Социальная ингибиция это в психологии: Социальная ингибиция Социальная психология

Содержание

Ингибиция

Доводилось ли вам замечать, что для наиболее продуктивной работы вам нужно трудиться в полном одиночестве, присутствие людей с вами в комнате негативно сказывается на вашей активности? Если это так, то возможно, имеет место эффект социальной ингибиции. Что это такое и чем оно нам грозит, сейчас разберемся.

Социальная ингибиция и социальная фасилитация

В социальной психологии существуют такие понятия, как социальная ингибиция и фасилитация. Эти явления следует рассматривать в комплексе, так как они являются двумя сторонами одной медали – присутствия людей при выполнении какой-либо работы. Положительное влияние – это фасилитация, отрицательное – ингибиция.

Эффект фасилитации был открыт Норманом Триплетом, который занимался изучением влияния соревновательной ситуации на скорость велосипедиста. Он выяснил, что спортсмены достигают лучших результатов при соревновании друг с другом, а не при работе на секундомер. Такое явление, когда человек лучше работает в присутствии других людей, было названо эффектом фасилитации.

Эффект ингибиции противоположен фасилитации и заключается в том, что человек хуже работает в присутствии других людей. К примеру, людям сложно зазубривать бессмысленный набор слов, проходить лабиринт или умножать сложные числа, находясь на глазах у других людей. Середина 60-х годов XX века ознаменовалась изменением подхода к изучению эффекта ингибиции, теперь его стали рассматривать в более широком социально-психологическом смысле.

Р.Зайенс проводил исследования того, как доминантные реакции усиливаются в присутствии других людей из-за создания социального возбуждения. Принцип, который был давно известен в экспериментальной психологии, гласящий, что возбуждение всегда делает доминирующую реакцию более сильной, оказался применим и для целей психологии социальной. Оказывается социальное возбуждение также провоцирует усиление доминирующей реакции, вне зависимости от того, верна она или нет. Если перед человеком стоят непростые задачи, над решением которых надо хорошенько подумать, социальное возбуждение (бессознательная реакция на нахождение рядом других людей) затрудняет процесс мышления и в большинстве случаев решение оказывается неверным.

Если же задачки простые, то присутствие других является сильным стимулом и помогает быстро находить правильное решение.

 

Статьи по теме:

Инженерная психология

Труд и человек неизменно связаны между собой на протяжении многих веков. Но лишь недавно союз техники и людей начал интересовать психологов. Так появилась инженерная психология. Эта не совсем простая наука стала единственной попыткой объяснить и объединить понятия труда и человека.

Коллективизм

Ежедневно нас окружают тысячи людей. Им нет совершенно никакого дела до того хорошо или плохо нам живется. Однако существуют концепция, судя по которой каждого из нас в первую очередь должна интересовать жизнь общества, а уже потом своя собственная. Почему далеко не все придерживаются подобного мировоззрения? Читайте подробности далее.

Индивидуализм

Каждый человек по своей сути является неповторимой личностью с мировоззрением, которое может отличаться от большинства. В крайней степени это проявляется в виде эгоизма. А если считать такое положение вещей нормой, то впору обсудить такое явление как индивидуализм.

Индивидуация

Все люди рождаются чем-то похожими друг на друга. Лишь в процессе взросления мы приобретаем характерные лишь для нас черты личности и характера. В науке этот процесс называется индивидуацией. В чем она заключается и насколько она важна для человека? Об этом читайте далее.

Что такое эффект социальной ингибиции и фасилитации, и когда он возникает

Наверняка каждый человек в жизни сталкивался с тем, что его поведение неосознанно менялось в присутствии других людей. Реакции и стремление выполнить поставленную перед человеком задачу менялись, как только появлялся зритель. Этому поведению есть объяснение, но есть одно большое отличие в том, в какую сторону менялось поведение человека.

Фото Richard Jaimes on Unsplash

В первом случае он мог приложить все силы, знания и умения для быстрого и качественного выполнения задачи, при которых активируются рецепторы и познавательные процессы, так как мозг дает для этого импульсы.

А есть противоположное поведение этому, когда человек, наоборот, не может выполнять свою работу в присутствии других людей, которые наблюдают за его действиями. Именно такое поведение и принято называть – социальная ингибиция. При социальной ингибиции происходит снижение всех способностей и внутренний отказ от выполнения поставленной задачи.

На самом деле неосознанно в психике человека, который попал в подобную ситуацию, происходят очень сложные процессы и включаются защитные механизмы. Данный феномен показывает, какое влияние на свою деятельность, работоспособность может испытывать человек в присутствии других людей.

Относительно изучения данного явления проводились разнообразные исследования с людьми разного возраста, которые занимались разными видами деятельности во время эксперимента и всегда феномен на определенной группе людей получал свое подтверждение. Изучение этой темы показали, что феномен действует не только на людей, но и на животных.

Как присутствие других людей влияет на наше поведение?

В этой статье:

Признаки социальной ингибицииТеории возникновения феноменов фасилитации и ингибицииПричины возникновения социальной ингибиции

Признаки социальной ингибиции

Основными признаками социальной ингибиции являются следующие проявления в поведении:

  • Появляется сложность с концентрацией на поставленной цели.
  • Человек испытывает некий страх и тревожность в присутствии наблюдателей.
  • Снижается мотивация на успех.
  • Проявляется раздражительность, и даже агрессия в сторону «зрителей».
  • Эффективность выполнения работы резко снижается.

Для большинства людей, которые испытывают социальную ингибицию, сложно объяснить свои ощущения и перемену в поведении, так как они происходят неосознанно, а под влиянием бессознательного.

Теории возникновения феноменов фасилитации и ингибиции

В психологии существует множество теорий относительно природы таких феноменов, как фасилитация – ингибиция. Но до сегодняшнего дня к единому мнению ученые все же, не пришли. Основными из предложенных теорий остаются следующие предположения:

  • Научная теория активации.

Ученые предположили, что в случае, когда перед человеком стоят очевидно выполнимые задачи, то активация его способностей увеличивается, задача решается быстро и эффективно. Но, когда стоит вопрос о решении задачи более сложной и очевидно тяжелой в выполнении, то активация снижается.

Проблемы в поведении вызывают реакции, которые включаются в работу неосознанно. Наличие зрителей при выполнении легких и несложных задач в большинстве случаев вызывает – фасилитацию, а в такой же ситуации, но при решении более сложной задачи проявляется – социальная ингибиция.

Giphy
  • Теория «Конфликта и Отвлечения».

Теория базируется на предположении, что при появлении наблюдателей во время выполнения той или иной деятельности происходит отвлечение, и концентрация на решении поставленной задачи снижается. Как результат появляется внутренний конфликт, между необходимостью сосредоточиться и возможностью уделить внимание зрителю.

Опять – таки, в этом случае все индивидуально, и решающую роль в этом может играть воспитание, ценности, приоритеты и мотивационная сфера. Согласно этой теории, есть люди, которые лучше выполняют свою работу под воздействием конфликта и отвлечения.

Можно разобраться в обоих случаях. Например, согласно первой теории активации, можно предположить, что ребенок в детстве хорошо усвоил, как складывать пирамидку, и родители счастливо ликовали при успешном выполнении этого уже легкого для малыша задания.

Но когда задачка усложнялась, и ребенку предлагалось собрать пазл, и он не справлялся, то реакция родителей была негативной или не эмоциональной, то возникали негативные чувства и эмоции, которые были связаны с этой ситуацией.

Таким образом, закрепляется в психике понимание того, что выполнение простой и очевидно легкой задачи не вызовет сложностей и окружающие будут позитивно настроены, в то время как при решении более сложной задачи, можно ожидать негативной реакции от окружающих.

Во втором случае все еще более просто, так как название теории говорит само за себя «Отвлечение – конфликт». Вновь возвращаемся в детство, когда закладываются все паттерны. Берем пример, когда ребенок выполняет школьное домашнее задание.

Родитель рядом уже «зритель» и «наблюдатель», его присутствие вызывает в ребенке массу эмоций и чувств, это может быть, как ощущение поддержки и одобрения, так и наоборот, страх и тревожность от жесткого контроля. Если родитель требует, чтобы ребенок слушал его, и в это же время концентрироваться на задаче, то происходит серьезный внутренний конфликт.

Можно предположить, что у многих сейчас возник вопрос: «А как же быть в этой ситуации?». Ответ: перед выполнением задачи, нужно четко и понятно ставить вопрос, при этом понимая, что ребенок его понял и теперь стоит лишь найти пути решения. При этом позитивный настрой играет решающую роль. Если ребенок отвлекается на родителя, то ставится задача, проясняются все её нюансы, и родитель выходит из комнаты, проговаривая, что вернется через 5 -10 минут.

Фото Hannah Busing on Unsplash

Каждый случай в проявлении социальной ингибиции индивидуален, и рассматривать его стоит исходя из особенностей личности.

Причины возникновения социальной ингибиции

Исходя из теорий, основные причины возникновения социальной ингибиции заключаются в следующем:

  • Оценка со стороны окружающих.

Данный фактор включает доминирующие реакции в психике человека. Здесь могут быть разные вариации, но, наибольшее влияние ощущают те люди, которые зависимы от оценки окружающих.

  • Отвлечение на публику.

В момент, когда сосредоточение внимания собрано на реакциях окружающих, эффективность работоспособности снижается, появляется неуверенность и растерянность, которую можно сравнить с дезориентацией. Так же большую роль играет половая принадлежность публики.

  • Внутренний настрой личности и уверенность в себе.
Фото Icons8 Team on Unsplash

Со многими спортсменами, ведущими, медийными людьми и политиками постоянно работают ораторы и психологи, которые применяют специальные техники для поднятия уровня уверенности в себе и своих силах. Внутренний настрой перед выступлением с аудиторией, способен привести личность, как фасилитации, так и к ингибиции.

Если человек все же обнаружил у себя проявление социальной ингибиции, то он может изменить свое поведение, поменяв внутреннее отношение к ситуации и поняв, каков механизм имеет этот феномен. Психологи и педагоги рекомендуют контролировать ситуацию в общих чертах, нельзя концентрироваться на деталях обстановки и на индивидуальных реакциях зрителей.

Лучшим вариантом для решения такой проблемы будет посещение курсов по ораторскому мастерству. Недаром такие тренинги проводятся во всех университетах и высших учебных заведениях. Занятия помогут снять внутренне напряжение, обрести уверенность в себе и своих силах, а также грамотно реагировать на публику.

Social Inhibition — Psychestudy

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Social Inhibition», в Psychesstudy , 8 декабря 2017 г., https://www.psychestudy.com/social/social-inhibition.

Теорию социальной фасилитации можно разделить на две части: эффект социальной фасилитации и социальное торможение.

Социальное торможение относится к неспособности людей выполнять сложные или незнакомые задачи в присутствии наблюдателей или конкурентов.

Примеры социального запрета

Пример 1: Учащийся не смог провести презентацию перед классом, зная, что его оценивают.

Пример 2: Учащийся не сдал экзамен на получение водительских прав.

Оба этих примера показывают, что участник не может выполнить указанную задачу в присутствии других из-за сложности задачи и незнания ее.


Что такое социальное торможение?

Сознательное или подсознательное избегание любой ситуации, связанной с социальным взаимодействием, можно определить как социальное торможение. Человек с высоким уровнем социальной ингибированности избегает социальных ситуаций из-за возможности того, что кто-то не одобрит их выражения.

Процессы, которые вступают в игру, чтобы вызвать высокие уровни социальной ингибированности, могут включать уход в себя, социальную тревогу, избегание, озабоченность оценкой.

В то же время высокий уровень SI также может быть связан с когнитивными паттернами мозга, негативным восприятием социальных ситуаций и проблемами интернализации.

По этим причинам было обнаружено, что социальная заторможенность тесно связана с социальными взаимодействиями, внешним видом, поведением и предметом обсуждения.

Точно так же, когда дело доходит до характеристики социальной подавленности как личности, она близко подходит к межличностному измерению интроверсии/экстраверсии. (Читайте: Модель личности «Большая пятерка факторов» — экстраверсия)

Несмотря на то, что у человека может быть низкий уровень социального торможения (SI), определенные ситуации могут спровоцировать его усиление.

Социальная Заторможенность сама по себе не вредна на низких уровнях; однако при высоком уровне социального торможения у него могут развиться другие социальные расстройства, в первую очередь социальное тревожное расстройство и социальная фобия.


Развитие социального торможения в течение жизни

Социальное торможение может развиваться в течение жизни. Однако случай торможения может отличаться от одного человека к другому.

Младенцы и дети

У младенцев и детей социальная заторможенность определяется как стиль темперамента, при котором дети реагируют негативно, удаляются от незнакомых людей, ситуаций, объектов и ищут защиты.

Поведение, связанное с уходом в себя и избеганием, можно наблюдать в очень раннем возрасте. На самом деле исследователи (Фокс и его коллеги) обнаружили, что дети могут проявлять признаки подавления зрительных и звуковых стимулов в возрасте 4 месяцев.

Последующие результаты показали, что дети, у которых проявлялись ранние признаки заторможенности, продолжали проявлять заторможенность в поведении в возрасте двух лет.

Не у всех детей проявляются одинаковые признаки абстиненции или заторможенности, и факторы, их вызывающие, также могут быть разными. Воспитатели могут повлиять на социальную заторможенность ребенка, однако они не несут единоличной ответственности.

Хотя исследователи не смогли договориться об определенном стиле воспитания, который был бы полезен для социально заторможенных детей, существует гипотеза, что таким детям будет полезен жесткий стиль воспитания.

Подростки и взрослые

У детей, у которых выявлена ​​социальная заторможенность, в подростковом и взрослом возрасте также развиваются социальные расстройства.

Проблемы, связанные с тревогой, довольно распространены в подростковом возрасте и проявляются схожими признаками, такими как уход от незнакомых ситуаций, людей или объектов.

Подростки лучше осведомлены о том, что их окружает, и исследователи утверждают, что они могут даже ограничивать себя в социальном взаимодействии. Это также форма социального торможения, и поэтому его может вызывать множество различных факторов.

Во взрослом возрасте случаи социальной заторможенности трудно обнаружить, и, хотя исследований по этому вопросу недостаточно, психологи рассматривают социальную заторможенность во взрослом возрасте как нечто, возникающее в процессе развития.


Различные контексты социального торможения

Два основных контекста, в которых изучалось социальное торможение, — это школа и рабочее место, потому что случаи социального торможения легко увидеть из-за большого количества людей здесь.

Школы

Школа — это место, где детям облегчают социальное взаимодействие, но здесь же они обнаруживают проблемы с адаптацией.

Заторможенность может вызвать проблемы с обучением и развитием. Тем не менее, различные исследования показывают, что культура также играет важную роль в том, как другие люди справляются с социальным торможением.

В исследовании, проведенном в китайских школах, было обнаружено, что китайские ученики, которые были социально заторможенными, даже ожидали от учителей и родителей, и у них не было никаких признаков последующих проблем с обучением.

На самом деле эти дети ассоциировались с симпатией к сверстникам и позитивным отношением к школе.

Однако западным детям с социальной инвалидностью пришлось труднее, так как в школах обычно требовалось, чтобы все были социализированы и экспрессивны.

Несмотря на разницу в культуре, при оценке пола было замечено сходство. Мальчики были более антагонистичны в реакциях сверстников, тогда как девочки сотрудничали.

Рабочее место

В лабораторных условиях было проведено исследование для измерения социальной подавленности.

Это показало, что участники демонстрировали признаки торможения посредством контролируемых движений тела/рук и измеряли выражение голоса, когда в комнате были другие люди, даже если другие люди даже не смотрели на участника.

Это показывает, что простое присутствие других может сдерживать человека в социальных ситуациях.


Как снижается социальная ингибированность?

Алкоголь

Исследователи установили, что алкоголь снижает социальные запреты.

Типичным примером этого может быть человек, который воздерживается от социального участия, внезапно становясь более дружелюбным и более экспрессивным до такой степени, что становится агрессивным и жестоким после употребления алкоголя.

Сила

Социальное торможение можно снизить средствами, не связанными с реальной ситуацией. Достижение власти является одним из таких средств.

Когда человек чувствует себя могущественным или непобедимым, его уровень уверенности повышается, и он может даже чувствовать, что он выше (мелких) социальных последствий, что заставляет его действовать способами, незнакомыми с социально подавленным человеком.

С другой стороны, неудача в достижении власти или чувство потери власти может привести к прямо противоположному результату и повысить уровень социального торможения.

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Социальное подавление», в

Psychestudy , 8 декабря 2017 г., https://www.psychesstudy.com/social/social-inhibition.

Социальная заторможенность, чувство принадлежности и уязвимость перед проблемами интернализации

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Полнотекстовые ссылки

. 2018 1 января; 225: 207-213.

doi: 10.1016/j.jad.2017.08.034. Epub 2017 16 августа.

Элизабет Л де Мур 1 , Йохан Денолле 2 , Одилия М Ласюль 3

Принадлежности

  • 1 Кафедра медицинской и клинической психологии, Тилбургский университет, Нидерланды. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Кафедра медицинской и клинической психологии, Тилбургский университет, Нидерланды.
  • 3 Кафедра медицинской и клинической психологии, Тилбургский университет, Нидерланды; Кафедра психологии развития, Утрехтский университет, Нидерланды.
  • PMID: 28837955
  • DOI: 10.1016/j.jad.2017.08.034

Элизабет Л. де Мур и др. J Аффективное расстройство. .

. 2018 1 января; 225: 207-213.

doi: 10.1016/j.jad.2017.08.034. Epub 2017 16 августа.

Авторы

Элизабет Л де Мур 1 , Йохан Денолле 2 , Одилия М Ласюль 3

Принадлежности

  • 1 Кафедра медицинской и клинической психологии, Тилбургский университет, Нидерланды. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Кафедра медицинской и клинической психологии, Тилбургский университет, Нидерланды.
  • 3 Кафедра медицинской и клинической психологии, Тилбургский университет, Нидерланды; Кафедра психологии развития, Утрехтский университет, Нидерланды.
  • PMID: 28837955
  • DOI: 10.1016/j.jad.2017.08.034

Абстрактный

Фон: Цель этого исследования состояла в том, чтобы предоставить концептуальный тест того, как связаны социальная заторможенность, чувство принадлежности и проблемы интернализации, и является ли чувство принадлежности умеренным или опосредованным отношением между социальной заторможенностью и интернализацией.

Методы: Были использованы данные двух волн голландской интернет-когорты LISS (Продольные интернет-исследования социальных наук; N = 511, M age = 52,09).годы). Социальное торможение измерялось с помощью DS14 в 2012 году, чувство принадлежности (т. е. чувство отрезанности и наличие людей, с которыми можно по-настоящему поговорить) измерялось с помощью Общего индекса социальной изоляции в 2012 году, а интернализация проблем с помощью MHI-5 в 2015 году.

Полученные результаты: Социальное торможение было связано с более низким чувством принадлежности и более интернализирующими проблемами. Низкое чувство принадлежности было связано с более интернализирующими проблемами. Результаты показали отсутствие модерации. Однако были обнаружены доказательства частичного посредничества. То есть чувство отрезанности и наличие людей, с которыми можно по-настоящему поговорить, объясняло часть связи между социальным торможением и интернализацией проблем. Все анализы контролировались по полу, возрасту и доходу.

Ограничения: Элементы, используемые для измерения чувства принадлежности, охватывают только часть конструкции. Исследование не было полностью проспективным, поэтому никаких выводов о причинно-следственной связи сделать нельзя.

Выводы: Низкое чувство принадлежности является ключевым фактором, который следует учитывать при попытке понять индивидуальные различия в интернализирующей психопатологии, связанной с социальным торможением.

Ключевые слова: Интернализация проблем; посредничество; Умеренность; Чувство принадлежности; Социальное торможение.

Copyright © 2017 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Определение неадекватных путей жестокого обращения с детьми: анализ опосредованной умеренности роли самовосприятия и социальной поддержки.

    Appleyard K, Yang C, Runyan DK. Эпплъярд К. и др. Дев психопат. 2010 май; 22(2):337-52. doi: 10.1017/S095457941000009X. Дев психопат. 2010. PMID: 20423545 Бесплатная статья ЧВК.

  • Последовательности дезадаптации: предподростковая саморегуляция, подростковые негативные социальные взаимодействия и психопатология молодых взрослых.

    Ласюль О.М., Винстра Р., Воллеберг В.А.М., Ормель Дж. Ласюль О.М. и соавт. Дев психопат. 201931 февраля (1): 279-292. дои: 10.1017/S0954579417001808. Epub 2017 12 декабря. Дев психопат. 2019. PMID: 29229016

  • Взаимосвязь между возрастом, чувством принадлежности и депрессивными симптомами среди австралийских геев и лесбиянок.

    Макларен С., Гиббс П. М., Уоттс Э. Макларен С. и др. Дж гомосекс. 2013;60(1):1-15. дои: 10.1080/00918369.2013.735933. Дж гомосекс. 2013. PMID: 23241198

  • Пути от жестокого обращения с детьми к интернализации проблем: восприятие контроля в качестве посредников и модераторов.

    Болджер К.Е., Паттерсон С.Дж. Болгер К.Е. и соавт. Дев психопат. 2001 Осень; 13 (4): 913-40. Дев психопат. 2001. PMID: 11771914

  • Трансляционное исследование для предотвращения интернализации проблем в раннем детстве.

    Bayer JK, Rapee RM, Hiscock H, Ukoumunne OC, Mihalopoulos C, Wake M. Байер Дж. К. и соавт. Подавить тревогу. 2011 Январь; 28 (1): 50-7. doi: 10.1002/da.20743. Подавить тревогу. 2011. PMID: 21049533 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Стресс и одиночество меньшинств в глобальной выборке взрослых сексуальных меньшинств: роль социальной тревожности, социального подавления и участия в сообществе.

    Элмер Э.М., ван Тилбург Т., Фоккема Т. Элмер Э.М. и соавт. Arch Sex Behav. 2022 май; 51(4):2269-2298. doi: 10.1007/s10508-021-02132-3. Epub 2022 27 января. Arch Sex Behav. 2022. PMID: 35084615 Бесплатная статья ЧВК.

  • Распространенность общих проблем с психическим здоровьем среди рабочих-мигрантов: систематический обзор и метаанализ.

    Хасан С.И., Йи А., Ринальди А., Ажам А.А., Мохд Хайри Ф., Амер Нордин А.С. Хасан С.И. и др. ПЛОС Один. 2021 2 декабря; 16 (12): e0260221. doi: 10.1371/journal.pone.0260221. Электронная коллекция 2021. ПЛОС Один. 2021. PMID: 34855800 Бесплатная статья ЧВК.

  • Совладание со стрессом у родителей детей с отклонениями в развитии.

    Буйновска А.М. , Родригес К., Гарсия Т., Аресес Д., Марш Н.В. Буйновска А.М. и соавт. Int J Clin Health Psychol. 2021 сен-декабрь; 21(3):100254. doi: 10.1016/j.ijchp.2021.100254. Epub 2021 24 июля. Int J Clin Health Psychol. 2021. PMID: 34377146 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стили воспитания, тревога и депрессивные симптомы у ребенка/подростка.

    Ромеро-Акоста К., Гомес-де-Рехил Л., Лоу Г.А., Липпс Г.Э., Гибсон Р.С. Ромеро-Акоста К. и др. Int J Psychol Res (Медельин). 2021 янв-июнь;14(1):12-32. дои: 10.21500/20112084.4704. Int J Psychol Res (Медельин). 2021. PMID: 34306576 Бесплатная статья ЧВК.

  • Течение депрессивных симптомов у мужчин и женщин: дифференциальное влияние социальных, психологических, поведенческих и соматических предикторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *