Социология и психология — Лекции по общей социологии (Социология)
3. Социология и психология
Интенсивная специализация современного гуманитарного знания, а также связанные с нею его дифференциация и «департаментализация», нацеленные на углубленное исследование науками своих особых (специфических) предметов, это всего лишь одна сторона общего процесса интенсивного развития современного обществознания. Другой стороной данного процесса является кооперация (и интеграция) труда представителей самых различных областей гуманитарного знания, представляющего, в конечном счете единый комплекс различных наук о человеке и обществе. И если специализация (и тем более департаментализация) наук – процесс в меньшей мере испытывает нужду в организации и управлении, то процесс кооперации и интеграции а развитии гуманитарной науки (да только ли гуманитарной!?) нуждается в большем к себе внимании: его успех в немалой степени зависит уже от сознательного, целенаправленного управления им.
Между тем, чтобы организованность данного процесса, а также управляемость им стали более эффективными, требуется выработка более или менее четкого представления о том, как соотносятся между собой различные научные дисциплины, образующие комплекс современной человеческой науки, чем они отличаются друг от друга, что у них общего, где находится и каковы те стыки, которые обусловливают их взаимодействие и укрепление которых в большей степени усиливало бы интеграцию представляемого ими знания и тем самым обогащало бы его: делало бы его более полным, глубоким и нежным для понимания того, что такое человек и общество, как соотносятся они с окружающей их миром (природой), каковы их смысл и судьба в этом мире.
Поиск специфического и общего у различных дисциплин, определение стыков и каналов взаимодействия современных наук нацелены также на то, чтобы более успешно вести их преподавания в вузах, в частности и особенно в университетах классического типа, в которых гуманитарной составляющей отводится значительное место.
Важное значение в контексте обозначенной проблематики имеет вопрос о соответствии социологии с другой, как и социология, человеческой наукой, — с психологией. Иногда и ту, и другую называют ещё поведенческими науками, изучающими поведение человека, а применительно к психологии и поведение животных. Н. Смелзер называет психологию, наряду с антропологией, экономической, политической наукой, родственной социологии наукой [8;20].
Психология не является ни философский, ни исторической дисциплиной; не является она и частной наукой, наподобие экономической теории, или политологии, изучающих отдельные стороны общественной жизни людей. Она и не более, и не менее широкая, нежели социология, дисциплина. Психологическая выделяется среди других гуманитарных наук по иному основанию. Её нельзя отнести к собственным дисциплинам; являясь гуманитарной наукой, психология в определенной части, причем весьма значимой, входит в качестве своего рода сегмента в область знания, которую принято называть естествознанием. Кстати, первоначально эта гуманитарная, как её понимают сегодня, наука интерпретировалась как естественнонаучная дисциплина. «Отделившись от философии, психология вступила в свою историю в качестве естественнонаучной дисциплины. Как биология, физиология, физика, химия и другие науки, психология также приняла в качестве критериев достоверности знания объективность, всеобщность и необходимость. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира »[7;45]
Кстати, первоначально (можно сказать, — в свой донаучный период) психология, также как и социология, развивалась а рамках философии. Это был период так называемой «философской психологии», аналогичный периоду существования «философской социологии» — области по преимуществу философского знания об обществе.
Выделение психологии из философии и оформлении её как самостоятельной науки произошло лишь в середине XIX века. В это время она была ориентированна прежде всего на естественнонаучные принципы.
Вообще же в качестве самостоятельной науки психология ведет свое существования с 1879 года, когда немецкий психолог, физиолог, философ и языковед В. Вундт (1832-1920) создал экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Первым этапом в становлении психологии как самостоятельной науки была физиологическая психология В. Вундта.
Сегодня многие психологи относят свою науку к разряду гуманитарных дисциплин [7;48].
Если исходить из такого понимания психологии (хотя здесь имеет место всё же некоторая неточность, поскольку психологии изучает отнюдь не только сознание человека (это – особенность советской психологии человека), но и психику, причём психику вообще, которая существует и до человека не только как социального, но и как природного существа), то соотношение социологии и психологии должно рассматриваться как соотношение, по крайней мере, двух гуманитарных дисциплин как дисциплин изучающих человека.
Социология нередко также определяется как наука о человеке. Человек же это биопсихологическое существо. В таком случае в контексте рассматриваемого здесь вопроса за психологией закрепляется в указанном контексте психо- (психическое), а за социологией – социо- (социальное). В социологии человек исследуется как социальное существо, в психологии как «психическое» существо.
Иное дело, что в самой реальной действительности данные два, да и все три (включая био-) компонента одного целого – человека, неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Социальное во многом обусловлено психологическим, а психологическое, в том числе и сознание человека, в огромной степени определяется его социальными условиями жизни. Да и социальное тесно связано с биологическим началом человека: анатомией, инстинктами. Физиологией.
В таком же отношение как био-, психо-, социо-, находятся между собой и науки, изучающие человека – биология, психология и социология. И если они представляют собой, как принято считать, отдельные. Самостоятельные дисциплины, то эта их «отдельность» и самостоятельность весьма условна. Особенно зависимыми являются «вышестоящие» области человеческого знания от «нижестоящих» в классификационном ряду: психология от биологии, социология от психологии (и. конечно же, от биологии). Эти и другие гуманитарные (и не гуманитарные) дисциплины – всего лишь сфера (области) одного и того же человеческого знания, то есть единого комплекса представлений человека об окружающем мире и месте его, человека, в этом мире. Трудно представить, как могла бы существовать любая из современных наук, в том числе и особенно гуманитарная наука, сама по себе, без других отраслей знания, без других научных дисциплин.
Характер взаимоотношения социологии и психологии обусловливается также тем, что они (и та, и другая) являются поведенческими науками.
Наиболее объёмно и радикально в психологии данная особенность проявлялась в бихевиоризме – одном из ведущих направлений психологической науки. Основания данного направления были заложены Дж. Уотсоном (США) (1873-1958). «С точки зрения бихевиоризма, — писал он, — подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти» [9;35]. Современный бихевиоризм (необизевиориз) представлен исследованиями таких психологов, как Э. Толмен, К. Халл, Д. Галантер, К. Прибрам, Б. Скиннер.
Несмотря на известную ограниченность бихевиоризма, суть которой заключалось в чрезмерной биологизации человека, в сведении поведения человека к простой реакции на внешние воздействия, исключении из предмета рассмотрения психологии создания (имеющего не только биологическую, но и общественную природу), бихевиоризм оказал сильное воздействие на науку об обществе, результатом которого явилось такое направление в социологии, как социальный бихевиоризм. Под влиянием бихевиоризма становилась и социология, исследующая человека. Он повлиял особенно на теорию социального обмена – важную поведенческую парадигму в социологии по классификации Дж. Ритцера [5;317-318].
Главными выразителями идеи социального обмена как синтеза психологии поведения и разного рода экономических концепций обмена (в этом последнем случае реализован также принцип взаимодействия социологии и экономической теории) являются Дж. Хоманс и П. Блау. «Хотя иные из постулатов Хоманса, — пишет Дж. Ритцер, — касаются по меньшей мере двух взаимодействующих индивидов. Он уточнял, что они не менее основаны на принципах психологии. Согласно этому исследованию, подобные постулаты имеют психическую природу по двум причинам. Во-первых, «они обычно устанавливаются и эмпирически верифицируются людьми, называющими себя психологами». Во-вторых, и это более важно, они носят психологический характер вследствие того уровня, на котором они изучают индивида в обществе. «Это постулаты о поведении отдельных человеческих существ, а не о группах или обществах как таковых; а поведение человека именно как человека, обычно считается компетенций психологии».
Поэтому Хоманс соглашался, что он – ужасное выражение – «психологический редукционист». Редукционизм с точки зрения этого исследователя, есть «демонстрация того, как положения одной науки (в данном случае социологии) логически вытекает из более общих положений другой науки (в данном случае психологии)» [5;321].
То есть, Хоманс пытался объяснить социальное поведение на основе психологических принципов.
В настоящее время, как известно, в зарубежной науке существует целый ряд концептуально оформленных парадигм социального бихевиоризма, среди которых теория «стимул-реакция», теория «поля», теория «социального обучения» и др.
В начале 60-х годов XX века в США возникла гуманистическая психология, представляющая собой, во-первых, совокупность теоретических воззрений на человека, во-вторых, психотерапевтическую практику. Она задумывалась и разрабатывалась как своего рода альтернатива бихевиоризму и психоанализу, как негуманным в психологии, и соответственно в социологии, являются Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей.
Гуманистическая психология тесно связана с гуманизмом в социологии, а именно в контексте изучения человека не только и не столько как абстрактного существа, но и как живого, конкретного человека, индивида. В этой части и психология, и социология тесно переплетаются между собой, оказывая взаимное влияние друг на друга.
Практически все основные парадигмы и соответственно направления в психологии оказали и продолжают оказывать значительное воздействие на социологию, способствуя формированию (институционализации) в ней Соответствующих направлений и школ. Бихевиоризму соответствует поведенческий аспект социологии, фрейдизму (психоанализу) – психоаналитическое направление социологии, гуманистической психологии – гуманистическое направление в социологии.
Сегодня практически вся дефиниционистская, интерпретативная социология (по Дж. Ритцеру парадигма социального определения) насыщена именами (и их идеями) представителей психологической науки. Мы уже не говорим о социологии личности, процессе ее становления. Трудно представить данную область социологии без таких имен как З. Фрейд (психолог, психиатр), А. Маслоу (психолог), Дж. Г. Мид (философ, социолог, социальный психолог), К. Г. Юнг (психолог, психиатр), А. Адлер (психолог и психиатр), Г. Ю. Айзенек (психолог), Г. Блумер (социолог и социальный психолог), Р. Лайкерт (психолог и социолог), Г. Лебон (социолог, социальный психолог), К. Левин (социальный психолог), Х. М. Линд (социальный психолог и социолог), В. Макдугал (социальный психолог), Я. Л. Морено (психолог, социальный психолог), Э. Мэйо (социолог, психолог), Г. Олпорт (социальный психолог), Э. Фромм (социальный философ, социолог и психолог), Дж. К. Хоманс (социолог, социальный психолог).
Видными представителями психологизма и социологии были У. А. Томас, а также Л. Ф. Уорд – (психологический эволюционизм)(оба США).
Все эти ученые являются, можно так сказать, социологически (социально) мыслящими психологами или психологически мыслящими социологами. Хотя, конечно же, никто не станет утверждать, что это социологи «в чистом виде». Это, — скорее, психологи, пришедшие в силу своего комплексного видения проблем в социологию.
Если все эти психологические концепции и теории интегрировать (пускай условно), следует признать, что в социологии существует обстоятельная, эвристически весьма значительная парадигма и соответственно направление – психологическая парадигма (психологическое направление). Она возникла ещё в конце XIX – начале XX вв. как реакция на механизм и биологизм в обществознании. Главным принципом сформировавшегося на данной парадигме направления в социологии стало стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических явлениях и процессах индивида или общества. Существовало (и существует) несколько разновидностей данного направления. Это, во-первых, психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс) – с его стремлением найти психические факторы цивилизации, к которым относятся, по мнению его представителей, либо различные желания индивидов, либо «сознание рода». Во-вторых, инстинктивизм (У. Мак-Дугалл), который искал основу жизни общества в биологически наследуемых инстинктах. В-третьих, психология народов (М. Лацарус, Х. Штейнталь), объявлявшая основной движущей силой истории (развития общества) «народный дух». В-четвёртых, «групповая психология» (Лебон), основными понятиями которой были анонимность, внушаемость, психическое заражение, характеризующая толпу. В-пятых, теория подражания (Тард), усматривающая элементарный общественный (социальный) факт в подражании одного индивида другим. В-шестых, ранний интеракционизм (Кули), для которого в качестве первичных факторов общества выступают представления, составляемые людьми друг о друге.
Современной разновидностью психологического направления в социологии, имеющей определённую автономность и самостоятельность, является так называемая психоаналитическая ориентация в социологии. Она представлена психоаналитической парадигмой Фрейда, Фрейдистов и неофрейдистов. Главным концептом данной разновидности психологического направления в социологии, по мнению ее представителей, является подсознательное – то есть то, что выходит за рамки интеллекта и принципиально не контролируется интеллектом и что в конечном счете определяет поведение человека в том числе и в обществе (общественное поведение). Главная проблема психоаналитической парадигмы – это проблема конфликта личности и общества, обусловливаемого подсознанием, включая инстинкты человека и так называемое вытесненное подсознание. Общественные запреты ведут к ломке личности, её деформации на основе вытеснения исходных влечений и потребностей человека. Отсюда нервозы, а затем и конфликты общества и личности. В качестве разрешения этих конфликтов предлагается в рамках данной ориентации социопсихологическая теория, а также по мнению некоторых учёных, уничтожение всяческих общественных норм – моральных, политических и т.д. и высвобождение первичных человеческих влечений, в частности и особенно связанных с либидо.
Психоаналитическая ориентация наиболее сильно проявляется сегодня в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, расовых отношений, общественного мнения, войны и т.д.
О тесной близости, взаимодействия и взаимном обогащении социологии и психологии, особенно влиянии психологии на социологию говорит также тот факт, что уже в 90-е гг. XIX в. В русской социальной мысли интенсивно использовалась психологическая парадигма интерпретации общества и построения социологии как науки о нем. Среди представителей психологического направления в отечественной социологии такие известные социологи, как Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов. Они считали, что главное внимание социология должна направлять на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы индивидов. «Социолог, — писал де Роберти, преследует одну цель: познание законов психического взаимодействия. И поэтому он особенно старательно наблюдает те факты, в которых это взаимодействие, соединяясь с двумя другими основными видами энергии в природе, выражается с наибольшей силой и яркостью, именно факты, обыкновенно называемые историческими. Их совокупность составляет обширную область – естественную историю обществ, являющуюся главным полем исследований социолога, огромной лабораторией, в которой его анализ стремится побороть эмпирическое препятствие: конкретную смесь явлений» [1;86].
Исследуя содержание индивидуальных сознаний, он, социолог, по мнению де Роберти, должен уметь выделять в них тот элемент, который можно назвать психофизическим взаимодействием. При этом его задача не сольется с задачей психолога.
Психолог вместо того, чтобы рассматривать содержание индивидуальных сознаний подобно социологу, в их внешних и взаимных отношениях и тех фактах, в которых такие отношения воплощаются, изучает их внутреннюю связь, стремится раскрыть глубокий механизм мысли, объяснять его устойчиво и прогрессивное или регрессивное развитие. Имея перед собой те же конкретные факты, он разрабатывает их иначе, чем социолог. С помощью целого ряда методологических приемов, ведущих к иной цели. Словом, если социология есть наука абстрактная и, следовательно, по преимуществу индуктивная, то психология есть наука конкретная и потому, по необходимости дедуктивная.
Н. И. Кареев, подвергая критике Конта за то, что он сразу перешел от биологии к социологии, минуя психологию. Писал: «Между биологией и социологией, мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную» [2;40]. Так как только коллективная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между отдельными людьми.
Общество, по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Эта среда делится им на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии.
Социальные организации – это результат коллективной психологии, и его изучением занимается социология.
Н. М. Коркунов также считал, что связь, соединяющая членов общества воедино, духовного, психологического характера, и что общество является результатом «психического единения людей» [3;205].
Иногда говоря о соотношении социологии и психологии, обращают внимание только на различие этих двух наук. Так поступают, например, авторы учебного пособия «Общая социология» (Под. ред. проф. А. Г. Эфендиева.- М.,2000). Заметим при этом, что автора главы, в которой речь идет о социологии и психологии, — является изучение данными дисциплинами «духовной жизни людей».
В книге делается ссылка на П. А.Сорокина, который утверждал, что психологическое исследование направленно на изучение (анализ) таких переменных (показателей), как инстинкты, желания, воля, темперамент человека как основы поведения (поступков) человека. Что же касается социологии, то ее задачи, отправная точка исследования состоит в изучении социального положения человека, его статус, традиции, обычаи. Изучение всего этого и есть уже социологическое исследование.
Что же касается собственно позиции Г. А. Эфендиева, то она выражена (в целом) в следующих его рассуждениях. Приведем их.
«Итак, первое отличие социологии от психологии: Социология изучает не индивидуально-психологические особенности человека, а социо-культурные причины, последствия и меры предупреждения его поступков. Иными словами, социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе.
Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека – это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога – это типичная способность, присущая любому человеку.
Третье отличие: для социолога человека интересен в первую очередь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное» [4;50].
Заметим однако, что автор данных слов не только ничего практически не говорит о взаимодействии и взаимовлиянии социологии и психологии, но и сводит психологию (ее предмет и задачи) лишь к изучению индивидуального — «психологических особенностей человека», «психики конкретного человека», «неповторимого, уникального мира конкретного человека» (Между тем, психология изучает и общее (так же как, кстати и социология), а может быть прежде всего общее, что характеризует психику, а также сознание, т. е. закономерности психического, закономерности сознания и поведения (бихевиоризм) людей. «Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, о психических процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных» [6;428]. Да, и социология, кстати, не занимается непосредственно выявлением специфики статуса, места в социальных взаимодействиях конкретного человека, как это следует из рассуждения А. Г. Эфендиева. Социология изучает (опрашивая, скажем, конкретного индивида) не самого по себе этого конкретного индивида, а индивида как представителя особой группы или общности людей; она изучает общее, типичное, что характеризует социальное положение множества индивидов (группы, общности, слоя, общества, страты и т.д.). А. Г. Эфендиев не может не знать этого, потому приходится лишь удивляться тому, что он говорит о специфике и особенностях социологии в соотношении с психологией.
К тому же, когда А. Г. Эфендиев пишет, что социологию интересует только рациональное и она не изучает иррациональное, бессознательное…, напрашивается вывод, что психология изучает и то, и другое рациональное и иррациональное. И это верно. Однако, в этом заключается не только момент различия данных двух наук, но и момент общности их, так как рациональное изучает не только социология, но и психология, разумеется, в той части, которая представлена психологией человека, а не животного.
Тесная связь и взаимодействие социологии и психологии особенно наглядно представляется сегодня в факте существования и успешного развития социальной психологии, являющейся по сути своей дочерней дисциплиной, возникшей на стыке этих двух наук.
Психологическая парадигма изучения человека как социального существа настолько значима, что некоторые социологи выделяют ее в особый подход социологической науки. Примером тому точка зрения Н. Смелзера. Он, говоря о характерных для социологии подходах при изучении и объяснении различных фактов наряду с «демографическим», «коллективистским» (изучение двух и более людей, образующих группу или организацию), «интеракционистским» (изучение общественной жизни через взаимодействие людей, обусловленное их ролями), «культурологическим» (анализ поведения людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности), называет и подход психологический». Это последний «…объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии. Социальные психологии исследуют много проблем, в том числе, такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой и беспорядками» [8;18].
Социальная психология, считают одни, должна заниматься исследованием личности. Ее предмет – закономерности формирование личности, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и обусловливающее как результаты последней, так и собственно содержание и формы их психической деятельности. Другие полагают, что данная дисциплина имеет своим предметом «массовидные явление психики», «коллективное поведение», психология классов, наций и др. социальных групп. Имеют место также попытки объединить, интегрировать названные точки зрения.
Как бы там ни было, ясно, что социальная психология – стыковая отрасль знания, существующая как общая отрасль психологии, так и социологии. То есть она представляет собой науку о психологических механизмах, причинах, закономерностях поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках людей, групп и разного рода общностей.
«Внутренний маркетинг на предприятиях сферы услуг» — тут тоже много полезного для Вас.
Ядро предмета социальной психологии составляют закономерности формирования групповых отношений на различных уровнях социальной системы. Данные отношения двойственны по своей природе: психологичны по способу существования и регуляции, «живут» в психике и в конечном счете действуют через нее; социальны по генезису и основной функции – координации, интеграции и регуляции жизнедеятельности социальных субъектов [10;430]. Этим и обусловливается то, что предметное поле данной дисциплины частично принадлежит социологии и частично психологии.
«Первоначально социально – психологическая проблематика разрабатывалась в рамках философии. С середины Х1Х в. Выделившиеся из философии социология и психология обращалась (каждая в рамках своего предмета) к этой же проблематике. Однако именно из-за своей специализации они не могли выявить ту специфическую логику специфического объекта, которая должна была конституировать социальную психологию как самостоятельную науку» (там же).
Социальная психология, как справедливо считают некоторые авторы, не может быть успешной как наука, если строить ее только на одной лишь психологии или одной социологии. Если рассматривать исключительно как психологическую дисциплину, существующую в рамках общей психологии, то она будет страдать «методологическим индивидуализмом», т. е. она, как замечает П. Н. Шихарев, должна будет выводить закономерности социального взаимодействия из закономерностей функционирования индивидуальной психики» (там же).
Холистский подход же, как подход, противостоящий методологическому индивидуализму», имеющий скорее социологический характер и происхождение, также вряд ли может быть основанием построения социальной психологии как особой науки. Он является другой крайностью и ведет к «депсихологизации» социальной психологии и поглощению ее социологией. Кстати, просоциологическая ориентация в понимании и разработке социальной психологии приобретает в последние годы все больше сторонников в США, а также и особенно в странах Западной Европы
О том, что социальная психология — область знания, имеющая междисциплинарный характер, дочерняя дисциплина, возникшая и существующая на стыке психологии и социологии, свидетельствует также то, что свои методы она заимствует частично у общей психологии и психологии личности (лабораторный эксперимент, тестирование, статистические методы обработки данных), частично у социологии (опросы, анкетирование, интервью). Хотя имеет также и свой «собственный» как относительно самостоятельный метод – социометрию (способ установления межличностных предпочтений в группе).
Таким образом, социология и психология, имея каждая свою специфику, являясь довольно разными научными дисциплинами, тем не менее, тесно взаимосвязаны между собой как наука, изучающее, и та и другая, человека и его поведение,
16) Взаимосвязь психологии и социологии.
Социология возникла как самостоятельная область научного знания, но затем, от нее начали отпочковываться другие дисциплины. Ввиду того, что взаимодействие человека и социальной группы в значительной степени обусловлено психологическими причинами, потребовалось включить в социологию знания по психологии. К тому же любое социальное взаимодействие имеет, в конце концов, психическую природу. Рассмотрение ряда проблем на стыке социологии и психологии привело к тому, что в самостоятельную область выделилась социальная психология. Однако и сегодня социология продолжает использовать психологию в построении своих объяснительных моделей.
Взаимодействие между социологией и психологией в настоящее время весьма тесное. Психология как наука о психических явлениях стремится к изучению психических процессов человека в связи с его социальным окружением, т.е. задействует социологическое знание. На стыке социологии, психологии и политологии родилась новая научная дисциплина – политическая психология.
Проблема социализации
Адаптация – центральная проблема многих наук из-за ее многогранности. Социальная адаптация – грань адаптации человека, в которой выделяют 2 аспекта: социализацию личности и ее активность.
Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Существует несколько механизмов социализации:
идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим;
подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;
внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации;
фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее;
конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.
В эпоху средневековья наступает богословский период развития психологии, когда господствовало представление о божественной сущности души и считалось, что ее изучение должно быть прерогативой теологии. В средневековом представлении душа рассматривалась как единство мистической стороны, обращенной к Богу и светской, обращенной к миру людей. Следующий период можно назвать философским, он начинается в XVII веке, и характеризуется попытками осмыслить проблему психики с общефилософских позиций, которые были лишены какой-либо экспериментальной базы. Суждения о душе основывались на логических умозрительных построениях. Тем не менее, в этот период делаются важные выводы. Так Р. Декарт, опираясь на свои представления о душе человека, задумался над проблемой взаимосвязи душевных и физических процессов в человеке, и, таким образом, начал обоснование прочностной концепции поведения человека. Оригинальные взгляды о психике были разработаны Б. Спинозой и Г. Лейбницем. Очередной период получил название «эмпирический».
Он связан с началом систематических наблюдений за психическими явлениями и первыми попытками их систематизации. Делались попытки установить закономерные связи между явлениями психики и подтвердить их опытным путем. Сам термин «эмпирическая психология» был впервые употреблен Х.Вольфом в XVIII веке. Начало научного этапа в развитии психологии относится к середине XIX века, когда начинает складываться система научно-исследовательских лабораторий, психологических кафедр в университетах. Основным методом исследования в этот период является эксперимент. Первым направлением экспериментальной психологии можно считать физиологическую психологию В. Вундта. В России основателем научной психологии является И.М. Сеченов, который заложил основы рефлексологии, опираясь на экспериментальные исследования.Какая разница? – Университет Брешии
У студентов, интересующихся общественными науками, есть широкий выбор вариантов при выборе конкретной области обучения. Две такие области – психология и социология. Хотя эти дисциплины часто привлекают студентов со схожим складом ума и склонностями, предметы часто путают друг с другом.
Психология и социология связаны с научным изучением людей. Обе области дают исследователям представление о неотъемлемых человеческих качествах, таких как эмоции, отношения и поведение. Каждый требует схожих навыков, таких как устное и письменное общение, межличностные отношения, исследование, слушание и наблюдение. И обе области имеют одну и ту же конечную цель: улучшать жизнь людей и работать на благо общества.
Однако за этими сходствами скрывается множество различий. Студенты, стремящиеся принимать обоснованные решения о своей карьере, должны понимать природу каждого предмета, чтобы сделать правильный выбор курса обучения.
Психология и социология: суммирование различий
Ниже приведены несколько заметных различий между психологией и социологией:
Психология
- Изучает разум, а также поведение отдельных лиц или небольших групп
- Охватывает и исследует области, связанные с эмоциями и поведением, такие как интеллект, стресс, память, горе, психическое здоровье, зависимости и травмы
- Склонен сосредотачиваться на одном человеке за раз
- Может применяться как к исследовательским должностям, так и к должностям, которые работают с конкретными людьми, чтобы помочь им улучшить свою жизнь
Социология
- Изучение обществ и социальных систем в целом
- Охватывает и исследует широкие тематические области, такие как экономика и потребительство, образование, неравенство и стратификация или социальные изменения
- Задает вопросы по комплексным вопросам, например: «Как «x» повлияет на дальнейшее развитие или благополучие сообщества?»
- Обычно применяется к должностям, которые охватывают широкий круг получателей
Чтобы сделать лучший выбор, учащимся часто бывает полезно сравнить характеристики области, которую они рассматривают, со своими целями и интересами.
Образование и карьера в области психологии
Специалистам в области психологии могут потребоваться занятия в таких областях, как когнитивная психология, психология развития и ненормальной психологии, методы исследования и консультирование. Американская психологическая ассоциация объясняет, что те, кто изучает психологию, могут использовать свои степени для множества целей, таких как:
- Проведение исследований
- Изучение социального развития
- Преподавание и оказание услуг студентам
- Укрепление физического и психического здоровья
- Поддержка общественного и индивидуального благополучия
Для тех, кто ищет карьеру в области клинической психологии, обычно требуется степень магистра или выше. Однако психология — гибкая область, применимая почти повсеместно. По данным Бюро статистики труда (BLS), некоторые из них включают:
Школьный советник
Требуемая степень: Степень магистра
Годовой зарплата: $ 53 660
Клинический психолог
Степень: Доктор : $63,530
Специалист по кадрам
Требуемая степень: Степень бакалавра
Годовой оклад: $58,350
Образование и карьера в области социологии
Студентам факультета социологии может потребоваться изучение таких тем, как методы социальных исследований, разнообразие и неравенство, глобализация, социальные конструкции, системы рабочих мест или здравоохранение.
Согласно опросу, проведенному Американской социологической ассоциацией, почти две трети (62 процента) сотрудников, получивших специальность социолога, после окончания учебы имели работу, связанную с их карьерой. Общие карьерные должности могут включать:
Аналитик по вопросам управления
Требуемая степень: Степень бакалавра
Годовой зарплата: $ 81 320
Исследователь обследования
Степень: Степень магистра
Годовой зарплата: $ 53,920
ПЛАНИРОВАНИЕ ЯРБА
Используя это краткое руководство, студенты могут, надеюсь, выбрать курс обучения, который лучше всего соответствует карьере, которой они хотят заниматься.
Будущее социальных наук
Выбор специальности может быть трудным выбором. Однако для тех, кто рассматривает психологию, решение упрощается благодаря доступности онлайн-бакалавра психологии в Университете Брешии. Эта актуальная и сложная программа была признана лучшей онлайн-степенью по психологии на 2016–2017 годы по версии Affordable Colleges Online, а Университет Брешии был назван одним из лучших онлайн-колледжей.
Связь социологии с другими общественными науками
РЕКЛАМА:
Связь социологии с другими социальными науками!
Социология — наука об обществе. Как социальная наука она пытается изучать социальную жизнь в целом. Но для понимания социальной жизни в целом социология нуждается в помощи других социальных наук, изучающих тот или иной аспект общества. Экономика изучает экономические аспекты, тогда как политология изучает политические аспекты.
Изображение предоставлено: maxwell.syr.edu/uploadedImages/Homepage/Homepage_Main_Slide/undergrad2.jpg
РЕКЛАМА:
Отсюда очевидно, что другие социальные науки тесно связаны с социологией. Социология считается матерью социальных наук. Кроме того, социология синтезирует другие социальные науки. Следовательно, существует очень тесная и интимная связь между социологией и другими общественными науками. Для нашего точного понимания отношений между социологией и другими социальными науками мы должны обсудить их по отдельности, которые обсуждаются ниже:
Социология и политология:Как мать социальных наук, социология имеет тесные и тесные отношения со всеми другими социальными науками.
Социология — наука об обществе. Это наука о социальных группах и социальных институтах. Это общая наука об обществе. Она изучает человеческие взаимодействия и взаимоотношения, их условия и последствия. Политология – это наука о государстве и правительстве. Изучает власть, политические процессы, политические системы, типы правления и международные отношения. Он имеет дело с социальными группами, организованными под суверенитетом государства.
РЕКЛАМА:
По словам Пола Джуне, «политология — это та часть социальной науки, которая рассматривает основы государства и принципы управления». Изучает политическую деятельность человека. Он изучает только организованное общество. Однако их взаимосвязь и взаимозависимость можно узнать из взаимозависимости и взаимосвязи.
Социология зависит от политической науки. По словам Морриса Гинзберга, «исторически социология имеет свои основные корни в политике и философии истории». Социологии очень помогли книги, написанные политологами, такими как Платон, Аристотель и Каутилья, такие как «Республика», «Политика» и «Артхашастра» соответственно.
Каждая социальная проблема имеет политическую причину. Политология является частью социологии. Следовательно, социология зависит от политической науки, чтобы понять себя. Для понимания различных политических событий социология обращается за помощью к политологии. Социология, чтобы делать свои выводы, зависит от политической науки. Любое изменение политической системы или характера властных структур влечет за собой изменения в обществе. Следовательно, социология обращается за помощью к политологии, чтобы понять изменения в обществе. Следовательно, оба являются взаимозависимыми.
Точно так же и политическая наука зависит от социологии. Политология является частью социологии. Чтобы понять часть, нужно понять целое. Почти все политические проблемы имеют социальную причину, и для решения этих политических проблем политическая наука прибегает к помощи социологии.
РЕКЛАМА:
Государство формирует свои правила, положения и законы на основе социальных обычаев, традиций и ценностей. Без социологического фона изучение политической науки будет неполным. Политологи в значительной степени извлекли пользу из исследований и методов исследования социолога. Некоторые рассматривают политологию как раздел социологии. Государство рассматривается как социальная группа, следовательно, является предметом социологии.
Кроме того, есть несколько общих тем, которые изучаются обоими субъектами. Эти темы — война, пропаганда, власть, межобщинные беспорядки и закон. С помощью как политической науки, так и социологии возникает новый предмет, известный как политическая социология. Некоторые политические события, такие как война, также являются важными социальными событиями.
Таким образом, и политическая наука, и социология дополняют друг друга. Но, несмотря на их взаимосвязь и взаимообусловленность, обе науки отличаются друг от друга следующим образом.
Отличия:(1) Социология — это наука об обществе и социальных отношениях, тогда как политическая наука — это наука о государстве и правительстве.
РЕКЛАМА:
(2) Сфера социологии очень широка, а сфера политической науки ограничена.
(3) Социология — это общая наука, а политическая наука — это специальная наука.
(4) Социология изучает организованное, неорганизованное и дезорганизованное общество, тогда как политология изучает только политически организованное общество.
(5) Социология изучает социальную деятельность человека, тогда как политическая наука изучает политическую деятельность человека.
РЕКЛАМА:
(6) Социология — новая или молодая наука, а политическая наука — более старая наука.
(7) Социология изучает человека как общественное животное, тогда как политическая наука изучает человека как политическое животное.
(8) Социология изучает как формальные, так и неформальные отношения, тогда как политология изучает только формальные отношения.
(9) Социология анализирует как сознательную, так и бессознательную деятельность человека, тогда как политическая наука анализирует только сознательную деятельность человека.
РЕКЛАМА:
(10) Социология имеет дело со всеми формами ассоциации, тогда как политическая наука имеет дело только с одной формой ассоциации, называемой государством.
Социология и история:Как прародительница социальных наук социология имеет тесные и тесные отношения со всеми другими социальными науками. Соответственно, она имеет тесную связь с историей. Потому что нынешнее общество несет в себе символы прошлого. Отношения между ними настолько близки и интимны, что такие ученые, как Г. фон Бюлов, отказывались признать социологию как науку, отличную от истории.
Социология — наука об обществе. Это исследование систем социального действия и их взаимосвязей. Социология – это наука о социальных группах и социальных институтах. История изучает важные прошлые события и инциденты. Он записывает прошлую жизнь людей и жизнь обществ в систематическом и хронологическом порядке. Он также пытается выяснить причины прошлых событий. Он также изучает прошлые политические, социальные и экономические события в мире.
Он не только изучает прошлое, но и устанавливает отношения с настоящим и будущим. Вот почему говорят, что «История — это микроскоп прошлого, гороскоп настоящего и телескоп будущего.
РЕКЛАМА:
Однако обе науки тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Оба изучают одно и то же человеческое общество. Их взаимная зависимость привела Г.Х. Ховарда отметить, что «История — это социология прошлого, а социология — это история настоящего». Оба принимают помощь друг от друга. В то же время одно зависит от другого в своем собственном понимании.
История помогает и обогащает социологию. История — это кладезь знаний, из которых социология многое почерпнула. История предоставляет материалы, которыми пользуются социологи. История — это запись прошлых социальных событий, социальных обычаев и информации о различных этапах жизни. Социология использует эту информацию. Книги, написанные такими историками, как А. Тойнби, очень полезны для социологов. Чтобы узнать влияние конкретного события прошлого, социология зависит от истории.
Точно так же и социология помогает истории и обогащает ее. Большую пользу историку принесли исследования, проведенные социологами. Историки теперь изучают касты, классы и семьи, используя социологические данные. Социология обеспечивает основу для изучения истории.
Сейчас историю изучают с социологической точки зрения. Каждое историческое событие имеет социальную причину или социальную подоплеку. Чтобы понять, что истории исторических событий нужна помощь социологии, а социология помогает истории в этом отношении. Социология предоставляет факты, на которые опираются историки.
Таким образом, история и социология взаимно зависят друг от друга. История теперь изучается с социологической точки зрения, и социология также теперь изучается с исторической точки зрения. Историческая социология теперь стала новой отраслью социологии, которая зависит от истории. Точно так же социологическая история — еще один специализированный предмет, основанный на обеих науках. Но, несмотря на указанную выше тесную связь и взаимозависимость, обе науки отличаются друг от друга с разных сторон, которые описаны ниже.
Отличия:(1) Социология — это наука об обществе, занимающаяся современным обществом. Но история имеет дело с прошлыми событиями и изучает прошлое общество.
РЕКЛАМА:
(2) Социология — это современный или новый предмет, тогда как история — более старая социальная наука.
(3) Социология абстрактна, тогда как история конкретна по своей природе.
(4) Объем социологии очень широк, тогда как объем истории ограничен. Социология включает в себя историю.
(5) Социология — аналитическая наука, тогда как история — описательная наука.
(6) Отношения социологии и истории отличаются друг от друга. Социология изучает конкретное событие как социальное явление, тогда как история изучает конкретное событие во всей его полноте.
(7) Социология — наука общая, а история — наука частная.
Социология и экономика:Социология — мать всех социальных наук. Следовательно, она имеет тесную связь со всеми социальными науками, а также с экономикой. Отношения социологии с экономикой очень тесные, интимные и личные. Между ними существует тесная связь, поскольку экономические отношения имеют тесную связь с социальной деятельностью и отношениями. Точно так же социальные отношения также подвержены влиянию экономических отношений. Экономическая деятельность в значительной степени является общественной деятельностью. Следовательно, оба взаимосвязаны.
РЕКЛАМА:
Социология — наука об обществе. Он связан с ассоциацией людей. Социология изучает человеческие взаимодействия и взаимоотношения, их условия и последствия. Но экономика занимается экономической деятельностью человека. Это наука о богатстве и выборе. По словам профессора Роббинса, экономика — это социальная «наука, изучающая человеческое поведение в связи с его неограниченными целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативное применение». Он касается деятельности человека, такой как производство, потребление, распределение и обмен. Он также изучает структуру и функции различных экономических организаций, таких как банки, рынки и т. д. Он касается материальных потребностей человека, а также его материального благосостояния.
Однако существует большая взаимосвязь между этими двумя науками. Оба являются взаимозависимыми и взаимосвязанными друг с другом. Из-за этой взаимосвязи Томас полагает, что «экономика на самом деле является лишь одной из ветвей социологии». Точно так же Сильверман полагает, что экономика рассматривается как ответвление социологии, изучающей общие принципы всех социальных отношений. Их взаимоотношения следующие:
Экономика принимает помощь социологии. Для своего собственного понимания экономика пользуется помощью социологии и зависит от нее. Экономика является частью социологии, поэтому без помощи социологии экономика не может полностью понять себя. Экономика занимается материальным благополучием человека, которое является общим благом.
Экономическое благосостояние является частью общественного благосостояния. Для решения различных экономических проблем, таких как инфляция, бедность, безработица и т. д., экономисты пользуются помощью социологии и учитывают социальные события того времени. В то же время общество контролирует экономическую деятельность человека. Экономике очень помогают исследования, проводимые такими социологами, как Макс-Вебер, Парето и т. д. Некоторые экономисты также рассматривают экономические изменения как аспект социальных изменений. Экономический делает свое обобщение на основе данных социологии. Таким образом, экономика не может далеко уйти или развиваться без помощи социологии.
Точно так же и социология получает помощь от экономики. Экономика значительно обогащает социологическое знание. Экономический фактор оказывает большое влияние на все стороны общественной жизни. Экономика является частью социологии, поэтому без помощи экономики мы не можем правильно понять социологию.
РЕКЛАМА:
Знания и исследования в области экономики вносят большой вклад в социологию. Каждая социальная проблема имеет экономическую причину. Для решения социальных проблем, таких как приданое, самоубийство и т. д., социологи пользуются помощью экономики.
Маркс считает, что экономические отношения составляют основу общества. Экономические факторы играют очень важную роль во всех аспектах нашей социальной жизни, поэтому социологов интересуют экономические институты. По этой причине такие социологи, как Спенсер, Вебер, Дюркгейм и другие, прибегали к помощи экономической теории в своем анализе социальных отношений.
Таким образом, и социология, и экономика очень тесно связаны друг с другом. Есть некоторые проблемы, которые изучаются как социологами, так и экономистами. Экономические изменения приводят к социальным изменениям и наоборот. Однако, несмотря на указанную выше близость, взаимосвязь и взаимообусловленность, обе науки имеют определенные различия, которые описаны ниже:
Отличия:(1) Социология — это наука об обществе и социальных отношениях, тогда как экономика — это наука о богатстве и выборе.
(2) Социология — гораздо более молодая наука, возникшая совсем недавно, тогда как экономика — сравнительно более старая наука.
(3) Социология является абстрактной наукой, тогда как экономика носит конкретный характер.
РЕКЛАМА:
(4) Социология является общей социальной наукой, тогда как экономика является специальной социальной наукой.
(5) Сфера социологии очень широка, тогда как сфера экономической науки очень ограничена.
(6) Социология занимается социальной деятельностью человека, тогда как экономика занимается экономической деятельностью человека.
(7) Общество изучается как единица исследования в социологии, тогда как человек рассматривается как единица изучения в экономике.
(8) И социология, и экономика отличаются друг от друга в отношении методов и приемов, которые они используют для своего изучения .
Социология и психология:Социология — наука об обществе. Следовательно, она тесно связана с другими социальными науками, а также с психологией. Социология и психология очень тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Отношения между ними настолько близки и интимны, что такие психологи, как Карл Пирсон, отказываются принимать их как специальную науку. Оба зависят друг от друга в своем собственном понимании. Их отношения станут ясными, если мы проанализируем их взаимосвязь и взаимозависимость.
РЕКЛАМА:
Социология – это наука о социальных явлениях и социальных отношениях. Это наука о социальной группе и социальных институтах. Это наука о коллективном поведении. Он изучает поведение людей в группах. Но психология — это наука о разуме или психических процессах.
Это наука о человеческом поведении. Он анализирует отношения, эмоции, восприятие, процесс обучения и ценности людей и процесс формирования личности в обществе. По словам Таулеса, «психология — это положительная наука о человеческом опыте и поведении». Но обе эти науки тесно связаны друг с другом, о чем можно узнать из следующего.
Социология получает помощь от психологии. Психология является частью социологии, поэтому без помощи психологии социология не может понять себя полностью и правильно. Есть много психологов, таких как Фрейд, Макдугал и другие, которые во многих отношениях обогатили социологию. Они полагают, что всю общественную жизнь можно в конечном итоге свести к психологическим силам. Все без исключения социальные проблемы и социальные явления должны иметь психологическую основу, для решения которой социология нуждается в помощи психологии. В результате объединения социологии и психологии возникла новая отрасль знаний, известная как социальная психология.
Точно так же психология зависит от социологии, чтобы понять себя полностью. Психология также во многих случаях нуждается в помощи социологии. Поскольку человеческий разум и личность находятся под влиянием социальной среды, культуры, обычаев и традиций, психология обращается за помощью к социологии, чтобы понять это.
Чтобы правильно понять человеческую природу и поведение, психология зависит от социологии. Есть много психологических проблем, которые должны иметь социальную причину. Психология нуждается в помощи социологии, чтобы понять эти социальные проблемы. Исследования в области социологии вносят большой вклад в психологию. Вклады и теории многих социологов также очень помогают психологам.
Таким образом, социология и психология взаимно зависят друг от друга. Человек не может понять себя без помощи других. Кроме того, есть некоторые общие области изучения, такие как социальная дезорганизация, общественное мнение и т. д., которые изучаются как социологами, так и психологами. Социальная психология филиал
Психология развивается на основе сочетания этих двух факторов. По словам Креча и Кратчфилда, социальная психология — это наука о поведении людей в обществе.
Отличия:Однако, несмотря на взаимосвязь и зависимость, обе науки отличаются друг от друга следующим образом.
(1) Социология — это наука об обществе, а психология — это наука о разуме.
(2) Область применения социологии широка, тогда как область применения психологии ограничена.
(3) Общество является единицей изучения в социологии, но в случае психологии единицей изучения является индивидуум.
(4) Социология изучает социальные процессы, тогда как психология изучает психические процессы.
(5) Социология изучает и анализирует человеческое поведение с социологической точки зрения, тогда как психология изучает и анализирует человеческое поведение с психологической точки зрения.
Социология и антропология:Социология — мать всех социальных наук. Следовательно, она имеет тесную и интимную связь с антропологией. Отношения настолько близки, что такие антропологи, как А.Л. Крёбер, считают социологию и антропологию сестрами-близнецами. Они часто появляются как два названия одного и того же предмета. Р. Реддфилд признает близость этих двух общественных наук.
Социология — наука об обществе. Изучает поведение человека в группах. Термин «социология» произошел от латинского слова «Socius» — общество, компаньон или ассоциация, а греческого слова «logos» — изучение или наука. Следовательно, социология занимается ассоциацией людей. Это наука о социальных группах.
Точно так же термин «антропология» происходит от двух греческих слов «антропос», означающих человека, и «логос», означающих изучение или науку. Соответственно антропология означает изучение человека. Как наука о человеке она имеет дело с человеком, его делами и поведением. Антропология изучает биологическое и культурное развитие человека. У антропологии есть широкая область исследования, которую можно в целом разделить на три основных подразделения, таких как физическая антропология. Археология, культурная антропология и социальная антропология. Физическая антропология изучает телесные характеристики древнего человека и тем самым пытается понять как примитивные, так и современные культуры.
Археология изучает культуры доисторического периода. Это исследование помогает социологам провести сравнительное исследование современной социальной структуры. Он касается ранних периодов существования человека. Он реконструирует происхождение, распространение и эволюцию культуры, исследуя остатки обществ прошлого. Социальная антропология занимается поведением человека в социальных институтах. Социальная антропология и социология — это одно и то же. Эван Притчард рассматривает социальную антропологию как раздел социологии.
Взаимопомощь:Однако существует очень тесная и интимная связь между социологией и антропологией. Оба способствуют росту других. Оба взаимно связаны друг с другом. Конечно, социология изучает общество, тогда как антропология изучает человека. Но так как человек и общество взаимосвязаны, то различить их очень трудно. Однако об их близком родстве можно узнать из следующего.
Антропология способствует развитию социологии. Без помощи антропологии изучение социологии не может быть полным. Это часть социологии. Антропология дает знания о древних обществах. Чтобы получить всестороннее представление о современном обществе, социология нуждается в помощи антропологии. Вклад многих антропологов, таких как Р. Браун, Линтон, Мид и Причард, обогащает социологические знания. Происхождение семьи, брака, религии и т. д. можно лучше понять с помощью антропологических знаний. Такие понятия, как культурный ареал, культурные особенности, культурное отставание и т. д., социология принимает от антропологии.
Социология принимает антропологический вывод о том, что «расовое превосходство не является причиной умственного развития». Таким образом, антропологические исследования приносят огромную пользу социологии.
Точно так же социология вносит большой вклад в развитие антропологии. Антропология принимает многие концепции социологии. Исследования и вклад многих социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Герберт Спенсер, очень помогают антропологии. Антропологам очень помогли социологические исследования. Идеи и выводы социологии способствуют исследованиям в антропологии.
Таким образом, существует большая связь между социологией и антропологией. Оба изучают человеческое общество, и оба занимаются всеми видами социальных групп, такими как семьи, друзья, племена и т. д. Многие идеи и концепции используются в обеих дисциплинах. Следовательно, оба взаимосвязаны и взаимозависимы. Но, несмотря на взаимосвязь, оба отличаются друг от друга.
Отличия:(1) Социология — это наука об обществе, тогда как антропология — это наука о человеке и его поведении.
(2) Объем социологии очень широк, тогда как объем антропологии очень ограничен.