Содержание понятия личность в психологии: 404 ошибка, но мы всё исправим

История понятия «Личность»

Личность происходит от слов «лицо», «личина». Старорусское «личина» обозначало «роль», т. е. некую социальную маску, которую надевает человек, взаимодействуя и общаясь с другими. Латинское persone обозначает то же самое. Per sonare — говорить сквозь маску. В древнегреческом, а затем в древнеримском театре актер выходил на сцену в маске, на которой крупными мазками (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера — злодея, лизоблюда, пророка, героя. Раскраска маски указывала набор нравственных меток человека, игравшего ту или иную роль, выполнявшего социальную функцию.

В древнегреческом языке существовало несколько слов, с разных сторон и в разных ипостасях указывавших на человека: idiotes (частное лицо), etes (сородич, соплеменник), hetairos (соратник, товарищ), atomos (неделимый), soma (тело) и, наконец, prosopon (лицо, маска). Древнегреческое слово «просопон», встречающееся уже у Гомера и этимологически родственное латинскому «персона», замечает И.

С. Кон, обозначало сначала ритуальную маску, затем — маску, которую надевал актер в театре, и, наконец, исполняемую им роль. Лишь в поздней античности, у Полибия и особенно у Эпиктета, причем, как полагают исследователи, под влиянием латыни, слово «просопон» стало обозначать также социальный аспект индивида — то, чем он является для других, а потом и его самого как индивидуальное целое.

В языке римлян для аналогичных целей предназначались слова: suus (свой), sodalis (компаньон, собрат, коллега), individuum (неделимое), persona (лицо, маска). В классической латыни слово ego употреблялось, чтобы подчеркнуть значительность лица и противопоставить его другим. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

Античная Греция еще не выработала термина, соответствующего понятию «личность». Личности с ее неповторимой судьбой Платон не знал и знать не хотел. Ее место занимает душа. Трактат Аристотеля «О душе» (по гречески «псюхе») проложил дорогу современной психологии.

Шаг вперед сделал Древний Рим. В римском праве на место греческого prosopon, обозначавшего лицевую часть головы, внешний вид, а кроме того, действующее лицо в трагедии, приходит латинское слово persona, которое поначалу, как и греческое, обозначало роль и маску актера в трагедии. Однако позже закрепилось как название отдельного индивида. Римский гражданин определяется как юридическая и религиозная персона, обладатель предков, имени и собственности.

Люди западноевропейского Средневековья были знакомы с латинским термином persona (персона), который в контексте спора о личности в Средние века вызывает интерес многих исследователей. Дело в том, что слово «лицо» (греч. prosopon) в древнегреческом языке означало не личность, а скорее личину или маску, т. е. нечто внешнее, случайное. Первым этот терминологический барьер разрушил святитель Григорий Богослов, который в своих сочинениях отождествил слова «ипостась» и «лицо», понимая под ними личность3. Только после Второго Вселенского собора было достигнуто согласование богословского языка Востока и Запада: ипостась и лицо были признаны синонимами.

Итак, античность дала человечеству понятие человека и индивида, но не обозначила их духовную особенность.

Иначе обстояло дело, примерно в то же самое время, на Востоке. В индуизме и буддизме личность отрицается, признается лишь безоговорочная «самость». В восточных деспотиях индивид вообще не рассматривается как ценность.

Человек — индивидуальное животное, способности которого ограничены, желания же бесконечны.
Уильям Гэзлитт

Любопытно, латинский термин homo восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках man производится от manus (рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Согласно психоаналитической теории Юнга понятие «персона» связано с социальной ролью человека в обществе. В процессе жизни он обучается вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Каждой профессии, например, свойственна определенная маска, которую носит член общества. Персона не является составляющей собственно характера, но тесно с ним связана и действует как своего рода защита внутреннего «Я».
Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т. е. личности, — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX в. это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли. Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность Типы Структура

🙋‍♂️🙏Люди часто используют в своем лексиконе понятие «личность», но не все знают что означает термин. В статье мы разберем что такое личность, ее типы, структуру и развитие. Эти знания помогут сделать жизнь более комфортной и полноценной.

Содержание

  • Что такое личность
  • Личность в различных сферах
  • Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»
  • Типы личности
  • Структура личности
  • Каждый ли становиться личностью
  • Как стать личностью
  • Заключение

Что такое личность

Личность — это собранное понятие, которое называет конкретного субъекта с определенными свойствами. Личность — это лицо, человек как носитель важных качеств: сознания и самосознания. Под понятием еще подразумевают систему основополагающих черт для взаимосвязи в обществе.

Когда появился термин «личность»

В древнерусском языке до XVII столетия термин «личность» не использовался. Вместо него употребляли «лик», «лицо». С развитием языка и научных сфер возникла потребность выделить «личность» как особь, которая обладает характерными качествами. Так, слово образовалось от качественного прилагательного «личный», то есть принадлежащий лицу.

В эпоху сентиментализма термин приобрел индивидуальных особенностей, где для личности характерно проявление чувств и эмоций. В XIX веке (эпоха романтизма) личность была представлена романтическим героем с тонкой душой и ранимостью, в реализме — это сознательное создание с личным мнением и взглядами. В современной трактовке можно найти такие формулировки: «мыслящая», «светлая», «развитая» личность. Это человеческая индивидуальность с неповторимыми духовными свойствами.

Личность в различных сферах

Ученые и философы всегда пытались разобраться, что такое личность. Поэтому термин «личность» изучается во многих отраслях.

В философии

В философии под личностью понимают уникальную духовно-телесную целостность человека как субъекта жизнедеятельности с собственным «Я». Такой человек свободен и несет ответственность за свои поступки, он «автор» своей жизни, определяет ее смысл, цели, идеалы. Для немецкого философа Иммануила Канта личность должна исполнять нравственный долг, который принадлежит миру свободы, необходимости и природы.

Европейская философия предлагает философское направление — персонализм, в котором личность — это высшая ценность. Такие идеи можно найти в высказываниях древнегреческих и древнеримских философов: Сократа, Платона. Аристотеля, Фомы Аквинского.

Философы Макс Шелер и Карл Ясперс считают личность чисто духовным образованием. Так они проводят параллель между духовным миром и миром личности, где существуют только достойные качества.

Американский философ Уильям Джеймс выделяет три критерия, на которые необходимо опираться при определении личности:

  1. Физический фактор: тело, одежда, окружение, дом, результаты деятельности.
  2. Социальный: роль в семейных, товарищеских, профессиональных отношениях.
  3. Духовный: интеллект, нравственность, религиозность.

Современная философия объясняет личность со стороны линий общественного поведения. Поэтому рассматривают мировоззренческие, эстетические и духовные нормы.

В психологии

Личность — предмет изучения психологии. Психологи определяют личность как совокупность привычек и предпочтений, знания и опыт, психофизических особенностей человека, повседневное поведение и взаимосвязь с обществом и природой. Так известный психолог Карл Юнг предложил такие компоненты (архетипы) личности:

  • самость — центр и выражение психологической целостности отдельного индивида;
  • тень — автономная часть личностных установок с сознательным представлением о себе;
  • анима и анимус — женское и мужское начало;
  • эго — выражение личного «Я» во взаимосвязи с окружающим миром;
  • персона — социокультурная роль человека в обществе.

Для психологов личность — это уникальное создание со своими мыслями, с особенностями и выражением сознания. Это носитель индивидуального начала, который раскрывается в процессе общения и предметной деятельности.

В религии

Православная церковь выделяет такие личности:

  1. Три Лика Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Святой дух;
  2. ангелы и демоны;
  3. люди, сотворенные по образу Божьему.

С точки зрения религии, каждый человек становиться личностью еще в утробе матери и по воле Божией раскрывается, развивается, совершенствуется. Все люди свободны и уникальны, имеют неповторимые способности и гениальны каждый в своей области. Животные по христианству не считаются личностями.

В буддизме «личность» равнозначна «душе». Буддисты считали, что упорядоченная совокупность пяти групп элементов — физическая и душевная: чувства, способности, свобода деятельности и сознание, характеризуют личность.

В индуизме все живые существа — потенциальные личности. Ведь эта религия поддерживает теорию реинкарнации, поэтому каждое животное в следующей жизни может стать человеком. Личность способна уединяться с Богом: уходить в нирвану, растворяться в абстракции.

В социологии

В социологии личность — центральное понятие. Ее роль неоспорима для общественного развития и отношений в социуме. Наука определяет личность как совокупность социальных свойств с акцентом на контроль своего поведения, самосознанием, самооценкой. Социализация происходит с помощью усвоения культурных норм и социальных ролей. Так человек становится дееспособным общественным членом.

Социальная среда и социализация превращают биологическое существо в общественное. То есть, индивида в личность.

Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»

Индивид ― это любой человек, представитель человеческого рода. Индивидуальность ― это выражение специфики отдельного человека. Личность же есть уникальным представителем человеческого рода с социально-культурной ролью. Если индивид получает готовый набор в генетическом коде, то личность формируется в процессе взросления и коммуникации с другими людьми на основе мировоззрения, окружающей среды и личностных приоритетов. Индивид ― это больше про физические качества: внешность, выносливость, сила, гибкость. В личности рассматривают духовный аспект: терпение, самооценка, саморазвитие, гармония с природой, социализация. Если индивид развивается естественным биологическим путем, то личности необходимо общество, ведь без пребывания в социуме многие качества теряются. И личность может перейти в индивида ― единичного представителя человеческого рода.

Типы личности

Самая распространенная классификация типов личности по архетипу, представленная ученым Карлом Юнгом. Ее делят на группы с такими качествами:

Аналитики:

  • стратег ― характерно богатое воображение, тщательно строит планы, рассудителен;
  • ученый ―творческий и изобретательный, доверяет наукам и ссылается на научные доказательства;
  • командир ― находчивый, храбрый, с сильным духом и постоянным решением любых проблем;
  • полемист ― любопытные, умные мыслители и любители полемики ― споров.

Дипломаты:

  • активист ― идеалистичный, иногда мстительный, немногословен, но воодушевлен;
  • посредник ― бескорыстный, способный прийти на помощь альтруист;
  • тренер ― харизматичный прирожденный лидер, очаровательный воодушевитель;
  • борец ― общительный, креативный оптимист, полный энтузиазма.

Хранители:

 

  • администратор ― надежный, сосредоточенный, опирается лишь на факты;
  • защитник ― ответственный, моральный, способен оказать мгновенную помощь;
  • менеджер ― умелые организаторы, отличные руководители;
  • консул ― общительный, популярный, проявляет заботу о других;

Искатели:

  • виртуоз ― истинный экспериментатор и мастер на все руки;
  • артист ― обаятельный, готов броситься на поиски неизведанного;
  • делец ― восприимчив, энергичен, любит рисковать;
  • развлекатель ― веселый массовик-затейник, любит спонтанные поступки и сюрпризы.

Часто качества одного типа могут перекликаться с другим. Ведь не только тип влияет на формирование личности, важно учитывать составляющее ее структуры.

Структура личности

В структуру личности входят устойчивые свойства, некоторые из которых мы неспособны изменить, например, темперамент, а другие формируются с процессом взросления и становления:

  • Темперамент ― это природная склонность человека, которая определяется тем, как человек реагирует на возбудители и проявляет себя в обществе. Это эмоциональный компонент, который показываетэмоциональную устойчивость или неустойчивость в окружающей среде.
  • Характер ― это стойкие психические качества, которые относятся к поведению личности. На формирование характера влияет темперамент и другими факторами.
  • Способности ― это свойства успешного осуществления деятельности. Это не просто знания, умения и навыки, а больше как их характеристика и качество.
  • Мотивация ― направленность, организация и активность к действиям для удовлетворения своих потребностей. Процесс управляет поведением человека, задает ему направление.

Многие ученые представляют свои классификации структуры личности, но каждая из них базируется на связи и взаимодействии различных компонентов: способностей, волевых качеств, эмоций.

Каждый ли становиться личностью

Есть такое выражение, что личностью не рождаются, а становятся. Вот индивидами рождаются, а личность ― это приобретенная особенность. Тогда возникает логичный вопрос: каждый ли может стать личность? Одни ученые склоняются к тому, что личностью можно стать, пройдя определенный жизненный путь, развиваясь культурно, социально и духовно. Личность должна пройти многие стадии социализации и развития: детский сад, школу, высшее учебное заведение, найти работу. Каждый социальный уровень жизни сформирует определенные взгляды, индивидуальность, закалит характер.

Ошибочно полагать, что настоящая личность ― это человек, который многого достиг. Многие ученые считают, что даже маленький ребенок, окруженный вниманием и заботой, воспитанный на нормах морали, тоже личность. С раннего возраста дети начинают взаимодействовать с социумом, сразу это его семья, близкие, позже сверстники, их родители. С возрастом ребенок начинает осознавать последствия своих поступков, делает их сознательно, руководствуясь разумом. Религия также поддерживает теорию, что каждый человек ― это личность.

Как стать личностью

Модель поведения человека зависит от созданных общественных правил, а именно требований по отношению к поведению. Главная движущая сила развития личности ― внутреннее противоборство потребностей и возможностями их удовлетворения. Развитие личности можно увидеть в отношении к разным ситуациям, проблемам, людям. Например, ограниченные люди меркантильны, а культурные ― стремятся к самосовершенствованию и самосознанию. Каждый индивид выбирает свой жизненный путь, по-разному решает проблемы и поступает с людьми. Успешный человек показывает не только высокий интеллектуальный уровень, но и личностный.

Вот несколько советов, которые помогут стать личностью или поддерживать ее качества в себе:

  1. Относитесь к окружающим, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
  2. Старайтесь оградить себя от негатива, от людей, которые вам неприятны, все, что вас окружает это ваш выбор.
  3. Пытайтесь анализировать свои поступки: пусть они будут неидеальны, но вы стремитесь к этому.
  4. Трудитесь над важными составляющими личности: развивайте способности, ставьте перед собой цели и добивайтесь их, научитесь контролировать эмоции.
  5. Добивайтесь результатов, которые достойны звания человека, не идите по головам, но и не изменяйте своим принципам.
  6. Порадуйтесь тому, что имеете, загадайте, чтобы вы хотели иметь: наслаждаться моментом и благодарить за все, что есть в жизни делает нас личностью.

Заключение

Личность ― это результат социализации индивида в процессе коммуникации и взаимосвязи в обществе. Она формируется под влиянием генетических особенностей и окружающей обстановки. Развивая свои сильные качества и принимая неизменные черты, можно воспитать в себе настоящую личность.

Post Navigation

Sliding Sidebar

личности | Определение, типы, природа и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
Похожие темы:
психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

личность , характерный способ мышления, чувств и поведения.

Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.

Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают.

Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.

Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.

Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников:

«Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали « исследования личности » Генри А. Мюррея (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

Теории физиологических типов

Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.

Гуморальные теории

Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности.

Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Морфологические (тип телосложения) теории

К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.

Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.

Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах. В своей книге «Пол и темперамент в трех первобытных обществах » (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность, а женственность не обязательно выражается через пассивность и уступчивость. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурного давления в характеристиках личности.

личность | Определение, типы, природа и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
Похожие темы:
психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.

Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.

Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.

Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали « исследования личности » Генри А. Мюррея (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

Теории физиологических типов

Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.

Гуморальные теории

Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Морфологические (тип телосложения) теории

К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.

Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.

Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *