Совесть — голос Божий в человеке — епископ Александр (Милеант)
епископ Александр (Милеант)
Скачать
epub fb2 pdf
Содержание
Природа совестиСовесть – всеобщий нравственный законПримеры действия совести, описанные в БиблииПсихологическая сторона совестиО хранении чистоты совести Народные пословицы, относящиеся к совестиСвобода выбораУгрызения совестиО покаянииО лицемерахПоследний СудСовесть
Природа совести
Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, – не перечислишь.
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует.
В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мф. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику”, с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мф. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы – отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем”, который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).
Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:
“Совесть –
Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть –
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это – ведьма,
От коей меркнут месяц и могилы.”
И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов”, вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: “
Совесть – всеобщий нравственный закон
Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.
Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.
О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую”
Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12).
В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей – “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.
Примеры действия совести, описанные в Библии
Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия.
Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7–10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1Цар. 26:5–25). Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Ин 8:3–11). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Ин 2:14–17).
Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь.
Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мф. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы – покрыть их (Лк. 23:30, Откр. 6:16).Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мф.
С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил.
1).Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).
С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере”, т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1Тим. 1:19).
Психологическая сторона совести
Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?
Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.
Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.
Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные – чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.
Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?
Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.
Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.
Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?
О хранении чистоты совести
“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притч. 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.
Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом – в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.
Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).
Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!
“Не величие власти, – рассуждает св. Иоанн Златоуст, – не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести”.
Народные пословицы, относящиеся к совести
Свобода выбора:
Жизнь дана на добрые дела.
Вольному воля, спасенному рай.
Как ни живи, только Бога не гневи.
Ангел помогает, а бес подстрекает.
По течению только дохлая рыба плывет.
Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Совесть не повесть – в архив не сдашь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Угрызения совести:
У каждого плода свои семена.
Каков строитель, такова и обитель.
Без причины нет кручины.
Верно-то верно, а все-таки скверно.
Погодка прекрасная, да думка ненастная.
Злая совесть стоит палача.
Кривой зеркала не любит.
Правда, как оса, лезет в глаза.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
О покаянии:
Есть слезы – есть и совесть.
Упавшего не считай за пропавшего.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
И конь спотыкается, да поправляется.
Признание – половина исправления.
Кайся, да опять за то не принимайся.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Умел грешить – умей каяться.
Сумел завязать, сумей и развязать.
Ошибся, что ушибся, вперед наука.
Простота, чистота, правота – наилучшая лепота.
В простых сердцах Бог почивает.
О лицемерах:
Что лживо, то и гнило.
На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.
Глаза лучистые, да мысли нечистые.
Речами тих, да сердцем лих.
Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.
Последний Суд:
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.
Грех не смех, когда придет смерть.
Жил грешно и умер смешно.
После смерти поздно каяться.
Шила в мешке не утаишь.
Грехи любезны доводят до бездны.
Не грешна, так и смерть не страшна.
Добрый конец – всему делу венец.
Совесть
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)
Источник: Александр (Милеант), еп. Совесть – голос Божий в человеке. [Электронный ресурс] // Православные Миссионерские Листки.
почему этика определяет нашу индивидуальность — T&P
Чтобы познать свое «я», недостаточно определиться со своими увлечениями, целями и амбициями, и отказ от них не сделает вас другим человеком. Даже личные воспоминания, как показывают исследования и личный опыт людей с амнезией, не являются решающим критерием для идентификации личности. А вот романтический тезис о том, что нашу индивидуальность формируют моральные принципы, и, отказавшись от них, человек теряет себя, неожиданно поддержали ученые. T&P публикуют сокращенный перевод статьи американского психолога Нины Стромингер, написанной для журнала Aeon.
Одна женщина — назовем ее Кейт, — проснулась как-то утром в своей постели и с удивлением обнаружила, что рядом лежит незнакомый мужчина. Он был очень похож на ее мужа: та же рыжая борода, те же веснушки, рассыпанные по плечам. Но это явно был не муж. В панике она быстро собралась и направилась к своему психиатру. В автобусе она заметила человека, который очень часто попадался ей на глаза за последние несколько недель. Он явно был шпионом. Незнакомец постоянно менял свой внешний вид: то являлся в виде маленькой девочки в летнем платьице, то в костюме курьера на велосипеде. Она начала рассказывать обо всех этих странных происшествиях врачу, но с каждой минутой все меньше и меньше доверяла ему, пока наконец с ужасом не осознала, что этот человек тоже самозванец.
У Кейт синдром Капгра, при котором больной верит, что кого-то из его окружения (мужа, жену, родителей и тому подобное) или его самого заменил его двойник. Кроме того, она страдает от синдрома Фреголи — убежденности в том, что какой-то человек на самом деле является знакомым, но меняет внешность и гримируется, как искусный актер.
Синдромы Капгра и Фреголи косвенно говорят нам о том, что в голове здорового человека есть уникальный когнитивный механизм, который настолько тонко и точно настроен, что мы о нем даже не подозреваем. Этот механизм наделяет каждого человека индивидуальностью, а потом тщательно следит за всеми изменениями, происходящими с личностью. Данный механизм жизненно важен почти для любого вида человеческого общения: от болтовни на вечеринке до семейной жизни. Без него мы быстро становимся асоциальными.
Философ XVII века Джон Локк полагал, что ключевым фактором, определяющим индивидуальность, являются личные воспоминания. Почему? Из воспоминаний создается непрерывная жизненная канва, уникальная для каждого человека. Но доказательства в пользу этого фактора в лучшем случае неоднозначны. Люди, потерявшие память в результате ретроградной амнезии, утверждают, что их самосознание осталось неизменным, несмотря на то, что их воспоминания были стерты. Слабоумие, которое ведет к нарушениям памяти, также не является гарантией того, что самовосприятие человека изменится. Сиделки таких пациентов говорят, что, несмотря на существенную потерю памяти, перед ними все тот же человек, что и до болезни. Если в организме человека есть нечто, отвечающее за его индивидуальность, то вряд ли память может претендовать на лидерство среди возможных кандидатов.
© Nancy Depew
В недавних исследованиях философа Шона Николса из университета Аризоны, а также в моих собственных работах высказываются аргументы в пользу того, что за формирование личности отвечают моральные установки. Один из наших экспериментов отсылает к мысленному эксперименту Локка. Испытуемых спрашивали, какие черты характера они взяли бы с собой, если бы переселились в другое тело. Качества, имеющие отношение к морали, чаще оказывались в фаворитах по сравнению с другими свойствами — как умственными, так и физическими. Интересно, что определенные типы воспоминаний (в которых были задействованы люди) нередко выживали при этом «переселении душ». Но общие эпизодические воспоминания, например ежедневный путь на работу, оказывались за бортом. Люди не столько озабочены самой памятью, сколько возможностью памяти связывать нас друг с другом и нашей способностью к социализации.
В другом исследовании испытуемые читали историю о пациенте, который страдает от разнообразных когнитивных нарушений, включая амнезию, потерю способности распознавать объекты, собственные желания и утрату моральных ориентиров. Большинство людей отвечали, что пациент меньше всего становился похож на самого себя, когда терял моральные качества.
Эти результаты подтверждают и более широко известные случаи из истории неврологии. Финеас Гейдж, американский строитель, живший в XIX веке, получил тяжелое ранение при прокладке железной дороги: произошел взрыв, и его череп проткнул металлический прут. Однако пострадавший пришел в сознание спустя несколько минут после травмы и уже через два месяца смог вернуться к активному образу жизни. После ранения мягкий и трудолюбивый Гейдж превратился в своевольного и раздражительного человека, который постоянно сквернословил. Считается, что эта травма привела к настолько значительным негативным изменениям в его эмоциональном состоянии, социальных навыках и личностных особенностях.
«Без способности отличать членов группы друг от друга индивид не сможет понять, кто ему помогал, а кто прятался. Невозможно выстраивать и формальные моральные системы без представления о личности»
Другие виды повреждений мозга также могут угрожать личности, но оказывают на нее меньшее влияние. В рассказе «Заблудившийся мореход» Оливер Сакс описывает случай Джимми, который почти полностью потерял память из-за синдрома Корсакова (нарушения в мозге, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя). Сакс высказывает опасения, что его пациент потерял душу. Но его мнение меняется, когда он видит, как Джимми ведет себя во время мессы, как он причащается. Он вспоминает слова советского психолога Александра Лурии: «Человек состоит не только из памяти. У него есть еще чувства, воля, восприимчивость, мораль. И именно здесь можно найти способ достучаться до него и помочь».
До сих пор мы рассуждали только о третьем лице, то есть о том, что заставляет нас думать, что другой человек уже не тот, что прежде. Можно предположить, что при оценке собственной идентичности работают другие правила. Может, в этом случае эпизодическая память оказывается решающей. Однако в моем новом исследовании, выполненном совместно с психологами Ларисой Хайфец и Лианой Янг из Бостонского колледжа, мы доказали, что единственной важной чертой при оценке собственной идентичности являются моральные убеждения. Нас волнуют моральные качества при формировании мнения не только о личности другого человека, но и о своей собственной.
Почему наш внутренний механизм распознавания личности так выделяет моральные качества? У нас это не самые яркие отличительные черты. Лица, отпечатки пальцев, странности в поведении, биографии людей: по любому из этих признаков гораздо проще сказать, кто есть кто. Немного парадоксально, но индивидуальность в меньшей степени зависит от того, что нас отличает от других людей, нежели от того, что нас роднит.
Задумайтесь, почему для нас важно различать людей. У большинства животных нет внутреннего механизма распознавания личности. Но те виды, которые им обладают и стремятся, подобно людям, узнавать друг друга, живут в сообществах. Чтобы выжить, им необходимо объединяться. Биологи-эволюционисты отмечают, что способность следить за личностью необходима для взаимопомощи или мести. Если кто-то нарушает правила или, наоборот, помогает в трудной ситуации, важно его запомнить, чтобы в дальнейшем отплатить той же монетой. Без способности отличать членов группы друг от друга индивид не сможет понять, кто помогал, а кто прятался, кто делился, а кто оказался скрягой.
Невозможно выстраивать и формальные моральные системы без представления о личности. Томас Рейд, философ XVIII века, отмечал, что основы правосудия — права, обязанности, ответственность, — невозможны без идентификации человека как определенной личности. Если у человека нет связующих нитей между разными моментами его жизни, то завтрашний человек не может отвечать за действия человека сегодняшнего. Наш механизм распознавания личности работает на повышенных передачах, когда те или иные преступления объясняются страстью, воздействием каких-либо веществ, помутнением рассудка. Если человек был вне себя или не в своем уме во время совершения преступления, как определить преступника и кого признать ответственным?
© Nancy Depew
Моральные качества — главное измерение, по которому мы судим и выбираем себе социальных партнеров. Как для мужчин, так и для женщин важнейшей чертой при выборе партнера для романтических отношений оказывается доброта. Она побеждает по своей значимости красоту, богатство, здоровье, общность интересов и даже ум. И поскольку мы часто считаем друзьями тех, кто удивительным образом согласуется с нашей личностью, моральные качества играют определяющую роль в том, нравится нам человек или нет (то, что социальные психологи называют формированием впечатления), и предопределяют успех и долговечность подобных связей.
Добродетели чаще упоминаются в некрологах, чем достижения, способности и таланты. Это касается даже некрологов о знаменитостях, о которых чаще пишут в связи с их достижениями, а не моральными свойствами.
Механизм распознавания личности ориентирован на идентификацию именно моральных качеств, потому что это самый важный тип информации, который мы можем получить о другом человеке. Но мы до сих пор рассуждали о вопросе в обратном порядке. Мы не хотим сказать, что личность формируется вокруг какого-то набора моральных качеств. Но мораль делает необходимой идею об индивидуальности, наделяет ее жизнью, дает ей право на существование. Если бы у нас не было совести, у нас не было бы и потребности в индивидуальности. У людей очень громоздкие и сложные общественные и моральные системы, а соответственно, раздутые эго.
«Познай самого себя» — это необоснованная, дешевая банальность, которую много раз пытались переработать и переосмыслить, но она все равно до ужаса пуста. Она обращается, но очень поверхностно, к экзистенциальному вопросу, который мучает всех людей: что значит познать себя? Урок, который можно извлечь из внутреннего механизма распознавания личности: копай глубже, выйди за пределы воспоминаний, профессиональных амбиций, любимых авторов и светских разговоров — и обнаружишь целую плеяду разнообразных моральных качеств. Именно их нужно взращивать и совершенствовать, если мы хотим, чтобы люди узнали, кто мы есть на самом деле.
Как человеческая совесть раскрывает Бога? Дон Стюарт
Бог говорил с нами — Вопрос 7
У каждого есть совесть — внутреннее осознание того, что правильно и что неправильно. Библия говорит, что человеческая совесть свидетельствует о существовании Бога. Рассмотрим следующие моменты:
1. Люди были созданы по образу Божьему: это включает в себя совесть
Только люди были созданы по образу Божию. Первая глава Бытия говорит нам, что Бог создал человечество по Божественному образу. Он говорит,
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми тварями, которые двигаться по земле». Бог сотворил человечество по образу Своему, по образу Божию сотворил их, мужчину и женщину сотворил их. Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь! Наполни землю и покори ее! Властвуй над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Бытие 1:26-28 НЕТ)
Образ Божий есть интеллектуальный и нравственный образ. Во многом мы отражаем Бога. Это включает в себя наше чувство правильного и неправильного. Через совесть Бог вложил в каждого из нас представление о добре и зле, правильном и неправильном. Это справедливо для каждого человека.
2. Наша совесть, или внутреннее осознание, говорит нам, что Бог существует
Библия говорит, что Бог открывал Себя каждому человеку через его совесть. Павел писал церкви в Риме о том, что язычники, или неевреи, осуждены своей совестью. Он сказал,
Когда язычники, не владеющие законом, инстинктивно делают то, что требует закон, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что то, чего требует закон, написано в их сердцах, о чем свидетельствует и их собственная совесть; и их противоречивые мысли будут обвинять или, возможно, извинять их… (Римлянам 2:14, 15 NRSV)
Эти стихи показывают, что Господь вложил знание о Себе в сердце каждого человека. Человечество интуитивно знает разницу между добром и злом, правильным и неправильным, потому что кто-то более великий, чем они, вложил ее туда. Кроме того, по совести они знают, что в конечном итоге будут нести ответственность за свое поведение.
Писание говорит, что и евреи, и язычники будут нести ответственность за то, что им открыто. Евреи, получившие написанное Слово Божье, будут судимы соответственно.
Однако язычникам не было дано письменного Слова от Бога. Они будут оцениваться по другому стандарту. Их суд будет основываться на неписаном законе — на том, что написано в их сердцах. Их собственная совесть будет действовать как обвинитель. Это прояснит, что они виновны перед Богом из-за своего греха. Поэтому все без отговорок. Павел объяснил римлянам, почему Бог судил язычников:
Посему и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, на бесчестие тел их между собою… Посему и предал их Бог постыдным страстям. Их женщины променяли естественные отношения на неестественные… А так как они не сочли нужным признать Бога, то Бог предал их низкому уму и неподобающему поведению. (Римлянам 1:24, 26, 28 RSV)
Хотя они знали о Боге, они решили не чтить Его. Ветхозаветные пророки часто говорили о Божьем суде над языческими народами; это имело место даже при том, что эти народы не имели особых отношений с Ним, как народ Израиль. Их совесть была достаточным свидетельством существования Бога.
3. Совесть испорчена грехом
Есть кое-что еще. Наша совесть подвержена ошибкам, потому что она испорчена грехом. Библия говорит о совести людей как о слабой. Павел писал церкви в Коринфе:
Ибо хотя могут быть так называемые боги на небе или на земле, — а ведь действительно много «богов» и много «господ», — все же для нас есть один Бог Отец, от Которого все вещи и для Которого мы существуем. , и единого Господа Иисуса Христа, через Которого все и через Которого мы существуем. Однако не все обладают этими знаниями. А некоторые, по прежней связи с идолами, едят пищу, как действительно идоложертвенную, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. (1 Коринфянам 8:5-7 ЕСВ)
Павел также говорил о сожженной совести. Он написал Тимофею следующее:
Дух ясно говорит, что в более поздние времена некоторые откажутся от веры и будут следовать обольстительным духам и вещам, которым учат бесы. Такие учения приходят через лицемерных лжецов, чья совесть выжжена, как каленым железом. (1 Тимофею 4:1-2 TNIV)
Поскольку человеческая совесть запятнана грехом, люди ищут другие способы поклоняться Богу, которые Он не приемлет. Они строят храмы, святыни и поклоняются идолам, пытаясь угодить Богу. Но там усилия не прославляют Бога. Павел писал,
Ибо от сотворения мира невидимые Его атрибуты, Его вечная сила и Божественная природа ясно видимы, познаваемы через сотворенное, так что они неизвинительны. Ибо, хотя они и познали Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели и променяли славу нетленного Бога на образ в виде тленного человека, и птиц, и четвероногих, и пресмыкающихся. (Римлянам 1:20-23 NASB)
Бог не может быть прославлен подобными человеческими усилиями поклоняться Ему.
Поэтому, хотя у каждого человека есть совесть, эта совесть постоянно не слушается. Люди знают, как они должны себя вести, благодаря совести, данной им Богом.
Более того, они не могут избавиться от этой совести, которую Он вложил в них. Однако из-за греха они постоянно нарушают свою совесть. Они знают, что должны делать, но не делают этого.
4. Совесть — недостаточное свидетельство Бога
Хотя совесть свидетельствует о существовании Бога, этого недостаточно. Хотя совесть указывает на существование Бога, она не дает никакого личного знания о Нем. Нет конкретного свидетельства о том, какой Бог существует или как мы можем познать Его. Опять же, личность Бога не раскрывается. Поэтому свидетельства совести недостаточно.
5. Откровение Бога через совесть стабилизирует человеческие общества
Одним из положительных результатов этого откровения Бога через совесть является относительная стабилизация человеческих обществ. Поскольку у каждого человека есть моральное чувство правильного и неправильного, зло не распространяется безудержно; он в какой-то степени находится под контролем. Только это открытое Богом чувство правильного и неправильного удерживает общество от полного зла.
Хотя у неверующего нет совершенного познания Бога через совесть, некоторое знание о Боге остается.
Некоторые апеллируют к утверждению в Евангелии от Иоанна, чтобы поддержать идею о том, что Божий свет есть в каждом. Он написал,
Иоанн не был светом, но он пришел провозгласить истину о свете. В мир приходил настоящий свет, который сияет на всех. (Иоанна 1:8, 9 Слово Божье)
Все имеет в себе свет Божий через человеческую совесть. Однако из-за греха это откровение искажено. Голос Божий слышен, но это не единственное, что слышит совесть. Люди имеют некоторое представление о добре и зле, правильном и неправильном.
Однако это осознание всегда ограничено из-за нашей падшей природы. Поэтому универсальные моральные кодексы, которые мы находим, в некотором роде являются отражением Творца.
6. Неверующие по своей совести могут судить о поведении верующих
Совесть неверующего каким-то образом способна судить о поведении верующих. Павел писал Тимофею о качествах старейшины:
Кроме того, он должен иметь хорошую репутацию во внешнем мире, чтобы не подвергнуться скандалу и не попасть в сети дьявола. (1 Тимофею 3:7 РЭБ)
Петр написал что-то подобное. Он сказал следующее:
Соблюдайте доброе поведение среди язычников, чтобы, если они будут говорить о вас, как о беззаконниках, они могли видеть ваши добрые дела и прославить Бога в день посещения. (1 Петра 2:12 RSV)
Это основное чувство правильного и неправильного все еще присутствует у неверующих, каким бы искаженным оно ни было.
7. Только Иисус Христос может очистить совесть грешников
Пока человек лично не познает Иисуса Христа, его совесть будет недостаточным проводником к истине о Боге. Наша совесть должна быть очищена от греха. Автор Послания к Евреям заявил, что только кровь Христа может очистить человеческую совесть. Мы читаем,
Ибо если кровь козлов и тельцов и пепел телицы, окропляющий оскверненных, освящает для очищения плоти, то тем более кровь Христа, Который вечным Духом принес Себя непорочным Богу, очистит ваша совесть из мертвых работает, чтобы служить живому Богу? (Евреям 9:13, 14 САСБ).
В другом месте Послания к Евреям есть следующая заповедь:
…приступаем с искренним сердцем, с полной уверенностью, окропляя сердца наши очищаем от нечистой совести и омываем наши тела чистой водой. (Евреям 10:22)
Церкви в Коринфе Павел написал следующее:
Поэтому, поскольку по милости Божией мы имеем это служение, мы не унываем. Наоборот, мы отказались от тайных и постыдных путей; мы не обманываем и не искажаем слова Божия. Наоборот, прямо излагая истину, мы вверяем себя совести каждого в глазах Бога. (2 Коринфянам 4:1, 2 ТНИВ)
Только Иисус Христос может очистить совесть людей.
8. Руководителям церкви нужна чистая совесть
Те, кто ведет Божий народ, должны иметь чистую совесть. Павел сказал следующее о квалификации руководителей церкви:
Дьяконы также должны иметь хороший характер. Они не должны быть двуличными или зависимыми от алкоголя. Они не должны использовать постыдные способы зарабатывания денег. Они должны иметь чистую совесть относительно обладания тайной христианской веры. (1 Тимофею 3:8, 9Божье Слово)
Новая пересмотренная стандартная версия формулирует это следующим образом:
Диаконы также должны быть серьезными, не двуязычными, не предаваться вину, не корыстолюбивы; они должны крепко держаться тайны веры с чистой совестью. (1 Тимофею 3:8, 9 NRSV)
Когда человек начинает доверять Иисусу Христу как своему Спасителю, его совесть может функционировать так, как она была изначально создана. В противном случае совесть не может правильно привести их к поклонению истинному Богу.
Резюме – Вопрос 7
Как человеческая совесть раскрывает Бога?
Люди были созданы по образу Божию. Это включает в себя знание того, что правильно и что неправильно. Библия говорит, что совесть свидетельствует о существовании Бога. И евреи, и язычники имеют свидетельство своей совести о том, что Бог есть.
Однако сама по себе совесть — недостаточный проводник. Совесть говорит нам, что Бог существует, но не говорит нам, кто этот Бог. Сознание также является ошибочным свидетелем, потому что оно испорчено грехом.
Хорошая новость заключается в том, что когда человек приходит к Иисусу Христу как к своему Спасителю, его совесть может функционировать так, как она была изначально создана.
Кроме того, совесть не открывает истин о Боге, которые могли бы произвести уверенность. Грех искажает наше представление о том, что правильно и что неправильно. Это приводит нас к ошибочным рассуждениям.
С другой стороны, Библия содержит ясные и точные утверждения о Боге. Таким образом, именно к Писанию мы идем, чтобы открыть истину в последней инстанции. Действительно, это наш единственный непогрешимый проводник.
Библия также говорит, что тем, кто возглавляет церковь, нужна чистая совесть, чтобы выполнять работу Бога. Таким образом, они могут правильно выполнять работу служения.
Только Иисус может очистить совесть. Это пункт, который Библия ясно делает.
Как человеческая совесть раскрывает Бога?
У каждого есть совесть. Наша совесть дает нам осознание того, что правильно, а что неправильно. Библия также говорит, что Бог открывал Себя каждому человеку через его или ее совесть. Павел написал.
Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе делают то, что содержится в законе, то они, не имея закона, сами себе закон, которые показывают, что дело закона у них написано в сердцах, свидетельствует и совесть их, и между собой их мыслей, обвиняющих или оправдывающих их (Римлянам 2:14,15).
Эти стихи показывают, что Господь вложил знание о Себе в сердце каждого человека. Человечество интуитивно знает разницу между добром и злом, правильным и неправильным. Кроме того, по совести они знают, что в конечном итоге будут нести ответственность за свое поведение.
И евреи, и язычники принимают Божью истину через совесть
Писание говорит, что и евреи, и язычники будут нести ответственность за то, что они знают. Евреи, получившие написанное Слово Божье, будут судимы соответственно. Однако язычникам не было дано письменного Слова от Бога. Они будут оцениваться по другому стандарту. Их суд будет основан на неписаном законе, который написан в их сердцах. Их собственная совесть будет действовать как обвинитель. Это прояснит, что они виновны перед Богом из-за своего греха. Поэтому все без извинения.
Поэтому человеческая совесть свидетельствует о существовании Бога.
Совесть — недостаточное свидетельство
Хотя совесть свидетельствует о существовании Бога, ее недостаточно по нескольким причинам. Они включают следующее.
Совесть не дает никакого личного знания о Боге
Хотя совесть указывает на существование Бога, она не дает никакого личного знания о Нем. Нет конкретного свидетельства о том, какой Бог существует или как мы можем познать Его. Опять же, личность Бога не раскрывается.
Совесть — ошибочный свидетель
Во-вторых, наша совесть подвержена ошибкам, потому что она испорчена грехом. Библия говорит о совести людей как о слабой. Павел писал церкви в Коринфе.
Однако далеко не все обладают этими знаниями. Поскольку некоторые до сих пор так привыкли к идолам, они все еще думают о пище, которую они едят, как о пище, приносимой идолу; и совесть их, будучи немощна, осквернена (1 Коринфянам 8:7).
Павел также говорил о сожженной совести.
Через лицемерие лжецов, чья совесть сожжена каленым железом (1 Тимофею 4:2).
Из-за того, что человеческая совесть омрачена грехом, люди ищут другие способы поклонения Богу, которые Бог не принимает. Они строят храмы, святыни и поклоняются идолам, пытаясь угодить Богу. Но там усилия не прославляют Бога. Павел написал.
Ибо хотя они и познали Бога, но не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили Его, но мысли их суетились, и омрачилось несмысленное их сердце. Хотя они утверждали, что они мудры, они обезумели и променяли славу бессмертного Бога на изображения, сделанные похожими на смертных людей, птиц, животных и пресмыкающихся (Римлянам 1:21-23).
Только Иисус Христос может очистить совесть
Пока человек не придет к познанию Иисуса Христа, его совесть будет недостаточным проводником к истине о Боге. Наша совесть должна быть очищена от греха. Автор Послания к Евреям заявил.
Насколько же более очистит нашу совесть от поступков, ведущих к смерти, кровь Христа, Который вечным Духом предал Себя непорочным Богу (Евреям 9:14).
В другом месте написал.
Будем приближаться к Богу с искренним сердцем и полной уверенностью веры, окропляя наши сердца, чтобы очистить нас от нечистой совести, и омывая наши тела чистой водой (Евреям 10:22).
В церковь в Коринфе Павел писал.
Мы отказались от постыдных вещей, которые скрывают; мы отказываемся практиковать хитрость или фальсифицировать слово Божье; но открытым утверждением истины предаем себя совести каждого пред Богом (2 Коринфянам 4:2).
Руководителям церкви нужна чистая совесть
Павел сказал следующее о квалификации руководителей церкви.
Они должны крепко держаться тайны веры с чистой совестью (1 Тимофею 3:9).
Когда человек приходит к Иисусу Христу, его совесть может функционировать так, как она была изначально создана. В противном случае совесть не может правильно вести их к поклонению истинному Богу.
Только люди созданы по образу Бога
Только люди были созданы по образу Божию. Первая глава Бытия говорит нам, что Бог создал человечество по Божественному образу.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми зверями полевыми землю и всех гадов, пресмыкающихся по земле». Итак, Бог сотворил людей по образу Своему, по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:26,27).
Во многом мы отражаем Бога. Это включает в себя наше чувство правильного и неправильного. Это нравственное чувство, которым обладает каждый человек, заставляет его стремиться чему-то поклоняться. Однако человеческая совесть сама по себе недостаточно говорит нам о том, кому мы должны поклоняться.
Краткое содержание
Человеческая совесть говорит нам, что правильно, а что неправильно.