3. Современные психологические концепции. Психология
3. Современные психологические концепции
К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.
Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.
Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.
Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.
Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.
Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.
Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека
Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.
В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.
Вплоть до 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.
Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.
Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.
Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.
Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.
Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.
Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.
Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.
Основной вывод, во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Как измерить личностные черты, способность к чтению, способность ориентироваться в пространстве и другие психологические особенности? Можно, в частности, использовать различные тесты, которые психологи разработали как раз для того, чтобы измерять
54.
ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ54. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. Выготский выделил три группы периодизаций: по внешнему критерию, по нескольким признакам детского развития.I группа. Для нее свойственно построение периодизации на внешнем
Лекция № 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции
Лекция № 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции Этика ненасилия возникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес
О “РУССКОЙ ДОКТРИНЕ” КАК ПОРОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
О “РУССКОЙ ДОКТРИНЕ” КАК ПОРОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА Андреев В. Н. Критика Русской доктрины с позиций Концепции общественной безопасности (КОБ)[26]– Центр «Стратегия будущего», 31.12.2005“Центр динамического консерватизма объявил о работе по созданию
22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ)
Глава 4 Франчайзинг спа-концепции CITYSPA — полезная модель успешного бизнеса Сырченко А. И.
Глава 4 Франчайзинг спа-концепции CITYSPA — полезная модель успешного бизнеса Сырченко А. И. Не так давно в России получил бурное развитие пришедший к нам с Запада метод «легкого старта» бизнеса, или, как порой его еще переводят, «льготного предпринимательства». Названный
4.4. Концепции восприятия комплекса маркетинга услуг
4.4. Концепции восприятия комплекса маркетинга услуг Как и обещали, возвращаемся к концепциям восприятия. Мы уже говорили выше о рабочих моделях маркетинг-микса и о самом продукте «услуга», лишь вскользь упомянув концептуальные подходы. Тем не менее именно в этой области
11.2.Психологические качества
11.2.Психологические качества Желающего идти судьба ведет, не желающего – тащит. Клеанф Кроме способности почувствовать кто перед вами, уметь выслушать или разговорить замкнутого клиента, превратив его минус в ваш общий плюс, девушке работающей на консумации
estimata EDC и НАЗ: отличия, концепции комплектования (кратко)
estimata EDC и НАЗ: отличия, концепции комплектования (кратко) Попробую немного рассказать что такое EDC и НАЗ. Собственно, все ниже приведенное — мое ИМХО и на академичность не
48. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Оформление концепции «русского социализма» как самостоятельного течения «левой мысли»
Оформление концепции «русского социализма» как самостоятельного течения «левой мысли» В 30-е гг. XIX в. в России получили распространение труды европейских философов, в первую очередь интерес представляли поздняя классическая немецкая философия (Г.Гегель, Л.Фейербах) и
Современные психологические теории — Pro-Psixology.
ru13.08.2010 admin 1
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики.
Полная версия статьиСовременные психологические теории личность, психика13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:
«Психология — это наука о функциях сознания».
Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Воля, Интеллект, личность, Психология, Социальные отношения, У. Джеймс, Характер, Человек, Эмоциональный взрыв13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в.
Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior — поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
13.08. 2010 admin 0
Стандартный
(3 оценок, среднее: 4,00 из 5, вы уже поставили оценку)Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.
Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Беррес Фредерик Скиннер, Бихевиоризм, технология поведения13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Альберт Бандура, Джулиан Роттер, Идентификация, самоподкрепление, самопоощрение, самоэффективность13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.). Цель показывает, к чему личность стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.
Полная версия статьиСовременные психологические теории активное поведение, поведение, потребность, развитие, реактивное поведение, Типология13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Человек — своеобразный биоробот, поведением которого можно управлять, формируя и закрепляя определенные реакции (без учета сознания и мнения человека) благодаря внешним воздействиям: изменяя стимулы, подкрепления, вероятность последствий, давая внешние образцы поведения для подражания.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Бихевиоризм13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Поведенческая терапия (бихевиористского толка) предполагает четыре подхода:
- контробусловливание;
- оперантные методы;
- терапия с предъявлением модели;
- процедуры самоконтроля.
13.08.2010 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.
Полная версия статьиСовременные психологические теории Вытеснение желаний, гомеостаз, Замещение, Изоляция, Инверсия, Отрицание, Проекция, противодействие, психоанализ, Рационализация, Регрессия, Сверх-Я, сублимация, Супер-Эго, фрейдизм, Эго, Эго-идеал13. 08.2010 admin 1
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.
Полная версия статьиСовременные психологические теории З. Фрейд, Интеллект, комплекс Электры, личность, Организация защитного процесса, Самость, Сверх-Я, Теория Фрейда7 основных аспектов психологии (упрощенно)
Содержание страницы
Перспективы психологии
Психология — это изучение человеческого разума и поведения. Многие психологи определили и представили различные взгляды на интересы и объяснения человеческого поведения. В связи с этим возникло много направлений в психологии.
Начиная с Аристотеля и заканчивая современным определением психологии, не возникло ни одного единого взгляда как правильного способа рассмотрения человеческого поведения и психических процессов. В настоящее время точки зрения основоположников психологии настолько смешались, что уже не существуют как отдельная школа мысли.
В психологии появились следующие основные направления: когнитивное, поведенческое, психодинамическое, гуманистическое, биологическое, социокультурное и эволюционное.
1. Когнитивная перспектива
Одной из важных психологических точек зрения является когнитивная перспектива психологии. Он фокусируется на обработке, организации, хранении и извлечении информации и связан с высшими психическими процессами, такими как мышление, память и т. д.60-е годы. Наибольший вклад в эту точку зрения внесли Джордж Миллер (1920), Джером Брунер (1915) и Ульрих Нейссер (1928).
Познание охватывает высшие интеллектуальные процессы, такие как восприятие, убеждение, мышление, запоминание, знание, решение и т.д. Слово «Когнито» означает «я думаю». Познание — это психический процесс, в ходе которого информация получается, обрабатывается, передается, сохраняется, извлекается и используется. Он исследует мышление, то, как мы знаем и понимаем слова, решаем проблемы, принимаем решения, используем язык, сообщаем свои мысли другим.
Например, если кто-то останавливает нас на шоссе, и если мы чувствуем, что ему нужна помощь (его машина сломана), мы можем перестать предлагать помощь и вспомнить, что кто-то однажды помог нам в подобной ситуации.
С другой стороны, если мы думаем, что он планирует грабить под дулом пистолета или вспоминать неприятную аварию с похожей ситуацией, мы не будем ему помогать. Это говорит о том, что познание помогает анализировать ситуацию. С этой точки зрения познание играет жизненно важную роль в управлении поведением.
2.
Поведенческая перспективаДругим важным аспектом психологии является поведенческая перспектива психологии. Он основан на наблюдаемом поведении без придания значения психическим процессам, таким как мышление, в котором подчеркивается, что обучение играет ключевую роль в контроле и влиянии на все поведение.
Поведенческая перспектива психологии предполагает, что наблюдаемым является только демонстрируемое поведение, а не психические процессы. Идею бихевиоризма ввел Дж. Б. Уэстон, работа Ивана Павлова, оказавшая на него влияние.
Уотсон, затем высказал мнение, что человеческое поведение можно измерить посредством наблюдаемого поведения, а не путем изучения разума или сознания. Он сформировал и практиковал эти принципы для животных, которые позже были открыты для людей.
Позднее этим взглядам на психологию следовал Б. Ф. Скиннер, один из величайших современных психологов. Скиннер использует поведение очень просто. Он использовал для лечения болезней и изменения поведения животных в различных условиях. Принципы Скиннера также используются для дрессировки дельфинов, тюленей и других животных, которых можно найти в цирке или дома.
3. Психодинамическая перспектива
Зигмунд Фрейд разработал психодинамическую технику, используемую для изучения ненормального поведения. Фрейд считал, что корнем психологических проблем являются мотивы сексуального и агрессивного характера, которые остаются на бессознательном уровне психики.
Термин «психодинамический» используется потому, что эти бессознательные мотивы и конфликты влияют на наше поведение, даже если мы не знаем об их существовании. Они проявляются замаскированными, символическими способами, такими как сны, оговорки, а иногда и психологические проблемы.
Фрейд также обращал внимание на раннее детство и подчеркивал, что ранние переживания оказывают большое влияние на развитие личности. Психодинамическая точка зрения широко известна тем, что лечит неадекватное поведение путем переноса бессознательных причин дистресса на сознательный уровень.
4. Гуманистическая перспектива
Особое внимание уделяется психологическому здоровью человека посредством психотерапии, уделяя особое внимание свободе воли человека, ценностям и доброте людей.
Гуманистическая перспектива психологии была разработана Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом и Виктором Франклом в XIX веке.50-х и 1960-х годов. Эта точка зрения имеет совершенно иной взгляд на людей по сравнению с точками зрения психоанализа и психологии бихевиоризма.
Эта перспектива фокусируется на свободе контроля человеческого поведения. По их мнению, каждый человек уникален и воспринимает мир по-своему. Один из наиболее важных гуманистических принципов заключается в том, что все люди имеют мощную врожденную тенденцию к росту и совершенствованию в полной мере, а также желание взять под контроль свою собственную жизнь.
Психологи-гуманисты являются «наименее научными» из всех направлений психологии. Принцип, на который они ориентируются, очень трудно исследовать научно, поскольку он характеризует философские аспекты человеческой жизни.
5. Физиологическая или биологическая перспектива
Основное внимание уделяется физиологии, связанной со всеми формами поведения и психическими процессами. Использует исследовательские инструменты для изучения функционирования мозга и нервных импульсов и фокусируется главным образом на роли наследственности в нормальных и ненормальных моделях поведения.
Каждое поведение человека связано с физиологическими изменениями в организме. Рабочие отношения между телом, поведением и психическими процессами находятся в центре внимания биологической точки зрения. Физиологическая точка зрения описывает роль нервных клеток в различных аспектах поведения человека в эмоциях, рассуждениях, решении проблем, интеллекте, речи и т. д. способности. Они также концентрируются на генетике поведения, чтобы определить, насколько гены и окружающая среда влияют на индивидуальные различия.
Карл Лешли уделил особое внимание непрерывной деятельности мозга и его взаимодействию с окружающей средой, а также динамическому составу взаимодействующих систем. Лэшли выделял усталость, низкую мотивацию и плохую память как три фактора, которые особенно важны для забывания.
6. Эволюционная перспектива
Основное внимание уделяется тому, как естественный отбор благоприятствует признакам, способствующим продолжению генов. Как эволюция влияет на поведенческие тенденции и как это поведение или структура помогают адаптироваться к окружающей среде?
Эволюционная перспектива основана на работе, разработанной Чарльзом Дарвином (1859 г.), который популяризировал теорию эволюции почти 150 лет назад. Эволюционная точка зрения фокусируется на роли физической структуры и поведения в процессе адаптации организма к окружающей среде.
Дарвин в своей теории эволюции популяризировал три основных компонента: дисперсию, наследование и отбор.
- Изменчивость относится к тому факту, что организмы, принадлежащие к данному виду, изменяются по-разному. Каждое человеческое существо имеет индивидуальные отличия, отличающиеся формой, размером, интеллектом, личностью, здоровьем и так далее.
- Наследование относится к тому факту, что некоторые из этих вариаций могут передаваться из поколения в поколение.
- Отбор относится к определенному поведению, которое организмы адаптировали к окружающей среде.
7. Социально-культурная перспектива
Основное внимание в социокультурной перспективе уделяется тому, как поведение и мышление различаются в разных культурах.
То, как люди социализируются и развиваются с раннего возраста до старости, объясняется с точки зрения психологии, известной как социокультурная перспектива. Социокультурная психология объясняет, как наша личность, убеждения, отношение, навыки и ценности формируются нашей культурой, этнической принадлежностью, полом, религией и другими важными социокультурными факторами.
Социально-культурные аспекты касаются того, как люди взаимодействуют, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом, чтобы влиять и подвергаться влиянию друг друга.
Заключение
Эти 7 аспектов психологии признаны подходящими средствами для понимания различных человеческих характеров, потребностей, стилей, эволюции и многих вещей. Совмещая одну или две точки зрения, можно понять, почему и как люди ведут себя так, а не иначе.
Эти точки зрения являются эффективным способом понимания различных проблем людей, которые могут быть полезны для разных ученых, исследователей, психологов и студентов.
Однако нельзя сказать, что эти 7 точек зрения являются только точками зрения психологии. Скорее, сегодня психологи все больше вовлекаются в исследование множества возможных точек зрения, и в будущем может появиться гораздо больше точек зрения, которые дополнительно помогут лучше понять людей, нас или человеческую природу.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Современные подходы к психологии | Введение в психологию
Видео 1. Существует несколько основных современных подходов к психологии (поведенческий, когнитивный, психодинамический, эволюционный, биологический, гуманистический, социокультурный/контекстуальный). Эти подходы лежат в основе подавляющего большинства психологических теорий, поэтому они будут появляться снова и снова в этом курсе и в каждом курсе психологии, который вы будете изучать в будущем.
Поведенческая психология
Ранние работы в области поведения проводил русский физиолог Иван Павлов (1849 г.–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек продуцировали рефлекторную (бессознательную) реакцию на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с условным рефлексом. оригинальный стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.
Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.
Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».
Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)
Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.
Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.
Маслоу, Роджерс и гуманизм
Гуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.
Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.
Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).
Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.).
Когнитивная революция
Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении надолго отвлекли внимание психологов от разума. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 19В 50-е годы появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 году Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который служил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен тем влиянием, которое бихевиоризм оказал на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).Рисунок 4 . Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)
Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).
Когнитивная психология
Когнитивная психология радикально отличается от предшествующих психологических подходов тем, что она характеризуется обоими из следующего:
- Он допускает использование научного метода и в целом отвергает интроспекцию как действительный метод исследования, в отличие от феноменологических методов, таких как психоанализ Фрейда.
- Он прямо признает существование внутренних психических состояний (таких как убеждения, желания и мотивация), в отличие от бихевиористской психологии.
Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов, эвристик или инсайтов. Основные области исследований в когнитивной психологии включают восприятие, память, категоризацию, представление знаний, числовое познание, язык и мышление.
Краткое изложение истории психологии
До времен Вундта и Джеймса философы рассматривали вопросы о разуме. Однако и Вундт, и Джеймс помогли создать психологию как отдельную научную дисциплину. Вундту было структуралист , что означало, что он считал, что наш когнитивный опыт лучше всего можно понять, разбив этот опыт на составные части. Он думал, что это лучше всего достигается путем самоанализа.
Уильям Джеймс был первым американским психологом и сторонником функционализма . Эта конкретная точка зрения была сосредоточена на том, как умственная деятельность служила адаптивной реакцией организма на окружающую среду. Как и Вундт, Джеймс также полагался на самоанализ; однако его исследовательский подход также включал более объективные меры.
Зигмунд Фрейд считал, что понимание бессознательного абсолютно необходимо для понимания сознательного поведения. Особенно это касалось отдельных лиц, которых он видел, страдающих различными истериями и неврозами. Фрейд полагался на анализ сновидений, оговорки и свободные ассоциации как на средства доступа к бессознательному. Психоаналитическая теория оставалась доминирующей силой в клинической психологии в течение нескольких десятилетий.
Одной из самых влиятельных школ в истории психологии был бихевиоризм. Бихевиоризм сосредоточился на том, чтобы сделать психологию объективной наукой, изучая открытое поведение и преуменьшая важность ненаблюдаемых психических процессов. Джона Уотсона часто считают отцом бихевиоризма, и нельзя недооценивать вклад Б. Ф. Скиннера в наше понимание принципов оперантного обусловливания.
По мере того, как бихевиоризм и психоаналитическая теория овладевали столь многими аспектами психологии, некоторые начали испытывать неудовлетворенность психологической картиной человеческой природы. Таким образом, гуманистическое движение в психологии начало укрепляться. Гуманизм фокусируется на потенциале всех людей к добру. И Маслоу, и Роджерс оказали влияние на формирование гуманистической психологии.
В 1950-х ландшафт психологии начал меняться. Наука о поведении начала возвращаться к своим корням, сосредоточившись на психических процессах. Этому переходу способствовало появление нейронауки и информатики. В конце концов произошла когнитивная революция, и люди осознали, что познание имеет решающее значение для истинной оценки и понимания поведения.
Факультет психологии | Описание | Самый ранний период | Исторически важные люди |
---|---|---|---|
Психодинамическая психология | Сосредоточено на роли бессознательного и детского опыта в воздействии на сознательное поведение. | Очень конец 19 — начало 20 века | Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон |
Бихевиоризм | Сосредоточен на наблюдении и контроле поведения через то, что можно наблюдать. |