Социальная среда как условие развития личности: 31. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность.

31. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность.

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Личность есть понятие социальное, она не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Э. Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица изучения не отдельный человек, а взаимодействие между индивидами. Общество – совокупность взаимодействий индивидов. Социальные факты (язык, письменность, юридические и моральные нормы) – любые социальные стереотипы: могут существовать вне зависимости от индивида, навязываются индивиду (например, социальное течение). Первые формы социального поведения – совместная регуляция поведения. Человек входит в общество, теряя свою персональность, отдает себя социальному “мы” и становится социальным индивидом.

Л. С. Выготский: свойства социального индивида – ВПФ. Это результат преобразования натуральных функций. Они управляются не самостоятельно, а совместно с другими людьми (разделены с ними).

Cоциальная ситуация развития. Три аспекта условий развития личности:

1. содержание: необходимое условие для развития личности – отношение человека к действительности. Она может быть специфической для разного возраста. Социальность взаимодействия между людьми – необходимое условие представления о себе. Понимание других – условие понимания себя.

2. функция: социальная среда – фактор психического и личного развития. Теория двух факторов: биологический и социальный. Выготский: социальная среда – не только фактор, так как включает и самого человека.Основная функция ССР – обеспечение развития человека и обеспечение наличия определенных свойств.

3. генез: среда готовит возможности новообразований человека, они аннулируют ее, возникает новая ситуация.

А. Г. Асмолов: в жизни есть две тенденции: к сохранению традиций (стабильная) и к развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное.

У. Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным. Пример их динамической связи: потребность в общении. Два аспекта:

1. потребность в принадлежности социальному целому;

2. потребность быть замеченным.

Э. Дюркгейм. Социальный факт – такое представление, которое не зависит от отдельного индивида и присваивается им с необходимостью. Особенности:

социальный факт тотален. Нет разницы между общественным и индивидуальным. Фромм: социальный характер – нечто аффективно принятое.

социальный факт глобален. Леви-Брюлль: коллективное сознательное представление – единство познавательной, аффективной и моторной сфер.

сопричастность социального факта. Здесь обеспечивается социальная необходимость, а также понимание человеком любого события, происшедшего с ним. Сопричастность – безразличие к причинности и логическому противоречию.

Социальный характер. Фромм.

всеобщность: существенное ядро характера большинства членов группы, которое сложилось в результате опыта и способа жизни. Отражает общественные нужды и обеспечивает нормативное поведение.Характер сохраняет структуру общественных нужд и способов поведения.

Среда как фактор развития

9.02.2015

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие:

  • природную,
  • материальную (или предметную),
  • социальную.

Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком — это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

 В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов — самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

  • Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.
  • Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
  • Микросреда — это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, — это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды — причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый — воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок—ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве — в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

Ключевые слова: Развитие, Среда

Источник: Баранова Э. А., Введение в детскую психологию

Материалы по теме

Основные закономерности возрастного развития

Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ

Социальная ситуация развития подростков

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Образование как механизм развития личности и общества

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Возрастные особенности развития (основные параметры)

Психология развития ребенка

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Раттер М. , Помощь трудным детям

Развитие как психологическая категория

Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Яшкова, Н…

Развитие внимания в детском возрасте

Дубровина И.В., Младший школьник

Роль окружающей среды в формировании личности

Марк Лири, доктор философии, Университет Дьюка
(Изображение: Studio Romantic/Shutterstock)

Определение гения и харизмы

Прежде чем углубляться в роль окружающей среды в человеческой личности, подумайте о ком-то вроде Моцарта. Откуда взялся такой уровень музыкального гения? Да, в его семье были музыканты, но никто из них даже близко не подходил к его уровню. К тому времени, когда ему исполнилось пять лет, Моцарт умело играл на скрипке и клавишных и уже сочинял музыку. Его сестра тоже была опытным музыкантом в юном возрасте, но никогда не проявляла особого мастерства в композиции.

Портрет шестилетнего Моцарта, написанный Пьетро Антонио Лоренцони (1763) по заказу Леопольда Моцарта. (Изображение: Неизвестно/Моцартеум, Зальцбург)

Чтобы стать музыкальным вундеркиндом, нужно, чтобы многие характеристики соответствовали друг другу. У многих людей может быть часть шаблона, но у Моцарта все совпало. Конечно, его гениальность заключалась не только в генетике. Его отец был второстепенным композитором и учителем музыки, и наличие учителя музыки в доме, безусловно, дало начало Моцарту. Если бы его отец был кузнецом, а у Моцарта никогда не было возможности учиться музыке, его гений, вероятно, не развился бы. У Моцарта, должно быть, была какая-то особая комбинация генов, которой не было у его родителей, братьев и сестер, хотя у них было 50 процентов одинаковых генов.

Это стенограмма из серии видео Понимание тайн человеческого поведения . Смотрите прямо сейчас на The Great Courses. Харизму трудно определить, но мы все можем думать о людях, обладающих определенной долей харизмы — той особой магии или обаяния, которая привлекает к ним людей, которую можно увидеть во многих артистах.

Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, это помогает, если вы физически привлекательны; трудно представить многих харизматичных люди, которые действительно непривлекательны. Вы также должны быть хотя бы умеренно экстравертным и общительным, а также обладать определенными навыками межличностного общения и умение общаться с людьми. Добавьте немного уверенности в себе вместе с некоторыми хорошие вербальные способности.

Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, помогает, если вы физически привлекательны, хотя бы в меру экстравертны, общительны, обладаете определенными навыками межличностного общения, умением общаться с людьми, уверенностью в себе, а также хорошими вербальными способностями.

Харизма требует сочетания высокого уровня всех этих вещей, каждая из которых имеет некоторую генетическую основу. Если у вас нет их всех, вы, вероятно, не очень харизматичны. Тогда возможно, что один ребенок в семье имеет правильную комбинацию генов и излучает харизму, в то время как его брат или сестра относительно замкнуты или менее общительны.

Узнайте больше об интеллекте и гениальности на протяжении всей жизни

Роль окружающей среды

Личность часто зависит от определенных комбинаций генов, которые не обязательно являются общими для братьев и сестер, но как насчет влияния окружающей среды на личность? Рассмотрим влияние родителей и семейного окружения на личность. Можно было бы ожидать, что дети, одинаково воспитанные одними и теми же родителями в одном доме, должны стать похожими, но это не обязательно так.

Верно, что влияние окружающей среды, включая воспитание, влияет на личность. Основываясь на генетических данных, исследователи пришли к выводу, что среда определяет примерно от 50 до 70 процентов личности. Но исследователи также обнаружили, что среда, которую дети из одной семьи разделяют друг с другом, оказывает гораздо более слабое влияние на их личность, чем среда, которую каждый ребенок испытывает индивидуально.

Есть определенные занятия, которыми занимаются дети в семье: в прошлом году они все вместе отправились на семейный отдых, а прошлым вечером все вместе поужинали. Но многие события случаются только с одним ребенком — с двумя разными учителями второго класса или один брат играет в группе, а другой нет.

Общий опыт, общий для всех детей в семье, не делает их личностями похожими друг на друга (Изображение: Павел Винник/Shutterstock)

Исследования показывают, что общий опыт, общий для всех детей в семье, сильно влияет на их личность. меньше, чем неразделенное влияние окружающей среды, которое каждый ребенок испытывает отдельно. Общая среда и опыт, которые разделяют дети в семье, не делают их настолько похожими друг на друга, как можно было бы ожидать.

Узнайте больше об интеграции психологического опыта

Усыновленные дети: неразделенное влияние

Одно из самых убедительных доказательств того, что общее семейное окружение не делает детей одинаковыми, проистекает из исследований с усыновленными детьми. Если общее семейное окружение сделало детей похожими друг на друга, то дети от разных биологических родителей, усыновленные в одну семью, должны иметь более схожие личности, чем два неродственных человека, выросших в разных домах. Согласно последним исследованиям, это не так.

Однояйцевые близнецы имеют схожую психологию из-за генетики, а не из-за семейного окружения. (Изображение: JGA/Shutterstock) вырос в одной среде. Тот факт, что совместное проживание в определенной среде во время взросления не делает братьев и сестер похожими, удивляет большинство людей.

Общие влияния — это переменные, общие для всех детей в семье: дом и город, в котором они живут, количество телевизоров и книг в доме, отношение и ценности их родителей, посещение семьей церкви, финансовое положение, приезжающие родственники, домашний питомец, семейный отдых и так далее.

Узнайте больше о развитии человеческого мозга

Неразделенное влияние — это то, чего не разделяют дети в одной семье. Например, у детей, вероятно, разные группы друзей и разные учителя в школе. Их родители, вероятно, тоже относятся к ним немного по-разному, потому что каждый ребенок уникален, а также потому, что сами родители меняются по мере того, как у них рождается больше детей. Финансовое положение семьи может измениться, когда разные дети разного возраста, и брак родителей может иметь разные взлеты и падения на этом пути, так что некоторые дети могут увидеть больше конфликтов между родителями. Братья и сестры в одной семье также имеют разный личный опыт, разные болезни и разные травмы.

Даже дети, растущие в одной семье, имеют много разных, неразделенных переживаний, и эти различия помогают объяснить некоторые различия в характере. Исследования показали, что неразделенные части детского окружения оказывают более сильное влияние на развитие личности, чем общие части. В некоторых исследованиях общая среда практически не оказывает заметного влияния на личность. Например, если мы учитываем генетическое сходство между братьями и сестрами, они едва ли больше похожи друг на друга, чем случайно выбранные люди, даже если они выросли в одной семье.

Общие вопросы об окружающей среде и личности человека

В: Влияет ли окружающая среда человека на его личность?

Окружение человека действительно влияет на личность , но биология и генетика также играют роль в определении черт личности.

В: Является ли личность генетической или окружающей средой?

Генетика и окружающая среда влияют на личность. Исследования близнецов показали, что генетика играет большую роль, чем влияние родителей, когда дело доходит до поведенческих результатов, но неразделенные факторы окружающей среды играют еще большую роль. Например, если один из близнецов попадет в плохую компанию в школе, это окажет огромное влияние на его или ее поведение.

В: Какие факторы влияют на поведение человека?

Многие факторы влияют на поведение человека ,  в том числе среда, в которой человек вырос, генетика, культура и сообщество, в которое входят учителя и одноклассники.

В: Каковы два влияния окружающей среды на личность?

Одним из факторов влияния окружающей среды на личность является культура. Например, некоторые культуры диктуют, что дети должны быть сдержанными и говорить только тогда, когда к ним обращаются. Еще одно влияние окружающей среды — школа. Поскольку дети проводят большую часть своего времени в школе, это может иметь огромное влияние на их личность. Если они ходят в школу, где процветает насилие и злоупотребление наркотиками, они, скорее всего, сами будут вести себя подобным образом, поскольку давление сверстников может быть очень сильным.

Эта статья была обновлена ​​19 декабря 2019 г.

Продолжайте читать


Эволюция и поведение: страх, агрессия и переедание
Как эволюционная психология влияет на поведение
Распаковка поведения человека: взаимосвязь между генами и окружающей средой 900 00 Влияние социальной среды на развитие личности
  1. Предлагаемая исследовательская работа
  2. Необходимость исследования
  3. Развитие научных знаний
  4. Теоретические основы
  5. Применение Принципов Белмонта
  6. Ссылки

Предлагаемый исследовательский документ

В этом документе делается попытка рассмотреть важность социальной среды для развития личности человека. У каждого человека есть определенные наследственные или приобретенные в окружающей среде черты. В этой статье будут рассмотрены некоторые факторы, обуславливающие эти различия. Ответ на этот вопрос можно найти в экологических и биологических аспектах. Генетический состав является фактическим детерминантом наследственных признаков. В большинстве случаев физические черты, такие как цвет лица, рост и вес, продиктованы факторами наследственности. С другой стороны, социальная среда играет видную роль в диктовке развития личности человека. Детерминанты социальной среды включают взаимодействие с семьей, сверстниками и учителями среди других людей (Blazevic, 2016). Однако сохраняются споры о значении среды и наследственности в развитии личности. Например, социальные защитники окружающей среды утверждают, что семена сами по себе не могут привести к развитию растения, и поэтому должны присутствовать другие факторы, такие как тепло, воздух и вода. С другой стороны, сторонники наследственности утверждают, что среда не может превратить животное в человека.

В всего 3 часа мы предоставим индивидуальное эссе Социальная среда для развития личности эссе, написанное на 100% с нуля Узнать больше важны как наследственные, так и социальные факторы, но последний более важен, поскольку он формирует черты личности, приобретаемые через наследственность. Сан (2009) исследует формирование отношения к человеческому развитию в зависимости от ситуации и конкретных контекстов обучения. Это исследование предполагает, что на характеристики личности учащегося могут влиять различные отношения в учебной среде. На основании эмпирического исследования Specht et al. (2014), достаточно заключить, что черты личности подчинены общей среде. Спехт и др. (2014) показывают, что черты личности продолжают меняться в зависимости от факторов социальной среды на протяжении всей жизни

физического лица. Эти ученые утверждают, что факторы социальной среды представляют собой как долгосрочные, так и краткосрочные эффекты, которые могут оказывать динамическое или постоянное воздействие на черты личности. Шмурыгина, Баженова, Баженов и Николаева (2015) утверждают, что развитие личности учащихся основано на убеждениях и поведении, которые им прививает социальная среда. Позитивная учебная среда помогает детям научиться ценить обучение, что может способствовать развитию личности на протяжении всей его или ее жизни. Рита и Мартин-Данлоп (2011) подчеркивают, что позитивная образовательная среда предлагает знания и методы решения проблем, которые необходимы для формирования личности учащихся. Хоффман (2016) предполагает, что культурные обычаи и ценности определяют непосредственное окружение человека, а динамика такой среды формирует личность человека.

Продвижение научных знаний

Вслед за растущим интересом к дискуссии о значении социальной среды для развития личности и растущими усилиями показать, как и почему развивается личность, текущая тема поможет раскрыть различные открытия в этой дискуссии. Исследовательские работы по проницательной категоризации социальных аспектов и основных жизненных событий, которые предлагают знания для определения того, как обстоятельства влияют на личность, будут оцениваться.

Теоретические основы

Гуманистическая школа мысли по-разному проявляет критическую связь с темой исследования. Во-первых, гуманистическая точка зрения побуждает людей добиваться самореализации, потому что это формирует позитивную личность. Во-вторых, эта теория поощряет семейную терапию как способ формирования желаемой личности, особенно когда человек переживает трудные времена. Гуманизм как школа мысли продвигается такими учеными, как Маслоу и Роджерс. Эта школа мысли исследует потенциал человека для развития в сочетании с демонстрацией того, как внешние факторы влияют на процесс развития (Hoffman, 2016). Эта теория рассматривает, как меняется личность человека в ответ на социальные взаимодействия и эмоции.

Применение принципов Бельмонта

В этой статье принципы Бельмонта используются для изучения значения социальной среды для развития личности. К основным изучаемым понятиям относятся экологические аспекты, влияющие на развитие личности. Кроме того, будет проведено сравнение между социальной средой и наследственными факторами, чтобы определить факторы, которые более важны в современных условиях. Однако, несмотря на эти сравнения, в этой статье не ставится цель подчеркнуть значимость наследственных факторов; напротив, он показывает, что среда формирует эти факторы. Личность человека усиливается факторами социальной среды. Это исследование будет качественным, и оно использует маленьких детей в качестве целевой группы. На этот выбор повлияло мнение, что развитие личности происходит в основном на ранних стадиях человеческого роста.

Во время исследования большое внимание будет уделяться уважению к людям. Человеческие объекты должны рассматриваться как независимые, а тем, у кого нарушена автономия, должны быть предоставлены специальные меры защиты. Отбор участников будет основываться на информированном согласии опекунов или родителей при работе с детьми, которые не в состоянии принимать самостоятельные решения. Участие будет осуществляться на добровольной основе, и тем, кто может захотеть отказаться от участия во время исследования, будет разрешено это сделать. Конфиденциальность субъектов будет гарантирована в течение всего периода исследования. Справедливость при зачислении на участие в исследовании будет соблюдаться. Участники будут набраны на равной основе, чтобы избежать необъективного исследования. При сборе данных по молодым группам родители будут привлекаться в целях упрощения, чтобы избежать эксплуатации этих деликатных участников. Благотворительность должна подразумевать учет интересов участников. Это исследование направлено на ограничение рисков для участников и оптимизацию возможных выгод для участников. Например, при определении дизайна исследования это исследование стремится принять методы, которые максимизируют получение знаний с меньшим риском для участников.

Академические эксперты
доступны Мы напишем специальное эссе по психологии специально для вас всего за 12,00 долларов США 10,20 долларов США за страницу Узнать больше

Ссылки

Блажевич, И. (2016). Влияние семьи, сверстников и школы на социальное развитие детей. Всемирный журнал образования , 6 (2), 4–11.

Хоффман, Л. (2016). Мультикультурализм и гуманистическая психология: от пренебрежения к эпистемологическому и онтологическому разнообразию. Психолог-гуманист , 44 (1), 56-71.

Рита, Р., и Мартин-Данлоп, К. (2011). Восприятие учебной среды и ассоциации с когнитивными достижениями среди одаренных студентов-биологов. Learning Environ Res , 14 (1), 25-38.

Шмурыгина Н., Баженова Н., Баженов Р. и Николаева Н. (2015). Самоорганизация студентов: реалии и перспективы развития. Procedia – Социальные и поведенческие науки , 214 (2), 95-102.

Шпехт, Дж., Блейдорн, В., Дениссен, Дж., Хеннеке, М., Хаттеман, Р., Кандлер, К.,… Циммерман, Дж. (2014). Что движет развитием взрослой личности? Сравнение теоретических взглядов и эмпирических данных. Европейский журнал личности , 28 (3), 216-230.

Сан, Дж. (2009). Как объект, ситуация и личность формируют человеческое отношение к обучению: перспектива деятельности и многоуровневый подход к моделированию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *