Социализация — что это такое и насколько она важна
Обновлено 24 июля : 133626 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.
Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.
А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».
Это всё примеры того, как кто-то не прошёл полностью и не освоил все этапы социализации. Что это такое, какая тут имеется последовательность, на какие виды социализация подразделяется – давайте разбираться.
Социализация — это обучение человека соблюдению социальных норм
Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.
Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.
Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).
Важно понимать, что социальные нормы делятся на:
- Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
- Необязательные (неписанные) — это нормы этикета, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и нормы морали.
Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как:
- социальная;
- физическая;
- интеллектуальная.
Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от общества (что это такое?). С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».
Есть люди, паразитирующие на социальных нормах, заставляя других их соблюдать, но абсолютно не следуют им сами (только делают вид). Это социопаты, о которых мы уже говорили.
Фазы социализации личности
Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:
- Первый этап.
На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает. - Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
- Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.
Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.
Рис. 2. Стадии социализации личности
Как, где и когда проходит процесс социализации
Важную роль играют не только врождённая характеристика личности, но и та среда, которая выстроилась вокруг: родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.
Формирование личности зависит от их:
- типа мышления;
- уровня развития;
- воспитания;
- эстетических взглядов;
- моральности;
- традиций;
- увлечений.
Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.
Люди ведь реагируют на какие-то вещи не только вербально. Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся.
Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.
Не стоит забывать о том, что процесс становления в социуме происходит не только в детстве, но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.
Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.
Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.
Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели:
- Научить индивида взаимодействовать с социумом.
- Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.
Тест для закрепления материала
- 1Социализация личности — это:
- Процесс, при котором с рождения формируются определенный социальные устои
- Процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум и из этого происходят изменения, как и в самом человеке, так и в социальной группе
- Процесс, в результате которого каждый индивид учится моральным и культурным нормам
- 2Сколько стадий социализации личности по Эрику Эриксону существует?
- Пять
- Семь
- Восемь
- 3Кто входит в состав главной группы людей на начальных этапах социализации?
- Родственники и друзья
- Друзья и органы управления
- Школы, университеты, и другие масштабные предприятия
- 4Какая проблема может возникнуть у индивида при вхождении в социум?
- Незнание норм поведения
- Трудности с адаптацией, проблемы с изменением себя
- Проблемы с приспособляемостью, низкая активность
- 5На какой стадии социализации ребенок начинает понимать, что он отдельная личность?
- На стадии дошкольного возраста
- На стадии раннего детства
- В школьные годы
Вопрос 1 из 5
Вопрос 2 из 5
Вопрос 3 из 5
Вопрос 4 из 5
Вопрос 5 из 5
Агенты социализации, социальные статусы и роли
Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.
- В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
- Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)
Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.
Социальный статут — это место, занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.
Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.
- Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
- Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т. д.
Социальная роль — это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.
Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.
Читайте также
Конфликт — понятие, сущность и способы разрешенияОбщение — понятие, виды, функции, средства, целиИнтеллект — понятие, признаки, как развивать, оценкаПамять — виды и типы, свойства, индивидуальные особенности Я выбрала для написания эссе изречение Б.Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». Главная мысль высказывания заключается в том, что «рождение» личности не совпадает по времени с реальным рождением человека, то есть индивида. С автором изречения трудно не согласиться, ведь появлению личности способствует накопление и обобщение общественного многолетнего опыта. Для более подробного рассмотрения вопроса разберем теорию, относящуюся к выбранной мною темы.
Индивид – отдельный представитель человеческого рода, носитель обусловленных свойств. Чем же индивид отличается от полноценной личности? Так, личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт. Как нам известно из курса обществознания, становление личности невозможно без процесса социализации (процесс усвоения и развития индивидом культурных норм и социального опыта). Социализация человека может длится всю его жизнь, на это требуется действительно много времени. Таким образом, мы можем сделать вывод, что автор утверждения прав, говоря о том, что личность появляется намного позже самого индивида.
В доказательство своих слов хочу привести несколько весомых примеров. В науке существует термин «Дети Маугли». Это человеческие особи, растущие вне социума по каким-либо причинам, воспитывающиеся животными или живущие сами по себе. Такие дети не умеют разговаривать на понятном человеку языке, имеют в большей степени животные повадки, инстинкты и уже никогда не станут полноценной частью общества, личностью. Это доказывает, что рождение человека не означает рождение личности, и, учитывая мнение Б.Ананьева, начало личности в данном случае наступит не позже, а, к сожалению, уже никогда.
Примером из истории может служить биография великого полководца – Александра Васильевича Суворова. Мальчик родился болезненным, слабым, и никто никогда не верил, что он может каким-либо образом связать свою жизнью с военной сферой. Однако, Александр, загоревшись идеей защиты своей родины, поступил в военное училище, с успехом окончил его, а в дальнейшей стал тем, чье имя известно по всей стране заслугами ведения войны, великими стратегиями. Этот факт доказывает, что путем усвоения опыта и собственным развитием можно стать личностью, несмотря на любые врожденные особенности.
Делая вывод, можно сказать, что личностью человек становиться только под влиянием общества и собственной работы и развитием.
Эссе по обществознанию / Примеры эссе по обществознанию ЕГЭ 2019
Задание № 5784
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.
4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу
5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.
Показать ответ Комментарий:
Первое суждение верное и отражает стихийный характер влияния общества на личность.
Второе суждение верное и содержит определение социализации.
Третье суждение ошибочное, социализация проходит в течение всей жизни человека.
Четвёртое суждение верное, в нем зафиксирована связь социализации с включением в социальную группу.
Пятое суждение ошибочное, начало трудовой деятельности не означает окончания процесса социализации.
Ответ:
124
Напиши свой вариант решения в комментах
социализация — что это такое?
поскольку слишком часто стереотипы заслоняют истинное значение понятий, нам придется начать с определений и избавиться от заблуждений вроде: «социализация — это чтобы ребенок был в коллективе», «социализация — это посещение детских учреждений», «социализация — это умение общаться». Начнем с самого простого — анализа словарных определений. сегодня их просто прочтем, и подумаем:
«Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование». БСЭ
Из этого определения мы поняли, что социализация не равна воспитанию (любому, независимо от наличия или отсутствия коллектива), и что неуправляемые процессы вокруг этого самого индивида также относятся к его социализации.
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ
— процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе С. Участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации; агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).»
Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г.
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения».
«Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм»
«Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. » (Вики)
Психологический словарь
Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность — и самосознание — . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения — и общения — , вариантов жизненного стиля.
Социологический словарь
— усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).
Социологический словарь
— осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.
еще всякие определения:
http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/sotsializatsija.html
Определение и значение социализации — Merriam-Webster
социальная·социальная·и·ция ˌsō-sh(ə-)lə-zā-shən
1
а
: процесс, начинающийся в детстве, посредством которого люди усваивают ценности, привычки и взгляды общества
Но, безусловно, работа со стыдом и его границами вскоре становится постоянным фактором социализации ребенка, потому что повсюду стандарты и правила… Роберт Карен
Самая важная особенность культуры заключается в том, что ее можно могут приобретать адаптивные репертуары в процессе обучения или, говоря социологическим языком, в процессе социализации.
б
: социальное взаимодействие с другими
Она также превратила правописание в упражнение по социализации, объединив детей, которые, казалось, не были предрасположены друг к другу. Трейси Киддер
Со своими своеобразными ритмами, правилами и взаимоотношениями кофейня, по словам этих новых работников, заменила местный бар как место для общения. Кирк Джонсон
с
: взаимодействие молодого домашнего животного (например, котенка или щенка) с различными людьми, животными и ситуациями для минимизации страха и агрессии и поощрения дружелюбия
Некоторые взрослые собаки из-за недостаточной социализации в сочетании с генетическими склонностями никогда не могут перевести определенных особей из категории «незнакомых» в категорию «знакомых». Часы для собак
2
: действие или процесс создания чего-либо (например, промышленности) социалистическим : преобразование в коллективную или государственную собственность и контроль
обобществление медицины
В случае Вьетнама исход был также связан с … решением правительства от марта 1978 года о закрытии частных предприятий. Это был шаг к ускорению обобществления хозяйства… Т. Е. Ведней
История слов
Первое известное использование
1839, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование социализации было в 1839 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Рядом с
социализацияобщительность
социализация
общаться
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Социализация».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/socialization. По состоянию на 11 ноября 2022 г.Копия цитирования
Медицинское определение
Социализация
социализация
: процесс, посредством которого человек, начиная с младенчества, приобретает привычки, убеждения и накопленные знания общества посредством образования и обучения для получения статуса взрослого
Еще от Merriam-Webster на
социализацияBritannica English: Перевод socialization для говорящих на арабском языке
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск без рекламы!
Полный текст Merriam-Webster
Что такое социализация? – ReviseSociology
Основное определение:
Что такое образование
Включите JavaScript
Социальные процессы, посредством которых новые члены общества развивают понимание социальных норм и ценностей и помогают им обрести отчетливое самоощущение.
Социализация обычно рассматривается с точки зрения первичной социализации, которая особенно интенсивна и происходит в первые годы жизни, и вторичной социализации, которая продолжается на протяжении всей жизни.
Этапы социализации
Социализация осуществляется через различные организации, такие как семья, группы сверстников, школы и средства массовой информации.
Семья является основным фактором первичной социализации, но все чаще дети посещают своего рода детский сад с самого раннего возраста. Именно в семье дети усваивают «базовые нормы» социального взаимодействия — в Британии такие нормы включают в себя обучение ходьбе, речи, одеванию и целому ряду «социальных манер», которым обучают в процессе воспитания. позитивные и негативные санкции или поощрение за хорошее и наказание за плохое поведение.
В современном обществе классовые гендерные и этнические различия начинают сказываться на ребенке с самого раннего возраста, и это влияет на модели социализации. Например, когда речь идет о гендере, дети бессознательно улавливают ряд гендерных стереотипов, которые влияют на действия их родителей, и они обычно соответствующим образом корректируют свое поведение.
Во взрослом возрасте социализация продолжается по мере того, как люди учатся вести себя в новых областях социальной жизни, таких как рабочая среда и политические убеждения. СМИ и Интернет также играют все более важную роль в социализации, помогая формировать мнения, взгляды и поведение. Это особенно актуально с появлением новых медиа, которые позволяют виртуальные взаимодействия через чаты, блоги и так далее.
Взятые вместе, факторы социализации образуют сложный ряд противоположных социальных влияний и возможностей для взаимодействия, и это никогда не может быть полностью направленным или детерминированным процессом: люди — это самосознательные существа, способные формировать свои собственные интерпретации сообщений, с которыми они представлены.
Критика концепции
Основная критика теорий социализации заключается в том, что они склонны преувеличивать ее влияние.