Социальная группа — психология
Психология социальной группы
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Малые и большие общение лицом к лицу. Большие делятся ещё на 2 вида
Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика.
Уровни общности больших групп
Первый уровень — «внешне-типологический»
Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы.
Второй уровень – «внутренне-идентификационный»
На этом уровне возникает первичная психологическая связь человека со своей большой социальной группой через отнесение себя к ней.
Третий уровень — «солидарно-действенный».
Он уже предполагает политико-психологическую готовность членов группы к совместным действиям в больших форматах ради достижения или сохранения целей и интересов своих больших социальных групп. Для развития данного уровня обычно необходим внешний толчок.
Cодержание психологии группы
Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.
Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.
В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.
Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь.
Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.
Структура
Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.
В широком смысле это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека.
В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:
1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)
2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.
Другие статьи по групповой психологии:
Понятие группы, влияние на личность
Психология больших социальных групп
Процесс группового принятия решений
Малая групп, классификация, развитие, проблемы
Типы стихийных групп
Характеристика процессов групповой динамики, аттитюд
Социальная психология межгрупповых отношений
Механизмы межгруппового восприятия. Исследование
Лидерство в группе
Классификация социальных групп, стадии развития
Межгрупповое взаимодействие, восприятие, его оптимизация
Правила построения работы в группе
Сравнительная характеристика больших групп
Способы группового воздействия
Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину
Источник: http://biofile.ru/psy/11427.html
Социальная группа
Статьи по психологии Социальная психология Социальная группа
Социальная группа — общность индивидов, обладающая социальной структурой, которых объединяют общая деятельность, цели и интересы.
Функция социальной группы заключается в регулировании социального поведения индивидов в группе в стремлении к достижению объединяющих их интересов.
В социальной психологии принято подразделять социальные группы на большие, средние и малые группы.
Большая социальная группа — объединение людей, в основе которого лежат такие социальные признаки как: национальность, классовость, партийность, демографичность. Именно в больших группах образуются культура, традиции, которые являются базовыми социальными ценностями — идеологией общества. Массовая коммуникация осуществляет связь между членами большой социальной группы.
Средние социальные группы, в отличии от больших, территориально меньше, появляется возможность непосредственного общения членов группы (школа, институт, завод и др.)
Малая социальная группа в первую очередь характеризуется непосредственным общением индивидов группы. Количество членов группы заведомо определено, как и её организация, динамика и соц.-психологические механизмы.
Малая социальная группа характеризуется так же наличием руководства – лидера, который задает цели деятельности, для достижения максимального воплощения объединяющих группу интересов. В обязанности руководителя так же входит организация деятельности членов малой группы.
«Мозговой центр» группы состоит из лидера, формальных руководителей и сублидера, а остальные члены группы являются исполнителями и обладают различными заслуженными или присужденными статусами. Наблюдаются так же явления низкостатусных индивидов, которые идеологически относятся к группе, но не имеют определенного положения или «места».
Первичная группа – наиболее сплоченный внутригрупповой коллектив малой группы.
Микросреда в социальной психологии является социальной средой (совокупность малых групп), которая окружает индивида, и выступает как один из факторов на пути формирования поведения индивида (девиантное или социально-адаптивное).
Малые группы в свою очередь подразделяются на формальные, обладающие регламентированными структурой и целями, и неформальные, соответственно не обладающие четко выраженной структурой. В неформальной группе, так же как и в формальной, существует внутригрупповая иерархия, но взаимодействие людей стихийно и прямо зависимо от личностных отношений, характер которых определяется системой ценностей.
Источник: http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya/socialnaya-gruppa
Психология больших групп
Виды больших социальных групп.
Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).
- Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.
- К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.
Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.
В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.
Классификация по разным признакам:
1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.
2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).
3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).
4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.
Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)
- Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
- Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.
Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:
- какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
- какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
- каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
- какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?
Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия.
Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.
Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому):
Первый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.
Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.
Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.
Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.
- Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
- Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
- Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
- Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.
Элементы общественной психологии:
Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет.
Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии.
Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.
Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.
Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.
В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.
Формы проявления:
Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.
Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.
Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.
Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.
Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.
Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.
Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/938-2010-09-30-12-06-37.html
Социальная психология
Сама по себе психология является очень широкой наукой о человеке, его особенностях поведения, личностной структуре и взаимодействии с окружающими людьми.
Ее многочисленные разделы изучают человека как самостоятельную личность ( психология личности ), исследуют, какие изменения происходят в его психике на разных стадиях развития человека ( психология развития и возрастная психология), особое внимание при этом уделяется детской психологии , психологии отношений между людьми, отдельным срезом идет изучение психологии женщин и психологии мужчин .
И, конечно же, очень важным психологическим разделом считают социальную психологию, которая подробно рассматривает и исследует поведение человека в обществе.
Каждый человек включен своей деятельностью в различные социальные группы.
Сами по себе группы представляют собой сообщества людей, с определенного рода психологическими портретами, социальные группы обладают некоторыми общими характеристиками, и плюс еще исследуются закономерности поведения людей, как внутри группы, так и во взаимоотношениях между подобными группами. Люди внутри социального общества достойны изучения специалистами, профессиональными психологами .
Что индивидуумы думают друг о друге, как они себя ведут в общении между собой, как складываются их взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияние, — все это является объектом изучения социальной психологии, которая рассматривает человека, общность, социум и духовную деятельность людей.
Специально организованные группы или спонтанно возникающие, они всегда порождают процессы, в которых люди начинают каким-либо образом взаимодействовать.
Общаются два человека — начинает складываться их система отношений, рождается малая группа в виде семьи, — сразу же возникают семейные отношения, человек приходит в новый коллектив — образуется группа людей, связанных общими профессиональными интересами, и так далее.
Психология жизни представляет собой гармонию между людьми в процессе коммуникации, в результате которой возникает что-то общее, идет обмен вербальной и невербальной информацией.
Когда гармония по каким-то причинам нарушается, образуется конфликт, представляющий собой максимальное обострение существующих противоречий.
А любой конфликт всегда связан с человеческой эмоциональностью, острыми переживаниями отдельных представителей общества, независимо от того, большая это группа или малая.
Диагностика психолога позволяет своевременно выявить назревающие конфликты между людьми, чтобы, либо предотвратить столкновение, либо урегулировать процессы, ведущие к нему, нейтрализуя первопричины на корню.
Часто в обществе мы можем наблюдать манипулирование одних людей другими, при котором оказывается воздействие на объекты манипуляции с целью получить ряд преимуществ.
В таких ситуациях психологи наблюдают картину использования таких психологических инструментов, которые помогают манипуляторам достигать поставленных задач, сохраняя в других людях иллюзию, будто они сами приняли соответствующее решение.
Психология лжи здесь такова, что человек не подозревает об обмане, о том, что его подвели к принятию подобного решения продуманным способом.
Социальная психология, как наука, необходима для изучения такой важной категорий, как насилие.
В рассмотрении личности психолог – практик сталкивается с насилием физическим, моральным и духовным, особенно это частое явление в социальной группе, где обостряются взаимоотношения между личностью и отдельными людьми. И тем более, всегда находится человек, считающий себя лидером, а потому навязывающим свое мнение остальным.
Любой хороший психолог скажет, что масса людей имеет свою психологию, особую, присущую именно этой массе. Индивиды, которые данную массу составляют, кроме тех черт и качеств, которыми они обладали самостоятельно в индивидуальном порядке, начинают приобретать новые качества, присущие данной массе, группе. И это стало отдельной темой исследования социальной психологии.
Объединяет социальных психологов с семейными психологами исследование семейных отношений. Правда, социальная психология подходит к этому вопросу более с теоретической стороны, в отличие от психологов, которых принято называть семейными, потому что последние больше заняты практической психологией .
Нельзя изучить общество, не исследуя его социальные группы, которые состоят из людей этого общества, но отличаются друг от друга по различным психологическим характеристикам.
Каждая социальная группа при этом подразумевает индивидуумов, которые решили объединиться в общей деятельности, потому что имеют одни и те же цели или интересы, задачи. При этом группа не статична, она находится в постоянной динамике.
И социальная психология исследует то, как происходит это социальное движение, как одни общественные явления сменяют другие, как уходят старые социальные образования, а на их место приходят новые, как меняется рассматриваемое психологами общество в целом и частном.
Отдельное внимание социальными психологами уделяется столкновению, при котором конфликтуют между собой противоположные тенденции. Исследуется противоборство прогресса и регресса определенных отношений в социуме.
Сегодня любой сайт психолога , имеющего отношение к социальным отношениям, наводнен вопросами о характере взаимозадействованности людей, представляющих собственные индивидуальные позиции или позиции определенных социальных групп. Анализируются способы и возможности решения психологических задач на почве социальности.
Даже онлайн — психология так или иначе связана с современными социальными вопросами лидеров и толпы. Молодое поколение осознает расслоение общества и ставит перед собой проблемы и возможности их решения относительно принадлежности к элитному классу и простолюдинам.
А в услуги психолога в современном обществе входят не только вопросы психологу , о том, как восстановить отношения с близким человеком и самим собой, но и вопросы по управлению персоналом.
Часто представители серьезных компаний нуждаются в консультации психолога по вопросам повышения производительности труда.
Многие промышленные компании признаются, что им нужен психолог , чтобы сделать их производство максимально эффективным, так как недостаточно лишь улучшения условий труда и технического оснащения на производстве, люди понимают, что нужно улучшать отношения между руководителями и подчиненными, чтобы сделать человеческий фактор главным орудием в повышении производительности.
Найти психолога , обладающего подобными навыками, сегодня становится возможным, так как социальная психология продолжает развиваться и растит кадры, способные решать социальные задачи в обществе.
Подобную помощь психолога можно получить в солидных компаниях, можно выйти на специалистов и психологов онлайн , которые помогут найти специалистов. Наши эксперты также могут помочь вам в решении вопросов, связанных с кадрами. реклама групп
Другой мир
http://spirituality-life.ru/view_article/556
Социальная психология — раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому как человек воспринимает других, общается и влияет на других.
Гордон Олпорт определял социальную психологию как попытку понять и объяснить, как мысли, чувства и поведение личности зависят от реального, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей.
Социальная психология находится на грани между психологией и социологией и приписывание того или иного направления к психологии или социологии зачастую является сугубо организационным — психологи и социологи склонны публиковать свои работы в разных журналах, посещать разные конференции. Кроме того, психологи чаще рассматривают внутриличностные аспекты и социальные ситуации, а социологи — внеличностные, социальные процессы, определяющие поведение человека, а также микроуровень социальных взаимодействий.
Наиболее известные эксперименты социальной психологии
Эксперимент в летнем лагере (Шериф) — межгрупповые враждебные чувства и действия возникают из конкуренции групп за ограниченные ресурсы.
После произвольного разделения в летнем лагере мальчиков на группы и организации межгрупповго соревнования за получение морального и материального поощрения, было обнаружено, как у воспитанных американских мальчиков норма мирного существования начинала ослабевать и постепенно улетучивалась по мере накала борьбы.
Подчинение авторитету (эксперимент Милгрэма) (1963) — люди при определённой организации взаимодействия подчиняются авторитету настолько, что могут под влиянием приказа нанести удар электротоком, мощность которого смертельна.
Стэнфордский тюремный эксперимент (Ф. Зимбардо) (1971) — люди склонны принимать на себя роли и испытывать свойственные этой роли эмоции и переживания. Испытуемые начали вести себя как настоящие садисты-надзиратели и жертвы-заключённые.
Эффект постороннего (bystander effect) — случай, когда на глазах многих свидетелей происходит преступление, однако каждый считает, что если вокруг много свидетелей, то и без него обязательно кто-то вмешается.
Поводом к появлению данного термина стало убийство Китти Дженовезе, хотя её случай, строго говоря, не подходил под данное определение, поскольку был сильно искажён в передаче журналистов.
Гораздо более ярким и трагическим случаем является убийство малолетнего Джеймса Балджера.
К разделам социальной психологии традиционно относятся политическая психология, организационная психология, психология рекламы, этнопсихология, историческая психология, гендерная психология.
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/socialnaya_psihologiya
Источник: http://fxevolution.ru/sotsialnaya-psihologiya/
obu4ayka.ru
Социальная психология малой группы
Социальная психология малой группыВнимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость
Формирование психологии и социологии малых групп
Поведение личности в малых группах в начале 20 века становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. Для этой цели были сформированы специальные группы, подобранные в исправительных учреждениях, учебных заведениях и армии. Исследователи разных сфер всегда интересовались поднятием состояния духа в группах, совершенствованием взаимоотношений между ее членами, групповым сознанием, положением руководителя и статусом (ролью) лидера, взаимодействием между индивидами в неофициальных группах и методами стимулирования. Большое значение в создании теории современной психологии малых групп имеют труды известных социологов и социальных психологов: Г. Тард, Л. Визе, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Ф. Теннис, М. Вебер.
Кули Ч., американский социолог и социальный психолог, в начале прошлого века вводит понятие «первичные группы» с целью обозначить те из них, которые в качестве преобладающего элемента имеют личные связи между людьми. Он предполагал, что в отличие от безличных, формальных или «вторичных» групп, первичная группа имеет решающее значение при формировании характера и идеалов человека. Большое влияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп оказал труд Фрейда «Психология масс и анализ человеческого «Я», где впервые были отражены методы, заимствованные из психиатрии. Наиболее завершенный вид концепция малой неформальной группы приняла после разработки и формулировки исследований американского социолога и социального психолога Э. Мэйо и его сотрудников.
Понятие малой группы
Науки психология и социология давали разные трактовки малой группы. Д. Картрайт, А. Зандер и Т. Ньюком указывали несколько критериев. посредством которых можно определить данное понятие:
- частота и продолжительность, с которой могут взаимодействовать индивиды в группе;
- количество членов группы.
Типичные особенности малой группы, выделенные австрийским и американским психологом Ш. Бюлер, включают:
- взаимоотношение и общение, влияние участников группы друг на друга, без чего она не способна существовать;
- известная определенность ролей, которые играют отдельные индивиды в группе;
- обособление лидеров, имеющих влияние на мнение большинства;
- определенная совместная цель, деятельность и организация;
- формирование у участников группы чувства «мы», единства группы;
zaochnik.com
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп. Социальная психология: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.
Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.
Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.
Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.
Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.
Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.
Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.
Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.
Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив
Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Основные признаки социальной группы:
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;
2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.
К групповым процессам
относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;3) способность индивидов к согласованным действиям.
Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;
4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.
Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства.
Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.
По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).
В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.
Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.
Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.
Все значимые в жизни человека группы – малые группы.
Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.
Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.
Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.
Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.
Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.
Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.
Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.
По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (
В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.
В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.
Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.
Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, негативного – асоциальные.
Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.
Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.
Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.
Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.
В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.
Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.
Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.
Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.
Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.
Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.
Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.
При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.
Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.
Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.
Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.
А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.
Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.
Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.
Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.
Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.
Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).
И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.
Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.
Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.
Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.
Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.
Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.
В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.
Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.
Производственные проблемы как бы отходят на второй план.
Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.
Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.
Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.
Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.
Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.
Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.
К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.
Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Социальная психология о «группе». Понятие «группы» в общей психологии, статистике и общественных науках. «Группа» как предмет социальной психологии.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Группа- это человеческая общность, выделяемая на основе признака, например социальной пренадлежности,совместной деятельности,и тд. Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
Методика определения стиля лидерства Описание : Теоретические аспекты исследования лидерства в психологии. Методика направлена на определение стиля руководства. Руководство и лидерство Тест «Способность к лидерству » Р.С. Немова Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта. Эксперимент проводился на группе подростков, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (заметим, что речь идет о взрослых руководителях, а не о лидерах, стихийно выдвинувшихся из среды детей) демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической и управленческой литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (достаточно вольный перевод термина, предложенного Левиным). Обозначение трех стилей в предложенных терминах имеет свое обоснование, связанное с личной биографией и позицией Левина. Эксперименты были осуществлены им после эмиграции из фашистской Германии во время начавшейся второй мировой войны. Демонстрируя свою антифашистскую позицию, Левин употребил термины «авторитарный», «демократический» — это были своего рода метафоры, отражающие психологический рисунок типа принятия решения и не более того. Никакого политического значения ни один из выявленных стилей руководства, естественно, не имел. Каждый руководитель вырабатывает свой стиль руководства, который занимает определенное место на «шкале управления» — от авторитарного до либерального со специфическими чертами и оттенками. Авторитарно-либеральный континуум стиля руководства отражает такие модели поведения:. руководитель принимает решение сам и его объявляет;. руководитель предлагает готовое решение сотрудникам;. руководитель выдвигает идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение; руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках. На основе континуума, где одна крайность — руководитель, ориентированный на задачу, работу; и другая крайность — руководитель, ориентированный на сотрудников. Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства: система 1 — эксплуататорско-авторитарная; система 2 — благосклонно-авторитарная; система 3 — консультативно-демократическая; система 4 — основанная на участии подчиненных в управлении. Система 4 предполагает, что отношения между руководителем и подчиненными строятся на основе доверия. Выделяют, однако, при более общем подходе и «чистые» стили управления. Весьма удачное, на наш взгляд, двумерное описание трех известных нам уже «чистых» стилей (авторитарного, демократического и попустительского) . Социально-психологические характеристики групп. Композиция Структура Гр процессы Динамика
Огруппление мышления как феномен малых групп Был открыт в 70-е годы И. Джанисом. Огруппление мышления Джанис как «быстрый и легкий способ прибегнуть к стилю мышления, который присущ людям, настолько полно включенным в сплоченную группу, что стремление к единомыслию оказывается важнее реалистической оценки возможных вариантов действий. Огруппление мышления связано со снижением ментальной эффективности, способности к анализу реальных событий, моральных требований, что является результатом внутригрупповых давлений». Согласно И. Джанису, симптоматика феномена огруппления мышления характеризуется следующими признаками:иллюзией неуязвимости, разделяемой большинством или всеми членами группы, следствием чего являются излишний оптимизм и тяга к чрезмерному риску; стремлением дать рациональное объяснение принимаемому решению, дабы отбросить любые возможные возражения; безусловной верой в исповедуемые группой принципы поведения, побуждающие ее членов игнорировать моральные последствия принимаемых решений; стереотипным взглядом на соперников (другие группы) либо как обладающих слишком негативными чертами, чтобы вступать с ними в какие-то переговоры, либо как очень слабых или глупых, чтобы удержаться от соблазна воспрепятствовать достижению ими своих целей; открытым давлением на членов группы, выдвигающих аргументы против групповых стереотипов, требованием лояльности; самоцензурой членов группы, их готовностью минимизировать собственные сомнения и контраргументы, касающиеся групповых решений;иллюзией единодушия относительно оценок, мнения, согласующихся с точкой зрения большинства;появлением самозваных охранителей группового духа — индивидов, которые защищают группу от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое ими чувство удовлетворенности принимаемыми решениями.
Композиция (состав) группы. Структура группы (формальная и неформальная). Метод референтометрии
Референтометрический метод – это способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее лица. Референтность – понятие, которое можно трактовать двояко. Во-первых, как форма межличностных отношений и, во-вторых, как свойство личности. И в том и в другом случае суть состоит в ценности для одного человека суждений о чем-то важном для него, выносимых другим человеком (или группой). Суждения могут принимать форму мнения, норм поведения, ценностных ориентации, оценок. Под влиянием этих чужих суждений складывается собственное представление о значимом для субъекта объекте. В качестве этого объекта могут выступать любые значимые для данного человека явления, события, предметы и другие люди, собственное поведение и даже собственное «Я». Референтность как свойство личности (или группы) существует только в восприятии или воображении других субъектов. Это свойство того человека (группы), чье мнение учитывается, на чьи оценки ориентируются. Но проявляется это качество не в поведении этого человека, а в восприятии или воображении другого человека. Тот, на кого оказывается влияние, называется субъектом референтных отношений, тот, кто оказывает влияние, – референтным объектом. Последний может быть как реальным человеком или группой, так и воображаемым (литературный герой, вымышленный идеал для подражания). Как форма межличностных отношений референтность заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него предмет реализуется через обращение к другому лицу. Таким образом референтность имеет форму субъектно-субъектно-объектных отношений, т. е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом. Факт референтности одних членов группы для других и устанавливается с помощью референтометрии. Метод включает две процедуры. Первая (предварительная) позволяет с помощью опросного листа выявить позиции (мнения, оценки, отношения) каждого члена группы по поводу какого-либо значимого события, явления, предмета, человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, заявленная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Это осуществляется через ознакомление каждого члена группы с выбранными им чужими ответами. Возможен и третий этап: повторение первого, но либо спустя некоторое время, либо в замаскированном виде предъявляется тот же объект (тема). Результаты референтометрии позволяют выявить мотивы межличностных выборов в группе. Но мера предпочтительности здесь определяется косвенно – через проявление интереса. Данные референтометрии желательно совмещать с социометрическими обследованиями. Методика ЦОЕ Немова член Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности. (ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА) Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своегс лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т. п.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы. Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, которые они считают наиболее положительными (ценными) и наиболее отрицательными (ненужными). Затем подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, и выделяются по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого предложенною набора. (В силу того, что все участники делают только по пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять.)
Социальная леность — эффект, состоящий в том, что коллективное усилие может быть менее эффективным, чем сумма индивидуальных усилий. В отличие от социальной фасилитации наблюдается эффект уменьшения личных вложений от каждого участника. Проявляется на работах с оценкой общего результата без внимания к индивидуальной работе и вкладу каждого участника, но не наблюдается при наличии командного духа или при субъективной оценке собственного вклада как незаменимого. В ряде экспериментов испытуемым, работающим в группах, не сообщалось о скрытом измерении их вклада. В результате старания каждого были меньше, чем при индивидуальной работе. Этот эффект экспериментально обнаружил Макс Рингельман. К динамометру присоединяли канат, а тянущему участнику завязывали глаза и сообщали что канат будет тянуть вся группа. В итоге канат тянул только один человек. По результатам измерений его вклад оказывался в среднем на 18 % ниже, чем при индивидуальных измерениях. В небольшой группе испытуемого просили кричать наиболее громко. При этом ему надевались наушники с записью, так чтобы он не мог слышать создаваемого шума. В результате участник в среднем производил в 3 раза меньше шума, чем при одиночных экспериментах. Описание эксперимента Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В. «Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте. Результаты Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы. Другие варианты эксперимента[править | править вики-текст] · Милгрэмом дополнительно были проведены эксперименты в варианте, когда «ученик» сидит в одной комнате с «учителем». В этом случае послушание уменьшалось. · В ином варианте эксперимента, также проведённом Милгрэмом, «ученик» находился рядом с «учителем» и «получал» удары, только если прижимал руку к металлической пластине. На 150 вольтах «ученик» отказывался прикладывать руку к пластине, и в этом случае экспериментатор требовал, чтобы «учитель» держал «ученика» за руку и прикладывал его руку к пластине насильно. В этом случае послушание было ещё меньше. Таким образом, близость жертвы обратно сказывается на послушании. · В других вариантах в эксперименте также участвовали один или два дополнительных «учителя». Их тоже играли актёры. В варианте, когда актёр-«учитель» настаивал на продолжении, только 3 из 40 испытуемых прекратили эксперимент. В другом случае двое актёров-«учителей» отказывались продолжать эксперимент — и 36 из 40 испытуемыхделали то же самое. · Когда один экспериментатор был «учеником» и требовал прекратить эксперимент, а другой экспериментатор требовал продолжать — 100 % испытуемых прекращали его. · 8 Групповые нормы. Групповые нормы — это определенный ряд правил которые придуманы каким-либо сообществом. Правила регулируются самим сообществом.
Групповая поляризация
Социальная психология о «группе». Понятие «группы» в общей психологии, статистике и общественных науках. «Группа» как предмет социальной психологии.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Группа- это человеческая общность, выделяемая на основе признака, например социальной пренадлежности,совместной деятельности,и тд. Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
Психология групп и коллективов. Социальная психология
Понятие, виды и структура группы
Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.
На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. При всем этом в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.
Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа будет необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.
Людитрадиционно входят в состав разных социальных групп, человек, скажем, одновременно может заниматься туристской деятельностью, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при ϶ᴛᴏм функции матери или отца семейства. В каждой из групп человек занимает определенное социальное положение, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее той роли, кᴏᴛᴏᴩой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и кᴏᴛᴏᴩая позволит им ожидать от него определенного поведения.
Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. Это ϲʙᴏйство группы подчинять себе личность, «поглощать» ее, подчеркивал известный польский исследователь Я. Щепаньский. Стоит заметить, что он полагал, что такие группы, как ордена, некᴏᴛᴏᴩые политические группы, военные и пр., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах. Но чаще всего принадлежность к группе охватывает только некᴏᴛᴏᴩые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы.
Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Обязательными элементами любой группы будут цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.
Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, кᴏᴛᴏᴩые формируются по мере развития группы.
Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.
Мнения конкретных людей могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических черт группы.
Второй признак социальной группы — наличие ϲʙᴏйств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.
Композиция представляет собой совокупность ϲʙᴏйств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, кᴏᴛᴏᴩые выполняют отдельные члены группы, а также на базе межличностных отношений в ней.
При анализе группы крайне важно дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, кᴏᴛᴏᴩые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы.
К групповым процессам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные процессы сплочения: лидерство и руководство. Различаются уровни развития группы, например, стадии развития коллектива. Любые изменения в социальной группе, ее деятельность, общение, отношения членов группы — будут групповыми процессами. Третьим признаком социальной группы выступает способность людей к согласованным действиям. Это основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую общность действий членов группы. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы.
Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, кᴏᴛᴏᴩый лежит в основе самоопределения личности.
Не стоит забывать, что важным признаком группы будет наличие группового давления, кᴏᴛᴏᴩое заставляет человека строить ϲʙᴏе поведение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев.
Еще одним признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами.
Для построения типологии групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.
По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы. Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам данных групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
Малая группа — основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека — малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную. Стоит заметить, что она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. В случае если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с кᴏᴛᴏᴩой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при ϶ᴛᴏм представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, ϲʙᴏи поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может выступать исключительно как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некᴏᴛᴏᴩые социальные группы могут обладать временной референтностью, кᴏᴛᴏᴩая затем проходит.
Группы могут быть также условными или реальными.
Условные группы людей объединяются по определенному признаку, выделенному исследователем (возраст, пол, профессия и др.). Реальные группы — ϶ᴛᴏ группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями.
Важно заметить, что одним из важнейших оснований для классификации групп выступает характер организации, регулирующий взаимодействие членов группы. По ϶ᴛᴏму основанию выделяются следующие реальные контактные группы: номинальная, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.
Номинальные группы (конгломераты) — ϶ᴛᴏ неорганизованные или случайно организованные группы. Сюда ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: зрители в театре и кино, случайные члены экскурсионных групп и т. д. Объединение в группы добровольное, временное и определяется сходством интересов.
Ассоциация — группа, в кᴏᴛᴏᴩой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация — группа, отличающаяся реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения и общение в ней носят прежде всего сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнению конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Корпорация — ϶ᴛᴏ группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В ϶ᴛᴏм случае у группы побудет корпоративный дух, кᴏᴛᴏᴩый пробудет в противопоставлении группы другим группам, в стремлении осуществлять ϲʙᴏи групповые цели.
Динамика группы и коллектива
Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — ϶ᴛᴏ группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям ϶ᴛᴏго общества. С ϶ᴛᴏй позиции можно рассматривать и коллектив туристской фирмы.
К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
Совместимость — ϶ᴛᴏ эффект сочетания, взаимодействия индивидов, кᴏᴛᴏᴩый показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.
Сработанность — ϶ᴛᴏ эффект сочетания, взаимодействия индивидов, кᴏᴛᴏᴩый показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность — результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В туристской группе тоже существует сработанность, кᴏᴛᴏᴩая пробудет в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.
Сплоченность — ϶ᴛᴏ характеристика единства, взаимосвязанности индивидов. Стоит заметить, что она предстает как динамическая характеристика развития внутри групповых связей, кᴏᴛᴏᴩые нужно изучать на трех уровнях: эмоциональной привлекательности, ценностно-ориентационного единства, устойчивости к деструктивным (разрушающим) воздействиям.
Группы также рассматривают по их отношению к обществу: позитивному — просоциальные, либо негативному — асоциальные. Любой коллектив — ϶ᴛᴏ хорошо организованная просоциальная группа, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением ϲʙᴏих узких интересов общественным (например, хорошо организованная группа преступников). Социальная группа обусловлена взаимодействием двух тенденций — интеграции и дифференциации. Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, кᴏᴛᴏᴩые угрожают существованию группы как единого целого. Дифференциация — на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. По϶ᴛᴏму функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и, наоборот — от высокого уровня развития до простой ассоциации.
Не стоит забывать, что важное социально-психологическое явление в жизни группы — лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других. Выделяют следующие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя. Велика роль лидера в туристской группе. Очень важно, ɥᴛᴏбы руководитель группы (официальное лицо) был лидером. Это влияет на степень и уровень сплоченности группы, психологический климат в ней, взаимоотношения в группе людей разного возраста, пола, профессии, национальности и т. д.
Во многих исследованиях делались попытки выявить качества личности, ϲʙᴏйственные лидеру. По-видимому, установление между человеком и группой людей тех или иных отношений власти зависит от внешних обстоятельств, а иногда и просто от случая. Очень часто такие отношения связаны со способностью человека, имеющего доступ к определенным ресурсам или обладающего определенными качествами, обратить на себя внимание в тот момент, когда группе потребуется руководство ее деятельностью.
Властные отношения в группе в значительной степени обусловлены теми социально-психологическими ролями, кᴏᴛᴏᴩые должны выполнять члены группы.
Роли — ϶ᴛᴏ ожидаемое поведение, система прав и обязанностей, вытекающих из объективных потребностей общества. Роль матери в современном обществе связана с любовью и заботой по отношению к детям. Детей балуют, отдают им все самое лучшее. Но никто не ожидает таких действий от начальника на работе. Его социальная роль иная.
Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями и характером образования. В процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. Известны пять типов социальной власти, кᴏᴛᴏᴩые с раннего возраста испытывает на себе каждый: власть вознаграждения, принуждения, эксперта, авторитета и власть закона.
Не стоит забывать, что важнейшая проблема психологии — развитие социальной группы. Кстати, эта проблема часто решается в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма.
Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.
Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.
Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.
Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.
На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.
Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с развивающимися потребностями людей.
В коллективе формируются явления, ϲʙᴏйственные только совместной жизни людей. Важно заметить, что одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.
Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.
Отметим, что теория коллектива, основные идеи кᴏᴛᴏᴩой были заложены Макаренко, развиты в работах таких известных отечественных педагогов и психологов, как Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов. Стоит заметить, что она может иметь самое широкое применение не только в педагогике, но также во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во всех случаях, где функционируют социальные группы.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai