Сотворение адама описание картины микеланджело: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Сотворение Адама — Микеланджело Буонарроти. 1511. Фреска. 280х570


   Величайшее чудо предстает перед зрителем во всем своем великолепии. Тайна, которая не перестанет волновать воображение человека, трактуется великим мастером очень логично и стройно.

   Летит в нескончаемом пространстве Создатель в окружении ангелов-помощников. Последнее великое Дело осталось для завершения Творения мира — создание человека, единственного из живых существ сходное по образу и внутреннему наполнению с самим Создателем.

   Точен и уверен жест Бога-Отца. Божественная энергия уже начала наполнять тело идеально сложенного Адама, первого из людей.

   С восторгом и благоговением наблюдают ангелы за Великим таинством сотворения. Среди помощников Божьих немало таких, кто полон страха и недоумения.

Каким будет это новое, невиданное ранее существо? Что принесет оно в этот только что созданный мир? Оправдает ли Великое доверие Божие?

   Фигура Адама заслуживает отдельного внимания. Автор создает этот образ с любовью и особой тщательностью. Перед зрителем самый первый человек на Земле, а потому он идеален. В нем не найти ни одного изъяна. Словно пробудившись от долгого сна, не понимая до конца смысла всего происходящего, Адам наполняется энергией жизни, внимательно глядя в глаза Создателя мира.

   Интересно, что мастер создает и образ Евы, еще несотворенной, но существующей в Великом плане. Ее образ зритель видит среди ангелов, под левой рукой Господа. С нескрываемым интересом, даже любопытством наблюдает первая женщина за Божественным актом творения.

   Несмотря на то, что образ Бога Отца создан величественным и его могущество никак не подвергается сомнению, у зрителя рождается крамольная идея, что человек и Бог в этой работе выступают скорее равноправными партнерами, что несомненное новшество в искусстве Возрождения.

   Автор избегает насыщенных и спектрально чистых цветов. Колорит фрески мягок, приглушен. Единственное, что придает композиции энергию — плащ Бога-Отца, окрашенный в пурпурно-красный цвет, символ всеобъемлющей власти над миром.

   Светлый фон призван выделить фигуры главных действующих лиц. Он приковывает взгляд зрителя к самому факту Создания. Заставляет его проникнуться осознанием Величия Божия, Его безграничной Волей и силой Его Творения.

   Работа на сегодняшний день одна из самых узнаваемых в мировой живописи.

   Сам факт передачи Божественной энергии сделал эту работу необыкновенно популярной среди современных художников и мастеров компьютерного дизайна. Известная фирма долгое время использовала компьютерное графическое изображение не соприкасающихся рук Отца и Адама в качестве рекламы. Сюжет используется не только в рекламе, но и в массовой культуре, благодаря универсальности идеи и узнаваемости этой части росписи плафона Сикстинской капеллы.

Описание картины Сотворение Адама – Микеланджело Буонарроти📕

Знаменитая фреска основывается на библейском сюжете из книги Бытия, и создавалась по заказу папы Юлия II, на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Знаковая работа является ключевой как для религиозного искусства, так и для эпохи Возрождения. Первоначальная концепция здания включала в себя лишь изображение двенадцати апостолов, однако, когда Микеланджело начал работу, расширил изначальную задумку, и к моменту завершения сумел изобразить более 300 фигур из классической мифологии, Ветхого Завета и книги Бытия, в которой Сотворение Адама является центральной фреской этой работы.

Созданная в 1511 году, работа иллюстрирует историю о том, как Бог наделяет жизнью Адама, первого мужчину на земле. Мощные образы показывают искру жизни, передаваемую из от пальца к пальцу, а непревзойденная графика наполняет композицию духовной и физической энергией.

Картина располагается в прямоугольнике размером примерно 3 на 6 метров. Слева мускулистая фигура Адама объединяет в себе все черты мужской красоты, а цветовая передача демонстрирует гармонию в человеческих пропорциях. Он медленно и лениво протягивает вялую левую руку к Богу – пожилому бородатому человеку, окруженному группой ангелов.

Его лицо наполняет апатия, а энергии не хватает даже для того, чтобы полностью выпрямить руку. Жизненный заряд Господь передает своей правой рукой. Пальцы героев изображены на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга, что превосходно видно на нейтральном фоне.

Стоит отметить, что в истории искусств это первый случай, когда Бог был расположен на картине горизонтально.

Настолько популярная работа породила массу интерпретаций и трактовок. Некоторые историки и искусствоведы утверждают, что фигуры вокруг Бога олицетворяют человеческий мозг, в котором с анатомической точностью изображены его части. Другие предполагают, что красная ткань, окружающая Господа, символизирует человеческую матку, в то время как зеленый шарф внизу – свежесрезанную пуповину.

Однако, не на все вопросы, связанные с фреской, есть точные ответы. Масса теорий посвящена инициализации женщины по левую руку от Всевышнего. Возможно, она представляет еще не созданную Еву, что хоть и противоречит первоисточнику, все же имеет право на существование.

Загадочная символика предполагает массу разрешений, но при этом порождает еще больше вопросов. Существует теория, что очертания Бога, в форме ровного овала, связанно с неполным эллипсом, который образует его творение.

Сотворение Адама демонстрирует всю силу жеста в изобразительном искусстве, повлиявшего на многие современные произведения.

Через четверть века после завершения потолочных шедевров Микеланджело был призван Климентом VII для создания фрески Страшный суд на алтарной стене. Вкупе с другими работами, она делает мастера не только одним из самых влиятельных художников своего времени, но и одним из самых известных живописцев за всю историю изобразительного искусства.

Микеланджело, «Сотворение Адама» — медицинский центр MedSwiss

Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане выполнена Микеланджело Буонарроти, выдающимся мастером эпохи Возрождения, практически в одиночку c 1508 по 1512 гг. – в рекордно короткие сроки для столь масштабного произведения. «Сотворение Адама», одна из центральных фресок росписи, хорошо известна не только знатокам искусства, но и любому активному пользователю Интернет: мало какая картина может соперничать с ней по количеству обработок в фоторедакторах, размещенных в сети.


Наиболее распространенная трактовка сюжета фрески: Бог передает Адаму жизненную энергию. Но в «Сотворении Адама» можно увидеть и другие смыслы. Некоторые интерпретации представляют интерес, особенно если автор приводит убедительные доказательства своей версии. Известно, что Микеланджело хорошо разбирался в анатомии. Нельзя разглядеть того, чего не знаешь сам, поэтому не удивительно, что разборы картины с позиций анатомии принадлежат врачам.

В 1990 году в журнале американской медицинской ассоциации опубликована статья доктора Frank Lynn Meshberger1. Доктор Meshberger ссылается на сонеты Микеланджело, в которых при описании акта творчества мастер отводит главенствующую роль разуму:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, – и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

«Рука, послушная рассудку» и скрытая в материале мысль – ключевые, по мнению доктора Meshberger, слова. Он утверждает, что на знаменитой фреске Адам уже престает перед зрителем живым, то есть сотворение, как таковое, состоялось раньше, а на картине запечатлен момент наделения Адама интеллектом. При этом линии в изображении Бога в окружении ангелов и облака Славы Божьей (розовый «плащ») соответствуют очертаниям борозд, извилин и других анатомических структур на срезе головного мозга человека.


Анатомические структуры на продольном срезе головного мозга.


Взгляд на фреску «Сотворение Адама» с позиций нейроанатомии.

Доктор Stefano Di Bella и коллеги2 полагают, что более точным названием для фрески было бы “Рождение Адама”. В скалистом пейзаже, на фоне которого изображен Адам, они видят контуры женского тела, а в очертаниях группы с центральной фигурой Бога – матку после родов, которая располагается в точности над лоном предполагаемой женщины, т. е. в проекции того места, где находится матка и откуда человек появляется на свет.


Контуры женского тела (слева) и продольный срез малого таза женщины с расположенной там маткой (справа).



Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз женского тела.

Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз поперечного среза малого таза женщины.

Обе версии выглядят достаточно обоснованными и правдоподобными. В то же время, сложно представить, чтобы один человек даже при усердных занятиях анатомией уловил внешнее сходство матки и головного мозга и решил зашифровать оба органа в одном изображении. Микеланджело, вполне возможно, и не подозревал, что на созданной им фреске можно разглядеть головной мозг или матку, но в том и состоит сила большого произведения искусства, что оно пробуждает воображение, каждый находит в нем что-то свое. Правда в глазах смотрящего на такое произведение, и ей порой совершенно не обязательно совпадать с истинным замыслом художника.

1 Meshberger FL. An interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam based on neuroanatomy. JAMA. 1990;264(14):1837-41.


2 Di Bella S, Taglietti F, Iacobuzio A, Johnson E, Baiocchini A, Petrosillo N. The «delivery» of Adam: a medical interpretation of Michelangelo. Mayo Clin Proc. 2015;90(4):505-8.

Другие статьи

«Сотворение Адама» Микеланджело

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.


«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)


Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Этим Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.

Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь бог предстает здесь как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа.

Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.


Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)


Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.


Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540


Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.


Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

Сотворение Адама | Микеланджело Буонарроти

О работе:

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».

Прекрасно сложенный Адам ещё остаётся неподвижным, лишённым жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Именно «почти». Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот «пробьёт» сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

«Сотворение Адама» представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами.

Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, её свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей. Он был просто усыпан блестящими крапинками звёзд на синем фоне. Юлий II предлагал написать между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть «подходящим орнаментом». Но Микеланджело поступил по-своему.

Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце XV века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» (смотреть снизу вверх), при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.

Сикстинская капелла расписана способом «буон фреско». Последовательность действий тут такова — на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесённой непосредственно по влажной штукатурке. Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводя таким образом изображение на рабочую поверхность. Картон либо прокаливали по контурам рисунка, чтобы затем соединить полученные точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стило.

Границы участков

При создании огромной фрески каждый день добавлялся новый участок свежей штукатурки, на которой нужно было писать «по влажному». Так появлялись тонкие, чуть заметные границы, отделявшие участки нанесённой в разное время штукатурки (таких участков в «Сотворении Адама» — шестнадцать). Подобная граница, в частности, идёт вдоль контура шеи Адама.

Динамика

Рука ещё не пробудившегося к жизни Адама безвольно опущена, и к ней приближается перст Творца. Если бы пальцы уже соприкоснулись, картина оказалась бы статичной и утратившей внутреннее (драматургическое) напряжение.

Бог-Творец

Бог-Творец написан в профиль, с развевающимися седыми волосами и бородой. Обращённый вперед взгляд Творца как бы усилен множественным эхом, которое создают ангельские взгляды, направленные в ту же сторону. Рука Бога изображена обнажённой — так Бог-Творец предстал в европейской живописи впервые. Подобная трактовка мотивируется библейским: «Кому открыта рука Господа?» Сами эти слова относятся к Христу, предтечей которого был не познавший грех Адам.

Восстановленный цвет

Ноги Бога-Творца отчётливо выписаны на заново отреставрированном палево-голубом фоне неба. До последней реставрации всё богатство созданных Микеланджело оттенков цвета скрывала въевшаяся за столетия грязь.

Жёлуди и дубовые листья

У бедра Адама мы видим руку одного из обнажённых юношей, сидящих по углам потолочных панелей. Рука держит рог изобилия с дубовыми листьями и желудями. Этот рог, являясь устойчивым мотивом всего свода капеллы, обыгрывает фамилию папы Юлия II, в переводе с итальянского означающую «дуб».

Идеальный человек

Тело Адама, обратившего свой взор к Творцу, безупречно. Физическая красота тут является знаком духовного совершенства первого человека, созданного по образу и подобию Божьему и ещё не познавшего греха. Образ такого Адама отчётливо перекликается с образом Христа.

Описание фрески «Сотворение Адама» Микеланджело

 

Микеланджело Буонарроти, 1511 год, фреска “Сотворение Адама”. Фото: wikipedia.org
НазваниеСотворение Адама
Страна, художникИталия, Микеланджело Буонарроти
Год1511
Жанрфреска, возрождение, итальянский ренессанс, высокое возрождение
НаходитсяСикстинская Капелла, Ватикан
Материалыкраски, штукатурка

Фреску “Сотворение Адама” написал итальянский художник Микеланджело Буонарроти в 1511 году.

За миг до вечности…

Это самая известная из фресок гения Возрождения. Она находится в Сикстинской Капелле – одном из древнейших храмов Ватикана и является ярким примером искусства Ренессанса.  

Как можно понять из названия, творение иллюстрирует один из библейских сюжетов. 

Образцами персонажей взяты античные идеалы мужчины. 

Бог-отец тянется рукой к Адаму. Их пальцы вот-вот соединятся, но между кончиками пальцев есть промежуток. Так фреска захватывает момент за секунду до чего-то великого, того, что человеческий глаз уже не сможет увидеть. 

Многие считают, что работы Микеланджело имеют тайный смысл. Даже в “Сотворении Адама” видятся части тела. Например, пространство вокруг Бога кажется похожим на человеческий мозг. Однако, это может быть совпадением. 

Сейчас фреска Буонарроти – фактически символ Ренессанса и всего европейского искусства в принципе. Миллионы людей стремятся увидеть ее в Ватикане, хотя это достаточно сложно: она находится на потолке капеллы.

Заказчиком росписи потолка Сикстинской капеллы был папа Юлий II. До этого Микеланджело не писал фрески. Изначально папа заказывал создание собственной гробницы, но художник-конкурент убедил Юлия II, что заказывать себе гробницу при жизни – плохая примета.  

Сикстинская капелла – прекрасный сборник работ великого творца эпохи Возрождения, но часть его фресок были со временем утрачены. Немудрено: прошло больше пятисот лет. Микеланджело был перфекционистом и уничтожал работы, которые, по его мнению, были неидеальными. Перед смертью он сжег большую часть своих набросков – не хотел, чтобы люди видели, в каких муках рождается завершенный шедевр. 

“Сотворение” – центральная фреска – получило огромный ажиотаж вокруг себя. Но нельзя забывать, что потолок капеллы – это комплексная работа, и каждое творение заслуживает внимания как искусствоведов, так и зрителей, пришедших увидеть творения Микеланджело. Шедеврально каждое из них.

Сотворение Адама (Бог, пронизывающий искру жизни), Микеланджело: Анализ, Интерпретация

Сотворение Адама Микеланджело Оценка фресковой росписи потолка Сикстинской капеллы ГЛАВНАЯ АЗИЯ INDEX

Создание Адама знаковых работ библейского искусства в Италии эпохи Возрождения Микеланджело.Считается одной извеличайших картин всех времен.

Содержание