Социальный детерминизм и его виды: Социальный детерминизм | Понятия и категории

16Принцип детерминизма. Виды детерминизма.

  1. Античность.

— Понятия «причина»и «начало» не разведены. Ум – порядок мира, он же им движет.

Виды причин:1.Материя, субстрат 2. Форма вещи, ее сущность3. Целевая причина (откуда движется) 4. Ради чего движется

Каждая из причин по-своему определяет суть вещей, и ни одна не является воздействующей.

Средние века

Августин: индетерминизм души в материальном мире.

Потом – Причина – Божественное провидение.

Новое время. Механистический детерминизм сменяется биологическим

I. Линейная детерминация.

В основе классической картины мира – физикалистская причинность (влияние одних материальных факторов на другие исходя из предположения о законах. Причинность разделяется закон (логическую организацию) и причинно-действ условие (в реализации)

Вероятностный детерминизм В теории вероятности Лапласа – всё детерминировано, подчинено действию динамических законов. Вероятность связывалась с неполнотой знания, а не характеристикой мира.

Пастор Зюсмильх первым использовал статистич. материал для описания соц. Явлений, статистика как средство выявления причинных связей.

Социолог Кетле. Понимание статистического закона как проявляемого только в совокупности явлений. Закон стал пониматься как тенденция.

              1. II. Биологический детерминизм

Воздействующая причина стала дополняться целевой. Дарвин – естественный отбор целесообразен в борьбе за выживание вида.

Предположение о развитии

, о взаимодействии в системе «организм-среда», о стабилизации биологических процессов и тд.

Гальтон: ввел в статистику умственных способностей фактор наследственности.

Спенсер: зависимость психических явлений не от свойств нервной системы, а от среды.

Торндайк: связи закрепляются в нервной системе благодаря переживанию удовлетворения.

Анохин: теория функциональных систем – акцептор действия – психофизиологическое основания целевой регуляции поведения.

Бернштейн: включение образа потребного будущего в психологическую регуляцию.

Биологический редукционизм.

  1. Социальный детерминизм и социальный редукционизм.

  2. Психологическая причинность.

Декарт: Непротяженная духовная субстанция не могла анализироваться с детерминистических позиций. Движения души по своим законам. А тело – да.

Ассоцианисты 1 половины 19 в: психическое как самостоятельная реальность, со своими специфическими явлениями и законами.Ассоциация – основное причинное основание психического бытия.

Развитие экспериментального метода  понятие действующей причины (казуальности).

                1. Условия причинного вывода (связь исследования и логики вывода) в Новое время

  • Причина предшествует во времени следствию. Управление причинно действующего фактора, или экспериментального воздействия.

  • Существует ковариация (не случайная связь) между изменениями причинно действующей переменной (называемой также независимой) и следствием, или изменениями фиксируемой зависимой переменной.

  • Отсутствуют конкурирующие гипотезы, т. е. проверяемой теоретической гипотезе как объясняющей устанавливаемую эмпирическую закономерность не могут быть противопоставлены столь же сильные объяснения, исходящие из другой теории или анализа другого круга переменных (как воздействующих факторов).

В современной квантовой физике уже не может предполагаться идея воздействия.

6. Неклассические теории

Культурно-историческая психология ввела в представления о причинности идею знакового опосредствования.

Рубинштейн: по самой природе своей психические явления включаются в причинную взаимосвязь бытия и как обусловленные действием условий жизни и как обуславливающие, осуществляющие регуляторную функцию по отношению к действию. Причинный ряд охватывает весь континуум бытие-сознание, причинность задана всеобщей детерминацией.

Проблема свободы воли:самоопределение как внутреннее в детерминации поведения,свободы личности в обществе ,свобода контроля сознания над стихией влечений

Ситуация всегда еще и выход за ее пределы (в ней есть то, что будет заполнено человеком)

Суммарный эффект действия множества причин через внутренние условия не аддитивен.

Явление обратной связи.

Процессуальная причина: изменеие объектами со временем самих себя.

Леонтьев: категория деятельности — не столько объяснительный принцип, сколько то пространство жизни, в рамках которого и реализуются причинно-следственные связи взаимообусловливания «деятельность — сознание — деятельность».

Различие в понимании предмета психологии и психологические школы.1. Ассоцианизм. Возник в середине 19 века.Порядок и связь идей объяснялись с позиции — законов механики (в последствии с поправками на химические и био законы- психологизма как инд-психологических особенностей, внутренне присущих сознанию субъекта.Дж.С. Милль: сознание сквозь призму ассоциаций, но асс-ии мыслились как действующие в системе логики (как хим. реакции). Опыт — единственный источник знания и IQ способностей. Следующий важный шаг- выдвижение на 1й план проблемы методологии научного иссл-я.- «психология должна быть опытной наукой«. Идеализм: он не рассматривал психическое в контексте взаимодействия субъекта с внешним миром.

Сформулировал законы индуктивного вывода.Гартли, ассоциации по типу рефлекса. Физиологическая наука — ориентир для психологии. Проблема психофизиологического параллелизма. Без «Я» а закон асс-ии стал не преобладающим. , которое было у Милля, ассоциации стали не преобладающим, а единственным основанием сознания.Идеи эволюции  замена механистического детерминизма биологическим. Герберт Спенсер: возможности признания психологии как позитивной науки. В сознании связывается то, что было связано в среде — идея опыта как связующего начала между внутр и внеш отношениями. Как и позитивисты отрицал возможность говорить об объективных законах асс-й и обобщать за пределами эмпирического знания. Идея детерминации асс-й со стороны частоты испытывания организмом тех или иных воздействий. Прочность асс-й — критерий объективного положения вещей в реальном мире.
Основания для выделения психологии в самостоятельную науку включали, с одной стороны. Направленность на причинный способ объяснения психологических фактов, а с другой — существенные его изменения в трактовках ассоциаций.

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).

Каузальность (лат. causalis) — т.е. причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина), происходит соответствующее ожидаемое изменение другого предмета, объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании ее понятия строились механицистская картина мира, концепции детерминизма (Лаплас,Спиноза). Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине, либо предпосылке. Отрицая объективность каузальности, Юм указывал на субъективность восприятия ее как таковой. Отрицание необходимой каузальности, признание нелинейности развития — важные презумпции в философии постмодерна и синергетике.

  1. Культурно – историческая концепция Выготского и проблема единицы анализа.

Программа по социальной философии

скачать Автор: Гобозов И. А. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(66)/2012 — подписаться на статьи журнала

Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Возникновение социальной философии как закономерный процесс развития философии. Специфика социально-философского анализа социальной действительности. Единство онтологического и гносеологического в социальной философии. Функции социальной философии. Место социальной философии в системе обществознания. Социальная философия и философия истории, социальная философия и социология, социальная философия и политология, социальная философия и историческая наука.

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Специфика социального познания. Общество как субъект и объект познания. Непосредственное и опосредованное отражение действительности. Виды социального познания (социологическое, политическое, историческое и др.). Методы социально-философского исследования: диалектика, герменевтика, системный подход, синергетический подход. Социально-философские категории как инструменты познания.

Социальное познание и социальная память.

Роль практики в социальном познании.

Тема 3. ОБЩЕСТВО – ЦЕЛОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общество – продукт эволюции природы. Антропогенез и социогенез как единый процесс. Общество – качественно новое образование, коренным образом отличающееся от природы.

Возникновение и структура орудийной деятельности. Происхождение человека разумного. Роль труда в становлении общества. Зарождение мышления и языка, их социальные функции. Становление трудовых коллективов и общественных отношений. Потребности и интересы людей. Сферы общественной жизни. Современные интерпретации понятия общества.

Законы природы и законы общества. Их сходство и различие.

Взаимодействие природы и общества и современная экологическая ситуация.

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Проблема движущих сил общественного развития. Географический детерминизм (Ш. Л. Монтескьё, Л. И. Мечников). Идеалистический детерминизм.

Материалистический детерминизм. Материалистическое объяснение общественных процессов. Детерминирующая роль экономического фактора. Общество как структурированное целое. Сферы общественной жизни. Варианты и инварианты. Проблема детерминанты и доминанты.

Теория факторов.

Технологический детерминизм.

Тема 5. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Философско-исторические концепции Дж. Вико, французских мыслителей Кондорсе, Сен-Симона, Конта.

Гегель и периодизация всемирной истории. Логическое и физическое начало истории. Европоцентристская концепция Гегеля. Сравнение этапов развития мирового духа с возрастным развитием человека. Восток – детство человеческого рода. Греческий мир – период юности. Рим – период возмужания духа. Германия – период подлинной зрелости и расцвета сил.

Тема 6. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Формирование понятия общественно-экономической формации. Категория общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Формация как развивающаяся историческая система. Формация и социальный организм. Структура формации. Формация и историческая эпоха. Основные типы общественно- экономических формаций. Ступени развития формаций. Развитие формации как естественно-исторический процесс. Проблема азиатского способа производства.

Современные концепции периодизации исторического процесса (Арон, Ростоу, Валлерстайн и др.).

Тема 7. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Появление термина «цивилизация». Генезис цивилизации. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и формирование цивилизации. Единство материальных и духовных ценностей в общественном богатстве. Человек – главный критерий цивилизации. Сущностные характеристики цивилизации.

Концепции цивилизации Н. Я. Данилевского. Культурно-исторические типы и их отличительные черты.

О. Шпенглер и проблемы цивилизации.

А. Тойнби и его теория происхождения и существования цивилизации. Проблема локальности цивилизации. Отношение А. Тойнби к единству цивилизаций.

Современная эпоха и мировая цивилизация.

Тема 8. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Понятие культуры. Генезис культуры. Культура – способ проявления сущностных сил человека. Культура как система. Культура, общество, человек.

Виды культуры.

Культура и ее роль в развитии человечества. Культурное и информационное пространство. Зависимость влияния культуры от размеров информационного пространства.

Соотношение цивилизации и культуры.

Тема 9. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сущность социального пространства. Пространственная среда. Расширение границ человеческого общежития.

Становление единого социального и исторического пространства. Роль производительных сил торговли в формировании единого исторического пространства.

Экономическое пространство – составная часть исторического пространства. Неравномерность экономического развития мировой истории и ее влияние на экономическое пространство.

Географическое и экономическое пространство. Историческое и политическое пространство. Формирование политического пространства как длительный процесс. Роль насилия в формировании политического пространства. Геополитическое пространство.

Информационное пространство.

Современный мир и единое социальное пространство.

Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Социальное время – объективная форма бытия социальной материи (общества). Объективное и субъективное время. Осевое время. Последовательность событий и «направление времени». Время и периодизация истории. Время и повторяемость в истории. Календарное время. Аспекты изучения исторического времени. Гносеологический аспект, онтологический аспект.

Время и историческая эпоха. Временной менталитет. Зависимость исторического времени от содержания фактов и событий. Индивидуальное время.

Деятельность людей – содержание исторического времени. Время – это простор для проявления сущностных сил человека (физических и духовных потенций).

Тема 11. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Проблема единства истории в социальной философии. Плюралистская и унитаристская концепции. Становление единой всемирной истории как длительный эволюционный и революционный процесс.

Материальные основы единства всемирной истории. Производство материальных ценностей – главное и необходимое условие жизнедеятельности людей в любом уголке земного шара. Многообразие в сфере материального производства. Влияние географического, психического, расового и других факторов на производство материальных благ.

Духовные основы единства всемирной истории. Взаимовлияние культур народов мира.

Социальные основы единства мировой истории.

Политические основы единства исторического процесса.

Многообразие общества.

Диалектика общего, особенного и единичного во всемирной истории.

Современная эпоха и единство мировой истории. Противоречивый характер современного мира.

Тема 12. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

Понятие этнической общности людей. Основные формы этноса.

Воззрения Л. Н. Гумилева на этногенез. Отличительные признаки этноса. Этнос и род. Этнос и племя. Экономическая база этноса. Этнические территории. Этнические общности разных порядков. Этносы и этнические интересы. Этническая идентичность. Кризис этнической идентичности. Крах мультикультурализма.

Понятие расы. Раса как сумма индивидов. Модусы расообразования. Географический критерий расовой изменчивости. Современная эпоха и проблема расообразования.

Тема 13. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ

Понятие субъектов истории. Понятия «народ», «толпа», «личность». Роль народа в истории. Понятие выдающейся личности. Харизматический лидер.

Понятие социального класса. Происхождение классов. Основные и неосновные классы. Классы и интеллигенция. Роль интеллигенции в обществе.

Касты и сословия.

Понятие нации. Формирование нации и национальных отношений. Нация и отечество. Нация и форма государственного образования. Нация и национальный менталитет. Нация и национальная идентичность. Моноэтнические и полиэтнические государства. Роль разных народов и наций в мировой истории.

Тема 14. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Проблема человека – важная проблема социальной философии. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность». Человек – биосоциальное существо. Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. Теоретические и практические аспекты изучения человека. Идея первичности человека по отношению к обществу. Философская антропология. Социум – ключ к изучению человека. Включенность человека в общественные отношения.

Гуманизм и человек. Человек как высшая ценность истории. Человек и свобода. Детерминация свободы. Свобода, волюнтаризм и фатализм. Аспекты свободы (экономический, социальный, политический, духовный).

Свобода и ответственность. Элементы ответственности (моральные и юридические принципы и нормы).

Несовпадение целей человека и результатов его деятельности. Драматизм истории и драматизм человека.

Тема 15. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Вопросы прогресса в философско-исторических концепциях Тюрго, Кондорсе, Гердера, Гегеля.

Соотношение понятий «прогресс», «развитие», «изменение».

Общественный прогресс и регресс в истории. Противоречивый характер социального прогресса. Жертвы общества и осуществление прогресса.

Структура общественного прогресса: объективный и субъективный элементы.

Критерий общественного прогресса. Экономический критерий. Философский критерий. Прогресс и свобода человека.

Современные интерпретации социального прогресса.

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Сущностные характеристики глобализации. Экономический аспект глобализации. Политический аспект глобализации. Духовный аспект глобализации. Социальный аспект глобализации. Глобализация и культура.

Противоречивый характер общественного прогресса в условиях глобализации.

Субъективный характер глобализации. Объективный характер интернационализации.

Тема 17. ЭВОЛЮЦИОННОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Понятия эволюции и революции в философии. Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения в обществе. Эволюция и реформы. Сущностные характеристики реформ и их необходимость. Революция – коренные качественные изменения общественных отношений. Революция и скачки. Виды революций (научная, техническая, социальная, политическая, культурная и др.). Типы социальных революций.

Основной вопрос революции. Революция и реформа. Революция и контрреволюция. Революция и анархия.

Гетерогенность социальных организмов и гетерогенность общественного развития.

Тема 18. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

Философия политики и политическая философия.

Генезис политики. Место и роль политики в общественной жизни.

Соотношение экономики и политики в историческом процессе.

Политический интерес и политические отношения. Политический интерес и политическая борьба.

Внутренняя и внешняя политика. Их взаимодействие.

Политическая власть, ее сущностные черты и особенности. Элементы политической власти.

Политическая демократия, ее формирование и становление. Политическая демократия и политическая культура. Роль средств массовой информации в формировании политической культуры. Политическая ответственность.

Возникновение политических партий. Политические партии, классы и политические интересы.

Современное политическое пространство и международные отношения.

Политика и предвидение.

Война и политика. Генезис войн. Исторический характер войн. Мир как идеал и мир как реальность.

Тема 19. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Социально-философский анализ возникновения государства. Воззрения Платона и Аристотеля на генезис государства. Договорная теория происхождения государства (Гоббс, Спиноза, Локк, Руссо).

Гегелевская концепция государства. Государство – шествие Бога в мире. Государство как мыслимое понятие и государство как реальная действительность.

Марксистская теория происхождения государства. Классовый характер го­сударства. Элементы государства.

Типы государства. Их зависимость от способа производства.

Виды государства (демократические, диктаторские). Формы государственного правления. Теория разделения власти.

Роль государства в современном обществе.

Тема 20. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Социально-философские представления о гражданском обществе в истории философии. Гегелевское понимание гражданского общества. Марксов анализ гражданского общества.

Возникновение гражданского общества. Гражданское общество и буржуазный способ производства. Признаки гражданского общества. Гражданское общество и личностное начало. Отличие гражданского общества от традиционного общества. Классические и неклассические гражданские общества. Гражданское общество и будущее человечества.

Тема 21. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

Проблемы политики и морали в истории философии. Воззрения Макиавелли на политику и мораль. Кант о единстве морали и политики. Концепция В. С. Соловьева.

Сфера политики и сфера морали. Политические интересы. Классификация политических интересов.

Моральные нормы и ценности. Демаркационная линия между политикой и моралью. Политика и моральное совершенствование общества.

Моральные преступления. Политические преступления. Политик как политик и политик как человек. Политика и общечеловеческие ценности.

Тема 22. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Современная эпоха и состояние гуманитарного знания. Парадоксы времени: высокие технологии и господство иррационализма. Возникновение постмодернизма в обществознании. Теоретические истоки постмодернистской философии. Ницше и философия. Отрицание постмодернистами классических философских традиций. Критика постмодернистами рационалистической философии. Неупорядоченность постмодернистского мышления. Отрицание истины. Сведение философии к пустому дискурсу. Постмодернизм – смерть философии.

Литература

Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Крапивенский С. Э. Социальная философия. – М., 1998.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. – М., 1980.

6. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

7. Луман Н. Общество как социальная система. – М., 2004.

8. Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. – М., 2012.

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – C. 76–86.

2. Барг М. А. Эпохи и идеи. – М., 1987.

3. Гадамер Х. Г. Истина и метод. – М., 1988.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.

6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

7. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.

8. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М., 2000.

Тема 3. ОБЩЕСТВО – ЦЕЛОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

3. Крапивенский С. Э. Социальная философия. – М., 1998.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Лоренц К. Оборотная сторона медали. – М., 1998.

6. Маркс К. Капитал. – Т. 1. – гл. V / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 23.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

8. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

6. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 13.

7. Монтескьё Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

8. Мечников Л. Цивилизации и великие исторические реки. – М., 1995.

9. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991.

Тема 5. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – М., 1940.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

6. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.

7. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

Тема 6. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

3. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

4. Илюшечкин В. П. Сословие – классовое общество в истории Китая. – М., 1986.

5. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. – М., 1977.

Тема 7. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010 г.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

3. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия / сост. Б. С. Ерасов. – М., 1998.

4. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

5. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб., 1995.

6. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991.

7. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1991.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 21.

Тема 8. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

1. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры. Избранное. – М., 1994.

2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры. Антология. – М., 1995.

3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

4. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Культурология. XX век. Антология. – М., 1995.

5. Маркс к. Из рукописного наследства К. Маркса / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 12.

6. Сорокин П. А. Социокультурная динамика. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

7. Хёйзинга И. Осень Средневековья. – М., 1988.

8. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Тема 9. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

3. Грюнбаум М. А. Философские проблемы пространства и време-ни. – М., 1969.

4. Забелин И. Человек и человечество. – М., 1970.

5. Зборовский П. Е. Пространство и время как формы социального бытия. – Свердловск, 1974.

Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. – М., 1977.

3. Артемов В. А. Социальное время. – М., 1987.

4. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

5. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

6. Штомпель Л. A. Лики времени. – Ростов н/Д., 1997.

Тема 11. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990.

2. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

3. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. – М., 1981.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

6. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб., 1995.

7. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. – М., 1991.

Тема 12. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Алексеев В. П. Становление человечества. – М., 1984.

3. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. – М., 2000.

4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 1993.

6. Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблема-тика. – М., 1999.

7. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

8. Этнос и политика. Хрестоматия. – М., 2000.

Тема 13. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избр. произв. – М., 1990.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

4. Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1993.

5. Ленин В. И. Великий почин / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 39.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 2.

7. Михайловский Н. К. Герои и толпа / Н. К. Михайловский // Соч. – Т. 6.

8. Психология масс. Хрестоматия. – М., 2000.

9. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

10. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос / И. В. Сталин // Соч. – Т. 2.

11. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997.

12. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья: сб. – М., 1990.

13. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. – СПб., 1998.

Тема 14. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Бубер М. Проблема человека. – М., 1993.

3. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 42.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

7. Миголатьев А. А. Философия человека. – М., 1999.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.

9. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

Тема 15. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

3. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.

4. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

5. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. – М., 1995.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2002.

3. Хомский Н. Прибыль на людях. – М., 2002.

4. Мартин Г. П., Шуманн X. Западня глобализации. – М., 2001.

5. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. – М., 2003.

6. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.

Тема 17. ЭВОЛЮЦИОННОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Ленин В. И. Что делать? / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 6.

3. Ленин В. И. Государство и революция / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 33.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 4.

5. Маркс К. Гражданская война во Франции / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 17.

6. Маркс К. Критика Готской программы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 19.

7. Бакунин М. А. Государственность и анархия. Философия. Социология. Политика. – М., 1989.

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

9. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789–1793. – М., 1979.

Тема 18. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М., 1990.

4. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. – М., 1978.

5. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 2002.

6. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 8.

7. Панарин А. С. Философия политики. – М., 1994.

8. Поздняков Э. А. Философия политики. – М., 1993.

9. Ясперс К. Духовная ситуация времени. – М., 1990.

Тема 19. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М., 1990.

3. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. – М., 1978.

4. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. – Т. 2. – М., 1964.

5. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 2002.

6. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве / И. А. Ильин // Собр. соч. – Т. 4. – М., 1994.

7. Ленин В. И. Государство и революция / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 33.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 21.

Тема 20. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

1. Гобозов И. А. социальная философия. – М., 2010.

2. Автономов А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. – М., 1998.

3. Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. – М., 1995.

4. Бессонов Б. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития. – М., 1998.

5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М., 1990.

6. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. – М., 1995.

7. Маркс К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 1.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

9. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. – М., 2001.

Тема 21. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

1. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990

2. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 2002.

3. Грамши А. Тюремные тетради. – Ч. 1. – М., 1991.

4. Кант И. К вечному миру / И. Кант // Соч.: в 6 т. – Т. 6. – М., 1966.

5. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М., 1996.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 20.

Тема 22. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

1. Гобозов И. А. Кому нужна такая философия? – М., 2011.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. – Екатеринбург, 2000.

3. Делёз Ж. Различие и повторение. – СПб., 1998.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.

5. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке XX ве-ка. – М., 1998.

6. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. – М., 2002.

Стереотипы и социальный детерминизм | Psychology Today

О стереотипах много говорят в СМИ. С одной стороны, многие люди считают, что стереотипы обеспечивают полезный способ рассуждений о члене группы, если у вас нет другой информации о них, чтобы продолжить. С другой стороны, также существует понимание того, что даже когда стереотип достаточно точен, он применим только к некоторым членам группы.

Кардиналы мужского и женского пола

Чтобы привести пример, который совсем не спорный, вы, вероятно, согласитесь, что кардиналы — это (стереотипно) красные птицы. Однако только взрослые кардиналы-самцы красные, поэтому в лучшем случае это мнение применимо только к половине кардиналов.

Гораздо меньше дискуссий о стереотипах посвящено тому, почему они работают.

Важной причиной эффективности стереотипов является то, что они опираются на то, что Дуг Медин и Эндрю Ортони назвали психологическим эссенциализмом . То есть, когда вы слышите о какой-то категории, вы склонны полагать, что члены этой категории имеют общую внутреннюю сущность, которая делает их такими, какие они есть. В случае с кардиналами, например, вы можете подумать, что все они имеют общую генетическую структуру, которая отличает кардиналов от малиновок, воробьев и скворцов.

Стереотипы о группах людей также опираются на своего рода эссенциализм. Чтобы поверить в то, что люди из определенной расовой или этнической группы имеют какую-то общую характеристику, вы должны верить, что существует некая сущность, которая делает расу или этническую принадлежность хорошим основанием для категоризации.

Когда Сатоши Канадзава написал на этом сайте свою подстрекательскую запись в блоге о привлекательности и чернокожих женщинах, ключевая часть его аргументов основывалась на идее, что раса является хорошей основой для классификации и что в представителях одной расы есть нечто существенное, что заставляет их отличаться от людей других рас.

В какие факторы могли поверить люди, которые поддержали бы эти стереотипы?

Этот вопрос был рассмотрен в статье Ульрике Рангель и Йоханнеса Келлера в июньском выпуске Journal of Personality and Social Psychology за 2011 год. Они исследовали два разных убеждения людей, которые поддерживают стереотипы: генетический детерминизм и социальный детерминизм.

Генетический детерминизм — это идея о том, что люди становятся такими, какие они есть, благодаря своим генам. Социальный детерминизм — это идея о том, что люди становятся такими, какие они есть, благодаря социальным факторам, формирующим их развитие. (Кроме того, генетические исследования, проведенные 40 лет назад, показывают, что количество генетической изменчивости внутри расовой группы намного больше, чем генетическая изменчивость между группами, что свидетельствует о том, что идея о том, что гены являются сильной детерминантой различий между группами, мало поддерживается. .)

Рангел и Келлер сравнивают шкалу измерения представлений людей о генетическом детерминизме (разработанную Келлером в 2005 г.) со шкалой измерения убеждений людей о социальном детерминизме. Они обнаруживают, что эти два убеждения независимы. То есть некоторые люди считают, что гены определяют различия между расовыми и этническими группами в поведении. Другие считают, что такое поведение определяют социальные факторы. Некоторые люди считают, что и гены, и раса влияют на расовые и этнические различия в поведении. Наконец, есть люди, которые считают, что ни один из этих факторов не влияет на расовые и этнические различия.

Особенно интересный вывод в этой статье заключается в том, что вера в социальный детерминизм влияет на установки. В одном исследовании участники из Германии либо читали журнальную статью о влиянии общества на человеческое развитие, либо читали нейтральную журнальную статью. Позже эти участники оценили, насколько им нравятся люди из Западной Европы (которые входят в их группу) или люди из Восточной Европы (которые не входят).

На рейтинги членов своей группы повлияла вера в социальный детерминизм. Когда люди читали статью о потенциальном социальном влиянии на поведение (чтобы эта концепция была доступна), тогда люди с высокой верой в социальный детерминизм оценивали членов своей группы как гораздо более симпатичных, чем люди с низкой верой в социальный детерминизм. . На рейтинги симпатии не влияла вера в социальный детерминизм, если они недавно не читали о социальных факторах. Наконец, рейтинги членов чужой группы (восточноевропейцев) также не пострадали.

Влияние действует и в обратном направлении. В другом исследовании участники из Германии читали либо негативные, либо нейтральные высказывания о чужой группе (людях из восточноевропейской страны). Те, кто читал отрицательные утверждения, выражали большую веру в социальный детерминизм, чем те, кто читал нейтральные утверждения.

Что все это значит?

Чем больше вы верите в то, что социальные факторы определяют поведение людей, тем больше вы склонны использовать информацию об этих социальных факторах, чтобы попытаться объяснить их поведение. Размышляя о расовых и этнических группах, вы предполагаете, что такие факторы, как общее воспитание или образование, влияют на действия членов этой группы.

В то же время, когда вы слышите о различиях в поведении членов расовой или этнической группы, вы часто будете искать объяснение этой разницы. Социальный детерминизм — это легко доступное объяснение, поэтому, услышав о негативном поведении группы, вы поверите в социальный детерминизм.

В конце концов, важно помнить, что вы попытаетесь использовать свои категории, чтобы помочь себе рассуждать о вещах, осознаете вы это или нет. Если вы обнаружите, что используете расовые или этнические категории, чтобы судить о людях, спросите себя, имеет ли смысл эта конкретная категория. Подумайте, предполагаете ли вы генетические или социальные различия, которые, вероятно, вызвали такое поведение. Наконец, подумайте, есть ли другие категории, к которым может принадлежать человек, которые также могут объяснить, почему он делает то, что делает.

Подпишитесь на меня в Твиттере.

Типы детерминизма | Свобода воли

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

LUCAS, J. R.,

Типы детерминизма ‘

,

Свобода Will

(

Oxford,

1970;

онлайн Edn,

Oxford

,

. октябрь 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198243434.003.0012,

, по состоянию на 14 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода волиМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В разное время выдвигались четыре разновидности детерминизма, которые считались угрожающими свободе воли и ответственности человека. Это: логический детерминизм, теологический детерминизм, психологический детерминизм и физический детерминизм. Логический детерминизм утверждает, что будущее уже зафиксировано так же неизменно, как и прошлое. Теологический детерминизм утверждает, что, поскольку Бог всеведущ, Он знает все, включая будущее. Психологический детерминизм утверждает, что существуют определенные психологические законы, которые мы начинаем открывать и которые позволяют нам предсказать, обычно на основе его опыта в раннем детстве, как человек будет реагировать на различные ситуации на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Физический детерминизм основан на существовании физических законов природы, многие из которых были действительно открыты и в истинности которых мы можем разумно надеяться быть вполне уверенными, а также на утверждении, что все другие особенности мира зависят от физических факторов.

Ключевые слова: логический детерминизм, теологический детерминизм, психологический детерминизм, физический детерминизм, свобода, воля, ответственность

Субъект

Философия действияМоральная философияМетафизикаФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *