Социальная сфера цивилизации: Социальная сфера общества — что включает в себя, понятие, примеры

Социальной сфере всем цивилизациям присущи – Fan Wiki

Социальная сфера – это одно из ключевых понятий в обществе. Она охватывает все аспекты и отношения, связанные с человеческим обществом. Несмотря на разные культуры, традиции и ценности, социальная сфера присуща всем цивилизациям. Проявления в социальной сфере могут различаться в зависимости от исторического, культурного и экономического контекста, но в целом они отражают базовые потребности и стремления человечества.

Социальная сфера и благосостояние

Одной из главных составляющих социальной сферы является забота о благосостоянии общества. Концепция благосостояния присутствует во всех цивилизациях и выражается через различные формы – доступ к здравоохранению, образованию, культурным ценностям, социальной защите и многому другому. Прекрасным примером сферы благосостояния является система общественного здравоохранения, предоставляющая доступную и качественную медицинскую помощь широким массам населения. Все цивилизации стремятся обеспечить своих граждан заботой и защитой в сфере социального благосостояния.

Экономическая сфера и социальная справедливость

Социальная справедливость – это еще одна важная составляющая социальной сферы, присущая всем цивилизациям. Экономическая сфера оказывает прямое влияние на общественную жизнь и положение людей в обществе. Понятие социальной справедливости предполагает равный доступ к ресурсам, возможностям и правам для всех членов общества. Различные системы распределения богатства, налоговые политики, социальное обеспечение и другие элементы экономической сферы стремятся создать более справедливое общество. Идея социальной справедливости является важным фактором для всех цивилизаций.

Сфера образования и культурное разнообразие

Культура и образование также играют важную роль в социальной сфере всех цивилизаций. Через образование передается знания, ценности и навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе. Образование является ключевым фактором развития индивида и общества в целом. Культура, в свою очередь, формирует и поддерживает ценности, традиции и идентичность народов. Каждая цивилизация имеет свою уникальную культуру и образовательные системы, отражающие особенности и историю этой цивилизации. Разнообразие культур и образования представляет богатство человечества, которое проявляется в социальной сфере.

Социальная сфера в итоге: все цивилизации равны важности

В конце концов, социальная сфера является неотъемлемой частью бытия во всех цивилизациях. Она объединяет людей и позволяет создавать устойчивые общества. Несмотря на различия в историях, культурах и традициях, сущность социальной сферы является универсальной. Все цивилизации стремятся обеспечить своим гражданам благополучие, социальную справедливость, доступ к образованию и культурному развитию. Уважение и понимание разнообразия социальных сфер разных цивилизаций позволяет улучшить само человечество в целом и стремиться к более справедливому и развитому обществу.

Социальная сфера – это совокупность отношений, взаимодействий и институтов, которые возникают в обществе и позволяют людям удовлетворять свои потребности. Независимо от культурных, исторических или географических различий, все цивилизации имеют социальную сферу. Эта сфера формируется в результате множества факторов, таких как культура, образование, экономика и политика, и она играет ключевую роль в развитии и процветании общества.

Социальная сфера и основные ее составляющие

Основными составляющими социальной сферы являются образование, здравоохранение, культура, социальная защита, семья и гражданское общество.

  • Образование – ключевой компонент социальной сферы, который позволяет передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Образование способствует развитию самого человека, его карьере и профессиональному росту, а также влияет на экономическое развитие общества.
  • Здравоохранение – обеспечение здоровья населения является одной из важнейших задач социальной сферы. Здравоохранение включает ряд мероприятий, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также на повышение общественной осведомленности о важности здорового образа жизни.
  • Культура – это выражение идентичности и ценностей общества. Культура включает в себя искусство, музыку, литературу, традиции и обычаи. Она является неотъемлемой частью социальной сферы, поскольку формирует индивидуальность человека и способствует развитию его творческого потенциала.
  • Социальная защита – предоставление помощи и защиты уязвимым группам общества, таким как дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и безработные. Такая защита включает в себя пенсионную систему, пособия по безработице, социальное обеспечение и многое другое.
  • Семья – основа общества. Социальная сфера отводит особое место семье и способствует ее развитию и поддержке. Семейные ценности и семейное благополучие являются важными аспектами социальной сферы во всех цивилизациях.
  • Гражданское общество – это активное участие граждан в управлении обществом, защите своих прав и свобод, и формирование социальных инициатив. Гражданское общество является неотъемлемой частью социальной сферы и способствует развитию и демократизации общества.

Социальная сфера и различные цивилизации

Несмотря на то, что социальная сфера является общей предметом для всех цивилизаций, каждая цивилизация имеет свои уникальные особенности в ее организации и функционировании.

В западной цивилизации, которая характеризуется высокой степенью индивидуализма и конкуренции, социальная сфера часто строится на основе свободного предпринимательства, сильных неправительственных организаций и обширной системы социальных услуг.

Восточные цивилизации, такие как китайская и японская, отличаются высокой степенью коллективизма и взаимозависимости. В этих цивилизациях социальная сфера ориентирована на семейные и общинные ценности, и значительное внимание уделяется укреплению единства и гармонии в обществе.

В африканских цивилизациях социальная сфера тесно связана с традициями и обычаями, и включает в себя системы родства и добровольных объединений. В этих цивилизациях личные отношения и солидарность играют важную роль в обеспечении социальной защиты и взаимопомощи.

В индийской цивилизации социальная сфера основывается на системе каст, которая регулирует социальную стратификацию общества и обуславливает права и обязанности каждого члена общества.

Итог

Не смотря на разные культурные и исторические особенности, социальная сфера присуща всем цивилизациям. Она является фундаментом для более гармоничного и развитого общества. Через образование, здравоохранение, культуру и социальную защиту, люди получают возможности развития, самореализации и поддержки в трудные времена. Социальная сфера способствует укреплению семейных ценностей, гражданского общества и установлению ярких и живых взаимоотношений между людьми. Она позволяет цивилизациям процветать и строить лучшее будущее для всех своих граждан.

Все цивилизации развивались в социальной сфере, которая была важной составляющей их развития. Суть социальной сферы заключается в взаимодействии людей и обеспечении их базовых потребностей. Независимо от времени, места или культуры, все цивилизации сталкивались с необходимостью развивать социальные отношения и создавать условия для комфортной жизни своих граждан.

Исторический обзор

В течение тысячелетий люди формировали различные формы организации общества. От первобытных племен, собиравшихся вместе для охоты и выживания, до современных городов, где сосуществуют миллионы людей со своими уникальными потребностями и целями.

Древние цивилизации, такие как Месопотамия, Египет и Инда, имели строго упорядоченные социальные системы. Власть и богатство были сконцентрированы в руках единоличных правителей или верховного священника. Это приводило к неравному распределению ресурсов и социальным неравенствам.

В более поздние времена, в период раннего Средневековья, на смену империям пришли феодальные системы. Постепенно возникли государства, а социальная сфера стала более сложной и разнообразной. Люди стремились к свободе и справедливости, и вопросы социального равенства стали актуальными.

Основные элементы социальной сферы

Социальная сфера включает в себя несколько основных элементов, которые присущи всем цивилизациям. Они обеспечивают стабильность, развитие и благополучие общества.

  • Образование и наука: Система образования является фундаментальной частью социальной сферы. Она позволяет передавать знания и навыки от одного поколения к другому, обеспечивая прогресс и развитие общества. Наука играет важную роль в понимании мира и решении сложных проблем.
  • Здравоохранение и медицина: Здоровье населения — это ключевой аспект социальной сферы. Обеспечение доступа к качественной медицинской помощи и забота о благополучии людей являются приоритетами для любой цивилизации.
  • Экономика и труд: Экономическая сфера тесно связана с социальной. Создание рабочих мест и обеспечение справедливой оплаты труда являются основой для поддержания стабильной социальной сферы.
  • Культура и искусство: Культура является важным аспектом социальной сферы. Искусство, литература, музыка и другие формы культурного выражения позволяют развивать чувства и эмоции, способствуя формированию личности и общества.

Выводы

Социальная сфера присуща всем цивилизациям независимо от времени и места их существования. Она выполняет необходимую функцию обеспечения комфортного и справедливого существования для всех членов общества.

Образование, здравоохранение, экономика и культура — это лишь некоторые элементы социальной сферы, которые характеризуют и определяют цивилизации. Они объединяют людей и позволяют им развиваться и процветать.

Независимо от того, куда посмотрите, социальная сфера присутствует повсюду вокруг нас. Она является фундаментальным аспектом нашей жизни и определяет те ценности и принципы, которые мы признаем и следуем.

ЮРИЙ ВОРОБЬЁВ – О ВЫЗОВАХ И УГРОЗАХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьёв в интервью газете «Новые Известия» поделился своим мнением по широкому кругу вопросов, связанных с вызовами и угрозами современной цивилизации.


Катастрофа в Японии, события в Африке, мировой экономический кризис и другие потрясения вновь актуализировали тему грядущих и неизбежных глобальных перемен, на пороге которых стоит человечество. Очевидный кризис цивилизации, с проявлениями которого мы сталкиваемся все чаще, обостряет целый ряд проблем, требующих не просто грамотного решения, но и глубокого понимания. Как создать безопасные условия жизни? Каким образом избежать губительной зависимости от достижений прогресса? Чем защитить конкретного человека и общество в целом от потрясений, которые могут иметь необратимый характер для нашей цивилизации? На эти и другие вопросы главного редактора «НИ» отвечает один из ведущих экспертов в области глобальной безопасности, заслуженный спасатель России, заместитель Председателя Совета Федерации, Герой России Юрий Воробьёв.

Юрий Леонидович, недавно Всемирный банк обнародовал ежегодный «Доклад о мировом развитии», в котором говорится, что «уровень развития стран зависит не только от экономического благосостояния, но и от решения проблем безопасности, доверия к власти, правосудия. Международные экономические организации сосредоточенны на росте экономик, но нет ни одной, кто занимался бы проблемами безопасности и справедливости…» Вслед за этим в нашей прессе появились публикации под заголовками «Не то развивали», «Миром будут править социальные сети» и так далее, и тому подобное. Журналисты и аналитики стали задаваться вопросом, в какой степени обоснованы тревоги ВБ и чем на самом деле объясняются столь глобальные катаклизмы последнего времени. Вы, как один из создателей нашего МЧС — самого эффективного ведомства по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не один год посвятили изучению проблем безопасности. На ваш взгляд, в какой степени обоснованы тревоги Всемирного банка и есть ли способы обеспечить безопасность человека от издержек технологических революций?

— Человечество много столетий решает два вопроса: как больше произвести для себя благ и как их распределить? И не заметило, что ресурсы планеты и социальной организации на этом пути по существу исчерпаны. Человек как вид, как часть планетарного разнообразия поставил себя на грань вымирания. Эти выводы сделаны конференцией стран мира еще в 1992 году в Рио‑де-Жанейро, когда был поставлен вопрос «Повестки дня на XXI век» — о необходимости изменения траектории развития цивилизации.

Было сформулировано понятие «устойчивое развитие». Сегодня стоит вопрос выбора: политэкономические приоритеты развития или приоритеты развития в гармонии с окружающим миром, социальной толерантностью, мобилизацией ограниченных ресурсов общества на поддержание человека. Проще говоря, или меркантильные приоритеты как цель развития, или приоритеты безопасности человека. Двадцать лет назад одновременно с созданием МЧС России мы предложили простой и, как показала практика, результативный подход к решению этой проблемы. Мы поставили в центр нашего внимания человека. Комплексная безопасность человека и есть тот приоритет, от которого должна строиться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой‑либо иной безопасности, например государственной, промышленной, информационной, военной и так далее, будет строиться во вред или вопреки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть абсолютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности XXI века.
Очевидно, что изменившийся мир людей и измененный окружающий мир природы требуют обновления парадигмы развития цивилизации, во главе которой должна находиться комплексная безопасность человека, потому как именно человеку и его существованию возникли серьезные угрозы. Современная цивилизация в своем развитии, к сожалению, преследует в основном политэкономические цели, которые были сформулированы европейскими экономистами еще в XVIII-XIX веках.

— То есть наша цивилизация в определенном смысле стала жертвой эпохи бесконечного накопления, а неудержимое стремление к экономическому росту и техническому прогрессу имеет оборотную сторону медали в виде глобальных угроз? Значит, чтобы выжить, человечеству необходимо изменить мировоззрение, систему ценностей и целей жизнедеятельности? А готовы ли мы к этому?

— Думаю, что нет. И тем более к этому не готова мировая элита, управляющая ресурсами планеты. Если мы сделаем вывод, что безопасность человека как вида — главная цель дальнейшего развития, нам придется объединить усилия мирового сообщества в этом направлении, что в современном глобальном мире вполне возможно. Но вопрос: как это сделать и где найти тот инструмент, ту точку приложения сил, с помощью которой можно получить искомый результат? Наш опыт говорит, что этот инструмент — наша социальная организация. Только разумно управляя своей социальной организацией, человек сможет обеспечить свою безопасность.

— Но социальные потрясения последнего времени, природные бедствия, изменения климата, техногенные катастрофы, мировые финансово-экономические кризисы, ожидания, связанные с 2012 годом, якобы предсказанные пророками племени майя — все это не может не вызывать тревоги. И поэтому, вероятно, все чаще возникает ощущение грядущих перемен в мире и нарастающей нестабильности, все отчетливее видны контуры системного кризиса. Разве ученые, занимающиеся проблемами безопасности, не замечают этого и не ищут ответов на те же вопросы, что и общество

?

— Современная система знаний о мире природы, технологической сферы и социальной организации сообщества людей так устроена, что не всегда удается применить универсальный подход к оценке одновременно всех известных науке и практике факторов, свойств и характеристик, быстро меняющихся состояний сложной мегасистемы нашей цивилизации. Но без такого подхода едва ли мы можем измерить уровень безопасности человека. Очевидно и доказано, что путь развития нашей цивилизации не является безупречным и надежным, он не обеспечивает гармоничного развития всех четырех цивилизационных сфер: технологической, природной, информационной и социальной. К счастью для практиков в области управления безопасностью человека, математика как синергетическая, то есть междисциплинарная наука, дала ответы на многие вопросы теории управления динамикой сложных систем и их безопасности. Мы должны быть благодарны создателям теории катастроф: Рене Тому, Кристоферу Зиману, Анри Пуанкаре, Хасслеру Уитни, нашим соотечественникам Александру Андронову, Владимиру Арнольду и его ученикам и, наконец, лауреату Нобелевской премии Илье Пригожину. Именно он говорил : «…В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость нуждаются друг в друге» и далее «…с точки зрения математики катастрофа и хаос — вовсе не обязательно крушение всех надежд … это резкая перестройка системы качественный скачок ее состояния».

Илья Пригожин предостерегал не «застрять» в кризисе, найти нужный путь, и тогда катастрофу можно обернуть себе на пользу.

— Из этой теории следует, что катастрофа и хаос — это переход системы в иное, новое состояние. Если рассматривать эту теорию с практической точки зрения, например при возникновении чрезвычайных ситуаций социального характера, природных явлений, в техносфере, ведь не всегда этот переход может быть качественным? Как же тогда найти верный путь выхода из кризиса?

— Прежде чем ответить на этот вопрос и двигаться дальше в анализе современного системного кризиса, хочу уточнить представление о такой важной сфере этой сложной мегасистемы, которой является наша цивилизация, как социальная сфера. Я утверждаю, что все проблемы человека и человечества лежат на границах этой сферы с другими вышеназванными. Следует сказать, что это очень сложная сфера, вмещающая все наши человеческие отношения. Очевидно, что в социальной организации человек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, трудовой деятельности, образования.

Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, законами и, наконец, совестью. Картина была бы неполной, если бы мы не сказали о приобретенной вследствие такой социальной организации человека идентичности, т. е. месте индивидуума в обществе людей. Для контроля и управления социальной организацией человеком создан инструмент — это государство. Государство как инструмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат. Именно такое представление о социальной организации и дает мне основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию и повышать уровень безопасности на границах сфер. Отсюда вытекает вывод о нашей ограниченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной организации. Таким образом, чтобы избежать индивидуальных угроз, нужно управлять собственным поведением. Коллективных угроз — социальной организацией в семье, поселении, регионе.
Национальных угроз — социальной организацией государства, а цивилизационных угроз — организацией мирового сообщества. То есть безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов. Но сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения. Современный мир характеризуется появлением феномена «виртуальной реальности», глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей, и государство, как инструмент социальной организации, оказалось не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реальность», а вмешательство государства иногда лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управления изнутри этой системы, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.

— То есть все проблемы, как и многие века подряд, в самом человеке, его поведении. Он сам является причиной различных бед, так как пытается изменить мир, забывая, что жизнь течет по своим законам и эти изменения могут привести к потрясениям. Но насколько близко мы сегодня подошли к критической точке, и какие изменения нашей мегасистемы могут привести к глобальной катастрофе?

— Что представляет собой набор критических изменений, накопившийся в сложной мегасистеме нашей цивилизации? Перечислю лишь некоторые наиболее значимые: рост численности людей на планете за 40 лет в два раза — с 3 до 6 миллиардов; увеличивающееся потребление человеком энергии, воды, продуктов питания; урбанизация; индустриальные и постиндустриальные риски; социальное расслоение; возрастающее государственно — территориальное несоответствие обладанием ресурсами планеты; возникновение информационной сферы, ее социализация; возникающая неэффективность государственного управления как основного института социальной организации; культурно-нравственная экспансия, разрушение основ поведенческой практики больших масс людей, религиозный дисбаланс в этнокультурных пространствах; новые риски научных достижений в сфере нанотехнологий, космических, биологических, генных; циклические, космические риски и др. Эти изменения самым решающим образом воздействуют на сложные системы: природную, технологическую, информационную, социальную и на мегасистему, объединяющую четыре названные сферы и представляющую нашу цивилизацию, привели к нестабильному, критическому состоянию, при котором даже слабое воздействие на ее такую идентичность вызовет кризис и катастрофу. Какие качественные изменения могут произойти?! Во‑первых, изменение территориально — государственных распределений, сложившихся исторически. Во‑вторых, возникновение этнической, конфессиональной и социальной нестабильности. В третьих, возникновение разрушительных стихийных бедствий и катастроф в природной и техногенной среде. В четвертых, возникновение новых болезней в масштабах пандемий. В пятых, резкое сокращение биоразнообразия, обеспечивающего жизнь человека на планете. В шестых, отказ больших масс людей от традиционных морально-нравственных ценностей и как следствие хаос социальной организации. В седьмых, резкий недостаток продовольствия и воды.

— Да, этот перечень выглядит настоящим приговором нашему будущему, и в определенном смысле получается, что прорицатели майя были не так уж и далеки от истины. Каким же образом уберечь человечество от этих потрясений и неизбежного в случае их нарастания конца света?

— Я бы не стал оперировать излишне трагическими категориями типа «конец света». Но вместе с тем сознаю, что проще всего отвернуться от реальности, исповедуя известный подход Августа фон Хайека который полагал, что «…мы не должны заботиться о будущих поколениях, поскольку они не имеют шансов позаботиться о нас», и надеяться на то, что в нашем поколении эти угрозы не реализуются. Хотя не факт!

Уж слишком многое говорит о нарастании угроз для современной цивилизации, цепочка этих примеров может быть прослежена в исторически обозримом времени — это XX век и начало XXI. Я не стану перечислять все известные события, произошедшие в природной сфере, техносфере, информационной сфере и социальной — эти бедствия, катастрофы, революции и войны можно легко восстановить в памяти любого их нас. Вы спрашиваете, что делать дальше?

Полагаю, что, во‑первых, все политэкономические цели, достижение которых осуществляется через расширенное воспроизводство товаров и услуг, всё более удовлетворяющих необузданно растущие потребности человека, должны быть подчинены главной цели — безопасности человека как вида!

Все иные виды безопасности, такие как государственная, международная, военная, информационная, природно-техногенная и т. д., должны быть подчинены интересам безопасности человека, а не противоречить ей.

Во‑вторых, нужна модификация государства как универсального инструмента управления безопасностью и его социальной организацией.

Его новый облик должен обеспечивать управление на ином уровне интеграции мирового сообщества, происходящих миграционных процессов, информационной реальности при необходимой гармонии с окружающим миром.

В‑третьих, нужна «инвентаризация мировых ресурсов» и инструменты ее международной (глобальной) оценки и управления!

В‑четвертых, следует провозгласить современную философию такой политики и придумать механизмы ее материализации, понятные и приемлемые для людей этого и следующих поколений.

Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет масштаб системного кризиса современной цивилизации.

В этой связи не хотелось, чтобы стали пророческими слова известного французского ученого Рене Тома: «…быть может, удастся доказать неизбежность некоторых катастроф, например болезней или смерти. Познание не обязательно будет обещанием успеха или выживания: оно может вести также к уверенности в нашем поражении, в нашем конце».

Но есть и другие возможности — обратить эти изменения в качество, обещающее период нового расцвета цивилизации.

Я не знаю, могут ли мои ответы удовлетворить всех, но поиск ответов продолжается, поэтому — присоединяйтесь!

Опубликовано на Интернет-сайте газеты «Новые Известия» 27.04.2011 г.: http://www.newizv.ru/news/2011–04–27/144219/

[Решено] объяснить важность каждой из социальных сфер для…

sectetur a

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesqu
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum do
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. L
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, u
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia
     

sectetur a

  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisi
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue v
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac,
  • sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Лорем ипсу

Смелая смесь новостей и идей


Зиккурат в Чога Занбил / Фото Alireza. heydear, Wikimedia Commons много функций.

Новый общественный порядок

Около 12 000 лет назад человеческие сообщества начали функционировать совершенно иначе, чем в прошлом. Вместо того, чтобы полагаться в первую очередь на охоту или сбор пищи, многие общества создали системы производства продуктов питания. Примерно к 10 000 г. до н.э. люди начали создавать сельскохозяйственные деревни.

Это имело огромные последствия для социальной сферы, отмечая важный отход от социальных систем прошлого; люди жили в более крупных, плотных и постоянных поселениях, и не всем приходилось посвящать все свое время производству продуктов питания. Поскольку всем жителям не нужно было полностью посвящать себя производству продуктов питания, стала возможной специализация внутри общества. Таким образом, излишки продовольствия, продовольствие, которое не шло непосредственно в крестьянские семьи, распределялось среди членов общества.

Другим заметным следствием этого нового социального порядка была эволюция идеи собственности; в отличие от мигрирующих групп охотников-собирателей, фермеры тратили много времени и энергии на обработку определенных участков земли и, как таковые, были к ним привязаны. Поскольку это, вероятно, привело к спорам, в ответ появились сильные лидеры и кодексы поведения.

Появление земледелия не произошло одновременно и полностью во всем мире; некоторые общины переняли земледелие раньше или полнее, чем другие, а некоторые не переняли его вообще. Однако, несмотря на эту изменчивость, сельское хозяйство, несомненно, произвело революцию в истории человечества. Фермерские поселения быстро распространились по всему миру; люди собирали пищу более миллиона лет, и все же за последние 12 000 лет земледелие почти полностью заменило собирательство. Очень немногие системы, основанные на поиске пищи, сохранились до наших дней.

Какие социальные изменения произошли в результате этой трансформации производства продуктов питания? Излишки продовольствия, которые могли производить сельскохозяйственные системы, позволяли людям жить в более крупных и постоянных деревнях. Деревни были более продуктивными не только в сельскохозяйственном, но и в творческом плане. Люди производили текстиль, гончарные изделия, здания, инструменты, изделия из металла, скульптуры и картины, которые были напрямую связаны с сельским хозяйством и поселением в более крупных деревнях.

Сосуд из Месопотамии, поздний убайдский период (4500–4000 лет до н. э.). Изображение предоставлено Викискладом

В сельском хозяйстве начался процесс интенсификации, а это означало, что на данной площади земли могло содержаться гораздо больше людей, поскольку на акр можно было производить больше калорий. В результате население мира быстро росло. Между 10 000 и 1 000 годами до нашей эры население мира увеличилось с примерно 6 миллионов до примерно 120 миллионов человек. С ростом количества людей общества должны были измениться беспрецедентным образом и стать более изощренными в том, как они организовали человеческую жизнь.

Хотя сельскохозяйственная революция, безусловно, имела какое-то отношение к развитию все более сложных обществ, ведутся серьезные споры о том, почему одни сельскохозяйственные общества в конечном итоге превратились в развитые цивилизации, а другие нет. Действительно, в некоторых случаях кажется, что сложные политические порядки были скорее причиной, чем следствием развития сельскохозяйственных систем. Историки и антропологи все еще пытаются понять, какие другие переменные были задействованы, такие как крупномасштабные ирригационные проекты, войны, торговля, география и конкуренция. Каждое общество усложнялось в ответ на собственный набор экологических, социальных и политических стимулов.

Формирование больших социальных групп

В различных частях мира, включая долины рек Тигр-Евфрат, Нил, Инд и Хуанг, начали появляться более крупные и плотные поселения. Эти большие скопления людей называются сложными обществами или цивилизациями, которые имеют много общих черт, включая плотность населения, экономику, основанную на сельском хозяйстве, социальную иерархию, разделение труда и специализацию, централизованное правительство, памятники, исторические памятники. хранение и письмо, а также сложные системы верований.

Эти сложные общества чаще всего принимали форму городов или городов-государств, таких как Урук и Ур. Эти первые города были связующим звеном власти, производства, культуры и инноваций. Однако поддерживать эти города было непросто. Это требовало обширных и часто необратимых манипуляций с окружающей средой для извлечения энергии в виде дров, материалов для строительства, таких как камень, и ресурсов, таких как еда и вода. Из-за этого эти города были очень чувствительны к колебаниям погоды и климата. Например, наводнение может уничтожить все запасы ячменя, а засуха может сделать запасы воды катастрофически дефицитными. Поскольку эти общества были густонаселенными, болезни, конфликты и нехватка ощущались еще сильнее. Вспышка болезни может быстро превратиться в эпидемию. В ответ на эту уязвимость эти сообщества разработали способы прогнозирования изменений в их естественной среде, таких как хранение пищи и воды.

По мере того, как эти небольшие сообщества развивались из небольших деревень в города-государства с тысячами жителей, они сталкивались с более серьезными проблемами и нуждались в разработке механизмов социальной организации для более эффективного преодоления этих препятствий.

Формирование правительств и социальных классов

Цивилизации вызывают в памяти образы каменных стен, памятников и дорог, но они представляют собой нечто большее, чем надежную физическую инфраструктуру. Чтобы облегчить организацию и управление этими большими, плотными сообществами, люди начали создавать социальную инфраструктуру: экономические, политические и религиозные институты, которые создали новые социальные иерархии. Эти иерархии были заполнены людьми, играющими особые роли, такими как профессиональные администраторы, фермеры, ремесленники, торговцы, купцы и духовные лидеры. Кроме того, из-за роста торговли и конфликтов с внешними цивилизациями городам требовались дипломаты, армии и централизованные правители.

Руины Древнего Ура в Шумере, одного из древнейших городов мира, на заднем плане виден Зиккурат Ура. Расположен в современном Телль-эль-Мукайяре в Ираке. Изображение предоставлено Wikimedia Commons

Большинство городов выросли из деревень, а некоторые в конечном итоге стали городами-государствами, которые представляют собой самоуправляющиеся городские центры и сельскохозяйственные территории, находящиеся под их контролем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *