Павлова Анна Павловна — биография балерины, личная жизнь, фото
Балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.
Биография, подлинность которой была известна лишь самой балерине. Матвеевна или Павловна? Дочь отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова или крупного московского банкира Лазаря Полякова? Великая танцовщица написала автобиографию, но все больше не о том, что родилась в дачном поселке Лигово под Петербургом, и своем детстве, главное впечатление которого — походы в Мариинский театр. Анна Павлова писала о главном в своей жизни — ожившем вдохновении, имя которому — балет.
Девятилетняя Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение — посвятить свою жизнь танцу.
Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище никак не могли предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета. «Пушинка, легкость, ветер», — сказал на просмотре прославленный Мариус Петипа. Комиссия девочку зачислила, у педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала любимой ученицей. Екатерина Оттовна поила рыбьим жиром, добивалась твердых ног и «говорящих» рук.
«Танцором рождаются. Никакой учитель не сотворит чуда, никакие годы занятий не сделают хорошего танцора из бесталанного ученика. Можно обрести определенные технические навыки, но никто никогда не сможет «обрести исключительный талант». Я никогда не тешил себя тем, что у меня есть необычайно одаренный ученик. У Павловой один учитель — Бог».
Первый выход на сцену Мариинки — уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.
Выпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа, столь благосклонно принявшим первое выступление на публике — перед приемной комиссией.
Анна Павлова. Фотография: marieclaire.ru
Анна Павлова в балете «Сильфида». Фотография: radikal.ru
Анна Павлова. Фотография: images.aif.ru
Начинающая артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность» Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин на тунику ниже щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго — любимицы Вольтера!» — вспоминала впоследствии балерина.
«Павлова — это облако, парящее над землей», — писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь. Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Михаил Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана — рубиновая брошь.
«Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление. Этим до известной степени и объясняется тот факт, что ее репертуар состоял из спектаклей, в которых не было ничего новаторского. Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное — она сама была сенсацией, хотя вряд ли это сознавала».
«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» — воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова — эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.
Русская балетная школа
Самые красивые балерины
Музей Академии русского балета им. А.Я. Вагановой
Оценить сходство европейская публика смогла благодаря опять же Павловой. Именно по предложению признанной уже на тот момент балерины Дягилев добавил в Русские сезоны к оперным спектаклям балет. Импресарио сомневался, что французам придется по вкусу русское балетное искусство. Но с легкой руки Павловой, участие которой в гастрольном туре отдельно оговаривалось в контракте, балет все же стал неотъемлемой частью Сезонов.
Последний раз публика в Мариинке видела выступление Павловой в 1913 году, год спустя она обосновалась в Англии. Во время Первой мировой войны балерина устраивала выступления в пользу Красного Креста, а в послевоенные годы сборы от спектаклей в Метрополитен-опера отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга.
«Как мне всегда было жаль, что не могла зарисовать ее танца! Это было что-то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой душою танца. Только вот вряд ли душа выразима словами!»
Мир принимал великую балерину не только как часть Русских сезонов. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, — всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ.
Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах — один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями. Но есть образ неповторимый…
«Приготовьте мой костюм Лебедя!» — по легенде, последние слова великой Анны Павловой. Умерла балерина в Гааге, хотя всю жизнь хотела жить «где-нибудь в России».
Анна Павловна Павлова (Anna Pavlova)
Современники говорили, что, глядя на нее, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. А для нее самой танец был всем – и реальностью, и мечтой, и жизнью, и тем, что ждет за пределами жизни. Ее последние слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя…»
Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.
Вот как вспоминает о ее школьных годах Тамара Карсавина в книге «Театральная улица»:
«Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в ее хрупкости и некоторой ограниченности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным видениям и восхищавшейся теперь более земными прелестями.
Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании. Она, очевидно, придерживалась такого же мнения, так как добросовестно глотала рыбий жир, который наш врач считал панацеей от всех зол, мы же все его ненавидели. Подобно всем нам, она старалась подражать нашему идеалу виртуозности, Леньяни. К счастью для Павловой, Гердт сумел распознать сущность ее таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается выполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовал ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности ее хрупкий организм.
Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони».
В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.
Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности она не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Впоследствии, чтобы исполнять партии, созданные М.И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Энрико Чекетти в Петербурге и с главным педагогом школы «Ла Скала» в Милане Катариной Беретта.
Уже 19 сентября 1899 года Павлова дебютировала в маленькой роли в «Тщетной предосторожности», затем последовали роли в «Волшебной флейте» и в «Баядерке». В 1903 году ей была доверена партия Жизели, и молодая балерина поразила всех глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре», «Дон Кихоте». В то же время воздушная, похожая на сильфиду Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарак-терные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).
В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены. Работа с Михаилом Фокиным открыла для нее новый репертуар. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок в 1907 году навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. В «Шопениане» Павлова танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским.
Ее летящий арабеск вошел в историю – художник Валентин Серов увековечил его на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году.
В 1907 году Павлова танцевала с труппой Фокина в Москве, и это принесло ей всероссийскую славу. Именно после этих гастролей, в качестве расплаты за денежный долг Фокин поставил для Павловой «Умирающего лебедя», ставшего ее несомненной артистической удачей. Содружество Фокина и Павловой оказалось плодотворным – она танцевала в его «Павильоне Армиды», в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.
8 мая 1908 года в Гельсингфорсе Павлова танцевала Терезу в «Привале кавалерии», затем гастроли продолжились в Стокгольме, Копенгагене, Праге, в городах Германии и закончились в Берлине. Этот год следует считать началом ее международного признания. В мае 1909 года на гастролях с артистами Мариинки в Берлине она танцевала «Жизель» вместе с Николаем Легатом.
Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца – А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».
Для Дягилева участие Анны Павловой в его антрепризе означало гарантию успеха. Несмотря на то что ее пребывание у Дягилева было весьма кратковременным, во всем цивилизованном мире дягилевский балет и поныне ассоциируется с именами Павловой и Нижинского.
Но ей многое не нравилось в дягилевской антрепризе. Павлова часто говорила, что красота танца значила для нее всё, а уродство – ничего, и категорически отвергала то, что казалось ей уродливым. В этот список входили и пластические элементы новой хореографии, и музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. Павлова, великая балерина классического стиля, не приняла эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты» Дягилева и произвели революцию в мире танца.
В 1910 году в Лондоне она организовала собственную балетную труппу, чтобы ставить классику, и с ней отправилась в кругосветное балетное турне. Дебют в Нью-Йорке состоялся 16 февраля 1910 года. За ним последовали концерты в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе.
Спутником Анны Павловой во время этого турне был Михаил Мордкин, знаменитый солист Большого театра, «Геракл балетной сцены», позднее – основатель «Американского балета». Он танцевал с Павловой в 1910–1911 годах, после ухода балерины от Дягилева. Их сценический союз постепенно перерос в любовный роман. Однако он оказался неудачным и в личном, и в творческом плане. История окончилась скандальным разрывом.
В августе 1911 года Павлова ненадолго вернулась на родину. Теперь это для нее были «русские гастроли». Станцевав в Мариинском театре «Баядерку» и «Жизель», она уехала в Лондон, где был Дягилев со своей антрепризой. Павлова сменила Карсавину в «Жизели» и танцевала с Нижинским: с ним же она впервые исполнила партию рабыни в «Клеопатре». А в ноябре 1911 года отправилась в турне по городам Англии, Шотландии и Ирландии.
В 1912 году к Павловой присоединился покинувший Россию из-за финансовых неприятностей барон Виктор Дандре. Труппе был нужен надежный администратор, а Дандре оказался именно таким человеком. Некоторое время спустя Павлова вышла за него замуж. Решив поселиться в Англии, она купила дом «Айви-Хауз» в одном из районов Лондона – Хэмпстеде.
Первая мировая война застала Павлову в Берлине, где она была ненадолго задержана как «русская шпионка». Балерина вернулась в Россию, но война и балет несовместимы – и она вместе со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот в Петрограде произошел, когда она блистала в Латинской Америке: Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго, Лима, Ла-Пас, Кито, Каракас, Коста-Рика, Гавана… Павлова была первой Жизелью, которую увидели любители балета этого полушария.
За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.
Но, при всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H. & M. Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно.
В январе 1931 года поезд, в котором Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции, потерпел аварию возле Дижона. Сама прима не пострадала, хотя упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Но ей пришлось холодным зимним утром в пижамке и легком пальто идти пешком до ближайшей станции и там в течение двенадцати часов ждать следующего поезда. Павлова подхватила простуду, которая перешла затем в тяжелейший плеврит. В таком состоянии она отправилась на гастроли в Голландию. Незадолго до своего отъезда, уже совсем больная, она пришла заниматься в парижскую студию Веры Трефиловой. Там она почувствовала сильный жар и все же решила гастролей не отменять.
17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».
В программке выступления балета Павловой, напечатанной в Голландии за два дня до ее кончины, имя балерины в составе исполнителей не значилось. Она уже не выходила из своих сиреневых апартаментов в гостинице. Между тем труппа продолжала готовиться к гастролям в Брюсселе. Но гастроли не состоялись. Неожиданная смерть великой балерины, наступившая в час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года в гаагской «Hotel des Indes», потрясла весь мир.
Прах Павловой, заключенный в белую мраморную урну, покоится на кладбище «Гольдерс-Грин», недалеко от ее любимого «Айви-Хауз».
Д. Трускиновская
Публикации
Лебединая песня длиною в жизнь 31.03.2005 в 23:38
Эти звуки смартфона превращают вас в собаку Павлова
Если бы русский психолог Иван Павлов был жив сегодня, что бы он сказал о смартфонах? Он может вообще не думать о них как о телефонах, а как о замечательных инструментах для понимания того, как технологии могут манипулировать нашим мозгом.
Собственные выводы Павлова — результаты экспериментов, которые он провел более века назад с едой, зуммерами и слюнявыми собаками — позволяют понять, почему наши телефоны стали почти продолжением наших тел, говорят современные исследователи. Полученные данные также дают представление о том, как мы можем избавиться от зависимости.
Первоначально Павлов отправился изучать собачье пищеварение. Но однажды он заметил кое-что странное, когда кормил своих собак. Если перед едой он проигрывал звук — например, метроном или зуммер, — со временем этот звук начинал иметь особое значение для животных. Это означало, что еда будет! Собаки фактически начали пускать слюни, когда услышали звук, даже если поблизости не было еды.
Слушать зуммер стало приятно.
Именно это и происходит со смартфонами, говорит Дэвид Гринфилд, психолог и доцент клинической психиатрии в Университете Коннектикута.
Когда мы слышим звон или песенку, предупреждающую нас о новом сообщении, электронной почте или публикации в Facebook, клетки нашего мозга, скорее всего, выделяют дофамин — один из химических передатчиков в системе вознаграждения мозга. Этот дофамин заставляет нас чувствовать удовольствие, говорит Гринфилд.
«Этот пинг говорит нам, что нас ждет какая-то награда», — говорит Гринфилд.
Со временем этот пинг может стать более мощным, чем сама награда. Исследования на животных показывают, что уровень дофамина в мозге может быть в два раза выше, когда вы ожидаете награды, чем когда вы ее получаете.
Другими словами, просто услышать уведомление может быть приятнее, чем текст, электронное письмо или твит. «Уведомления на смартфонах превратили нас всех в собак Павлова, — говорит Гринфилд.
Признаки, которые следует сократить
Средний взрослый проверяет свой телефон от 50 до 300 раз в день, говорит Гринфилд. А смартфоны используют психологические уловки, которые поощряют наше постоянное активное использование — некоторые из тех же уловок, которые игровые автоматы используют, чтобы зацепить игроков.
«Например, каждый раз, когда вы смотрите на свой телефон, вы не знаете, что вы найдете — насколько релевантным или желательным будет сообщение», — говорит Гринфилд. «Итак, вы продолжаете проверять это снова и снова, потому что время от времени там есть что-то хорошее». (Это называется графиком подкрепления с переменным соотношением. Исследования на животных показывают, что это вызывает резкий скачок дофамина в цепи вознаграждения мозга, и, возможно, это одна из причин, по которой люди продолжают играть в игровые автоматы.)
Все больше врачей и психологов обеспокоены нашими отношениями с телефоном. Идет спор о том, как назвать проблему. Некоторые говорят «расстройство» или «проблемное поведение». Другие считают, что чрезмерная зависимость от смартфона может стать поведенческой зависимостью, такой как азартные игры.
«Это расстройство спектра», — говорит доктор Анна Лембке, психиатр из Стэнфордского университета, изучающая зависимость. «Есть легкие, средние и крайние формы». А для многих вообще не проблема.
В этом смысле телефон похож на алкоголь, говорит Лембке. Умеренное употребление алкоголя может быть полезным для некоторых людей.
«Можно привести аргумент, что умеренное использование смартфона или экрана может быть полезным для людей», — говорит Лембке. «Поэтому я не говорю: «Все избавьтесь от своих смартфонов, потому что они вызывают полное привыкание». Вместо этого давайте очень внимательно относиться к тому, как мы используем эти устройства, потому что мы можем использовать их в патологических условиях». пути».
По словам Лембке, у вас могут возникнуть проблемы с использованием устройства.
- Взаимодействие с устройством заставляет вас поздно ложиться спать или иным образом мешает вашему сну.
- Это сокращает время, которое вы должны проводить с друзьями или семьей.
- Это мешает вам закончить работу или домашнее задание.
- Это заставляет вас быть грубым, даже подсознательно. «Например, — спрашивает Лембке, — вы разговариваете с кем-то и просто опускаетесь вниз и листаете свой телефон?» Это плохой знак.
- Это подавляет ваш творческий потенциал.
Подумайте о цифровой детоксикации один раз в неделю
Тиффани Шлейн, кинорежиссер из Сан-Франциско, заметила некоторые из этих тревожных признаков у себя и своих близких, поэтому она и ее семья теперь каждую пятницу вечером выключают все свои устройства. , в течение 24 часов.
«Это то, чего мы с нетерпением ждем каждую неделю, — говорит Шлейн. Она и ее муж Кен Голдберг, профессор робототехники Калифорнийского университета в Беркли, очень разбираются в технологиях. Но они понимают, что им нужен перерыв.
«В течение недели [мы] как эмоциональный автомат для игры в пинбол, реагирующий на все внешние факторы», — говорит Шлейн. Гудки, гудки, электронные письма, оповещения и уведомления никогда не заканчиваются.
Выключение смартфонов отключает все эти отвлекающие факторы.
«Ты снова делаешь свое время священным — восстанавливаешь его», — говорит Шлейн. «Вы прекращаете весь этот шум».
Когда они начали цифровую паузу, которую они называют «Технический шаббат», субботы вдруг стали совсем другими. Семья не религиозна, говорит она, но им нравится еврейский субботний ритуал, когда день выделяется на отдых или восстановление.
«Дни стали намного длиннее, и мы обычно чувствуем себя намного спокойнее», — говорит Голдберг.
Их дочь, Одесса Шлайн Голдберг, девятиклассница, говорит, что отключение от сети немного снимает напряжение.
«Никакого FOMO — страха упустить что-то — или увидеть, что делают мои друзья», — говорит Одесса. «Это семейный день».
Подросток говорит, что перспектива, которую она получает от цифрового отключения питания, сохраняется до конца недели. Например, она по-другому думает об использовании социальных сетей. Она понимает, что ленты социальных сетей часто делают жизнь других людей более захватывающей или гламурной.
«Если вы сидите дома и прокручиваете страницу, у вас нет такого гламурного опыта», — говорит она. «Поэтому это немного обескураживает».
Смартфоны могут усугубить тревогу подростков, но есть и приятная точка
Одесса определенно не одинока в подобных наблюдениях. Социальные сети могут усилить беспокойство, которое приходит вместе с подростком.
Недавнее исследование старшеклассников, опубликованное в журнале Emotion , показало, что слишком много времени, проведенное за цифровыми устройствами, связано с более низкой самооценкой и ухудшением самочувствия. В ходе опроса подростков спросили, сколько времени они тратят — помимо школьных занятий — на такие действия, как отправка текстовых сообщений, игры, поиск в Интернете или использование социальных сетей.
«Мы обнаружили, что подростки, которые проводят пять или более часов в день в Интернете, в два раза чаще говорят, что они несчастны», по сравнению с теми, кто проводит меньше времени в сети, — объясняет автор исследования Джин Твенге, профессор психологии в Государственный университет Сан-Диего.
Исследования Твенге показывают, что воздержание от цифровых технологий тоже нехорошо. По ее словам, подростки, у которых нет доступа к экранам или социальным сетям, могут чувствовать себя закрытыми.
Но может быть и приятное место. Согласно данным опроса, «подростки, которые проводят немного времени — час или два часа в день [на своих устройствах] — на самом деле самые счастливые подростки», — говорит Твенге.
В лучшем случае технологии связывают нас с новыми идеями и людьми. Это делает мир меньше и открывает возможности.
«Возможность общаться с людьми по всему миру — одно из главных преимуществ», — считает Одесса. Она говорит, что завела некоторых своих друзей «исключительно в Интернете».
«Нам нужно больше с этим бороться», — говорит ее мать.
Технологии никуда не денутся — наша жизнь становится все более запутанной. Но Шлейн и Одесса говорят, что недельный перерыв помогает всей их семье найти золотую середину в работе со своими телефонами.
Copyright 2018 NPR. Чтобы узнать больше, посетите http://www.npr.org/.
№ 3057: Иван Павлов
Сегодня павловская перспектива. Университет Хьюстона представляет серию статей о машинах , на которых работает наша цивилизация, и о людях , чья изобретательность их создала.
Упомяните имя Павлов и, вероятно, на ум придут собаки, пускающие слюни под звон колокольчика. И все же история Ивана Павлова, первого русского лауреата Нобелевской премии, намного шире.
Иван Павлов (1849 1936). Фото: Wikimedia Commons
Родившийся в 1849 году, Павлов посещал церковную школу в своем родном городе Рязани, а затем поступил в местную духовную семинарию. Но в двадцать один год он сменил курс и уехал учиться на физико-математический факультет университета в Санкт-Петербурге. Там он проявил интерес к естественным наукам, в частности к физиологии. Наше понимание человеческого тела было в зачаточном состоянии. Павлов был очарован и хотел узнать больше.
Одной из областей, которая больше всего интересовала его, было пищеварение. Пищеварительный канал, как он выразился, был, по сути, трубкой, проходящей через тело. И когда пища проходила по этой трубе, она периодически останавливалась в химических лабораториях, оснащенных различными механическими устройствами.
Схема пищеварительной системы. Фото: Wikimedia Commons
Чтобы ответить на вопросы о пищеварении, Павлову понадобился план экспериментального исследования. И сам план способствовал его известности. Вместо того чтобы полагаться на вивисекцию, Павлов в своих экспериментах тщательно оперировал собак, создавая проходы между внешним миром и такими органами, как желудок. Таким образом, он мог пробовать пищеварительные жидкости при различных сценариях. В своей речи на вручении Нобелевской премии Павлов не раз подчеркивал, насколько счастливы и здоровы собаки.
Среди основных результатов, процитированных на вручении премии Павлова, было влияние на пищеварительную систему наших органов чувств. Так же, как аромат хорошей еды вызывает у нас слюноотделение, он также меняет химический состав желудка. Пищеварительная система не ждет, пока пища появится, прежде чем она отреагирует. Мозг посылает сообщения, которые приказывают всему телу начать подготовку к пищеварению.
В то время, когда он получил свою награду, Павлов только начал разрабатывать доказательства своего самого известного результата, что тело не просто реагирует на стимул от органов чувств, но что эти реакции можно тренировать. Дразните собаку едой, и у нее пойдет слюна. Но дразните собаку снова и снова, не поощряя ее едой, и реакция слюноотделения исчезнет. Это мощное наблюдение. И, как обнаружил Павлов, он становится еще более мощным, когда мы переворачиваем его с ног на голову. Позвоните в колокольчик во время подачи обеда, и собака научится выделять слюну при одном звуке колокольчика.
Одна из многих собак, которых Павлов использовал в своих экспериментах. Фото предоставлено: Wikimedia Commons/RKLawton
Условный рефлекс , как он стал известен, породил разнообразные потомства после своего признания: психологическая терапия, чтобы остановить курение или переедание; бихевиористские философии, лишившие человечество свободы воли; антиутопические видения обществ, управляемых обусловливанием. Кто может забыть леденящее душу видение Алекса в Заводной апельсин корчится от боли при звуке любимого Людвига ван?
Много пищи для размышлений. И все это началось с любопытства одного человека о пищеварении.
Я Энди Бойд из Университета Хьюстона, где интересовался тем, как работают изобретательные умы.
(Музыкальная тема)
Примечание. Остаются некоторые разногласия по поводу того, использовал ли Павлов настоящий колокол. Я решил использовать колокольчик, так как это наиболее распространенное изображение, связанное с экспериментами Павлова.
1904 Речь на церемонии вручения Нобелевской премии по физиологии и медицине. С веб-сайта Нобелевской премии: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1904/press.html. Проверено 22 марта 2016 г.
Иван Павлов. С сайта Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_Pavlov. По состоянию на 22 марта 2016 г.
Иван Павлов Биографический. С веб-сайта Нобелевской премии: http://www.