Глава 4 Социальное поведение личности и человека в обществе
Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.
Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.
Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.
Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям.
Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии.
Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.Формы социального поведения человека
Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.
В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.
Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.
«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.
Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.
Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.
На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:
кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.
Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.
Заключение.
Под девиантным поведением понимается социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
По поводу причин девиантного поведения единого мнения среди исследователей нет. Некоторые исследователи причиной отклоняющегося поведения считают несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое мнение сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. В современной отечественной социологии интерес представляет позиция, считающая источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Существует также зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Есть мнение, что причиной девиантного поведения являются изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.
Преступность – отражение пороковчеловечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.
Все попытки ограничить потребление алкоголя (ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений) не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты.
Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней. Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.
Суицид в большей степени характерен для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. На лицо связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Также прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам.
Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм, регламентация, аболиционизм. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Необходим поиск других путей борьбы.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков, проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.
Список использованных источников и литературы.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М., 1998.
Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. — № 4.
http://socnet.narod.ru
27
Найден ген, влияющий на социальное поведение человека
4398
Добавить в закладки
Группа исследователей во главе с психологом Брайаном Хаасом (Brian W. Haas) из Университета штата Джорджия (США) обнаружила, что рецессия гена под название ОХТ может повлиять на социальное поведение человека. В частности, на способность устанавливать контакт, а также распознавать эмоциональное состояние других людей. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS, их пересказывает пресс-релиз университета.
Ученые изучали, как естественный процесс метилирования, ослабляющий экспрессию отдельных генов, влияет на ген OXТ. Известно, что этот ген отвечает за выработку гормона окситоцина, который связан с широким спектром социального поведения у человека и других млекопитающих.
Брайан Хаас и его коллеги собрали образцы слюны у более чем 120 добровольцев для проведения генетических тестов, которые показывают степень метелирования гена OXT у конкретного индивида. Далее все участники прошли через серию экспериментов, в ходе которых ученые оценивали их социальные навыки, а также особенности структуры и функционирования их мозга.
Ученые обнаружили, что лица, у которых отмечается высокая степень метелирования гена ОХТ, испытывают трудности с распознаванием эмоционального состояния других людей, и они, как правило, испытывают трудности во взаимоотношениях с близкими.
В первом тесте участникам были предложены короткие видеоклипы, на которых засняты лица незнакомых людей, которые начиная с нейтрального выражении постепенно трансформируются, выражая какую-либо конкретную эмоцию. При этом испытуемых попросили нажать на кнопку на клавиатуре, как только они будут уверены, что они знают, какой из видов эмоций им показывают.
Участники с высокой степенью метилирования гена OXT были менее точны в определении эмоциональных состояний людей, которых они видели на картинах. Авторы исследования отмечают, что такие симптомы часто наблюдаются у людей с аутизмом.
Исследователи также использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (ФМРТ) — технологию, которая измеряет активность мозга путем регистрации изменений в окисленной кровотока — чтобы визуализировать области мозга людей, которые выполняют различные задачи. Они обнаружили, что лица с малоактивным геном OXT демонстрируют слабую нейронную активность в областях мозга, связанных с обработкой «социальных» сигналов. Кроме того, у них отмечается сравнительно небольшое количество серого вещества в области мозга, называемой «веретенообразная извилина» и отвечающей за обработку выражения лиц и социальное познание.
«Все наши тесты показывают, что ген OXT играет важную роль в социальном поведении человека», — сказал доктор Хаас. Он и его соавторы оговорили, что результаты этой работы носят предварительный характер и что многое еще нужно сделать, чтобы более четко определить роль окситоцина и генов, которые контролируют его выработку. Вместе с тем они надеются, это исследование может однажды привести к новым, более совершенным методам лечения различных социальных расстройств.
Ранее портал Научная Россия писал об обнаружении гена, влияющего на стресс, депрессию и долголетие.
гены метилирование окситоцин социальное поведение
Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
НАУКА ДЕТЯМ
Ученые разрабатывают лекарство против SARS-CoV-2 с помощью частички вируса
18:30 / Медицина
В МГУ отметили 200-летие со дня рождения основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского
18:10 / Наука и общество, Образование, Психология
Новый штамм смог эффективнее производить вспомогательный токсин для вакцин
16:30 / Биология
В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен
15:43 / Чтение
В ИТМО разработали систему для сверхточного обнаружения желудочно-кишечных инфекций
15:30 / Здравоохранение, Медицина
Как устроена жизнь на Земле
15:15 / Чтение
60 лет Отделению квантовой радиофизики ФИАН
14:30 / Физика
Гидрогеологи создали базу данных химического состава воды в сибирских реках
13:30 / География, Науки о земле
Ученые МГУ для формирования 3D-изображений разработали метод синтеза нанооптических элементов
12:30 / Физика
Петербургские ученые нашли новый препарат для лечения крайне опасного заболевания легких
11:30 / Медицина
Вспоминая Сергея Петровича Капицу
14. 02.2023
Памяти великого ученого. Наука в глобальном мире. «Очевиднное — невероятное» эфир 10.05.2008
04.03.2019
Памяти великого ученого. Нанотехнологии. «Очевидное — невероятное» эфир 3.08.2002
04.03.2019
История новогодних праздников
01.08.2014
Смотреть все
Нейробиология социального поведения человека: важная, но забытая тема
J Psychiatry Neurosci. 2008 сен; 33(5): 391–392.
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
За последние несколько десятилетий мы значительно продвинулись в понимании того, как мозг регулирует эмоции и познание. Для сравнения, исследования в области нейронауки социального поведения человека являются относительно малоизученной темой, несмотря на важность социальных взаимодействий для психического здоровья. В этой редакционной статье я привожу примеры некоторых экспериментальных подходов, которые использовались для изучения нейронных субстратов человеческого социального поведения, в надежде, что это побудит больше исследователей заняться этой увлекательной и важной темой.
Люди по своей природе социальны. В этом мы не особенные; трудно представить себе какое-либо животное, для которого не важна регуляция социального поведения. Нечто похожее на социальное поведение может иметь место даже у организмов, лишенных нервной системы. Например, Science недавно опубликовал статью под названием «Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий». 1 Различные животные, в том числе люди, имеют много общих типов социального поведения, таких как принадлежность и агрессия, установление иерархии и территориальность. Это может иметь место даже у видов, таких как муравьи, с примитивным мозгом. Хотя мы можем разделять некоторые из более широких аспектов нашего социального поведения с более примитивными видами, человеческое социальное поведение, очевидно, более сложное, но не менее важное для нашего здоровья и выживания. Учитывая важность социальных взаимодействий для человека, неудивительно, что большинство психических расстройств связаны с некоторым нарушением нормального социального поведения и что при некоторых расстройствах аномальное социальное функционирование является одним из центральных симптомов. Примерами являются аутизм, социальное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.
Несмотря на важность социального взаимодействия, наше понимание нейронных факторов, контролирующих социальное поведение, ограничено. Социальная неврология человека привлекает все большее внимание, но большая часть текущей работы касается социального познания. Например, исследования активации различных областей мозга в ответ на лица с разным выражением лица интересны и важны, но они не имеют решающего значения для регуляции реального социального поведения. Если бы реакция на лица была важной детерминантой социального взаимодействия, то слепые люди не смогли бы формировать адекватные социальные отношения, а использование текстовых сообщений не было бы так широко распространено, как сейчас.
Наиболее обширные знания о нейробиологии социального поведения человека касаются одного конкретного аспекта социального поведения: агрессии. 2 , 3 Исследования агрессии привели к использованию селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) для лечения импульсивной агрессии. Тем не менее, агрессия, хотя и является важной социальной проблемой, не занимает заметного места при многих расстройствах, даже несмотря на то, что она требуется для диагностики перемежающегося взрывного расстройства. Кроме того, открытая агрессия не является обычной частью повседневного социального взаимодействия.
Исследования по нейробиологии менее экстремальных форм социального поведения, чем агрессия, ограничены. Ниже приведены два примера того, как исследования на животных начинают применяться к социальному поведению человека. У некоторых видов обезьян серотонин может влиять как на агонистически-аффилиативное поведение, так и на иерархию. Хотя низкий уровень серотонина увеличивает агрессивное поведение, как у людей, повышение функции серотонина усиливает просоциальное поведение, такое как уход за другими животными. 5 , 6 Повышение уровня серотонина также помогает мужчине достичь доминирующего статуса. 7 Аналогичные результаты были получены в нескольких исследованиях с участием людей, проведенных как в лаборатории, так и в повседневной жизни. В лаборатории здоровые участники, получавшие СИОЗС, были оценены как более доминирующие и более склонные к сотрудничеству во время игры со смешанными мотивами 8 и демонстрировали более аффилиативное поведение во время двойного задания-головоломки, требующего сотрудничества. 9 С другой стороны, острое истощение триптофана для снижения уровня серотонина вызывало снижение уровня сотрудничества, проявляемого участниками при игре в дилемму заключенного. 10 Острое истощение триптофана также изменило поведение в ультимативной игре, в которой игроки должны были решить, принять или отклонить справедливые или несправедливые денежные предложения от другого игрока. Участники с низким уровнем серотонина отвергли большую часть несправедливых предложений, но не честных предложений. 11 Этот результат соответствовал пониженному уровню принадлежности. В исследованиях, изучающих социальное поведение в повседневной жизни, социальное поведение можно изучать с помощью методологии экологической мгновенной оценки (обсуждаемой недавно в этом журнале 9). 0011 12 ), который измеряет поведение по двум осям: приятный-склочный и доминирующий-покорный. В перекрестных исследованиях, сравнивающих плацебо с приемом триптофана в течение 2 или 3 недель для повышения уровня серотонина, повышенный уровень серотонина был связан со снижением склочности и усилением доминирования среди здоровых участников, 13 , а также со снижением склочности и повышенной уступчивостью среди участников с высокой степенью враждебности. 14 В обоих исследованиях участники не могли угадать, лучше, чем случайно, когда они принимали триптофан и когда они принимали плацебо, что указывает на то, что участники не знали, что их поведение было изменено триптофаном.
Окситоцин — еще одно соединение, влияние которого на социальное поведение животных было доказано, а его влияние на людей недавно было проверено. Исследования на животных показали, что окситоцин участвует в формировании связей между партнёрами и между матерями и их потомством, включая использование агрессии для защиты этих отношений. 15 В лабораторных исследованиях с участием здоровых людей интраназальное введение окситоцина изменило поведение таким образом, что указывало на повышение доверия к другим. 16 , 17
В прошлом одним из ограничивающих факторов в изучении нейробиологии социального поведения человека была ограниченность методов измерения социального поведения. В прошлом это обычно зависело от собственной глобальной оценки людьми своего поведения. Немногочисленные исследования, описанные ранее, дают представление о масштабах методологии, доступной в настоящее время для изучения социального поведения человека как в лаборатории, так и в повседневной жизни. До сих пор в большинстве исследований изучалось влияние диадных взаимодействий. В будущих исследованиях следует также рассмотреть групповые взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Групповое поведение является важным компонентом социального поведения человека и может в чем-то отличаться от диадных взаимодействий. Социальные психологи изучили то, что они называют разрывом между индивидуумом и межгруппой, который относится к тому факту, что группы иногда более конкурентоспособны или агрессивны, чем отдельные люди. Это было продемонстрировано в ситуациях со смешанными мотивами 18 с тестом, основанным на исследовании послушания 19 Милгрэма, в котором группы, выступающие в роли учителей, наносили значительно более сильные удары током, чем отдельные лица, выступающие в роли учителей 20 , и в игре «дилемма заключенного», в которой группы были более конкурентоспособными, чем отдельные люди. 21 Кроме того, обсуждение между группами характеризовалось более высокой частотой заявлений о страхе и жадности, чем обсуждение между отдельными людьми. Как манипулирование различными нейротрансмиттерами может повлиять на эти результаты, неизвестно, но это определенно должно быть исследовано.
Доступны методы изучения социального поведения человека. Существует широкий спектр препаратов, воздействующих на различные системы нейротрансмиттеров и доступных для использования в экспериментальных исследованиях с участием людей. Чего, по-видимому, не хватает в данный момент, так это исследователей, готовых сочетать и то, и другое в своих исследованиях.
Конкурирующие интересы: Не заявлено.
Адрес для переписки: доктор Саймон Н. Янг, кафедра психиатрии, Университет Макгилла, 1033 Pine Ave. W., Montréal QC h4A 1A1; факс 514 398-4370; [email protected]
1. Гиббс К.А., Урбановский М.Л., Гринберг Э.П. Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий. Наука 2008;321:256-9. [бесплатная статья PMC] [PubMed]
2. Siever LJ. Нейробиология агрессии и насилия. Am J Psychiatry 2008; 165:429-42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
3. Nelson RJ, Trainor BC. Нейронные механизмы агрессии. Nat Rev Neurosci 2007;8:536-46. [ПубМед]
4. Уолш М.Т., Динан Т.Г. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и насилие: обзор имеющихся доказательств. Acta Psychiatr Scand 2001;104:84-91. [PubMed]
5. Higley JD, King ST, Hasert MF, et al. Стабильность межиндивидуальных различий в функции серотонина и ее связь с выраженной агрессией и грамотным социальным поведением у самок макак-резусов. Нейропсихофармакология 1996;14:67-76. [PubMed]
6. Raleigh MJ, Brammer GL, Yuwiler A, et al. Серотонинергические влияния на социальное поведение зеленых мартышек (Cercopithecus aethiops sabaeus). Exp Neurol 1980;68:322-34. [PubMed]
7. Raleigh MJ, McGuire MT, Brammer GL, et al. Серотонинергические механизмы способствуют приобретению доминирования у взрослых самцов верветок. Brain Res 1991;559:181-90. [PubMed]
8. Це В.С., Бонд А.Дж. Серотонинергическое вмешательство влияет как на социальное доминирование, так и на аффилиативное поведение. Психофармакология (Берл) 2002;161:324-30. [PubMed]
9. Knutson B, Wolkowitz OM, Cole SW, et al. Избирательное изменение личности и социального поведения серотонинергическим вмешательством. Am J Psychiatry 1998;155:373-9. [PubMed]
10. Wood RM, Rilling JK, Sanfey AG, et al. Влияние истощения запасов триптофана на выполнение повторяющейся игры с дилеммой заключенного у здоровых взрослых. Нейропсихофармакология 2006;31:1075-84. [PubMed]
11. Crockett MJ, Clark L, Tabibnia G, et al. Серотонин модулирует поведенческие реакции на несправедливость. Наука 2008;320:1739. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
12. Московиц Д.С., Янг С.Н. Экологическая сиюминутная оценка: что это такое и почему это метод будущего в клинической психофармакологии. J Psychiatry Neurosci 2006;31:13-20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
13. Moskowitz DS, Pinard G, Zuroff DC, et al. Влияние триптофана на социальное взаимодействие в повседневной жизни: плацебо-контролируемое исследование. Нейропсихофармакология 2001;25:277-89. [PubMed]
14. aan het Rot M, Moskowitz DS, Pinard G, et al. Социальное поведение и настроение в повседневной жизни: эффекты триптофана у сварливых людей. J Psychiatry Neurosci 2006;31:253-62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
15. Кэмпбелл А. Привязанность, агрессия и принадлежность: роль окситоцина в женском социальном поведении. Biol Psychol 2008;77:1-10. [PubMed]
16. Zak PJ, Kurzban R, Matzner WT. Окситоцин ассоциируется с надежностью человека. Horm Behav 2005;48:522-7. [PubMed]
17. Kosfeld M, Heinrichs M, Zak PJ, et al. Окситоцин повышает доверие к людям. Природа 2005;435:673-6. [PubMed]
18. Wildschut T, Pinter B, Vevea JL, et al. За пределами группового разума: количественный обзор эффекта разрыва между отдельными людьми и группами. Psychol Bull 2003;129:698-722. [PubMed]
19. Милграм С. Некоторые условия подчинения и неповиновения авторитету. Человеческие отношения 1965;18:57-76. Доступно: http://hum.sagepub.com/cgi/reprint/18/1/57) (по состоянию на 11 августа 2008 г.).
20. Джаффе Ю., Шапир Н., Инон Ю. Агрессия и ее эскалация. J Cross Cult Psychol 1981; 12:21-36.
21. Insko CA, Schopler J, Graetz KA, et al. Межиндивидуально-межгрупповой разрыв в игре «дилемма заключенного». J Conflict Resolut 1994; 38:87-116.
Как поведенческие терапевты анализируют социальное поведение
Социальное поведение является неотъемлемой частью того, как люди любого вида, включая людей, взаимодействуют друг с другом во благо или во зло. Понимание человеческого социального поведения лежит в основе анализа поведения. По данным Международной ассоциации анализа поведения (ABAI), анализ поведения направлен на то, чтобы понять индивидуальное самовыражение посредством применения естественных наук. Диагностика, определение и решение проблем социального поведения — это то, чему обучают поведенческих терапевтов.
Определение социального поведения и понимание человеческого поведенияЛюди сложны и интересны, и их способность к глубокому мышлению затрудняет определение их поведения по сравнению с более простыми существами. Согласно определению Behavior Analyst Certification Board®, поведенческие аналитики изучают человеческое поведение — его причины и способы его изменения для улучшения общего качества человеческой жизни. Терапевт ABA использует систему, которая включает оценку социальных навыков, создание конкретной стратегии и конкретные вмешательства (такие как тренировка реагирования, поведенческое и вербальное вмешательство).
«Люди по своей природе социальны», — объяснил Саймон Н. Янг в статье в Journal of Psychiatry & Neuroscience , но то, как человеческий мозг регулирует нормальное функционирование или нарушение нормального социального взаимодействия, до сих пор является малоизученной темой. . Autism Speaks, национальная правозащитная организация, определяет социальные навыки как навыки, которые позволяют людям взаимодействовать друг с другом и с окружающим миром.
Прикладной анализ поведения (ABA), as Psychology Today — это область, которая занимается улучшением социального поведения человека, включая чтение, общение, социальные навыки и навыки адаптивного обучения. ABA служит важной методологией обучения людей с аутизмом, помогая им жить полной и продуктивной жизнью, изучая их поведение в контексте.
Основные компетенции для поведенческих терапевтовСтуденты, желающие стать поведенческими терапевтами, должны приобрести несколько навыков, чтобы оказывать полную поддержку своим будущим пациентам:
- Навыки межличностного общения. Поведенческие терапевты должны уметь слушать пациентов и направлять обсуждение на решение их проблем.
- Аналитические способности. Поведенческие терапевты должны быть в состоянии определить влияние лечения, чтобы увидеть, работает ли курс лечения.
- Эмпатические навыки. Поведенческие терапевты должны уметь понимать ситуации с точки зрения пациентов и объяснять, как для них действует конкретная социальная среда.
Использование поведенческого анализа для анализа социального поведения требует применения на практике методов, которые помогают пациентам узнать, что они должны и не должны делать в определенных социальных условиях. Ниже приведены наиболее распространенные методы обучения социальным навыкам:
- Позитивные и негативные взаимодействия. Поведенческие терапевты должны знать, как применять определенные методы, чтобы помочь пациентам понять социальные ситуации, а также какие практики приемлемы в этих условиях.
- Подсказка и затухание. Взаимодействие с социальной средой обычно сопровождается множеством невербальных сигналов, которые пациентам может быть трудно уловить вначале. Озвучивая и делая эти сигналы видимыми, а затем постепенно уменьшая видимость этих подсказок, поведенческие терапевты настраивают пациентов на взаимодействие с этими невербальными сигналами, помогая им вести себя более приемлемо в данных условиях.
- Обобщение. Поведенческие терапевты могут применять изученное поведение из одной среды в другой, связанной с ней обстановке, что значительно упрощает понимание пациентами того, как и почему они должны вести себя определенным образом.
- Анализ выполнения задачи. Иногда поведенческие терапевты могут давать пациентам задание и отмечать, как они его выполняют. Используя информацию наблюдений, поведенческие терапевты могут сформулировать карты того, как пациенты воспринимают и обрабатывают информацию, чтобы разработать лучшие способы обучения социальному поведению этих конкретных пациентов.
Онлайн-программа магистра наук (MS) в области прикладного анализа поведения (ABA) дает студентам прочные теоретические и практические знания, основанные на научных принципах. Выпускники изучают критические методы работы с пациентами посредством поведенческой оценки и вмешательства, а также этику и ценности, связанные с работой поведенческого терапевта. Поведенческие терапевты, которые понимают такие понятия, как оценка схем лечения и как справляться с радикальным поведением, хорошо подходят для обучения и роста в этой области.