Совокупность психических процессов функций и состояний не представленных: Бессознательное | Понятия и категории

Содержание

§ 1.3 Бессознательное проявление в психике человека.

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Так же в начале обратимся к определению бессознательного, хотя на наш взгляд оно довольно размыто, нельзя четко сказать это понятие, но все же приведем несколько определений философов.

Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни.10 С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать.11 Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

12

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании.

Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы»

13

Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительная цель и последствия которого не осознаются». К.Г. Юнг различал как индивидуаль-ное, так и глубже лежащее коллективное бессознательное.14

И.Ильин отрицал реальность коллективного бессознательного в виде «единой, сплошной, проходящей субстанции», объясняя появление такого представления мышлением лиц, «испугавшихся своего одиночества». Защита достоинства личности, однако, не должна соединяться со столь малообоснованным отрицанием.

15

Еще одно определение бессознательного — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта . В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от сознания.16

Из всех определений напрашивается вывод, что бессознательное – это термин, неверно прилагаемый к человеческой психике. Практически термин «бессознательное» оказывается размытым. Хочется использовать вместо термина «бессознательное» такие термины как: «машинальное», «неосознанное «. Потому что объективно судить о конкретном внутреннем состоянии невозможно.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

17

Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития:

1) психики в фило- и онтогенезе;

2) процессы познавательных отношений;

3) личности и межличностных отношений.

Дальнейшие исследования установки проводились Ш.Н.Чхартишвили и М.В. Шенцевым, ими были получены результаты расширяющие применение установки к анализу бессознательного.

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.

Как зарождается бессознательное? – этот вопрос также достоин внимания. Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть.

В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. 18

То есть, бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать только осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечая третьего.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.

19

Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка – целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.

Богатой сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики. Известно, что поддавшийся гипнозу человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания сложные инструкции и реализует их в объективных условиях, то есть по указанию гипнотизера. Некоторые люди обладают способностью обучаться во сне, причем такую способность можно развить путем внушения и самовнушения.20

Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Фрейд считал, что именно от «Оно» берет свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки.

Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.21

В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека.

В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов и гармонизации внутреннего мира человека – метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.

Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения – особого защитного механизма психики. Но и в теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:

1) представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

3) научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.22

Тем не менее концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.

На наш взгляд, он внес наиболее большое вклад в развитие этого вопроса, так как остальные философы уже рассматривали на основе концепций Фрейда проблему бессознательного в психике человека.

Бессознательное Понятие о бессознательном


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Бессознательное

Подходы к определению бессознательного

История развития идеи о бессознательном

Характеристики (признаки) бессознательного

  • В фило- и –онтогенезе возникновение бессознательного первично по отношению к сознанию.

  • Бессознательное более непосредственно, чем сознание связано с физиологическими процессами.

  • Бессознательное познаваемо, но не самопознаваемо.

  • Бессознательное нацелено на психическое сохранение, сознание – на изменение.

Язык бессознательного

  • Невозможность разделить содержание и средства выражения.

  • Низкий уровень обобщения, невозможность использовать абстрактные понятия

  • Отсутствие линейного времени.

    Бессознательное имеет цикличный характер.
  • Отсутствие отрицаний и законов логики.

Психоанализ

Термин психоанализ имеет 3 значения:

  • Теория личности и психопатологии;

  • Метод терапии личностных расстройств;

  • Метод изучения неосознанных мыслей и чувств.

Уровни психики (по З.Фрейду)

Идеи З.Фрейда о бессознательном

  • Бессознательные процессы лежат в основе очагов скрытого напряжения. А также если происходит конфликт с социальными нормами, то возникает напряжение, которое травмирует.

Методика психоанализа

Состоит в поиске скрытых очагов, оказании помощи в осознании и переоценке переживаний.

Решающая роль в этом процессе принадлежит речи.

  • Метод ассоциаций

  • Анализ сновидений

Механизмы психологической защиты

  • Вытеснение— непроизвольное подавление, когда человек старается не думать о переживаниях.
  • Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-нибудь события как неправды.
  • Рационализация – попытка объяснить свое абсурдное поведение.
  • Инверсия – подмена действия, мысли, чувства, отвечающих подлинному желанию на противоположные.

Механизмы психологической защиты

  • Проекция – приписывание другому своих мыслей, чувств, качеств, т.е. отдаление угрозы от себя.
  • Замещение – проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. («спустить собак»).
  • Регрессия – возращение на более ранний способ реагирования.
  • Сублимация

Классы и виды неосознаваемых процессов

I класс

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Виды

1.1. неосознаваемые автоматизмы

1.

2. неосознаваемые установки

1.3. неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Классы и виды неосознаваемых процессов

II класс

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Виды

2.1. сновидения

2.2. ошибочные действия

2.3. невротические симптомы как следы вытесненных травматических обстоятельств

Классы и виды неосознаваемых процессов

III класс

Надсознательные процессы

Виды

Интегральные продукты длительной сознательной деятельности

(творческое мышление, кризисы чувств, личностные кризисы)

Каталог: pls -> student -> docs
docs -> Общение План Категория общения, его структура и функции
docs -> Сознание Понятие о сознании
docs -> Рекомендации студентам по дисциплине «Социальная философия» для нефилософских
docs -> Основы риторики
docs -> Понятие о методологии, методе, методике Особенности и виды психологического исследования
docs -> Проблема постиндустриального общества
docs -> Лекция основные понятия дисциплины «русский язык и культура речи»
docs -> Речевое общение
docs -> Тема Политическая система
docs -> Тема Акторы и участники политического процесса Понятийный аппарат


Скачать 39,17 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Симптомы, типы, причины, лечение и факторы риска

Обзор

Что такое деменция?

Деменция — это описание состояния психической функции человека, а не конкретное заболевание.

Деменция влечет за собой снижение умственной функции по сравнению с ранее более высоким уровнем, которое является достаточно серьезным, чтобы мешать повседневной жизни. У человека с деменцией есть две или более из этих специфических проблем, включая снижение:

  • Памяти.
  • Рассуждение.
  • Язык.
  • Координация.
  • Настроение.
  • Поведение.

Деменция развивается, когда части вашего мозга, связанные с обучением, памятью, принятием решений или речью, поражаются инфекциями или заболеваниями. Наиболее распространенной причиной деменции является болезнь Альцгеймера.

Другие известные причины деменции включают:

  • Сосудистую деменцию.
  • Деменция с тельцами Леви.
  • Лобно-височная деменция.
  • Смешанная деменция.
  • Деменция вследствие болезни Паркинсона.
  • Состояния, подобные деменции, вызванные обратимыми причинами, такими как побочные эффекты лекарств или проблемы со щитовидной железой.

В чем разница между деменцией и болезнью Альцгеймера?

Деменция — это описание состояния психической функции человека, а не конкретное заболевание. Деменция — это «зонтичная категория», описывающая снижение умственного развития, достаточно серьезное, чтобы мешать повседневной жизни.

Существует множество основных причин деменции, включая болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной причиной деменции.

Кто болеет деменцией?

Деменция считается болезнью позднего возраста, потому что она чаще всего развивается у пожилых людей.

Примерно от 5% до 8% всех людей старше 65 лет имеют ту или иную форму слабоумия, и это число удваивается каждые пять лет после достижения этого возраста. По оценкам, около половины людей в возрасте 85 лет и старше страдают деменцией.

Количество людей в возрасте 65 лет и старше, страдающих болезнью Альцгеймера и связанной с ней деменцией, в разбивке по расе:

  • Чернокожие: 14%
  • Латиноамериканцы: 12%
  • Белые неиспаноязычные: 10%
  • Американские индейцы и коренные жители Аляски: 9%
  • Жители азиатских и тихоокеанских островов: 8%

Насколько распространена деменция?

По оценкам Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC), 5 миллионов взрослых американцев в возрасте 65 лет и старше страдают болезнью Альцгеймера и связанной с ней деменцией. К 2060 году, по прогнозам CDC, около 14 миллионов человек будут страдать деменцией, что составляет около 3,3% населения.

Болезнь Альцгеймера является шестой по значимости причиной смерти в США и пятой по значимости причиной смерти среди американцев в возрасте 65 лет и старше.

Означает ли потеря памяти начало слабоумия?

Одно из распространенных заблуждений относительно потери памяти состоит в том, что это всегда означает, что у вас или у вашего близкого человека слабоумие. Есть много причин потери памяти. Сама по себе потеря памяти не обязательно подтверждает диагноз деменции.

Верно также и то, что некоторые изменения памяти являются нормальными с возрастом человека (некоторые нейроны в вашем мозгу естественным образом умирают с возрастом). Однако этот тип потери памяти функционально не отключает; то есть не мешает повседневной жизни.

Деменция мешает вам функционировать. Деменция не забывает, где вы оставили ключи. У человека с деменцией могут возникать такие ситуации, как забывание того, для чего используются ключи. Деменция не является нормальной частью старения.

Существуют ли разные типы деменции?

Деменции можно разделить на три группы:

  • Первичные (заболевания и состояния, при которых деменция является основным заболеванием).
  • Вторичная (слабоумие вследствие другого заболевания или состояния).
  • Обратимые симптомы, подобные слабоумию, вызванные другими заболеваниями или причинами.
Первичная деменция

Типы первичной деменции включают:

  • Болезнь Альцгеймера: Это наиболее распространенный тип деменции. В вашем мозгу накапливаются два аномальных белка: тау-белок и амилоидный белок. Эти белки нарушают связь между нервными клетками в вашем мозгу. Нервные клетки умирают, начиная с одной области и распространяясь по мере гибели новых нервных клеток в других областях. Симптомы включают кратковременную потерю памяти, спутанность сознания, изменения личности и поведения. Проблемы с речью, вспоминанием далеких воспоминаний и проблемы с ходьбой возникают на более поздних стадиях болезни. Болезнью Альцгеймера в основном страдают взрослые люди старшего возраста — до 10% лиц старше 65 лет и около 50% людей старше 85 лет. Семейный анамнез является важным фактором риска. Приблизительно от 60% до 80% людей с деменцией имеют этот тип.
  • Сосудистая деменция: Это второй наиболее распространенный тип деменции. Это вызвано такими состояниями, как инсульт или атеросклероз, которые блокируют и повреждают кровеносные сосуды в вашем мозгу. Симптомы включают проблемы с памятью, спутанность сознания и проблемы с концентрацией внимания и выполнением задач. Снижение может появиться внезапно (после большого инсульта) или ступенчато (после серии мини-инсультов). Факторы риска включают высокое кровяное давление, диабет и высокий уровень холестерина. Примерно от 15% до 25% людей с деменцией имеют сосудистую деменцию.
  • Деменция с тельцами Леви: Это состояние связано с накоплением скоплений белков, называемых тельцами Леви, в нервных клетках вашего мозга. Тельца Леви повреждают нервные клетки. Симптомы включают проблемы с движением и равновесием, изменения в режиме сна, потерю памяти, трудности с планированием и решением проблем, а также зрительные галлюцинации и бред. Примерно от 5 до 10 % деменций приходится на деменцию с тельцами Леви.
  • Лобно-височная деменция (ЛВД): Эта деменция возникает в результате повреждения лобных и височных долей головного мозга. Повреждение вызвано накоплением аномальных белков в этих областях. Это вызывает изменения в социальном поведении, личности и/или потерю языковых навыков (говорение, понимание или забывание значения обычных слов) или двигательной координации. ЛВД является распространенной причиной ранней деменции, часто возникающей у людей в возрасте от 45 до 64 лет. От 5% до 6% всех деменций являются ЛВД.
  • Смешанная деменция: Это сочетание двух или более типов деменции. Наиболее часто встречается сочетание болезни Альцгеймера с сосудистой деменцией. Чаще всего это люди в возрасте 80 лет и старше. Часто бывает трудно диагностировать, потому что симптомы одной деменции могут быть более очевидными и/или многие симптомы каждого типа перекрываются. Снижение происходит быстрее у людей со смешанной деменцией по сравнению с теми, у кого только один тип.
Деменция, вызванная другими заболеваниями и состояниями

Другие причины слабоумия включают:

  • Болезнь Гентингтона: Один дефектный ген вызывает это заболевание головного мозга. Заболевание вызывает разрушение нервных клеток вашего мозга, что вызывает проблемы с контролем движений тела, а также проблемы с мышлением, принятием решений и памятью, а также изменения личности.
  • Болезнь Паркинсона: У многих людей на поздних стадиях болезни Паркинсона развивается слабоумие. Симптомы включают проблемы с мышлением и памятью, галлюцинации и бред, депрессию и проблемы с речью.
  • Болезнь Крейтцфельдта-Якоба: Это редкое инфекционное заболевание головного мозга встречается примерно у 1 из 1 миллиона человек. Аномальный белок в вашем мозгу, называемый прионами, вызывает заболевание. Эти прионы слипаются и вызывают гибель нервных клеток в вашем мозгу. Симптомы включают проблемы с мышлением, памятью, общением, планированием и/или суждением, спутанность сознания, изменения поведения, возбуждение и депрессию.
  • Синдром Вернике-Корсакова: Это заболевание головного мозга вызывается тяжелой недостаточностью тиамина (витамина B1). Это может привести к кровотечению в ключевых областях мозга, связанных с памятью. Чаще всего это вызвано расстройством, связанным с употреблением алкоголя, но также может быть связано с недоеданием и хронической инфекцией. Симптомы включают двоение в глазах, потерю мышечной координации и трудности с обработкой информации, изучением новых навыков и запоминанием вещей.
  • Черепно-мозговая травма: Многократные удары по голове могут вызвать эту травму. Чаще всего это наблюдается у футболистов, боксеров, солдат и людей, попавших в автомобильную аварию. Симптомы деменции, которые появляются спустя годы, включают потерю памяти, изменения поведения или настроения, невнятную речь и головные боли.
Деменция, вызванная обратимыми причинами

Некоторые состояния могут вызывать симптомы, подобные деменции, которые можно устранить с помощью лечения, в том числе:

  • Гидроцефалия нормального давления (NPH): Это состояние возникает, когда спинномозговая жидкость (ЦСЖ) накапливается в пространствах вашего мозга (желудочках). Излишнее накопление вредит вашему мозгу. НПХ может быть вызван инфекцией головного мозга, черепно-мозговой травмой, кровоизлиянием в мозг или предшествующей операцией на головном мозге. Симптомы включают нарушение равновесия, забывчивость, проблемы с концентрацией внимания, перепады настроения, частые падения и потерю контроля над мочевым пузырем. Ваш лечащий врач может слить лишнюю жидкость посредством хирургического введения шунта (трубки).
  • Дефицит витаминов: Недостаток витаминов B1, B6, B12 cooper и витамина E в вашем рационе может вызвать симптомы, подобные слабоумию.
  • Инфекции: Инфекции, которые могут вызывать симптомы, подобные слабоумию, включают ВИЧ-инфекцию, сифилис и болезнь Лайма. Симптомы, о которых сообщается при инфекции COVID-19, включают «мозговой туман» и острый делирий. Из-за воспаления и риска инсульта, наблюдаемого при инфекции COVID-19, исследуются как краткосрочные, так и долгосрочные когнитивные эффекты. Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) и инфекции легких у пожилых людей также могут вызывать симптомы, подобные слабоумию. Другие инфекции центральной нервной системы и инфекции головного мозга, вызванные грибками, бактериями и паразитами, также могут вызывать когнитивные симптомы.
  • Метаболические и эндокринные состояния: Состояния, которые могут имитировать деменцию, включают болезнь Аддисона, болезнь Кушинга, низкий уровень сахара в крови (гипогликемия), воздействие тяжелых металлов (таких как мышьяк или ртуть), высокий уровень кальция (гиперкальциемия, часто из-за гиперпаратиреоза), печень цирроз и проблемы с щитовидной железой.
  • Побочные эффекты лекарств: Некоторые лекарства у некоторых людей могут имитировать симптомы слабоумия. К ним относятся снотворные, успокоительные, антидепрессанты, противосудорожные, противопаркинсонические, небензодиазепиновые седативные средства, наркотические обезболивающие, статины и другие. Попросите вашего поставщика медицинских услуг пересмотреть ваши лекарства, если у вас есть какие-либо симптомы, подобные слабоумию.
  • Другие причины: Другие причины симптомов, похожих на деменцию, включают опухоли головного мозга и субдуральные гематомы (кровоизлияния в мозг между поверхностью вашего мозга и оболочкой, покрывающей ваш мозг).

Симптомы и причины

Каковы симптомы деменции?

Ранние симптомы слабоумия включают:

  • Забвение недавних событий или информации.
  • Повторяющиеся комментарии или вопросы в течение очень короткого периода времени.
  • Потеря часто используемых предметов или размещение их в необычных местах.
  • Не зная сезона, года или месяца.
  • Трудно подобрать нужные слова.
  • Изменение настроения, поведения или интересов.

Признаки того, что деменция ухудшается, включают:

  • Ваша способность запоминать и принимать решения продолжает снижаться.
  • Говорить и подбирать нужные слова становится все труднее.
  • Ежедневные сложные задачи, такие как чистка зубов, приготовление чашки кофе, работа с пультом от телевизора, приготовление пищи и оплата счетов, становятся все более сложными.
  • Снижение рационального мышления и поведения, а также вашей способности решать проблемы.
  • Изменение режима сна.
  • Увеличение или усиление беспокойства, разочарования, спутанности сознания, возбуждения, подозрительности, грусти и/или депрессии.
  • Нуждается в дополнительной помощи в повседневной жизни, такой как уход за собой, пользование туалетом, купание и прием пищи.
  • Испытывать галлюцинации (видеть людей или объекты, которых нет).

Эти симптомы являются общими симптомами деменции. У каждого человека с диагнозом деменция проявляются разные симптомы, в зависимости от того, какая область его мозга повреждена. Дополнительные симптомы и/или уникальные симптомы возникают при определенных типах деменции.

Каковы причины слабоумия?

Деменция вызывается повреждением головного мозга. Деменция влияет на нервные клетки вашего мозга, что разрушает способность вашего мозга взаимодействовать с его различными областями. Деменция также может быть вызвана блокировкой притока крови к мозгу, что лишает его необходимого кислорода и питательных веществ. Без кислорода и питательных веществ ткань мозга отмирает.

Повреждение головного мозга приводит к различным симптомам в зависимости от пораженной области головного мозга. Некоторые деменции необратимы и со временем ухудшаются. Другие деменции связаны с другими заболеваниями, которые также влияют на ваш мозг. Другая группа проблем со здоровьем может привести к симптомам, подобным слабоумию. Многие из этих состояний поддаются лечению, а симптомы деменции обратимы.

Все возможные причины слабоумия обсуждаются в вопросе «Существуют ли различные типы слабоумия?»

Диагностика и тесты

Как диагностируется слабоумие?

Подтвердить диагноз деменции может быть сложно. Многие заболевания и состояния могут вызывать деменцию или приводить к ней. Кроме того, многие его симптомы являются общими для многих других заболеваний.

Ваш лечащий врач:

  • Спросит о течении ваших симптомов.
  • Спросите о своей истории болезни.
  • Просмотрите свои текущие лекарства.
  • Спросите о заболеваниях вашей семьи, включая деменцию.

Они также могут заказать анализы, в том числе лабораторные тесты, визуализирующие тесты и нейрокогнитивные тесты (тесты мышления).

Неврологи и гериатры могут помочь в постановке диагноза деменции.

Лабораторные анализы

Лабораторные тесты исключают другие заболевания и состояния как причину деменции, такие как инфекция, воспаление, недостаточная активность щитовидной железы и дефицит витаминов (особенно B12).

Иногда медицинские работники назначают анализы спинномозговой жидкости для оценки аутоиммунных состояний и нейродегенеративных заболеваний, если это оправдано.

Визуализирующие исследования

Ваш лечащий врач может заказать следующие визуализирующие исследования головного мозга:

  • Компьютерная томография (КТ) и Магнитно-резонансная томография (МРТ) : КТ и рентген компьютер, чтобы показать подробные изображения вашего мозга. МРТ использует магниты, радиочастоты и компьютер для создания подробных изображений вашего мозга. Эти визуализирующие тесты ищут признаки инсульта, кровотечения, опухолей и жидкости в головном мозге.
  • ФДГ-ПЭТ: Это особый тип сканирования головного мозга, который помогает определить функцию мозга и снижение когнитивных функций по характеру поглощения определенного типа глюкозы тканями мозга и иногда требуется при специфических диагнозах.
Нейрокогнитивное тестирование

Во время нейрокогнитивного тестирования ваш лечащий врач использует письменные и компьютеризированные тесты для оценки ваших умственных способностей, включая:

  • Решение проблем.
  • Обучение.
  • Решение.
  • Память.
  • Планирование.
  • Рассуждение.
  • Язык.
Психиатрическое обследование

Специалист по психическому здоровью может проверить наличие признаков депрессии, изменений настроения или других проблем с психическим здоровьем, которые могут вызвать потерю памяти.

Управление и лечение

Излечима ли деменция?

Во-первых, важно понимать термины «излечимый», «обратимый» и «излечимый». Все или почти все формы деменции поддаются лечению, поскольку лекарства и другие меры могут помочь справиться с симптомами. Однако большинство типов деменции нельзя вылечить или обратить вспять, а лечение дает лишь скромные преимущества.

К счастью, некоторые виды слабоумия, например вызванные излечимыми причинами, можно успешно вылечить. Эти симптомы, подобные слабоумию, вызваны:

  • Побочными эффектами лекарств, запрещенных наркотиков или алкоголя.
  • Опухоли, которые можно удалить.
  • Субдуральная гематома (скопление крови под внешней оболочкой головного мозга, вызванное травмой головы).
  • Гидроцефалия нормального давления (накопление спинномозговой жидкости в головном мозге).
  • Нарушения обмена веществ, такие как дефицит витамина B12.
  • Гипотиреоз, состояние, возникающее в результате низкого уровня гормонов щитовидной железы.
  • Гипогликемия (низкий уровень сахара в крови).
  • Депрессия.

Деменция, которая не является обратимой, все еще может частично реагировать на лекарства, которые лечат потерю памяти или проблемы с поведением. К таким деменциям относятся:

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Мультиинфарктная (сосудистая) деменция.
  • Деменция, связанная с болезнью Паркинсона и подобными расстройствами.
  • СПИД-деменционный комплекс.
  • Болезнь Крейтцфельдта-Якоба.

Какие лекарства доступны для лечения деменции?

Препараты, одобренные для лечения наиболее распространенной формы деменции, болезни Альцгеймера, включают:

  • Ингибиторы холинэстеразы, включая донепезил (Aricept®), ривастигмин (Exelon®) и галантамин (Razadyne®).
  • Антагонист рецептора NMDA мемантин (Namenda®).
  • Антиамилоидное антитело адуканумаб (Aduhelm®).

Медицинские работники используют эти препараты для лечения людей с некоторыми другими формами деменции.

Ингибиторы холинэстеразы и антагонист рецептора NMDA влияют на различные химические процессы в вашем мозгу. Было показано, что оба класса препаратов приносят некоторую пользу в улучшении или стабилизации функции памяти у некоторых людей с деменцией.

Ингибиторы холинэстеразы управляют химическими веществами в вашем мозгу, которые позволяют отправлять сообщения между клетками мозга, что необходимо для правильной работы мозга. (Связи теряются, поскольку клетки мозга умирают при ухудшении деменции.) Мемантин работает аналогично ингибиторам холинэстеразы, за исключением того, что он воздействует на другой химический мессенджер и помогает нервным клеткам выживать дольше.

Адуканумаб воздействует на амилоидные белки, которые накапливаются в бляшках в головном мозге людей с болезнью Альцгеймера.

Хотя ни один из этих препаратов не останавливает прогрессирование основного заболевания, они могут его замедлить.

Если другие медицинские состояния вызывают деменцию или сосуществуют с деменцией, поставщики медицинских услуг назначают соответствующие препараты, используемые для лечения этих конкретных состояний. Эти другие состояния включают проблемы со сном, депрессию, галлюцинации и возбуждение.

Профилактика

Можно ли предотвратить деменцию?

Хотя деменцию нельзя предотвратить, образ жизни, ориентированный на здоровье, может снизить факторы риска некоторых видов деменции.

Очищение кровеносных сосудов от отложений холестерина, поддержание нормального артериального давления, поддержание здорового уровня сахара в крови, сохранение здорового веса — в основном, поддержание здоровья настолько, насколько это возможно — может поддерживать ваш мозг кислородом и питательными веществами, необходимыми ему для функционирования. на максимально возможном уровне. Конкретные здоровые шаги, которые вы можете предпринять, включают:

  • Бросьте курить.
  • Соблюдайте средиземноморскую диету, состоящую из цельнозерновых продуктов, овощей, фруктов, рыбы и моллюсков, орехов, бобов, оливкового масла и лишь ограниченного количества красного мяса.
  • Упражнение. Занимайтесь физическими упражнениями не менее 30 минут большую часть дней в неделю.
  • Займитесь своим мозгом. Решайте головоломки, играйте в словесные игры и занимайтесь другими умственными упражнениями. Эти действия могут отсрочить начало деменции.
  • Оставайтесь социально активными. Взаимодействуйте с людьми, обсуждайте текущие события и держите свой разум, сердце и душу занятыми.

Каковы факторы риска слабоумия?

Факторы риска слабоумия включают:

  • Возраст: Это самый сильный фактор риска. Вероятность развития деменции увеличивается с возрастом. В большинстве случаев страдают люди старше 65 лет.
  • Семейный анамнез: Если у вас есть биологические родители или братья и сестры, страдающие деменцией, у вас больше шансов заболеть деменцией.
  • Синдром Дауна : Если у вас синдром Дауна, вы подвержены риску развития болезни Альцгеймера с ранним началом в среднем возрасте.
  • Плохое здоровье сердца: Если у вас высокий уровень холестерина, высокое кровяное давление, атеросклероз или курение, вы увеличиваете риск слабоумия. Эти проблемы со здоровьем, а также диабет влияют на ваши кровеносные сосуды. Поврежденные кровеносные сосуды могут привести к снижению кровотока и инсультам.
  • Раса и этническая принадлежность: Если вы чернокожий, у вас в два раза выше риск развития деменции, чем у белого человека. Если вы латиноамериканец, у вас в 1,5 раза больше шансов заболеть деменцией, чем у белого человека.
  • Черепно-мозговая травма: Если у вас была тяжелая черепно-мозговая травма, у вас повышенный риск слабоумия.

Перспективы/прогноз

Есть ли лекарство от слабоумия?

К сожалению, лекарства от наиболее распространенных видов деменции не существует. В настоящее время одобренные лекарства могут в лучшем случае замедлить снижение.

Каковы возможные осложнения деменции?

Ваш мозг контролирует все функции вашего тела. Когда функции вашего мозга ухудшаются, ваше общее состояние здоровья в конечном итоге оказывается под угрозой. Многие болезни и состояния могут возникнуть в результате деменции.

Возможные осложнения слабоумия включают:

  • Обезвоживание и недоедание.
  • Пролежни (пролежни).
  • Травмы и переломы костей в результате падений.
  • ударов.
  • Сердечные приступы.
  • Почечная недостаточность.
  • Пневмония и аспирационная пневмония (частицы пищи попадают в легкие и вызывают инфекцию).
  • Сепсис (инфекция).

Чего мне ожидать, если у меня слабоумие?

Получение диагноза деменции, конечно, трудно услышать. Некоторые типы деменции необратимы. Другие являются побочным эффектом других серьезных заболеваний. Некоторые симптомы, похожие на деменцию, связаны с состояниями, которые можно вылечить и обратить вспять.

Ваша медицинская бригада, в которую, вероятно, войдут невролог и/или гериатр-психиатр или гериатр, назначит необходимые анализы для постановки правильного диагноза. Лекарства, доступные сегодня, сосредоточены на замедлении снижения.

Цель состоит в том, чтобы сохранить качество вашей жизни или жизни вашего близкого человека. Некоторые люди с деменцией Альцгеймера могут прожить до двух десятилетий, но у каждого человека свой уникальный курс. Исследователи продолжают изучать механизмы, вызывающие деменцию, и тестируют различные методы замедления и, надеюсь, когда-нибудь излечения этого заболевания.

Жить с

Когда мне следует обратиться к врачу по поводу слабоумия?

Запишитесь на прием к своему поставщику медицинских услуг, если вы или ваши друзья и родственники заметите изменения в:

  • В вашей памяти.
  • Ваше умственное функционирование.
  • Ваша способность выполнять повседневные задачи.
  • Ваше поведение.
  • Ваша личность.

Что происходит с мозгом и телом человека по мере ухудшения деменции?

К сожалению, многие виды деменции — это состояния, которые со временем ухудшаются. Когда ваш мозг не получает необходимые ему питательные вещества и кислород или «мусор» (аномальные белки) блокирует необходимую связь между нервными клетками мозга, ткань вашего мозга начинает умирать.

Болезнь Альцгеймера и другие типы деменции обычно начинаются с потери памяти или суждения — с этим можно жить какое-то время. По мере того, как вы теряете все больше и больше функций мозга, начинают нарушаться функции, жизненно важные для жизни. Жизненно важные функции включают дыхание, пищеварение, частоту сердечных сокращений и сон.

На поздних стадиях слабоумия люди не могут выполнять задачи, необходимые для поддержания жизни их тела. Повреждение мозга и мышечная слабость больше не позволяют даже простые, необходимые движения. Вы не можете общаться, ходить, говорить, контролировать свой мочевой пузырь или кишечник, есть, жевать или глотать пищу без посторонней помощи.

Если вы не можете позаботиться о себе, передвигаться, есть или пить в достаточном количестве, чтобы поддерживать водный баланс и питание, а также имеете умственное расстройство, вы подвергаете себя риску других болезней. Пневмония является одним из этих часто встречающихся заболеваний у людей с деменцией. С ослабленным телом человек может быть не в состоянии бороться с инфекциями или даже получать пользу от лекарств. Боль и дискомфорт человека могут перевешивать варианты лечения, которые могут принести лишь краткосрочную пользу.

На данный момент многие семьи выбирают хоспис для ухода в конце жизни. Хоспис обеспечивает комфортный уход, уделяя особое внимание качеству вашей жизни, а не мерам по ее продлению. Многие люди, которые умирают от состояния, связанного с деменцией, не имеют этого в своем свидетельстве о смерти. Это потому, что вместо этого указано осложнение, от которого они умирают, например пневмония. Другая причина может заключаться в том, что многие люди никогда не были официально диагностированы с деменцией до того, как они скончались.

Какова продолжительность жизни человека с деменцией?

На этот вопрос нет простого ответа. Деменция — это «зонтичный» термин, который охватывает множество различных типов основных нейродегенеративных заболеваний.

Каждый тип нейродегенеративного заболевания имеет свою уникальную картину и развитие у каждого человека. Кроме того, каждый человек имеет уникальный профиль здоровья. Некоторые люди могут быть относительно здоровыми, а у других может быть несколько сопутствующих проблем со здоровьем. Все эти факторы играют роль в темпах ухудшения состояния человека с деменцией.

Чтобы ответить более широко, болезнь Альцгеймера является наиболее распространенным типом деменции. Средняя продолжительность жизни после появления первых симптомов составляет восемь лет. Однако некоторые люди прожили целых 20 лет после постановки диагноза болезни Альцгеймера.

Часто задаваемые вопросы

Существуют ли стадии слабоумия?

Ни одна национальная организация, связанная с деменцией, не определяет деменцию по числовым стадиям. Однако Ассоциация Альцгеймера выделяет три стадии болезни Альцгеймера. Деменция при болезни Альцгеймера является наиболее распространенным типом деменции. Некоторые симптомы на этих трех стадиях совпадают с симптомами многих форм деменции.

Ранняя стадия болезни Альцгеймера (легкая)

Люди с легкой стадией болезни Альцгеймера все еще способны функционировать самостоятельно. Они могут по-прежнему водить машину, ходить на работу и общаться. Происходят некоторые изменения, которые может заметить или не заметить человек с болезнью Альцгеймера, но могут заметить близкие друзья и члены семьи.

Трудности могут включать:

  • Проблемы с запоминанием имени человека после того, как его представили.
  • Потеря или неправильное размещение нескольких объектов.
  • Трудно постоянно подбирать правильное слово.
  • Проблемы с планированием, организацией, управлением или выполнением задач.
  • Постоянно забываю, что только что прочитал.
Средняя стадия болезни Альцгеймера (умеренная)

Люди со средней стадией болезни Альцгеймера могут находиться на этой стадии в течение многих лет. Они могут принимать участие в повседневных делах с помощью. Симптомы более очевидны.

Трудности могут включать:

  • Непонимание того, какой сейчас год/сезон или где вы находитесь.
  • Забывание событий и неспособность вспомнить личную историю (номер телефона, адрес, колледж, в котором вы учились и т. д.).
  • Изменения личности, настроения и поведения, такие как подозрительность, бред и выполнение компульсивных, повторяющихся действий.
  • Изменения режима дневного и ночного сна.
  • Контроль мочевого пузыря и/или кишечника.
  • Ношение одежды не по сезону или случаю.
  • Блуждать и теряться.
Поздняя стадия болезни Альцгеймера (тяжелая)

Люди на поздней стадии болезни Альцгеймера не могут поддерживать разговор, теряют понимание того, что происходит вокруг них, и не могут контролировать свои движения.

Трудности могут включать:

  • Проблемы с общением, которые могут заключаться в том, что вы не можете произнести только несколько слов или фраз.
  • Проблемы с ходьбой.
  • Проблемы с глотанием.
  • Повышенная склонность к инфекциям, особенно к пневмонии.
  • Требуется круглосуточная помощь по уходу.

Справка из клиники Кливленда

Раннее узнавание о том, что у вас диагностирована деменция, позволяет вам и вашей семье планировать совместное полноценное качество жизни, а также приводит в порядок ваши юридические, финансовые и медицинские планы и желания. . Ваша медицинская команда, включая клиницистов, социальных работников, членов хосписа и пастырского ухода, готова обеспечить обучение, поддержку и уход за вами или вашим близким. Попросите свою команду также предоставить информацию о местных группах поддержки больных деменцией. Группы поддержки могут быть очень полезны для обмена советами по уходу и обеспечения комфорта, зная, что вы не одиноки.

Каковы преимущества внимательности?

Добро пожаловать в «Уголок CE»

«Уголок CE» — это ежеквартальная статья о непрерывном образовании, выпускаемая Управлением CE в области психологии APA. Эта функция предоставит вам обновленную информацию о важнейших событиях в психологии, извлеченную из рецензируемой литературы и написанную ведущими экспертами в области психологии. «CE Corner» появляется в февральских, апрельских, июльских/августовских и ноябрьских выпусках журнала Monitor за 2012 г.

Чтобы получить кредит CE, после прочтения этой статьи купите онлайн-экзамен.

U После успешного завершения теста (75 процентов или выше) вы можете немедленно распечатать свой сертификат CE. APA немедленно отправит вам сертификат «Документация CE». Плата за тестирование составляет 25 долларов США для участников; 35 долларов для нечленов. Офис CE в психологии APA сохраняет ответственность за программу. Дополнительную информацию можно получить по телефону (800) 374-2721, доб. 5991.


Обзор

Кредиты CE: 1

Элементы экзамена: 10

Купить онлайн-экзамен

Цели обучения:

В результате участия в этой программе повышения квалификации участники смогут:

  1. Определить и определить внимательность какие практики развивают внимательность.
  2. Назовите не менее четырех преимуществ воздействия медитации осознанности на терапевтов и стажеров терапевтов.
  3. Понять взаимосвязь между осознанностью терапевтов и результатами психотерапии на основе исследований, проведенных на сегодняшний день.

За последнее десятилетие осознанность приобрела огромную популярность как в популярной прессе, так и в литературе по психотерапии. Эта практика превратилась из в значительной степени малоизвестной буддийской концепции, основанной около 2600 лет назад, в сегодняшнюю основную психотерапевтическую конструкцию.

Сторонники осознанности хотят, чтобы мы поверили, что практически каждый клиент и терапевт выиграют от большей осознанности. Среди его теоретических преимуществ — самоконтроль, объективность, терпимость к аффектам, повышенная гибкость, невозмутимость, улучшенная концентрация и ясность ума, эмоциональный интеллект и способность относиться к другим и к себе с добротой, принятием и состраданием.

Но так ли хороша внимательность, как рекламируется? В этой статье представлен обзор исследований осознанности и обсуждается их значение для практики, исследований и обучения.

Эмпирически подтвержденные преимущества осознанности

Термин «осознанность» используется для обозначения психологического состояния осознания, практик, способствующих этому осознанию, способа обработки информации и черты характера. Чтобы соответствовать большинству исследований, рассмотренных в этой статье, мы определяем осознанность как ежеминутное осознание своего опыта без осуждения. В этом смысле внимательность — это состояние, а не черта. Хотя этому могут способствовать определенные практики или занятия, такие как медитация, оно не эквивалентно им и не является их синонимом.

Некоторые дисциплины и практики, такие как йога, тай-чи и цигун, могут развивать внимательность, но большая часть литературы сосредоточена на внимательности, которая развивается посредством медитации осознанности — тех практик саморегуляции, которые сосредоточены на тренировке внимания и осознания, чтобы поставить психические процессы под больший произвольный контроль и тем самым способствовать общему психическому благополучию и развитию и/или определенным способностям, таким как спокойствие, ясность и концентрация (Walsh & Shapiro, 2006).

Исследователи предполагают, что медитация осознанности способствует метакогнитивному осознанию, уменьшает размышления за счет отказа от настойчивой когнитивной деятельности и повышает способность к вниманию за счет улучшения рабочей памяти. Эти когнитивные достижения, в свою очередь, способствуют эффективным стратегиям регуляции эмоций.

В частности, исследования осознанности выявили следующие преимущества:

Уменьшение размышлений. 90–101 Несколько исследований показали, что осознанность снижает количество размышлений. Например, в одном исследовании Chambers et al. (2008) попросили 20 начинающих медитаторов принять участие в 10-дневном ретрите по интенсивной медитации осознанности. После ретрита у группы медитации была значительно более высокая самооценка внимательности и снижение негативного аффекта по сравнению с контрольной группой. Они также испытывали меньше депрессивных симптомов и меньше размышлений. Кроме того, у медитирующих была значительно лучшая рабочая память, и они могли лучше удерживать внимание во время выполнения задания по сравнению с контрольной группой.

Снижение стресса. Многие исследования показывают, что практика осознанности снижает стресс. В 2010 году Хоффман и соавт. провел метаанализ 39 исследований, в которых изучалось использование снижения стресса на основе осознанности и когнитивной терапии на основе осознанности. Исследователи пришли к выводу, что терапия, основанная на осознанности, может быть полезна для изменения аффективных и когнитивных процессов, лежащих в основе множества клинических проблем.

Эти результаты согласуются с доказательствами того, что медитация осознанности увеличивает положительный аффект и уменьшает тревогу и негативный аффект. В одном исследовании участников, случайно распределенных в восьминедельную группу снижения стресса на основе осознанности, сравнивали с контрольной группой по самооценке показателей депрессии, тревоги и психопатологии, а также по нервной реактивности, измеренной с помощью фМРТ после просмотра грустных фильмов (Farb et al. ., 2010). Исследователи обнаружили, что у участников, которые испытали снижение стресса на основе осознанности, было значительно меньше беспокойства, депрессии и соматических расстройств по сравнению с контрольной группой. Кроме того, данные фМРТ показали, что у группы осознанности была меньшая нейронная реактивность, когда они смотрели фильмы, чем у контрольной группы, и они демонстрировали отчетливо разные нейронные реакции во время просмотра фильмов, чем до тренировки осознанности. Эти результаты показывают, что медитация осознанности изменяет способность людей использовать стратегии регулирования эмоций таким образом, что позволяет им избирательно испытывать эмоции, и что эмоции, которые они испытывают, могут по-разному обрабатываться в мозгу (Farb et al., 2010; Williams, 2010). .

Увеличивает рабочую память. Исследование показало, что улучшение рабочей памяти является еще одним преимуществом внимательности. Исследование 2010 года, проведенное Джа и др., Например, задокументировало преимущества медитации осознанности среди военной группы, которая участвовала в восьминедельном тренинге осознанности, группы военных, не занимающихся медитацией, и группы немедитирующих гражданских лиц. Обе военные группы перед развертыванием находились в очень напряженном периоде. Исследователи обнаружили, что у немедитирующих военных со временем объем рабочей памяти снижался, в то время как у немедитирующих гражданских лиц объем рабочей памяти оставался стабильным с течением времени. Однако в медитирующей военной группе объем рабочей памяти увеличивался с практикой медитации. Кроме того, практика медитации была прямо связана с положительным аффектом, о котором сообщали сами, и обратно пропорционально отрицательному аффекту, о котором сообщали сами.

Фокус. В другом исследовании изучалось, как медитация осознанности влияет на способность участников концентрировать внимание и подавлять отвлекающую информацию. Исследователи сравнили группу опытных медитаторов с контрольной группой, не имевшей опыта медитации. Они обнаружили, что у группы медитации были значительно лучшие показатели по всем показателям внимания и более высокая, по самооценке, внимательность. Практика медитации осознанности и самооценка осознанности напрямую коррелировали с когнитивной гибкостью и вниманием (Moore and Malinowski, 2009). ).

Меньшая эмоциональная реактивность. Исследования также подтверждают мнение о том, что медитация осознанности снижает эмоциональную реактивность. В исследовании людей, которые занимались медитацией осознанности от одного месяца до 29 лет, исследователи обнаружили, что практика медитации осознанности помогла людям отвлечься от эмоционально расстраивающих картинок и позволила им лучше сосредоточиться на когнитивной задаче по сравнению с людьми, которые видели картинки. но не медитировал (Ortner et al., 2007).

Больше когнитивной гибкости. Другое направление исследований предполагает, что медитация осознанности не только помогает людям стать менее реактивными, но и может дать им большую когнитивную гибкость. Одно исследование показало, что люди, которые практикуют медитацию осознанности, по-видимому, развивают навык самонаблюдения, который неврологически отключает автоматические пути, созданные предыдущим обучением, и позволяет по-новому интегрировать входную информацию в настоящий момент (Siegel, 2007a). Медитация также активирует область мозга, связанную с более адаптивными реакциями на стрессовые или негативные ситуации (Cahn & Polich, 2006; Davidson et al., 2003). Активация этой области соответствует более быстрому восстановлению исходного уровня после негативной провокации (Davidson, 2000; Davidson, Jackson, & Kalin, 2000).

Удовлетворенность отношениями. Несколько исследований показывают, что способность человека быть внимательным может помочь предсказать удовлетворенность отношениями — способность хорошо реагировать на стресс в отношениях и умение сообщать свои эмоции партнеру. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что внимательность защищает от эмоционально стрессовых последствий конфликтов в отношениях (Barnes et al., 2007), положительно связана со способностью выражать себя в различных социальных ситуациях (Dekeyser et al., 2008) и предсказывает удовлетворенность отношениями (Barnes et al., 2008). и др., 2007; Wachs & Cordova, 2007).

Другие льготы. Было показано, что внимательность улучшает самоанализ, нравственность, интуицию и модуляцию страха — все функции, связанные со средней префронтальной областью мозга. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что медитация осознанности имеет многочисленные преимущества для здоровья, в том числе повышение иммунитета (Davidson et al., 2003; обзор пользы для физического здоровья см. в Grossman, Niemann, Schmidt, & Walach, 2004), улучшение самочувствия (Carmody & Baer, ​​2008) и уменьшение психологического стресса (Coffey & Hartman, 2008; Ostafin et al., 2006). Кроме того, практика медитации осознанности увеличивает скорость обработки информации (Moore & Malinowski, 2009).), а также уменьшить усилия при выполнении задачи и иметь мысли, не связанные с поставленной задачей (Lutz et al., 2009).

Влияние медитации на терапевтов и терапевтов-стажеров

Несмотря на то, что было проведено множество исследований преимуществ применения подходов осознанности к клиентам психотерапии (обзоры см. Didonna, 2009 и Baer, ​​2006), исследования влияния осознанности на психотерапевты только начинают появляться. В частности, исследования выявили следующие преимущества для психотерапевтов, практикующих медитацию осознанности:

Эмпатия . Несколько исследований показывают, что осознанность способствует эмпатии. В одном исследовании, например, изучались студенты-медики и студенты-медики, которые участвовали в восьминедельном тренинге по снижению стресса, основанном на осознанности. Выяснилось, что в группе осознанности уровень эмпатии, о котором сообщают сами, был значительно выше, чем в контрольной группе (Шапиро, Шварц и Боннер, 1998). В 2006 году качественное исследование терапевтов, которые были опытными медитаторами, показало, что они верят, что медитация осознанности помогает развить сочувствие к клиентам (Aiken, 2006). В том же духе Ван (2007) обнаружил, что терапевты, которые были опытными медитаторами осознанности, набрали более высокие баллы по самооценке эмпатии, чем терапевты, которые не медитировали.

Сострадание. Было также обнаружено, что обучение снижению стресса на основе осознанности повышает чувство сострадания к себе у медицинских работников (Shapiro, Astin, Bishop, & Cordova, 2005) и стажеров-терапевтов (Shapiro, Brown, & Biegel, 2007). В 2009 году Кингсбери исследовал роль сострадания к себе в отношении внимательности. Два компонента внимательности — отсутствие суждений и отсутствие реакции — были тесно связаны с сочувствием к себе, как и два аспекта эмпатии — принятие точки зрения других (т. е. принятие точки зрения) и реагирование на аффективный опыт других с дискомфортом. Самосострадание полностью опосредовало отношения между принятием перспективы и внимательностью.

Навыки консультирования. Эмпирическая литература показывает, что включение в психотерапевтический тренинг интервенций осознанности может помочь терапевтам развить навыки, которые сделают их более эффективными. В четырехлетнем качественном исследовании, например, консультирование студентов, прошедших 15-недельный курс, включающий медитацию осознанности, показало, что практика осознанности позволила им быть более внимательными к процессу терапии, чувствовать себя более комфортно в тишине и лучше настраиваться на самих себя и клиентов (Ньюсом, Кристофер, Дален и Кристофер, 2006; Шуре, Кристофер и Кристофер, 2008). Консультанты, проходящие обучение и участвовавшие в аналогичных вмешательствах, основанных на осознанности, сообщили о значительном повышении самосознания, понимании своей профессиональной идентичности (Бирнбаум, 2008 г.) и общего самочувствия (Рыбак и Рассел-Чапин, 19).98).

Снижение стресса и беспокойства. Исследование показало, что после участия в восьминедельном тренинге по снижению стресса, основанном на осознанности, студенты-медики и студенты-медики сообщали о меньшем количестве тревожных и депрессивных симптомов по сравнению с контрольной группой из листа ожидания (Shapiro et al., 1998). Контрольная группа продемонстрировала аналогичные результаты после тренировки по снижению стресса, основанной на осознанности. Точно так же после такого обучения стажеры-терапевты сообщали об уменьшении стресса, размышлений и негативных эмоций (Shapiro et al., 2007). Кроме того, по сравнению с контрольной группой было показано, что тренировки по снижению стресса, основанные на осознанности, уменьшают общее расстройство настроения, включая стресс, тревогу и усталость у студентов-медиков (Rosenzweig, Reibel, Greeson, Brainard, & Hojat, 2003).

Лучшее качество жизни. Используя качественные и количественные измерения, студенты-медсестры сообщили об улучшении качества жизни и значительном снижении негативных психологических симптомов после обучения снижению стресса на основе осознанности (Bruce, Young, Turner, Vander Wal, & Linden, 2002). Данные исследования консультантов-стажеров, прошедших обучение межличностной осознанности, показывают, что такие вмешательства могут способствовать развитию эмоционального интеллекта и социальной связи, а также снижению стресса и беспокойства (Cohen & Miller, 2009).).

Аналогичным образом, в исследовании китайских студентов колледжа те студенты, которые были случайным образом распределены для участия в медитативном вмешательстве осознанности, имели более низкий уровень депрессии и тревоги, а также меньший уровень кортизола, связанного с усталостью, гневом и стрессом, по сравнению с контрольной группой (Tang и др., 2007). Эти же студенты отличались большей внимательностью, саморегуляцией и иммунореактивностью. В другом исследовании оценивались изменения симптомов депрессии, тревоги и посттравматического стрессового расстройства среди работников психиатрической службы Нового Орлеана после восьминедельной медитации, которая началась через 10 недель после урагана Катрина. Хотя изменений в симптомах депрессии обнаружено не было, симптомы посттравматического стрессового расстройства и тревоги значительно уменьшились после вмешательства (Waelde et al., 2008). Полученные данные свидетельствуют о том, что медитация может выполнять роль буфера для работников психиатрической службы после стихийного бедствия.

Другие льготы для терапевтов. На сегодняшний день только в одном исследовании изучалась взаимосвязь между осознанностью и самоэффективностью консультирования. Greason and Cashwell (2009) обнаружили, что самоэффективность консультирования в значительной степени предопределялась осознанностью, о которой сообщают сами стажеры магистратуры и докторанты. В этом исследовании внимание опосредовало взаимосвязь между внимательностью и самоэффективностью, предполагая, что осознанность может способствовать развитию полезных процессов внимания, которые помогают психотерапевтам в обучении (Greason & Cashwell, 2009). ). Другие потенциальные преимущества внимательности включают в себя увеличение терпения, преднамеренности, благодарности и осознания тела (Rothaupt & Morgan, 2007).

Результаты клиентов, чьи терапевты медитируют

Хотя исследования указывают на то, что медитация осознанности предлагает многочисленные преимущества для терапевтов и стажеров, трансформируются ли эти преимущества в результаты психотерапевтического лечения?

Пока только одно исследование предполагает, что это так. В исследовании, проведенном в Германии, случайно выбранные консультанты-стажеры, которые практиковали дзен-медитацию в течение девяти недель, сообщили о более высоком самосознании по сравнению с консультантами-стажерами, не занимавшимися медитацией (Grepmair et al., 2007). Но что более важно, после девяти недель лечения у клиентов стажеров, которые медитировали, наблюдалось более выраженное уменьшение общих симптомов, более высокая скорость изменений, более высокие баллы по показателям самочувствия и восприятие их лечения как более эффективного, чем у клиентов немедитирующих стажеров.

Однако результаты трех других исследований не были столь обнадеживающими. Стэнли и др. (2006) изучили взаимосвязь между чертой внимательности среди 23 стажеров клинической психологии докторантуры по отношению к результатам лечения 144 взрослых клиентов в общественной клинике, которая использовала мануализированные, эмпирически подтвержденные методы лечения. Вопреки ожиданиям, осознанность терапевта обратно коррелировала с результатами клиента.

Это согласуется с другими выводами, которые предполагают наличие обратной зависимости между осознанностью терапевтов и результатами клиентов (Bruce, 2006; Vinca & Hayes, 2007). Другие исследования показывают, что между осознанностью терапевта и результатами терапии не существует никакой связи (Stratton, 2006).

Что может стоять за этими результатами? Может случиться так, что «более внимательные» люди, скорее всего, наберут меньше баллов по самоотчетам об осознанности, потому что они более точно могут описать свою «невнимательность». И наоборот, люди, которые менее внимательны, могут этого не осознавать и, следовательно, могут быть склонны оценивать себя выше по таким показателям.

В целом, несмотря на то, что польза медитации осознанности для психологического и физического здоровья подтверждается исследованиями, способы, которыми практика медитации осознанности терапевтов и осознанность терапевтов трансформируются в измеримые результаты в психотерапии, остаются неясными. Необходимы дальнейшие исследования для изучения взаимосвязи между внимательностью терапевтов, регулярной практикой медитации осознанности терапевтов и общими факторами, которые, как известно, способствуют успешным результатам лечения.

Важные следующие шаги в исследованиях

Будущие исследования обладают огромным потенциалом для изучения нейрофизиологических процессов медитации и преимуществ длительной практики для мозга. Исследования нейропластичности могут помочь объяснить взаимосвязь между продолжительностью и качеством практики медитации, стадиями развития медитирующих и результатами психотерапии. Необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять, как преимущества практики медитации накапливаются с течением времени.

Кроме того, психологам и другим специалистам необходимо изучить другие способы повышения внимательности помимо медитации. Учитывая, что текущие исследования не показывают, что внимательность, о которой сообщают терапевты, улучшает результаты клиентов, может потребоваться разработка более эффективных мер осознанности или использование других дизайнов исследований, которые не полагаются на меры самооценки. Гарланд и Гейлорд (2009) предложили, чтобы следующее поколение исследований внимательности охватывало четыре области: 1. измерения внимательности, основанные на результатах, в отличие от самоотчетов о внимательности; 2. научная оценка представлений, поддерживаемых буддийскими традициями; 3. технология нейровизуализации для проверки данных самоотчета; и 4. изменения в экспрессии генов в результате внимательности. Исследования в этом направлении, вероятно, улучшат наше понимание осознанности и ее потенциальных преимуществ для психотерапии.

Также необходимы исследования эффективных и практических средств обучения терапевтов практикам внимательности. Будущие исследования могли бы изучить способы интеграции практики осознанности и медитации осознанности в практику стажеров и клиническое наблюдение. Поскольку снижение стресса на основе осознанности успешно применялось у стажеров-терапевтов (например, Shapiro et al., 2007), эта техника может быть простым способом для терапевтов интегрировать практики осознанности в практические занятия стажеров или групповые супервизии. Вопросы будущих исследований могут включать: Влияет ли практика медитации осознанности терапевтов в клинической супервизии со своими супервизируемыми на супервизорский альянс или навыки взаимоотношений супервизируемых? Помогает ли практика формальной медитации осознанности в группе на практике или стажировке сплочению группы, заботе о себе, навыкам взаимоотношений или измеримым общим факторам, которые способствуют успешной психотерапии?

Учитывая ограниченность исследований эмпатии, сострадания, снижения стресса и реактивности, необходимы дополнительные исследования того, как практика медитации осознанности влияет на эти конструкты и измеримые навыки консультирования как у стажеров, так и у терапевтов. Например, как практика медитации осознанности влияет на эмпатию и сострадание к терапевтам среднего или позднего периода карьеры, имеющим опыт осознанности?

Шапиро и Карлсон (2009) предположили, что медитация осознанности может также служить психологам средством заботы о себе для предотвращения эмоционального выгорания. Необходимы дальнейшие исследования не только того, как практика медитации осознанности помогает облегчить развитие стажеров и процессы психотерапии, но и того, как она может помочь терапевтам предотвратить выгорание и другие пагубные последствия стресса, связанного с работой.

Кроме того, несмотря на обилие теоретических работ о способах концептуального слияния буддийской и западной психологии с психотерапией (например, Эпштейн, 2007, 1995), не хватает литературы о том, как выглядит сеанс, когда терапевт использует осознанность и буддийскую психологию. -ориентированные подходы к лечению конкретных клинических проблем.

В заключение следует отметить, что осознанность может способствовать развитию стажеров и терапевтов, а также воздействовать на механизмы изменений, которые, как известно, способствуют успешной психотерапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *