Социальная фасилитация и социальная ингибиция: Социальная фасилитация и ингибиция

Эффект социальной фасилитации | Psylist.net

Социальная психология ↓

Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В.М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т. д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной.

Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

  • социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;
  • боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;
  • отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Предмет организационной социальной психологии
  • Процесс принятия группового решения
  • Перспектива исследований личности в социальной психологии
  • Динамика группы
  • Основные межличностные стили разрешения конфликтов
  • Эффект принадлежности к группе
  • Теории происхождения лидерства
  • Первые исторические формы социально-психологического знания
  • Психологический барьер по отношению к нововведениям
  • Основные стадии конфликта. Управление конфликтом

Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации

  • Главная
  • ->
  • Организационная психология
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, ингибиции и лености

 

Социальная психология давно занята исследованием взаимодействия индивида и социальной группы, которое связано, с одной стороны, с изучением группового давления, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение.

Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации, ингибиции и лености, которые разъясняют каким именно образом группа и аудитория влияют на психологию поведения личности. Социальная фасилитация — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Противоположным эффектом является социальная ингибиция, подразумевающая снижение продуктивности и качества деятельности индивида. Установлено, что присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиция» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности.

История феномена социальной фасилитации началась более ста лет назад, когда психолог Норман Триплетт, интересовавшийся велосипедными гонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах. Прежде чем предать гласности догадку о том, что в присутствии других людей человек работает более производительно, Триплетт провел лабораторный эксперимент. Дети, которым было велено наматывать леску на катушку удочки с максимально возможной скоростью, в присутствии соисполнителей справлялись с этим заданием быстрее, чем поодиночке. В результате множества экспериментов, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что в присутствии других повышается скорость и точность, с которой люди выполняют простые примеры.

Однако последующие исследования показали, что не всегда присутсвие других стимулирует индивида на более эффективную деятельность. Было отмечено, что в ряде случаев присутствие других людей отрицательно воздействует на личность, и соответственно, на эффективность выполнения каких-либо действий с ее стороны. Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период.

Новый толчок эти исследования получили благодаря работам социального психолога Р. Зайенса. Он был первым, кто выдвинул предположение о том, что эффект фасилитации имеет место в случае простой механической деятельности, а ингибиции — в ситуации интеллектуально сложной. При выдвижении этой идеи, он опирался на хорошо известный принцип, согласно которому возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Усиление возбуждения благоприятствует решению простых задач, для которых наиболее вероятной, «доминирующей», реакцией является правильное решение. Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, когда возбуждены. Когда же речь идет о выполнении сложных заданий, в которых правильный ответ не столь очевиден, а потому не является доминирующей тенденцией, чрезмерное возбуждение повышает вероятность неправильного решения.

С решением более сложных анаграмм возбужденные люди справляются хуже, чем те, кто находится в спокойном состоянии.

Способен ли этот принцип раскрыть тайну социальной фасилитации? Или разумнее согласиться с тем, что подтверждается многими данными, а именно: присутствие других возбуждает людей и делает их более энергичными? Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. В этом случае известные экспериментальные данные уже не кажутся противоречащими друг другу. Наматывание лески, решение простых примеров на умножение, как и выполнение заданий, связанных с едой, — все это простые действия, реакции на которые или хорошо усвоены, или даны нам от рождения (т. е. доминируют). Естественно, нет ничего удивительного в том, что присутствие посторонних «подстегивает» нас при выполнении хорошо знакомых и усвоенных действий. Усвоение нового материала, прохождение лабиринта или решение сложных математических задач — более трудные задания, правильные реакции на которые с самого начала совсем не так очевидны.

В подобных ситуациях присутствие посторонних приводит к увеличению числа неверных ответов. В обоих случаях «работает» одно и то же общее правило: возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям.

Идея о том, что присутствие других людей усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию, была настолько очевидной, что ученые того времени просто удивлялись, как не додумались до этого сами и намного раньше Зайенса. В подтверждение данного вывода было проведено почти 300 исследований, в которых в качестве испытуемых в общей сложности приняли участие более 25 000 добровольцев. Несколько экспериментов, в которых Зайенс и его помощники создавали произвольную доминирующую реакцию, подтвердили, что присутствие наблюдателей усиливает ее. В одном из этих экспериментов исследователи просили испытуемых произносить (от 1 до 16 раз) различные, лишенные смысла слова. Затем они говорили им, что эти слова появятся на экране, одно за другим, и каждый раз им нужно будет догадаться, какое именно слово появилось. На самом же деле испытуемым показывали в течение сотых долей секунды только случайные черные линии, но они «видели» преимущественно те слова, которые произносили большее число раз. Эти слова стали доминирующими реакциями. Испытуемые, которые проходили аналогичный тест в присутствии двух других испытуемых, были еще более склонны к тому, чтобы «видеть» именно эти слова. Авторы более поздних исследований подтвердили вывод о том, что социальное возбуждение облегчает доминирующую реакцию, независимо от того, верная она или нет. Питер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили: в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легким лабиринтом и дольше — с трудным. По данным Джеймса Майклза и его сотрудников, хорошие игроки в бильярд из Студенческого союза в присутствии 4 наблюдателей показывали еще более высокий результат — 80% попаданий в лузу. Плохие игроки (количество результативных ударов не превышает 36%) начинали играть еще хуже, когда возле стола появлялись посторонние (количество попаданий в лузу сокращалось до 25%). Спортсмены демонстрируют хорошо усвоенные навыки, что объясняет, почему они наилучшим образом выступают тогда, когда их подбадривает толпа болельщиков. Результаты изучения «послужных списков» более 80 000 любительских и профессиональных команд Канады, Англии и США позволяют говорить о том, что «дома» они выигрывают примерно 6 игр из 10, причем для бейсбола и футбола этот показатель несколько ниже, а для баскетбола и соккера — несколько выше. Возможно, что преимущества положения «хозяев поля» связаны также и с тем, что игрокам не нужно проходить акклиматизацию, совершать утомительные перелеты; кроме того, они контролируют территорию, что дает им ощущение доминирования, а подбадривающие крики болельщиков усиливают чувство принадлежности к команде.

Следует отметить, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта. В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание, в результате чего возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: 1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче. Данный конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано ли ее правильное решение с доминирующей реакцией или нет. Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида.

Более того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе их сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач.

Итак, согласно основным принципам социальной психологии и психологии групп, очевидно, что мы реагируем на присутствие других людей. Но действительно ли их присутствие возбуждает нас и каковы его последствия? Если человеку тяжело на душе и его терзают печальные мысли, друг, оказавшийся рядом в эту минуту, может выслушать и помочь утешить волнение и боль. Однако в присутствии посторонних людей, человек, переживающий стресс, больше потеет, нервничает, и напрягается. Даже доброжелательная аудитория может стать причиной плохого исполнения обязанностей, требующих от человека полной отдачи. Во многих случаях многочисленные зрители и волнение, вызванное их присутствием, приводят к проблемам реализации даже таких автоматизированных навыков, как речь. Испытывая экстремальное давление, мы очень легко можем начать заикаться, забывать слова, путать предложения, и т.д. Каждый из нас сможет припомнить подобный случай из своей практики, когда нужно было выступить перед большой аудиторией, а по причине волнения забывалось многое из того, что хотелось сказать. Именно поэтому многие публичные люди заранее готовят себе мини-конспекты, чтоб в случае чего, подглядеть и вспомнить о чем планировалось говорить.

До сих пор говорилось о том, что если вы владеете какими-либо навыками, то присутствие зрителей «подстегнет» вас продемонстрировать свои умения или же, если вы перевозбуждены и слишком озабочены тем, как и что вы делаете, наоборот, уменьшить эффективность ваших действий. Однако то, что в повседневной жизни и так дается вам с трудом, в подобных обстоятельствах может оказаться вообще невыполнимым. Почему же присутствие посторонних возбуждает нас и приводит к таким последствиям? Возможны три причины, и каждая из них имеет экспериментальное подтверждение.

1. Боязнь оценки.

По мнению Николаса Коттрелла, наблюдатели вселяют в нас тревогу, потому что нам не все равно, как они нас оценивают. Чтобы проверить свою гипотезу и доказать существование боязни оценки, он вместе со своими коллегами повторил в Кентском университете эксперименты Зайенса и Сэйлза с бессмысленными слогами, дополнив их третьим условием: наблюдателями. В одном случае наблюдателям завязывали глаза якобы для того, чтобы подготовить их к эксперименту по изучению восприятия, в то время как другие просто сидели и смотрели на испытуемых. В результате этого эксперимента выяснилось, что в отличие от «зрячей» аудитории, наблюдатели с завязанными глазами не повлияли на действия испытуемых.

Выводы Коттрелла были подтверждены и другими исследователями: усиление доминирующих реакций максимально, когда люди думают, что их оценивают. В одном из экспериментов, проведенных на беговой дорожке в Санта-Барбаре, бегуны трусцой из Калифорнийского университета, пробегая мимо сидевшей на траве женщины, прибавляли скорость, если она смотрела на них, и не делали этого, если она сидела к ним спиной. Боязнь оценки помогает также объяснить, почему:

— люди работают лучше, если соисполнители немного превосходят их;

—возбуждение уменьшается, когда группа, в которую входят люди, обладающие высоким статусом, «разбавляется» теми, чьим мнением мы не дорожим;

— наблюдатели оказывают наибольшее влияние на тех, кто более других озабочен их мнением;

— эффект социальной фасилитации наиболее заметен тогда, когда мы незнакомы с наблюдателями и нам трудно уследить за ними.

Смущение, которое мы испытываем, когда нас оценивают, тоже может помешать нам справиться с тем, что мы лучше всего делаем автоматически, не задумываясь. Например, если во время выполнения решающих свободных бросков баскетболисты будут думать о том, как они выглядят со стороны, и анализировать все свои движения, они, скорее всего, промахнутся.

2. Отвлечение внимания

Гленн Сандерс, Роберт Бэрон и Дэнни Мур развили мысль о боязни оценки и пошли немного дальше. Они предположили: если люди задумываются о том, как работают их соисполнители, или о том, как реагирует аудитория, их внимание рассеивается. Конфликт между невозможностью отвлечься от окружающих и необходимостью сосредоточиться на выполняемой работе, будучи слишком тяжелой ношей для когнитивной системы, вызывает возбуждение. Свидетельства в пользу того, что люди на самом деле возбуждаются из-за рассеивания внимания, получены из экспериментов, в которых доказано: социальная фасилитация может быть следствием присутствия не только другого человека, но и неодушевленных предметов, например вспышек света.

3. Факт присутствия наблюдателя.

Зайенс полагает, что даже и без боязни оценки, и без отвлечения внимания сам факт присутствия наблюдателя способен стать причиной возбуждения. Например, в ходе одного из экспериментов, испытуемые более определенно называли свои любимые цвета в присутствии наблюдателей. При выполнении подобных заданий нет ни «верных», ни «неверных» ответов, которые могли бы оценить наблюдатели, а потому нет никаких оснований беспокоиться о том, какое мнение у них сложится. Тем не менее, присутствие посторонних людей «электризует».

Можно сделать вывод, что люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно, и факторами, определяющими степень реакции, являются следующие:

1. Количество окружающих людей.

Воздействие других людей на индивида и его деятельность возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;

2. Взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы.

Нахождение личности в кругу людей, которые ей симпатичны, или же наоборот, не симпатичны, по своему влияет на степень ее возбуждения и на эффективность ее деятельности. Естественно, при взаимодействии с людьми, которые друг другу симпатичны, эффективность и результативность их взаимодействия намного выше, нежели в группах со взаимоотношениями антипатии.

3. Значимость окружающих людей для человека.

Социальное возбуждение и степень социальной фасилитации и/или ингибиции напрямую зависит от значимости окружающих людей – чем они значимее, тем степень возбуждения и волнения сильнее, и наоборот.

4.Степень пространственной близости между людьми.

Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Помимо рассмотренных выше эффектов социальной фасилитации и ингибиции существует еще и третий – социальная леность. Социальная леность объясняется тенденцией людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Действует тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация или ингибиция; когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Почти сто лет назад французский инженер Макс Рингельманн обнаружил, что коллективные усилия не превышают даже половины суммы максимально возможных индивидуальных усилий. Вопреки расхожему мнению, что «в единстве — сила», из этого следует, что члены группы, выполняя коллективное задание, на самом деле могут быть менее мотивированы.

Не исключено, конечно, что низкая продуктивность является следствием плохой координации общих действий. Однако, группа ученых из Массачусетса под руководством Алана Ингама провела эксперимент, во время которого она хитроумно разъяснила данный вопрос — испытуемые думали, что другие тянут канат вместе с ними, а на самом деле трудились в одиночестве. Когда испытуемые знали, что тянут в одиночестве, они развивали усилие на 18 % больше, чем когда думали, что сзади им помогают от двух до пяти человек.

В Государственном институте Огайо исследователи Бибб Латане, Киплинг Уильямc и Стивен Харкинс старались найти другие методы изучения этого феномена, который они назвали социальной леностью. Они заметили, что шум, создаваемый шестью участниками эксперимента, когда их просили «аплодировать и кричать как можно громче», лишь в два с небольшим раза превосходил потенциально максимальный шум, создаваемый одним человеком. В данном случае, как и в случае перетягивания каната, также встал вопрос того, что эффективность при создании шума могла падать из-за плохой скоординированности действий, а не из-за эффекта социальной лености. Поэтому Латане с коллегами последовал примеру Ингама, заставив испытуемых поверить, что они шумят и хлопают вместе с другими, хотя на самом деле они делали это в одиночку.

Политолог Джон Суини, заинтересовавшись политическими последствиями социальной лености, получил сходные экспериментальные результаты в Техасском университете. Он обнаружил, что студенты крутили педали велотренажера интенсивнее (судя по выходной электрической мощности), если думали, что экспериментаторы за каждым из них наблюдают индивидуально, а не просто суммируют мощность, развиваемую всеми «велосипедистами». В результате был сделан вывод о том, что в условиях групповых действий люди обычно склонны увиливать от работы.

В этих и еще примерно в 160 других экспериментах прослеживается проявление одной из психологических сил, вызывающих социальную фасилитацию, — боязнь оценки. В экспериментах по социальной лености люди, как правило, уверены, что их оценивают только тогда, когда они действуют в одиночку. При групповых действиях (перетягивание каната, овации и т. п.) боязнь оценки уменьшается. Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценить свой собственный вклад, ответственность распределяется между всеми членами группы. Напротив, в экспериментах по социальной фасилитации люди в большей степени подвергаются оценке со стороны. Оказавшись в центре внимания, они добросовестно контролируют свое поведение.

Таким образом, действует один и тот же принцип: когда наблюдение усиливает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация; когда же затерянность в толпе снижает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Но, разумеется, коллективность усилий не всегда приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима и так важно, чтобы каждый прилагал максимум усилий, что командный дух вызывает и поддерживает настоящее рвение. Ряд свидетельств убеждают нас в том, что это и в самом деле так. Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе сложна, притягательна и увлекательна. Коллективно решая трудную и интересную задачу, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Группы намного меньше бездельничают, если их члены — друзья, а не чужие друг другу люди. Следовательно, можно четко выделить следующие факторы социальной лености:

  1. наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

  2. групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

  3. численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

  4. кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;

  5. гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Итак, хотя социальная леность действительно то и дело проявляется, когда люди работают вместе и не несут при этом индивидуальной ответственности, все же нельзя говорить, что всегда чем больше рук, тем меньше сделанной работы.

В заключении следует отметить, что на сегодняшний день, феномены социальной фасилитации, ингибиции и лености являются актуальными, важными и необходимыми для изучения и познания темами не только со стороны психологов, но и людей других профессий. Знание особенностей и тонкостей этих феноменов может помочь многим найти рычаги контроля как своего поведения, так и поведения других людей, и подстегнуть в нужный момент к достижению максимально продуктивных результатов.

Mr Wnuk PE — Social Facilitation

Эффекты аудитории

Присутствие других является важным фактором при обсуждении возбуждения исполнителя. Общепризнано, что присутствие публики увеличивает возбуждение, а это, в свою очередь, влияет на производительность. Zajonc (1965) предложил термин Social Facilitation для описания ситуаций, когда присутствие аудитории увеличивает возбуждение и улучшает производительность. Социальное торможение используется при описании того, как усиление возбуждения приводит к снижению производительности. Это основано на принципах теории драйва и доминирующей реакции. Находясь перед аудиторией, игроки, находящиеся на когнитивном этапе обучения, будут испытывать повышенное возбуждение, и доминирующая реакция будет содержать ошибки, приводящие к плохой работе. И наоборот, исполнитель в автономной фазе обнаружит, что это возбуждение улучшает производительность с доминирующей реакцией правильных навыков. Однако теория перевернутой U также может быть применена к этой идее, поскольку разные уровни возбуждения могут облегчить работу, если это приводит исполнителя к оптимальному уровню возбуждения.

В исследовании

В 1897 году Нормал Триплетт провел один из первых экспериментов в области спортивной психологии, изучая действия велосипедистов, когда они ехали на велосипеде в одиночку или в группе. Он определил, что велосипедисты ехали быстрее, когда они были в паре или группе, демонстрируя социальную помощь.

Poulter (2009) проанализировал статистические данные 808 матчей Лиги чемпионов УЕФА за шесть сезонов (2001–2007 гг.), чтобы изучить теорию домашнего преимущества. Анализ результативности показал, что команда хозяев забила больше голов, нанесла больше ударов в створ и вне ворот, лучше владела мячом и выиграла больше угловых, чем команда гостей. Для дисциплинарных переменных наблюдалась противоположная тенденция: команда хозяев совершала меньше фолов, чем команда гостей, и получала меньше желтых и красных карточек. На уровне игрока учитывались эффекты домашнего преимущества по общему количеству бросков, бросков в створ, забитых голов и передач. Общий процент побед домашних команд составил 67,7%, и у домашних команд вероятность забить гол в два раза выше, чем у команд гостей, а у команд гостей вдвое больше шансов получить желтую карточку, чем у домашних команд.

Предчувствие оценки (Зайонц и Коттрелл).

Боязнь оценки — это когда исполнитель чувствует, что его оценивает в каком-то контексте член толпы; это чувство оценки вызывает повышение уровня возбуждения

В некоторых видах спорта к аудитории относятся не только зрители, но и люди, которые судят об отдельных выступлениях, это могут быть судьи в таких видах спорта, как фигурное катание и гимнастика, скауты и отборщики в таких видах спорта, как футбол, регби и крикет. Иногда человеку может казаться, что его родители или друзья, наблюдающие за ним, оценивают его работу, и это усиливает тревогу; это восприятие известно как опасение оценки.

Боязнь оценки более вероятна, если:

* Судьи имеют высокий статус, как отборщики команд

* Предполагаемый оценщик — представитель противоположного пола

* У исполнителя низкая самоэффективность

* Способность исполнителя уровень низкий

*Аудитория открыто и словесно критикует

*Событие важное, а результат критический

*Предыдущее выступление было плохим

*Внешнее вознаграждение высокое

Стратегии борьбы с социальным торможением

Стратегии борьбы с социальным торможением и методы управления стрессом

См. раздел «Возбуждение» зона или точка. Стратегии могут быть использованы для увеличения или уменьшения возбуждения до оптимального уровня для достижения наилучших результатов. Избирательное внимание — это метод блокировки нерелевантных сигналов, таких как шум толпы; это помогает избежать отвлекающих факторов и, следовательно, не позволяет возбуждению стать слишком сильным.

Хотя исполнители могут испытывать как соматическую, так и когнитивную тревогу во время стресса, часто на них больше влияет только один из этих типов тревоги. По этой причине, если исполнитель испытывает соматическую тревогу, спортивные психологи будут работать с исполнителем над соматическими методами поддержания оптимального уровня возбуждения. Точно так же тем, кто испытывает более сильную когнитивную тревогу, будут предложены когнитивные методы снижения возбуждения.

Роль и влияние «других»

Прочие в спортивной обстановке могут быть:

  • пассивные (зрители/участники)
  • интерактивные прочие (участники/зрители).

1. зрители – те, кто смотрит либо в качестве зрителей на мероприятии, либо дома через различные средства массовой информации, включая телевидение, радио или Интернет

2. соакторы – те, кто выполняет ту же задачу, но не напрямую соревнование, т.е. другой игрок на площадке для бадминтона

еще один бадминтонист в игре

4. социальные стимулы – те, которые имеют прямое влияние, т.е. тренер.

Социальная фасилитация, социальное торможение и социальная леность

Социальная фасилитация и социальное торможение

Социальная фасилитация присутствие других (Crisp & Turner, 2010; Fiske, 2010; Hogg & Cooper, 2007; Klehe, Anderson, & Hoefnagels, 2007; Wagstaff et al., 2008). Социальная фасилитация и торможение были зарегистрированы у насекомых (Baumeister & Finkel, 2010), животных, детей (Arteberry, Cain, & Chopko, 2007) и взрослых (самцов и самок). Существует более чем несколько теорий, предложенных для объяснения, казалось бы, противоположных явлений. Однако важно отметить, что нет единого мнения относительно того, какая теория лучше другой. Каждая теория имеет научное подтверждение. Поэтому было высказано предположение, что элементы этих теорий не являются взаимоисключающими, что делает вероятным, что элементы каждой из них могут встречаться в любой конкретной ситуации/контексте.

Теория влечения постулирует, что простое присутствие других людей увеличивает физиологическое возбуждение, тем самым усиливая доминантную (автоматическую) реакцию (Crisp & Turner, 2010; Hogg & Cooper, 2007). Если преобладает ответ на хорошо изученное, простое задание, производительность повышается. Если, с другой стороны, преобладает реакция на сложные, новые или иным образом незнакомые задачи, производительность снижается (Baumeister & Finkel, 2010). В том же духе опасение оценки утверждает, что физиологическое возбуждение действительно возникает, но оно возникает в ответ на присутствие или компонент оценки (Fiske, 2010). «Люди знают по опыту, что большинство наблюдателей оценивают качество своей работы, и поэтому присутствие аудитории усиливает опасения по поводу оценки. Как следствие, люди, которые демонстрируют негативную ориентацию на социальные ситуации, как правило, демонстрируют снижение производительности в социальных условиях, тогда как люди с более позитивной ориентацией демонстрируют повышение производительности» (Baumeister & Finkel, 2010, стр. 515).

Когнитивная теория, отвлекающий конфликт , постулирует, что это не просто присутствие других, приводящее к улучшению или снижению производительности, но расщепление когнитивного внимания или фокуса (Crisp & Turner, 2010). Следовательно, если задача требует тех же когнитивных ресурсов, что и внимание к присутствию другого (наблюдателя, аудитории, участника, соактера), то производительность обязательно будет снижена, в отличие от задачи, требующей автоматизированных моторных навыков, позволяющих усилить физиологический процесс. производительность. Потенциальные доказательства в поддержку этого подхода были обнаружены в неврологических исследованиях (Wagstaff et al., 2008). Например, согласно одному исследованию, чрезмерная нагрузка на исполнительные функции рабочей памяти может снизить производительность при выполнении задачи. Хотя различные задачи могут напрямую влиять на рабочую память и/или когнитивную нагрузку, с точки зрения этих исследователей «группы людей, особенно незнакомцы, могут восприниматься как потенциальный источник угрозы; если исполнительная и фронтальная системы активируются при нахождении в группе, можно предположить, что исполнительная или связанная с ней фронтальная задача будет выполняться хуже в групповой ситуации» (Wagstaff et al. , 2008, стр. 830). Этот когнитивный подход хорошо согласуется с данными исследований, показывающими, что «социальное торможение чаще всего происходит, когда задачи сложны, включают новые стимулы, требуют подавления доминирующих реакций и требуют обнаружения и исправления ошибок, тогда как социальная фасилитация возникает, когда существуют противоположные условия» (Wagstaff et al., 2008, стр. 830).

Еще одна переменная, добавленная к этой смеси, — это самоэффективность , известная как «вера в свои способности организовывать и выполнять планы действий, необходимые для получения данных достижений [и] являющаяся достоверным предиктором производительности» (Klehe et al., 2007, стр. 225). Таким образом, уверенность в своих способностях выполнить задачу может значительно повысить производительность этой задачи, и наоборот. Другая возможность заключается в том, что человек может чувствовать уверенность в своих способностях к выполнению задач, но не в своих межличностных или социальных способностях, что увеличивает его торможение и снижает производительность.

Социальное безделье

Социальное безделье — еще один феномен, который возникает в группах, но только тогда, когда усилия отдельных людей объединяются, что приводит к совместному конечному продукту (Crisp & Turner, 2010; Hogg & Cooper, 2007). В частности, в группах с коллективными усилиями, производящими совместный конечный продукт, наблюдается отчетливое снижение индивидуальных усилий, в отличие от ожидаемого прямого суммирующего результата 1:1. Опять же, существует ряд теорий, пытающихся объяснить феномен. Например, теория социального воздействия предполагает, что снижение индивидуальных усилий является результатом распределения ответственности между членами всей группы (Crisp & Turner, 2010; Hogg & Cooper, 2007). Теория драйвов предполагает, что люди менее мотивированы в присутствии коллег (со-целей) по сравнению с кофакторами или оценщиками (Hogg & Cooper, 2007). Теория оценки предполагает, что, поскольку человек не чувствует, что его оценивают, он отказывается от своих усилий (Hogg & Cooper, 2007. 9).0004

Видеоролик

Социальная помощь . Три работы в видео-виньете продемонстрировали социальное фасилитационное поведение — Гэвин и Кэти. Об их положительной работе свидетельствуют активные предложения и участие в мозговом штурме. Поведение Кена свидетельствует о том, что он берет на себя роль лидера на собрании, фасилитирует собрание, задает вопросы, обеспечивает положительное подкрепление и поддержку. Возможно, его поведение улучшается в результате участия в группе, что дает ему возможность проявить свои лидерские качества. Трудно быть уверенным в свете предоставленной ограниченной информации.

Социальное торможение . Аманда продемонстрировала социальную заторможенность. Она значительно менее активна, более нервная и тревожная, как отмечают Гэвин и Кэти. Ее мысли указывают на проблемы с самоэффективностью. Ее поведение свидетельствует о настороженности. Одним из возможных модераторов для Аманды может быть положительный отзыв о ее работе, помогая ей улучшить ее убеждения в отношении самоэффективности, что, в свою очередь, повысит ее производительность.

Социальное безделье . Брайан явно бездельник в группе, о чем свидетельствует его сдержанность в участии и заинтересованность в помощи с любой реализацией проектных идей. Как обсуждалось ранее, есть несколько возможных причин поведения Брайана. Он мог поверить, что его усилия напрасны в группе, потому что у других все прикрыто. Он также может чувствовать, что, поскольку его индивидуальные усилия не будут оценены, ему не нужно работать так усердно, или что нет смысла работать усерднее, не получив должного признания. Предложения по изменению поведения и участия Брайана включают введение компонента индивидуальной оценки, обеспечение положительного подкрепления того, что вклад каждого человека ценен для группы и проекта, а также сведение к минимуму размера группы, чтобы обеспечить положительную обратную связь для каждого члена (Baumeister & Finkel, 2010). .

Ссылки

Arteberry, M.E., Cain, K.M., & Chopko, S.A. (2007). Совместное решение проблем у пятилетних детей: свидетельство социальной помощи и социальной лености. Педагогическая психология , 27 (5), 577-596. http://dx.doi.org/http://dx.doi.og/10.1080/01443410701308755

Baumeister, R. F., & Finkel, E. J. (2010). Высшая социальная психология: состояние науки . [Разжечь издание]. Получено с http://www.amazon.com

Крисп, Р. Дж., и Тернер, Р. Н. (2010). Основная социальная психология (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж.

Фиске, С. Т. (2010). Социальные существа: основные мотивы социальной психологии (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.

Фиске С.Т., Гилберт Д.Т. и Линдзи Г. (ред.). (2010). Справочник по социальной психологии (Том 1, 5-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.

Хогг, Массачусетс, и Купер, Дж. (ред.). (2007). Справочник Sage по социальной психологии (краткое студенческое издание, изд.). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж.

Клехе, У., Андерсон, Н., и Хофнагельс, Э.А. ( 20 07). Социальная фасилитация и торможение в ситуациях максимальной производительности по сравнению с типичными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *