Социальные контакты и их влияние на развитие личности подростка – Социальная среда подростков

Содержание

Родительское собрание «Социальное окружение учащегося и его роль в развитии личности»

Выступление на родительском собрании по теме:

«Социальное окружение учащегося и его роль в развитии личности»

Социальное окружение (или среда) оказывает сильное воздействие на человека, влияет на его поведение, привычки, формирует его взгляды, характер, систему ценностей. Постоянно общаясь с другими людьми, человек невольно подпадает под их влияние. Он часто перенимает их привычки, манеры, особенности поведения. Помимо этого, индивид вынужден считаться со взглядами, убеждениями других, чтобы не оказаться в положении «белой вороны». То есть, ведет себя в полном соответствии с пословицей: «С кем поведешься, от того и наберешься». Наиболее ярко это проявляется в детском возрасте, когда ребенок берет пример с родителей, подражая им буквально во всем; еще один пример – супружеские отношения, когда партнеры становятся похожи друг на друга.

Подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близкое и дальнее отношение к нему. К близким относят членов семьи, родственников, друзей, соседей. Иными словами, всех, с кем он хорошо знаком, с кем часто общается. Все они составляют

 ближайшее социальное окружение. Она состоит из множества малых групп: семья, друзья во дворе, одногруппники.

Техникум (педагоги, студенты других групп и курсов) занимает как бы промежуточное положение: он стоит между двумя мирами —  ближним и дальним. Но техникум как учреждение находится дальше, чем семья.

Радио, телевидение, Интернет оказывают сильное влияние на сознание подростка. Но они относятся к миру незнакомых людей. Мир незнакомых людей составляет дальнюю среду.

Влияние социальной среды может быть как положительным, так и отрицательным. Например, малыш с самого раннего детства воспитывался в атмосфере взаимной любви, уважения и доброжелательности, его окружали вежливые и культурные люди, ему старались прививать добрые чувства. В этом случае он вырастет порядочным человеком. Отдельные исключения, разумеется, бывают, но не меняют общего правила. Если ребенку не доставалось любви и заботы, в его окружении преобладали не самые достойные личности, велика вероятность того, что, когда подрастет, он пойдет «по кривой дорожке». Хотя и здесь бывают исключения.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

При нормальной обстановке на учебе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или техникум, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Прямое воздействие — процесс, в результате которого социальное окружение человека, совершая те или иные действия, может изменять его идеалы, ценности, мировоззрение.

Косвенное воздействие – процесс, в результате которого социальное окружение, его действия могут не оказывать немедленного (прямого) воздействия на человека, но тем не менее влияют на него, посредствам изменения близлежащих факторов.

На подростка социальная среда может влиять как положительно так и отрицательно, это зависит от самой среды и от  участников. Также влияние среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби

Приобретение вредных привычек (курение, алкоголь)

Установление дружеских отношений 

творческие занятия

Подражание неформальным лидерам

Приобретение и развитие положительных личностных качеств

Приобретение и развитие негативных личностных качеств

Улучшение учебы

Ухудшение учебы

Нас, как педагогов, особенно интересует степень отрицательного влияния на подростка.

Я провела тестирование с целью проверки склонности к различным формам девиантного поведения среди первокурсников (протестировно 66 человек)

Степень склонности к девиантному поведению

Зависимое

поведение

Противоправное поведение

Интрегр. оценка «Девиантное поведение»

Высокая склонность к девиантному поведению

2 чел.(3%)

3 чел.(4,5%)

3 чел. (4,5%)

Значительная предрасположен-ность к ДП

38 чел.(58%)

39 чел.(59%)

36 чел.(55%)

Низкая склонность (отсутствие) к ДП

26 чел.(39%)

24 чел.(36%)

27 чел.(41%)

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Шкала «Зависимое поведение» (аддиктивное) показывает нам, что 38 человек имеют значительную предрасположенность к вредным привычкам, 26 человек имеют низкую склонность к зависимостям, высокая склонность выявлена у 2 студентов первого курса.

Такие же показатели выявлены по шкале «Противоправное поведение» (делинквентное): 39 человек имеют значительную предрасположенность к противоправному поведению, 24 человек не склонны нарушать общественные правила и закон, высокую склонность к противоправному поведению показали 3 человека.

Интегральная оценка (суммарная) «Девиантное поведение» выявила, что 36 человек имеют значительную тенденцию к девиантному поведению, 27 человек не склонны к отклонениям от норм, правил и социально одобряемых стандартов поведения, 3 человека имеют высокую склонность к девиантному поведению.

Наглядно результаты представлены на диаграмме.

Задание:

Родители должны критически оценить ближайшее окружение своего ребенка и возможное влияние на его мировоззрение и поведение. Какие преобладающие ценности у друзей, курят ли они, употребляют ли спиртные напитки, имеют ли опыт привода в полицию?

Для выполнения задания родителя необходимо написать на листочке всех друзей своего ребенка и подумать о влиянии каждого на ребенка (рядом с именем друга поставить «+» или «-», символизирующие влияние, которое они оказывают на их ребенка). Возможно, что есть друзья, о которых родитель не знает, тем более необходимо знать их воздействие на подростка.

В заключение следует отметить, что поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, и общение со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Кроме того, типичная черта подростковых и юношеских групп – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Поэтому очень важно знать кто находится в ближайшем окружении подростка.

Однако самыми сильными все равно остаются семейные ресурсы воспитания, возможности нахождения выхода из любой сложной ситуации.

Литература:

  1. Моховикова О.В. Социальная среда подростка. Конспект урока. URL: www.kipk.ru/index.php?option=com_attachments&task…id=480

  2. Мухина В.С. возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений/ В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. – 608 с.

  3. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги – Спб: Речь, 2008

infourok.ru

Влияние социальных условий на становление личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 37.013.78

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА А.В. Тукшумская, Е.С. Калмыкова, В.В. Наместников, Ю.С. Сухарева

В статье рассматривается влияние социальных условий на становление личности подроста

Ключевые слова: социализация, личность, подросток, ценностные ориентации личности, самосознание подростков

В подростковом возрасте необычайно

актуализируется потребность в социализации, т.к. закладываются модели поведения,

формируется круг интересов, в том числе и в области поиска контактов. Все это выступает базой становления личности подростка.

В этой связи актуальной задачей

психолого-педагогической науки становится выявление содержания тех социальных условий, которые и оказывают значительное воздействие на развитие личности, мышления, поведения, стиля жизни подростка.

Стоит отметить, что грань, где начинает и где заканчивает формироваться личность определить сложно. Некоторые авторы

отмечают, что свойства личности зарождаются в раннем детстве, темперамент и характерологические особенности

преломляются через них и видоизменяются.

По определению Л.Н. Собчик [9] личность — это «…открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).

Таким образом, мы рассматриваем личность, как систему, которая открыта внешним воздействиям и реагирующая на изменения среды, в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу» [9, с. 23]. Индивидуальные свойства, которые есть у

Тукшумская Анна Владимировна — МШУ, канд. пед. наук, декан, e-mail: [email protected] Калмыкова Елена Сергеевна — МПГУ, аспирант, e-mail: [email protected] Наместников Владимир Владимирович — МПГУ, магистрант, e-mail: [email protected] Сухарева Юлия Сергеевна — МПГУ, магистрант, тел. 8-905-772-40-76, e-mail: [email protected]

каждого человека, определенным образом преломляют информацию об окружающей среде и влекут за собой конкретный стиль поведения. Эта избирательность в оценке внешних событий приводит к формированию при сходных условиях социальной среды своего собственного неповторимого личностного стиля.

В основе этого стиля лежит ведущая тенденция или несколько тенденций, которые охватывают все уровни личности от физиологических характерологических

особенностей до социальной направленности и иерархии ценностей человека.

В свою, очередь социальные ценности подростков являются отражением

современного социального развития.

Ценностные основы начинают

складываться ещё в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.

Одна из важнейших форм ценностей — это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он представляет этот идеал.

Некоторые исследователи рассматривают понятие ценности как близкое к понятиям потребности и мотива, считая, что ценность обладает реальной побудительной силой. Другие используют понятие ценностных ориентаций, как основных элементов системы отношения человека к социальному миру, определяющих стратегию социальной жизни личности. Подросток «впитывает»

определённые ценности при восприятии

образов.

Мощным регулятором человеческого

поведения являются ценности, т.е. представление о том, что свято для человека, группы или общества в целом. Каждый человек стремится упорядочить свои

представления, выработать отношение к существующим ценностям и нормам. Так складывается мировоззрение человека.

Возвращаясь к психологической характеристике подростка, мы можем теперь понять ту психологическую функцию, которую выполняет в формировании его личности

складывающееся мировоззрение, и прежде всего система его моральных взглядов и убеждений. Моральное мировоззрение воплощает в себе нравственные стремления школьников и таким образом организует поведение учащихся. Моральное

мировоззрение начинает складываться за долго до старшего школьного возраста. Оно

подготавливается, в частности, развитием у подростков идеальных образов людей, на которых они хотели бы походить.

Таким образом, именно в подростковом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру

и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается

сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л. С. Выготский считал основным

новообразованием этого возраста. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни — вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте [2].

Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С. Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает «от наивного неведения в отношении самого себя к все более глубокому самопознанию, соединяющемуся с все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом» [8].

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-Концепция».

Анализируя различные подходы к исследованию чувства взрослости можно выделить два основных: биологический и

культурно-исторический. В рамках

биологического подхода работали С. Холл, З. Фрейд и др.

С позиций культурно-исторического подхода проблема подростковой взрослости изучалась Л.С. Выготским, Д.Б.

Элькониным,Т.В. Драгуновой и др. Основная проблема, которая встает в ходе исследования -это становление у подростка чувства взрослости. Проблема состоит в том, чтобы в условиях школьного образования обеспечить такую организацию учебной деятельности, которая позволила бы подростку действительно осуществить свое взросление, как приобщение себя к взрослой жизни [10]. Такой деятельностью для подростка выступает деятельность общения. Эта деятельность является ведущей деятельностью

подросткового возраста. Для того, чтобы войти ребенку во взрослую жизнь, его собственная деятельность должна быть организована по модели взрослой жизни. Такое стремление подростка мотивировано обществом, как более раннее вступление ребенка в экономическую жизнь общества. Для подростка ее осуществление должно стать результатом его собственного решения, она должна иметь для подростка ценность его собственной деятельности, не навязанной ему извне. Но в настоящее время, к сожалению, ребенок обретает не чувство взрослости, а скорее чувство возрастной неполноценности. В рамках деятельностного подхода Д.Б. Эльконину с сотрудниками удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компаний и т.д.) выделяется в относительно самостоятельную область жизни подростка. новообразованием, которое возникает у подростка по мере овладения общением является так называемое чувство взрослости — особая форма отроческого сознания [10].

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и проявляющейся вдруг на время замкнутости. Образы «Я», которые создает в своем сознании

подросток, разнообразны. Они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представление о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь образуют большой пласт «Я-Концепцц» — так называемое реальное «Я», познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-Концепции». С ним связаны, еще два-оценочный и поведенческий. Для подростков важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Кроме того, представления о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один

прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». У части детей «Я-

концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии личности подростка.

Таким образом, психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации, т.е. усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но ведь «образцы», с которыми встречается в ходе своего развития подросток, отнюдь не однозначны. Они могут представлять продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, а также быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, устаревшие традиции,

отрицательные качества личности и прочее. И если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация подростка, весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. Именно оно и есть активное и целенаправленное руководство формированием человеческой личности.

Говоря о влиянии социальных условий на становление личности подростка нельзя ни коснуться вопроса переориентации подростка с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению [3].

Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но такая переориентация происходит обязательно. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [4].

Каковы психологические функции общества сверстников в подростковом возрасте?

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на началах, и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.

Соревновательность групповых

взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет рёшающее значение для подросткового самоуважения. Рост влияния сверстников с возрастом проявляется прежде всего в том, что увеличивается количество времени, проводимого старшеклассником среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у старших. Наконец, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников.

Но, как мы уже видели, соизмерять влияние старших и сверстников механически, без учета конкретных социальных условий и сферы деятельности, нельзя. В психологической и социологической

литературе часто утверждается, что «общество сверстников», т. е. специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и особенно подростков одного и того же возраста, является универсальным институтом, существующим не только во всех человеческих обществах. Это представление не совсем точно. Подростковые группы действительно существуют и у людей и у приматов, но они большей частью разновозрастные.

Именно разновозрастность делает их функционально необходимыми для передачи не закодированных генетически аспектов поведения, для охраны маленьких детей от внешних опасностей (как дополнение и продолжение материнских функций) и для обеспечения и для обеспечения включения подрастающего поколения во взрослую жизнь. Такие группы объединяют подростков равных друг другу по своему социальному статусу, то есть еще не взрослых, находящихся в процессе созревания или социализации, но не обязательно строго по возрасту. В частности, широко распространены в древних обществах и описанные этнографами мужские союзы и подростковые группы (возрастные группы, тайные общества, мальчишники, холостячества, королевства шутов и т. д.) очень часто связаны с задачами воинского обучения. Отделение мальчиков-подростков от женщин преследует цель ослабить идентификацию мальчиков с матерью и вырастить из них хороших воинов. Что же до возрастно-однородных групп, то они, как мы уже видели, исторически возникли только в новое время (школьный класс) и поддерживаются организацией воспитания и обучения по возрастному принципу.

Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой.

Еще А. С. Макаренко отмечал преимущества разно возрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия

социальных ролей и человеческих взаимоотношений [53]. Экспериментальные

исследования под руководством Л. И. Уманского с разновозрастными отрядами в школах-интернатах показали, что разно возрастные группы более эффективны при решении целого ряда коллективных задач и повышают уровень общественной активности учащихся. Причем оптимальный диапазон разновозрастности различен в зависимости от вида деятельности [6].

Неоднозначно и понятие «общество сверстников». В одних случаях имеется в виду широкая, неструктурированная, часто только

подразумеваемая (иногда даже иллюзорная) общность возрастно-специфических черт поведения и ценностных ориентаций, которую социологи называют подростковой

субкультурой. В других случаях «общество сверстников» трактуется более узко — как определенная социально-психологическая группа. Но понятие группы тоже достаточно многозначно.

Прежде всего нужно различать группы принадлежности (или группы членства), в которых состоит данный индивид (школьный класс, спортивная команда и т. д.), и референтные группы, на которые он мысленно ориентируется и с которыми соотносит свое поведение и самооценку. Эти типы групп далеко не всегда совпадают. Например, референтной группой подростка может быть компания старшеклассников, к которой он не принадлежит.

Далее, необходимо разграничивать спонтанные, диффузные группы-ассоциации и организованные группы-коллективы. Согласно концепции А. В. Петровского, «в диффузной группе определяющими являются

непосредственные отношения и

непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздействию, сенсомоторная или

психофизиологическая совместимость и т. п.)». Напротив, «в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимопонимание людей, опосредствованные целями, задачами совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [7].

«Общество сверстников», в рамках и под влиянием которого формируется личность старшеклассника, реально существует в двух качественно различных формах:

а) в форме организованных и прямо или

косвенно направляемых взрослыми

коллективов;

б) в форме стихийно складывающихся более ила менее диффузных групп общения, приятельских компаний и т. п. Их состав, структура и функции существенно различны.

Мы можем сделать вывод, что подросток стремится к эмансипации, кроме этого подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей

деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Затрагивая проблему общения, стоит отметить, что общение является одним из доминирующих факторов в развитии и становлении личности подростка.

Проблема общения и взаимодействия тесно связана с развитием проблемы человека в целом, т.к. человек может развиваться только в обществе других людей. От того, как складываются отношения между людьми, зависит их настроение, духовный комфорт, «психологический климат».

Как нами было ранее отмечено, общение весьма сложный и многоплановый процесс, который включает в себя взаимодействие людей, обмен информацией, восприятие и понимание друг друга.

Общение мы рассматриваем как специфическую форму взаимодействия человека с человеком. Именно в процессе общения осуществляется, прежде всего, обмен идеями, интересами, «передача» черт характера, формируются установки личности, её позиции.

Общение в данной ситуации выступает как индивидуализированная форма

общественных отношений, их личностнопсихологическая конкретизация, именно поэтому оно обладает относительной самостоятельностью.

При исследовании общения наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-

подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Прежде чем испытать симпатию -антипатию, включится в общение, человек осознано или неосознанно познает другую личность. При осознанном познавании достигаются большая ясность и определенность восприятия и понимания. Но не все может быть осознано, многое скрыто конкретночувственным ощущением одной личностью -другой. Если на уровне восприятия и понимания одного человека другим осмысленность является ведущим моментом, то на уровне общения срабатывает механизм чувственного восприятия или неприятия.

Взаимопонимание — когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания -согласие. Согласие — несогласие, как известно, есть основной регулятор общения, взаимодействия.

Без согласия партнеров даже внешнего и поверхностного, невозможно их

функционирование как единого целого.

Вполне очевидно что, адекватное восприятие подростком другого человека не требует длительного знакомства. И это положение оправдано тем, что первое впечатление в меньшей мере подвержено давлению эмоционального опыта отношений. Существенным моментом в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, является мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Помимо точного восприятия и интерпретации личности другого, общение характеризуются идентификацией, то есть отождествлением себя с личностью другого индивида, что для становления личности в подростковом возрасте более чем значимо.

Сравнение — одно из существенных условий познания. Идентификация как целенаправленный процесс заканчивается определением сходства — различием между двумя личностями в сознании каждого из них. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого сходства, формирует целостность системы межличностных

отношений.

Существенным фактором определяющим характер межличностных отношений в подростковом возрасте являются половые различия и особенности отношений в

однополых и разнополых парах, группах, общностях. Появляется подростковая дружба и личностное объединение в неформальные

группы. Возникают и яркие, но обычно часто сменяющие друг друга увлечения.

Подростковый период — важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. С одной стороны, взрослость, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. С другой стороны, взрослость иллюзорная, инфантильная или асоциальная с множеством проблем.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования

личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна /

Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

2. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // в кн.: Собрание сочинений, Т.№4. М., 1984

3.Кон И.С. Психология ранней юности — М.: Просвещеиие,1980. — 235с.

4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. -Москва.: Сфера, 2005.-459 с.

5.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981.

6.Мухина В.С., Хвостов А.А Возрастная

психология. Детство. Юность. Отрочество.- М.: Академа, 2001. — 623с.

7.Психология современного подростка/Под ред. Л.А Регуш.-Спб, 2005.-386 с.

8. Родители и подростки: навстречу друг другу /

Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская / Под

общ. ред. Е.А. Левановой. — М.: «Педагогическая

литература», 2010. — 240 с.

9.Собчик Л.Н. Введение в психологию

индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. -М., 1998.

10. Эльконин Д. Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М.: Просвещение, 1967. — 280с.

Московский педагогический государственный университет

THE INFLUENCE OF SOCIAL CONDITIONS ON THE FORMATION OF A PERSONALITY OF A TEENAGER

A.V. Turshumskaya, E.S. Kalmykova, V.V. Namestnikov, Ju.S. Suhareva

The paper describes the influence of social conditions on the formation of a personality of a teenager Key words: influence, social conditions, formation, personality, teenager

cyberleninka.ru

1.2 Социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков. Влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка

Похожие главы из других работ:

Анализ функционирования детских домов

3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского дома «Китеж»

Семейный детский дом «Китеж» — довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.)…

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

Глава 1. Социальная адаптация подростков

Влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка

Глава I. Теоретические аспекты влияния социальной среды на развитие и воспитание подростка

Влияние СМИ на социализацию личности детей раннего возраста

Глава 3. СМИ как фактор влияния на развитие личности у детей

Духовный аспект социальной работы

3. Социальная работа как фактор социокультурных процессов общественной динамики

Система социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. В отечественной социологической литературе распространено понимание общества как, определившейся в процессе исторического развития человечества…

Курение как фактор, влияющий на наследственность

Глава 1. Понятие наследственной информации. Курение как фактор, влияющий на наследственность

Особенности социализации подростков в условиях современных неформальных субкультур

2.2 Неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков

Появление молодежной субкультуры как феномена приходится на 50-е гг. XX вв. Одними из первых изучать молодежную субкультуру стали ученые США. В исследованиях данной субкультуры, которые велись ранее и ведутся до сих пор…

Потребительское поведение

Социальное поле как фактор, влияющий на поведение потребителей

Социальное пространство — это совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой…

Проблемы адаптации детей-инвалидов

2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики

И.П. Подласый выделяет Следующие воспитательные функции семьи И.П.Подласый. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999, Кн.2, с.201: влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.. С возрастом оно ослабевает…

Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований (на примере Серпуховского района)

2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района

Одним из основных критериев социально-экономического развития сельских муниципальных образований является оценка социальной инфраструктуры территории. Экономико-географическое положение территорий, в современных условиях…

Семья как основной фактор социализации личности

1.3 Семья как основной фактор, влияющий на становление личности

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни…

Системный подход к исследованию социальных процессов

Социальная система и среда

По мысли Гегеля, бытие находит себя в своем ином См.напр.: Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1975.. Бытие же системы находит себя в своем инобытии — среде. Н.Луман, применивший логику Гегеля к теории систем…

Социализация как фактор развития личности

1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности…

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

1.1 Понятие «социальная среда» в педагогических исследованиях

Отметим, что среда как важнейшее условие жизнедеятельности человека изучалась в течение всей истории развития человеческого общества. В философских концепциях Древнего Китая, Древней Индии, включая даосизм, конфуцианство…

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

2. Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

soc.bobrodobro.ru

Влияние среды на развитие личности подростка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Допущена к защите

Председатель ПЦК

Педагогики и

психологии

_________Л.В. Адащик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние среды на развитие личности подростка

Учащаяся гр. _46 __ М.А. Тарарук

Руководитель________ Т.Ф. Жаркова

Минск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Развитие личности как педагогическая проблема

1.1 Развитие личности как одна из главных категорий педагогики и психологии

1.2 Понятие личности

1.3 Роль среды в формировании личности

2. Среда как фактор формирования личности подростка

2.1 Характеристика подросткового возраста

2.2 Движущие силы и условия развития личности

2.3 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка

2.4 Общение со сверстниками и субкультура

2.5 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка

Введение

Подростковый возраст – важнейший этап в жизни, во многом определяющий судьбу человека. На протяжении этого возрастного отрезка может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. На это влияет множество факторов: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с ней, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общение с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции, которые зачастую обусловлены средой.

Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Ребёнок всё больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т.п. В общении с родителями может ещё некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения.

Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности подростка.

Предметом является личность подростка.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью в плане выбора средств обучения и воспитания.

Целью моего исследования является изучение влияния среды на развитие личности подростка. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

Определить развитие личности как психолого-педагогическую проблему;

Определить роль среды в формировании личности;

Рассмотреть особенности общения с родителями и его влияние на становление личности подростка;

Изучить особенности общения подростков со сверстниками;

Выявить степень влияния школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка.

В качестве гипотезы выдвигается следующее:

По-видимому, окружающая среда, как совокупность факторов, влияющих на формирование личности, обладает огромным воспитательным потенциалом.

Базой исследования является Гимназия № 17

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Анкетирование среди учащихся и учителей.

Работа структурно представлена двумя главами, выводами по главам, заключением. Список литературы, составляющий библиографию, отражает основные работы, посвященные общим и специальным вопросам избранной темы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Развитие личности как педагогическая проблема

1.1 Развитие личности как одна из главных категорий педагогики и психологии

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания [9, c.112].

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: чувств, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения; а так же более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций). Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все больше признается ядром становления личности человека.

Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. Но на самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого за тем влияет на воспитание, изменяя его. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга [10, c. 487-488].

Движущая сила развития – борьба противоречий. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникаю на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием [5, c. 88].

Отметим, что при таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. В процессе обучения противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы [9, c. 114].

Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания [5, c. 91].

1.2 Понятие личности

На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”.

Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

Личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяет человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

mirznanii.com

Доклад проект Влияние соц.сетей на личность подростка

Исследовательская работа.

«Влияние социальных сетей на личность подростка».

Цель исследовательской работы:

Задачи:

  • Изучить разновидности социальных сетей, их особенности.

  • Установить положительные и отрицательные стороны социальных сетей.

  • Выявить воздействие сетей на личность подростков моей школы.

Методы исследования:

аналитический; социологический; исследовательский.

Гипотеза: Социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие и личность.

Актуальность проблемы: Подростки предпочитают общаться в социальных сетях, а не лично.

Социальная и практическая значимость: информирование подростков и окружающих их взрослых о безопасном использовании социальных сетей.

Аудитория, на которую рассчитан результат работы: учащиеся.

Социальная сеть это  — платформа ,  онлайн сервис или веб-сайт , предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Социальная сеть с точки зрения подростка.

Почти каждый подросток зарегистрирован в той или иной социальной сети и каждый находит причину или ряд причин для этого:

Знакомства. В подростковом возрасте очень важным фактором социальной реализации является расширение круга общения. Так как виртуальные площадки сразу предоставляют определенную информацию о человеке, то выбрать единомышленников становится гораздо проще, чем в реальной жизни.

Возможность беспрепятственно делиться своими фото и видео, а также просматривать подобную информацию друзей и знакомых.

Наличие большого количества развлекательного контента – приложений и игр. Подростки еще не умеют самостоятельно предпочитать полезное время препровождение зачастую просто ищут способ хоть как-нибудь занять свое время.

Открытый доступ к любой информации, при чем речь идет не только о запретных темах, на которые подростку очень тяжело общаться со взрослыми в реальности, но и о любой информации в целом. Ведь в юношеский период человеку очень трудно признать себя несведущим в каком-либо актуальном в обществе вопросе.

Раскованность в общении, которая достигается за счет отсутствия личного контакта, таким образом, снижения уровня ответственности за свои слова и поступки также весьма привлекает подростков.

Причины тяги подростков в социальные сети.

Рассмотрим плюсы и минусы соц.сетей :

«+»

1. Общение.

2. Просмотр фото, фильмов, прослушивание музыки.

3. Создание групп по интересам.

4. Самовыражение.

5. Архив фото

«-»

1. Привыкание.

2. Нежелательные сообщения с ссылками.

3. Лишняя трата денег.

Положительное влияние:

Самореализация в глазах своего круга общения.

Множество друзей и, таким образом, поддержки. Несмотря на непрочность и даже иллюзорность незрелых связей, этот факт все же играет положительную роль для самооценки подростка.

Благодаря информативной открытости человек может получить достаточное количество сведений по интересующим его вопросам.

Отрицательное влияние:

Зависимость, которая возникает при неудовлетворенности подростка реальностью, отношениями в мире или же своим «Я».

Риск нелегальной деятельности появляется при активном участии подростка в виртуальной жизни. Мошенники могут воспользоваться отсутствием жизненного опыта человека и его моральным состоянием и сделать своей жертвой или же подвигнуть на незаконные действия.

Доступность личной информации может сыграть плохую роль для каждого, ведь, благодаря запрограммированным в социальных сетях анкетам, человек буквально выставляет себя напоказ.

Как уберечь от негативного влияния социальных сетей своего ребенка?

Как видно нельзя однозначно утверждать о безграничной пользе виртуальных площадок для общения, как и об их вреде, поэтому можно определить ряд мер, при соблюдении которых отрицательного влияния можно попытаться избежать:

Признание права ребенка на собственные интересы. Многим взрослым кажется, что дети – это часть их собственного «Я», однако, это совсем не так. Очень часто интересы первых становятся непонятными для вторых, стоит искать новые способы взаимодействия со своими детьми и принимать их увлечения. Тогда подростку захочется делиться не в виртуальном, а в реальном мире.

Неподдельный интерес к деятельности ребенка в любом случае сыграет положительную роль на поддержание связи между родителем и ребенком, и социальная сеть не сможет заменить такую связь, она сможет только дополнить полноценное мироощущение подростка.

Активное, но ненавязчивое приобщение к реальному миру. Круг реального общения должен быть более значимым, чем виртуальные друзья.

Отсутствие тотального контроля. Запретный плод всегда сладок, поэтому, если родители не требуют вывернуть наизнанку душу ребенка перед ними, то и намеренно прятать он ее не станет.

Таким образом, стоит признать, в первую очередь, ответственность родителей за взаимодействие подростка и социальных сетей. При должном внимании и заботе негативного влияния вполне можно избежать.

Опасность интернет-зависимости:

Главная опасность соц.сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни.

Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети. Это – прямой путь к аутизму.

Появляющуюся и крепнущую зависимость ребенок, зачастую не желает признавать. Посещение личной странички превращается в ежедневный обряд – неоднократно в течение дня подросток заходит туда в надежде увидеть какие-то изменения. Другие стараются добавить на спор как можно больше «друзей». Это бессмысленное «убийство» времени поглощает всецело – подростки тратят часы и дни, совершая действия «на автопилоте», становятся раздражительными и злыми. Если компьютер под запретом, возникают конфликты с родителями, что отражается на психическом здоровье ребенка.

Подростковое мнение:

На вопрос о том, что им так нравится в социальных сетях, большинство школьников говорят одно и то же: там можно без проблем общаться с друзьями со всех концов планеты, заводить новые знакомства. В сетях много смешных страниц и комиксов, а комиксы нравились подросткам во все времена. Можно найти любую группу по своим интересам. А еще имеется масса фильмов, избавляющих от скуки. То есть сеть дает возможность получить психологическую разгрузку, которую ребенок не находит у усталых родителей и озабоченных учителей.

Угрозы и опасности соц.сетей :

  • фотографии могут быть искажены и размещены в Интернете как одна из форм запугивания;

  • выражения эмоций, чувств и предпочтений подростка позволяют изучить его личность и найти эффективные способы его обмана, травли и запугивания.

  • рассылка сообщения в целях выманивания персональной и финансовой информации.

  • буллинг (агрессивное преследование и затравливание).

Мы провели социологический опрос среди учащихся 8-11 классов нашей школы .

В опросе приняли 110 подростков . Результаты опроса мы поместили в дневник исследователя.

  1. Анонимность.

  2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия .

  3. Добровольность и желательность контактов.

  4. Недостаток общения в повседневной жизни.

  5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению.

  6. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций.

Коэффициент корреляции ρ = -0,490454393

  • Если ρ близко к «+1», то увеличение значений одного набора данных, ведет к увеличению значений другого набора данных;

  • Если ρ близко к «-1», то увеличение значений одного набора данных, ведет к уменьшению значений другого набора данных.

Статистика :

  • При этом 38% всех пользователей называют своей целью — поиск новых знакомых, 70% воспринимают социалки, как способ связи с друзьями и близкими, только 22% ищут новые знания.

  • Большинство – 61%, ведут в сетях исключительно потребительский образ жизни, когда только 22% делятся своим мнением друг с другом.

Обратная сторона медали:

Однако уходя в социальные сети и пользуясь их безграничными возможностями, подросток, как правило, обедняет свой репертуар поведения в обычном мире – его активность в реальном взаимодействии с людьми заметно снижается.

Дело в том, что навык замечать другого человека и быть замеченным вырабатывается в реальном общении. В сети же малейший дискомфорт дает возможность прекратить контакт. Если в реальности подросток сталкивается с трудностями в общении, это становится поводом для быстрого прекращения контакта и ухода в жизнь виртуальную, поскольку там всё куда проще – сотни друзей, которые его очень «любят», даже если они никогда не встречались.

Родители подростков часто жалуются психологам: «Он перестал со мной разговаривать, говорит лишь о себе, оживляется, только выходя в интернет». Исследователи тоже заметили тенденцию к тому, что современные дети порой не замечают других людей. Подросткам трудно разговаривать с и родителями, и друг с другом. Наряду с тем, что они зачастую умные и общительные, с ними сложно поддерживать диалог – им проще сказать что-то о себе, чем услышать другого. Общение же напоминает обмен монологами, когда никто никого по-настоящему не слушает и не слышит.

Родителям надо знать, что эти особенности общения подростков связаны не с отсутствием интереса к другим людям, а с недостатком навыка проявления этого интереса. Поэтому любому юноше или девушке крайне необходимо реальное общение с людьми. Это является основной потребностью на данном этапе развития. Прежде, до активного распространения интернета, надо было проявлять усилия для инициативы в общении, а сегодня социальные сети облегчают этот путь. Да, они снимают напряжение, но также устраняют необходимость развития навыка реального ведения беседы. Социальные сети помогают подростку предъявлять себя миру, но не учат, как получать «обратную связь». Ведь соцсетях видна информация, но не эмоции.

В реальности в понимании и передаче эмоций задействованы все органы чувств, тело и голос. А в интернете восприятие тонких оттенков чувств нивелируется – основное внимание смещается на содержание, обмен информацией происходит на интеллектуальном уровне. Ведь смайлики весьма бедный арсенал для передачи сложной гаммы человеческих настроений.

Что предпринять родителям:

Бывает очень обидно, когда, рассказывая о себе или просто обращаясь к сыну или дочери, родители наблюдают у них лишь желание закончить скучный разговор и скорее войти в сеть, где легко и интересно.

Необходимо запастись терпением и не злиться, а признать, что у ребенка могут быть потребности, превышающие интерес к родителям. Чтобы этот интерес возник, нужно заинтересовать подростка, не требуя от него постоянного внимания, а предлагая новые формы взаимодействия.

Но сначала ответьте честно сами себе на такие вопрос: что вам нужно от ребенка? Чтобы он вас выслушал и проявил сочувствие? Предпочел общение с вами общению с друзьями? Если вам необходимо всё это сразу – это невозможно.

А если вы хотите наладить прочный душевный контакт, понять его, узнать, чем он живет, нужно действовать иначе. Например, что либо рассказывая или сообщая ребенку, можно использовать тактильный контакт. Например, поглаживать или похлопывать по спинке. Разумеется, если он это позволит. Если нет, можно лишь иногда прикасаться к нему. Это задействует дополнительные рецепторы и позволит быть внимательным к себе и к вам.

При разговоре важно спрашивать: «Тебе интересно то, о чем я говорю?» И быть готовым закончить разговор, если ему скучно.

Нужно проявлять искренний интерес к увлечениям подростка, иметь приблизительное представление о популярных темах его разговоров с друзьями, – это позволит говорить с ним на одном языке. Следует честно заявлять о своем отношении к тому, о чем он рассказывает. Если вам это кажется глупым или не заслуживающим внимания – так ему об этом сказать. Не надо обманывать и изображать поддельную заинтересованность – дети тонко чувствуют ложь и вообще перестанут вам доверять.

Еще один важный момент – родителю хорошо иметь собственное увлечение, в которое не обязательно включен подросток. Это должно быть реальное хобби, а не вечерний «отдых» перед телевизором за бутылкой пива. Нужно иметь свою жизнь, небольшой кусочек, отдельный от ребенка. Родитель, увлеченный чем-то всерьез, вызывает больше любопытства и желания приблизиться, чем тот, который всецело поглощен жизнью своего чада.

Если хотите сблизиться с ребенком через его увлечения, то ищите в них то, что вам интересно самому. Говорите, спрашивайте, обсуждайте – поддерживайте контакт! В противном случае родитель будет восприниматься подростком как опасный враг, который

лезет в его жизнь, пытаясь выведать его тайны.

Выводы:

  • Социальные сети имеют большое значение в жизни подростков.

  • У них есть как положительные, так и отрицательные стороны.

  • Подростки нашей школы особенно подвержены угрозам и опасностям, существующим в социальных сетях, так как часто сообщают о себе достоверную информацию.

  • Увеличение времени пребывания в социальных сетях ведет к снижению успеваемости.

  • Для большинства учащихся социальные сети не приводят к расширению круга общения и поиску друзей, отрицательно влияют на свободное время. Подростки становятся замкнутыми, необщительными.

Используемая литература:

1. «Мир ПК» статья: Александр Баулин «статус социальных сетей»

2.»Иностранные языки в школе» статья: Буланкина Н.Е. «Развитие послеязыковой культуры социальной сети Facebook»(2011,№6)

3.»Домашний очаг» статья: «жизнь вконтакте» (2011,№6)

4.»Наука и жизнь» (2011,№2)

5.»Наша молодежь» (2011 №4)

6.»Журналист (2010, №4)

7.»Семья и школа» (2010 №7)

8.»Мир ПК» (2009 №12)

infourok.ru

Социализация подростков | Диплом по психологии

Социализация личности – это включение ее в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По определению Г.М. Андреевой, социализация – это «двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду» [3; 23].

Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса [2; 22; 25; 31]:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий [31]. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности [21; 23].

Поэтому, по мнению Д.И. Фельдштейна, «главным критерием социализованности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенность, инициативность, незакомплексованность, проявляющиеся в реализации социального в индивидуальном, что и обеспечивает реальное воспроизводство человека и общества» [21].

Показателями успешной социализации личности являются [23]:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

А.И. Ковалева выделяет следующие критерии социализированности личности [25]:

  1. Содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей;
  2. Адаптированность личности, ее нормотипичное поведение;
  3. Социальная идентичность.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм [31].

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие [31]:

  1. Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  2. Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность [3; 31]. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение [3].

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения [3; 31]. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит [3; 25; 31]. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте [23]. Изучая возрастные особенности социализации, многие авторы подчеркивают значительные различия в специфике протекания процесса социализации в различные возрастные периоды.

Так, например, по мнению А.В. Петровского, в подростковом возрасте наиболее активно осуществляется индивидуализация: «Процесс и результат социализации заключает в себе внутренний до конца неразрешимый конфликт между идентификацией личности с обществом и ее обособлением, то есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой. … Наиболее подробно эти противоречия описывает А.В.Петровский, рассматривая фазы жизненного пути человека: детство как адаптацию, отрочество как индивидуализацию и юность как интеграцию, отмечая, что вторая фаза вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных способностей («потребностью персонализации»), а третья фаза – противоречием между данной потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей» [31].

Рассматривая формирование внутренних регуляторов общественного поведения в процессе социализации, В.А. Ядов приходит к выводу, что «в первый период начальной социализации идет формирование неосознаваемых регуляторов ранних фиксированных установок, регулирующих поведение индивида в простейших, естественных ситуациях, затем – формирование диспозиций, осуществляющих регуляцию в условиях группового общения, что характерно, прежде всего, для подросткового возраста, далее в период концептуальной социализации в юности по мере профессионального и личностного самоопределения формируются диспозиции более высокого уровня, проявляющиеся в социальных установках и ориентациях, направленности и целях жизнедеятельности индивида» [3].

Изучая непосредственно социализацию подростков, авторы подчеркивают ее выраженные особенности: «Именно в этом возрасте, как показали исследования И.С. Кона, И.Б. Котовой, Т.Н. Мальковской, Р.Г. Гуровой, А.В. Мудрика, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками» [31]. «Основным механизмом  взросления в этот период является присвоение подростком различных категорий ценностей, образцов поведения и т. п. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов является ведущей» [39].

Таким образом, особенности социализации подростка соотносятся с его потребностями в самостоятельности и независимости, самоопределении, общении со сверстниками. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах образцы поведения в обществе, продолжает усваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, обрести определенный, как можно более высокий социальный статус, достичь общественного признания. При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками, на особенности референтных групп.

Поиски подходящего места в обществе придают социальному поведению подростка характерную нестабильность: «Формирование социального опыта подростков осуществляется путем зондирования всякого рода ситуаций, в которых он оказывается. Доказательством этого служит неустойчивость интересов, частая смена окружения (кружки, секции, клубы, дворовые компании, группы по интересам), своеобразный поиск оптимальной для себя группы сверстников по уровню развития или запросов. … Расширение зоны самостоятельности, опора только на имеющийся опыт отношений предыдущего этапа развития, не всегда полных и адекватных представлений о мире взрослых придает этому периоду неустойчивую характеристику» [39].

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствами массовой информации образцам и эталонам так называемых успешных людей: «Другой момент воздействия касается запроса на успешного человека, он  затрагивает и мотивационную сферу подростка, начинает запускать программу – любыми средствами добиться признания … подросток, испытывающий в жизни затруднения – социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие самореализации, боязнь быть непризнанным в группе и т. д. – начинает сравнивать себя с транслируемыми образами СМИ. Механизмы следования за готовыми формами поведения и образами, которые преподносятся зачастую однобоко, фрагментарно, позволяют быть причастными к тем группам, которые уже заявлены в обществе и механизм конформизма вступает в действие» [39].

К основным факторам социализации подростка относятся особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п. [31]. Т.е. основными институтами социализации подростка являются семья, неформальная группа и школа.

Семья считается основным институтом социализации: «близкие отношения и теплые чувства, имеющие место в семье, являются психическим фундаментом личностного развития. Именно в семье формируются качества, необходимые для жизни в обществе, для достижения успеха. … Здесь ребенок получает самый ранний и полный опыт. … конкретными носителями того, чем должен овладеть ребенок в ходе жизни, являются воспитывающие и обучающие его взрослые» [25]. «Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. … С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, то есть в системе межличностных отношений (в системе установок, ориентаций и ожиданий членов семьи относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями), а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой» [13].

Однако в современном обществе во многих семьях воспитанию детей и подростков уделяется недостаточно внимания: «В последнее десятилетие функции воспитания все больше возлагаются родителями на официальные институты образования – школу, учреждения внешкольного образования, а собственная роль в развитии ребенка ими недооценивается. На занятия с детьми взрослые работающие люди в среднем расходуют лишь 0,5 ч в неделю» [31]. Физическое отсутствие родителей, связанное с повышенной занятостью на работе, приводит к дефектам семейного воспитания [25], к снижению значимости семьи в социализации детей и подростков.

В результате повышается роль групп сверстников в социализации подростков: «84% подростков предпочитают проводить свободное время со своими друзьями, 62% – в компании, в которую они вошли. Подросток уходит «на улицу», чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. В итоге – наиболее распространенный ответ на вопрос о месте встречи – «когда как, где придется», и как результат – проведение времени в подвале, на чердаке, в лесу. Причем 75% подростков довольны таким проведением свободного времени, их вполне устраивает отсутствие внимания к ним со стороны взрослых, невмешательство в их личную жизнь. В то же время до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в таких местах. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи» [31].

Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.

По мнению Д.И. Фельдштейна, на разных стадиях подросткового возраста меняются особенности социализации подростка: «Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже между 9-10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании его во взрослом мире, в обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Отсюда стремление быть значимым среди взрослых, выйти из круга близких людей в круг широких общественных отношений. … Главное для 10-11-летнего – получить со стороны других людей … признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение …

Накопление объема, разных форм общественно полезных дел приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе … Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к … развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему, стремлению найти свое место в коллективе – выделиться, не быть заурядными, потребности играть определенную роль в обществе.

Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в 14-15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации» [40].

Обобщая особенности социализации подростков, Д.И. Фельдштейн пишет: «Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям» [40].

Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.

Далее: Взаимоотношения подростков с родителями

psy-diplom.ru

«Формирование социально активной личности подростка»

«Формирование социально активной личности подростка»

Формирование социально активной личности — сложный противоречивый процесс. Первые вопросы, которые возникли в начале исследования: что такое социально — активная личность? Норма (модель) социально активной личности — это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего следующие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее: внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни. «Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений», — такое определение дает психологический словарь и добавляет: »В процессе социализации человек приобретает убеждения, обществен по одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе’1. В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает:

  • ценностный опыт: нравственные нормы, ценности;

  • операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;

  • опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;

  • опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным:

  • опыт рефлексии_- способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя, самоопределяется. Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, но не готовых и пе способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее, возможно более полной самореализации в процессе социализации»». Компоненты социально-педагогической деятельности я отразила в следующих задачах их реализации: социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогические сопровождение.

Воспитание социально активной личности подрастающего поколения.

Задача классного руководителя — обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают

ожиданиям педагога. Необходимо убедить ученика в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Какие же реальные условия я создавала, чтобы способствовать развитию соц. активной личности.

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Возрастание степени динамичности и изменчивости окружающего социума ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

А.В. Петровский, российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности, определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, профессор, кандидат педагогических наук Н.В. Савин в свое время, определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

В настоящее время проблема формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности обусловлена потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, художественно-эстетическую.

Государственная молодежная политика ХМАО-Югры как отрасль социальной политики в целом сформирована не так давно. Югра — один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, активно включают молодежь в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность учреждений дополнительного образования, подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты. Однако, проблема формирования социальной активности подростков, как особой возрастной категории,  исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания подростков, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.

Таким образом, можно зафиксировать ряд проблем:

  • между необходимостью развития у личности готовности к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой и недостаточным вниманием к проблеме целенаправленного формирования социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей;

  • между разработанностью сущности категории «социальная активность» и отсутствием целостных исследований по проблеме формирования социальной активности подростков;

  • между наличием оригинального опыта организации воспитания социальной активности подростков и недостаточным его научно-методическим осмыслением.

Художественно-эстетическая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности подростков и является фактором ее формирования. Между тем, с подобной деятельностью подросток практически не знаком, что понижает не только его социальную активность, но и уровень общей культуры в целом.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что организация социально значимой художественно-эстетической деятельности подростков, будет способствовать формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и края.

Художественно-эстетическая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков представляет собой сложную многофункциональную социально значимую деятельность по освоению и распространению культурного наследия прошлого.

Комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков включает:

  • учет выраженности активности подростка в социально значимой деятельности;

  • ориентацию учебно-воспитательного процесса учреждения не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;

  • подготовку педагога к организации деятельности подростков;

  • систематизацию материалов;

  • разработку технологического сопровождения художественно-эстетической деятельности подростков в целях формирования социальной активности.

Модель формирования социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности — организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.

Формирование социальной активности заключается в поиске новых видов деятельности, способствующих формированию социальной активности личности подростков, новых форм организации художественно-эстетической деятельности молодежи разного возраста в целях формирования социальной активности; разработка новых технологий и создание педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.

Активность, связанная с творчеством, носит творческий характер, это свободная, творческая деятельность подростка. В этом случае большая роль принадлежит преподавателю, ведущему тот или иной предмет, т.е. зависит от методов используемых им.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *