Совесть — Психологос
01 октября 2022 г., 21:48
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.
Фильм «Доктор Хаус»
Фильм «Совесть»
Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого — то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.
Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Нужна ли совесть?
Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.
Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.
А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит — паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.
Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.
Как пользоваться совестью
Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.
Как это осуществлять?
- Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
- Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).
- Мораль
- Совесть
Комментарии (11):
Аспанов Рамир, 01 августа 2013 г., 19:00
Все хорошо. Но ЗАЧЕМ вы используете отрывки из западных фильмов? Нельзя, разве, найти подобные сюжеты в отечественном кинематографе?
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 01 августа 2013 г., 20:48
Рамир, мы будем благодарны за ваши подсказки. Какие фильмы и какие фрагменты из них вы могли бы рекомендовать?
Лебедев Евгений, 28 июля 2014 г., 18:43
Хорошая и полная статья. Я вот думаю, что совесть стоит вывести в разряд отдельного чувства, наподобие чувства зрения или слуха. Это, мне кажется, будет самым правильным пониманием этого необыкновенного явления!
Гость, 09 ноября 2014 г. , 22:38
Совесть — это естественное, природосообразное функционирование центральной нервной системы.
Пётр, 09 ноября 2014 г., 23:58
СОВЕСТЬ — это НОРМА. ЕСТЕСТВЕННЫЙ способ существования ЧЕЛОВЕКА в этой среде : Земля, Вода, Воздух, Свет. ЧУВСТВО — это ФОРМА приёма Информации. 5 Чувств «узаконены» т.н. наукой, так как имеют «Органы», которые можно потрогать руками. Информация в органах передаётс по «проводам» — Нервам. Но есть и «безпроводной» Способ передачи Информации «вай-фай», волновой способ передачи Информации. Какая разница ГДЕ находится принимающая «антенна», в темени, в области Сердца, в Солнечном сплетение, а может в Каждой клеточке? Важно, что она, «антенна», ЕСТЬ в КАЖДОМ Человеке. Понятие СОВЕСТИ, Нравственной оценки Поступка, почему-то объединённое словом Добро, — это всё ЯВЛЕНИЕ — НОРМА Жизни, зло — ОШИБКА — начало ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВО родает МЫСЛЬ, МЫСЛЬ рождает СЛОВО, СЛОВО рождает ЧУВСТВО. Эта Троица — способ Безконечного ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЕ безконечности РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО на Земле.
Евгений, 04 мая 2015 г., 00:11
Тестирование на совесть очень актуально сегодня. Ведь если у человека нет совести, то он угроза обществу. Ну, а если такой человек наделён властью, то это вдвойне опасно. Правда, среди людей примерно 50% совести не имеют. Чтобы не комплексовать по этому поводу они придумали для себя общество в котором совесть лишний элемент. Такое общество называется капиталистическим. Ну, а те у которых совесть есть хотят построить для всего человечества общество справедливости — коммунизм. Но что делать с теми кто против совести? Ведь они ведут себя очень агрессивно и подло. Изгадили нашу страну, опустив её ниже плинтуса. Сейчас принимаются за Кубу. Главное их оружие в пропаганде толерантности (терпимости) ко всякого рода мерзости с их стороны, в привлечении молодёжи в свои ряды вседозволенности. Последние исследования учёных показали, что совесть передаётся на генетическом уровне. Кастрация людей без совести единственный способ предотвратить вырождение человечества.
Дарья, 11 января 2016 г., 02:23
Статья не плохая. Однако весьма спорная, поскольку везде по всему миру у всех людей одинаковые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», то есть, о том, что такое Добро, а что Зло. Плюс Человек ЕДИНСТВЕННОЕ существо на нашей планете обладающее совестью как таковой и способное оперировать нравственными категориями. Ни у одного другого вида живых существ нет ничего подобного. Животные, рыбы, птицы, насекомые и т.п. управляются инстинктами. А их мозг — если у конкретного существа он вообще есть (ну о каком мозге можно говорить, например, у муравья?!..) — в принципе, НЕ может даже понять, что такое «нравственность», «хорошо» и «плохо». Максимум на что они способны — усвоить правила, что «можно», а что «нельзя» с точки зрения людей, благодаря обучению и дрессировке.
Так что совесть равно как и осознанная и разумная речь вовсе НЕ естественна с точки зрения природы. Более того, оставленные на произвол судьбы любые системы склонны к энтропии, т.е. к разрушению. Оставьте машину в джунглях и через несколько лет от нее мало что останется.Как минимум она вся проржавеет. И в этом смысле сама эволюция жизни на Земле (от бактерий и одноклеточных к человеку), как таковая — явление скорее ПРОТИВОестественное.Гость, 03 апреля 2019 г., 23:11
Совесть — это чувство человека, которое несёт ответственность за его поведение и поступки.
Гость, 28 февраля 2020 г., 18:43
Совесть присуща всем людям, она дана Богом. Вот что записано о ней в Библии:
Гость, 13 сентября 2021 г. , 17:31
Николай Иванович, переделали статью? Читала давно, и как помню, совесть описывалась как полезное чувство для людей с слабой осознанностью. Неужели что-то путаю?
1
ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 14 сентября 2021 г., 09:28
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Формирование совести
Совесть формируется дрессировкой. В каждой семье родители формируют у ребенка совесть путем поощрения и наказания ребенка за его поступки. Подобного рода дрессировкой занимаются любые родители, даже если сами не отдают себе в этом отчета. Совесть в обыденном понимании — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло». Для этого надо различать «добро» и «зло».
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
О совести
Есть старинное предание. В некотором государстве жил-был добрый король. Однажды в студеный зимний вечер, когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы, он увидел на дороге замерзающего нищего. У него сжалось сердце, и, не задумываясь, он снял свою теплую мантию и завернул в нее несчастного. «Идем, — сказал он ему, поднимая его на ноги, — в моей стране найдется и для тебя любящее сердце»…
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Предпосылки развития совести
Совесть, всё же есть. В природе. И у животных (хотя бы у некоторых, не обязательно всех). Просто, не сразу (и не у всех) она просыпается. Ну, есть ещё половой инстинкт, материнский (отцовский и вообще, родительский) инстинкт, кое-какие ещё инстинкты, которые тоже просыпаются не сразу (а у кого-то и вовсе не просыпаются — такое тоже бывает). Хотя, всё это — инстинкты, то есть, безусловные (не знаю что, но «рефлексами» их назвать как-то язык не поворачивается), зашитые в ROM-BIOS навыки, стремления, или как их там.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитие совести у детей
Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса. Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Совесть у животных
Животные (не все, но многие), особенно те, которые держатся в стаях, тоже обладают некоторой совестью. Может быть, они её как-нибудь по-другому называют на своём языке, но не в этом суть. С обезьянами я дела не имел, но собака — уж точно знает своё место в стае/семье, кто в стае вожак, и кто в доме хозяин… На кого следует гавкать, кого укусить, а кто «свои». Под одной крышей (в одной квартире) прекрасно уживаются собаки с кошками и крысами (декоративными), и никто никого не ест, хотя в дикой природе это были бы непримиримые враги.
3Подробнее
Совесть — Душа — Дух и развитие современных методов психотерапии //Психологическая газета
Многие важные открытия в науке становились достижением человечества со временем, не в период жизни их авторов. Люди часто отвергают то, что не понимают, не имея возможности дойти до истины, извлечь полезный опыт из неизвестного. При этом многие предметы или закономерности изначально возникают в фантастике или сказках, только потом летающий ковер превращается в ковер-самолет или шапка-невидимка начинает использоваться в физике со свойствами отрицательного преломления для скрытия военных объектов и т.п. Так, по всей видимости, произошло и с методом системных расстановок, который получает сегодня широкое распространение за рубежом, но в российском психологическом сообществе вызывает неоднозначные оценки. Но невозможно в современном мире, особенно в складывающемся социокультурном пространстве, не видеть преимущества метода и не сделать оценку вклада его основателя в развитие практической психологии и психотерапии.
Об этом и пойдет речь в данной статье. Вместе с тем остановимся на анализе концептуальных основ метода и его развитии на современном этапе.Кроме того, расстановщиками сегодня называют себя все кому не лень. Хотя это сложнейший и тончайший метод работы, предполагающий серьезную квалификацию, выходящую далеко за пределы только самой психотерапии. Многие успешно используют некоторые аспекты метода внутри других практик, не причисляя себя совсем к расстановщикам.
А метод, тем не менее, продолжает получать признание в практической среде, а также у самих клиентов, пытающихся разрешить проблемы в отношениях с близкими людьми, в своей семье.
Поэтому тем, кто на самом деле хочется разобраться с основами метода, стоит обратиться к первоисточнику или видеозаписям работ его автора, которых достаточно в интернете, поскольку он все-таки наш современник, а значит, есть возможность познакомиться с его практикой воочию. Попробуем вычленить некоторые концептуальные идеи расстановок, созданных на основе системно-феноменологического подхода в работах Б. Хеллингера, именно как метода психотерапии. В настоящее время они приобретают особое значение, поскольку имеют дело с социальными системами и с тем, что нам явлено в них в том мире, в котором оказался субъект.
Центральными базовыми понятиями в расстановках являются, прежде всего, «система» и «феноменология». Однако Б. Хеллингер, позиционируя себя как практик, к их анализу и обоснованию не обращается, указывая на то, что для него важнее люди, чем идеи. На самом деле смысловое наполнение этих понятий очень глубоко раскрыто в философской и общенаучной литературе.
Феноменология того мира, который открывается перед человеком его семьей, может быть экстериоризирована в пространство расстановки через заместителей. После чего могут быть исследованы ее связи и отношения. Расстановки работают с явленным нам и вынесенным вовне фрагментом проблемной реальности клиента, для того чтобы у него появилась возможность одновременно видеть себя и тот мир, к которому он принадлежит. Наблюдая происходящее на метауровне — уровне духа, соединяя расколотую реальность внутреннего и внешнего мира, обретая большую целостность, вмещая в свой опыт дихотомические противопоставленные части. Одна из которых обычно отрицается или отвергается в семейной истории.
Дух связывает самосознание личности и тот мир, в котором она оказалась. Вместе с тем, обращает нас к явленности данной социальными системами реальности, базовой из которых выступает семья, а значит, к отношениям, складывающимся, прежде всего, между ее членами. В работах Б. Хеллингера где-то вскользь упоминаются идеи Л. Берталанфи, исследовавшего особенности развития систем, их сущность, отношения и связи внутри. Именно оперирование системами образует вторую составляющую системно-феноменологического подхода. Согласно ей работа в расстановках происходит не с одним клиентом, а через его семью, в том восприятии, в котором она ему явлена, прежде всего, через его родителей или весь род.
При этом стратегическую основу расстановок Б. Хеллингер все же строит вокруг свойств еще одного явления — совести. Ей-то он и придает особое значение и раскрывает концептуальные основы, позволяющие объяснить психотерапевтические позиции метода, придавая ему своеобразие. Совершенно очевидно, что российская расстановочная практика по каким-то причинам часто это игнорирует, получив известную критику от оппонентов. Вот на раскрытии понятия «совесть», ее роли в жизни социальных систем, определении их гомеостаза и гомеореза, а также значении для психотерапии в работах Б. Хеллингера необходимо специально остановиться, чтобы важные идеи практики не были бы упущены, а получили свое продолжение и развитие.
Совесть, по мнению Б. Хеллингера, выступает органом равновесия в системе, механизмом, определяющим принадлежность, и триггером, запускающим переживание чувства вины или невиновности. Человек рождается в семье у двух родителей. Семья является инстанцией, дающей жизнь новому субъекту. Ничего больше, чем жизнь, человек получить не может. И это крепко связывает его с семейной системой, с родом, делая его не свободным в полной мере и определяя принадлежность.
Исключение из системы соотносимо с утратой жизни, поскольку изначально ребенок вне семьи просто не выживет. И чтобы сохранить связь с системой, он делает все не только во благо себе, но и во вред (если это необходимо системе). Даже оставаясь уже взрослым, при условии, что он не осознает этой роковой связи. Любой человек, неважно в каком он возрасте, находится прежде всего на службе у своей семьи, которая подарила ему жизнь. Поэтому совесть выступает, как указывает Б. Хеллингер, потребностью, инстинктом и рефлексом, контролирующим, чтобы система сохранялась, а жизнь в ней продолжалась бы дальше. Совесть является движущей силой, направленной на снятие противоречия между виной и невиновностью внутри системы, чтобы привести ее в движение. При этом действует она не только на социальном уровне, но и на глубинном бессознательном, а также психофизиологическом.
Совесть следит за равновесием в системе, ее движением и развитием. Она удерживает конфликт между системой и исключенными, приводя в движение их отношения, пока не будет найдено согласие. Б. Хеллингер определяет совесть как механизм равновесия в социальной системе. Именно она следит за сохранением гомеостаза, контролируя принадлежность к системе, через переживание вины или невиновности. Если человек делает что-то вопреки принятым в системе ценностям и традициям, то на него начинают смотреть плохо, и он испытывает чувство вины, потому что живёт не по совести. Если же он действует в согласии с принятыми в системе нормами, то система принимает его, и внутренней обеспокоенности больше не возникает, движение останавливается, система приходит в равновесие. Тех, кто идёт против совести, группы обычно отвергают и изгоняют. Л.Н. Толстой очень хорошо это показал в образе Анны Карениной, где светское общество, презирающее героиню, доводит ее до крайнего отчаяния и самоубийства. Потому что, чтобы удержаться в обществе, которое отвергает тебя, необходимы силы и опоры. Надо заметить, что идея отвержения активно используется в манипулятивных отношениях в различных сферах социальной действительности, и ее хорошо было бы видеть и правильно обходиться для сохранения психологической устойчивости.
Тех, кто живёт не по совести, группы обычно отвергают и исключают. И это имеет серьезные последствия, потому что создаёт нарушение в равновесии системы и может привести к ее разрушению и распаду. Система не будет развиваться, жизнь в системе не продолжится. Функция любой системы основана на развитии, а значит, продолжении и изменении самой себя своими собственными ресурсами. Система создаётся для того, чтобы жизнь состоялась, чтобы она могла течь дальше и продолжаться. Поэтому совесть как орган равновесия возвращает социальную систему к исключенному, чтобы включить его и за счёт этого стать полнее и целостнее. Одна из центральных идей Б. Хеллингера — никто не может быть исключен, все в этом мире чему-то служат. Исключенные в системе выступают той инстанцией, которая приводит в движение систему. Они создают движущие силы для изменения субъекта, позволяя осознать тягость или греховность их жизненного пути, видеть его без эмоционального вовлечения и пристрастия, делая сердце шире, а душу мягче.
Поэтому основной областью работы в расстановках у Б. Хеллингера являются исключенные. Они должны быть в ходе исследования с помощью заместителей членов семьи найдены, увидены через ту судьбу, которая им досталась, с тем тяжёлым или греховным, что не позволило им по каким-то причинам жить иначе. Потому что неосознанно внимание так или иначе направляется на поиск этих фигур, чтобы вернуть их в систему, найти то, за что можно к ним с уважением отнестись. Исключенные являются частью нашего неосознаваемого опыта. И достаточно много сил тратится на отношения с ними и удержание их образа. Спецификой расстановок является то, что они работают с системным опытом, с чувствами, которые идут порой из жизни нескольких поколений, обращаясь к тому хронотопу, который запускает неосознаваемые паттерны поведения / чувства / отношения из прошлого семьи или рода. Именно это дает им такую глубину, которую не могут дать другие методы, работающие с первичными или вторичными чувствами, имеющими место в настоящем.
Поэтому в качестве критериев результативности психотерапевтической работы Б. Хеллингер рассматривает прежде всего выход из переплетения с исключенными. А во-вторых, установление надёжной связи с социальной системой.
При обращении к первому критерию результативности — выходу из переплетения — стоит обратить внимание на то, что человек попадает на место кого-либо из членов семьи, кто жил не так, как это было принято, и проживает не свою жизнь. Неосознанно тратя силы на поиск того, с кем он связан в системе. Совесть призывает кого-либо из потомков (обычно младших) вернуть исключенного в систему, дать ему место и с уважением отнестись. И человек неосознанно повторяет судьбу кого-либо из членов рода, того, кого, возможно, уже даже нет в живых. Поэтому результатом работы является разделение с этой фигурой и разворот к самому себе, обращение к своей жизни. То есть обретение автономности своего пути и освобождение от роковых неосознанных связей.
Второй критерий результативности работы — установление надёжной связи с системой. Он предполагает, что прерванное движение жизни будет найдено, а связь с семьёй, родом, сообществом восстановлена. Будет обнаружено место, в котором мы разделены друг с другом, чтобы обрести связанность. Происходит это через более глубокое постижение высших чувств, в основе которых лежит объединяющая и связывающая разное и противоположное любовь. Именно любовь позволяет жизни течь дальше. Переживание чувства связанности с миром, интеграция в него является важным критерием работы психолога.
Совесть как механизм равновесия действует в системах разного масштаба, выполняя характерные функции. Б. Хеллингер определяет три вида совести: личную, групповую и универсальную общечеловеческую, проявляющиеся в отношениях между субъектами, группой или человечеством. Личная совесть имеет место в системе близких отношений субъекта на индивидуальном уровне между конкретными людьми. Сразу вспоминаются стихи В. Маяковского «Крошка сын к отцу пришел». В них хорошо показано действие индивидуальной совести. Так, ребенок очень быстро понимает, как вести себя с мамой или папой, какими правилами они руководствуются, и легко перестраивается в отношениях с ними. Таким образом личная совесть позволяет интегрироваться в группу.
Групповая совесть следит за отношениями внутри группы. Она объединяет большее, чем правила и цели отдельных людей. Здесь действуют интересы общества / группы, необходимые для выживания, причем в том числе исторически сложившиеся. Так действуют движения души, объединяющие в группу. Нам спокойно в группе, если мы живём по законам ее совести. Именно чистая совесть группы позволяет совершать произвол, сохраняя невинность с душевным спокойствием. Между индивидуальными ценностями и ценностями группы могут возникать конфликты, которые как раз и требуют осознанности.
Общечеловеческими отношениями также управляет совесть. Но для нее важное значение приобретают универсальные ценности жизни, имеющие отношения не только к группе, а к каждому человеку. В них определяющее значение получает уже не душа, а дух. Дух Б. Хеллингер наделяет знающим одушевлённым свойством. Он возникает из прошлого системы и движется в ее будущее, в нем нет разделения на добро и зло, хорошее — плохое, большое или малое. Дух объединяет всех, поэтому имеет любящее начало, приводящее систему и отношения в ней между людьми и группами в согласие. Он лежит в основе движения жизни. Дух следит за тем, чтобы каждый имел равные права со всеми. Не конфликт и борьба продолжают жизнь, а вот это интегрирующее начало, вмещающее разное, объединенное через универсальные общечеловеческие ценности, позволяющие жизни течь дальше. Высшей формой которого является сама жизнь или любовь, снимающая внутреннее противоречие личности и позволяющая вмещать в душе противоположное и разделенное. Зрелость как раз и заключается в том, что мы перераспределяем силы с внутренней борьбы на собственное осуществление. И нам хватает ресурсов не сломаться перед невыносимым, а следовать дальше.
Увидеть устойчивые повторяющиеся связи, концептуализирующие метод и стратегии работы в нем, позволяют закономерности, выделенные Б. Хеллингером. Он называет их закономерностями принадлежности, равновесия и порядка, определяющими работу совести. Зная их, можно восстановить любящее движение в системе и сделать его осознанным. Любить из автономности, а не из «слепой» связанности, при этом не теряя принадлежности. В свою очередь, нарушение их истощает, отнимает жизненные силы, делает человека незрячим перед будущим. Их соблюдение поддерживает жизнь в системе, а слепое следование за совестью группы иногда может ее разрушить. Расстановка как инструмент терапии позволяет исследовать, где прерывается движение жизни, чему или кому служит субъект в своей системе, чтобы восстановить связь или выйти из переплетения.
Б. Хеллингер заложил новое направление в психотерапии, которое объединило терапию семейных систем с ее феноменологическим началом, уделяя особое внимание механизмам работы совести. Так появился самостоятельный подход в терапии, обладающий своей уникальной спецификой. Особое значение в этом подходе приобрела работа с движущими силами жизни через обращение к противоречиям, возникающим внутри трех видов совести. Исследование отношений между виной и невиновностью, позволяющее преодолеть неосознанный конфликт, вызванный совестью внутри социальной системы, преодоление которого приводит в движение систему.
Еще одной значимой идеей стала работа с системными чувствами, идущими из хронотопа времени. Сохраняющими лояльность порой несколько поколений к тем людям, которые когда-то принадлежали системе и стали источником переживания вины в ней, неважно, имеющей объективные причины или нет. При этом как практик Хеллингер не делал обоснования своему подходу и его инструменту, представив нам только концептуализированный и предельно ясный взгляд на метод, с его базовыми понятиями, механизмами и закономерностями, глубоко проникающий в суть вещей и человеческих отношений.
Безусловно, такая простота и сущность нашли огромное количество последователей. Расстановки стали применяться не только в психотерапии, но и в разных направлениях жизни. Так, в образовании данную практику используют с целью установления сотрудничества в обучении, оказания помощи в преодолении неуверенности и беспомощности в учебной успеваемости, а также как способ решения вопросов нравственного развития трудных подростков, преодоления конфликтных ситуаций в классе (М. Франке-Грикш и др.). В медицине расстановка стала применяться для активизации внутренних ресурсов организма при необходимости справиться с соматическими заболеваниями, при которых симптому отводится роль фактора восстановления стабильности и равновесия в семейном гомеостазе (Ш. Хаузнер и др.). В искусстве — как способ побуждения или коррекции переживаний, возникающих при создании эстетического образа (К. Гладзиевски). В частности, такой фильм, как «Das Leben des Anderen» («Жизнь других», снят в 2006 году, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк), сопровождаемый сценарной расстановкой, в 2007 году получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года. В работе с организациями (Я. Стам, В. де Филипп) — для прояснения целей и стратегий развития бизнеса, отношений между сотрудниками и их влияния на продуктивность функционирования организации, а также для обеспечения благоприятного микроклимата.
Были созданы международное и германское сообщества по расстановкам: ISCA (International Systemic Constellation Association) — Международная ассоциация системных расстановок; DGfS (Deutsche Gesellschaft für Systemaufstellungen) — Немецкое сообщество системных расстановок.
В настоящее время в университетах Германии работают целые кафедры, ведущие подготовку в области организационных расстановок. Расстановки используются, в том числе, и как метод обучения студентов, изучающих социальную сферу.
При этом системные расстановки не замкнулись только на идеях Б. Хеллингера, а нашли свое развитие среди научной общественности. В данный момент уже созданы и успешно развиваются самостоятельные новые уникальные школы по структурным расстановкам (М. Варги фон Кибеда, И. Шпарер и др.), расстановкам идентичности (Ф. Рупперта и др.).
В структурных расстановках доктора философии Матиаса Варги фон Кибеда и его супруги Инзы Шпарер используется совершенно иной методологический подход к пониманию метода расстановок, созданный на основе идей Л. Витгенштейна, предполагающий работу с исключениями в речевых конструкциях через язык, представляющий собой особым образом грамматически построенную систему. В подходе доктора психологии Франца Рупперта с помощью расстановки показано, как происходит разделение симбиотической связи в системе и выстраивается новая идентичность, а также как можно работать с травмой развития.
Метод продолжает развиваться, появляются новые области, получающие свое исследование и применение. Так, проведено обоснование замещающего восприятия (д-р философии Т. Штайнингер), исследуются и практикуются расстановки в предпринимательских семьях (д-р философии Х. Клеве, д-р философии А. Тчира, д-р философии Т. Гелерт, д-р философии Д. Декслер и др.), расстановки в социальной сфере и системном сопровождении в период пандемии (д-р философии Х. Клеве) и др.
В Австралии проходит ежегодный всемирный конгресс по расстановкам, куда съезжаются расстановщики со всех континентов, а также множество конференций разного уровня в Европе и России.
В России создан портал о системных расстановках «Расстановщик» https://www.constellator.ru, который освещает международные и российские тенденции развития метода. Работает несколько институтов в разных городах, которые занимаются подготовкой специалистов. Ежегодно проходит международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность» в Москве, на которой обсуждаются перспективы развития метода в российском научном сообществе с привлечением иностранных коллег, издается сборник материалов конференции. Проводятся мастер-классы ведущими специалистами в области расстановок из России, Республики Беларусь, Украины, Эстонии и Германии. Публикуются статьи о методе в рецензируемых журналах.
В настоящее время идеи Б. Хеллингера переосмысляются и получают свое развитие и у нас в стране. Мы сосредоточили свое внимание на новом подходе, где особое внимание уделяется индивидуальному пути человека, движению жизни, предельным смыслам, его прерывающим, а также обращению ко времени, в котором вечное становится приоритетным перед исторической хронологией. Появляется возможность собрать себя в той реальности, которая оказалась явленной в мире человека как психологической системы, и провести её феноменологическое исследование. Наряду с названным уже дано объяснение феномена замещающего восприятия, в котором заместители фигур членов семьи начинают испытывать чувства, принадлежащие тем, кого они замещают.
И как показано основателем метода, становление практики не проходит без исключений. На этом пути всегда находятся представители якобы науки, выступающие в позиции чиновников, а не исследователей, которым важнее запретить и изгнать, но не проявить интерес, поисковое любопытство и обсудить. При всем этом положении дел совершенно очевидно: метод состоялся, его уже невозможно просто так «выкорчевать». А интерес людей к самопознанию, к своей семье, к тем, с кем они оказались связаны через историю рода или страны, только растет. И будет продолжать привлекать к себе внимание дальше, поскольку, в том числе, позволяет освободить источник жизненных сил. Поэтому лучшее из него стоит взять, чтобы обогатить психологическую практику работы с жизненным опытом человека и дать ее описание, полезное для клиентов.
Безусловно, в становлении метода еще много проблем как на уровне осмысления его основ, междисциплинарного исследования, адекватного информирования о его содержании, так и в подготовке расстановщиков. И, пожалуй, как ни в одном другом методе, нет такой информационной эклектики и неадекватности, которую подают новые и уже состоявшиеся последователи метода. Поэтому ясное осмысленное позиционирование метода в российской психологической среде — это одна из болевых точек и перспектив его дальнейшего развития.
Что такое совесть? | GotQuestions.org
HomeContent IndexЧеловечествоЧеловеческое сознание природы
Вопрос
Ответ
Совесть определяется как та часть человеческой психики, которая вызывает душевные страдания и чувство вины, когда мы ее нарушаем, и чувство удовольствия и благополучия, когда наши действия, мысли и слова соответствуют нашим системы ценностей. Греческое слово, переведенное как «совесть» во всех упоминаниях Нового Завета, — это 9.0009 suneidēsis , что означает «моральное осознание» или «моральное сознание». Совесть реагирует, когда действия, мысли и слова соответствуют или противоречат стандарту правильного и неправильного.
В Ветхом Завете нет еврейского термина, эквивалентного suneidēsis в Новом Завете. Отсутствие еврейского слова, означающего «совесть», может быть связано с еврейским мировоззрением, которое было общинным, а не индивидуальным. Еврей считал себя членом общины завета, связанной корпоративно с Богом и Его законами, а не как личность. Другими словами, еврей был уверен в своем положении перед Богом, если еврейский народ в целом находился в хороших отношениях с Ним.
Новозаветная концепция совести носит более индивидуальный характер и включает в себя три основные истины. Во-первых, совесть — это Богом данная человеку способность проводить самооценку. Павел несколько раз говорит о том, что его собственная совесть «чиста» или «чиста» (Деяния 23:1; 24:16; 1 Коринфянам 4:4). Павел исследовал свои слова и дела и обнаружил, что они соответствуют его морали и системе ценностей, которые, конечно же, основывались на Божьих нормах. Его совесть подтвердила чистоту его сердца.
Во-вторых, Новый Завет изображает совесть как свидетеля чего-то. Павел говорит, что у язычников есть совесть, свидетельствующая о присутствии закона Божьего, написанного в их сердцах, хотя у них и не было Моисеева закона (Римлянам 2:14-15). Он также взывает к своей совести как к свидетелю того, что он говорит правду (Римлянам 9:1) и что он ведет себя свято и искренне в своих отношениях с людьми (2 Коринфянам 1:12). Он также говорит, что его совесть говорит ему, что его действия очевидны как Богу, так и свидетельству совести других людей (2 Коринфянам 5:11).
В-третьих, совесть служит системе ценностей человека. Незрелая или слабая система ценностей порождает слабую совесть, в то время как полностью информированная система ценностей порождает сильное чувство правильного и неправильного. В христианской жизни совесть человека может руководствоваться неадекватным пониманием библейских истин и может вызывать чувство вины и стыда, несоразмерное обсуждаемым проблемам. Созревание в вере укрепляет совесть.
К этой последней функции совести обращается Павел в своих наставлениях относительно употребления пищи, принесенной в жертву идолам. Он утверждает, что, поскольку идолы не являются настоящими богами, не имеет значения, приносилась ли им в жертву пища или нет. Но некоторые в коринфской церкви были слабы в своем понимании и верили, что такие боги действительно существуют. Эти незрелые верующие ужасались при мысли о еде, принесенной в жертву богам, потому что их совесть была наполнена ошибочными предрассудками и суеверными взглядами. Поэтому Павел призывает тех, кто более зрел в своем понимании, не пользоваться своей свободой в еде, если это заставит совесть их более слабых братьев осудить их действия. Урок здесь заключается в том, что если наша совесть чиста благодаря зрелой вере и пониманию, мы не должны спотыкать тех, у кого более слабая совесть, проявляя свободу, которая приходит с более сильной совестью.
Другое упоминание совести в Новом Завете относится к совести, которая «сожжена» или стала нечувствительной, как если бы ее прижигали раскаленным железом (1 Тимофею 4:1-2). Такая совесть черствеет и мозолится, ничего больше не чувствуя. Человек с обожженной совестью уже не слушается ее побуждений и может самозабвенно грешить, обманывать себя мыслью, что с душой у него все хорошо, относиться к другим бесчувственно и безжалостно.
Как христиане, мы должны сохранять свою совесть чистой, повинуясь Богу и поддерживая наши отношения с Ним на хорошем счету. Мы делаем это, применяя Его Слово, постоянно обновляя и смягчая наши сердца. Мы рассматриваем тех, чья совесть слаба, относимся к ним с христианской любовью и состраданием.
Вопросы о Человечестве
Что такое совесть?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Что такое совесть? | Просто католик
В своей фундаментальной роли суждения о добре или зле — правильности или неправильности выбора человека — совесть, возможно, является одним из самых неправильно понятых из всех моральных учений Церкви.
И все же правильно сформированная совесть необходима для того, чтобы направить свою жизнь на служение Богу, чья воля ясно явлена в Священном Писании, авторитетных учениях Его Церкви и объективных нравственных истинах, познаваемых человеческим разумом из законов природы. .
Человек — существо с физическим телом и духовной душой. В своем теле человек оказывается включенным в физическую вселенную. Следовательно, он подчиняется присущим ему порядку и законам. В своей духовной природе человек отражает образ самого Бога. Человек отражает божественную личность в своей способности мыслить и выбирать. В силу своего человеческого разума и свободной воли о человеке действительно можно сказать, что он «создан по подобию Божию» (Иак. 3:9).).
Совесть существует как способность человеческой души. Совесть питается и питается, упорядочивается и направляется тем, что ей дается в разумной способности человека познавать объективную нравственную истину, то есть схватывать, что истинно хорошо, а что истинно зло. Она не существует отдельно от человеческого интеллекта или свободной воли. Вопреки некоторым распространенным заблуждениям, совесть является не «источником» нравственности, а ее «слугой».
Функция совести
Сознание призвано выполнять самую фундаментальную из всех моральных заповедей: делать добро и избегать зла. Информируемая богооткровенными моральными истинами или принципами правильного и неправильного, которые воспринимаются человеческим разумом из естественного закона, совесть выносит суждение о добре или зле определенного действия или выбора в конкретных обстоятельствах момента. Затем совесть оценивает сделанный выбор, чтобы определить, была ли соблюдена воля Бога. Вынося свои суждения, совесть является скорее применением принципов морали, чем источником этих моральных принципов.
Чтобы совесть функционировала должным образом, она должна быть правильно сформирована. Совесть должна быть воспитана и дисциплинирована в своем стремлении познать объективные моральные принципы, которые доступны ей либо из богооткровенных источников, либо из самого творения.
Как правильно формируется совесть?
Каждый человек имеет моральное обязательство следить за тем, чтобы его или ее совесть была правильно сформирована. Эта обязанность исполняется в зависимости от конкретных обстоятельств жизни человека. Христианская совесть формируется в процессе непрерывного молитвенного и прилежного изучения нравственных уроков, содержащихся в Священном Писании и авторитетных учениях Церкви. Поскольку христианская совесть формируется знанием таких объективных истин, ее моральные суждения точны и обязательны. Поэтому христианину надлежит читать и изучать Слово Божие, усердно заниматься чтением духовных книг и статей, внимательно слушать проповеди святых пастырей Церкви и смиренно принимать нравственные учения Папа и епископы.
Хорошо сформированной христианской совести также помогает применение как богословских добродетелей веры, надежды и милосердия, так и основных добродетелей благоразумия, справедливости, воздержания и силы духа. Эти нравственные привычки не только дисциплинируют заблудшую свободную волю человека, но и направляют выбор в сторону служения Богу и того, что действительно полезно для спасения.
Поскольку все мужчины и женщины страдают от последствий греха, человеческий интеллект подвержен ошибкам. В результате суждение совести может быть ошибочным. По незнанию или даже ошибочным рассуждениям совесть может быть не в состоянии вынести суждение, соответствующее объективной нравственной истине.
Иногда это невежество может быть преднамеренным или преднамеренным. В такой ситуации у человека были бы средства для преодоления незнания или непонимания определенного морального правила, но он довольно свободно предпочел бы остаться в неведении. Человек, действующий на основе непобедимого невежества, несет моральную ответственность за сделанный выбор.
С другой стороны, бывают случаи, когда незнание или непонимание человеком того или иного морального обязательства не является добровольным и, следовательно, выходит за пределы способности человека преодолеть это. Это называется непобедимым невежеством. Человек, действующий на основе такого непобедимого невежества, не несет моральной ответственности за свои действия или выбор. Тем не менее, даже если он не несет моральной ответственности за совершенное им зло, оно может затронуть его и других. К сожалению, такие ситуации часто серьезно и негативно сказываются на духовной жизни человека, нарушая единение с Богом и окружающими.
Обязанность человека
Проще говоря, самый основной принцип христианского нравственного учения — это строгая обязанность человека следовать суждению хорошо сформированной совести.
Согласно Катехизису Католической Церкви, суждение правильно сформированной совести никогда не может противоречить объективной нравственной истине, содержащейся в Священном Писании или преподаваемой церковным учительством. В Катехизисе сказано: «Правильно сформированная совесть чиста и правдива. Она формулирует свои суждения согласно разуму, согласно истинному благоволению мудрости Творца» (№ 1783).
Связующая сила совести не зависит от решения человека следовать ей или нет. Наоборот, правильно сформированная совесть связывает, потому что она точно отражает разум и волю самого Бога. Опять же, в Катехизисе говорится: «Когда он слушает свою совесть, разумный человек может слышать, как говорит Бог» (№ 1777).
Поскольку это так, Церковь учит, что человек не только должен следовать суждению хорошо сформированной совести, но его свобода делать это всегда должна быть обеспечена и защищена. «Человек имеет право действовать по совести и свободно, чтобы лично принимать нравственные решения. «Его нельзя принуждать к действиям, противоречащим его совести. Не следует также препятствовать ему действовать по совести, особенно в вопросах религии» (№ 1782).
Отец Жозеф Л. Паризи получил степень магистра пастырского богословия в Университете св. Фомы Аквинского в Риме в 1974 г. и лиценциата канонического права в Университете св. Павла в Оттаве, Канада, в 1986 г.
Характер и направление нашей жизни
Моральный выбор, который мы делаем, определяет характер и направление нашей жизни.
Наша жизнь неумолимо ориентирована на Бога или от него в нашем моральном выборе. Если мы говорим, что выбираем укреплять и питать наши отношения с Богом, мы обязуемся уважать и соблюдать то, что является нравственно хорошим и истинным.