Сначала познай себя. Тема «Научись управлять собой… (Сотрудничество или соперничество)». Старшие классы – Учительская газета
Рассмотреть специфику проблем межличностных взаимоотношений. Изучить явления сотрудничества и соперничества с социальной и психологической сторон. Средствами тестирования провести самоанализ учащихся, выявив тем самым характерные особенности стиля поведения. Предложить возможные пути преодоления соперничества как разрушительной тенденции взаимоотношений. Тема сотрудничества и соперничества стара как мир. История изобилует примерами. Это Филипп II и Александр Македонский, Моцарт и Сальери и многие другие примеры, когда сотрудничество и родственные чувства были разрушены соперничеством.
показал, что в нашем поведении нередко преобладает противоборство, соперничество. Не в споре рождается истина, а в соразмышлении. Авторитет велик не тем, что навязывает свое мнение, а тем, что возвышает до себя и над собой других. Критерий истины – не мнение большинства, а гармония интересов.
Цели и задачи
Издавна философы и теологи сотрудничество рассматривали как социальную добродетель. Соперничество – как эгоистическое, антисоциальное поведение, которое может принимать жестко соревновательный, агрессивный характер. Соперничество неизбежно приводит к конфликту, который может осознаваться или не осознаваться, носить скрытый или явный характер.
В науке серьезно этот вопрос стал изучаться только в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Термины «сотрудничество» и «соперничество» относятся, по существу, к совместным усилиям и конкуренции, возникающим либо в отношении обоюдно желаемых целей, либо в отношении средств достижения индивидуальных или общих целей.
Благоприятными для сотрудничества условиями являются ситуации, в которых цель одного человека может быть достигнута только при условии достижения своих целей другими участниками событий. Соперничество, или конкуренция, – борьба за достижение наилучших результатов, больших выгод. Это ситуации в которых индивидуальные цели могут быть достигнуты только при условии недостижения своих целей другими. Большинство жизненных ситуаций представляют и то и другое.
Всегда ли люди способны к сотрудничеству? Далеко не всегда. На способность к сотрудничеству влияют многие факторы – возраст, пол, культурная принадлежность, мотивы деятельности. А кроме того, характер взаимозависимости, коммуникативность.
Чаще всего соперничество возникает спонтанно, носит не рациональный, а эмоциональный, разрушительный характер. Но не зря мыслители древности говорили: «Научись управлять собой и будешь управлять миром».
Это означает, что сотрудничеству можно и нужно научиться. Первым шагом должно стать познание себя. Изучение привычного для самих себя стиля поведения. В самоисследовании, обращении к собственному опыту нам поможет тест. Для выполнения теста мы будем применять синоним слов «соперничество» и «конкуренция» – противоборство.
Тест
Из предложенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б».
1.
а) обычно я настойчиво добиваюсь своего;
б) чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.
2.
а) я стараюсь избежать неприятностей;
б) считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует.
3.
а) мне неприятно отказываться от своей точки зрения;
б) я всегда стараюсь войти в положение другого человека.
4.
а) я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми;
б) разногласия всегда волнуют меня.
5.
а) я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения;
б) я считаю, что всегда надо доказывать свою точку зрения.
6.
а) считаю, что всегда надо искать общие точки зрения;
б) думаю, что надо стремиться к осуществлению своих замыслов.
7.
а) я обычно, сообщая свою точку зрения, прошу людей высказаться;
б) я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки зрения.
8.
а) я обычно пытаюсь убедить других людей;
б) чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.
9.
а) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;
б) беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.
10.
а) я обычно отстаиваю свою позицию;
б) я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию.
Обработка результатов
П = 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а.
С = 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.
Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С» (сотрудничество).
Оцените степень выраженности характера вашего поведения.
Тест показал, что в нашем поведении нередко преобладает противоборство, соперничество.
Как же добиться того, чтобы в конкретной деятельности преобладало сотрудничество? Прежде всего следует определить цель сотрудничества. Она может быть общая, но не всегда осознаваться таковой. Поэтому цель необходимо сформулировать. Ясная формулировка позволяет координировать усилия. Иногда высказывается мнение, что при отсутствии цели, усилия затрачиваются гораздо более значительные. Следующий этап – определение общих средств достижения этой цели. Определение того кто, что, как и в какие сроки будет выполнять. Психологи отмечают, что наиболее продуктивна работа групп людей с разным характером, темпераментом и прочими особенностями личности. Но как же быть, когда люди испытывают неприязнь друг к другу. Эти дисгармоничные моменты можно преодолеть путем тренинга. Повернитесь друг к другу лицом сначала в одну сторону, затем в другую со словами: «Ты не должен мне нравиться, а должен (должна) работать со мной».
Вы можете почувствовать, что эмоциональное неприятие становится меньше. Что необходимо предпринять для того, чтобы во взаимоотношениях преобладало сотрудничество? Означает ли это, что необходимо приспосабливаться, адаптироваться к любой ситуации в обществе? Конечно, нет. Необходимо попытаться изменить, перестроить ситуацию на основе понимания. Для создания ситуации сотрудничества целесообразно постараться отстраниться от ситуации, выйти за границы происходящего и определить наиболее эффективные пути организации отношений. При наличии неудач и барьеров в решении поставленной задачи необходим поиск путей разрешения проблем. Характер взаимоотношений и тон общения должны в любом случае оставаться эмоционально позитивными. Конструктивно предпринять следующие шаги:
задать вопросы на понимание и попытаться понять мысли другого или других;
зафиксировать успешные совместные результаты и достижения;
выразить поддержку, свое положительное отношение к личности и поступкам другого;
спросить о согласии, попросить подтвердить правильность своей позиции;
предложить способы разрешения противоречия;
предложить более глубоко осмыслить ситуацию, ответив на ряд специальных вопросов;
попытаться обосновать свои поступки и суждения, интерпретировав их смысл и значение.
Применение таких шагов позволит в значительной степени преодолеть отношения соперничества, позволит направить их в конструктивное русло.
В XXI веке в России и в мире следует переосмыслить принципы межличностных отношений и организацию общественной жизни. Особенно актуально построение таких отношений, при которых каждый сможет реализовать свой творческий потенциал и найти свое место. Отношения должны связывать между собой разных людей, поколения, народы, религии, культуры.
Еще древние египтяне поняли и отразили в своих притчах «золотые правила» отношений.
1. Не в споре рождается истина, а в соразмышлении.
2. Авторитет велик не тем, что навязывает свое мнение, а тем, что возвышает до себя и над собой других.
3. Критерий истины – не мнение большинства, а гармония интересов.
Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного университета
Соперничество или сотрудничество? — KP.RU
Комсомольская правдаРезультаты поиска
ОбществоМнения
Галина РАТНИКОВА
3 апреля 2019 19:26
Колумнист «КП» о стратегии «win win» применительно к поколению тридцатилетних
Фрагмент спектакля «Реверс» Театра Мюзикла. Фото teamuz.ru
Обсуждая тему поколений, я совершенно упустила из виду один очень важный вопрос. Кто мы – поколение тридцатилетних — друг другу — соперники или соратники?
Если проводить аналогию со спортом, то можно ли говорить, что все тридцатилетние, подобно борцам, относимым к одной весовой категории вынуждены бороться друг с другом? И победит сильнейший, оставив далеко позади проигравших.
Или же наши успешные ровесники, как Клара Цеткин, которая когда-то боролась за права для женщин и проложила путь для всех ныне живущих женщин с равными правами и возможностью самореализации, достигнув успеха, озарят этот путь этот для всех остальных? Захотят ли они формировать команду единомышленников из числа сверстников?
Рассматривая теорию, что мы соперники друг другу, на ум приходит множество аргументов в поддержку этого. Борьба органична человеку. Самцы в природе борются за самку, спортсмены борются за медаль, а человечество в целом борется за выживание и ресурсы. Олимпийская система состязаний, шоу «Последний герой», шоу «Слабое звено» и другие подобные программы нас научили, что выигрывает сильнейший, и что важно победить кого-то.
В последнее время я дважды сталкивалась лицом к лицу с этой темой, и имела возможность наблюдать за собой и своими внутренними размышлениями. Не так давно, я принимала участие в тренинге, в рамках которого была игра. Условия игры казались всем совершенно ясными, до тех пор, пока не пришло время подводить итоги. И в этот момент, оказалось, что мы интерпретировали правила игры через призму собственного сознания, думая исключительно про соперничество, а не про сотрудничество.
Второе столкновение случилось с этой темой на спектакле Реверс в театра Мюзикла. Знаете, сейчас появляется много спектаклей без слов. Так называемые пластические спектакли, но с глубоким смыслом. Эта постановка одна из таких. Весь спектакль актёры боролись друг с другом за выживание, но только перестав бороться, а начав сотрудничать они смогли выжить и стать свободными
Но если мозг изначально настроен на соперничество и выживание за счет других, как перенастроиться на сотрудничество? И откуда появились мировые тренды, перевернувшие все с ног на голову — со стратегии «личной успешности», на стратегию «оба победителя», когда выигрывая, остальные не проигрывают.
Впервые стратегия «win win» была сформулирована профессором Гарварда в 1981 году. В качестве недостатков системы «Win-Loose» (выигравший-проигравший) профессор приводил следующие аргументы: оставляя других побежденными, победитель пренебрегает их интересами, обижает их, часто рвет с ними отношения навсегда.
Позже эта теория была развита доктором экономических наук Гарварда Стивеном Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей», где он писал, что борьба между индивидами проигрывает взаимовыгодному сотрудничеству. И что же получается? В условиях глобального мира, когда любую информацию вы можете получить за считанные секунды, вопросы выбора контрагента, партнера, сотрудника приобретают новые краски, нам не нужны «залетные» или «временщики», мы делаем выбор в сторону таких людей, с которыми можно построить долгосрочные отношения, людей которых вам рекомендуют, и можете рекомендовать вы. И получается, что соратниками в современном мире быть выгоднее, чем соперниками. Выходит, что это как развитие дополнительных компетенций, которые позволяют быть успешными в современном мире.
Функции конкуренции уже и так, сформированы в нашем сознании за миллионы лет и плотно сидят в наших генах. А вот, функции сотрудничества, договороспособностей, компромисса – это компетенции, которым нужно учиться, и только овладевшие ими, смогут достичь успеха.Принцип Win-Win — это выгода, а значит выигрыш. Переводя на русский язык, я бы использовала поговорку «И волки сыты и овцы целы». Это поговорка о мудрости, о том, что всегда можно безболезненно выйти из безвыходной ситуации. Мне видится, что тренд на стратегию сотрудничества, а не соперничества может стать определяющим в нашем поколении. В поисках выгоды и возможностей для реализации проектов, и собственной самореализации – коммуникации становиться главными качествами и способностями нашего поколения. Зная людей, умея договариваться и эффективно коммуницировать, при этом имея хорошую репутацию –можно добиться немалых успехов.
Но готовы ли мы к этому уже сегодня? И станет ли поколение 30 летних относиться к своим сверстникам как к соратникам, или должны пройти годы конкурентной борьбы, чтобы стало очевидно, что, когда выигрывают оба, всем лучше?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Поколение 30-летних
Я боюсь, что моя жизнь навсегда ограничится зарабатываем денег и посредственными удовольствиями. Я боюсь, что предам свои юношеские мечты и потеряю свой юношеский максимализм (подробности)
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Может ли многостороннее сотрудничество сосуществовать с соперничеством великих держав?
Комментарий
Оп-ред Примечание редактора:Первоначально эта статья была опубликована Project Syndicate.
Три важные недавние инициативы администрации президента США Джо Байдена иллюстрируют возобновление взаимодействия Америки с миром и поддержку инклюзивной глобальной многосторонности. Большой вопрос сейчас, когда Соединенные Штаты снова стремятся играть роль международного лидера, заключается в том, будет ли такое сотрудничество работать и как Китай отреагирует на предложения США, учитывая рост двусторонней напряженности.
Первой крупной инициативой был призыв министра финансов США Джанет Йеллен к новому выпуску специальных прав заимствования (СПЗ, резервных активов Международного валютного фонда) на сумму 650 миллиардов долларов — то, что заблокировала администрация президента Дональда Трампа.
Детали плана, одобренного министрами финансов и управляющими центральными банками G-20, а также Международным валютно-финансовым комитетом, еще предстоит проработать. Это не только повлечет за собой новую эмиссию СДР странам на рекордную сумму в размере 650 миллиардов долларов пропорционально их квотам в МВФ. Он также призывает страны, не нуждающиеся в этих СПЗ, добровольно перераспределить их между нуждающимися странами. Например, США предложили предоставить некоторые из них в кредит Фонду сокращения бедности и роста МВФ, чтобы расширить возможности Фонда по льготному кредитованию.
Это важно как минимум в двух отношениях. Новое выделение 650 миллиардов долларов более чем вдвое увеличит существующий запас СДР, повысив глобальную ликвидность и высвободив ресурсы для столь необходимых инвестиций.
Хотя любое перераспределение СДР будет добровольным, страны могут выйти за рамки разрозненного подхода и разработать более скоординированный механизм. Например, предложение США можно было бы расширить, чтобы упорядочить взносы правительств стран-доноров в такие учреждения, как многосторонние банки развития, для финансирования льготных кредитов развивающимся странам. Кроме того, план может предусматривать создание нового специального механизма для привлечения ресурсов частного сектора.
Китай поддерживает предлагаемое новое распределение СДР, но еще неизвестно, согласится ли он с США и другими странами с развитой экономикой в отношении деталей реализации и перераспределит некоторые из своих собственных СДР на скоординированной многосторонней основе. Также будет интересно посмотреть, какую роль в такой схеме может сыграть Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, возглавляемый Китаем.
Второе крупное предложение США позволит странам облагать налогом крупнейшие и наиболее прибыльные многонациональные корпорации (многие из которых являются американскими) на основе их продаж в каждой стране, независимо от физического присутствия, и установит глобальную минимальную ставку корпоративного налога в размере 21 процент. The Financial Times сообщила 8 апреля, что Министерство финансов США выдвинуло эту идею среди 135 стран, участвующих в обсуждениях ОЭСР/Большой двадцатки по так называемой эрозии базы и перемещению прибыли.
Наконец, Байден пригласил 40 мировых лидеров на виртуальный климатический саммит 22-23 апреля, который будет транслироваться в прямом эфире для публики. В число участников входят руководители 17 основных источников выбросов парниковых газов (ПГ), а также представители других стран, которые «демонстрируют сильное лидерство в области климата» и инновационные подходы или особенно уязвимы к изменению климата. Также примет участие небольшое число лидеров бизнеса и гражданского общества.
Администрация Байдена одобряет цели по достижению глобального нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году и ограничению глобального потепления почти на 1,5 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем, подчеркивая при этом необходимость более амбициозных целей по сокращению выбросов к 2030 году, чем те, которые страны обязались Парижское соглашение по климату 2015 года. Большинство стран с развитой экономикой, в том числе и США, разрабатывают стратегии, направленные на достижение глобальных климатических целей, хотя амбициозные планы Байдена столкнутся с жесткой оппозицией республиканцев.
Но к 2050 году мир не достигнет чистого нулевого уровня выбросов или приблизится к нему, если Китай и страны с развивающейся экономикой в целом не вступят на тот же путь. В настоящее время на них приходится почти две трети глобальных выбросов CO2 в результате сжигания топлива, причем только на Китай приходится почти 30 процентов. В прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин пообещал, что Китай станет углеродно-нейтральным до 2060 года, но не наметил конкретной стратегии для достижения этой цели. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что текущая политика и планы страны (особенно в отношении добычи угля и расширения сети нефте- и газопроводов) не соответствуют этой цели.
Байден пригласил Си на предстоящий саммит. Специальный посланник президента США по климату Джон Керри, который сказал, что он «надеется, [но] не уверен» в сотрудничестве Китая в борьбе с изменением климата, недавно посетил Китай, пытаясь заручиться поддержкой страны для успешного апрельского саммита. Обе страны опубликовали совместное заявление, в котором, несмотря на позитивный тон, не хватает подробных обязательств.
Богатые страны признают, что большинству стран с развивающейся экономикой, уже сильно пострадавших от пандемии, необходимы крупные притоки капитала для финансирования перехода к «зеленой» экономике. Поэтому большая часть дискуссий о климате в настоящее время сосредоточена на том, как использовать балансы многосторонних банков развития для привлечения значительных объемов частного капитала в дополнение к государственным потокам.
Но даже несмотря на то, что доход на душу населения в Китае (по паритету покупательной способности) по-прежнему составляет лишь около одной трети от уровня большинства стран с развитой экономикой, США хотят, чтобы китайцы объявили о конкретном плане по сокращению выбросов в ближайшем будущем. будущего и участвовать в финансировании перехода к «зеленой» экономике в странах с развивающейся экономикой. Недостаточно амбициозные китайские планы — и, что особенно важно, действия — наверняка будут использованы в качестве оружия внутренними противниками климатической политики Байдена.
Администрация Байдена хочет придерживаться общего подхода, который делает поддержку демократии и прав человека во всем мире совместимой с двусторонним и многосторонним сотрудничеством с соперниками как по общим проблемам. Например, несмотря на крайне напряженные отношения с Россией, в саммите 22-23 апреля примет участие президент Владимир Путин. Эффективное сотрудничество с соперниками в преддверии ноябрьского климатического саммита COP26 Организации Объединенных Наций в Глазго станет ключевой проверкой того, как многосторонность, дополненная двусторонними усилиями, может работать, несмотря на соперничество великих держав и сильно конкурирующие идеологии.
Связанный контент
Авторы
Длинный взгляд на турецко-российское соперничество и сотрудничество
Внезапный рост турецко-российских отношений в последние годы сбил с толку многих наблюдателей, которые изо всех сил пытались объяснить это изменение. Нужно учитывать долгую историю конкуренции между двумя странами, чтобы понять их нынешние отношения и их ограничения. Соперничество, смешанное с враждебностью, определяло их отношения с 17 века, и это до сих пор наполняет их нынешние взгляды друг на друга историческими стереотипами.
Турция и Россия также имеют схожие отношения с внешним миром. С момента своего возникновения российское государство колебалось между маятником восток-запад и двигалось по траектории север-юг, что приводило его к конфликту с народами, стоявшими у него на пути. Неспособность преодолеть Османскую Турцию на оси север-юг способствовала периодическим колебаниям России между европеизмом и евразийством. Европеизм Бориса Ельцина, а затем вариант евразийства Владимира Путина, смешанный с русским национализмом, являются последним воплощением этого явления.
В Турции поздний османский спор между «восточным идеалом» и «западным идеалом» и его воплощение в республиканскую эпоху между вестернизацией элиты и восточным характером широких слоев населения представляют собой аналогичные колебания. Неопределенность в отношениях между Европой и Евразией в начале 1990-х, европеизация конца 1990-х, когда членство в ЕС казалось близким, и ориентация общества и политики, когда эта надежда не оправдалась, — все это недавние проявления этих дебатов. Как и в России, евразийство, смешанное с национализмом, присутствовало и в Турции, обычно за кулисами, хотя иногда и во главе политического дискурса.
Для Османской, а затем и республиканской Турции действия царской России, а затем советских войск на юг рассматривались как «экзистенциальные» угрозы, неизбежно связанные с территориальным сокращением. Таким образом, несмотря на периоды сотрудничества (в 1920-х, 1930-х и конце 1960-х годов), Турция и Советский Союз оставались противниками на протяжении большей части 20-го века, определив свои отношения в контексте соперничества сверхдержав после Вторая мировая война. Когда Советский Союз распался в конце холодной войны, Турция нашла облегчение в том, что у нее больше не было общей сухопутной границы со своим беспокойным соседом. Эта короткая передышка подошла к концу с возникновением «конфликтного круга» вокруг Турции и обострением конкуренции с Россией за региональное господство в Евразии — бывшей советской глубинке, веками закрытой для внешнего мира — на протяжении большей части из 1990-х и начала 2000-х.
Правила ведения боевых действий в эпоху после окончания холодной войныВо время холодной войны Турция придерживалась политики сдерживания США в отношении Советского Союза. Когда в конце 1980-х международная система времен холодной войны была сметена, в Евразии начался период напряженной конкуренции, получивший название второй «большой игры». По мере того, как внимание всего мира было обращено на регион, а Турция с энтузиазмом включилась в это соревнование, Россия постепенно осознала, что геополитическая переориентация новых независимых государств подорвет ее статус великой державы, а выход из региона неприемлем. В то время как интерес Запада был сосредоточен на природных ресурсах Евразии, Турция стала важным каналом для Запада и рассматривалась как важный игрок из-за ее предполагаемых исторических, культурных, этнических и языковых связей с населением региона.
Увидев в этом «историческую возможность», Турция выступила с политическими инициативами по расширению своих политических, экономических и культурных связей с Евразией. Хотя преувеличенные ожидания вскоре были усмирены реальностью, ее действия заставили Россию усомниться в том, что Турция стремится к пантюркистскому союзу. Хотя Москва первоначально приветствовала турецкое влияние в регионе как противовес панисламизму, в котором доминирует Иран, ситуация быстро изменилась, поскольку страна воспринималась как вытесняющая Россию.
Конфликт в Чечне стал особенно болезненным, когда Россия заявила, что чеченцы получают помощь от Турции, и в ответ оказала поддержку турецкой сепаратистской курдской группировке, Рабочей партии Курдистана (РПК). Растущее внимание России к своему «ближнему зарубежью» свело две страны лицом к лицу на Южном Кавказе. Для Турции независимость стран была стратегическим приоритетом, так как это устранило сухопутную границу с Россией. Москва усилила давление на эти страны с целью восстановить свой региональный статус, против чего неизбежно выступила Турция. Запад и, в частности, Соединенные Штаты в это время поддерживали Турцию против России.
Турции и России удалось получить выход энергии из Каспийского бассейна, что к началу 2000-х уменьшило их соперничество. В то же время повышенное внимание США к региону после терактов 11 сентября побудило их пересмотреть свою политику. В то время как Россия бурно отреагировала на присутствие США на Южном Кавказе, когда в 2008 году появилась возможность вторгнуться в Грузию, Турция оказалась в стороне из-за подавляющего присутствия своего союзника. Расширение ЕС также достигло к этому времени берегов Черного моря с присоединением Болгарии и Румынии в 2007 году. Некоторые европейцы даже начали называть Южный Кавказ новой Юго-Восточной Европой, раздражая Турцию не меньше, чем Россию. поскольку политика ЕС в регионе не всегда совпадала с политикой Турции, а во многих случаях соперничала с ней.
Эта «перенаселенность» региона привела к осознанию в Турции того, что выгоды от сотрудничества с Россией могут быть больше, чем выгоды от конкуренции. Приход Запада на Черное море и Кавказ в плане расширения ЕС и военных советников США подтолкнул Турцию к сближению с Россией. Логика позиции Турции заключалась в том, что усиление западного присутствия нарушит установившееся в регионе равновесие. В то время как Турция предпочитала сдерживать Россию, втягивая ее в многосторонние региональные рамки с упором на экономическое и техническое сотрудничество, экспансия Запада привлекла внимание к вопросам безопасности и военным перспективам.
Компартментализация в Черном мореНесмотря на то, что к концу 2000-х годов турецко-российские экономические отношения были подкреплены энергетикой, строительством и туризмом в качестве их основы, в основе расширяющегося сотрудничества лежало общее понимание преимуществ, получаемых от компартментализации. . Решение отделить экономические вопросы от политических, включая вопросы безопасности, проявилось в сотрудничестве двух стран в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. Их схожие позиции против присутствия неприкасаемых стран в Черном море отражали совместимые договоренности, помогая создать кондоминиум в регионе с равновесием между двумя крупнейшими военно-морскими силами на Черном море.
С точки зрения Турции хрупкий баланс, возникший в конце холодной войны, был ценен и нуждался в защите, поскольку он позволял двум странам сотрудничать по неполитическим вопросам, вовлекая Россию в многосторонние рамки вместо двусторонних отношений, где это неизбежно имело преимущество. Турция хотела избежать отчуждения России и того, чтобы она не чувствовала себя загнанной в угол из-за присутствия внерегиональных держав. Наиболее распространенным способом сделать это было строгое соблюдение Конвенции Монтрё от 1936, которая стабилизировала Черное море после столетий международной конфронтации.
Это означало, что время от времени Турция расходилась с другими членами НАТО. Вражда между Турцией и ее западными союзниками и региональными партнерами стала настолько острой, особенно после 11 сентября, что ее обвинили в том, что она является одним из препятствий на пути демократизации региона, а вторым, предположительно, является Россия.
Когда Россия вторглась в Грузию в 2008 году, Турция мягко осудила это, поскольку за предыдущее десятилетие геополитический ландшафт изменился, и ее соперничество с Россией за энергоресурсы подошло к концу. В то время как Запад изо всех сил пытался отреагировать на кризис, Турция, казалось, дистанцировалась от своих союзников, когда заявила о примате Конвенции Монтрё. При аналогичных обстоятельствах реакция Турции снова была осторожной, когда Россия аннексировала Крым в 2014 году, хотя ее недовольство было более очевидным. Хотя Турция и не признала аннексию, она выбирает поводы для возражений в зависимости от взлетов и падений своих отношений с Россией.
В это время у Турции также были проблемы с заявкой на членство в ЕС и разрыв в отношениях с Западом в целом. Таким образом, Турция и Россия как бы создавали «ось отверженных» на периферии Европы. Однако после аннексии Крыма Россия превзошла все ожидания в восстановлении своего Черноморского флота и укреплении Крыма. Со стратегической точки зрения, продвижение России в Черном море и милитаризация Черного моря беспокоят Турцию, поскольку после аннексии Крыма две страны имеют почти ту же морскую границу, что и во время холодной войны, а российский военно-морской флот превзошел турецкий. флот в его силовой проекции.
Поскольку Россия стала ревизионистской державой в Черном море, Турции еще предстоит выработать адекватный ответ на меняющееся геополитическое уравнение. В то время как после 2008 г. на Кавказе возник несовершенный баланс, новые линии, проведенные в результате аннексии Крыма, потребовали переоценки его позиции в то время, когда его внимание сместилось на Левант.
Россия в теплых водахОсманская империя не позволила России достичь теплых вод Средиземного моря после того, как Петр Великий определил это как свою стратегическую цель. Одно из важных сражений Первой мировой войны произошло за Дарданеллы и проливы Босфор, чтобы установить морское сообщение между Россией и ее союзниками. Советские требования в конце Второй мировой войны о совместном контроле над проливами были одной из причин, по которой Турция решила присоединиться к формирующейся системе западных союзов.
Связи Москвы со Средиземноморьем и Левантом во время холодной войны оставались спорадическими и сократились после окончания холодной войны. Однако война в Сирии предоставила России возможность вернуться в регион и существенно повлияла на ее отношения с Турцией. События, приведшие к гегемонистскому присутствию России, начались в Черном море с аннексией Крыма, но теперь Россия контролирует несколько запретных зон вокруг Турции, включая восточное Средиземноморье.
В 2012 году Россия также создала постоянную Средиземноморскую военно-морскую оперативную группу, которая расширилась за счет дополнительных кораблей Черноморского флота, провела различные учения в Восточном Средиземноморье и оказала поддержку российским операциям в Сирии. Тот факт, что Черноморский флот играет ключевую роль в материально-техническом обеспечении присутствия России в Сирии, ясно связывает оба региона в уникальную геополитическую структуру.
С преобразованием порта Тартус в Сирии в морскую базу и приобретением постоянной авиабазы в Хмеймиме Россия впервые может развернуть постоянные силы с трех сторон Турции — на севере, северо-востоке и юге . Разногласия между двумя странами относительно присутствия российских войск в Сирии ясно отразились в сбитом турецкими ВВС в 2015 году российском самолете и все еще были заметны в начале этого года, когда они были близки к прямому конфликту из-за поддержки России. для сил сирийского режима в Идлибе.
Тем не менее, раздражение Турции политикой США в Сирии по отношению к Партии Демократического союза (ПДС), связанной с РПК, по-прежнему обуславливает ее тесное сотрудничество с Россией. Сосредоточив внимание исключительно на появлении курдов в роли игроков в Сирии, ему еще предстоит рассмотреть возможные долгосрочные последствия российского присутствия в регионе. Хотя Россия кажется полезным противовесом Соединенным Штатам к востоку от реки Евфрат и позволяет Турции претендовать на большее место в сирийских дебатах, неясно, сохранится ли их сотрудничество, если Турция и Соединенные Штаты смогут уладить свои разногласия по поводу сирийского конфликта. будущее Сирии и курдов в целом.
Конкурентное сотрудничествоПосле многовековой конфронтации Турция и Россия сумели установить более тесные отношения после окончания холодной войны.