Смысл жизни проблема: Смысл жизни как проблема философии

Смысл жизни как философская проблема

Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько трагических коллизий связано с попытками их решения, ибо быть для человека — прежде всего жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сущности окружающего мира, ответь! на вопросы о положении и назначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения (см. Швейцер А. Культура и этика. М. 1973. С. 82).

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Традиционно она рассматривалась во взаимосвязи с осознанием конечности жизни человека. Постыдно умереть, заявляли в окружении Сократа, не изведав всех сил духовных и телесных. А Эпикур советовал не поддаваться страху смерти, поскольку он по своей сути иррационален — ведь когда есть смерть, то нас уже нет. Как это ни покажется парадоксальным, но отношение людей к смерти определяет их отношение к жизни. Конечность и бесконечность человеческого бытия — исходный пункт для философского осмысления смысла жизни. Но при этом мудрое осмысление места и роли человека в системе всеобщих, мировых связей, развития и формирования его сознания, невозможно произвести вне их соотнесения со смыслом жизни отдельного человека.

Впервые наиболее широкое понимание данной связи встречается в этике И. Канта. Сам Кант видел сверхзадачу своей философии в человеке, ибо человек есть для себя своя последняя цель, и существенное отличие человека заключается во всем том, что образует его субъективный мир. «То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому, он — личность, а в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпеть, он — одна и та же личность, т. е. существо по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковые неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное.

В философии Канта для суждений о смысле жизни представляют интерес следующие моменты. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут’ реальности вообще, он — в осознании индивидом своего бытия как собственно человеческого, и есть проявление личности человека. Собственно человеческий смысл поведению индивида в жизненных предприятиях придает его добровольное самоподчинение нравственному закону, возвышающее человека над его собственной природой. Условием и духовной формой такого возвеличения человека над самим собой служит осознание им своего собственного человеческого места в мире. Следовательно, формой выражения смысла жизни является то или иное мировоззрение, у Канта — это религия, правомерность существования которой, как истинного объяснения мироздания, он отрицает, но признает необходимым принять как основу нравственности и смысла бытия. Идеи, содержащиеся в философии Канта, были продолжены и развиты в дальнейшей истории немецкой классической философии. Так, Г. Фихте со всей ясностью и категоричностью указывает на проблему смысла жизни как на основную для философских раздумий и воскрешает философию — учителя жизни. Истинно человеческий смысл жизни он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой, в разуме, в свободе, в деятельности, в том, чтобы человек из простого продукта сделался свободным разумным существом. Смысл жизни состоит в развитии человека, адекватном по соответственной природе, в становлении личности. Но этот процесс, предполагающий деятельность, не замкнут в индивиде; совершенствуясь, личность совершенствует мир.

В истории философии и религии зафиксированы попытки определить некий вечный смысл жизни, однозначно верный для всех людей и во все времена их существования. «Готовить себя к потусторонней жизни» — такова ориентация традиционно — религиозных представлений. С позиций абстрактной добродетели выдвигалось понимание смысла в виде положения «служить истине, добру», а также максимального удовлетворения биологических потребностей человека как побуждение «стремиться к наслаждению». Известны и экзистенциально-пессимистические утверждения о смысле жизни в форме рассуждений «человек рождается для страдания и смерти». Таким образом, анализируя философские учения о смысле жизни, можно сказать, что говорить об этом понятии безотносительно к личности, её историческому развитию и связи с обществом — бессмысленно, ибо всегда существует чей-то и кем-то осознаваемый, выявляемый по-новому смысл жизни. Но, будучи личностным феноменом, смысл жизни, по своему существу, содержанию есть нечто надындивидуальное, надличностное, связывая жизнь индивида с надличностной системой, подчиняя индивида этой системе, но таким способом, что это подчинение есть собственный атрибут личности человека и выявление его свободы. Собственно отношения человека к миру и форме социальной деятельности я поведения, когда на пике происходит реализация сущностных сил — rot и за, является объективным основанием.

Личностный смысл жизни может быть представлен как структурный элемент индивидуально выполняющий регулятивную функцию. См* и значение личной жизни выступают как философия проявления, стороны, элементы индивидуального сознания, реализующиеся в жизнедеятельности человека. Сама. ; 1 • юности и складывается из структуры её сознания и практики деятельности. В процессе расширения общения и практических действий, смысл жизни человека воплощается з материальной и духовной культуре, а затем уже в виде значения становится достоянием личности и регулятором её деятельности.

Человеческая жизнь — это не только борьба за выживание и стремление уйти от неприятностей, избавиться от страха и страданий. Люди наделены еще способностью к шевствованию. Жизненное, творческое, прогрессивное самоопределение, самоутверждение выступает высшей ценностью в содержании личностного смысла жизни бытия отдельного человека. Очевидно, что смысл жизни не только регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает моральные нормы и ценности, присущие развитой мировоззренческой системе, показывая, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Понятини | at ывается фундаментальная, сущностная ар, человеческого бытия. Объяснение и понимание сущности человеческого бытия обусловливает тот или иной тип мировоззрения. стержневым моментом содержания которого являются переживания и представления о личностном смысле жизни. Так, например, вопрос о личном спасении человека в мире, как бы он р з >азно ни истолковывался, при • зует любой религии. Да ш ни одно, из философских направлений также не может обойтись без ответа на вопрос о личностном. смысле бытия человека. Гумаж ‘,>41 оптимистическая или пессимистическая направленность мировоззрения в определяющей степени зависит от понимания личностного и родового смысла жизни. Мудрость свободного человека состоит в том, что он размышляет не о смерти, а о жизни. (Спиноза Б. Соч. Т. 1 М., 1957. С. 576). В этом проявляется сущностная особенность материалистического мировоззрения, ориентирующего человека при осмыслении бытия, на разум, но не на слепую веру, а также отрицающего онтологический смысл личности в качестве моста между сверхприродным и природным мирами. Поведение, поступки человека нельзя объяснить на базе раскрытия лишь одних биологических механизмов, извечно присущих людям. Также неправильным будет подобное объяснение, если будут учитываться только социокультурные факторы. Главные влечения, хотения (желания) у человека возникают из условий его всеобщего существования, в которых органически взаимосвязано биологическое и социальное.

Сознание личности есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни в процессе чувственно-предметной деятельности. Вместе с тем, сознание является и отношением человека к самому себе. Самосознание — это момент целостного развития личности в качестве субъекта труда, общения, познания и социальной деятельности. По мнению Марка Аврелия, «кто не исследует движение собственных мыслей, не может быть счастлив». Самосознание — первое условие мудрости конкретного человека. Специфика формирования личности тесно связана с возникновением и развитием такой внутренней собственно человеческой потребности, как потребность индивида в прояснении своего «Я» и уяснения смысла собственной, личной жизни. Кто из нас не ставил себе вопрос: «для чего живешь?»

Потребность познания смысла жизни выступает той базисной потребностью, иногда весьма остро проявляющейся, с которой связаны доминирующие формы общения и виды жизнедеятельности на этапах возрастного развития человека. Характеристика базовой потребности, как особого вида психологической напряженности, вытекающей из столкновения двух противоположных тенденций, а именно: тенденции слияния индивида с социумом и тенденции к выделению «Я» в качестве автономной единицы — суть возникновения и развития потребности в смысле жизни. На пути поиска смысла жизни неясное осмысление индивидом единства личной и общественной сторон своего бытия нередко приводит к отчуждению человека как от социальных отношений, так и от самого себя.

Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел лично свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства. По мнению Камю, философия способна помочь человеку не в проповедях благодушно-оптимистических идей, что жизнь прекрасна, к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего по наказанию богов камень в гору, с которой он снова должен покатиться вниз… И все — таки жизнь даже в ситуации абсурда — ценность, равной которой у человека нет. Но эта жизнь всегда «пограничная» со смертью.

Человек и только он сам определяет свое познание и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысли о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Л. Толстой в «исповеди» прекрасно показал, что утрата смысла жизни равносильна для человека смерти. Разумно мыслящий и тонко чувствующий человек находится в поиске связи между своей жизнью и конкретно-историческим и мировым опытом, а следовательно, между конкретно-историческим и мировым смыслом. Вне такой связи смысл жизни становится источником горьких разочарований, личных трагедий. Как заметил поэт, «надо думать, а не улыбаться, надо книжки трудные читать, надо проверять и ушибаться, мнения не слишком почитать. Мелкие пожизненные хлопоты по добыче славы и деньжат к жизненному опыту не принадлежат» (Б. Слуцкий).

Необходимость в познании смысла жизни отдельного человека ясно осознается личностью при соотношении реальных общественных ценностей с индивидуальными потребностями, мотивами действий и поступков. Самоответственность, самоотношение, самодисциплина — важные содержательные моменты процесса формирования личностного смысла жизни у индивида. Одним из критериев, по которому можно судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми и в практике, в предметной деятельности. Жизнь ставит человека перед выбором: принять существующую реальность или стремиться к переменам, к свободной деятельности.

Личностный смысл жизни можно определить в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результата усвоения общечеловеческих ценностей и выбора реализации этого приоритетного смысла на практике, в материальной и духовной культурной деятельности. Данный поиск и реализация приоритетного смысла жизни для индивида есть компромисс между необходимостью действовать по обычаям, нормам, законам, предписанным этнической общностью, обществом, государством и т. д. или руководствоваться одним лишь личным хотением. Поиск жизненного пути — это стремление поступать по велению души и сердца. Он сопряжен для индивида с антиномией, коренным противоречием социального действия, заключающимся no М. Веберу в соотношении морали ответственности и морали убеждений.

Потребности в ином, в отличном от привычных впечатлений, глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы её удовлетворения. Это удовлетворение потребности в ином процессе перехода человека от мироощущения к миросо* зерцанию и миропониманию лежит в основе формирования личностного смысла жизни. Оно связано с таким процессом, состоянием и результатом развития сознания, как его ясность. Ясность сознания, будучи результатом развития разума человека, характеризуется как та «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи, как того требует сущность самой вещи». Разумное отношение к сущности познаваемых и преобразуемых явлений, предметов — «пробный камень» глубины и богатства содержания личностного смысла жизни отдельного человека.

Отдельные представители субъективистского течения в западной философии заявляют о своем стремлении освободить человека от внешних и принудительных для него принципов жизни, утвердить его самоценность. Но в действительности, отгораживая человека от социальных форм бытия, как якобы изначально и абсолютно чуждых ему, они углубляются в иррациональные сферы индивидуального бытия и теряют реальную ценность подлинного человеческого существования.

Личностный смысл жизни формируется и проявляется у человека в ходе его овладения культурой и усвоения общечеловеческих ценностей на уровне приобщения к семье, к народу, к человечеству, к земной природе и к космосу, исходя из познания и понимания человека в качестве разумного планетарного, космического существа, строили свои философские концепции смысла жизни В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден. Компенсаторно-регулятивная функция религии связана также с рассмотрением и обсуждением вопросов человеческой природы и смысла существования отдельного человека в системе космических, природных и социальных связей. Научное мировоззрение, в отличие от религиозного, отрицает их сверхъестественный, трансцендентальный характер. Материалистические направления в философии анализирует проблему личностного и родового смысла жизни в тесном единстве с теоретическим обсуждением и практическим решением жизненных проблем отдельного человека и всего человечества. Современная обновленная философия поистине превращает человека, включая и природу, как базис, человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии.

Предметом и задачей философского исследования выступает некое обобщенное понятие человека, как определенный образ, сформированный в условиях конкретной цивилизации, образ, включающий не только эту данность, но и соответствующий исторический идеал человека, то каким надлежит ему быть, чтобы справиться с жизненными проблемами времени. В формировании общественного принципа личностного смысла жизни отдельного человека философия участвует не только как система историко-культурных значений, но и в качестве общетеоретического вида мировоззрения, учения о мудрости, законодательницы разума. Само прояснение и понимание смысла жизни каждой личности на основе усвоения ею общечеловеческих ценностей в ходе деятельности и приобщения к материальной и духовной культуре носит конкретно-исторический характер. Философский (мудрый) анализ человеком своих жизненных проблем — есть предпосылка, возможность сопротивляться экзистенциальному вакууму, тоталитаризму и конформизму, агрессивному эгоизму и даже классовому эгоизму.

В современных условиях обновления общества представления о смысле жизни личной, как свидетельствуют данные социологических исследований, получают довольно высокое место в системе ценностей людей, особенно среди молодежи. Так, в общем реестре приоритетов значение этого общественного качества человека подчеркивает 72,8 % молодежной аудитории. И это не случайно, ибо только с наличием у индивида личностного смысла жизни, содержание которого весьма уникально и определенно, связана возможность изменений и перестройки самого человека. Личностный смысл жизни выступает как хотение (желание), творческая потенция личности наиболее полно реализовать себя в актах жизнедеятельности. Человек во всех проявлениях жизни (переживание, творение, исповедание, страдание, раскаяние и т. д.) занимает активную позицию, вырабатывая стратегию и тактику поступков и действий. Последнее обусловлено наличием у человека личностного смысла жизни. Но человек может сколько угодно рассуждать о смысле своей жизни, а судить о подлинном его содержании позволяют только реальные результаты деятельности, характер поступков. Человек, удовлетворяя свою потребность в познании смысла, выходит за пределы своей индивидуальности и приобщается ко всеобщему и универсальному бытию. Реальные противоречия, взаимосвязи и взаимозависимости между индивидуальным бытием и бытием общественным, природой и обществом, человеком и космосом являются объектами мировоззренческого рассмотрения. В любом типе мировоззрения соотношение человеческого и божественного, социального и биологического, природного и космического, индивидуального и общественного, смерти и бессмертия есть объективное основание того, что содержание понятия «личностного смысла» придает ценность самой жизни. Индивид, как носитель всеобщих универсальных характеристик, присущих разумно-социальной жизни, продолжает жить в роде, в продуктах своих творческих деяний и поступков. Вне мыслящего мировоззрения не могут пробудиться духовные способности человека.

Гуманистическое по своему содержанию и форме общественное воспитание должно более полно способствовать удовлетворению потребности человека в познании смысла жизни. Всесторонне развитый, богатый человек, по К. Марксу, — это человек, «нуждающийся» во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда». (Маркс К., Энгельс Ф. Т.42, С.125). Личностный смысл жизни приобретает новое звучание для каждого человека, когда его ориентируют на всестороннее гармоничное развитие его индивидуальности и создают объективные условия для раскрытия его интеллектуального потенциала и физического совершенства. Причем, активность и результативность человеческих действий в определенной мере зависит от зрелости индивидуального сознания, от степени ясного понимания индивидом того во имя какой разумной цели ему предстоит действовать. Целеидентификация занимает огромное место в смысле жизни человека. «Отсутствие цели — величайшее несчастье человека», — писал Л. Фейербах. В силе стремления к целям раскрывается смысл жизни людей. Каждый момент бытия человека должен иметь свою конкретную цель.

Определение предельных оснований бытия является прерогативой любого типа мировоззрения, особенно философского. Формирование личностного смысла жизни связано не только с выяснением возможностей человека и нахождением им своего места з мире, но и с изменением самого индивида в неразрывном единстве с развитием общества и природного мира. Эту специфику философского видения мира хорошо уловил и выразил И. Кант, когда он сформулировал круг вопросов, волнующих человека и человечество, на которые должна ответить философия. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» (Кант И. Соч. Т. 3 М., 1964. С. 661). В этой связи нельзя не отметить и то положение, как и нравственный императив поведения человека у Канта отражает в своем содержании общечеловеческие ценности, которые присутствуют и в других мировоззренческих системах. Так в Евангелии сказано? «…Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними» (Мф. VII. 12). (И. Кант почти дословно перефразировал этот общечеловеческий принцип в принцип общественной философии). И добавим для этого случая свое: «Для чего и кого я живу, в чем смысл моей жизни?» Для себя? Для мира вне себя? Для Бога? Если для чего-то только исключительного одного, даже для самого себя (эгоцентризм), то не стоит и жить…

В постижении и выявлении смысла жизни для человека необходимо исходить из основного правила, по которому должно идти развитие будущей философии: «Сначала — быть, потом — действовать, а лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания — философствовать» (Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 368).

Читать онлайн «Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовной культуре человечества», А. В. Ерахтин – ЛитРес

© А. В. Ерахтин, 2022

ISBN 978-5-0056-0018-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вопрос о смысле жизни относиться к числу вечных вопросов, эта ключевая мировоззренческая проблема, касающаяся каждого человека. Люди не только хотят жить, но и ощущать ценность своей жизни, находить в ней какой-то смысл, и в своих поступках так или иначе руководствоваться определенным пониманием смысла своей жизни. Еще Платон говорил, что человеку приходится выбирать какой-то образ жизни и ему не пристало вести расточительную жизнь наподобие какого-то моллюска. Немецкий философ И.Г.Фихте посвятил проблеме смысла жизни отдельную работу «Назначение человека». Он пишет: «Невозможно жить без осознания своего великого назначения. Если я только для того ем и пью, чтобы потом вновь почувствовать голод и жажду, и произвожу подобных мне для того, чтобы они ели, пили, умирали и оставляли подобных себе, то зачем все это?»

Люди, которые не понимают в чем смысл их жизни и живут не имея его, лишены внутренних мотиваций и поэтому им вряд ли удастся чего-то добиться в своей жизни. Ведь если человек не ставит перед собой целей, он становится слабым. Такими людьми легко управлять и принимать за них решения, так как зачастую они не имеют собственного мнения. В результате человек перестает проявляться как личность.

Когда мы говорим о смысле жизни, то речь идет не о познании чего-то сущего, как в науке, а о познании должного. Допустим мы познали природу человека, но значит ли это, что мы установили, как должен жить человек? Жить согласно природе, быть тем, что ты есть? Так полагали многие из древних мыслителей. Ну а почему нужно жить согласно своей природе, быть тем, что ты есть? Животному или дереву, действительно, бессмысленно было бы говорить: «Будь другим!» Но человек может сознательно выбрать свой жизненный путь. Он может сказать себе: «Я должен быть другим».

В данной книге проблема смысла жизни рассматривается в истории философии, в истории религии, показано как она была представлена в художественной литературе и поэзии, в психологии. Особое внимание в психологии было уделено исследованиям австрийского психолога В. Франкла, создателя логотерапии. Ценность его учения обусловлена не только теоретическому поиску смысла жизни, но также и тем, что его выводы базируются на личном опыте и наблюдениях, полученных им в гестаповских концлагерях Освенциме и Дахау.

В работе представлены варианты понимания «смысла жизни» в различных социальных условиях и жизненных ситуациях. В своей деятельности люди преследуют собственные цели и именно в них часто усматривают смысл своей жизни. Но ограничение смысла жизни только личными целями ведет к индивидуализму и отрицанию высших ценностей. Поскольку человек по самой сути – существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов личности и общества. Задачи, которые ставят перед собой люди, не выдуманы ими, они вытекают из их природной организации и социальных условий жизни.

Интерес к проблеме смысла жизни актуализируется в переломные эпохи развития общества, когда девальвируется и разрушается привычная система духовных ценностей. Особенно наглядно это проявилось после распада СССР, когда население на постсоветском пространстве в своем большинстве утратило смысл своего существования. Жизнь показывает, что именно те люди, которые потеряли смысл жизни пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают не мотивированные жестокие преступления.

В духовной культуре человечества существовало и существует множество «смыслов жизни», обусловленных конкретными жизненными условиями и обстоятельствами. Смысл жизни включает в свое содержание и достижение личного счастья, и выполнение долга перед людьми. Но существует и общий смысл, который справедлив для любой ситуации: надо быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им.

Второй раздел книги посвящен соотношению понятий жизни, смерти и бессмертия. Возникает вопрос: как совместить факт смерти человека со смыслом его жизни? Смерть, конечно, ставит границы для реализации смысла жизни, но как бессмертие само по себе не обеспечивает смысла жизни, так и смертность не может перечеркнуть его. Однако это не дает нам права преуменьшить значение смерти. Человек, беззаботно относящийся к смерти, не может в полной мере ценить и жизнь.

Человеку трудно смириться с мыслью о своей смерти, поэтому уже в глубокой древности появились представления о бессмертности души. В философских системах Древней Индии широкое распространение получило учение о реинкарнации, согласно которому душа существует вечно, перевоплощаясь на земле в различные формы. Странствие души по различным телам называется сансарой. При хорошем поведении человека, его благочестии и следовании законам своей варны, человек после смерти тела рождается в более высокой варне. Нерадивое исполнение закона влекло за собой рождение в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Это было своего рода адом. Так действует закон возмездия, карма. Точное исполнение закона представителем высшей варны, брахманом, освобождало его душу от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступало освобождение – мокша.

В учении буддизма концепция реинкарнации получила значительные изменения. Согласно учению Будды, определяющим свойством жизни каждого человека является страдание, связанное с «жаждой жизни», а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Устранение причин страдания заключалось в «полном уничтожении этой жажды», в нирване. Нирвана – это мокша, которая достигается уже при жизни.

В древнейших философских системах представления о смерти исходило из понимания бытия как вечного космического круговорота и человеческой жизни, и смерти как части его. В религиозных системах смерть толкуется как освобождение. Бессмертная душа покидает телесную оболочку и устремляется в вечную обитель. Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного бессмертия и веры в загробную жизнь.

Пожалуй, самое оригинальное учение о жизни, смерти и бессмертии было представлено в философии Н.Ф.Федорова, одного из основоположников русского космизма. Федоров впервые в истории русской и мировой философии поставил проблему преодоления смерти, возвращения к жизни всех умерших и завоевания космоса. Мистическому пониманию воскресения как чисто духовного акта дарования бессмертной души, он противопоставил реальное, с его точки зрения, вещественное воскрешение души и тела в их единстве. В своем труде «Философия общего дела» религиозный мистицизм удивительным образом соединяется с верой в силу и мощь науки, которая, как он считает, способна окончательно победить смерть.

Идеи Федорова о завоевании космоса оказали большое влияние на мировоззрение К.Э.Циолковского, считавшего, что объективная направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, еще далеко не совершенной природе. Вслед за Федоровым он писал: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Циолковский был не только автором «Космической философии», но и предложил научно-техническое решение выхода человека в космос, став тем самым «отцом» русской космонавтики.

Специальный раздел книги посвящен рассмотрению образов рая и ада у христиан и в учении ислама, а также судеб душ праведников и грешников в загробном мире, в преддверии их воскресения в день Страшного суда и светопреставления. Между священными книгами христиан и мусульман – Библией и Кораном есть сходство, но и существенное различие. В первую очередь – это разная хронологическая последовательность и несовпадение жизни пророков. Но самое главное отличие кроется не в содержании, а в создании этих книг. Библия создавалась в течении веков, ее авторами были пророки и евангелисты, которые писали ее под влиянием «божественной благодати». Другими словами, Библия написана в соучастии различных писателей и Бога, ее авторами были видные представители еврейского народа.

В исламе Коран имеет совершенно иную природу. Мусульмане считают, что Коран – это истинное слово Аллаха, которое было передано посланнику Бога Мухаммеду через архангела Джабраила, когда последний снизошел к пророку и сказал ему «читай». Коран так и переводится «читай». Считается, что Коран был дан таким, как того хотел Аллах, то есть никакого человеческого влияния в Коране нет. А в Библии мы сталкиваемся с противоречиями и изменениями содержания в ходе развития христианского учения.

Библия – это сборник текстов священного писания, состоящего из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхом Завете утверждается, что со смертью человека все для него кончается: тело превращается в прах, а душа рассеивается, как жидкий воздух. В библии нигде нет речи о наказании в аду. С развитием христианства начинают создаваться чувственно-детализированные картины ада и адских учений. В Новом Завете предупреждение об угрозе Страшного суда и ада начинают занимать важное место, но и там чувственная детализация адских мучений отсутствует. А вот в Апокалипсисе, написанном после Евангелия, ад уже присутствует как место вечных мучений. Более того, в Апокалипсисе Петра рисуются яркие образы кары грешников в аду, которые по жестокости уже ничем не отличаются от страшных пыток в исламском аду.

В следующем разделе книги проблемы жизни, смерти и бессмертия рассматриваются с позиций научного познания. Наука отвергает возможность личного бессмертия, но трактует смерть как продолжении жизни. Смерть с научных позиций выполняет полезную и необходимую роль в ходе биологической эволюции, она является регулятором и организатором жизни. Известно, что все организмы в благоприятой среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» очень быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов. Но, к счастью, этого не происходит, одни организмы освобождают арену жизни для других. Только в такой схеме залог эволюции организмов и смены поколений. Конечно, понимание блага смерти для торжества биологической эволюции вряд ли поможет нам радостно ожидать ее прихода и прекращения нашей единственной во веки веков личной жизни. Более того, близость смерти повышает ценность и сладость жизни, делает чувство жизни более обостренными. Хорошо известно, что с возрастом цена жизни возрастает и, чем меньше остается жить, тем больше хочется жить.

 

Отвергая религиозные догмы о вечном существовании души в потустороннем мире, наука предлагает свое толкование бессмертия. С позиций естествознания смерть живого организма – это разложение его на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. В мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Частицы нашего «Я» после смерти войдут в вечный круговорот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течении всей его жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живем только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно. Это две стороны одной медали.

В книге рассматриваются и другие виды бессмертия вполне совместимые с позиций научного познания, в том числе: гипотеза панспермии – наличие вечной жизни и смерти во Вселенной, мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Научные открытия, гениальные произведения литературы, философии, искусства, борьба за освобождение человечества от классового и социального гнета, выдающиеся военные победы – все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков, сливается с бессмертием.

В работе рассматривается исследование американского философа и ученого Р. Муди, автора книги «Жизнь после смерти». Он повествует о воспоминаниях людей, побывавших в состоянии клинической смерти. По рассказам этих людей, после своей смерти они слышат разговоры и видят, как бы со стороны, врачей, которые пытаются вернуть их к жизни, встречаются с родными и друзьями, с загадочным человеком из света, с которым они общаются, но затем понимают, что момент смерти еще не настал. На этом основании Муди делает вывод, что смерть тела еще не есть конец существования, что эти рассказы якобы свидетельствуют о бессмертии души, правда не настаивает на окончательной истинности своего вывода. Рассказы людей, описанных Муди, имеют научное объяснение и не дают оснований утверждать, что опыт людей, переживших клиническую смерть, свидетельствует о существовании бессмертной души и потустороннего мира.

Последний раздел книги посвящен проблеме эвтаназии, которая стала особенно острой в связи с развитием современной реаниматологии, достигнувшей больших успехов в возвращении к жизни людей, находившихся в состоянии клинической смерти. Установлено, что при умирании организма вначале погибает кора человеческого мозга, с деятельностью которого связано сознание человека, а дольше всего может сохраняться работа сердца. Средствами реанимации можно восстановить работу сердца, а значит, вернуть к жизни индивида, но после смерти мозга человек безвозвратно утрачивает личностные качества, перестает быть общественным существом. В связи с этим возникают вопросы этического характера: оправдано ли сохранение обществом безнадежно больных, у которых утрачены умственные функции? Где предел муки, боли и материального бремени, до которого можно сохранять их жизнь? Решая вопрос о законности и моральной обоснованности эвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой, он должен облегчить участь страждущего. В связи с этим в западной литературе широкое обсуждение получил вопрос о «праве на смерть»; в которой столкнулись две противоположные позиции: с одной стороны, признающая неограниченную свободу в решении этого вопроса, а с другой – отстаивающая ее полную подчиненность общественным и государственным интересам.

Философы, юристы, журналисты и врачи обсуждают вопрос: если эвтаназия вообще может иметь моральное обоснование, то при каких условиях она должна быть узаконена? Особенно остро эта проблема возникает в связи пересадкой жизненно важных органов, и прежде всего сердца. Интересы «реципиента» требуют от врача взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления смерти. Интересы «донора» противоположны – они требуют максимальных затрат на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения человека к жизни. Поэтому необходимы строгие критерии констатации смерти, базирующихся на высоких моральных принципах. Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека составляет важнейший мотив этического поведения врача у постели умирающего. Отзывчивость врача, его способность к сочувствию и сопереживанию адаптирует больного к предстоящему уходу из жизни и смягчает мучительный страх перед наступающей смертью.

Философ в поисках смысла на протяжении всей жизни – Введение: проблема жизни


… продолжение из Предисловия другие; оставшиеся видят свое состояние в состоянии товарищей и, глядя друг на друга с горем и отчаянием, ждут своей очереди. Это образ состояния человека.
~ Блез Паскаль

Когда я рассматриваю краткий период моей жизни, поглощенный вечностью до и после, маленькое пространство, которое я заполняю и даже могу видеть, поглощается бесконечной необъятностью пространств, о которых я не знаю и которые знаю меня нет, я боюсь и удивляюсь тому, что нахожусь здесь, а не там; ибо нет никакой причины, почему здесь, а не там, сейчас, а не тогда.
~ Блез Паскаль

Ничтожные смертные, как листья,
и теперь расцветают и согреваются жизнью,
и питаются тем, что дает земля,
но потом снова увядают и умирают.
~ Гомер

Жизнь тяжела. Оно включает в себя физическую боль, душевные страдания, войну, ненависть, тревогу, разочарование и смерть. Жизненные проблемы настолько значительны, что люди отчаянно пытаются их облегчить и избежать. Но простые слова не могут передать всю глубину и интенсивность страданий человеческой жизни. Учтите, что люди голодают, находятся в тюрьмах, подвергаются пыткам и невообразимо страдают, пока вы читаете это; что наша эмоциональная, моральная, физическая и интеллектуальная жизнь ограничена нашими генами и окружающей средой; что наш творческий потенциал растрачивается из-за неудовлетворительной или унизительной работы, несправедливого заключения, невообразимой бедности и ограниченного времени; и что наши близкие страдают и умирают — как и мы. Созерцайте ужасы истории, когда жизнь часто была настолько невыносимой, что смерть приветствовалась. Что это за жизнь, если небытие часто предпочтительнее? Существует, как сказал Унамуно, «трагический смысл жизни». Эта идея преследует интеллектуально честного и эмоционально чувствительного человека. Иногда кажется, что жизнь не стоит усилий.

Конечно, вышеизложенное не описывает всю человеческую жизнь или историю. Есть любовь, дружба, честь, знание, игра, красота, удовольствие, творчество и тысяча других вещей, которые делают жизнь, по крайней мере иногда, стоящей, а иногда чистым блаженством. Есть родители, заботящиеся о своих детях, люди, строящие дома, художники, создающие красоту, музыканты, создающие музыку, ученые, накапливающие знания, философы, ищущие смысл, и дети, играющие в игры. Есть горы, океаны, деревья, цветы и голубое небо; есть искусство, наука, литература и музыка; есть Рембрандт, Дарвин, Шекспир и Бетховен. Жизнь иногда кажется слишком хорошей для слов.

Если предположить, что нам посчастливилось родиться без какой-либо из тысячи физических или психических болезней, или в рабстве, голоде или войне, то первые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, это как прокормить, одеть и приютить себя. Первоначально у нас нет другого выбора, кроме как полагаться на других в удовлетворении наших основных потребностей, но по мере взросления мы все больше вынуждены удовлетворять эти потребности самостоятельно. На самом деле большая часть человеческих усилий, как в прошлом, так и в настоящее время, тратится на удовлетворение этих основных потребностей. Структура общества может помочь нам в удовлетворении наших потребностей в различной степени, но ни одно общество не удовлетворяет их полностью, и существует множество препятствий, делающих благополучную жизнь почти невозможной. Мы часто не можем удовлетворить наши основные потребности не по своей вине.

Но даже если мы рождаемся здоровыми и в относительно стабильной среде, даже если все наши основные потребности удовлетворены, мы все равно сталкиваемся с трудностями. Мы ищем здоровья и жизненной силы, друзей и товарищей, удовольствия и счастья. Наши желания кажутся безграничными. И если предположить, что мы реализуем эти желания, мы по-прежнему сталкиваемся с насущными философскими проблемами: что реально? Что мы можем знать? Что нам делать? На что мы можем надеяться? И, самое главное, в чем смысл жизни в мире, в котором так много страданий и смертей? Это центральный философский вопрос человеческой жизни. Нам может сопутствовать удача, но в конце концов мы страдаем и погибаем, что ставит вопрос о смысле всего этого. Если все наши надежды, планы, стремления и любовь в конце концов исчезают, то что все это значит? Наш вопрос не только академический; она проникает в самую суть человеческого существования.

Учитывая серьезность нашего вопроса, мы предлагаем тщательно изучить вопрос о смысле жизни. Мы будем следовать за истиной, куда бы она ни повела, никогда не обманывая, как юноши, о которых писал Кьеркегор: «Есть много людей, которые делают выводы о жизни, как школьники: они обманывают своего хозяина, списывая ответ из книги, не решив суммы. для них самих.» Мы хотим найти ответы для себя, чтобы ответы были нашими собственными. Не зная, последуют ли какие-либо ответы, мы должны надеяться, что Райнер Мари Рильке был прав, когда сказал: «Живите своими вопросами сейчас, и, возможно, даже не подозревая, вы проживете какой-то далекий день в своих ответах». Если мы не будем обманывать и если любовь к вопросам приведет хотя бы к предварительным ответам, то вместе с Фрэнсисом Бэконом мы сможем с гордостью заявить: «Таким образом я сделал как бы маленький глобус интеллектуального мира, столь же верно и верно насколько я мог обнаружить».

Продолжить…Часть 1 – Жизнь и смысл

Проблема жизни | Причина и смысл

.

Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?  ~ Поль Гоген

Проблема жизни

Представьте несколько человек в цепях, приговоренных к смертной казни, одних из которых каждый день убивают на глазах у других; оставшиеся видят свое состояние в состоянии товарищей и, глядя друг на друга с горем и отчаянием, ждут своей очереди. Это изображение состояния человека . Блез Паскаль

Когда я рассматриваю краткий отрезок моей жизни, поглощенный вечностью до и после, маленькое пространство, которое я заполняю и даже могу видеть, поглощается бесконечной необъятностью пространств, которые я я невежда и не знаю меня, я боюсь и удивляюсь тому, что нахожусь здесь, а не там; ибо нет никакой причины, почему здесь, а не там, сейчас, а не тогда.
~ Блез Паскаль

Мы не вместе. У нас нет инстинктов
как у перелетных птиц.

Бесполезно и поздно.
мы бросаемся на ветер,
и не встречаем приветствия в прудах, где мы приземляемся.
Мы постигаем цветение и увядание одновременно.
~ Райнер Мари Рильке

Перед тобой пропасть, а за тобой волки, в тылу; это жизнь.
~ Латинская пословица

Ничтожные смертные, как листья,
и теперь расцветают и согреваются жизнью,
и питаются тем, что дает земля,
но потом снова увядают и умирают.
~ Гомер

Жизнь тяжела. Оно включает в себя физическую боль, душевные страдания, войну, ненависть, тревогу, разочарование и смерть. Жизненные проблемы настолько значительны, что люди отчаянно пытаются их облегчить и избежать. Но простые слова не могут передать всю глубину и интенсивность страданий человеческой жизни. Учтите, что люди голодают, находятся в тюрьмах, подвергаются пыткам и невообразимо страдают, пока вы читаете это; что наша эмоциональная, моральная, физическая и интеллектуальная жизнь ограничена нашими генами и окружающей средой; что наш творческий потенциал растрачивается из-за неудовлетворительной или унизительной работы, несправедливого заключения, невообразимой бедности и ограниченного времени; и что наши близкие страдают и умирают — как и мы.

Созерцайте ужасы истории, когда жизнь часто была настолько невыносимой, что смерть приветствовалась. Что это за жизнь, если небытие часто предпочтительнее? Существует, как сказал Унамуно, «трагический смысл жизни». Эта идея преследует интеллектуально честного и эмоционально чувствительного человека. Иногда кажется, что жизнь не стоит усилий.

Конечно, вышеизложенное не описывает всю человеческую жизнь или историю. Есть любовь, дружба, честь, знание, игра, красота, удовольствие, творчество и тысяча других вещей, которые делают жизнь, по крайней мере иногда, стоящей, а иногда чистым блаженством. Есть родители, заботящиеся о своих детях, люди, строящие дома, художники, создающие красоту, музыканты, создающие музыку, ученые, накапливающие знания, философы, ищущие смысл, и дети, играющие в игры. Есть горы, океаны, деревья, небо и цветы; есть искусство, наука, литература и музыка; есть Рембрандт, Дарвин, Шекспир и Бетховен. Жизнь иногда кажется слишком хорошей для слов.

Если предположить, что нам посчастливилось родиться без какой-либо из тысячи физических или психических болезней, или в рабстве, голоде или войне, то первые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, это как прокормить, одеть и приютить себя. Первоначально у нас нет другого выбора, кроме как полагаться на других в удовлетворении наших основных потребностей, но по мере взросления мы все больше вынуждены удовлетворять эти потребности самостоятельно. На самом деле большая часть человеческих усилий, как в прошлом, так и в настоящее время, тратится на удовлетворение этих основных потребностей. Структура общества может помочь нам в удовлетворении наших потребностей в различной степени, но ни одно общество не удовлетворяет их полностью, и существует множество препятствий, делающих благополучную жизнь почти невозможной. Мы часто не можем удовлетворить наши основные потребности не по своей вине.

Но даже если мы рождаемся здоровыми и в относительно стабильной среде, даже если все наши основные потребности удовлетворены, мы все равно сталкиваемся с трудностями. Мы ищем здоровья и жизненной силы, друзей и товарищей, удовольствия и счастья. Наши желания кажутся безграничными. И если предположить, что мы реализуем эти желания, мы по-прежнему сталкиваемся с насущными философскими проблемами: что реально? Что мы можем знать? Что нам делать? На что мы можем надеяться? И, самое главное, в чем смысл жизни в мире, в котором так много страданий и смертей? Это центральный философский вопрос человеческой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *