Сознание человека психология – Сознание (психология) — Википедия

Содержание

Сознание человека (Немов Р.С. Психология)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) – факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» – спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании – промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

anchiktigra.livejournal.com

Все о сознании человека

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои умственные способности, анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Все о сознании человека

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях.
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознательные и бессознательные действия

Все о сознании человека

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

В решении сложных и конфликтных ситуаций.
При необходимости принять решение.
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Все о сознании человека

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых иностранных слов, причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание и самосознание

Все о сознании человека

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с притязаниями человека и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Как владеть сознанием и подсознанием

Все о сознании человека

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

sunmag.me

Сознание в психологии — Психологос

В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

www.psychologos.ru

Что такое сознание с точки зрения психологии?

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков. Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

— с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

— с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.

Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.

В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.

www.vseznaika.org

10Вопрос.Возникновение сознания человека. Основные психологические характеристики сознания.

Важнейшей
предпосылкой
для
возникновения
человеческого
сознания
было
своеобразное
усложнение
условий
жизни,
в
которых
жили
человекоподобные
существа
— антропоиды.
Под
влиянием
условий
жизни
центральная
нервная
система
у
них
стала
гораздо
сложнее
структурно
и
функционально.
В
больших
полушариях
головного
мозга
постепенно
развивались
тимьяные,
весочные
и
особенно
затылочные
доли,
которые
осуществляли
высшие
приспособительные
функции.
Весьма
заметно
развились
они
у
человека
под
влиянием
труда.
Об
этом
свидетельствует
то,
что
у
обезьяны
затылочная
доля
становит
0, 4 процента
больших
полушарий,
у
орангутанга
и
шимпанзе
— 3,4, а
у
человека
— 10 процентов.

В
процессе
биологического
этапа
развития
психики
образовались
предпосылки
для
появления
высших,
специфически
человеческих
форм
психики
— сознания.
Знание
биологического
этапа
развития
психики
как
предыстории
человеческого
сознания
дает
возможность
научно
объяснить
ее
возникновение.

На
протяжении
исторического
развития
в
разных
видах
деятельности
у
человека
постепенно
формировались
специфически
человеческая,
сознательно
направленная
познавательная
деятельность,
воображение,
человеческие
чувства
и
качества
воли,
разнообразные
психические
свойства,
которые
существенно
отличаются
от
инстинктивно
психической
деятельности
животного.

Труд,
общественный
образ
жизни
— вот
основные
предпосылки
исторического
развития
человеческого
сознания
как
высшей
формы
психики,
в
которой
выявляется
отношение
человека
к
своей
среде,
способность
изменять
природу,
приспосабливать
ее
к
своим
потребностям.
Этих
особенностей
психики
у
животных
нет.
Они
не
выделяют
себя
из
окружающей
среды,
пассивно
приспосабливаются
к
новому.

Знание
условий
возникновения
и
развития
сознания
у
человека
имеет
большое
значение
для
ее
формирования.

В структуре сознания отечественные
психологи вслед за А. В. Петровским
рассматривают четыре основные
характеристики.

1. Сознание является
совокупностью знаний об окружающем
мире. Кроме того, оно позволяет делать
эти знания совместными для всех людей.
Само слово «сознание»
подразумевает
это: сознание – совместное, совокупное
знание, т. е. индивидуальное сознание
не может развиваться обособленно от
общественного сознания и языка,
являющегося основой абстрактного
мышления – высшей формы сознания. Таким
образом, в структуру сознания входят
все познавательные процессы – ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение,
с помощью которых человек непрерывно
пополняет свои знания о мире и о самом
себе. Нарушение любого из познавательных
процессов автоматически становится
нарушением сознания в целом.

2. В сознании
зафиксировано четкое различие между
субъектом и объектом, между «я»
и «не
я».
Человек –
единственное существо, которое способно
выделить себя из остального мира и
противопоставить себя ему. На начальной
стадии своего развития человеческое
сознание направлено вовне. Человек,
наделенный от рождения органами чувств
на основе данных, доставляемых
анализаторами, осознает мир как нечто
отдельное от него, и более не отождествляет
себя со своим племенем, с явлениями
природы и т. п.

Помимо этого, только человек способен
обращать свою психическую деятельность
на самого себя. Это означает, что в
структуру сознания входят самосознание
и самопознание – способность производить
сознательную оценку своего поведения,
своих индивидуальных качеств, своей
роли и места в общественных отношениях.
Выделение себя как субъекта и развитие
самосознания происходило в филогенезе
и происходит в процессе онтогенеза
каждого человека.

3. Сознание обеспечивает осуществление
целепола-гающей деятельности человека.
По окончании трудового процесса
достигается реальный результат, который
в идеальной форме уже был сформирован
в сознании, прежде чем трудовой процесс
был начат. Человек заранее представлял
конечную цель и продукт своей деятельности,
формируя тем самым мотивацию. Он
планировал действия в соответствии с
этим представлением, подчинял ему свои
волевые усилия, корректировал деятельность
уже на стадии ее осуществления, чтобы
конечный результат максимально
соответствовал изначальному представлению
о нем. Нарушение в осуществлении
целеполагающей деятельности, ее
координации и направленности является
одним из видов нарушений сознания.

4. В структуру сознания входит и
эмоциональная сфера человека. Она
отвечает за формирование эмоциональных
оценок в межличностных отношениях и
самооценки, эмоциональных реакций на
явления окружающего мира, на внутренние
явления. Если эмоциональные оценки и
реакции человека адекватны, это
способствует регулированию его
психических процессов и поведения,
коррекции взаимоотношений с другими
людьми. При некоторых душевных заболеваниях
нарушение сознания выражается
расстройством именно в сфере чувств и
отношений.

studfiles.net

Сознание в психологии — это основа развития сознания человека •❶• Эзотерика

Здравия всем жаждущим и ищущим, посетившим эту страничку.

Сначала предлагаю сразу же включиться в эксперимент развития сознания. Читаем бегло, не задумываясь, далее по тексту, и уже завтра вы должны почувствовать некоторые изменения. Кроме того, предлагаю посмотреть два юмористических видеоролика, которые прямо затрагивают нашу тему.

Далее дам пару гипотетических понятия сознания в психологии, как маячки для более глубокого понимания статьи.

Сознание в психологии заложило основы научной психологии развития сознания, это как результат творческого синтеза психики человека.

Сознание в психологии может пониматься в более широком или более узком смысле, назовём это понимание внутренним и внешним принципами, которые и рассмотрим ниже.

 

Уровни сознания в психологии (вступление) 

Структура сознания в психологии (от внешнего к внутреннему) 

Развитие сознания в психологии 

Суть психологии сознания — осознание 

Классическая психология сознания (выводы) 

Методы психологии сознания (рекомендация)

 

Уровни сознания в психологии — (вступление)

 

 

Сознание в психологии условно подразделим на уровни сознания и кратко обозначим психологические качества — это семь психологических уровней.

1. Мышление словами (инстинкты и приобретённые рефлексы).

2. Мышление фразами (эмоции, переживания).

3. Мышление образами (рассудок, логическая цепочка осознания).

4. Мышление понятиями и блок понятиями (психология сознания, культура).

5. Импульсивное мышление внутренним содержанием мысли (творчество, наука).

6. Мышление мгновениями времени (фазовое пространство, перво форма)

7. Огненное мышление (огненный монолог, всё во всём)

 

Видео конкретных примеров уровней сознания, исключая два высших

 

Каждый уровень сознания предлагаю подразделить по двум психологическим принципам – это внутренний и внешний уровень сознания. Внутреннее сознание усматривается звучанием чувств, внешнее сознание строит психологическую цепочку осознания. Разумеется, и тот и другой уровень имеют множество оттенков, правил, ветвей, но прежде я предлагаю найти точки соприкосновения и объединить эти уровни сознания в единый механизм для осознания.

Замечу, что уровни сознания не значит его деление, а только более быстрая или медленная скорость осознания, как классы в школе. Чтобы практически понять, что такое психология сознания и на каком уровне вы находитесь, предлагаю провести небольшой эксперимент.

 

Структура сознания в психологии (от внешнего к внутреннему)

Мы часто сталкиваемся с психической проблемой освоения, той или иной информации, предлагаю самый простой метод быстрого и качественного освоения любой информации? Не забудем сказать, что качественное и быстрое освоение информации прекрасно развивает воображение, представление, образное мышление, ускоряет восприятие окружающего мира, меняет понимание от поверхностного на более глубокое, ведёт к развитию психического внутреннего разумения, развитию чувство знания, интуиции, то есть от внешнего уровня к внутреннему и от первого к седьмому.

 

 

Развитие сознания в психологии

1. Читаем весь текст или часть текста, если статья большая, не особо вдумываясь, как бы по ходу, не анализируя, не давая характеристики. И предлагаю начать прямо сейчас на примере нижеизложенной статьи.

Теперь разберём, что происходит при беглом прочтении? В сознании создаются некие психологические маячки, как узелки на память или ярлыки на мониторе сознания для выхода и доступа к более детальному анализу информации статьи. Рассудок не знает понятия – не знаю, он всё пытается объяснить, что не может объяснить, просто отбрасывает, как мусор, но ему необходимо понять, что важно, а что не важно.

Разберём, почему. Следует понять, что любая информация фиксируется в виде ощущений, переживаний, состояний по той простой причине, что любой внешний раздражитель воздействует на сознание психологически восприятием органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Осознание внешнего фактора фиксируется сознанием человека с действием всех пяти органов чувств, вызывая в сознании некий узор звучания чувств, что-то схожее с музыкой, которую мы, чаще всего не слышим, и называем часто подсознанием или интуицией (внутренним чувством).

 

При внешнем прочтении мы фиксируем информацию только одним, двумя органами чувств – это зрением и слухом в основной части осознания через возбуждение эмоций, что влечёт за собой неполную психологическую картину образов информации.

Продолжу, почему я настаиваю, что первое прочтение должно быть беглым? Наш рассудок с самого детства формируется по схеме последовательности осознания. По этой схеме формируется психология нашего сознания. Он не фиксирует информацию внешнего мира, которую не понимает, или просто отбрасывает, что психологически невозможно, в принципе, или пытается объяснить. При беглом прочтении рассудок не успевает ни отбросить, ни объяснить, такова его психология. И что же делать?

Рассудок находит выход, и он для него единственный – это оставить маячки, чтобы после уже более детально рассмотреть ту или иную информацию. И эти маячки создаются не где попало по тексту, а как раз в тех местах, где что-то было непонятно. Сказать иначе, эти маячки ставятся на каких-либо словах, фразах, оборотах речи.

Рекомендую авторам шифровать в текстах мысли методом не законченной идеи. Когда рассудок натыкается на незаконченную мысль, он автоматически продолжает её до логического завершения или оставляет психологический маячок в надежде вернуться к незаконченной мысли.

Данный метод открывает человеку более глубокое понимание того или иного текста и главное, открывает человеку глубину индивидуальности и исключительности осознания. Особенно такой метод ведения диалога актуален при воспитании детей, например: «я сегодня в лес пойду, в лесу ягодку»… хотим мы этого или нет, любой человек закончит эту мысль, а у впечатлительного раскроется ещё и фантазия творческого вдохновения. Мысль, законченная любым человеком будет воспринята, как его мысль, а это стопроцентное усвоение.

 Свеча, как символ маячков в сознании.

 

Суть психологии сознания — осознание

2. Читаем осмысленно, но не сразу, а спустя некоторое время, в зависимости от желания перечитать. Если такого желания не возникает, перечитайте завтра.

При втором прочтении текста, более вдумчивом, информация поставляется в рассудок уже в режиме психологии звучания чувств индивидуальности, проще сказать, не как внешний раздражитель, а как внутренний фактор в виде движения мысли (размышления) в системе синтеза и анализа прочитанного.

Таким образом, мы от логической последовательности осознания переходим бессознательно в образно сюжетную (объёмную) сферу деятельности психологии сознания, это когда информация идёт не как внешний раздражитель, а поставляется от внутреннего психологического звучания чувств человека. При повторном чтении мы текст используем не как объект для изучения, а как носитель определённых психологических маячков для выхода к звучанию чувств при первом прочтении, сказать иначе, для выхода к образам восприятия.

Замечу ещё одну важную деталь. В режиме такого освоения информации через звучание чувств, она выдаётся в рассудок в той форме, в какой человек готов её понять, и это очень важный факт для освоения чего-либо психологически нового, опять же особенно в воспитании детей. Ребёнок поймёт лучше в режиме своего психологического состояния. Повторюсь. Информация при повторном чтении осознаётся с учётом индивидуальных качеств человека, особенности его характера, восприимчивости, готовности к размышлению, желанию.

 

Классическая психология сознания (выводы)

Возникает вопрос, почему так происходит? В случае логического освоения информации рассудок, прежде всего, ищет подтверждение, то есть некую привязку к какой-либо, уже понятной информации. В случае повторного чтения включается фактор импульсивного осознания, голографического, без привязки, а как осознание того, о чём читаем.

Приведу пример детского восприятия мира, будет полезно и для того, чтобы не лишать ребёнка того, что взрослым приходится нарабатывать, прилагая усилия, только потому, что нас отучили от образного восприятия. Ребёнок не знает ещё о логике, последовательности, определённости или неопределённости, он воспринимает мир импульсивно, голографически (фотографирует кадрами) в режиме — есть то, что есть.

Есть то, что есть! Всего остального не существует. Сегодня не такое, как было вчера, завтра не такое, какое есть сегодня, то есть «Каждое мгновение – новое мгновение», а не пришедшее из вчерашнего дня, даже если вчера было начало какого-либо события, сегодня не является продолжением, а новое начало, которое было вчера.

Чтобы вспомнить образ вчерашнего, он не строит логическую цепочку, а замыкает два мгновения времени. В момент замыкания (воспоминания) происходит вспышка в сознании, и он видит (осознаёт) всю картину сразу, все связи вчерашнего с сегодняшним мгновением, в принципе.

Отмечу, что точно так же текущее мгновение жизни можно замкнуть на любом мгновении памяти прошлого, далёкого и близкого, как и на будущих мгновениях жизни и не только человека, но и жизни общества, в целом. И таким образом не только усматривать события прошлого, но и влиять на грядущее в той или иной форме. Для этого необходимо лишь сознательное замыкание текущего мгновения жизни на мгновениях прошлого и грядущего. Это и есть психология сознания в высших своих проявлениях.

 

Методы психологии сознания (рекомендация)

Это самый простой метод единения двух принципов – внешнего и внутреннего принципов психологии сознания. Написано много различной литературы, практик, призывающих и рассказывающих о психологии развития сознания, но то, что кажется важным, не всегда таковым является. Не надо усложнять, мы и так живём в очень сложном мире, который постоянно задаёт всё новые сложные вопросы и так до бесконечности.

Повторюсь: психология сознания кратко — первое прочтение, просмотр любой информации беглое, без попытки понять и дать характеристику, как наблюдать за облаками, плывущими в небе. Второе, после некоторой паузы, вдумчивое прочтение или просмотр. В первом случае — это психологическое освоение, во втором случае — это сознание в психологическом режиме.

При таком методе освоения, рано или поздно, Рассудок (внешний принцип) передаёт полномочия чувство знанию (внутреннему принципу), и это основная цель нашего эксперимента на данный момент времени. А что же дальше? Включайтесь прямо сейчас, не откладывая на завтра, и этот вопрос исчезнет сам по себе.

Следует отметить ещё одну важную деталь. Вначале я классифицировал семь уровней сознания только для того, что при любом практическом действии психологии сознания задействованы в той или иной степени все уровни. Человек по структуре своего строения захватывает сразу не только психологию сознания человеческого, но и все уровни сознания в психологии животного, растительного и минерального царств. Ошибка многих учений заключается в том, что прежде они делят сознание на части и пытаются развивать психологию этих частей.

Сознание в психологии – это бесконечная непрерывная субстанция осознания, и разделить её на части, даже виртуально, просто невозможно, как невозможно разделить воду, например, но можно изменить, как целое, свойства сознания методом информационного форматирования или психологического воздействия.

 

Видео примеры работы внутреннего принципа сознания человека

 

Пример из жизни

Ещё в седьмом классе довелось учиться у одного прекрасного учителя физики. Чем он запомнился? Обычно, когда он рассказывал на уроке новую тему, меня не покидало ощущение, что я уже это когда-то читал, слышал, изучал или знал. Разумеется, я точно знал, что я не мог эту тему знать, читать, тем более, изучать. Уже позже, когда этот учитель уехал, и прошло немало времени, я понял, почему так происходило.

На самом деле всё просто, учитель на предыдущем уроке рассказывал и о следующей теме так бегло, что мы не фиксировали рассудком, как нечто важное, но на следующем уроке эта информация появлялась, как внутренний источник осознания. Я и сейчас понимаю, как много этот самый учитель зафиксировал психологических маячков в нашем сознании, они до сих пор ещё иногда проявляются в сознании и помогают в жизни. 

 

Уважаемые читатели, считаю, что вы увидели в статье то, что искали. Ясно одно, что тема не кончается одной статьей, а подлежит анализу, обсуждению и разбору. Не забывайте оставлять комментарии, а также делитесь ссылкой в социальных сетях, и мы обсудим все вопросы, связанные с уровнями сознания и его развитием, как у себя, так и у своих близких. Обсудим и другие практические методы развития сознания и не на основе уже существующих практик, а на основе психологии современных реалий жизни. Начинаем прямо сейчас.

До скорых встреч.

Приглашаю в гости

Истина времени (развитие мысли)

akulizm.ru

Понятие сознания в психологии

В
психологии существует много определений
этого понятия. По мнению Уильяма Джеймса
(1842 – 1910) сознание – это поток непрерывно
сменяющих друг друга душевных состояний
(Энциклопедия для детей, 2003).

В
психологии еще живет определение
сознания как высшей формы психического
отражения
окружающей действительности (Гомезо,
Домашенко, 2004), таким образом, сознанию
отводится пассивная роль в жизни.

«Сознание
– это инструмент и узел соединения
внешнего с внутренним» (Ленский, 1992)

Сознание с точки зрения физики

С
физической точки зрения, сознание есть
особая форма полевой (торсионной)
материи.

Сознание
творящая
информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003).

Литературные
источники

  1. Гомезо
    М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    – М.: Педагогическое общество России,
    2004. – 276 с.

  2. Ленский
    В. Осмысление тайного. – Каунас, 1992. Ч.
    1. Цикла Система Талгар. – 150 с.

  3. Тихоплав
    В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. –
    СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

  4. Чувин
    Б.Т., Дорогина Н.П. Мышление и сознание
    человека (философский, психологический
    и этический аспекты) // Сознание и
    физическая реальность. – Т. 6, № 2. –
    2001. – С.2-11.

  5. Энциклопедия
    для детей. Т.18. Человек. Ч. 2 Архитектура
    души. Психология личности. Мир
    взаимоотношений. Психотерапия. – М.:
    Аванта+,
    2003. – С.27.

И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность

Сознание и материя
являются различными аспектами одной и
той же реальности.

К.Вейцзеккер

Одно
во всём, всё в одном;

Одно
в одном, всё во всем.

Из традиций
Хуаянь

Мысли, которые
мы выбираем, подобны краскам, которыми
мы пишем на холсте своей жизни.

Луиза Хей

Понятие «сознание»
– одно из наиболее многозначных
общепсихологических понятий. Очень
часто его смешивают с понятием
«психическое», «разумное». У
некоторых авторов сознание обозначает
«внутренний опыт», «рефлексию».
Иногда термин «сознание» считается
эквивалентным терминам «отражение»,
«мышление», «бодрствование»
и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К.
К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность
объясняется тем, что разные авторы в
этот термин вкладывают разный смысл,
т. е. указанная многозначность является
свидетельством того, что в семантическом
поле понятия «сознание» можно
выделить несколько смыслов. Все зависит
от того на каком уровне или в каком слое
психики находится сам автор и какой
слой он рассматривает.

Психическое целое
имеет многослойный характер, причем
каждый слой представляет собой сферу,
вложенную в сферу с большим радиусом,
аналогично строению земного шара. Число
слоев достаточно велико, но можно
говорить, по крайней мере, о трех основных
сферах психического, каждая из которых,
в свою очередь, также состоит из множества
слоев. Эти сферы целесообразно назвать
экзопсихикой, эндопсихикой и мезопсихикой
(Лазурский А. Ф., 1982).

Экзопсихика.
Это внешний слой психического акта. Он
управляет взаимодействием с окружающей
средой. Основу экзопсихики составляют
сенсорные системы. Обрабатываемая здесь
информация «специфична», объективна,
связана с анализом среды по признакам.
Экзопсихику составляют ощущения,
восприятие, представление, воображение,
словообразование. Высшим продуктом
данного психического слоя является
миросознание – понимание мира.

Эндопсихика.
Это ядро любого психического акта
взаимодействия субъекта с объектом.
Основу составляет генетическая память,
в которой хранятся врожденные поведенческие
программы. В долговременной памяти
хранятся приобретенные при жизни навыки,
привычки и т. п. Основная функция этой
сферы – самозащита. Здесь формируются
эмоции, состояния, чувства и мотивы.
Эндопсихика проявляет себя в виде
эмоционального фона, который сопровождает
любое психическое явление, причем, чем
больше затрагиваются биологические
интересы организма, тем сильнее
эмоциональный фон. Высшим продуктом
эндопсихики является «чувство Я».

Мезопсихика.
Ее основная функция – совмещение
возможностей организма с требованиями
окружающей среды. Здесь происходит
наложение «фигуры», сформированной
экзопсихикой, на эмоциональный фон,
который создается эндопсихикой. Любые
психические явления в привычном для
нас виде («фигура» + «фон»)
формируются здесь. Мезопсихика отражает
ситуацию наиболее адекватно с точки
зрения интересов организма. Она как бы
наносит масштабную сетку на фигуру,
рисуемую экзопсихикой. Главный способ
действия мезопсихики – совмещение, что
позволяет получать новую информацию,
для приобретения которой нет соответствующих
рецепторных образований.

В психофизиологии
также не существует единого общепринятого
определения сознания (Марютина, Ермолаев,
2000). В большинстве случаев сознание
определяют через функции, которые оно
выполняет. Например, нейрофизиолог Х.
Дельгадо (1971) приводит определение
сознания как организованной группы
процессов в нервной ткани, возникающих
немедленно на предшествующие
интрапсихические (вызванные внутренними
причинами) или экстрапсихические
(вызванные внешними причинами) события.
Эта группа нервных процессов, т.е.
сознание, воспринимает, классифицирует,
трансформирует и координирует вызвавшие
его события с целью начать действие на
основе предвидения его последствий и
в зависимости от наличной информации.
В других определениях подчеркивается
системность сознания, комплексность
выполняемых им функций, связь с памятью
(прошлым и будущим человека) привязанность
к мозговому субстрату. П.В. Симонов
(1987), особо выделяет коммуникативный
аспект сознания, определял его как
оперирование знанием, способность к
направленной передаче информации от
одного лица к другому.

А если поразмышлять
над смыслом, вложенным в само слово
«сознание», то откроется самый глубокий
сокровенный смысл этого понятия. В слове
«сознание» заключен смысл, сам себя
раскрывающий и помогающий определить
это понятие. Приставка «со-» означает
сопричастность с чем-либо, например,
со-страдание, со-звучие, со-участие, т.е.
присоединение к какому-либо действию,
переживанию, состоянию. Со-знание можно
рассматривать в таком же контексте
понимания – причастность к некоему
знанию. В соответствии с этим можно быть
сопричастным с любым знанием начиная
от знаний бытового уровня до Сверхзнания.
Значит уровней сознания как и уровней
знания существует очень много. В связи
с этим появляется масса вопросов. Первый
из них, чисто философский, – является
ли сознание самостоятельной
функционально-структурной единицей
психики или оно целиком и полностью
зависит от некоего знания с которым
должно быть связано и привязанность к
которому обеспечивает процессы
сознательной жизни человека, если знания
нет или связи с ним нет, то и сознания
тоже нет, потому что сознание вторично
по отношению к знанию? Думаю, что в самом
вопросе уже содержится ответ – сознание
вторично по отношению к знанию, об этом
же и говорит само слово со-знание.

Многие
психологи определяют сознание как
высшую форму психического отражения
окружающей действительности (Гомезо,
Домашенко, 2004; Саблин, Слаква, 2004). Такое
понимание сознания является продуктом
материалистического мировоззрения,
ограниченного только объектами,
постигаемыми посредством органов
чувств, поэтому сознанию отводится
пассивная роль. Но физики и математики,
вторгшиеся в сферу психологии, не
согласились с таким пониманием роли
сознания и предложили свою версию,
согласно которой сознание играет самую
главную роль в творении: сознание –
творящая
информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003). С
такой точки зрения сознание является
высшей формой развития
информации.
Анализируя эти два определения, мы
замечаем два абсолютно разных подхода
к пониманию сознания: в первом случае
– сознание направлено на восприятие
только окружающего мира, а во втором –
на создание
окружающего мира. Интересно то, что
психология остается в контексте понимания
первого определения, т.е. для психологической
науки свойственно понимание сознания,
только как продукта
взаимодействия человека с видимым
окружающим миром. Нельзя сказать, что
какое-то одно понятие сознания верно,
а другое ложно – они оба верны, но
рассматривают сознание с разных сторон,
но в одном они едины – сознание является
высшей
формой

проявления определенных процессов.

Физики же и помогли
психологам совместить два разных типа
сознания, открыв новый уровень сознания
– уровень первичного сознания – уровень
сознания Бога. Здесь ученые подошли к
сознанию с духовной стороны и стали
рассматривать сознание как начало всего
и основу всего. Они разработали модель
реальности мира, состоящего из семи
уровней, причем каждый уровень реальности
входит в другой уровень, таким образом,
мир представляет собой как бы многослойный
«пирог», но при этом каждый уровень
связан со всеми другими и неотделим от
них, конечно образ «пирога» неадекватно
описывает картину, но вероятно человеку
даже трудно представить как на самом
деле устроен мир. Первый уровень мира
– Абсолютное «Ничто», где существует
только «первичное Сознание или
Сверхсознание» и выступает в роли
активного начала – Бога (Шипов, 1995).
Второй уровень – Поле Сознания Вселенной.
Из абсолютного «Ничто» рождаются
первичные торсионные поля, которые
объясняются кручение пространства.
Такое первичное торсионное поле
представляет собой элементарные
пространственно-временные вихри левого
и правого вращений, не переносящие
энергии, но переносящие информацию.
Третий уровень – физический вакуум –
уровень чистой энергии. Первичные
торсионные поля порождают физический
вакуум, а физический вакуум есть носитель
всех остальных полей – электромагнитных,
гравитационных и вторичных торсионных,
которые порождаются веществом. Дальнейший
переход материи из виртуального состояния
в реальное происходит в результате
спонтанной флуктуации или под воздействием
уже рожденной из вакуума материи.
Рождение реальной материи из вакуума
означает переход на четвертый уровень
реальности – уровень плазмы, пятый
уровень – газа, шестой уровень –
жидкости, седьмой уровень – твердого
тела. Первые три уровня реальности
являются нематериальными в привычном
понимании материи, а последующие уровни
уже являются материальными. Таким
образом, ученым удалось соединить
сознание с материей и показать возможность
превращения сознания в материальное
образование. Такая логика вполне способна
научно обосновать религиозные
представления о сотворении мира и
подтвердить слова апостола: «Вначале
было слово и слово было у Бога и слово
было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё
через Него начало быть и без него ничего
не начало быть, что начало быть. В нём
была жизнь, и Жизнь была свет человеков;
и свет во тьме светит и тьма не объяла
его» (От Иоанна 1:1-5).

На востоке существует
представление о том, что в основе всего
лежит первичное сознание и оно проявляется
в разных формах в вещах существующих и
не существующих уже или еще. Уровней
сознания много и самый тонкий из них
вечен. Человек, как и любое существо
этого мира, многослоен и включает в себя
все уровни сознания мира. Но, какие-то
уровни сознания активны в данное время
жизни человека, какие-то находятся в
неактивном состоянии, и зависит от
человека захочет ли он разбудить их.
Центры сознания, связаны не только с
телесными структурами, но с волевыми,
эмоциональными и интеллектуальными
проявлениями человека. Выделяют семь
главных центров сознания и энергии
(Рамта, 2006): 1 – ассоциируется с органами
размножения, сексуальностью, выживанием,
подсознанием и кольцом частоты радиоволн;
2 – ассоциируется с болью и страданием,
является энергетическим центром
общественного сознания; кольцо
инфракрасной частоты; расположена в
нижней части живота; 3 – ассоциируется
с контролем, тиранией, силой и властью;
является энергетическим центром
осознанности; кольцо частоты зримого
света; расположено в солнечном сплетении;
4 – этот уровень ассоциируется с
безусловной любовью, переходным
сознанием, ультрафиолетовой частотой,
с вилочковой железой и ее гормоном
вечной молодости; 5 – этот уровень
ассоциируется с щитовидной железой,
сверхсознанием, рентгеновской частотой
и однозначным следованием правде, когда
слово подтверждается делом; 6 –
ассоциируется с шишковидной железой,
гиперсознанием, кольцом частоты
гамма-лучей. Когда человек выходит на
данный уровень сознания, то растворяется
сетчатое образование, которое фильтрует
и скрывает внутреннее знание
подсознательного разума; 7 – этот уровень
ассоциируется с теменем, гипофизом,
ультрасознанием, частотой Бесконечного
Непознанного и достижением просветления,
т.е. полным осознанием своей божественности.

Человек может
пройти все стадии развития сознания
при этом одновременно происходит и
развитие – преображение – человеческого
тела. Одновременно с развитием сознания
человека развивается и окружающий мир,
сознание мира и происходит развитие
мира как телесного образования. Обратимся
снова к процитированному источнику
(Рамта, 2006). Любой уровень сознания
неизбежно связан с физическими параметрами
среды, это можно представить как
проявление разных ипостасей одной и
той же реальности: подсознание в волновой
форме проявляется в виде радиоволн,
общественное сознание имеет инфракрасное
излучение, уровень осознанности
проявляется в форме зримого света,
переходное сознание – это ультрафиолетовые
лучи, сверхсознание – рентгеновские
лучи, гиперсознание – гамма-лучи,
ультрасознание – Бесконечное Непознанное.

Не являясь отдельной
изолированной частицей окружающего
мира, человек устроен также как и
Вселенная в целом и в каждом человеке
есть все семь уровней реальности мира,
которые мы рассматривали выше. Эволюция
человеческого сознания состоит в том,
повторюсь еще раз, чтобы пробудить
наиболее близкий к божественному уровню
сознания уровень и жить на этом уровне
и строить свою жизнь, опираясь на знания,
доступные на этом уровне сознания. А
потом оставить этот уровень и пойти
дальше, глубже, выше. Чем выше уровень
сознания человека, тем большими
возможностями он обладает, больше
понимает и обладает большей ответственностью.
При этом человек не уходит от мира он
живет в нём более сознательно, его жизнь
становится глубоко осмысленной,
правдивой, потому что сознание наполнено
истинной информацией из первоисточника
Знания.

Сознание, являясь
первоосновой всего существующего,
находится во всем, содержится во всем,
оно же является и управляющей структурой
– творящей информацией – и сознание
же является продуктом активности
различных психических структур,
квинтэссенцией опыта человека. Таким
образом, есть сознание первичное и есть
сознание вторичное. Есть сознание
творящее и есть сознание отражающее.
Они неразрывно связаны друг с другом.
Вторичное сознание создано первичным
сознанием и стремится познать своего
творца и все творения. Таким образом, с
сознания всё начинается и сознанием
всё заканчивается. Вероятно весь этот
мир – это постоянное превращение
сознания из одной формы в другую,
постоянный рост, развитие, расширение,
преобразование… сознания. Разные уровни
сознания строят свои миры согласно
Знанию, содержащемуся в данном сознании.
Сознание бесконечно и разнообразно.

Литература

  1. Библия.
    Новый завет. От Иоанна святое
    благовествование. 1 : 1-5.

  2. Гомезо
    М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    – М.: Педагогическое общество России,
    2004. – 276 с.

  3. Дельгадо
    Х. Мозг и сознание. – М.: Мир, 1971. – 264 с.

  4. Джеймс
    У. Психология. – М., 1991.

  5. Лазурский
    А.Ф. Классификация личностей // Психология
    индивидуальных различий. Тексты / Под
    ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романовой.
    – М., 1982.

  6. Марютина
    Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.
    – М.: Московский психолого-социальный
    институт: Флинта, 2001. – 400 с.

  7. Платонов
    К.К. Система психологии и теория
    отражения. – М., 1982.

  8. Рамта
    Белая книга / Пререв. с анг. О.Громилиной.
    – М.: ООО Издательский Дом «София»,
    2006. – 352 с.

  9. Рубинштейн
    С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

  10. Саблин
    В.С., Слаква С.П. Психология человека. –
    М.: Экзамен, 2004. – 352 с.

  11. Симонов
    П.В. Мотивированный мозг : Высш. нерв
    деят-ть. и естеств. научн. основы общ.
    психологии / Отв. ред. В.С. Русинов. –
    М.: АН СССР Наука, секция хим.-технол. и
    биол наук, 1987. – 1987 с.

  12. Тихоплав
    В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.:
    ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

  13. Шипов
    Г.И. Явления психофизики и теория
    физического вакуума // Сознание и
    физический мир. – Вып.1. – М.: Агентство
    «Яхтсмен», 1995. – С. 86-103.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о