Социализация по выготскому: 18. Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (л.С. Выготский)

Содержание

18. Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (л.С. Выготский)

http://do-zaochnoe.ru/

 

 

Социализация чаще всего понимается как внешний фактор, социальный контроль за поведением человека. Истоки такого понимания идут от Р.Декарта, от его оппозиции «внешнее — внутреннее».

Еще для сведения. Р. Харре сказал, что пространство психологии личности со след. осями: «индивидуальное-коллективное», «личностное-социальное», «публичное-личное». (А не просто внешнее-внутреннее

Термин «социализация» многозначен и обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности

Выготский: развитие ребенка в обществе, преобразование индивидуального в социальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Феномен психологического симбиоза: мать и младенец сначала образуют диаду. По мере развития этой симбиотической диады ребенок берет на себя все больше психологических функций. Содействие матери с ребенком предполагает, что мать имитирует поведение ребенка, побуждая его к акту содействия. Мать решает совместно с ребенком задачи различного уровня сложности. Акт содействия определяет зону ближайшего развития ребенка, в которую отбираются культурно предпочитаемые стратегии решения задач.

От содействия к самоконтролю поведения личности:

Содействие: нейтральные мотивы для ребенка – запаздывающие эмоции (похвала/порицание).

Самоконтроль: смысло-образующие мотивы действий – предвосходящие эмоции. Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображении различные варианты действия и прочувствовать их последствия.

1 этап: ребёнок воспринимает групповое требование как чужое

2 этап: ребенок через эмоции различает смысл события после того, как оно завершено

3 этап: нормы преобразуются для ребенка в личностный смысл. Ребенок начинает выполнять свои маленькие трудовые обязанности не ради похвалы, а ради достижения общественно значимого результата.

Три грани социализации личности:

Механизм интериоризации /экстериоризации. Три грани интериоризации:

1. индивидуализация

Закон культурного развития (Выготский): от интерпсихического (коллективная социальная деятельноть ребенка) к интрапсихическому (индивидуальному). Пример: исследование гуманных отношений детей к другим. Интериоризация общественных отношений.

2. интимизация (Кон)

Переход от Мы к Я. Пример: дети сначала зовут себя в 3м лице, а потом – только я.

Во внешней речи выражаются мотивы человека.

Во внутренней речи: нет необходимости договаривать слова – преобладание смысла над значением = >

3. производство внутреннего плана сознания

личностный выбор

 

 

Сочетание внешних и внутренних элементов механизма социализации имеет специфику на каждом возрастном этапе. Л.С. Выготский называл такое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий «социальной ситуацией развития». Воздействие одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно различный эффект в зависимости от уровня развития личности, ее актуальных и потенциальных потребностей.

Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). НПФ есть и у животных, и у человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Л.С. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития, необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и др.

 

Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Социальная психология 👈
  4. org/ListItem»> Ответы для сдачи экзамена по Социальной психологии
  5. Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Л.С. Выготский Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне.                                         Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени:Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение                                                      Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие.                                                             Жест для себя

. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи.                               Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения.
Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности.

Общая характеристика зарубежных подходов к изучению личности.                                                1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована.

                                              2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).                                                                Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).                            Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн).
                          3. Психогенетический подход
не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.                                         Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи).                                                                 Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Концепции, объясняющие поведение Личности через влечения и др.внерациональные компоненты психики      

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Социализация личности в свете идей Л. С. Выготского.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Материалы 5
  • Меню

Понятие социализации личности в социальной психологии.
Основные положения концепции развития личности А.В. Петровского.
Механизмы социализации личности.

Семья как основной фактор социализации личности.
Общение со сверстниками как фактор социализации личности.
Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

Общая характеристика зарубежных подходов к изучению личности.
Развитие самосознания личности в процессе онтогенеза.
Понятие о Я-концепции.
Единство личности и множественность Я-образов.

Материалы по теме:

Социализация личности. Лекция

Социализация личности Шпаргалка

Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского. Шпаргалка

Социализация личности Шпаргалка

 Социализация личности. Шпаргалка

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Теория социального развития — Общайся и учись

Английский

Общайся и учись

Общайся и учись

В теории социального развития Лев Выготский в первую очередь объясняет, что социализация влияет на процесс обучения человека. Он пытается объяснить сознание или осознание как результат социализации. Это означает, что когда мы разговариваем со сверстниками или взрослыми, мы разговариваем с ними ради общения. После того, как мы взаимодействуем с другими людьми, мы склонны усваивать то, что мы произнесли.

Откройте для себя еще 30 статей по этой теме

Не пропустите эти связанные статьи:

  1. Когнитивное обучение
  2. Социальное обучение
  3. Обучение
  4. Социализация
  5. Классические условия

. блоки, содержащие буквы от A до Z. Сначала его успеваемость плохая, но когда его мать садится рядом с ним и говорит ему, как правильно расположить буквы, он начинает учиться это делать. Затем ребенок овладеет знаниями по составлению алфавита в присутствии своего родителя. Его мать, с другой стороны, постепенно позволяет ребенку выполнять навык самостоятельно, делая ребенка более компетентным.

A. Ключевые понятия

Теория социального развития включает три основных понятия. Они состоят из роли социального взаимодействия в когнитивном развитии, более знающего другого и зоны ближайшего развития.

  1. Роль социального взаимодействия в когнитивном развитии
    Теория социального развития (ТСР) в основном утверждает, что социальное взаимодействие играет жизненно важную роль в процессе когнитивного развития. С этой концепцией теория Выготского противостоит теории когнитивного развития Жана Пиаже, потому что Пиаже объясняет, что человек сначала подвергается развитию, прежде чем он достигает обучения, тогда как Выготский утверждает, что социальное обучение предшествует развитию. В Теории социального развития Выготский утверждает, что культурное развитие ребенка происходит, во-первых, на социальном уровне, называемом интерпсихологическим, и, во-вторых, на индивидуальном или личностном уровне, называемом интрапсихологическим.
  2. The More Knowledgeable Other (MKO)
    MKO — это любое лицо, обладающее более высоким уровнем способностей или понимания, чем учащийся, с точки зрения выполняемой задачи, процесса или концепции. Обычно, когда мы думаем о МКО, мы имеем в виду пожилого человека, учителя или эксперта. Например, ребенок учится умножению чисел, потому что его хорошо учит репетитор. Традиционный MKO — пожилой человек; однако MKO также могут относиться к нашим друзьям, молодым людям и даже к электронным устройствам, таким как компьютеры и мобильные телефоны. Например, вы научились кататься на коньках, потому что ваша дочь научила вас этому навыку.
  3. Зона ближайшего развития (ZPD)
    ZPD – это расстояние между тем, что известно учащемуся, и тем, что ему неизвестно. Это разница между способностью учащегося выполнять определенную задачу под руководством своего МКО и способностью учащегося выполнять эту задачу самостоятельно. По сути, теория объясняет, что обучение происходит при ZPD.
Зона ближайшего развития (Источник)

B. Применение теории

Традиционная модель, в которой учитель или репетитор передает или передает информацию своим ученикам, до сих пор считается во многих учебных заведениях. С другой стороны, Теория социального развития смогла изменить эту традицию, поскольку она объясняет, что учащийся (учащийся) должен играть активную роль в обучении, чтобы этот процесс происходил быстрее и эффективнее. Из-за теории социального развития многие школы в настоящее время поощряют декламацию, чтобы отвечать взаимностью на учебный опыт в классе. Это означает, что учитель учится у учеников так же, как ученики учатся у него.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на это страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

Теория социального обучения

Социализация

Лев Выготский и теория социального развития

Хотите быть в курсе последних событий? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Теория социального развития (Лев Выготский)

Обзор

Основной темой теоретической основы Выготского является то, что социальное взаимодействие играет фундаментальную роль в развитии познания. Выготский (1978) утверждает: «Каждая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды: сначала на уровне социальном, а затем на уровне индивидуальном; сначала между людьми (интерпсихологический), а затем внутри ребенка (интрапсихологический). Это в равной степени относится и к произвольному вниманию, и к логической памяти, и к образованию понятий. Все высшие функции возникают как действительные отношения между индивидами». (стр. 57).

Вторым аспектом теории Выготского является идея о том, что потенциал когнитивного развития зависит от «зоны ближайшего развития» (ЗБР): уровня развития, достигаемого, когда дети участвуют в социальном поведении. Полное развитие ZPD зависит от полного социального взаимодействия. Диапазон навыков, которые могут быть развиты под руководством взрослых или в сотрудничестве со сверстниками, превышает то, что может быть достигнуто в одиночку.

Теория Выготского была попыткой объяснить сознание как конечный продукт социализации. Например, при изучении языка наши первые высказывания со сверстниками или взрослыми предназначены для общения, но после освоения они усваиваются и позволяют «внутреннюю речь».

Теория Выготского дополняет работу Бандуры по социальному обучению, а также является ключевым компонентом теории ситуативного обучения. Поскольку внимание Выготского было сосредоточено на когнитивном развитии, интересно сравнить его взгляды со взглядами конструктивиста (Брунер) и эпистемолога-генетика (Пиаже).

Приложение

Это общая теория когнитивного развития. Большая часть оригинальной работы была проделана в контексте изучения языка у детей (Vygotsky, 1962), хотя более поздние применения этой схемы были более широкими (см. Wertsch, 1985).

Пример

Выготский (1978, стр. 56) приводит пример указания пальцем. Первоначально это поведение начинается как бессмысленное хватательное движение; однако по мере того, как люди реагируют на этот жест, он становится движением, имеющим смысл. В частности, указательный жест представляет собой межличностную связь между людьми.

Принципы
  1. Когнитивное развитие ограничено определенным диапазоном в любом данном возрасте.
  2. Полное когнитивное развитие требует социального взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *