Социализация психология личности: Социализация личности. Этапы социализации личности.

Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика

‘; for (var i = 0; i

Аннотация

The article presents the problem of socialization in the changing world, identifies a number of studies and key areas of their results and discloses specifics of the socio-psychological analysis of a child and adult socialization with the category of objective and subjective changes.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной сре­дой» (грант №11-06-00716 а)

Ключевые слова: личность, социализация, инстанция, адаптация

Рубрика издания:

Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шамионов Р. М. Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема социализации личности на протяжении длительного времени остается централь­ной для ряда областей психологии. Изучение включения человека в различные группы и усвоения им специфичного для каждой в отдельности и общего для всех социально-психологического со­держания важно с точки зрения понимания того, каким образом и в какой степени личность обре­тает свою социальность и как она регулирует свое поведение. В последние десятилетия в социаль­ной психологии наметились тенденции расщепления исследований процесса и результата социа­лизации с точки зрения фиксации определенных ее областей. Так изучаются политическая, эконо­мическая, профессиональная и т.п. социализации личности. Совершенно ясно, что каждая из них представляет весомую проблему, решение которой предопределено современной общественной си­туацией, изменением всей системы норм и ценностей.

Между тем разные аспекты социализации весьма тесно взаимосвязаны, т.к. разные ее институты и агенты транслируют не только специфич­ные нормы, но и нормы, относящиеся к разным социальным сферам и сферам жизнедеятельно­сти человека. Вполне очевидно то, что значимость этой проблемы заключается в высшей степени устойчивости эффектов социализации в их влиянии на последовательное социальное (и не толь­ко) поведение личности. Кроме того, необходимо понимать, что «отказ от норм» вовсе не означает и выведение из поведенческого арсенала соответствующих паттернов. Это значит, что новые нор­мы могут укреплять существующие, противоречить им (при этом сосуществуя с прежними), бло­кировать и замещать их, но не могут полностью заменить их, поэтому процесс социализации в свя­зи с социальной активностью личности, включением ее в разнообразные сообщества усложняет­ся. Мак-Даугалл считал, что человек, живя в обществе с разнообразными мнениями, оказывается способен к обретению нравственных норм и высшим типам поведения, благодаря влиянию кото­рых возможен прогресс нравственных традиций.

Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степе­ни меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Каждое поколение обла­дает рядом специфичных социально-психологических характеристик, сформированных на основе социализации в определенную эпоху с соответствующими лишь ей конфигурациями ценностно­нормативного содержания институтов и условий. В этом отношении социализация каждого по­коления является уникальной и неповторимой. Личность, будучи «современником определенно­го поколения», вбирает эти специфичные черты через включение в современные ей сообщества (Б.Г. Ананьев, В.А. Кольцова и др.). В связи с этим невозможно полностью предсказать содержа­тельные особенности социализации каждого последующего поколения. Однако ее эффекты име­ют однородную и медленно изменяющуюся структуру. Это значит, что компоненты этой структу­ры могут меняться в значительной степени, но сама структура – в незначительной. Иначе говоря, существуют стойкие структуры эффектов социализации, более или менее обеспечивающие устой­чивость личности в системе социальных отношений и, соответственно, социального поведения.

Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институцио­нальными образованиями (традиционно понимаемыми как таковые), но и меняющимися условия­ми бытия: возможностями мобильности (пространственной и социальной), бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определен­ном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юно­шей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпеча­ток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.

В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерми­нант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта.

В связи с этим в иссле­дованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно­смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновацион­ному поведению.

В последние десятилетия проблема социализации личности все более активно изучается сквозь призму теоретических воззрений когнитивизма и конструкционизма. С. Московичи счита­ет определенным результатом социализации сформированность социальных представлений (свой­ственных определенным группам). Представления личности о тех или иных явлениях в немалой степени детерминированы включенностью в группы, вырабатывающие собственный взгляд на те или иные социальные явления. Упорядоченная система этих представлений, в которых нормы впле­тены в смысловые блоки, очевидно, предопределяет некую последовательность поведения лично­сти. С точки зрения П. Бергера, Т. Лукмана, важным в социализации личности выступают констру­ируемые значения, основанные на представлениях (чувстве) неизбежности, однозначности, опреде­ленности в процессе первичной и рациональной и эмоциональной контролируемости, – в процес­се вторичной социализации.

Эти воззрения весьма близки нашему подходу в исследованиях соци­ализации, в котором основной единицей анализа выступает инстанция личности (как элемент со­подчиненной системы) – динамичное образование на разных уровнях организации которой (лич­ности), обладающее рядом специфичных свойств, благодаря чему не только осуществляется регу­ляция поведения, но и реализуется сам процесс становления личности. В процессе социализации личности ее инстанции приобретают свою определенность и некоторую устойчивость.

Обращаясь к проблеме социализации с учетом категории изменений, необходимо остано­виться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. Прежде всего речь идет о различиях социализации детей и взрослых. В последние де­сятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошколь­ного и школьного детства.

Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации. В условиях российской действительности особую роль играют ключе­вые институты детской социализации – семья, школа и в немалой степени территориальное сооб­щество. Если в отношении первых двух имеется какая-то определенность в их типологии, прозрач­ных условиях, то территориальное сообщество практически всегда остается за рамками исследо­ваний. Между тем в исследованиях зарубежных психологов имеются некоторые попытки анализа этих условий с точки зрения их социализирующей роли. Однако зарубежный опыт не может с лег­костью быть переложен на российскую действительность по ряду обстоятельств, среди которых, пожалуй, наиболее значимое – уникальная общественная психология. Памятуя о комплексности ин­ституциональных влияний, тем не менее следует обратить пристальное внимание на этот институт. Это становится особенно важно в связи с расслоением и компактным поселением групп с опреде­ленным статусом (этническим, экономическим, правовым и т.п.). Так, исследования социальных психологов показали тенденциозность социализации в условиях компактных поселений (напри­мер, исследования Л.

М. Попова о группировочном движении молодежи; В.В. Константинова – об адаптации вынужденных переселенцев; Т.В. Семеновой – о психологии горожан и др.). Эти иссле­дования имеют важнейшее прикладное значение, заключающееся в определении направлений мо­лодежной, миграционной, экономической, правовой, образовательной политики.

Изменения, происходящие в образовании, настолько существенны, что возникает необходи­мость в определении особенностей социализации личности ребенка и условий нормативной социа­лизации уже в новой изменяющейся образовательной реальности. Существующее положение дел в этой области требует разработки программ нормативной ресоциализации личности с целью при­своения норм-регуляторов ее просоциального поведения. Важным их компонентом является крити­ческое мышление, основанное на субъектной позиции, что, пожалуй, представляется самым слож­ным для трансляции и присвоения личностью.

Изучение социализации личности в период школьного детства связано не только с объектив­ными изменениями содержания этого процесса в последние десятилетия, но и с тем, что происхо­дят изменения в сфере институтов социализации.

Социализирующие функции приобретают одни и утрачивают другие институты. В этих условиях необходимо изучение функции таких институ­тов, как Интернет, субкультура и др., а также их соотношений с традиционными институтами. Вме­сте с тем необходимо понимать, что каждый институт, кроме универсального, имеет и специфич­ное, регулирующее определенные сферы отношений содержание. В этом смысле приобретают осо­бую актуальность исследования, направленные на выяснение вопроса об их согласованности и со­отношении социальных и личностных ценностей, норм, представлений. Исследования, проводи­мые в области конструирования представлений, позволяют выявлять общее и специфичное, но не дают достаточных оснований для того, чтобы говорить о соотношении социальных представлений групп и личностей. Это соотношение проявляется в их объективации на уровне поведения и кон­кретных поступков человека. Так, выбор профессионального пути, тенденциозность бытовых ре­шений, семейные стратегии и т.п. определяются в немалой степени этими представлениями. Бла­годаря достаточно весомому их эмоциональному компоненту и низкой личностной зрелости юно­шей, эта тенеденциозность проявляется в выборе определенных внешне привлекательных специ­альностей в процессе профессионального самоопределения, групповой конформности в социаль­ных решениях и т.д.

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 25872
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 5

Социализация личности — Психология личности (Психология)

2. Социализация личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

2.1. Стадии социализации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

2.2. Различия между социализацией взрослых и детей.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые  ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых  часто предполагает понимание того, что между черным и белым  существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

2.3. Ресоциализация.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

2.4. Жиненные кризисы.

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного  окружения. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Лекция «8. Планирование в системе управления организацией» также может быть Вам полезна.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис  происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

 Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение пошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.

Шестой кризис  свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода    (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Теория первичной социализации. Роль личностных черт в этиологии наркомании и девиантности. II

. 1998 г., май; 33(6):1337-66.

дои: 10.3109/10826089809062220.

Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер

принадлежность

  • 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
  • PMID: 9603274
  • DOI: 10.3109/10826089809062220

ER Oetting et al. Неправильное использование Subst. 1998 май.

. 1998 г., май; 33(6):1337-66.

дои: 10.3109/10826089809062220.

Авторы

Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер

принадлежность

  • 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
  • PMID: 9603274
  • DOI: 10.3109/10826089809062220

Абстрактный

Теория первичной социализации предполагает, что употребление наркотиков и девиантное поведение возникают в результате взаимодействия с первичными источниками социализации — семьей, школой и группами сверстников. Теория также постулирует, что личные характеристики и черты личности человека не имеют прямого отношения к употреблению наркотиков и отклонениям, но почти во всех случаях влияют на эти результаты только тогда, когда они влияют на взаимодействие между человеком и первичными источниками социализации. Интерпретация результатов исследования с точки зрения теории первичной социализации предполагает следующее: 1) такие характеристики, как депрессия, тревога и низкая самооценка, связаны с употреблением наркотиков и девиантностью только тогда, когда они оказывают сильное влияние на процесс первичной социализации; т. е. среди детей младшего возраста; 2) такие черты, как гнев, агрессия и поиск острых ощущений, связаны с употреблением наркотиков и отклонениями, поскольку эти черты с большей вероятностью влияют на первичный процесс социализации в любом возрасте; 3) психопатологии, которые в наименьшей степени препятствуют установлению связи с источниками просоциальной социализации, тревогами и большинством аффективных расстройств, реже имеют коморбидную наркотическую зависимость; и 4) Психопатологии, такие как оппозиционное расстройство, расстройство поведения, синдром дефицита внимания и антисоциальная личность, с большей вероятностью мешают первичной социализации, и литература показывает, что эти синдромы также, скорее всего, имеют двойной диагноз с наркозависимостью.

Похожие статьи

  • Сети сверстников и поиск ощущений: некоторые последствия для теории первичной социализации.

    Донохью Л., Клейтон Р.Р., Скиннер В.Ф., Колон С. Донохью Л. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь;34(7):1013-23. дои: 10.3109/10826089909039393. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359219

  • Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. Я.

    Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 март; 33 (4): 995-1026. дои: 10.3109/10826089809056252. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9548633 Обзор.

  • Теория первичной социализации. Влияние общества на употребление наркотиков и девиантность. III.

    Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф., Деффенбахер Дж.Л. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 июнь; 33 (8): 1629-65. дои: 10.3109/10826089809058948. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9680086

  • Дополнительный взгляд на теорию первичной социализации.

    Нурко Д.Н., Лернер М. Нурко Д.Н. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/10826089909039391. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359217

  • Аннотация: Недавнее исследование, изучающее роль отношений со сверстниками в развитии психопатологии.

    Дитер-Декард К. Дитер-Декард К. J Детская психологическая психиатрия. 2001 г., июль; 42 (5): 565–79. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11464962 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Факторы риска раннего подросткового возраста в криминальной карьере польских правонарушителей в свете теории жизненного пути.

    Пенкала К., Кацпжак А., Пенкала-Войцеховская А., Хомчинский П., Ольшевский М., Марчак М., Козловский Р., Тимлер Д., Законник Л., Сенкевич К., Козловская Е., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 18 июня; 18 (12): 6583. дои: 10.3390/ijerph28126583. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34207331 Бесплатная статья ЧВК.

  • Возрастные переходы и поворотные моменты в криминальной карьере польских правонарушителей с точки зрения теории жизненного пути.

    Пенкала К., Кацпшак А., Хомчиньски П., Ратайчак Ю., Марчак М., Козловски Р., Тимлер Д., Пенкала-Войцеховска А., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 3 июня; 18 (11): 6010. дои: 10.3390/ijerph28116010. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34205048 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние соседства, сверстников и родителей на незначительное и серьезное употребление психоактивных веществ латиноамериканскими и чернокожими подростками.

    Сигал М., Росс Б.Дж., Бенке А.О., Планкетт С.В. Сигал М. и др. Дети (Базель). 2021 31 марта; 8 (4): 267. doi: 10.3390/дети8040267. Дети (Базель). 2021. PMID: 33807221 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальное взаимодействие в игре и игровое расстройство: взгляд из онлайн-социального капитала.

    Хэн С., Чжао Х., Ван М. Хенг С. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 3 фев; 11:468115. doi: 10.3389/fpsyt.2020.468115. Электронная коллекция 2020. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 33613329 Бесплатная статья ЧВК.

  • Культурно значимые факторы риска и защиты от немедицинского использования опиоидов, отпускаемых по рецепту, среди заключенных афроамериканцев.

    Уиллер П.Б., Стивенс-Уоткинс Д., Муди М., Доган Дж., Льюис Д. Уилер П.Б. и др. Поведение наркомана. 2019 июнь;93:46-51. doi: 10.1016/j.addbeh.2019.01.014. Epub 2019 17 января. Поведение наркомана. 2019. PMID: 30690415 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • P50 DA-07074/DA/NIDA NIH HHS/США
  • R01 DA-04777/DA/NIDA NIH HHS/США

Социальная психология — гибкие группы, удовлетворенность работой, социализация и самооценка

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *