Социальное поведение и социализация личности кратко: 2.6. Социальное поведение личности и его регуляция

Социальное поведение и социализация личности – понятие и его виды

Помните сказку про Маугли? Человеческий детёныш был воспитан природой и жил по законам стаи. А теперь посмотрите на детскую площадку за окном: дети, играя в песочнице, строят замки, общаются, делят культурно игрушки – вот это и есть социальное поведение. Когда человек уже с детства учится культурно себя вести.

 

Как понять, что такое социальное поведение человека?

Социальное поведение одной фразой объясняется как поступки человека в пределах норм всего общества. Человек адаптируется к окружающему миру методом следования принятым в этой среде обычаям и правилам.

 

Вообще поведение людей – это сложная штука. Психологи знают, что разобраться во внутреннем мире человека невозможно, если изучать его не ссылаясь на других людей. Именно так же невозможно понять одной пчелы, если поблизости отсутствует её улий.

 

Социальное поведение во многом зависит от семьи, в которой человек родился. Так как поведение во многом зависит от воспитания ребёнка. Читать также: мотивация к учебе.

 

А теперь рассмотрим разновидности поведения. Но в первую очередь поведение бывает либо адекватное, либо нет.

 

Адекватное поведение в свою очередь бывает:

•        Конформным поведением – соответствует общепринятым нормам;

•        Ответственным поведением – исполнение обязательств;

•        Помогающим поведением;

•        Правильным поведением;

•        Синтонным поведением – гармоничное поведение.

 

К разновидностям неадекватного поведения относятся:

•        Виктименое – провоцирующее своими действиями других;

•        Девиантное – аморальное поведение; поведение, которое противоречит менталитету общества;

•        Делинквентное – преступное, требующее наказания;

•        Демонстративное – поведение, привлекающее внимание;

•        Конфликтное -поведение

•        Ошибочное поведение, это поведение противоположно комформному поведению.  

 

Когда происходит процесс социализации личности?

Социализация личности – это индивидуальный процесс вхождения человека в общество, происходящий под бдительным взглядом коллектива. Главной задачей социального контроля является сохранение социальной стабильности и движение к прогрессу.

 

Социализация личности происходит по двум взаимно-переплетающимся линиям:

 

1.       Усвоение культурных ценностей и норм общества.

2.       Нахождение своего места в обществе.

 

Социализация каждого из нас начинается в самом раннем детстве и не прекращается до глубокой старости. Другими словами, этапы процесса социализации совпадают с жизненными циклами.

 

С раннего возраста мы учимся вместе играть. Учимся определять что хорошо, а что плохо; что можно делать, а что нельзя, в дальнейшем этот навык нам пригодится уже в трудовом коллективе.

 

Достигая 6 лет мы идём в школу, потом кто-то из нас поступает в ВУЗ, а кто-то в колледж, одним словом мы обучаемся.

Читать еще: закон возвышения потребностей.

 

После школьного выпускного мы пересматриваем свой жизненный путь, выстраивая перед собой приоритет желаний и перспектив. Мы осваиваем понравившуюся профессию, заводим семью и детей. Далее уже во взрослой жизни мы уверенно общаемся, зарабатываем уважение и авторитет в обществе. Наша жизнь – это и есть составные части социализации.

 

Социализация личности интересна ещё тем, что взгляды человека на протяжении всей жизни меняются. В детстве и юности люди более подвижны, активны и энергичны; их взгляды более гибкие. В зрелости и старости люди становятся более консервативными, они уже не так любят перемены, становятся капризными.

 

В конечном итоге, важно отметить, что социализация личности зависит от мировой и национальной культур места проживания и менталитета окружающих людей.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog. ru


Читайте также:

  1. Как научиться целоваться
  1. Французский поцелуй
  1. Как познакомиться с девушкой
  1. Как влюбить в себя девушку
  1. Как вернуть девушку
  1. Как стать богатым
  1. Как забыть парня
  1. Как повысить самооценку
  1. Как соблазнить девушку
  1. О чем говорить с девушкой

Социализация личности и отклоняющееся поведение

Социализация личности и отклоняющееся поведение

Личность — система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его интеграции в систему социальных отношений.

Личность формируется на биологической основе при усвоении социальных и культурных норм, поэтому для становления личности необходим процесс социализации.

Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Человек не может полноценно развиваться в одиночку — только выстраивая взаимоотношения с себе подобными, он сможет достичь необходимых интеллектуальных, моральных и физических показателей.

Пример:

социализация начинается с первых секунд жизни малыша — это вхождение в семью, первый социальный конструкт на пути развития личности. В детском саду ребёнок получает первые навыки соблюдения социальных норм, правил поведения. Школа развивает в нём интеллектуальные качества для полноценного вхождения в мир общества.

Постепенная интеграция взрослеющего индивида в общество — залог его успешной и счастливой жизни.

Общество создало нормы и правила, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно, совершенствовался и находил взаимопонимание. Если человек не соблюдает эти нормы, то его поведение считается отклоняющимся.

Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio — «отклонение») поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Существуют уровни отклоняющегося поведения:

  • индивида.

Пример:

человек ругается матом в общественном месте;

  • социальной группы.

Пример:

футбольные фанаты;

  • государства.

Пример:

полицейский произвол.

Безвредные нарушения общественных норм, как правило, не влияют на общество в целом.

Пример:

традиционные религиозные праздники.

Крайняя степень отклонения от нормы — преступление, за которым последует социальный ответ — наказание.

Девиантное поведение — это отклоняющееся от нормы поведение, но не всегда только негативное. Поэтому различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение.

 

 

Стремясь выразить обществу несогласие с социальными нормами и правилами, индивид переступает черту и совершает противоправные поступки. Так свобода его действия превращается в несвободу и нарушение прав остальных членов общества. Человек не пытается адаптироваться, найти своё место, он совершает правонарушение.

Делинквентное поведение — нарушение норм, подпадающее под категорию противоправного действия.

 

Формы девиантного и делинквентного поведения схожи, но тяжесть последствий в последнем случае выше.

Особенность девиантного поведения — намеренное желание нарушить установленные правила, что впоследствии может нанести вред членам общества.

  • Социологи видят в этом поведении угрозу выживания устоявшейся социальной среды.

  • Медики рассматривают его с точки зрения патологических нарушений психики.

  • Психологи рассматривают отклонения на психологическом уровне, когда нарушение является результатом неоформившихся нравственных норм.

Схема 1. Причины негативного отклоняющегося поведения

Алкоголизм — частое и привычное явление в семьях. Об этом говорит стереотип об обязательных пятничных прогулках в бар или застолий по праздникам. Эти традиции незаметно меняют сознание употребляющего, переводя его в разряд алкоголиков, которые одержимы мыслью выпить. Последствие — безвозвратное разрушение личности.

 

К сожалению, немногие люди могут остановиться ещё на первой стадии алкоголизма и понять всю серьёзность ситуации. Из жизни человека постепенно уходят крепкое здоровье и карьерные перспективы. Из-за чрезмерного употребления алкоголя часто разрушаются семьи.

 

Не менее страшна наркомания.

 

Обрати внимание!

Если алкоголь может вызвать привыкание спустя годы, то наркотикам достаточно пары доз.

 

Существует распространённая фраза, что не бывает бывших наркоманов. Это действительно так, реабилитация занимает годы, а поддерживать устойчивость к наркотикам — дело всей жизни.

Общество не может идеальным. Для урегулирования взаимоотношений между участниками социума нужен механизм — социальный контроль.

Социальный контроль — механизм, обеспечивающий порядок отношений индивида и общества.

Помимо социальных норм социальный контроль включает в себя санкции.

Санкция — реакция общества на поведение человека.

Пример:

поощрением для индивида, который следует нормам, является наличие друзей, профессиональных связей, возможностей для развития. Наказанием же является ограничение общения с остальными членами общества.

Теперь ты знаешь, что социальный контроль помогает человеку избежать девиаций. А что ещё может помочь?

 

Занятия спортом. Они поддерживают наше физическое здоровье, снимают стресс, укрепляют моральное состояние.

Пример:

многие спортсмены говорят о том, что у них улучшается настроение после тренировок.

Здоровый образ жизни — это не только занятия спортом.

Это ещё и внутренние тренировки, осознанное принятие на себя ответственности за самовоспитание, культурное развитие, приобщение к идеям человеческого общежития.

 

Отказ от употребления наркотиков и алкоголя — это отказ от разрушительного поведения, отказ от причинения страданий окружающим. Это выбор более качественной жизни, при которой девиантное или делинквентное поведение практически исключено.

Агенты социализации: определение и примеры

Агенты социализации — это люди, группы и социальные институты, которые влияют на самооценку, отношение и поведение человека. Например, родители, учителя, священники, телеведущие, рок-звезды и так далее.

К первичным агентам социализации относятся люди, с которыми у нас есть близкие интимные отношения, например, родители, и обычно это происходит, когда люди очень молоды.

Агенты вторичной социализации включают вторичные отношения (не близкие, личные или интимные) и функционируют, чтобы «освободить человека от зависимости от первичных привязанностей и отношений, сформированных внутри семейной группы» (Парсонс, 1951).

Семья обычно считается первичным агентом социализации, а школа, группы сверстников и средства массовой информации считаются вторичными агентами социализации.

Агенты социализации учат людей тому, что от них ожидает общество. Они говорят им, что правильно и что неправильно, и дают им навыки, необходимые им для того, чтобы функционировать как члены их культуры.

В отличие от первичных агентов социализации (таких как семья и сверстники), вторичные агенты обычно менее влиятельны в формировании основных убеждений и ценностей человека.

Содержание

Что такое социализация?

Социализация – это процесс усвоения норм и обычаев общества. Именно через социализацию люди учатся вести себя так, как это приемлемо для их культуры.

Социализация также помогает гарантировать, что члены общества знают и понимают правила, которым они должны следовать, чтобы они могли эффективно функционировать в обществе или в определенной группе (Ochs, 1999).

Процесс социализации может происходить на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно он протекает в детстве и подростковом возрасте, когда люди узнают о своих ролях и о том, как взаимодействовать с другими.

Взрослая социализация может произойти, когда люди попадают в новые обстоятельства, особенно когда они находятся в культуре с нормами и обычаями, отличными от их собственных.

Существует несколько агентов социализации, которые играют роль в формировании личности человека, включая семью, средства массовой информации, религию, школу и группы сверстников (Ochs, 1999).

Цель социализации

Цель социализации — научить людей нормам и обычаям своей культуры, чтобы они могли функционировать в ней.

Нормы — это правила, определяющие, как люди должны вести себя в той или иной ситуации. Между тем обычаи — это традиционные практики культуры, такие как ее ценности, верования и ритуалы (Ochs, 1999).

Социализация также помогает привить чувство социального контроля членам общества, чтобы они соответствовали его правилам и нормам.

Социальный контроль — это процесс, с помощью которого общество пытается обеспечить приемлемое поведение своих членов. Этого можно добиться с помощью наказаний, поощрений или просто обучения людей тому, что от них ожидается. В некоторых случаях общественный контроль необходим для поддержания порядка и предотвращения хаоса.

В других случаях он может использоваться для защиты интересов власть имущих или для продвижения определенной идеологии (Ochs, 1999).

Агентства социализации

Мы обычно называем людей, ответственных за нашу социализацию, агентами социализации, и, в более широком смысле, мы также можем говорить об агентах социализации (таких как наша семья, система образования, средства массовой информации и т. д.). ).

1. Семья

Членами семьи могут быть родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, тети, дяди и двоюродные братья. Семья является первым и самым важным агентом социализации детей.

Именно через семьи люди узнают о культуре и о том, как вести себя приемлемым для общества образом. Семьи также учат людей языку и общению, тому, как общаться с другими людьми и как устроен мир.

Например, семьи учат своих детей различать незнакомцев и друзей, а также то, что реально, а что выдумано (Kinsbury & Scanzoni, 2009).

Раса, социальный класс, религия и другие социальные факторы влияют на семейный опыт и, как следствие, на социализацию детей.

Семьи из одних культур могут общаться ради послушания и конформизма, в то время как представители других могут делать это ради творчества и индивидуализма. Семьи из разных социальных слоев могут вести разный образ жизни и предоставлять своим детям разные возможности для обучения.

Гендерные нормы, представления о расе и классовое поведение также влияют на семейную социализацию. Например, страны, которые предоставляют отпуск по уходу за ребенком и допускают отцов-домохозяек в социальном ландшафте, с большей вероятностью социализируют детей мужского пола, чтобы они с большей готовностью заботились о детях, когда они станут взрослыми (Kinsbury & Scanzoni, 2009).).

2. Школы

Школы являются важным вторичным фактором социализации. Большинство учеников проводят большую часть дня в школе, погружаясь как в академические предметы, так и в такие модели поведения, как командная работа, соблюдение расписания и использование учебников (Durkheim, 1898).

Эти школьные ритуалы укрепляют ожидания общества от детей. Как отмечают Боулз и Гинтис (1976), школы в большей части США и Западной Европы прививают чувство соперничества в способах выставления оценок и в том, как учителя оценивают учеников.

Участвуя в гонках или математических соревнованиях, дети узнают, что для достижения успеха они должны быть лучше других. Это важная ценность в капиталистических обществах, где люди должны стремиться к личной выгоде.

В отличие от этого, школы могут уделять больше внимания совместной работе и сотрудничеству с другими, поскольку это рассматривается как способ достижения коллективного блага.

С другой стороны, в таких странах, как Япония, дети должны соответствовать групповым нормам и не задавать вопросов учителям.

Тип школы, которую посещает ребенок, также влияет на его социализацию. Например, дети, посещающие частные школы, чаще имеют богатых и образованных родителей.

В результате эти дети усваивают иные ценности и убеждения, чем те, кто ходит в государственную школу. Тем не менее школы повсюду учат детей основным чертам их общества и тому, как справляться с бюрократией, правилами, ожиданиями, ожиданием своей очереди и сидением на месте часами в течение дня (Bowles & Gintis, 19).76).

3. Сообщество/район

Сообщества или районы состоят из группы людей, проживающих в одной и той же географической области в соответствии с общими законами, или групп людей, объединенных товариществом, дружеской ассоциацией и общими интересами.

Сообщество является средством общения, потому что именно здесь дети узнают ролевые ожидания взрослых и самих себя. Сообщество дает людям чувство идентичности и помогает определить, что правильно, а что нет.

Дети могут приобрести эту социализацию, подражая взрослым, навязывая им правила или испытывая последствия своего поведения (Putnam, 2000).

Он также учит детей, как взаимодействовать с людьми, которые отличаются от них с точки зрения расы, этнической принадлежности, социального класса и религии. Например, дети узнают, что вежливо говорить тихо в библиотеке, но они могут говорить громко, когда играют с друзьями в парке.

Сообщество также предлагает детям возможность раскрыть свои интересы и таланты. Например, в некоторых сообществах есть молодежные клубы, спортивные команды и скаутские группы. Эти занятия позволяют детям пробовать что-то новое, заводить друзей и развивать чувство ответственности (Putnam, 2000).

4. Сверстники

Люди учатся у своих сверстников (людей своего возраста и аналогичного социального статуса), как одеваться, говорить и вести себя. Люди также узнают о том, что важно для группы сверстников, а что нет.

В подростковом возрасте сверстники становятся еще более важными агентами социализации. Это связано с тем, что подростки исследуют свою идентичность и пытаются понять, кто они и какое место они занимают в этом мире.

Сверстники оказывают поддержку и направляют в это время и помогают людям узнать о нормах и ценностях своей культуры, а также о том, что носить, есть, смотреть и где проводить время.

С другой стороны, считается, что влияние сверстников подростков является причиной пьянства несовершеннолетних, употребления наркотиков, правонарушений и преступлений на почве ненависти (Agnew, 2015).

В возрасте от 20 до 30 лет значимость групп сверстников снижается. Это связано с тем, что люди больше работают и имеют меньше свободного времени. Кроме того, люди с большей вероятностью состоят в браке или в серьезных отношениях.

В результате они реже проводят время с друзьями и чаще общаются в семье.

Однако родители с маленькими детьми могут еще больше расширить круг своих сверстников и получить большее влияние, поскольку они обращаются к окружающим их сообществам, чтобы заботиться о своих детях (Vandall, 2000).

5. Средства массовой информации

Средства массовой информации предоставляют информацию широкой аудитории через телевидение, газеты, радио и Интернет. Такое широкое распространение информации сильно влияет на социальные нормы (Roberts, Foehr, and Rideout, 2005).

Средства массовой информации рассказывают людям о материальных объектах, текущих событиях и моде, но также навязывают нематериальную культуру: убеждения, ценности и нормы. Он также учит людей думать и реагировать на политические события, такие как выборы.

Кроме того, он предоставляет информацию о том, что происходит в других частях мира, как живут люди в других культурах и как люди из определенного общества должны воспринимать образ жизни других.

6. Религия

Религии могут быть как формальными, так и неформальными институтами, любой является важным средством социализации для многих людей.

Синагоги, храмы, церкви, мечети и подобные религиозные сообщества учат участников тому, как взаимодействовать с материальной культурой своей религии, например, с мезузой, молитвенным ковриком или облаткой для причастия.

Обряды, поддерживаемые религией, часто могут быть связаны со структурой семьи — например, ритуалы брака и рождения, а религиозные институты могут укреплять гендерные нормы посредством социализации. Это усиливает динамику власти семьи и способствует распространению общего набора ценностей, передаваемых через остальную часть общества (Pearson-Merkowitz & Gimpel, 2009).

Исторически религиозные институты играли значительную роль в социальных изменениях. Например, движение за гражданские права в Соединенных Штатах возглавляли религиозные лидеры, такие как преподобный Мартин Лютер Кинг-младший. Точно так же движение за избирательное право женщин также частично мотивировалось религиозными убеждениями.

Сегодня религия продолжает формировать опыт социализации людей. Например, некоторые религии поощряют членов протестовать против войн и добровольно помогать бедным. Во всех этих случаях религиозные институты социализируют людей, чтобы они вели себя так, чтобы это благоприятствовало когда-то уязвимым группам (Pearson-Merkowitz & Gimpel, 2009).

7. Правительство

Правительство является еще одним агентом социализации. Он принимает законы, поддерживающие социальные нормы и ценности, а также предоставляет учреждения и услуги, поддерживающие граждан.

Правительство примечательно тем, что оно может финансировать ряд учреждений, поощряющих социализацию. Например, государство финансирует государственные школы, которые играют ключевую роль в социализации детей.

Правительство также финансирует другие программы, предоставляющие возможности для социального взаимодействия, такие как внеклассные программы, парки и центры отдыха (Oberfield, 2014).

Армия — еще один пример того, как правительство может влиять на опыт социализации людей.

Например, военные учат людей работать вместе в иерархии, выполнять приказы и применять насилие для достижения целей. Люди, которые служат в армии, часто происходят из разных слоев общества и имеют разные ценности.

В результате военные могут быть средством социализации людей для сотрудничества с представителями разных рас и классов против общего противника (Oberfield, 2014).

Правительство также может создавать роли посредством законодательства. Например, правительства обычно определяют «взрослого» как человека в возрасте не менее восемнадцати лет, когда человек становится юридически ответственным за себя.

Между тем, 65 лет означает наступление «старости», поскольку пожилые люди получают право на получение пособий. Эти роли мотивируют людей социализироваться в другую категорию, учатся соответствовать возрастным ожиданиям как правительства, так и общества в целом (Oberfield, 2014).

Другие агенты социализации (этническая и классовая принадлежность)

Этническая социализация – это процесс, посредством которого люди узнают о культуре и истории своей этнической группы. Это тип социализации, который происходит внутри этнических групп.

Этническая социализация помогает подготовить детей к трудностям и возможностям, с которыми они столкнутся как члены этнической группы. Это также помогает им развить позитивное чувство себя и сильное чувство идентичности.

Это также может привести к усвоению моделей речи, убеждений, восприятий и установок этнической группы индивидуумом, который начинает видеть себя и начинает видеть себя и других членами этой группы.

И родители, и сверстники являются основными агентами этнической социализации, но роль играют и такие крупные агенты, как средства массовой информации и более широкое сообщество (Conger & Dogan, 2007).

Классовая социализация — это процесс, посредством которого люди узнают о своем социальном классе и о том, как вести себя в соответствии с их классом. Это тип социализации, который происходит внутри социальных классов.

Как и этническая социализация, классовая социализация помогает подготовить детей к испытаниям и возможностям, с которыми они столкнутся как члены социального класса.

Дети, проходящие классовую социализацию, учатся различать других членов своего социального класса, а также вырабатывают отношение доверия и недоверия к представителям других социальных групп (Conger & Dogan, 2007).

Часто задаваемые вопросы

4.3 Агенты социализации – Социология

Цели обучения

  1. Определить пять агентов социализации.
  2. Опишите положительные и отрицательные аспекты социализации, которую производят эти агенты.

Существует несколько институциональных и других источников социализации, которые называются агентами социализации . Первая из них, семья, несомненно, является самым важным фактором социализации младенцев и детей младшего возраста.

Семья

Должны ли родители получать признание, когда их дети вырастают хорошими детьми и даже достигают больших успехов в жизни? Должны ли они нести вину, если их дети окажутся плохими? Ни один родитель не заслуживает всей похвалы или порицания за успехи и неудачи своих детей в жизни, но факты показывают, что наши родители действительно сильно влияют на нас. Во многих отношениях мы даже в конечном итоге походим на своих родителей не только внешне.

Социология меняет мир к лучшему

Понимание расовой социализации

В обществе, в котором до сих пор существуют расовые предрассудки, афроамериканские родители по-прежнему считают необходимым знакомить своих детей с афроамериканской культурой и готовить их к предвзятости и дискриминации, с которыми они могут столкнуться. Ученые в области социологии и других дисциплин изучали этот процесс расовой социализации . Один из их наиболее интересных выводов заключается в том, что афроамериканские родители различаются по степени расовой социализации, которую они практикуют: некоторые родители в значительной степени подчеркивают афроамериканскую идентичность и расовые предрассудки, в то время как другие родители лишь минимально упоминают эти темы своим детям. Причины этих различий остались неясными.

Социолог Джейсон Э. Шелтон (2008) проанализировал данные национальной случайной выборки афроамериканцев, чтобы определить эти причины, в том, что он назвал «одним из наиболее полных на сегодняшний день анализов стратегий расовой социализации среди афроамериканцев» (стр. 237). ). Среди других вопросов респондентов спрашивали, «при воспитании своих детей вы делали или говорили им что-то, чтобы помочь им узнать, что значит быть черным». Их также спросили, «есть ли что-то еще, что вы сделали или сказали своим детям, чтобы помочь им узнать, как ладить с белыми людьми».

В своих основных результатах Шелтон обнаружил, что респонденты более склонны к расовой социализации, если они старше, женщины и живут за пределами Юга; если они понимают, что расовая дискриминация становится все более серьезной проблемой, и являются членами организации по защите гражданских прав или другой организации, целью которой является помощь афроамериканцам; и если бы у них были более высокие доходы.

Эти результаты привели Шелтона к выводу, что «афроамериканцы не являются культурно монолитной группой», поскольку они различаются «родительскими уроками, которые они преподают своим детям о расовых отношениях» (2008, стр. 253). Кроме того, родители, практикующие расовую социализацию, «делают это для того, чтобы демистифицировать и дать своим детям возможность использовать возможности в обществе в целом» (стр. 253).

Исследование Шелтона помогает нам понять факторы, объясняющие различия в расовой социализации афроамериканских родителей, а также помогает нам понять, что родители, которые действительно пытаются рассказать своим детям о расовых отношениях в США, просто пытаются, как это делает большинство родителей. , чтобы помочь своим детям добиться успеха в жизни. Углубляя наше понимание этих вопросов, исследование Шелтона помогло изменить ситуацию.

Причина, по которой мы оказываемся такими же, как наши родители, в лучшую или в худшую сторону, заключается в том, что наши семьи являются такой важной частью нашего процесса социализации. Когда мы рождаемся, нашими главными опекунами почти всегда являются один или оба наших родителя. Уже несколько лет мы общаемся с ними больше, чем с любыми другими взрослыми. Поскольку этот контакт происходит в годы нашего становления, взаимодействие наших родителей с нами и послания, которые они нам преподают, могут оказывать глубокое влияние на всю нашу жизнь, о чем свидетельствуют истории Сары Паттон Бойл и Лилиан Смит, представленные ранее.

То, как наши родители нас социализируют, зависит от многих факторов, два из которых наиболее важны: социальный класс наших родителей и наш собственный биологический пол. Мелвин Кон (1965, 1977) обнаружил, что родители из рабочего и среднего класса очень по-разному социализируют своих детей. Кон рассудил, что родители из рабочего класса, как правило, занимают фабричные и другие должности, в которых у них мало автономии, и вместо этого им говорят, что и как делать. На таких работах послушание является важной ценностью, чтобы рабочие не были наказаны за неправильное выполнение своей работы. Таким образом, родители из рабочего класса, по мнению Кона, должны придавать особое значение послушанию и уважению к власти при воспитании своих детей, и они должны отдавать предпочтение шлепкам как основному способу дисциплинирования своих детей, когда они не подчиняются. Напротив, родители из среднего класса, как правило, занимают должности белых воротничков, где ценятся автономия и независимые суждения, а работники продвигаются вперед, проявляя творческий подход. Эти родители должны подчеркивать независимость при воспитании своих детей и должны с меньшей вероятностью, чем родители из рабочего класса, шлепать своих детей, когда они не слушаются.

Если социальный класс родителей влияет на то, как они воспитывают своих детей, верно также и то, что пол их детей влияет на то, как родители их социализируют. Многие исследования показывают, что родители воспитывают своих дочерей и сыновей совершенно по-разному, поскольку они взаимодействуют с ними с рождения. Мы рассмотрим это подробнее в главе 11 «Гендер и гендерное неравенство», но здесь достаточно сказать, что родители помогают своим девочкам научиться действовать и думать «как девочки», а они помогают своим мальчикам учиться действовать и думать «как девочки». мальчики». То есть они помогают своим дочерям и сыновьям узнать свой пол (Wood, 2009).). Например, они мягче с дочерьми и грубее с сыновьями. Они дают своим девочкам куклы для игры, а мальчикам — оружие. Девочки могут быть сделаны из «сахара, специй и всего хорошего», а мальчики — из чего-то совсем другого, но их родители очень помогают им, к лучшему или к худшему, стать такими. Насколько это верно, наш гендер в гораздо большей степени проистекает из социализации, чем из биологических различий между полами, как, вероятно, предполагает большинство социологов. Возвращаясь к вопросу, заданному ранее, если Гиллиган прав в том, что мальчики и девочки по-разному приходят к моральным суждениям, то социализация имеет большее значение, чем биология, для того, как они приходят к этим суждениям.

Как показано во вставке «Учимся у других обществ», в разных культурах дети по-разному социализируются. Мы также можем изучить межкультурные различия в социализации с помощью данных Всемирного исследования ценностей, которое было проведено почти в шести десятках стран. На рис. 4.1 «Процент считающих, что послушание особенно важно для обучения ребенка» показан процент людей в нескольких странах, считающих, что «особенно важно, чтобы дети учились послушанию дома». Здесь мы видим некоторые поразительные различия в ценности, придаваемой послушанию, при этом Соединенные Штаты несколько занимают промежуточное положение между странами на рисунке.

Обучение у других обществ

Дети и социализация в Японии

Эта глава заканчивается наблюдением, что американские дети должны быть социализированы с определенными ценностями, чтобы наше общество могло решать многие социальные проблемы, включая преступления на почве ненависти. и насилие в отношении женщин, сталкивающихся с ним. При рассмотрении социализации американских детей опыт Японии дает ценный урок.

Напомним из главы 2 «Взгляд на общество: проведение социологических исследований», что культура Японии делает упор на гармонию, сотрудничество и уважение к власти. Социализация в Японии в значительной степени ориентирована на обучение только что перечисленным ценностям, при этом большая часть ее подчеркивает важность принадлежности к группе и зависимости, а не индивидуальной автономии и независимости. Это особенно верно в отношении японских школ, которые, как пишут два социолога, «подчеркивают сходство всех детей и важность группы» (Schneider & Silverman, 2010, стр. 24). Посмотрим, как это произойдет (Хендри, 19 лет).87; Швальб и Швальб, 1996).

С момента поступления в школу японские дети учатся ценить свое членство в классе, или куми , и проводят несколько лет в одном и том же куми . Каждый куми относится к своему классу как к «дому вдали от дома», так как дети расставляют классную мебель, приносят растения и другие вещи из дома и убираются в классе каждый день. На переменах один куми будет играть против другого. В интересном отличии от стандартной практики в Соединенных Штатах, kumi в неполной средней школе останется в своем классе, пока учителя, скажем, математики и социальных наук переходят из одного класса в другой. В США, конечно, все наоборот: учителя остаются в своих классах, а ученики переходят из одной комнаты в другую.

Другие практики в японских школах способствуют изучению японских ценностей. Младшие школьники носят такую ​​же форму. Японские учителя используют постоянные упражнения, чтобы научить их кланяться, и они постоянно заставляют детей вставать и садиться всей группой.

Эти практики помогают учащимся научиться уважать власть и помогают усилить чувство принадлежности к группе, которое куми представляет. В то время как учителя в Соединенных Штатах обычно призывают отдельных учеников ответить на вопрос, японские учителя делают это редко. Вместо того, чтобы соревноваться друг с другом за хорошую оценку, японские школьники оцениваются по результатам куми в целом. Поскольку решения в куми принимаются на основе консенсуса, дети узнают о необходимости идти на компромисс и уважать чувства друг друга.

Потому что члены куми проводят так много времени вместе в течение стольких лет, что у них сложились очень близкие дружеские отношения, и они считают себя больше членами куми

, чем отдельными личностями. Они становятся очень лояльными к куми и ставят его интересы выше своих личных интересов. Этим и другими способами социализация в японских школах помогает детям и подросткам усвоить японские ценности гармонии, групповой лояльности и уважения к авторитету. Если бы американские дети в большей степени усвоили эти ценности, им было бы легче бороться с насилием и другими проблемами, стоящими перед Соединенными Штатами.

Рисунок 4.1 Процент полагающих, что послушание особенно важно для обучения ребенка

Источник: данные World Values ​​Survey, 2002.

Школы

Школы социализируют детей несколькими способами. Во-первых, студенты изучают формальную учебную программу, неофициально называемую «тремя Р»: чтение, письмо и арифметика. Эта фаза их социализации необходима для того, чтобы они стали продуктивными членами своего общества. Во-вторых, поскольку учащиеся каждый день общаются в школе со своими сверстниками, в идеале они укрепляют свои навыки социального взаимодействия. В-третьих, они взаимодействуют с авторитетными фигурами, своими учителями, которые не являются их родителями. Для детей, у которых не было дошкольного образования, их учителя часто являются первыми авторитетными фигурами, которые у них были, кроме их родителей.

Обучение, которое они получают, общаясь с этими авторитетными фигурами, является еще одним важным компонентом их социализации.

Функциональные теоретики ссылаются на все эти аспекты школьной социализации, но теоретики конфликта вместо этого подчеркивают, что школы в Соединенных Штатах также передают скрытую учебную программу, социализируя детей, чтобы они принимали культурные ценности общества, в котором находятся школы. Точнее, дети узнают о прошлом и настоящем страны преимущественно положительное; они узнают, как важно быть аккуратным, терпеливым и послушным; и они учатся соревноваться за хорошие оценки и другие награды. Таким образом, они учатся любить Америку и не признавать ее недостатков, а также усваивают черты, которые готовят их к работе и карьере, которые будут поддерживать капиталистическую экономику. Детей также приучают к вере в то, что неудачи, такие как плохие оценки, происходят из-за того, что они недостаточно усердно учились и, в более общем плане, недостаточно старались (Booher-Jennings, 2008; Bowles & Gintis, 19).

76). Этот процесс усиливает идеологию обвинения жертвы, обсуждавшуюся в главе 1 «Социология и социологическая перспектива». Школы также являются важным источником гендерной социализации, так как даже в наши дни учителя и учебные программы посылают различные сообщения, укрепляющие качества, традиционно приписываемые женщинам и мужчинам, а ученики участвуют в переменах и других внеклассных мероприятиях, которые делают то же самое ( Бухер-Дженнингс, 2008; Торн, 1993).

Сверстники

Когда вам было 16 лет, сколько раз вы жаловались своим родителям: «Все мои друзья [делают то-то и то-то]. Почему я не могу? Это несправедливо!» Как показывает этот слишком распространенный пример, наши друзья играют очень важную роль в нашей жизни. Это особенно верно в подростковом возрасте, когда сверстники влияют на наши вкусы в музыке, одежде и многих других аспектах нашей жизни, о чем напоминает нам теперь распространенный образ подростка, всегда болтающего по мобильному телефону. Но друзья важны и на других этапах жизненного пути. Мы полагаемся на них для развлечения, эмоционального комфорта и поддержки, а также для общения. Это плюс дружбы.

Обратная сторона дружбы называется давлением сверстников , с которым вы, несомненно, знакомы. Предположим, сегодня вечер пятницы, и вы готовитесь к важному экзамену в понедельник. Твои друзья приходят и просят тебя пойти с ними за пиццей и выпивкой. Вы, вероятно, согласитесь пойти с ними, отчасти потому, что вам очень не нравится заниматься в пятницу вечером, но также и потому, что на вас оказывается хоть какое-то тонкое давление. Как показывает этот пример, наши друзья могут влиять на нас разными способами. В подростковом возрасте их интересы могут влиять на наши собственные интересы в кино, музыке и других аспектах популярной культуры. Что еще более зловеще, влияние сверстников-подростков было связано с пьянством несовершеннолетних, употреблением наркотиков, правонарушениями и преступлениями на почве ненависти, такими как убийство Чарли Ховарда, описанное в начале этой главы (Agnew, 2007) (см. Главу 5 «Социальная структура и Социальное взаимодействие»).

Когда нам исполняется 20 или 30 лет, наши сверстники становятся менее важными в нашей жизни, особенно если мы вступаем в брак. Но и тогда наши ровесники не теряют всей своей значимости, так как семейные пары с маленькими детьми все же время от времени умудряются выбираться с друзьями. Ученые также начали подчеркивать важность дружбы с коллегами для эмоциональной и практической поддержки и для нашей постоянной социализации (Elsesser & Peplau, 2006; Marks, 1994).

Средства массовой информации

Средства массовой информации являются еще одним агентом социализации. Телевизионные шоу, фильмы, популярная музыка, журналы, веб-сайты и другие аспекты средств массовой информации влияют на наши политические взгляды; наши вкусы в популярной культуре; наши взгляды на женщин, цветных людей и геев; и многие другие верования и практики.

В непрекращающихся спорах СМИ часто обвиняют в насилии среди молодежи и во многих других бедах нашего общества. Средний ребенок видит тысячи актов насилия по телевидению и в кино, прежде чем достичь совершеннолетия. Рэп-тексты часто, казалось бы, превозносят очень уродливое насилие, в том числе насилие в отношении женщин. Рекламные ролики могут сильно повлиять на наш выбор газированных напитков, обуви и множества других товаров. Средства массовой информации также укрепляют расовые и гендерные стереотипы, в том числе представление о том, что женщины являются сексуальными объектами и подходящей мишенью для мужского насилия. В Общем социальном опросе (GSS) около 28 % респондентов заявили, что смотрят телевизор четыре или более часов в день, а еще 46 % смотрят телевизор от двух до трех часов в день (см. »). Средства массовой информации, безусловно, являются важным источником социализации, невообразимым еще полвека назад.

Рисунок 4.2 Среднее количество часов просмотра телепередач в день

Источник: данные General Social Survey, 2008.

Поскольку средства массовой информации социализируют детей, подростков и даже взрослых, ключевым вопросом является степень насилие вызывает насилие в нашем обществе (Surette, 2011). Исследования постоянно обнаруживают тесную связь между просмотром жестоких телешоу и фильмов и совершением насилия. Однако это не обязательно означает, что наблюдение за насилием на самом деле вызывает агрессивное поведение: возможно, люди наблюдают за насилием, потому что они уже заинтересованы в нем и, возможно, даже совершают его. Ученые продолжают обсуждать влияние насилия в СМИ на насилие среди молодежи. В свободном обществе этот вопрос особенно важен, так как вера в этот эффект вызвала призывы к мониторингу СМИ и запрету определенных актов насилия. Гражданские либертарианцы утверждают, что такие призывы попахивают цензурой, нарушающей Первую поправку к Конституции, а все остальные утверждают, что они подпадают под действие Первой поправки и сделают общество более безопасным. Безусловно, беспокойство и дебаты по поводу насилия в СМИ будут продолжаться еще долгие годы.

Религия

Одним из последних агентов социализации является религия, более подробно обсуждаемая в главе 12 «Старение и пожилые люди». Хотя сейчас религия, возможно, менее важна в жизни людей, чем несколько поколений назад, она по-прежнему продолжает оказывать значительное влияние на наши убеждения, ценности и поведение.

Здесь следует различать религиозные предпочтения (например, протестанты, католики или иудеи) и религиозность (например, как часто люди молятся или посещают религиозные службы). Оба эти аспекта религии могут влиять на ваши ценности и убеждения как по религиозным, так и по нерелигиозным вопросам, но их конкретное влияние варьируется от вопроса к вопросу. Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим эмоционально заряженный вопрос об аборте. Люди придерживаются очень жестких взглядов на аборты, и многие из их взглядов проистекают из их религиозных убеждений. И все же, какой аспект религии имеет большее значение, религиозные предпочтения или религиозность? Данные Общего социального опроса помогают нам ответить на этот вопрос (рис. 4.3 «Религиозные предпочтения, религиозность и убежденность в том, что аборт должен быть законным по любой причине»). Получается, что религиозные предпочтения, если мы ограничимся ради этого обсуждения католиками против протестантов, вообще не имеют значения: католики и протестанты в СОБ демонстрируют примерно одинаковые взгляды на проблему абортов, так как примерно треть каждого Группа считает, что аборты должны быть разрешены по любой причине. (Небольшая разница, показанная в таблице, не является статистически значимой.) Однако религиозность имеет большое значение: респонденты GSS, которые молятся ежедневно, лишь в два раза реже, чем те, кто редко или никогда не молится, считают, что аборты должны быть разрешены.

Рисунок 4.3 Религиозные предпочтения, религиозность и вера в то, что аборт должен быть законным по любой причине

Источник: данные General Social Survey, 2008. от социального класса родителей и от биологического пола их ребенка.

  • Школы социализируют детей, обучая их как официальному учебному плану, так и скрытому учебному плану.
  • Сверстники являются важным источником эмоциональной поддержки и товарищеских отношений, но давление сверстников может побудить людей вести себя так, как они обычно считают неправильным.
  • Средства массовой информации являются еще одним важным фактором социализации, и ученые спорят о влиянии средств массовой информации на насилие в обществе.
  • При рассмотрении влияния религии на социализацию нам необходимо различать религиозные предпочтения и религиозность.
  • Каталожные номера

    Агню, Р. (2007). Принуждение к преступлению: обзор общей теории деформации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Бухер-Дженнингс, Дж. (2008). Учимся маркировать: социализация, пол и скрытая программа тестирования с высокими ставками. Британский журнал социологии образования, 29, 149–160.

    Боулз, С., и Гинтис, Х. (1976). Школьное образование в капиталистической Америке: реформы образования и противоречия экономической жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

    Эльсессер, К., и Пеплау, Л.А. (2006). Стеклянная перегородка: препятствия для межполовой дружбы на работе. Человеческие отношения, 59, 1077–1100.

    Хендри, Дж. (1987). Понимание японского общества . Лондон, Англия: Крум Хелм.

    Кон, М. (1977). Класс и соответствие . Хоумвуд, Иллинойс: Дорси.

    Кон, М. (1965). Социальный класс и отношения между родителями и детьми: интерпретация. Американский журнал социологии, 68, 471–480.

    Маркс, С. Р. (1994). Близость в публичной сфере: Дело сотрудников. Социальные силы, 72, 843–858.

    Шнайдер, Л., и Сильверман, А. (2010). Глобальная социология: введение в пять современных обществ (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

    Швальб, Д. В., и Швальб, Б. Дж. (ред.). (1996). Воспитание детей в Японии: стипендия двух поколений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

    Шелтон, Дж. Э. (2008). Гипотеза инвестиций в черноту: к лучшему пониманию того, кто чему учит во время расовой социализации. Du Bois Review: Социальные исследования расы, 5 (2), 235–257.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *