Социализация личности психология личности: Социализация личности. Этапы социализации личности.

Содержание

📖 Социализация личности[69]. А. А. Реан, Раздел V. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ. Психология личности в трудах отечественных психологов. Куликов Л. B. Страница 50. Читать онлайн


Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях — наоборот. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя или воспитателя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может быть как позитивным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, то есть противоречащим поставленным целям.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление (Б. Г. Ананьев), в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными людьми, имеют далеко не одинаковые последствия. Соответственно и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную психологию личности. Нельзя не учитывать того, что человек — это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно которой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному. Стремясь избежать крайностей, мы хотели бы подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода в психологии не предполагает полного отказа от концепции развития личности в процессе социализации.

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Хотя, возможно, именно здесь будет уместно заметить, что всякому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретений и потерь.

Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной». Возможно, кто-то увидит в этом основу для пессимизма, ставящего под сомнение достижение совершенства. Нам же представляется, что здесь больше заложено позитивных тенденций, ибо отмеченную незавершенность и неполноту развития можно проинтерпретировать как свидетельство бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.

Социализация личности в контексте со-бытия с Другими — Социальная психология и общество — 2012. Том 3. № 4

Аннотация

В статье обсуждается проблема социализации личности в контексте ее со-бытия с Другими. Со-бытие рассматривается как сфера социализации личности. Анализируются объектная и субъектная позиции личности, взаимосвязь «Я»-«Другой» с точки зрения усвоения социального опыта Других, опыта со-бытийствования, обмена значениями, а также становления субъектной позиции личности как эффекта ее социализации. Отмечается необходимость дополнения субъектно-бытийного подхода принципом диахронии для анализа динамических аспектов социализации.

Ключевые слова: личность, социализация, со-бытие, инстанция личности, субъект

Рубрика издания:

Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шамионов Р.М. Социализация личности в контексте со-бытия с Другими // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 4. С. 5–14.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.  СПб., 2001.  
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.  
  3. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной.  М., 2005.  
  4. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 2003.
  5. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной.  М., 2005.  
  6. Рягузова Е.Е. Модель личностных репрезентаций  взаимодействия «Я-Другой» // Акмеология. 2011. №3.
  7. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации.  Саратов, 2000.  
  8. Шамионов Р.М. Субъект и  личность в процессе социализации // Субъектный подход в психологии. М., 2009.

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.

Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 2124
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 975
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Психология развития на протяжении всей жизни: личность и социализация | Журнал геронтологии

Фильтр поиска панели навигации Journal of GerontologyЭтот выпускGSA JournalsGeriatric MedicineГеронтология и старениеКнигиJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Journal of GerontologyЭтот выпускGSA JournalsGeriatric MedicineГеронтология и старениеКнигиJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Психология развития развития: личность и социализация

, под редакцией

Пол Б.

Baltes

и

K. Warner

Schaie

.

Academic Press

,

Нью-Йорк

,

1973

,

452

стр.

Нэнси Л. Мерглер,

Нэнси Л. Мерглер

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

Уильям Дж. Хойер

Уильям Дж. Хойер

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

Журнал геронтологии , том 32, выпуск 5, сентябрь 1977 г. , стр. 609, https://doi.org/10.1093/geronj/32.5.609

Опубликовано:

01 сентября 1977 г. 90823

3

  • Содержание статьи
  • Рисунки и таблицы
  • видео
  • Аудио
  • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Нэнси Л.

    Мерглер, Уильям Дж. Хойер, Психология развития на протяжении всей жизни: личность и социализация, Журнал геронтологии , том 32, выпуск 5, 19 сентября77, стр. 609, https://doi.org/10.1093/geronj/32.5.609

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Еще
  • Фильтр поиска панели навигации Journal of GerontologyЭтот выпускGSA JournalsGeriatric MedicineГеронтология и старениеКнигиJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Journal of GerontologyЭтот выпускGSA JournalsGeriatric MedicineГеронтология и старениеКнигиJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос

    Расширенный поиск

    Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

    Закрыть

    Этот контент доступен только в формате PDF.

    © 1977 Американское геронтологическое общество

    Раздел выпуска:

    Обзоры книг

    В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

    Скачать все слайды

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему.

    Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Стоимость подписки и заказ этого журнала

    Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

    Кратковременный доступ

    Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

    У вас еще нет личного кабинета? регистр

    Психология развития на протяжении всей жизни: личность и социализация — доступ 24 часа

    ЕВРО €36,00

    32 фунта стерлингов

    39 долларов США.

    Реклама

    Цитаты

    Альтметрика

    Дополнительная информация о метриках

    Оповещения по электронной почте

    Оповещение об активности статьи

    Предварительные уведомления о статьях

    Оповещение о новой проблеме

    Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

    Ссылки на статьи по телефону

    • Последний

    • Самые читаемые

    • Самые цитируемые

    Поддержка братьев и сестер в пожилом возрасте

    Предрасположенность к заботе о себе: кто что делает для себя и почему?

    Влияние поражений суставов на продольную инвалидность у пожилых людей

    Старение и несчастные случаи со смертельным исходом среди мужчин и женщин-водителей

    Множественные роли и психологическое благополучие в национальной выборке пожилых людей

    Реклама

    История психологии развития: социализация и развитие личности на протяжении жизни

    Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню учетной записи. 50007-1

  • Идентификатор корпуса: 141451301
  •  @inproceedings{Havighurst1973HistoryOD,
      title={История психологии развития: социализация и развитие личности на протяжении жизни},
      автор = {Роберт Джеймс Хэвигхерст},
      год = {1973}
    } 
    • Р. Хэвигхерст
    • Опубликовано в 1973 г.
    • Психология

    Просмотр через Publisher

    Теоретические положения психологии развития на протяжении всей жизни: о динамике между ростом и упадком

    • П. Балтес
    • Психология

    • 1986

    Психология развития на протяжении жизни включает изучение постоянства и изменений в поведении на протяжении всей жизни. Одним из аспектов исследования продолжительности жизни было продвижение более общей,… Психология развития продолжительности жизни — это всеобъемлющая структура, которая рассматривает изучение индивидуального развития (онтогенеза) от зачатия до старости. Прилагаются усилия, чтобы выделить…

    История психологии личности: теория, наука и исследования от эллинизма до XXI века моделей к моделям здоровья человека 3. Перспективы развития личности: от юношеских моделей к моделям продолжительности жизни 4.…

    Представления детей и подростков о взрослом возрасте: изменение взгляда на важнейшую задачу развития

    • E. Dreher, R. Oerter
    • Психология

    • 1986

    Несколько лет назад Бронфенбреннер определил традиционную психологию развития как «науку о странном поведении детей в странных ситуациях со взрослыми в течение как можно более короткого времени». …

    Социальное познание и жизненный подход к изучению развития ребенка.

    Процветание на протяжении всей жизни

    • М. Бандик, Д. Йегер, П. Э. Кинг, У. Деймон
    • Психология

    • 2010

    В этой главе рассматриваются и синтезируются различные модели позитивного человеческого развития и процветания из различных областей психологической и медицинской литературы на всех этапах жизни…

    Иоганн Николя Тетенс: Забытое Отец психологии развития?

    • Марианна Мюллер-Бреттель, Р.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *