Тема урока: «Совесть»
Цель и задачи урока:
- помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе;
- учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;
Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
- Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты:
- развитие рефлексии «чистая совесть»,
- умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Ожидаемые результаты:
- Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
- Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
- Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Ход урока
Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Чтобы достойно подойти к концу.
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
— Что главное, скажите в человеке?
— Конечно, разум — первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: — Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Работа в паре.
Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,Но главное у человека — совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))
— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
— Назовите тему урока. (Совесть).
Прочитайте эпиграф урока.
«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон
Какой вопрос возникает?
Совесть украшает человека?
Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
- Что такое совесть?
- Нужна ли она человеку?
- Что значит поступать по совести?
- Какая совесть бывает чиста?
(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)
— Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
- Работа с определениями.
Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
А) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
- «Закон, живущий в нас, называется совестью».
И. Кант - «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Суворов А. В. - «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
Пушкин А. С. - «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери - «Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель
Ребята работают в паре.
Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Совесть — это
Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)
1. Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова « Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.
Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;
2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.
А) — Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).
— Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
— С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
Б) — Что такое стыд?
По В. Далю «Стыд — это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка».
В) Работа с текстом учебника.
— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
— А есть ли в их значении какое-то различие?
Работа в паре.
— Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Д) Беседа.
— В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)
Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
— Как поступит герой притчи?
— Почему он вернет кошелек хозяину?
— Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть.
— В чем смысл притчи?
— Чему она нас учит?
Е) Обобщение.
— Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).
— Мы ответили на второй вопрос урока.
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):
— Винни-Пух;
— Красная Шапочка;
— Кот Базилио и Лиса Алиса;
— Маша из сказки «Маша и Медведь»;
— Золушка?
— Шапокляк;
— Крокодил Гена;
— Лиса.
Ж) Работа с текстом учебника с. 49.
Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?
Совесть –
- заставляет размышлять о своих поступках,
- критически оценивать свои поступки,
- напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
- игнорирует хитрые оправдания,
- заставляет говорить о себе правду.
— Что значит поступать по совести?
— Работа с пословицами.
- От человека утаишь, а от совести нет.
- Совесть без зубов, а грызет.
— Чему учат нас эти пословицы?
— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?
Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
— Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.
и) Работа с текстом учебника с. 49.
Прочитайте 2, 3 абзацы.
— Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).
— Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).
— Прочитайте эпиграф нашего урока.
— Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.
V. Творческое применение знаний.
1. Портрет совестливого человека.
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
- Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
- Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
- Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
- Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду. )
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
- Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
- Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
2. Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
3. «Муки совести»
Как понять выражения:
- меня мучает совесть;
- бессовестный человек;
- совестливый человек;
- моя совесть молчит;
- моя совесть чиста?
4. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .
5. «Совесть»
Согласны ли вы с утверждениями:
- у всех людей есть совесть;
- «голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
- плохих людей, преступников совесть не мучает;
- бессовестному человеку жить легче?
6. «Собиралки»
Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)
- Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
- Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
- Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
- Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
- Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть. (цыганская пословица)
- В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)
— Кто выиграл в наших соревнованиях?
— Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.
— Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.
— Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.
— Прочтите сами, раздайте друзьям.
VI. Рефлексия.Оценка.
- Урок сегодня был удачный,
- Не прошёл для вас он зря.
- Вы все очень постарались.
- Вам понравилось, друзья?
1. Закончи предложение.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Урок дал мне для жизни…
VІІ. Итог занятия.
На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!
VIII. Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
2) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр. 48-49.
Совесть — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
Как Вы прокомментируете такое утверждение, что, несмотря на то, что совесть – понятие для всех актуальное, но, тем не менее, все понимают его по-разному?
Это действительно неотъемлемая часть нашего нравственного багажа. Выражения, типа: «жить по совести», «прислушиваться к голосу совести», или, наоборот, «идти против своей совести», – это то, что мы говорим и слышим очень часто. Если попытаться проанализировать этимологию слова в русском и славянском варианте, то, пожалуй, речь идет о «сове́дении». Когда в моем сознании, независимо от того, прошу я об этом или нет, возникает какая-то идея, какая-то мысль, которая как бы приходит в меня извне. Это не часть меня самого, но это то, что приходит в меня. Нравственный закон, написанный в душе человека, о котором рассуждал Кант, может быть, это один из синонимов совести. Понятие это, с точки зрения христианской, конечно религиозное. Например, среди прочих определений, наиболее выпуклым и рельефным являлось определение Достоевского о том, что «совесть – это бытие Бога в душе человека». Не могу сказать, что я полностью согласен с этим, но то, что совесть – категория религиозная, для христианина очевидно.
Предмет нашего разговора – совесть. Но нас могут спросить: «Собственно, о чем вы говорите? Это что-то неуловимое, неосязаемое, ни потрогать, ни измерить».
Я бы сказал, что и другие вещи, к которым мы привыкли, тоже неуловимые и неосязаемые, хотя никому не придет в голову сомневаться в них. Например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был практикующим хирургом экстракласса и ему принадлежит выражение: «Я часто вскрывал черепную коробку, но не находил там ума, и работая с человеческим сердцем, я не находил в нем любви». Совесть из этой же области.
Вы сказали, что совесть – это присутствие Бога в человеке. Можно ли говорить о том, что есть разная совесть у человека религиозного и нерелигиозного? Потому что верующий человек может посмотреть на заповеди: «не убий, не укради, не прелюбодействуй», понятно, что плохо, а что хорошо. А для человека неверующего внутренний закон, который говорит: хороший я или плохой, – более важен, тем более, что неверующие люди очень часто бывают людьми порядочными.
Хороший вопрос. Он сводится к тому, каким образом мы можем говорить о совести как о божественной данности для человека, который, хотя, и использует ее, но при этом в Бога не верит. Согласитесь, можно использовать наследство, не выясняя адресата, который мне это наследство оставил. Можно дышать воздухом, при этом не знать его формулы. Поэтому, человек, неверующий в Бога, может пользоваться тем инструментом, который, с точки зрения христиан, дал нашему естеству именно Господь Бог. А что касается феномена совестливого, но неверующего человека, то спорить с этим никому не приходится, но при этом есть все-таки существенная разница и она заключается вот в чем. Вернемся к Достоевскому. Его опроверг Феофан Затворник, который сказал: «Нет, совесть – это не бытие Бога в человеке. Совесть – это сторож, которого Бог дал своей Истине». Поэтому, для того чтобы сторож хорошо справлялся со своими обязанностями, он эту Истину прежде должен познать, чтобы знать – что охранять. В противном случае мы этот инструментарий – нашу совесть – воспитываем своими убеждениями, не всегда религиозными. Поэтому можно говорить о совести буддиста, если речь идет о другой религиозной традиции. Можно говорить о совести революционера, можно говорить о совести агностика. То есть, чем я этот механизм, данный мне от Бога, воспитываю, тем она и является для меня. Поставь десять людей для одной поведенческой ситуации с вопросом: «Как вы поступили, говоря о том, что вы совестливые люди?» – они дадут разные ответы. Христиане отличаются от неверующих тем, что они свою совесть воспитывают божественным критерием – Евангелием, поэтому на какую-то ситуацию она у нас реагирует именно исходя из того, чем мы ее наполнили.
То есть что-то нормальное есть в том, что совесть у всех разная. А если спросить человека: «Ты поступил по совести?» А он в ответ скажет: «По своей». Это нормально?
Да, если для него это убеждения и он считает их истиной, то, наверное, в соответствии со своей истиной он поступил, поэтому не испытывает внутреннего конфликта. Скажем так: внутренний конфликт, связанный с совестью, – он как раз исходит из системы жизненных ценностей. Вспомните известную историю про аборигенов, которым задали вопрос о добре и зле. Они сказали: «Хорошо – это когда мы отнимем у соседнего племени женщин и скот, а плохо – это когда у нас». Поэтому, если он не отнял, а пожалел, то он вступает в конфликт со своей совестью, которую он воспитывал, исходя из этих убеждений. Или, например, обвинения Сократа в том, что он безбожник. Сократ как раз таки воспитывал свою совесть чем-то другим, нежели языческая мифология, поэтому для него это было в согласии со своей совестью. Но и те, кто обвинял его, исходя из своих совестливых убеждений, – они констатировали, что он заблуждается и с ним нужно бороться.
Слово «бессовестный», мне кажется, больше у всех вызывает консенсус в понимании?
Я припоминаю одного своего, уже покойного, знакомого по университету, который на мой вопрос: «Дорогой, что ты делаешь? Тебя совесть не мучает за твои поступки?» – а он действительно совершал не очень красивые поступки – ответил: «Голубчик, она давно уже благословила все, что я делаю». Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Я думаю, что в нашем разговоре нужно его вывернуть наизнанку и получится нечто другое: каждый судит в меру оставшихся добродетелей. Чем меньше в человеке добра, тем меньше и тише голос совести. Если его совсем мало, то тогда молчание совести мы воспринимаем за знак согласия. Но опять-таки, исходя из нашей жизненной установки. Скажем, римский язычник – это одно, представитель какого-нибудь примитивного шаманского племени – это другое, Жан-Поль Сартр или Альбер Камю – это третье, и, наконец, христианин – это четвертое. Всякий из этих людей будет прислушиваться к голосу своей совести, исходя из жизненной установки. Когда мы говорим «бессовестный», речь идет не о том, что у человека совести нет, а о том, что он, исходя из своей установки, заглушил ее голос. Я думаю, что человек, шагающий к христианству и наступающий на свою языческую совесть, заставляющий ее замолчать, – он делает прорыв. И наоборот, христианин, уходящий от Христа, заглушающий голос своей совести, например, пьянством или наркоманией, тоже совершает определенного рода путь. Но это путь, с нашей точки зрения, вниз.
Есть в христианстве такое утверждение, что Бог будет судить христиан согласно заповедям, а людей неверующих будет судить по их совести?
Да, когда я говорил о том, что это религиозная категория, я не просто это утверждал безосновательно. Например, апостол Павел говорит о том, что для тех, кто не откроет для себя Христа, суд будет происходить по тому, что начертано в их совести, по тому закону, который начертан Богом в их совести. Человек, сотворенный Богом, конечно, не оставляется, даже в том случае, если он по каким-то причинам в земной жизни не открыл для себя Спасителя.
Получается, что совесть формируется в рамках какой-то культуры, традиции и здесь ориентиры тоже могут быть различными?
Да. Воспитателем нашей совести может быть все что угодно: наш семейный круг, наш культурный, экономико-политический круг, средства массовой информации. Все это может быть источником для воспитания человеческой души, человеческой совести, но, повторяю, христиане настаивают на критерии, который они считают абсолютным. Это Божественная Истина, открытая в конкретный момент, но если речь идет о подробностях, то это Благая Весть, прозвучавшая в мире две тысячи лет назад. Что касается священников, то мне кажется, что любой из нас понимает особенность совести, исходя из молитвы Василия Великого, которая звучит на каждой Литургии: «и очисти нас от совести лукавой». Видите, оказывается, Достоевский действительно не прав. Если бы совесть была голосом Божиим, самим Богом в душе каждого человека, то тогда кто бы просил, чтобы совесть была очищена как лукавая. Что, Бог лукав? Нет, конечно. А вот то, что совесть может быть лукавой – это совершенно очевидно. Яркий пример, когда человек признается в том, что он совершил дурной поступок, скажем, ударил свою жену, и следующий шаг – это самооправдание: она сама виновата, она это заслужила.
Все-таки совесть служит каким-то консолидирующим для общечеловеческих ценностей моментом? Она нас объединяет или разъединяет, потому что она у всех разная?
В традиционных обществах – да. Поэтому такое выражение как «ни стыда, ни совести» было равносильно тому, что: «побойтесь Бога!», «креста на вас нет!» Я думаю, что в традиционном обществе, где есть какие-то представления о добре и зле, общие для большинства населения.
А у нас сегодня традиционное общество, как Вы оцениваете?
Посттрадиционное, без сомнения. Я даже думаю, что если говорить об отходе или усталости от христианства, то, конечно, в тех, кто отошел, устал или не открыл для себя заново, все-таки больше христианского элемента, чем абсолютно безбожного или ориентирующегося на какие-то другие религиозные начала. Даже в людях, потерявших веру или не открывших себя, именно потому, что они живут на территории России и, значит, косвенно, опосредованно принадлежат к тысячелетней христианской культуре, – в них все-таки больше от евангельских идеалов, чем от буддийских.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
- Пожертвовать
- 952 0
Как мне очистить совесть?
ГлавнаяМатериалы УказательДуховная жизньДары Христа Чистая совесть
Вопрос
Ответ
Совесть можно определить как «внутреннее чувство, которое действует как руководство к правильности или неправильности поведения». Для тех, кто придерживается библейского мировоззрения, совесть — это та часть человеческой души, которая больше всего похожа на Бога (Бытие 3:22). Тем, кто не верит в Бога, трудно объяснить существование человеческой совести. Эволюция не может объяснить эту грань человеческого духа, которую нельзя объяснить менталитетом «выживания наиболее приспособленных».
Совесть человека пробудилась, когда Адам и Ева ослушались повеления Бога и вкусили от дерева познания добра и зла (Бытие 3:6). До этого они знали только хорошее. Слово , зная в Бытие 3:5, — это то же самое слово, которое используется в другом месте для описания сексуальной близости (Бытие 4:17; 1 Царств 1:19). Когда мы выбираем «познать» зло на личном опыте, наша совесть нарушается, и эмоциональный дискомфорт берет верх. Независимо от того, признаем мы Бога или нет, мы были созданы для общения с нашим Творцом. Когда мы поступаем неправильно, мы чувствуем, что не в ладах с созданной нами целью, и это чувство глубоко тревожит нас.
Адам и Ева оскорбили Бога; тем не менее, Сам Бог дал решение их оскорбленной совести. Он заколол невинное животное, чтобы скрыть их наготу (Бытие 3:21). Это было предзнаменованием задуманного Богом плана покрыть грех всего человечества.
Люди пытались очистить свою совесть разными способами, от благотворительности до членовредительства. История изобилует примерами попыток человечества успокоить свою совесть, но ничего не получается. Поэтому он часто обращается к другим средствам, чтобы заглушить тот внутренний голос, который объявляет его виновным. Пристрастия, безнравственность, насилие и жадность часто глубоко уходят корнями в плодородную почву нечистой совести.
Однако, поскольку любой грех в конечном счете является грехом против Бога, только Бог может искупить оскорбленную совесть. Как и в Эдемском саду, Бог дает нам покрытие через жертву чего-то совершенного и безупречного (Исход 12:5; Левит 9:3; 1 Петра 1:18–19). Бог послал Своего собственного Сына, Иисуса, в мир с целью стать последней, совершенной жертвой за грехи всего мира (Иоанна 3:16; 1 Иоанна 2:2). Когда Иисус пошел на крест, Он взял на Себя каждый грех, который мы когда-либо совершили. Всякая поруганная совесть, всякая греховная мысль и всякий злой поступок возлагались на Него (1 Петра 2:24). Весь праведный гнев Бога за наши грехи был излит на Его собственного Сына (Исаия 53:6; Иоанна 3:36). Как невинное животное было принесено в жертву, чтобы покрыть грех Адама, так и совершенный Сын был принесён в жертву, чтобы покрыть наш грех. Сам Бог решает сделать нас правыми перед Ним и объявить нас прощенными.
Наша совесть может быть очищена, когда мы приносим наш грех, наши неудачи и наши жалкие попытки умилостивить Бога к подножию креста. Искупление Христа прощает наши грехи и очищает нашу совесть (Евреям 10:22). Мы признаем нашу неспособность очистить наши сердца и просим Его сделать это за нас. Мы верим, что смерти и воскресения Иисуса достаточно, чтобы заплатить цену, которую мы должны Богу. Когда мы принимаем плату Иисуса за наш личный грех, Бог обещает отбросить наши грехи от нас, «как далеко восток от запада» (Псалом 103:12; ср. Евреям 8:12).
Во Христе мы освобождаемся от мертвой хватки греха. Мы освобождены, чтобы стремиться к праведности и чистоте и стать мужчинами и женщинами, которыми Бог сотворил нас (Римлянам 6:18). Будучи последователями Христа, мы по-прежнему будем время от времени грешить. Но даже в этом случае Бог дает нам способ очистить нашу совесть. В Первом Иоанна 1:9 говорится, что «если мы исповедуем наш грех, Он верен и справедлив, чтобы простить наш грех и очистить нас от всякой неправды». Часто с этим признанием приходит осознание того, что мы должны исправить ситуацию с теми, кого обидели. Мы можем сделать этот шаг с людьми, которым причинили боль, зная, что Бог уже простил нас.
Наша совесть может оставаться чистой, если мы постоянно исповедуем свои грехи перед Богом и верим, что крови Иисуса достаточно, чтобы сделать нас правыми перед Ним. Мы продолжаем «искать прежде всего Царства Божия и правды Его» (Матфея 6:33). Мы верим, что, несмотря на наше несовершенство, Бог радуется нам и Своей преобразующей работе в нашей жизни (Филиппийцам 2:13; Римлянам 8:29). Иисус сказал: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанна 8:36). Мы живем с чистой совестью, отказываясь погрязнуть в неудачах, которые Бог простил. Мы уверены в Его обещании, что «если Бог за нас, то кто против нас?» (Римлянам 8:31).
Вопросы о христианской жизни
Как мне очистить совесть?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Что такое совесть?
Совесть возвращается к христианам. За последние несколько лет термин «совесть» все чаще упоминается в дебатах, происходящих как в наших церквях (например, обращение к совести по моральным вопросам), так и на общественной площадке (например, защита права совести). Мы много слышим о совести, но что именно она означает? Общее понятие совести можно найти почти в каждой человеческой культуре, но для христиан оно имеет уникальное и отличительное значение. Греческий термин, обозначающий совесть (suneidesis), встречается более двух десятков раз и служит важной концепцией, особенно в посланиях Павла. Если мы исследуем то, как Писание говорит о совести, мы обнаружим пять основных тем:
1. Совесть – это внутренняя рациональная способность, свидетельствующая о нашей системе ценностей.Несколько десятилетий назад в комедиях и мультфильмах часто встречался образ ангела/дьявола на плече. Внутреннее смятение человека олицетворялось наличием на правом плече ангела, олицетворяющего совесть, и черта, олицетворяющего искушение, на левом плече. Этот тип фольклорных образов создавал у людей ложное впечатление, что совесть подобна внутренней комнате для прослушивания, в которой человек может слышать голос Бога («чистая совесть») или дьявола («нечистая совесть»). Более библейский взгляд состоит в том, чтобы рассматривать ангела/дьявола на плече как свидетелей нашей внутренней системы ценностей. Наша совесть является частью данных нам Богом внутренних способностей, критического внутреннего осознания, которое свидетельствует о нормах и ценностях, которые мы признаем, когда определяем, что правильно, а что нет. Совесть не служит судьей или законодателем; это современный взгляд на концепцию. Вместо этого, в библейском смысле, совесть служит свидетель того, что мы уже знаем. (Рим. 2:15, 9:1). Совесть может вызвать внутренний диалог, чтобы рассказать нам то, что мы уже знаем, но чаще всего она просто сообщает о своем присутствии через наши эмоции. Когда мы приспосабливаемся к ценностям нашей совести, мы испытываем чувство удовольствия или облегчения. Но когда мы нарушаем ценности нашей совести, это вызывает боль или чувство вины. Джон Макартур описывает совесть как «встроенную систему предупреждения, которая сигнализирует нам, когда мы сделали что-то неправильное. Совесть для наших душ то же, что датчики боли для наших тел: она причиняет страдания в форме вины всякий раз, когда мы нарушаем то, что наше сердце говорит нам правильно».
Реклама в ТГК 2. Совесть является надежным проводником только тогда, когда она информирована и управляется Богом.За несколько дней до того, как он стал кандидатом в Сенат США в 2004 году, Барак Обама встретился с репортером по вопросам религии Кэтлин Фалсани, чтобы поговорить о своей вере. Когда Фалсани спросил: «Что такое грех?», Обама ответил: «Несоответствие моим ценностям». Хотя с теологической точки зрения в этом ответе много неправильного, в нем есть зерно истины. То, что г-н Обама назвал «несогласием с моими ценностями», мы могли бы назвать «посягательством на нашу совесть». Посягательство на совесть — это действительно грех (о чем мы поговорим чуть позже). Но то, что делает что-то грехом, это не просто несоответствие нашим ценностям, но выбор нашей собственной воли над волей Бога. Следовательно, наша совесть заслуживает доверия только тогда, когда она не заставляет нас предпочесть нашу волю воле Божьей. Как Р.К. Спроул объясняет,
[Мы] должны помнить, что поступать по совести иногда тоже может быть грехом. Если совесть дезинформирована, то ищем причины этой дезинформации. Является ли это дезинформацией, потому что человек был небрежен в изучении Слова Божьего? “
Ярким примером того, как наша совесть может привести как христиан, так и нехристиан к греху, является то, когда мы нарушаем или выступаем за нарушение таинств творения. Среди таинств творения есть четкие предписания сохранять святость брачных уз между одним мужчиной и одной женщиной, необходимость и уместность благочестивого труда и соблюдение субботы (Быт. 2:1-3, 15, 18-18). 24). Наша совесть свидетельствует о реальности и истине этих таинств, и мы виновны в грехе, когда отрицаем или нарушаем их.
3. Совесть должна быть подчинена открытому Слову Божьему и наполнена им.
Совесть не может быть нашим окончательным этическим авторитетом, потому что, в отличие от Божьего открытого Слова, она изменчива и подвержена ошибкам. Однако слишком часто христиане меняют порядок и пытаются использовать свою совесть, чтобы судить Бога и Его Слово. Многие христиане заявляют, например: «Я не мог поклоняться Богу, который говорил бы [четкое утверждение из Библии]» или «Я не мог верить в Бога, который делал бы [то, что, как утверждает Библия, Бог ясно велел кому-то сделать ]». Делая такие заявления, они могут апеллировать к своей совести. Но в таких случаях их совесть информирует сатана, а не Бог. Совесть человека может заставить его усомниться в конкретном интерпретаций Писания. Но наша совесть никогда не сможет законно судить святого Бога или его святое Слово. Когда мы ловим себя на мысли: «Действительно ли Бог сказал?» когда Писание ясно говорит, что он это сделал, тогда мы знаем, что это говорит змей, а не Спаситель. (Быт. 3:1)
4. Умышленно действовать против совести всегда грех.
«Совесть христианина обязана и связана только тем, что Библия либо повелевает, либо запрещает, — говорит Сэм Стормс, — или тем, что может быть обоснованно выведено из явного библейского принципа». Наша совесть всегда должна быть информирована тем, что сказал Бог. Но что, если мы ошибаемся в том, что Библия повелевает или запрещает? Что, если, например, я считаю, что Библия запрещает танцевать в любой форме, и тем не менее я хожу на кадриль каждый субботний вечер. Это грех? В таком случае кадриль было бы грехом, поскольку я действовал бы таким образом, что Думаю, это неправильно . Представьте, если бы я был в доме соседа и увидел бумажник, валяющийся на полу. Подумав, что это кошелек моего соседа, я быстро достаю из него деньги. Позже я понимаю, что это был вовсе не кошелек моего соседа, а мой кошелек, который выпал из моего кармана. Буду ли я по-прежнему виновен в краже, даже если я взял свои собственные деньги? Да, я был бы, так как у меня был , предназначенный для неправильного . Я намеревался украсть, намеревался нарушить Божьи заповеди, хотя и ошибался в отношении цели моей кражи. Как говорит Павел: «Ибо все, что не по вере, есть грех» (Рим. 14:23)». Р.К. Спроул расширяет этот стих, говоря:
Если мы делаем что-то, что считаем грехом, даже если нас неправильно информируют, мы виновны в грехе. Мы виновны в том, что делаем то, что считаем неправильным. Мы действуем против своей совести. Это очень важный принцип. Лютер был прав, говоря: «Неправильно и небезопасно действовать против совести.
Спроул добавляет, что «совесть может оправдать, когда она должна обвинить, и она также может обвинить, когда она должна оправдать». В то время как мы должны бороться с неправильным пониманием того, что Библия повелевает и запрещает, мы должны быть осторожны, поощряя людей, которые еще не созрели в вере или недостаточно развиты в знании Писания, от действий, которые нарушают их несформировавшуюся или незрелую совесть.
5. Совесть может быть подавлена грехом.
Если мы хотим выработать у себя положительную привычку, нам нужно повторять действие неоднократно, с течением времени, пока оно не станет автоматическим рефлексом. Тот же процесс происходит, когда мы впадаем в грех. Когда мы грешим, мы отвергаем Божью власть. Если мы повторяем свой грех, со временем неприятие авторитета Бога становится автоматическим рефлексом. Даже неверующие, которые врожденно знают общее откровение Бога, такое как Его невидимые атрибуты, таинства творения и Законы Ноя, начинают отрицать такое знание из-за греха. Павел говорит, что своей неправедностью мы подавляем истину. Они думают, что они мудры, но их грех делает их глупыми.