от строгих определений, сосредоточившись на положительном влиянии икигай и найти способ воспроизвести его эффекты.

    Все, что доставляет вам радость, а также побуждает двигаться вперед, можно назвать икигай.

    Кен Моги выделяет пять принципов, которые могут помочь людям чувствовать себя более благодарными, когда они учатся ценить маленькие радости жизни.

    Способ найти свой икигай, основанный на исследовании Кена Моги

    1. Начните с малого

    Первый столп икигай тесно связан с японской философией кодавари (こだわり – «обязательство»). Вы можете думать о кодавари как о неустанном стремлении к совершенству в своей работе или ремесле. Многие японцы знают, что совершенство недостижимо, но они стремятся быть максимально эффективными и инновационными.

    Даже если у них есть доступ к ограниченным ресурсам, японские последователи икигай вкладывают сердце и душу в то, что они делают. Всегда ищите новые пути для совершенствования и прогресса. Они знают, что величие не дается легко, и они не против двигаться вперед шаг за шагом.

    Трудолюбие, терпение и внимание к деталям позволяют им видеть красоту в мелочах. Такие вещи, как первый глоток утреннего кофе, детский смех и сильный аромат тонкоцурамена на улицах Токио.

    2. Отпустите себя

    Согласно Моги, второй столп икигай — это принятие себя таким, какой вы есть.

    Изменчивость — одна из величайших отличительных черт природы. Он считает, что счастье можно найти в том, чтобы позволить своему истинному «я» процветать и сиять.

    Он упоминает японскую пословицу junin toiro (十人十色), которая переводится как «десять разных цветов для десяти разных людей». И лежит в основе философии икигай:

    «Следуя своему икигай, вы можете быть собой, сколько хотите. Вполне естественно, что вы должны быть собой, потому что каждый из нас немного отличается от других».

    Хотя в остальном коллективистская культура. Японцы ценят разнообразие личности, чувствительности и экспрессии.

    3. Живите в гармонии и устойчивом развитии

    Третий столп касается гармонии и устойчивого развития. Вы должны преследовать свои собственные мечты и желания. Но вы всегда должны принимать во внимание устойчивость вашей социальной и природной среды.

    Видите ли, икигай — это своего рода мотивационная сила, которая помогает вам двигаться вперед: она дает вам силы заниматься делами, когда вы предпочитаете спать. Это побуждает вас идти на работу (и находить в ней радость), когда вместо этого вы могли бы сидеть дома и играть в видеоигры весь день. Но что еще более важно, икигай — это гармония с окружающей средой, с окружающими вас людьми и с обществом в целом.

    Для жителей Запада понятие гармонии может быть сложным. Мы часто оказываемся в конкурентной среде, где доминируют иерархии и властные структуры. Трудно увидеть более широкую картину, когда мы так заняты своими личными заботами и желаниями. Мы не часто видим, как мы вписываемся в эту большую картину, и это может сбить нас с толку.

    4. Находить радость в мелочах

    Несмотря на то, что большинство жителей Запада верят в икигай, для большинства японцев это не имеет ничего общего с их повседневной работой. Из-за требовательной и скучной рабочей среды люди ищут удовлетворения вне работы. Япония — страна любителей, которые подняли радость от мелочей на совершенно новый уровень.

    Что делать, если вы работаете в бизнесе полный рабочий день, но увлекаетесь гончарным делом? Вы находите время, чтобы провести его в своей мастерской, даже если к концу недели продаете только одну вазу за 10 долларов. Чувства достижения и удовлетворения, которые вы испытываете, получив эту продажу, может быть достаточно, чтобы питать ваш икигай на несколько дней вперед. Или это может произойти просто в процессе его создания, если вас не волнует коммерческий аспект.

    В качестве примера Моги рассказывает об огромном количестве людей, которые активно производят и продают собственную мангу на komiketto (コミケット — рынок комиксов ). Конечно, это может быть в какой-то степени прибыльным, но для подавляющего большинства это не более чем радостное хобби.

    5. Будьте здесь и сейчас

    Вы знакомы с этой концепцией, если раньше изучали восточную философию. Сосредоточенность на том, что происходит здесь и сейчас, позволяет вам вести более спокойную и беззаботную жизнь. Моги считает, что этот последний столп направлен на то, чтобы вывести нашего внутреннего ребенка. И находить время, чтобы лелеять и ценить каждое мимолетное мгновение.

    Он говорит, что дети всегда полны радости, потому что они не тратят слишком много времени на размышления о прошлом и будущем. Настоящий момент приносит новые приключения и ощущения, которые им просто необходимо исследовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *