Смысл жизни произведения – Дополнительный материал по литературе на тему «Проблемы смысла жизни в художественной литературе»

Дополнительный материал по литературе на тему «Проблемы смысла жизни в художественной литературе»

Содержание

  1. Смысл жизни в творчестве Федора Михайловича Достоевского …. 5

  2. Поиск смысла жизни в произведениях Льва Николаевича Толстого………….……………………………………..……………… 7

  3. Смысл жизни в произведениях Антона Павловича Чехова .……… 11

  4. Тема смысла жизни в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско».…………………………………………………. 15

Заключение………………………………………………………………. 18

Список литературы……………………………………………………… 20

В жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования.

Понятие смысла жизни существует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным.

Одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков по праву можно отнести к числу психологов.

В своей работе я рассмотрю проблему поиска смысла жизни в художественной литературе на примере творчества Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина. Но это не значит, что только в их произведениях герои искали смысл жизни. Поиском смысла жизни, на мой взгляд, озадачены герои любого произведения.

1. Смысл жизни в творчестве Федора Михайловича Достоевского

Огромное внимание в русской философско-художественной литературе вопросу смысла жизни уделяет Федор Михайлович Достоевский, который заострил его до логического самоубийства. Достоевский оказался в числе противников революции и идеи социализма в 1861-1862 годах, критикуя их за отрицание свободы, за нивелировку личности. В 1864 году он опубликовал повесть “Записки из подполья”, а зерно философской идеи, положенное в основу повести, было изложено писателем ещё в “Зимних заметках о летних впечатлениях”, где проводилась мысль о том, что человеческую жизнь нельзя строить на разумном основании. В “Записках из подполья” Достоевский развернул этот тезис в целую философскую концепцию, согласно которой социальное переустройство и обновление жизни невозможно, мечты о будущем совершенном обществе бесперспективны, поскольку они продиктованы разумом. А разум человеческий противоречив и обманчив, и поэтому на его основе ничего нельзя построить. Писатель попытался доказать, что натура человеческая непостоянна, своевольна и капризна. Подпольный человек считает, что человечество может построить справедливое коммунистическое общество, но в конце концов, ему станет скучна рационалистическая гармония хрустального дворца, и оно, поддавшись минутному капризу, в один момент разрушит его.

По направленности творчества и по философичности художественного мышления Достоевского можно поставить в ряд, пожалуй, только с Толстым. Оба они были одновременно и художниками и мыслителями и оба оказали глубокое влияние на русскую философию. Достоевский подверг специфическому анализу целый комплекс вопросов личной и общественной жизни человека и её смысла. Он коснулся проблемы национальности, социализма, нравственности, религии. Но по преимуществу это был писатель — психолог, главный интерес которого сосредотачивался на человеке, на его природной и социальной обусловленности, на мотивах поведения в сложных драматических ситуациях; он проник в самые глубинные тайники духовного мира людей, включая и болезненные проявления психики.

Вопрос о смысле жизни для Достоевского превращается в вопрос о Боге. Так в “Бесах” инженер Кирилов чувствует, что Бог необходим для утверждения жизни, а потому и должен быть. Но вместе с тем он знает, что его нет, и быть не может. В связи с этим он восклицает: Неужели ты не понимаешь, что из-за этого одного можно выстрелить в себя?

А по отношению Достоевского к науке, разуму даже марксистам пришлось признать, что красной нитью, проходящей через всё творчество Достоевского, явилась мысль о том, что наука, разум означают упоённое, порицающее мораль стяжательство. Вот слова Зосимы из “братьев Карамазовых”: «У них наука. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что мы видим в свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство» [1].

Достоевский писал в письме Фонвизиной: «Без веры в Бога не может быть смысла в жизни, как и счастья. Я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила, и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие минуты я сложил в себе символ веры, в которой всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть» [5].

2. Поиск смысла жизни в произведениях Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой также размышлял и мучился над вопросом о смысле жизни.

В результате он пришёл к выводу, что смысл жизни и цель заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем для него было ясно, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от других людей. Однако всё это ещё не говорит о том, что Толстой, в конце концов, разрешил эту проблему. Он говорил, чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие — душевная подлость, от этого- то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного, не человеческого, а оттуда.

Философские сочинения Толстого многочисленны.

По мнению Зеньковского, Толстой начал «философствовать» очень рано, но не получил никакого систематического образования в философии. Толстой читал всегда очень много, жадно впитывал в себя различные духовные влияния его времени. Среди них был Руссо и особенно Шопенгауэр, перед которым он испытывал восторг [6].

Толстой ясно понимал, что прежде чем решить вопрос о смысле жизни, человек должен осознать, что такое жизнь вообще. Он перебирает все известные тогда в естественных науках определения жизни, но вышло так, что они не определяют саму жизнь, а сводят многообразие человека к биологическому существованию. Возражая против натуралистического истолкования сущности человеческой жизни, моралист Толстой переносит её в чисто нравственную сферу.

Человек, как существо разумное, ищет разумного объяснения явлений жизни, и чем больше он живёт, тем чаще в его сознании возникает вопрос: зачем жить, зачем желать, зачем делать? «Мне, — пишет Толстой в “Исповеди”, — нужно знать смысл своей жизни, а то, что она есть частица бесконечного, не только не придаёт ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл» [2].

Философия, если она остаётся сама собой и не выходит за пределы своих возможностей, способна лишь ясно поставить вопросы «что и почему?», но на вопрос «зачем?» должна честно ответить: «не знаю».

Столь же не утешительны результаты социологической науки в решении проблемы смысла жизни. Рассматривая каждого человека как часть человечества, социологи утверждают, что призвание людей состоит в содействии осуществлению общественных идеалов. Но, во-первых, возражает Толстой, отдельный индивид не может охватить всего человечества, которое к тому же состоит из таких же людей, не понимающих самих себя; а, во- вторых, что следует понимать под идеалами человечества, тем более известно, что между людьми никогда не было согласия о лучшей жизни. По мнению Толстого, нельзя определять смысл жизни, идя от идеала, потому что сам идеал возникает вследствие того или иного своего жизненного призвания.

Признав, что знание беспомощно, Толстой обращается к житейской практике и находит в ней четыре распространённых понимания смысла жизни, в которых люди ищут выход из жизненных ситуаций:

  1. неведение;

  2. эпикурейство;

  3. силы и энергии. Он доступен только тем, кто способен встать на путь борьбы;

  4. слабости — избирают люди, примирившиеся с обманом, в котором живут.

Все эти позиции Толстой считает иллюзорными, не содержащими в себе удовлетворительного решения вопроса, так как они выведены рассудочно. Но помимо разума, который охватывает отношения между “я” и “не- я”, человек обладает неким внутренним, «надразумным» сознанием жизни, которое корректирует работу разума. Она — эта жизненная сила, заключается в простом народе, понимание смысла жизни которым не деформировано ни влиянием ложного знания, ни церковным богословием. «Неразумное знание» народа есть вера. Следовательно, в народе и надо искать смысл жизни.

Герой романа “Анна Каренина” Левин перечитал всё, что касается смысла жизни, но не нашёл ответа. А вот в словах крестьянина Фёдора: «жить для Бога, для души, жить по правде, по Божьи» — ему неожиданно открылся смысл жизни.

Но жизнь человека конечна перед лицом бесконечного мира, а раз конечна, значит бессмысленна. Какое значение имеет индивидуальная жизнь, взятая сама по себе? Вот эта новая постановка вопроса привела Толстого к заявлению, что только религиозная вера раскрывает перед человеком смысл его жизни, направляет его на путь совершенствования себя и общества.

Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный. Эта единственная доступная человеку цель жизни достигается не аскетизмом, а выработкою в себе любовного общения со всеми людьми. Из стремления к этой правильно понимаемой цели вытекают все полезные человеческие деятельности и соответственно этой цели решаются все вопросы».

Хотя конечная цель жизни мира и скрыта от человека, тем не менее, он, зная «дело Бога», понимает, что в этом он призван участвовать посредством увеличения любви или, как — говорит Толстой, — установлением «царства Божия внутри нас и вне нас». Человек проникается сознанием, что он — орудие, которым работает Бог, и что его личное благо состоит в участии в этой работе [2].

Практическое средство для осуществления этой цели Толстой видит в принципе «непротивление злу насилием». Евангельские заповеди следует выполнять, так как он находит в них совершеннейшее выражение моральных норм. Но центральным связующим положением этого кодекса, по его мнению, является принцип непротивления. Люди ошибочно думали, что проведение в жизнь этого закона можно достигнуть с помощью насилия, которое оправдывалось необходимостью возмездия за несоблюдение закона. Поэтому одни брали на себя исполнение этого возмездия и на этом развращались, другие повиновались и тоже развращались покорностью перед насилием власти. Такому удалению от норм истинной жизни содействовала и церковь, но «как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла». Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло. Осуждая одинаково за насилие и правительство, и революционеров, Толстой даёт следующие рекомендации практической этики:

  • перестать самому делать прямое насилие, а так же и готовиться к нему;

  • не принимать участия, в каком бы то не было насилии, делаемом другими людьми;

  • не одобрять никакого насилия [2].

Итак, Толстой не смог обосновать теоретический смысл жизни.

Дать абсолютный ответ на него, — значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своём существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Ницше говорил: «познавший самого себя — собственный палач».

Кроме того, существует мнение, что для того, чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос «для чего мы живём?», необходимо познать и смысл смерти и ответить на вопрос «для чего мы умираем?».

3. Смысл жизни в произведениях Антона Павловича Чехова

«Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» (А. П. Чехов).

Антон Павлович Чехов, по воспоминаниям современников, был человеком, жизнь которого заполнялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспитанным человеком.

Признак духовной культуры личности — готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов помочь людям. Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы. Это интеллигенты, ищущие смысл жизни.

Обсуждая тему поиска смысла жизни в произведениях Чехова, необходимо остановиться на его пьесе «Вишневый сад». В ней тесно переплетается прошлое, настоящее и будущее всей России.

Раневская прощается с садом, как будто расстается со своим прошлым, праздным, расточительным, но всегда свободным от расчетов, пошлых меркантильных интересов. Ей не жаль растраченных денег, она не ведает цены копейки. Раневскую волнует эта несчастливая, нескладная жизнь. Даже последний бал, который затевает героиня, этот мир на обломках прошлого, несет в себе главную цель жизни — стремление наблюдать радостный миг, преодолеть свое отчаяние, забыть о плохом, найти радость в каждой минуте, подняться над хаосом, несчастьем.

Петя Трофимов полон дум о будущем. Он заражает своими мечтами и Аню. Они верят в грядущую радость, свободу, любовь.

Ермолай Лопахин видит смысл жизни в приобретениях недвижимости, в овладении тем, о чем его дед и отец и мечтать не могли, так как были рабами. А он своей цели достиг, стал владельцем вишневого сада. Но не стал счастливее, когда понял, что это «ненужная победа», что не о потере сада грустят его владельцы, что есть совсем иные ценности.

Каждый из героев пьесы ищет свой путь в будущее. Тема «вишневого сада» — это тема личной причастности к красоте, к природе, зовущая к поискам смысла жизни [7].

Героиня рассказа «Попрыгунья» Ольга Ивановна Дымова не ищет смысла жизни. Для нее вся жизнь — полоса удовольствий, танцев, смеха. Все окружающие ее люди только для того и служат, чтобы доставлять ей удовольствие. Только когда она теряет Дымова, осознание его необыкновенности приходит, да и то ненадолго. Не хочется ей верить в то, что не будет больше беззаботной и праздной жизни.

Для любящего же Ольгу Ивановну Дымова счастье в том, чтобы удовлетворить все прихоти жены, лелеять ее и терпеть все ради ее блага. Робкий, интеллигентный человек жертвует всем, не думая о себе самом. Работает, лечит людей, терпит невзгоды ради дела, ради долга. Он не может иначе, потому что любит людей.

«Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира, — вот два блага, выше которых никогда не знал человек», — говорит доктор Ратин в рассказе «Палата № 6» своему пациенту. «Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом … мыслящий человек отличается тем, что презирает страдание, что всегда доволен». Иван Дмитриевич Громов думает иначе. Для него жизнь — это возможность отвечать на боль криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением.

Итог их споров печален: одного дня в больнице было достаточно Рагину, чтобы рухнула его теория [9].

Саша в рассказе «Невеста» убеждает главную героиню Надю поехать учиться, бросив дом, привычный образ жизни, жениха, чтобы показать всем, что эта «неподвижная, серая, грешная жизнь» надоела ей. Он рисует перед Надей великолепные картины, горизонты, которые ей откроет новая жизнь: «чудесные сады, фонтаны». Подобно Трофимову, Саша верит в прекрасное будущее, и его вера убеждает Надю. Оба они видят смысл жизни в стремлении к лучшему, когда «зла не будет, потому что каждый будет знать, для чего он живет» [8].

В рассказе «Дом с мезонином» Лида Волчанинова следует идеям народничества, видя в этом свое призвание. Чехов показывает нам прогрессивно мыслящую девушку, ищущую смысл жизни в помощи больным, в обучении безграмотных детей, в заботе о бедных.

Любовь к маленькому, простому человеку является смыслом жизни Лиды Волчаниновой, Нади, Громова, Дымова и других героев Чехова. Наконец, в «маленькой трилогии» перед нами предстает Иван Иванович, человек ищущий, размышляющий о своей судьбе. Он призывает: «…не успокаивайтесь! Пока молоды … не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» [4]

Восставая против пассивного взгляда на жизнь, Чехов открывает своим читателям веру в русскую интеллигенцию, веру в каждого порядочного человека, способного выстоять под ударами судьбы и подняться над своим временем в вечных поисках высшего смысла жизни.

На примере Беликова («Человек в футляре») Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливое, тот рано или поздно окажется ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих. Классической формулой трусости стали беликовские слова: «Как бы чего не вышло».

Не перестаешь удивляться современности рассказов Чехова, их злободневности, актуальности. Разве нет и сейчас среди нас таких Беликовых, для которых мнение окружающих, страх за свои собственные действия важнее личных убеждений?

Нет одинаковых характеров, нет абсолютно одинаковых судеб. Кажется, люди идут куда-то все вместе, от рождения до смерти, проходя похожий путь. Но это только кажется. Каждый человек идет своей дорогой. В поисках своего собственного смысла жизни он выбирает себе друзей, профессию, судьбу. Это очень сложно и удается далеко не всем. Многие сдаются, отступают, меняя свои убеждения. Некоторые погибают в неравной борьбе с трудностями и превратностями судьбы. Лишь тот, в ком стучит доброе сердце, кто способен понять ближнего своего и помочь слабому, достигает счастья. Счастье — это постижение смысла жизни. Счастье — это потребность и умение делать добро. Этому нас учит бессмертный, скромный и добрый Чехов. Этому нас учит сама жизнь. Чем раньше мы понимаем необходимость делать добро, тем быстрее достигаем счастья. Иногда, к сожалению, слишком поздно человек осознает, что его нравственные идеалы были ошибочными, что не там он искал смысл жизни.

Хорошо, если такой человек успевает это понять тогда, когда еще есть время что-то изменить, исправить. Читать и перечитывать Чехова — это значит спешить делать добро!

4. Тема смысла жизни в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до пятидесятивосьми лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни» [3].

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.

Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

Заключение

Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек видит смысл жизни по-своему. Возможно, смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей и свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя.

Можно взять любое произведение художественной литературы и задаться целью отыскать героя, который в данном произведении занят поиском ответа на вопрос: «В чем заключается смысл жизни?» И такой герой обязательно появится. Через свои поступки, через свои мысли он даст нам понять, что же для него означает смысл жизни, в чем он его видит, как пытается познать. Но в конце произведения нам станет ясно, что даже если герой и отыщет этот смысл жизни, то только лично для себя. Мы не сможем сказать, что для других героев понятие смысла жизни такое же, или, что его, найденный (по мнению самого героя), смысл жизни – это общепризнанный ответ на вопрос «Что же такое смысл жизни?» для всего человечества в целом.

На мой взгляд, вопрос о смысле жизни никогда не будет раскрыт и объяснен однозначно, так как у каждого он свой. Человек сам строит свою жизнь, сам решает для себя что для него важнее. Поэтому, я считаю, что вопрос о смысле жизни навсегда останется риторическим. А писатели в своих произведениях так и будут искать смысл своей жизни, вкладывая свои размышления на эту тему в уста своих героев…

Список литературы:

  1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: Эксмо, 2013 – 928с.

  2. Толстой Л.Н. Исповедь. О жизни: классическая проза. – М.: Эксмо, 2007 – 280 с.

  3. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин // Бунин И. А. «Господин из Сан — Франциско» — 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399 с.

  4. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин // Чехов А.П. «О любви» — 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399 с.

  5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] // Новикова Е. Г. «Христос вне истины и истина вне Христа: Ф.М. Достоевский и Н.Д. Фонвизина» // «Вестник Томского государственного университета. Филология», №3 (29). – 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

  6. Православный портал «Предание» [Электронный ресурс] // протоиерей Василий Зеньковский «История русской философии». — Режим доступа: http://predanie.ru/

  7. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] // «Вишневый сад». — Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/

  8. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] // «Невеста». — Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/

  9. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] // «Палата №6». — Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/

infourok.ru

Русские писатели о смысле жизни.

В чем заключается смысл жизни? Сможет ли человек совершить что-либо важное за свою жизнь? Как найти цель, получить удовлетворение от жизни и добиться всего, что хочется? Эти и многие иные вопросы возникают перед каждым индивидуумом, когда он, взрослея, переходит от рефлекторной стадии развития к человеческой, где в определении общего поведения и образа жизни начинает доминировать его интеллект.

Тема смысла жизни, бытия интересовала многих русских писателей. Они стремились ответить на самые сложные вопросы бытия: о Родине, о любви, о счастье, о законах вечной Вселенной и Боге.

Например, А. Блок считал, что тот, кто поймет, в чем заключается смысл жизни, постигнет многое. Если человек раскроет, что смысл жизни в беспокойстве, также тревоге, то он уже перестанет быть простым обывателем.

А. С. Грибоедов также отражает вечную проблему поиска смысла жизни, проблему детей и отцов в многочисленных своих произведениях, самое яркое из которых «Горе от ума». Его главный герой А. Чацкий высказывает протест против всех старых порядков, которые давно укоренилась в обществе. Он борется активно за свободу, новую жизнь, патриотизм и культуру.

Другой не менее известный писатель прошлого века, И.С.Тургенев, тоже затрагивает вечный вопрос поиска смысла жизни. Его знаменитый роман «Отцы и дети» решает несколько по-иному извечную проблему взаимоотношений разных поколений. На примере своего главного героя Тургенев показывает, что если без желания строить что-то новое, делать это под гнетом, ничего не получится. Нужно стремиться к преемственности поколений, ценности культуры своих предков. Тургенев еще раз доказывает в своих произведениях, что нужно жить в полной гармонии, ответственности и постепенности.

А как де роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин?» В нем также затрагиваются вечные темы. Это темы любви, смысла жизни, взаимоотношений, свободы выбора, роли нравственности в нашей жизни.

Стремление к полной гармонии с миром и с собой отличает еще одного известного героя литературы 19 века – Раскольникова. Этот человек в поисках такой гармонии проводит над собой один эксперимент. Он преступает закон и убивает старуху. Что искал Раскольников? Гармонию, свободу, счастье и независимость? Разве не в этих ценностях для многих из нас заключается смысл жизни? Однако следует помнить, что если идти неправильным путем для достижения целей, то расплата будет слишком суровой.

В постоянных поисках себя, гармонии, своего пути находятся также герои эпопеи Толстого «Война и мир». Например, Пьер Безухов после преодоления многочисленных мучительных ошибок и разочарований находит в итоге смысл своей жизни. Он стремится к правде, достоинству и свету. Разве не в этом заключается смысл нашего существования?

В заключение хочется сказать, что всю литературу 19 века и не только можно назвать литературой активного поиска смысла жизни, поиска Героя. Многие писатели стремились к тому, чтобы увидеть в героях людей, которые способны служить Родине, уважать других, приносить Отчизне пользу своими действиями и мыслями и просо быть счастливыми, развиваться, быть в гармонии с собой и идти вперед.

Каждый из русских писателей решает по-своему проблему смысла жизни, но неизменным остается для русской классики постоянное стремление идти вперед.

Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv

krasnov.tv

Поиски смысла жизни (сочинение по литературным и жизненным впечатлениям) — Сочинения на общие темы

Виктор Пелевин, современный писатель-постмодернист, поразил меня своим утверждением: «Смысл жизни в поисках смысла жизни». Действительно, человечество не одно тысячелетие пытается осмыслить своё существование, но до сих пор не найден устраивающий всех ответ.

К этому вопросу каждый относится по-разному. Кто-то вовсе не задумывается над ним, считая философствование пустым и обременительным занятием. Как правило, жизнь такого человека напоминает растительную, механическую, сводится лишь к удовлетворению потребностей. Недаром возникло понятие «общество потребителей». Подобная позиция приводит к постепенной утрате духовности, нравственного чувства, то есть человек перестаёт быть личностью, сохраняя все функции биологической особи.

Можно резонно возразить: «Приносят ли счастье поиски смысла жизни? Обретёт ли спокойствие человек, если эти поиски увенчаются успехом?». Но ведь никто и не обещал лёгкости в постижении тайн бытия и своего собственного «я». Если бы это было так просто! Представим, что каждый найдёт свой ответ на вечный, как мир, вопрос о смысле жизни. Что будет в итоге? Хаос? Общество роботов с выверенной программой действий? Поневоле согласишься с Пелевиным: уж лучше всю жизнь верить в существование абсолютной, непреложной для всех истины и стремиться к ней, чтобы обрести гармонию.

Пытаясь найти себя, мы не стоим на месте, а изменяемся, развиваемся, совершенствуемся. Вспомним Л.Н. Толстого: он утверждал, что остановка — это духовная смерть. Вечное движение и есть, по всей видимости, та миссия Человека, которую возложил на нас Создатель. Да, этот постоянный поиск сопряжён с разочарованием, утратами, болью. Главное — не потерять веры в себя, в изначальную осмысленность происходящего. Выход заключается в том, чтобы продолжать поиск, не боясь совершить ошибку.

«Вечной» теме поиска смысла жизни посвящён не один десяток произведений мировой литературы. В России этому вопросу уделяли большое внимание корифеи словесности — А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. И этот ряд можно продолжить.

Герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — «лишний человек», скучающий от отсутствия смысла в жизни, которую он вынужден вести как представитель своего времени и своего сословия. Не начав как следует учиться («Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»), он пытается заняться умственным трудом, но быстро охладевает к этому из-за лени.

Судьба преподносит Онегину бесценный дар — любовь неискушённой девушки. Однако любовь не нужна человеку, не нашедшему себя. Он равнодушен и холоден, а потому с лёгкостью совершает преступление — убивает друга на дуэли, которую сам же спровоцировал от скуки. Затем, спасаясь от тоски, «он начал странствия без цели». Вот оно, ключевое слово — цель! Без неё человек оказывается в духовном вакууме, утрачивает не только смысл, но и самый вкус жизни. Эту цель не обрести в бесполезных блужданиях по свету. Нашёл ли Онегин то, что искал? Не растерял ли того, что имел?

Во всяком случае, он сожалеет о том, что прошёл мимо любви, которая утеряна им безвозвратно.

Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», видит цель своей жизни в разрушении, в отрицании всего, что было создано раньше. Последовать его примеру? Или остаться при своих (пусть консервативных) убеждениях, как это делают Кирсановы? Кто из них прав? На чьей стороне истина? В этом произведении вопрос о смысле жизни упирается в решение проблемы «отцов» и «детей», но есть проблемы преемственности поколений. Позднее Ф.М. Достоевский создаст свои «идейные романы», где основу конфликта составит борьба идей, а герои будут доказывать истинность своих теорий на материале собственной жизни.

Предвидя небывалый размах человеческих амбиций, пророчески предрекая рождение чудовищных идей, Достоевский призывает читателя во имя спасения мира и человечества довериться учению Христа. Каждым своим произведением писатель стремится убедить нас в том, что единственная цель, достойная человека, — это служение Добру. В этом с ним солидарен и Лев Николаевич Толстой. Для него, как и для его любимых героев (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Константина Левина), смысл жизни заключается в постоянном поиске истины. Душевный покой, по мысли Толстого, — это подлость. И, значит, да здравствует движение, бесконечный путь души к совершенству!

Писатели настойчиво зовут нас не сдаваться, не успокаиваться на достигнутом. Преступно не внять этому призыву, когда тебе семнадцать лет и жизнь распахивает перед тобой свои горизонты. Только бы хватило сил!

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

classlit.ru

Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова Разное Чехов А.П. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова

    Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
    А. П. Чехов

    Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек . видит смысл жизни по-своему. Мне кажется, смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей и свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя. По-моему, Чехов нас учит именно этому. Сам он, по воспоминаниям современников, был человеком, жизнь которого заполнялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспитанным человеком.
    Признак духовной культуры личности — готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов помочь людям. Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы. Это интеллигенты, ищущие смысл жизни.
    Обсуждая тему поиска смысла жизни в произведениях Чехова, необходимо остановиться на его последней пьесе “Вишневый сад”. В ней тесно переплетается прошлое, настоящее и будущее всей России.
    Раневская прощается с садом, как будто расстается ,со своим прошлым, праздным, расточительным, но всегда свободным от расчетов, пошлых меркантильных интересов. Ей не жаль растраченных денег, она не ведает цены копейки. Раневскую волнует эта несчастливая, нескладная жизнь. Даже последний бал, который затевает героиня, этот мир на обломках прошлого, несет в себе главную цель жизни — стремление наблюдать радостный миг, преодолеть свое отчаяние, забыть о плохом, найти радость в каждой минуте, подняться над хаосом, несчастьем.
    Петя Трофимов полон дум о будущем. Он заражает своими мечтами и Аню. Они верят в грядущую радость, свободу, любовь.
    Ермолай Лопахин видит смысл жизни в приобретениях недвижимости, в овладении тем, о чем его дед и отец и мечтать не могли, так как были рабами. А он своей цели достиг, стал владельцем вишневого сада. Но не стал счастливее, когда понял, что это “ненужная победа”, что не о потере сада грустят его владельцы, что есть совсем иные ценности.
    Каждый из героев пьесы ищет свой путь в будущее. Тема “вишневого сада” — это тема личной причастности к красоте, к природе, зовущая к поискам смысла жизни.
    Героиня рассказа “Попрыгунья” Ольга Ивановна Дымова не ищет смысла жизни. Для нее вся жизнь — полоса удовольствий, танцев, смеха. Все окружающие ее люди только для того и служат, чтобы доставлять ей удовольствие. Только когда она теряет Дымова, осознание его необыкновенности приходит, да и то ненадолго. Не хочется ей верить в то, что не будет больше беззаботной и праздной жизни.
    Для любящего же Ольгу Ивановну Дымова счастье в том, чтобы удовлетворить все прихоти жены, лелеять ее и терпеть все ради ее блага. Робкий, интеллигентный человек жертвует всем, не думая о себе самом. Работает, лечит людей, терпит невзгоды ради дела, ради долга. Он не может иначе, потому что любит людей.
    “Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира, — вот два блага, выше которых никогда не знал человек”, — говорит доктор Ратин в рассказе “Палата № 6” своему пациенту. “Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом … мыслящий человек отличается тем, что презирает страдание, что всегда доволен”. Иван Дмитриевич Громов думает иначе. Для него жизнь — это возможность отвечать на боль криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением.
    Итог их споров печален: одного дня в больнице было достаточно Рагину, чтобы рухнула его теория.
    Саша в рассказе “Невеста” убеждает главную героиню Надю поехать учиться, бросив дом, привычный образ жизни, жениха, чтобы показать всем, что эта “неподвижная, серая, грешная жизнь” надоела ей. Он рисует перед Надей великолепные картины, горизонты, которые ей откроет новая жизнь: “чудесные сады, фонтаны”. Подобно Трофимову, Саша верит в прекрасное будущее, и его вера убеждает Надю. Оба они видят смысл жизни в стремлении к лучшему, когда “зла не будет, потому что каждый будет знать, для чего он живет”.
    В рассказе “Дом с мезонином” Лида Волчанинова следует идеям народничества, видя в этом свое призвание. Чехов показывает нам прогрессивно мыслящую девушку, ищущую смысл жизни в помощи больным, в обучении безграмотных детей, в заботе о бедных.
    Любовь к маленькому, простому человеку является смыслом жизни Лиды Волчаниновой, Нади, Громова, Дымова и других героев Чехова. Наконец, в “маленькой трилогии” перед нами предстает Иван Иванович, человек ищущий, размышляющий о своей судьбе. Он призывает: “…не успокаивайтесь! Пока молоды … не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!”
    Восставая против пассивного взгляда на жизнь, Чехов открывает своим читателям веру в русскую интеллигенцию, веру в каждого порядочного человека, способного выстоять под ударами судьбы и подняться над своим временем в вечных поисках высшего смысла жизни.
    На примере Беликова (“Человек в футляре”) Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливое, тот рано или поздно окажется ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих. Классической формулой трусости стали беликовские слова: “Как бы чего не вышло”.
    Не перестаешь удивляться современности рассказов Чехова, их злободневности, актуальности. Разве нет и сейчас среди нас таких Беликовых, для которых мнение окружающих, страх за свои собственные действия важнее личных убеждений?
    Нет одинаковых характеров, нет абсолютно одинаковых судеб. Кажется, люди идут куда-то все вместе, от рождения до смерти, проходя похожий путь. Но это только кажется. Каждый человек идет своей дорогой. В поисках своего собственного смысла жизни он выбирает себе друзей, профессию, судьбу. Это очень сложно и удается далеко не всем. Многие сдаются, отступают, меняя свои убеждения. Некоторые погибают в неравной борьбе с трудностями и превратностями судьбы. Лишь тот, в ком стучит доброе сердце, кто способен понять ближнего своего и помочь слабому, достигает счастья. Счастье — это постижение смысла жизни. Счастье — это потребность и умение делать добро. Этому нас учит бессмертный, скромный и добрый Чехов. Этому нас учит сама жизнь. Чем раньше мы понимаем необходимость делать добро, тем быстрее достигаем счастья. Иногда, к сожалению, слишком поздно человек осознает, что его нравственные идеалы были ошибочными, что не там он искал смысл жизни.
    Хорошо, если такой человек успевает это понять тогда, когда еще есть время что-то изменить, исправить. Читать и перечитывать Чехова — это значит спешить делать добро!


32336 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова


Смотрите также по разным произведениям Чехова:


www.litra.ru

Философский поиск смысла жизни в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Философия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 740

Д.А. Погосян

2 курс, СурГУ г. Сургут, Российская Федерация

ФИЛОСОФСКИЙ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация

В статье раскрывается понятие проблемы философского поиска смысла жизни на основе мировоззрений великих русских писателей XIX века Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Данная проблема рассматривается на основе произведений, а также образов жизни обоих писателей. Цель данной статьи состоит в определение смысла человеческого бытия в учениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Ключевые слова

Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, счастье, свобода, добро, зло, религия.

Проблема поиска смысла жизни является одним из наиболее изучаемых вопросов человечества на протяжении многих веков, но, тем не менее, данная тема не может до сих пор считаться полностью рассмотренным со всех возможных углов. Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука может ответить с определённой долей вероятности на такие конкретные вопросы как «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», однако, только лишь философия и теология способны дать наиболее полные ответы на то, какова цель нашей жизни и в чём смысл бытия. [1]

Довольно подробно проблему философского поиска смысла жизни изучили знаменитые русские писатели Х1Хвека, а именно Лев Николаевич Толстой (1828—1910) и Федор Михайлович Достоевский (1821 —1881). Опираясь на собственный жизненный опыт, а также на учения других известных философов, каждый из них разработал свою собственную точку зрения на то, в чём смысл жизни. Не создавая грандиозных философских учений, Федор Достоевский и Лев Толстой в своих романах, повестях и публицистических произведениях проникновенно и необычайно глубоко проповедовали важнейшие вопросы человеческого бытия. [2, C. 312]

Таким образом, мы можем утверждать, что проблема поиска смысла жизни актуальна и по сей день, что обусловлено интересом человечества данном вопросе с точки зрения философии. Широкая известность классических произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского позволяет нам считать данное исследование своевременным.

Жизнь Федора Достоевского была пронизана глубочайшим трагизмом. И очень возможно, что именно по этой причине великий писатель был способен ощутить такие грани трагического в окружающем нас мире и в человеке, которые многие люди не в состоянии даже разглядеть. Бедная жизнь, каждодневный литературный труд на износ, обвинение в участии в социалистическом кружке, каторга в Сибири и разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского Бога и жажда верить в него — именно такую нелегкую жизнь прожил писатель. [2, C. 313]

Достоевский был категорически не согласен с теорией, в которой человек выступает в качестве рассудочного существа и в которой рассудок отождествлен с понятием добра, а биологические инстинкты -с понятием зла. Нет ничего глубже в человеке, чем его свобода, его воля. Ведь человеческая свобода заключается в возможности и необходимости добровольного выбора между добром и злом.

Кроме этого, Достоевский приравнивает свободу выбора человека с его сущностью и выступает против создания счастья по каким-либо правилам и законам. Писатель не верил в способность общества изменить человека «изнутри». Иначе пришлось бы признать, что люди — рабы обстоятельств, то есть отказаться от той внутренней свободы, которая и делает человека личностью.[2, C. 315]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Главной темой творчества Достоевского является поиск путей спасения людей. «Легенда о Великом Инквизиторе»- произведение, которое крайне остро обращается к проблеме возможности принудительного счастья, по праву считается вершиной творчества Достоевского. Свобода страшна непредсказуемостью. Способен ли каждый быть по-настоящему свободным? Свобода ведет к страданиям и ошибкам. Может, проще и лучше просто-напросто отказаться от неё? Принудительное материальное счастье в обмен на потерю свободы и личности — именно такую дилемму ставит Достоевский. Но возможно ли счастье людей через рабство?

Творчество и мировоззрение Льва Николаевича Толстого не менее насыщены философскими идеями и не менее противоречивы, чем творчество и мировоззрение Достоевского. Врожденное жизнелюбие, восхищение перед стихией жизни во всех ее проявлениях — и проповедь аскетизма, отрицающего все «животное»; Писатель видел гениальный художественный дар и критику искусства совершенно ненужной «роскошью», стремление подчинить свое литературное дарование моральной проповеди; страстный индивидуализм в жизни и — отрицание ценности индивидуальности в теории; восхищение перед Христом, как перед величайшим учителем человечества — и отрицание исторического христианства и официальной церкви, — таковы лишь некоторые контрасты, характерные для Толстого. Как никто, зная жизнь, пройдя через опыт неимоверного ужаса перед смертью, делающей жизнь бессмысленной и никчемной, Толстой, особенно в поздний период своего творчества, все больше переходил от литературной деятельности к созданию и проповеди собственного нравственно-религиозного учения.[2, C. 321]

Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой всё надеялся на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он находил в решении вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В данной религии писатель поддерживал лишь этические стороны и отрицал богословские аспекты церковных учений и роль церкви в общественной жизни в целом. Единственным правильным путём он считал отказ от любой борьбы, так как считал крайне неправильным отвечать злом на зло. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. В любой форме власти Толстой видел зло, поддерживая идею отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Однако теория Толстого была далека от реальности, слишком утопична и, следовательно, совершенно неосуществима.

Сущность познания Толстой видел в поиске смысла жизни -важнейшая тема любой религии. Именно поиск смысла жизни должен помочь человечеству ответить на главный вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Достоевский утверждал, что Бог естьлюбовь. В своих произведениях великий писатель обращался к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания.[3, С. 211]

Таким образом, опираясь на проделанное исследование, мы можем утверждать, что по Достоевскому смысл жизни состоит в свободе человека. В этом писатель видит главное людское счастье. Однако он всё-таки задается вопросом: каждому ли на свете дано умение быть счастливым? Ведь свобода может привести к страданиям и ошибкам. Так, стоит ли оно того?

Л.Н. Толстой находит смысл жизни в Боге. По мнению великого писателя, Бог есть любовь. В нём он видит «добро». А противоположное ему понятие, «зло», Толстой видит в любой форме власти, которая, по его мнению, губит народ и должна быть искоренена. Однако мысли автора были слишком утопичны, чтобы стать реальностью. Смысл жизни он находит в участие человека в постоянном движении мира, совершенствовании его.

Список использованной литературы: 1. Википедия — свободная энциклопедия — [Электронный ресурс]. — URL: http://wikipedia.org/ (дата обращения: 06.05.2016)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

2. Гусев Д.А., Рябов П.В., Манекин Р.В. История философии. — М.: Филол. о-во «Слово», Изд-во Эксмо, 2004. — 448 с.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.

© Погосян Д.А., 2016

УДК 008

О.Н.Прокаева

канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРОБЛЕМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются процессы глобализации, которые способствуют резкому обострению проблемы национальной идентичности как одной из самых главных, волнующих и мыслящее человечество в целом, и научное сообщество в особенности.

Ключевые слова

Процессы, глобализация, национальная идентичность, демократизация, экономизация, миграция,

информатизация, культурная стандартизация.

Стремительные изменения в современном мире связаны прежде всего с растущими и весьма неоднозначными процессами глобализации, которые обострили проблему национальной идентичности. Перед всеми государствами, втянутых в процесс глобализации, остро встал вопрос, как безболезненно войти в него и при этом сохранить свою уникальность.

Проблема национальной идентичности приобрела такие масштабы, что ее разрешение для многих государств, требует не только нахождение конкурентоспособной стратегии развития, но и способа национального сохранения.

К процессам, непосредственно влияющих на обострение проблемы национальной идентичности, по мнению С. В. Кортунова, относятся демократизация, экономизация, миграция, информатизация и культурная стандартизация [1].

Демократизация оказывает неоднозначное значение на национальную идентичность. Этот процесс требует соблюдение государством единых правил во внутренней и внешней политике. Оно должно в первую очередь защищать интересы личности, ее права, а затем общества. Если государство желает претендовать на роль мировой державы в настоящее время, то данную иерархию интересов необходимо соблюдать.

Государство во внешней политике должно учитывать внешние факторы, поскольку любые усилия по созданию национальной стратегии развития, будут сталкиваться с мировыми потоками глобализации в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах. Таким образом, стираются границы между внешней и внутренней политикой. Этот процесс глобализации национальную идентичность определенным образом снижает, поскольку государственная политика зависима от демократических механизмов и институтов.

Одновременно национальная идентичность находится в тесных рамках экономизации, которая формирует единое мировое экономическое пространство. Национальное развитие и национальная безопасность не могут существовать в условиях изоляции. Единственный метод защиты национальных интересов — это интеграция в мировое экономическое пространство. Отказ от данного метода означает

cyberleninka.ru

идеал и действительность в литературе

 

Вопрос, связанный с поиском смысла человеческой жизни, поднимался в литературе неоднократно, и именно этот вопрос можно назвать изначально риторическим. Герои многих выдающихся литературных произведениях пыталась понять, в чем же состоит смысл нашего существования, каждый из них делал это разными способами и выбирали совершенно противоположные жизненные пути.

Но несмотря на создаваемые раз за разом идеалы в своей жизни, они сталкивались практически с одинаковой действительностью. Можно ли найти однозначный ответ на вопрос о смысле жизни? И чем же закончились его поиски литературными героями, образы которых стали так близки многим читателям?.. 

Есть ли смысл у жизни?

Образцовым примером такого героя можно назвать Евгения Онегина – главного героя одноименной повести Пушкина А.С. В первой части произведения нам раскрывается образ Онегина, представляющего собой дворянина, светского франта, жизнь которого полна развлечений, забав и любовных интриг. Несмотря на то, что его жизнь кажется насыщенной событиями, со временем она ему надоедает, и желая прекратить скуку, он отправляется в деревню. Онегин начинает интересоваться жизнью деревни, старается облегчить положение крестьян и заняться хозяйством. Но и эта деятельность ему надоедает, и постепенно его вкус к жизни остывает, человеческие чувства и эмоции исчезают из его души, и он полностью охладевает внутри и снаружи.

Основной завязкой повести можно назвать момент, когда главный герой, уже превратившись в бездушного и холодного эгоиста, беспощадно отвергает чувства молодой и искренней девушки Татьяны. И в дальнейшем он не щадит ее раненных чувств, Евгений открыто ухаживает за Ольгой, чем заставляет страдать и своего близкого друга – Ленского. Таким образом, Онегин теряет всех близких людей, людей, которые нуждались в нем, и самое главное – в которых он сам бессознательно нуждался.

Эта потеря означает для него потерю самого себя, и только такие печальные изменения заставляют его изменить взгляд на жизнь и ее смысл. Онегин старается исправиться, он находит Татьяну, чтобы рассказать ей о своих чувствах – но уже поздно, она изменилась и вышла замуж. Он сделал фатальные ошибки, исправить которые уже нельзя, и понимание этого позволило ему осознать, что до момента разрушения его жизни, его собственное существование не имело никакого смысла. 

Идеал и действительность в литературе

Подобные трагедии преследовали и продолжали преследовать героев и после «Евгения Онегина». Вечный поиск смысла жизни – это одна из фундаментальных тем в русской и зарубежной литературе. В своих литературных произведениях писатели освещают тяжести подобных поисков для любого человека, раскрывают их идеалы и показывают ту горькую действительность, с которой им, в конце концов, приходится сталкиваться.

В этом и заключается фатальная трагедия героев, находящихся в поисках смысла жизни, — опираясь на свои идеалы, им приходится иметь дело с порой жестокой и несправедливой действительностью. Порой их жизнь становится невыносимой именно из-за неправильно выбранных жизненных ориентиров, порой – им приходится мучиться сплошными противоречиями и бороться с разладом их идеалов и тем, что есть на самом деле. Подобным образом они проходят долгий и тернистый путь, на протяжении которого пытаются отыскать смысл непростой и порой совершенно несправедливой человеческой жизни.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Юмор: ирония, сатира, сарказм, как способ создания характера героя
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspУильям Шекспир «Гамлет»: мыслящие герои, мечты и их крушение

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Смысл жизни в пьесе М. Горького «На дне»

(343 слова) Философская тема о смысле жизни была, есть и будет особо популярна среди писателей. Многие литераторы излагали свои мысли об этом. Максим Горький был не исключением. Так, например, некоторые герои пьесы «На дне» отражают те представления о смысле жизни, которые были популярны в его время. Рассмотрим их более подробно.

Всего в произведении три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Вспомним эпизод с умирающей Анной, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Противоположная философия жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Герой находит добрые слова и утешения для каждого. Анне он обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

Третья правда связана с Сатиным. Именно этот герой верит в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он уверен, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Итак, в пьесе Горького мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Таким образом, Горький предлагает нам сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой. Поэтому окончательное решение принимает читатель!

Автор: Алёна Бузькевич

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *