Создает человека природа но развивает и образует его общество эссе примеры: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

Страница не найдена — Эссе ЕГЭ

По данному адресу ничего не найдено. Попробуйте воспользоваться одной из ссылок ниже или поиском.

Найти:

Архивы

Архивы Выберите месяц Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2021 Январь 2021 Сентябрь 2020 Апрель 2020

Рубрики

РубрикиВыберите рубрикуЭкзамены -2023

Страницы

  • Задание 9.3.
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. АЛЬТРУИЗМ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. БЕСПЕЧНОСТЬ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. Благодарность.
  • Задание № 9.1.
  • Экономика.
    • Цитаты для эссе по теме: «Экономика»
  • Материал для сочинений.
  • Понятия. Определения.
  • Экзамены -2023.
  • 29.1.Философия. «Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.» (Роберт Хайнлайн)
  • 29. 1.Философия. «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной». (Мишель Уэльбек.)
  • Авторитет.
  • Аргумент по теме «Выбор.» В.Ю. Драгунский. «Друг детства».
  • Аргумент по теме «Дружба». В.Ю. Драгунский. «Друг детства».
  • Аргумент по теме: «Детство». В.Ю. Драгунский. «Друг детства».
  • Аргументы по теме: «Нравственные проблемы». А.И.Солженицын. « Крохотки
  • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Нравственные ценности» .Д.С. Лихачёв «Путями доброты»
  • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Честь». Д.С. Лихачёв. «Честь истинная и ложная»
  • Аргументы. Тема: «Война». Б. Васильев. «А зори здесь тихие».
  • Бескорыстие.
  • Бескорыстие. Понятие.
  • Благодарность.
  • Благодарность. Понятие.
  • В.Т. Шаламов. «Детские картинки». ТЕКСТ.
  • В.Ю. Драгунский. «Друг детства». ТЕКСТ.
  • Внутренний мир.
  • Внутренний мир. ТЕКСТ. Л. Волкова. «(1)В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника».
  • Внутренний мир. Понятие + 3 аргумента.
  • Внутренний мир. ТЕКСТ. В.Т. Шаламов. «(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора».
  • Внутренний мир. ТЕКСТ. М.Г. Львовский.«(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.»
  • Внутренний мир. ТЕКСТ. А.Г. Алексин.«(1) Я не люблю эту куклу».
  • Война.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык
    • Пословицы по теме: « Война»
    • Цитаты и афоризмы по теме: « Война»
  • Война. Текст. В.А. Курочкин. «- Танки пошли, лейтенант!— крикнул Щербак.» + проблемы + позиция автора.
  • Война. Текст. К.М. Симонов. «Среди оборванных старух, стариков и детей особенно странно выглядели на этой дороге молодые женщины …» + проблемы + позиция автора.
  • Война. Текст. Л. Кассиль. «Немецкие миномёты били по всей равнине…» + проблемы + позиция автора.
  • ВОЙНА. Текст. С. Алексиевич. «Когда впервые в истории женщины появились в армии?» + проблемы + позиция автора.
  • Воображение.
  • Время.
  • Вступительная статья
  • Выбор.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Смысл жизни. Выбор.» Феликс Кривин. «На пути к океану»
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язы
    • Пословицы по теме: « Выбор»
    • Русский язык. ЕГЭ Аргументы по теме: «Выбор»
    • Цитаты и афоризмы по теме: « Выбор»
  • ГОТОВИМСЯ К ОГЭ. Задание 15.1. Роль знаков препинания. ЦИТАТЫ.
  • ГОТОВИМСЯ К ОГЭ.Русский язык. Задание 9.1. Роль знаков препинания.
  • ГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: «Нравственные качества». Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо второе. МОЛОДОСТЬ- ВСЯ ЖИЗНЬ. Темы: дружба, молодость, трудолюбие, одиночество.
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо первое. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ. Темы: цель жизни, честность, личность учёного.
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо пятое. «В чём смысл жизни?»
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо седьмое. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ.
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо третье. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ Темы: цель и смысл жизни, добро, любовь, материнская любовь.
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо четвёртое. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ.Темы. Проблемы. Комментарий.
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо шестое. ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА.
  • Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Темы, проблемы.
  • Добро.
  • Добро. Понятие.
  • Доброта.
  • Доброта.
  • Доброта.
  • Доброта.
  • Доброта. Текст «(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным». (По Ю. Яковлеву).
  • Достоинство.
  • Дружба.
    • ЕГЭ.Эссе. русский язык.Тема: «Дружба».
  • Духовная сфера.
    • Детство.
      • ЕГЭ. Русский язык. Аргументы по теме: « Детство. Родители и дети».
      • ОГЭ ЕГЭ. Русский язык. Сочинение . Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Детство» . Б. Пастернак «Детство Люверс»
      • Тема: «Детство». Пословицы
      • Тема: «Детство». Цитаты и афоризмы
    • Цитаты для эссе по теме: « Духовная сфера общества»
  • ЕГЭ — 2022. Русский язык. Критерии оценивания сочинения ( задание № 27).
  • ЕГЭ -2019. Русский язык.Задание № 27.Критерии оценивания сочинения и баллы.
  • ЕГЭ – 2020. Русский язык. Изменения.
  • ЕГЭ Эссе по русскому языку
  • ЕГЭ-2018. Обществознание. Критерии оценивания задания № 29
    • Критерии оценивания задания № 36 ( эссе)
  • ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 27. Сочинение. Рекомендации.
  • ЕГЭ-2021. Русский язык. Задание 27. Сочинение. Требования и критерии оценивания.
  • ЕГЭ. Эссе по русскому языку
  • ЕГЭ. Задание 25. Эссе по русскому языку
    • ЕГЭ. Русский язык. Эссе. Моральные качества
  • ЕГЭ. Литература.
  • ЕГЭ. Обществознание. Как выполнить задание № 29 (мини-сочинение по цитате).
  • ЕГЭ. Обществознание. Аргументы + цитаты для эссе.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29.3. «Собирание богатства – один из худших видов идолопоклонства. Ни один идол не является таким разрушительным, как поклонение деньгам». (Эндрю Карнеги).
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29.3. Экономика. «Предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность.»(Питер Друкер)
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. АРГУМЕНТЫ. Тема: «ЭКОНОМИКА». Микротема: «Деньги. Богатство».
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29.29.1. Философия. «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.» ( Бертольд Брехт.)
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29.3. «Никаких «государственных денег» нет — есть только деньги налогоплательщика». (Уильям Уэлд, американский политик 20-го века)
  • ЕГЭ. Русский язык.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. Текст Л.П. Мозгового о творчестве, о воспитании талантливых исполнителей+ проблемы+ позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Аргумент по теме: «Особенности писательского труда».
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: «ВЫБОР».
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: Книги. Сохранение книг.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: СМЫСЛ ЖИЗНИ.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: СТАРОСТЬ.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: СТРАХ.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором.
    Тема:»Книги. Выбор книг, круг чтения».
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Тема: СЧАСТЬЕ. 10 пословиц.
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Тема: СЧАСТЬЕ. Аргумент № 1.  Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Тема: СЧАСТЬЕ. Определение, проблемы, позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Новые типы вопросов по открытому банку данных ФИПИ.ЗАДАНИЕ № 27. СОЧИНЕНИЕ.
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст М. А. Кронгауза «Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст С. Казначеева «Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст С. Львова «Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст Т. В.Г. Костомарова «Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык.
    Текст Т. Жаровой «Какое же зеркало жизни наш язык!» +проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст. А.П. Чехов. «У широкой степной дороги …» +проблемы + позиция автора. Тема: СЧАСТЬЕ.
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст. В. С. Розов. «Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность…» +проблемы + позиция автора. Тема: СЧАСТЬЕ.
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. В.А. Кутырёв. «Почему люди все время недовольны телевидением…»
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. В.А. Легасов. «Было бы относительно просто…»/
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. В.А. Черновецкий. «Реклама, предлагая множество самых разных товаров…»
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. Г.А. Горышин. «В жизни каждого человека бывают учителя…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. Д.К. Орлов. «Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. И.А. Ильин. «Жил однажды чудак…»
  • ЕГЭ. Русский язык. Текст. И.Ф. Смольников. «Однажды на урок алгебры вместо нашей математички пришёл новый учитель…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. К.Г. Паустовский. «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой…» + проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. Л.М. Леонов. «В те отдалённые прежние времена…»
  • ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. Ф.А. Вигдорова. «Из дверей школы выходит Людмила Филипповна— директор…» +проблемы + позиция автора.
  • ЕГЭ. Русский язык. Эссе. Аргументы. Тема: «Совесть». Д.С. Дихачёв «По велению совести»
  • ЕГЭ. Эссе по русскому языку. Аргументы по теме: «Нравственные качества. Честь и бесчестие» И.С.Тургенев . Стихотворение в прозе «Довольный человек»
  • ЕГЭ. Эссе. Русский язык Тема: «Нравственные качества. Милосердие» Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: «Нравственные качества. Совесть» Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: «Нравственные качества. Честность, правдивость». Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: «Нравственные качества. Эгоизм» . Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • ЕГЭ.Обществознание. Критерии оценивания задания № 29 (сочинение).
  • ЕГЭ.Обществознание. Критерии оценивания задания № 29 (сочинение). ИЗМЕНЕНИЯ в 2020.
  • Жестокость.
  • Жестокость.
  • ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.
  • ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.
  • Жизненные ценности. Понятие.
  • Задание 9.3. «Что такое внутренний мир человека?»
  • Задание № 29. Примеры эссе.
    • 29.1.Философия «Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла».ПРИМЕР ЭССЕ.
    • 29.2. Социальная психология. «Человек не­мыс­лим вне общества» (Л. Толстой).
    • 29.3. Экономика. «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни. » (Генри Форд)
    • ЕГЭ. Обществоазание. Задание № 29. Пример эссе.29.1.Философия. «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо». Л.Н.Толстой.
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.1. Философия. «Исторический путь – не тротуар Невского проспекта» (Н.Г. Чернышевский).
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.1. Философия. «Мир — иеро­глиф истины» (С. Н. Булгаков).
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.3. Экономика. «Бизнес — это со­че­та­ние войны и спорта» (А. Моруа) 
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.4 Политология: «Безмолвные граждане — это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль).
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.4 Политология: «Гражданин, име­ю­щий долю власти, дол­жен дей­ство­вать не для лич­ных выгод, а для об­ще­го блага». (Б.Н. Чичерин)
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.5. Правоведение. «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными» (Цицерон).
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29 . «Революции – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения.29.3 Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
    • ЕГЭ. Обществознание.Задание № 29. 29.1.Философия. «Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа». (Ф.А. Абрамов)
  • Знание. Учение.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Знания
    • Тема: » Знания». Пословицы
    • Цитаты и афоризмы по теме: « Знания»
  • Искусство.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Искусство
      • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Настоящее искусство.Музыка». К.Паустовский. « Старый повар»
    • Тема: «Искусство». Пословицы
    • Тема: «Искусство». Цитаты и афоризмы
  • Историческая память.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Историческая память» Д.С. Лихачёв. «Четвёртое измерение»
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Историческая память». Д.С. Лихачёв. О памяти
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Историческая память
    • Цитаты и афоризмы по теме: «Историческая память»
  • Контакты
    • Мои контакты
  • Кругозор.
  • Культура.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Культура». Д.С.Лихачёв «Космический эрмитаж»
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Культура
  • ЛИЧНОСТИ
  • Любовь.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Любовь
    • Пословицы по теме: « Любовь»
    • Цитаты и афоризмы по теме: « Любовь»
  • Мать. Материнская любовь.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык . Тема: « Мать»
      • Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Мать». В.А.Сухомлинский «Две матери»
    • Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Мать» . Б.Екимов « Говори, мама, говори…»
    • Текст произведения. Б.Екимов. «Говори, мама, говори…»
    • ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. В.А.Сухомлинский «Две матери»
    • Тема: «Мать». Пословицы
    • Тема: «Мать». Цитаты и афоризмы
  • Мать. Материнская любовь.
  • Милосердие.
  • Милосердие.
  • Мужество.
  • Мужество. Понятие.
  • Музыка.
    • Тема: «Музыка». Пословицы
    • Тема: «Музыка». Цитаты и афоризмы
  • Наука.
    • Аргументы, темы и проблемы. Темы: « Профессия, наука, изобретатели» Я.Голованов «Этюды об учёных». Иван Кулибин. «Моё главное старание – изобретать и делать новое»
  • Неуверенность в себе.
  • Неуверенность в себе. Понятие.
  • Нравственные качества
  • Нравственные качества. ПОНЯТИЯ.
  • Нравственные качества. Черты характера.
  • Нравственные ценности.
  • О жизни… Розовый куст.
  • О жизни… Течение времени.
  • О жизни…Размышления.
  • Общество
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. Аргументы по теме: «Глобальные проблемы»
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. Аргументы по теме: «Прогресс»
    • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. Аргументы по теме: «Революция»
  • Обществознание.
  • ОГЭ- 2022. Русский язык. Критерии оценивания сочинения (задания № 9.1., 9.2., 9.3.).
  • ОГЭ. Задание 9.3. Сочинение. Рекомендации.
  • ОГЭ. Русский язык.
  • ОГЭ. Русский язык.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Достоинство, справедливость, одиночество, страх, тщеславие.
  • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ЛЮБОВЬ
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Бездушие, беспечность, лживость, месть, неуверенность в себе.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Безответственность, жадность, зависть, замкнутость, лень.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Безразличие, лицемерие, предательство, трусость, упрямство, эгоизм.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Бескорыстие, ответственность, верность, хороший человек, чтение.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Благодарность, доблесть, мужество, подвиг, умение прощать.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Благородство, интеллигентность, оптимизм, упорство, целеустремлённость.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Быть самим собой, невольник чести, память о пережитом, сознательность, стремление к свободе.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Власть, война, патриотизм, преданность, свобода.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Гостеприимство, гуманизм, добросовестность, жизнелюбие, настойчивость.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Доброта, добро, дружба, душевные силы, драгоценные книги.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Душевная гармония, малодушие, неравнодушие. чувство собственного достоинства, чувство юмора.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Закомплексованность, ограниченность, пассивность, пессимизм, равнодушие.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Любовь к природе, природа, счастье, талант, честность.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Любовь, материнская любовь, настоящее искусство, нравственный выбор, сила духа.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий. Мечта, культура, культура человека, самостоятельность, семья.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание 15.3. Определения понятий.Душевная гармония, золотые руки, малодушие, мой девиз, семейный архив.
  • ОГЭ. Русский язык. Задание 9.1. ТЕОРИЯ. Роль знаков препинания. Роль знаков препинания.
  • ОГЭ. Русский язык. Задание 9.1. ТЕОРИЯ. Роль художественных средств в тексте.
  • ОГЭ. Русский язык. Задание 9.1. Как написать сочинение по цитате? СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание № 15.3. Определения понятий. Внутренний мир, выбор, жизненные ценности, сострадание, человечность.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Задание № 15.3. Определения понятий. Милосердие, правдивость, совесть, трудолюбие, честь.
  • ОГЭ. Русский язык. ИЗЛОЖЕНИЕ.
  • ОГЭ. Русский язык. ИЗЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТЫ.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Определение понятий. Общее дело, толпа, учитель, характер, чудо природы.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Определение понятий. День Победы, образованность, отзывчивость, сильный человек, увлечённость.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Определения понятий. Альтруизм, бесстрашие, грубость, жизнерадостность, любознательность.
  • ОГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. Определения понятий. Взаимовыручка, память, признание, самовоспитание, стиль.
  • ОГЭ. Русский язык. Сочинение 9.1-9.3.
  • ОГЭ. Русский язык. Сочинение, изложение.
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15. 3. Внутренний мир
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ВЫБОР
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ДРУЖБА
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. СИЛА ДУХА
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. СЧАСТЬЕ
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ВЗАИМОВЫРУЧКА
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. ДОБРОТА
      • ОГЭ. Русский язык. Задание 9.3. Вступление, аргументы, заключение. Вступительная статья.
  • ОГЭ. ТЕКСТ. А.А.Лиханов. Задание 9.3.«Что значит быть добрым?»
  • ОГЭ. ТЕКСТ. В.И. Одноралов. Задание 9.3. «Как завоевать авторитет?».
  • ОГЭ. ТЕКСТ. Е.И. Носов. Задание 9.3.«Что значит быть добрым?»
  • ОГЭ. ТЕКСТ. Ю.Э. Шим. Задание 9.3.«Что значит быть добрым?»
  • ОГЭ. ТЕКСТ. Ю.Я. Яковлев. Задание 9.3.«В чём может проявляться доброта?»
  • ОГЭ. ТЕКСТ.С.Г. Георгиев. Задание 9.3.«Что значит быть добрым?»
  • ОГЭ.Сочинение. Изложение. Рекомендации. ТЕОРИЯ.
  • Писатель.
  • Подвиг.
  • Подвиг.
  • Подвиг. Понятие.
  • Познание.
    • Цитаты для эссе по теме « Познание»
  • Политика.
    • Цитаты для эссе по теме: «Политика»
  • ПОНЯТИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
  • Правда и ложь, честность.
  • Право.
    • Цитаты для эссе по теме: «Право»
  • Природа.
    • Аргументы по теме: «Природа». А.И.Солженицын. « Крохотки»
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Человек и природа». В.Н.Крупин « Сбрось мешок»
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: « Природа» . Проблемы и тезисы для их раскрытия
    • Цитаты и афоризмы по теме: « Природа»
  • Профессия.Труд.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык Тема: « Профессия. Труд » Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • Родина.
    • Аргументы по теме: «Родина». А.И.Солженицын. « Крохотки»
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: « Родина» . Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • Родители. Связь поколений.
  • Роль музыки в жизни человека. М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной».
  • Русский язык.
  • Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Нравственные проблемы» В.Крупин «А ты улыбайся!»
  • Русский язык. Задание № 27. Примеры для аргументации согласия-несогласия с автором. Тема: СЧАСТЬЕ.
  • Русский язык. Материал для аргумента по теме: «Язык. Речь». Нора Галь. «Слово живое и мёртвое».
  • Самовоспитание.
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык Тема: «Самовоспитание. Самообразование» Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • Самооценка.
  • Сила духа.
  • Сила духа.
  • Сила духа. Понятие.
  • Смекалка.
  • Смелость.
  • Смысл жизни.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Смысл жизни» Д.С. Лихачёв. Самая большая ценность – жизнь.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Смысл жизни. Выбор.» Феликс Кривин. «Два камня»
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык.Тема: «Смысл жизни». Проблемы и тезисы для их раскрытия
  • Совесть.
  • Социальная сфера.
    • Цитаты для эссе по теме: «Социальная сфера общества»
  • Справедливость.
  • Справедливость. Понятие.
  • Старость.
  • Страх.
  • Счастье.
  • Творчество.
  • Текст 1. Настоящее искусство.
  • Текст 2. Настоящее искусство.
  • Текст 3. Настоящее искусство.
  • Текст 4. Настоящее искусство.
  • Текст 5. Настоящее искусство.
  • Текст 6. Настоящее искусство.
  • Текст 7. Настоящее искусство.
  • Текст 8. Настоящее искусство.
  • Текст ЕГЭ. А. Генис. О настоящем, прошлом и будущем
  • Текст ЕГЭ. Д. Гранин. «“Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственность.»
  • Текст ЕГЭ. М.С. Шагинян. «Есть такая пословица, знакомая из русской классики: «Береги честь смолоду».
  • Тема «Внутренний мир». Проблемы + тезисы.
  • Тема подвига.4 аргумента из литературы.
  • Тема: «Подвиг, героизм, мужество».
  • Тема: «Выбор». Текст . А.П. Чехов. О выборе профессии. «1)Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет…»
  • Тема: «Выбор». Текст. Б.Л. Васильев. О нравственном выборе на войне. «(1)Встреча произошла неожиданно.»
  • Тема: «Выбор». Текст. А. Грин.  «(1)Наконец я приехал в Одессу».
  • Тема: «Выбор». Текст. Б. Л. Васильев. «Отработав свое время на почте, она по первому морозцу бежала на лекции и поскользнулась».
  • Тема: «Выбор». Текст. М.И. Веллер. «(1)Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым».
  • Тема: творчество, воспитание талантливых исполнителей. Аргумент. Конкурс юных талантов «Синяя птица».
  • Тема. Техника. Прогресс
    • Пословицы по теме: «Техника»
    • Цитаты и афоризмы по теме: «Техника»
  • Темы, проблемы эссе и тезисы их раскрытия
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык
    • Тема «Выбор». Проблемы и тезисы для их раскрытия.
  • Теория. Рекомендации.Примеры эссе
    • Как написать эссе по обществознанию. Рекомендации
  • Техника. ПРОГРЕСС.
    • ЕГЭ. Русский язык. Тема: «Наука. Роль учёного в обществе». 5 текстов для эссе
    • ЕГЭ. Эссе по русскому языку. Аргументы по теме: «Наука.Техника»
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык Тема: «Техника» Проблемы и тезисы для их раскрытия
    • Русский язык. Эссе.ЕГЭ. Аргументы по теме: «Наука, ответственность учёного»
  • Учитель.
  • Целеустремлённость.
  • Целеустремлённость. Понятие.
  • Цитаты для эссе по теме: «Общество»
  • Человек
    • Цитаты для эссе по теме: «Человек»
  • Честь и бесчестие.
  • ЧТЕНИЕ.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Книги, чтение». Д.С. Лихачёв. Любите читать!
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Книги. Чтение. «Д.С. Лихачёв. «О личных библиотеках»
    • Русский язык. ЕГЭ . Аргументы, темы и проблемы. Тема: « Книга. Чтение». Д.Н.Мамин-Сибиряк .»Книжка с картинками»
    • Тема: «Книги». Пословицы
  • Эгоизм.
  • ЭКЗАМЕНЫ — 2023.
  • Экзамены -2018
    • ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. БЛАГОРОДСТВО
  • ЭКЗАМЕНЫ -2019.
  • ЭКЗАМЕНЫ -2022 .
  • Экзамены- 2016. Критерии
    • ЕГЗ-2016. Обществознание. Критерии оценивания эссе (задание № 29)
    • ЕГЭ-2016. Русский язык. Критерии оценивания эссе (задание №25)
  • Экзамены-2017
    • ЕГЭ – 2017. Обществознание. Задание № 29. Критерии оценивания
    • ЕГЭ-2016. Русский язык. Критерии оценивания задания №15.3
    • ЕГЭ-2017. Русский язык. Критерии оценивания задания №25
    • ЕГЭ. ОГЭ. Универсальный аргумент для эссе по русскому языку и обществознанию. «Энциклопедия для детей»
  • Язык. Речь.
    • Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Язык, речь» .Д.С. Лихачёв. Как говорить?
    • ЕГЭ. Эссе. Русский язык. Тема: «Язык. Речь» Проблемы и тезисы для их раскрытия
    • Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Язык. Речь. » К.И.Чуковский « Живой как жизнь»
    • Цитаты и афоризмы по теме: «Язык. Речь»
  • Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ.

Эссе по обществознанию | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс):

Слайд 2

Структурными элементами мини-сочинения являются: цитата; проблема, поднятая автором, её актуальность; смысл высказывания; собственная точка зрения; аргументация на теоретическом уровне; фактическая аргументация — два примера из социальной практи­ки, истории, литературы, подтверждающих верность высказанных суждений; вывод.

Слайд 3

1. Цитата 2. Проблема, поднятая автором, её актуальность 3. Смысл высказывания 4. Собственная точка зрения 5. Теоретическая аргументация 6. Фактическая аргументация 7. Вывод

Слайд 4

1. Цитата «Создаёт человека природа, но разви­вает и образует его общество». (В. Г. Белинский) 2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема биосоциальной сущности че­ловека, механизмы социализации. 3. Смысл высказывания Автор утверждает, что человек облада­ет двойственной сущностью, включаю­щей в себя биологическую основу и со­циальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности. 4. Собственная точка зрения Я согласен с мнением В. Г. Белинского.

Слайд 5

5. Теоретическая аргументация Необходимо раскрыть тезисы и понятия: человек — живой организм; биологические потребности, биологи­чески наследуемые черты; понятие социализации, её этапы, меха­низмы, направления; агенты социализации; роль социального контроля в формиро­вании личности. 6. Фактическая аргументация Длительное отсутствие сна у челове­ка разрушает его способность к позна­вательной деятельности, к адекватно­му поведению, самоконтролю. Социальная изоляция в первые меся­цы и годы жизни ребёнка может приве­сти к тяжёлой эмоциональной неустой­чивости и умственной отсталости, к так называемому «синдрому Маугли ». Синдром Маугли обычно развивается у детей, брошенных родителями. У ребён­ка не вырабатывается практика речи, прямохождения , общения и других не­обходимых человеку навыков. 7. Вывод Человеческий ребёнок может стать че­ловеком в полном смысле этого слова только в обществе.

Слайд 6

ЦИТАТА А) «Инфляция — единственная форма наказа­ния без законного основания» (М. Фридмен ). Б) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И. Посош­ков). В) «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия, — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С. Витте). Г) «Остерегайтесь и мелких напрасных рас­ходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль» (Б. Франклин). Д) «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа). Е) «Повышение технического уровня промыш­ленности повышает её возможности и её конкурентоспособность» (М. Конотопов ). ПРОБЛЕМА (ТЕМА) ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) принципы государственного ре­гулирования экономики 2) рациональное расходование эко­номических ресурсов 3) уровень жизни населения как важнейший экономический по­казатель 4) отрицательное влияние инфля­ции на доходы экономических субъектов 5) значение использования внедре­ний научно-технического про­гресса для развития промыш­ленности 6) проблема добросовестной и недоб­росовестной конкуренции в биз­несе

Слайд 7

ЦИТАТА А) «Становясь частицей организованной тол­пы, человек спускается на несколько сту­пеней ниже по лестнице цивилизации» (Г. Лебон ). Б) «Индивидом рождаются, личностью стано­вятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Асмолов ). В) «Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент соб­ственной жизни» (Дж. Олдридж ). Г) «Чем выше положение человека, тем бо­лее строгими должны быть рамки, кото­рые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг ). Д) «Отсутствие чувства национального досто­инства так же отвратительно, как и другая крайность — национализм» (И. Шевелев). Е) «Человеческая сущность налицо только в об­щении, в единстве человека с человеком» ( JI . Фейербах). ПРОБЛЕМА (ТЕМА) ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) значение общения в жизни че­ловека 2) проблема национального само­сознания, межнациональных отношений 3) соотношение социального стату­са и ролевых ожиданий общества 4) различные аспекты понимания термина человек , соотноше­ние понятий «индивид», «лич­ность», «индивидуальность» 5) возрастные и психологические особенности молодёжи как со­циальной общности 6) взаимоотношение человека и об­щества, проблема сохранения индивидуальности

Слайд 8

ЦИТАТА А) «Когда народ много знает, им трудно управ­лять» ( Лао-цзы ). Б) «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведо­мые стороны» (П. Новгородцев). В) «Политический организм так же, как и ор­ганизм человека, начинает умирать с самого своего рождения и несёт в себе самом причи­ны своего разрушения» (Ж. Ж. Руссо). Г) «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судь­бы, либо доблестью» (Н. Макиавелли). Д) «Благосостояние государства обеспечива­ют не те деньги, которые оно ежегодно от­пускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш). Е) «В политике ради известной цели можно за­ключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя» (К. Маркс). ПРОБЛЕМА (ТЕМА) ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) источники государственной вла­сти, средства и способы её полу­чения 2) функционирование политиче­ской системы общества 3) критерии уровня развития госу­дарства и эффективности поли­тического управления 4) проблема доступности информа­ции в сфере политики 5) соотношение целей и средств в политике, соответствие её мо­ральным нормам 6) сущность демократии — возмож­ность выбора

Основные темы

 

Доступность всеобщего понимания

Nature выражает убеждение Эмерсона в том, что каждый человек должен развивать личное понимание вселенной. Эмерсон поясняет во Введении, что люди должны отказаться от опоры на информацию из вторых рук, на мудрость прошлого, на унаследованные и институционализированные знания:

Наш век ретроспективен. Он строит гробницы отцов. Он пишет биографии, истории и критику. Предыдущие поколения созерцали Бога и природу лицом к лицу; мы их глазами. Почему бы и нам не наслаждаться изначальным отношением к вселенной? Почему бы нам не иметь поэзии и философии прозрения, а не традиции, и религии по откровению нам, а не их истории?

Согласно Эмерсону, в прошлом у людей были близкие и непосредственные отношения с Богом и природой, и они пришли к собственному пониманию вселенной. Все основные элементы, необходимые для этого, существуют в каждый момент времени. Эмерсон продолжает во Введении: «Солнце светит и сегодня. На полях больше шерсти и льна. Есть новые земли, новые люди, новые мысли. Давайте требовать наших собственных дел, законов и поклонения».

Отказ Эмерсона от полученной мудрости подкрепляется его неоднократными ссылками на протяжении Природа к восприятию знакомых вещей, к видению вещей по-новому. Для Эмерсона (как и для Торо) каждое мгновение дает возможность учиться у природы и через нее приблизиться к пониманию вселенского порядка. Важность настоящего момента, спонтанных и динамических взаимодействий со вселенной, возможностей здесь и сейчас делают прошлые наблюдения и схемы неуместными. Эмерсон акцентирует внимание на доступности законов мироздания каждому человеку через сочетание природы и его собственных внутренних процессов. В «Языке», например, он утверждает, что отношение между духом и материей «не выдумано каким-то поэтом, но находится в воле Бога, и поэтому все люди могут быть известны». В своем обсуждении «интеллектуальной науки» в «Идеализме» он пишет, что «все люди способны подняться благочестием или страстью» в высшие сферы мысли. И в конце очерка, в «Перспективах», он увещевает: «Знай же, что мир существует для тебя. Для тебя есть явление совершенное». Каждый человек способен использовать мир природы для достижения духовного понимания. Как люди в прошлом исследовали для себя всеобщие отношения, так и каждый из нас, большой и малый, может в настоящем: «Все, что было у Адама, все, что мог Цезарь, есть и можете сделать вы».

В «Дисциплине» Эмерсон обсуждает способы, которыми каждый человек может понять природу и Бога — посредством рационального, логического «Понимания» и интуитивного «Разума». Хотя мистическая, откровенная интуиция ведет к высшей духовной истине, но и понимание полезно для приобретения определенного рода знания. Но какой бы психический процесс ни освещал данный объект внимания в данное время, проникновение во всеобщий порядок всегда происходит в уме индивидуума благодаря его собственному переживанию природы и внутренним силам восприимчивости.

Единство Бога, Человека и Природы

На протяжении всей книги Nature Эмерсон призывает рассматривать вселенную как всеобъемлющее целое, охватывающее человека и природу, материю и дух как взаимосвязанные выражения Бога. Это единство упоминается как Сверхдуша в других работах Эмерсона. Целью нового, непосредственного понимания природы, которое он отстаивает в эссе, является, в конечном счете, восприятие тотальности всеобщего целого. В настоящее время, полагает Эмерсон, у нас фрагментарный взгляд на мир. Мы не можем ощутить свое место в нем, потому что мы потеряли чувство объединяющего духовного элемента, который образует общую связь между божественным, человеческим и материальным. Но если мы подойдем к природе должным образом, мы сможем выйти за пределы нашего текущего внимания к отдельным частям и получить представление о целом. Эмерсон не предлагает всеобъемлющей схемы компонентов и работы Божьего творения. Вместо этого он рекомендует подход, с помощью которого каждый из нас может прийти к собственному видению тотальности.

Эмерсон утверждает и подтверждает лежащее в основе единство отдельных, частных выражений божественного. Во Введении он подчеркивает параллельное положение человека и природы как проявления универсального порядка и, следовательно, как средства понимания этого порядка. Он развивает происхождение в Боге как человека, так и природы в «Дисциплине», в которой он обсуждает доказательства существенного единства сходства между различными природными объектами и между различными законами, которые ими управляют:

Каждое существо является лишь модификацией другого; сходства в них больше, чем различия, и их коренной закон один и тот же. Следовательно, правило одного искусства или закон одной организации справедливы во всей природе. Столь интимно это Единство, что, как легко заметить, оно лежит под самой сокровенной одеждой природы и выдает свой источник во всемирном Духе.

Наше стремление постичь природу более духовно осветит естественный порядок и отношения внутри него как проявления Бога. В «Идеализме» Эмерсон подчеркивает преимущества идеальной теории природы (подход к природе как к проекции Бога на человеческий разум, а не как к конкретной реальности). Идеализм делает Бога неотъемлемым элементом нашего понимания природы и обеспечивает всеобъемлющее представление:

Идеализм видит мир в Боге. Он созерцает весь круг лиц и вещей, поступков и событий, страны и религии не как мучительно накопленные, атом за атомом, действие за действием, в стареющем ползучем Прошлом, а как одну обширную картину, которую Бог рисует на мгновенная вечность, для созерцания души.

Одухотворение, ускоренное вдохновенным озарением, излечит раздробленность, от которой мы страдаем. Эмерсон пишет в «Проспектах»: «Причина, по которой мир лишен единства, а лежит разбитым и грудами, состоит в том, что человек разъединен с самим собой. Он не может быть натуралистом, пока не удовлетворит всем требованиям духа». Привлекая наши скрытые духовные способности и ища доказательства существования Божьего порядка в природе, мы познаем вселенную.

На протяжении Nature , Эмерсон использует аналогии и образы для продвижения концепции универсального единства. В главе I он предполагает, по аналогии с ландшафтом, превращение разрозненной информации в целое. С трансцендентной, «поэтической» точки зрения многие отдельные формы, из которых состоит ландшафт, становятся менее отчетливыми и образуют единую целостность. (Помимо поэта, художник, скульптор, музыкант и архитектор — все они особенно чувствительны к восприятию целого.)

Эмерсон также широко использует образ круга, чтобы передать всеобъемлющую и совершенную самодостаточность Вселенной. Например, в «Красоте» он описывает, как структура глаза и законы света создают перспективу:

Взаимным действием структуры [глаза] и законов света создается перспектива, которая объединяет любую массу объектов, какого бы характера они ни были, в хорошо окрашенный и затененный шар, так что там, где отдельные объекты имеют значение и незаметны, пейзаж, который они составляют, круглый и симметричный.

Обсуждая сходство между природными объектами и законами природы в «Дисциплине», Эмерсон повторяет и расширяет образ, делая его более сложным и всеобъемлющим:

Это как большой круг на сфере, включающий в себя все возможные круги; которые, однако, могут быть нарисованы и составлять его таким же образом. Каждая такая истина есть абсолютный Ens [то есть существо или сущность], видимая с одной стороны. Но у него бесчисленное множество сторон.

Таким образом, круг не только всеобъемлющ, но и допускает множественные подходы к целому.

Эмерсон развивает представление о каждой частице природы как о микрокосме, отражающем целое, и как о такой точке доступа ко всеобщему. В «Дисциплине» он пишет о «единстве природы — единстве в разнообразии» и продолжает:

. . . лист, капля, кристалл, момент времени связаны с целым и причастны совершенству целого. Каждая частица представляет собой микрокосм и точно передает подобие мира.

Идея микрокосма важна в подходе Эмерсона к природе, как и в подходе Торо. Поскольку части представляют собой целое в миниатюре, следовательно, нет необходимости видеть все части, чтобы понять целое. Благодаря прозрению, подобному откровению, человек может понять «общую картину» всего на одном примере из природы. Нам не нужно быть рабами деталей, чтобы понять значение, которое они передают.

Разум и понимание

От начала до конца Природа Эмерсон подчеркивает особую важность интуитивного типа понимания, который он называет «Разумом» в терминологии английской романтической поэзии. Разум необходим для проникновения во всеобщие законы и божественный разум. В начале Введения он призывает к «поэзии и философии прозрения» и «религии через откровение» — его первое упоминание интуиции в эссе. Кантианский «Разум» связан с духовной истиной, Локковское «Понимание» — с законами природы. Потому что Природа является своеобразным пособием по одухотворению, Разум занимает в ней более высокое место, чем Понимание. Хотя понимание необходимо для восприятия материальных законов и его применение способствует все более широкому видению, само по себе оно не ведет человека к Богу.

В «Красоте», «Языке» и «Дисциплине» Эмерсон исследует открытие Разума человеку более широкой картины, скрывающейся за множеством деталей материального мира. В «Красоте» он описывает стимуляцию человеческого интеллекта естественной красотой. Он предлагает художественное творчество как крайнюю любовь к природной красоте и отклик на нее. Искусство развивается в эссе как проницательный синтез частей в целое, как и такие другие проявления человеческого творчества, как поэзия и архитектура. Интуитивно вдохновенное формирование этого чувства целостности подобно постижению универсального закона, конечной цели, отстаиваемой в Природа . В «Языке» он описывает символику оригинального языка как основанную на естественных фактах и ​​неотъемлемую связь между языком, природой и духом. Он определяет Разум как способность, которая обеспечивает постижение духа через естественные символы и связывает дух с самой универсальной душой:

Человек осознает вселенскую душу внутри или позади своей индивидуальной жизни. . . . Эту всеобщую душу он называет Разумом: она не моя, не твоя и не его, но мы ее; мы его собственность и мужчины. И голубое небо, в котором похоронена частная земля, небо с его вечным покоем и полным вечных сфер, есть тип Разума. То, что, рассматриваемое интеллектуально, мы называем Разумом, рассматриваемое в отношении к природе, мы называем Духом. Дух есть Творец. Дух имеет жизнь в себе. И человек во всех веках и странах воплощает ее в своем языке. . . .

Разум, сообщающий как видение абсолюту, так и творческую силу, представляется, таким образом, скорее как проникновение Бога в человека, чем как активная способность исключительно внутри человека.

В «Перспективах» Эмерсон умоляет своих читателей доверять Разуму как средству приближения к универсальной истине. Он пишет о matutina cognitio — утреннем знании — как о знании Бога, в противоположность vespertina cognitio — вечернем знании, или знании человека. (Эта концепция утреннего знания находит отклик в трудах Торо в повышенном осознании, которое Торо проявляет в связи с утренними часами. Это духовное, расширенное, спонтанное прозрение в высшую истину.) В «Перспективах» Эмерсон приводит примеры интуиции. в действии — «традиции чудес», жизнь Иисуса, преобразующее действие, основанное на принципе (такое, как отмена рабства), «чудеса энтузиазма, как те… Сведенборга, Гогенлоэ и Шейкеров», «животный магнетизм» (гипноз), «молитва, красноречие, самоисцеление и детская мудрость». Эти примеры делают очевидным «мгновенно втекающую вызывающую силу», которая составляет Разум.

Эмерсон подробно исследует разницу между Пониманием и Разумом. Оба служат для обучения человека. Однако Понимание привязано к материи и ведет скорее к здравому смыслу, чем к самому широкому видению. Эмерсон допускает, что по мере того, как человек продвигается в понимании законов природы, он приближается к пониманию законов творения. Но Разум необходим для переноса человека из материального мира в духовный. В «Идеализме» Эмерсон утверждает, что интуиция работает против принятия конкретной реальности как высшей реальности, тем самым способствуя одухотворению.

В «Духе» Эмерсон представляет понятие мистической и интуитивно понимаемой «универсальной сущности» (мощной, всеобъемлющей жизненной силы), которая, выраженная в человеке через посредство природы, наделяет огромной силой:

Кто может ограничить возможности человека? Однажды вдохнув высший воздух, будучи допущенным к созерцанию абсолютной природы справедливости и истины, мы узнаем, что человек имеет доступ ко всему разуму Творца, есть сам творец в конечном.

Разум обеспечивает восприятие Божьего творения и прямую связь с Богом, а также усиливает божественное в человеке. Она дарует человеку возвышенное положение в мире. И отождествление человека с Богом, его возвышение через видение лежит в основе понимания Эмерсоном природы как инструмента человеческого развития. Человек уступает только Богу в универсальной схеме. Материальный мир существует для него.

Отношения человека и природы

И человек, и природа являются выражением божественного, заявляет Эмерсон в Природа . Человек в своем физическом существовании является частью материального мира. Но на протяжении всего эссе Эмерсон говорит об отделении человека от природы через его интеллектуальные и духовные способности. Человека и природу связывают особые отношения. Каждый важен для понимания другого. Однако Эмерсон ясно дает понять, что человек занимает более высокое положение. В своих высших способностях он представляет собой конечную точку эволюции. Более того, человек имеет особую власть над природой. Природа была создана для удовлетворения физических и, что более важно, интеллектуальных и духовных потребностей человека.

В поэме, которой Эмерсон предварил второе издание Nature 1849 года, место человека как вершины развития передано в строках: «И, стремясь быть человеком, червь / Всходит сквозь все шпили формы». В «Языке» он подчеркивает центральное место человека, придаваемое внутренними качествами ума и духа

.

. . . человек является аналогом и изучает отношения во всех объектах. Он находится в центре существ, и луч отношения проходит от каждого другого существа к нему. И ни человек не может быть понят без этих предметов, ни эти предметы без человека.

Господство человека над природой ярко выражено в последнем отрывке эссе:

В царство человека над природой, которое приходит не сразу, — владычество, которое сейчас превосходит его мечты о Боге, — он войдет без большего удивления, чем чувствует слепой, постепенно возвращающийся к совершенному зрению.

В самом деле, хотя трансцендентализм иногда воспринимается как простое прославление природы, отношения, предложенные Эмерсоном и другими трансценденталистами, были значительно более сложными.

В главе I Эмерсон описывает возвышающее природу настроение человека, а также особую симпатию к природе и радость от нее, которые человек испытывает. Но он добавляет, что природа сама по себе не способна вызвать человеческую реакцию. Это требует, чтобы внутренние процессы человека стали осмысленными: «Однако несомненно, что сила, вызывающая это наслаждение, находится не в природе, а в человеке или в гармонии обоих». А в «Красоте», сосредотачиваясь на существовании природы для удовлетворения потребности человека в красоте, он утверждает, что природа сама по себе не является конечной целью:

Но красота в природе не предел. Это вестник внутренней и вечной красоты, и не только прочное и удовлетворительное благо. Следовательно, она должна быть частью, а не последним или высшим выражением конечной причины Природы.

Значение природы заключается в ее роли средства общения между Богом и человеком.

Эмерсон подчеркивает в Nature , что природа существует, чтобы служить человеку, и объясняет, как она это делает. В «Товарах» он перечисляет основные материальные применения природы человеком. Затем он указывает на тот факт, что человек использует природу для повышения ее материальной полезности. В «Красоте» Эмерсон обсуждает способность природной красоты восстанавливать человека, когда он истощен, доставлять ему простое удовольствие, обеспечивать подходящий фон для его славных деяний и стимулировать его интеллект, что в конечном итоге может привести его к пониманию универсального порядка. Художественное выражение человека вдохновлено восприятием и воплощением в его уме красоты природы.

В «Языке» Эмерсон подробно описывает использование языка как средства передвижения мысли и, в конечном счете, через его символику и символику вещей, которые он обозначает, как помощь в понимании и выражении духовной, а также материальной истины. Человек эффективно выражает себя, отмечает Эмерсон, пропорционально естественной силе его языка. Природа существует и усиливает способности человека.

В «Дисциплине» он вводит человеческую волю, которая, действуя через интеллект, подчеркивает те аспекты природы, которые требуются разуму, и игнорирует те, в которых разум не нуждается. Таким образом, человек навязывает себя природе, делает ее такой, какой он хочет. Эмерсон пишет,

Природа полностью опосредована. Он создан, чтобы служить. Она принимает власть человека так же кротко, как осел, на котором ехал Спаситель. Он предлагает человеку все свои царства как материал, из которого он может превратиться во что-то полезное.

Эмерсон развивает эту идею в «Идеализме», обсуждая возвышение поэтом души над материей в «подчинении природы в целях выражения» — подчеркивая и проводя связи в соответствии с сообщением, которое он хочет передать. Таким образом, природа «текучая», «пластичная и гибкая», поддающаяся изменению человеком.

Материя и Дух

Эмерсон утверждает в Nature первенство духа над материей. Цель природы состоит в том, чтобы как представление божественного способствовать пониманию человеком законов вселенной и, таким образом, приближать человека к Богу. Эмерсон пишет о природе в «Духе» как об «органе, через который универсальный дух говорит с индивидуумом и стремится вернуть индивидуума к нему». Он широко исследует отношения между материей и духом в «Языке», в котором обсуждает соответствие между материальными и моральными законами, и в «Идеализме», в котором он представляет концепцию природы как проекцию Бога на человеческий разум. в отличие от конкретной реальности.

Обсуждение Эмерсона в «Языке» основано на трех предпосылках: слова — даже те, которые используются для описания интеллектуальных или духовных состояний — возникли в природе, в элементарном взаимодействии разума и материи; что не только слова представляют природу, но, поскольку природа является выражением божественного, естественные факты, которые представляют слова, символизируют духовную истину; и что вся природа — а не только отдельные природные факты — символизирует всю духовную истину. Эмерсон пишет,

Мир символичен. Части речи — это метафоры, потому что вся природа — это метафора человеческого разума. Законы нравственной природы отвечают законам материи, как лицом к лицу в зеркале.

Поскольку законы материального мира соответствуют высшим законам мира духовного, человек может «постепенно» постигать всеобщее через знакомство с его выражением в природе. Эмерсон утверждает, что символика материи делает «каждую форму значимой для ее скрытой жизни и конечной причины». Нравственный закон, как он предполагает в «Дисциплине», «находится в центре природы и распространяется по окружности». В конце «Языка» Эмерсон работает над идеальной теорией, представляя все особенности природы как предсуществующие «в необходимых идеях в разуме Бога и являющиеся тем, чем они являются благодаря предшествующим чувствам в мире духа». Он пишет, что факт — это «конец или последний исход духа. Видимое творение — это конец или периферия невидимого мира». Таким образом, материя исходит из духа и является вторичной по отношению к нему.

В «Идеализме» и «Духе» Эмерсон делает философский скачок, задавая вопрос, существует ли природа отдельно, или же это только образ, созданный в сознании человека Богом. Хотя он говорит, что ответ не может быть известен и что он не имеет значения в использовании человеком природы, он предполагает, что идеализм предпочтительнее, чем рассмотрение природы как конкретной реальности, потому что он представляет собой «тот взгляд, который наиболее желателен для ума». Эмерсон поддерживает идеальную теорию, указывая на то, как поэзия, философия, наука, религия и этика подчиняют материю высшей истине. Но он также признает, что идеализм трудно принять с точки зрения здравого смысла — точки зрения тех, кто доверяет рациональности, а не интуиции. «Майкер, колесный мастер, плотник, сборщик пошлин очень недовольны этим намеком», — пишет он в начале «Идеализма». Соответствие обеспечивает мост между материей и духом. Отрицая действительное существование материи, идеализм идет гораздо дальше.

Различные способы в Природа Эмерсон, кажется, предполагает, что мир природы действительно существует отдельно от духа. Например, он тщательно проводит различие между внутренними качествами человека и его физическим существованием, между «Я» и «НЕ Я», которое включает в себя собственное тело. Его прогрессивная аргументация омрачена этим кажущимся противоречием и его нерешительностью прямо заявить, что природа является идеалом, даже когда он обсуждает ее как таковую. Он заходит так далеко, что говорит, что идеализм предлагает удовлетворительный взгляд на природу. Но он не хочет уводить читателя в сторону, пытаясь доказать то, что недоказуемо.

Эмерсон завершает эссе, прося своих читателей открыться духовной реальности, доверившись интуитивному разуму. Он пишет,

. . . в ученике гораздо больше прекрасных качеств, чем точность и непогрешимость; . . . догадка часто более плодотворна, чем бесспорное утверждение, и . . . мечта может позволить нам глубже проникнуть в тайну природы, чем сотня согласованных экспериментов.

Благодаря восприимчивости к интуиции мы можем подняться над узким здравым смыслом и превзойти озабоченность материальными фактами как таковыми.

Исходное эссе: Просвещение и теория общественного договора

Наводящие вопросы: Каковы были основные идеи эпохи Просвещения? Как Просвещение повлияло на основание Соединенных Штатов?

  • Я могу объяснить исторический контекст возникновения Просвещения.
  • Я могу объяснить основные идеи мыслителей эпохи Просвещения Томаса Гоббса, Джона Локка и Жан-Жака Руссо.
  • Я могу сравнить влияние Томаса Гоббса, Джона Локка и Жан-Жака Руссо на основателей Соединенных Штатов.

Основная лексика

90 169 универсальных прав, которыми обладают все люди независимо от обычаев, законов или обществ и которые даны им Богом или природой 90 172
абсолютная монархия форма правления, при которой монарх обладает всей политической властью
гражданское общество группы граждан и организации, составляющие общество и работающие на общие интересы в сообществе
Гражданская война в Англии Гражданская война между сторонниками монархии Карла I и сторонниками парламента с 1642 по 1651 год
Просветление период времени в 16-м и 17-м веках, который побуждал людей использовать разум для открытия знаний о вселенной
Славная революция почти бескровная революция, начавшаяся в 1688 году, когда Англия свергла своего короля Якова II и заменила его новым монархом с меньшими полномочиями
естественное право система правосудия, применимая ко всем людям повсеместно
естественные права
научный метод способ получения знаний, который включает в себя наблюдение и тестирование для изучения
Научная революция период времени в течение 16 и 17 веков, когда были достигнуты крупные успехи в различных областях науки и математики
социальный контракт соглашение, по которому люди живут вместе по определенным правилам
соверен обладающий законной властью/авторитетом, который не исходит от высшей власти/авторитета
тиранический чрезмерная и угнетающая сила

 

Указания: Читая эссе, выделяйте или подчеркивайте ключевые мысли в тексте. Делайте заметки об основных идеях эссе в правой колонке.


В 1500-х и 1600-х годах Научная революция значительно расширила человеческое понимание материального мира и границ человеческих знаний за счет использования научного метода и экспериментов. Просвещение , или век разума, последовал в 1600-х годах и сосредоточился на изучении человеческой природы и ее характеристик, таких как формы правления. Эпоха Просвещения открыла эру большего сомнения в традиционных истинах и авторитетах и ​​сыграла важную роль в формировании мышления американских основателей.

Многие мыслители эпохи Просвещения, в том числе Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, развили идеи о человеческой природе, размышляя о природе и состоянии людей до существования правительства и гражданского общества — групп граждан и организации, которые составляют общество и работают на общие интересы в сообществе. Каждый мыслитель рассматривал, на что похожи люди в их естественном состоянии, и объяснял, почему они образуют организованные сообщества. Философы согласились, что для этого люди должны сделать общественный договор или соглашение о совместном проживании по определенным правилам для общего блага. Однако мыслители эпохи Просвещения расходились во мнениях почти по всем деталям.

Томас Гоббс (1588–1679)

Томас Гоббс написал свою знаменитую книгу Левиафан (1658) в контексте Гражданской войны в Англии , гражданской войны между сторонниками монархии Карла I и сторонниками парламента с 1642 по 1651 год. Он считал, что человеческая природа по существу испорчена. Он думал, что людьми естественным образом управляют их страсти, корысть и стремление к власти. Без законов или государственной власти люди угрожают правам и жизням друг друга. Все одинаково подвержены опасности. Гоббс утверждал, что это естественное состояние было «войной всех против всех». Поскольку никто не был в безопасности в естественном состоянии, людям было разумно заключить общественный договор друг с другом, чтобы создать правительство. Философия общественного договора Гоббса представляет собой отход от древней и средневековой веры в то, что человечество по своей природе социально. Старая точка зрения заключалась в том, что социальные и политические институты возникли естественным образом, а не в результате договора между людьми.

В общественном договоре люди согласились сформировать политическое общество на определенных условиях, включая то, что люди передали многие из своих прав суверенному лидеру — обладающему законной властью — для защиты их жизни. Суверену было дано право обеспечивать исполнение договора. Государь не был предметом договора. Государь правил с неограниченной властью и имел право вести войну и мир, вводить налоги, собирать армию, предотвращать негативные высказывания и сурово наказывать нарушителей закона. Не было разделения властей для ограничения власти суверена. Таким образом, Гоббс поддержал абсолютная монархия , форма правления, при которой монарх обладает всей политической властью.

Согласно Гоббсу, главная цель общественного договора состояла в том, чтобы предотвратить возвращение к естественному состоянию и обеспечить порядок, безопасность и защищенность посредством сильного правительства. Не было права восстания, и подданные были обязаны подчиняться воле суверена. Основатели читали Гоббса, но мало кто соглашался с его выводами об абсолютной власти.

Джон Локк (1632–1704)

Джон Локк находился под влиянием исхода Славной Революции , революции, в ходе которой Англия свергла своего короля Якова II и заменила его новым монархом с меньшим количеством абсолютных полномочий. Он написал Второй трактат Правительство (1690 г.), в котором он разработал совершенно иные выводы о человеческой природе, чем Гоббс. Локк считал, что в естественном состоянии люди являются разумными существами и равными в своих естественных правах на жизнь, свободу и имущество, которые никто не мог отнять без их согласия. Люди также пользовались полной свободой, ограниченной только моральным кодексом естественного закона , системой справедливости, которая распространяется на всех людей и не может нарушать права друг друга.

Локк считал, что люди заявляют о правах собственности на имущество, когда они улучшают его своим трудом. Они имели право на это имущество, и оно не могло быть отнято у них без их согласия. Несмотря на то, что люди в целом были хорошими, иногда возникали споры по поводу прав собственности. Поэтому люди согласились заключить общественный договор друг с другом, чтобы создать гражданское правительство и общество для разрешения этих споров. Целью правительства была защита индивидуальных прав суверенного народа и содействие общему благу. Таким образом, полномочия правительства ограничивались этой деятельностью, а не распространялись на предоставление товаров и услуг гражданам. Кроме того, существование естественных прав само по себе является ограничением для правительства, поскольку у человека есть права, которые само правительство должно уважать. Государственная власть была дополнительно ограничена разделением властей между ветвями власти. Локк последовательно защищал ограниченное правительство, в отличие от абсолютизма Гоббса, или неограниченной государственной власти.

Согласно Локку, народ является последней проверкой тиранического или деспотического правительства. Если правительство действовало тиранически и нарушало права, народ имел право на восстание. Они могли изменить или упразднить правительство, но только после долгой истории злоупотреблений. Тогда люди согласятся на новый общественный договор, чтобы создать новую форму правления, способную лучше защищать их права.

Влияние Локка на философию естественных прав и принцип самоуправления в Декларации независимости несомненно.

Жан-Жак Руссо (1712–1778)

Жан-Жак Руссо был французским мыслителем эпохи Просвещения, который жил и писал после Гоббса и Локка. Он сосредоточился на теории общественного договора, особенно в своей книге Социальный договор (1762). Руссо разработал взгляды на человеческую природу и правительство, которые радикально отличались от взглядов Гоббса и Локка.

Руссо открыл свою книгу провокационной фразой «Человек рождается свободным, и везде он в цепях». Под этим он подразумевал, что люди по своей природе хороши и даже совершенствуются в естественном состоянии. Они врожденно или естественно хороши, добродетельны, равны и свободны.

Далее Руссо утверждал, что институты общества (семья, церковь, образование, правительство и гражданские группы) на самом деле развращают и порабощают людей, а не учат их гражданским добродетелям. Создание и владение частной собственностью породило неравенство, а богатство породило тщеславие и коррупцию. Руссо считал, что общество лишило человека его естественной свободы. Его взгляд на общественный договор и правительство был основан на этом взгляде на человеческую природу и общество.

Руссо считал, что все люди отдают свои права и собственность обществу. Поскольку люди были рациональными и способными к совершенствованию существами, все они согласились бы с хорошими законами. Этот коллективный консенсус (то есть согласие всех, а не только большинства) назывался «Общая воля» и был единственным источником права.

По мнению Руссо, все граждане были законодателями и участвовали в управлении государством. Если страна становилась слишком большой и нуждалась в представителях, эти чиновники должны были консультироваться с Общей Волей при принятии законов, а не с собственными суждениями. Поскольку люди были свободными, разумными и равными, не было необходимости ни в разделении властей между тремя ветвями, ни в каком-либо разделении власти.

Идеи Руссо повлияли на Французскую революцию и нашли свое отражение в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В этом документе, в котором стремились перечислить права граждан Франции, говорилось, что суверенитет определяется коллективной волей. нации. В американской Декларации независимости суверенитет принадлежит народу. Влияние Руссо на Основателей было ограниченным.

В заключение

Различные течения эпохи Просвещения помогли сформировать политическую философию современного мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *