Сознание и бессознательное кратко в психологии: Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Содержание

Проблема бессознательного в отечественной психологии

   Он  в основном говорил о существовании  и развитии бессознательных психических  явлений, говоря о том, что не все  из них осознаются человеком. Выготский  утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно  и ярко, другое – менее.

   Есть  вещи, находящиеся почти на самой  границе сознания и постоянно  входящие и выходящие за его поле. Есть смутно осознаваемые вещи, есть переживания, более или менее тесно связанные  с реальной системой переживаний, например сновидения. Он утверждал, что явление не становится более или менее психичным, от того, что оно становится менее сознательным. Отсюда он делал вывод, что существуют и бессознательные психические явления.

   Сам характер бессознательного, заключающийся  в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением.

   В своей концепции Л.С. Выготский  в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности. 

3. Рассмотрение проблемы бессознательного в работах

Д.Н. Узнадзе

       Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности.

       Бессознательными  могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.

    В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

   Установка понимается как всеобщее явление  в жизни людей, играющее в ней  основную определяющую роль. Установка  в теории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

   Исходный  пункт психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия.

Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

   Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном  случае они сопровождаются сознанием, а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические  процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом.

   По  мнению Д.Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З.

Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной.

   Д.Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые  бессознательным психическим, мы можем  определить и форму его существования.

   Согласно  учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

   Таким образом, согласно взглядам Д.Н. Узнадзе  и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   При анализе литературы по данной теме были рассмотрены взгляды отечественных психологов на проблему бессознательного.

   Несмотря  на многообразие точек зрения на рассмотренную  проблему, во всех рассмотренных теориях  есть множество сходных положений  на понимание сознания и бессознательного.

   Многие  отечественные учёные занимались изучением  этой проблемы.

   В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.

   Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно  оказывает влияние на сознательные процессы и поведение.

   Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

   И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.

   Вместе  с тем следует признать, что  в свете имеющихся научных  данных вопрос об отношениях между  сознанием и бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.

   Проблема  бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать  себя, решить многие свои проблемы.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. — М, 1979. — 151с.
  2. Бассин Ф.В., Проблема бессознательного / Ф.В. Бассин. — М., 1968. — 468с.
  3. Бессознательное / Под редакцией H.О. Лосского и Э.Л.Радлова. — СПб., 1914.
  4. Бочоришвили А.Т., Проблема бессознательного в психологии  / А.Т. Бочоришвили. —  Тбилиси, 1998. — 342с.
  5. Выготский Л.С., Психика, сознание, бессознательное. Собрание сочинений, т. 1 / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982.
  6. Выготский Л.С., Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во «Искусство», 1986. — 574с.
  7. Выготский Л.С., Теории и истории психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 488с.
  8. Рубинштейн С.Л., Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. —  М.: Изд-во академии наук СССР, 1957. — 328с.
  9. Сеченов И.М., Элементы мысли / И.М. Сеченов. — М., 2001. — 416с.
  10. Узнадзе Д.Н., Виды установок / Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 1987. – 243с.
  11. Узнадзе Д.Н., Психология исследования / Д.Н. Узнадзе. — М.: «Наука», 1966.
  12. Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. – Тбилиси: АПН Грузия, 1961. – 382с.
  13. Чхартишвили Ш.Н., Проблема бессознательного в советской психологии / Ш.Н. Чхартишвили. — Тбилиси, 1966. — 357с.
  14. Шерозия А.Е., К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки. т. 1 / А.Е. Шерозия. — Тбилиси, 1969.

I Сознание и бессознательное. Психология бессознательного

I

Сознание и бессознательное

В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.

Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.

Если бы я мог себе представить, что интересующиеся психологией прочтут этот труд, то я приготовился бы и к тому, что уже тут часть читателей остановится и не пойдет дальше, так как здесь первый шиболет психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она кажется им абсурдной и отвергается простой логикой. Мне думается, что причина этого заключается в том, что они никогда не изучали соответствующих феноменов гипноза и сновидения (не говоря уже о патологических феноменах), делающих такое понимание обязательным.

Но выдвинутая ими психология сознания ведь и неспособна разрешить проблемы гипноза и сновидения.

«Быть сознательным» есть чисто описательный термин, ссылающийся на наиболее непосредственные и наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический элемент, например, представление, обычно не осознается длительно. Напротив, характерно то, что состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. И мы не знаем, чем оно было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным. Но и в этом случае, если мы скажем, что оно было бессознательным, мы даем правильное описание. Это бессознательное совпадает тогда с латентной способностью к осознанию. Правда, философы нам возразили бы: нет, термин — бессознательное — здесь неприменим; пока представление было в состоянии латентности, он вообще и не был ничем психическим. Если бы мы уже тут начали им возражать, то завязался бы спор, который бы никакой пользы не принес.

Таким образом, мы приобретаем наше понятие о бессознательном из учения о вытеснении. Вытесненное является для нас примером бессознательного; мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное — само по себе и без дальнейшего неспособное для осознания. Наше представление о психической динамике не может не повлиять на номенклатуру и описание. Мы называем латентное — бессознательное — только в дескриптивном, а не в динамическом смысле, предсознательным. названием бессознательного мы ограничиваем только динамически бессознательно вытесненное и получаем, таким образом, три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ), смысл которых — уже не чисто дескриптивный. ПСЗ, как мы думаем, гораздо ближе к G3, чем БСЗ, и так как БСЗ мы назвали психическим, то тем увереннее отнесем это название к латентному ПСЗ. Но не остаться ли нам лучше в добром согласии с философами и не отделить ли ПСЗ и БСЗ, как естественное следствие, от сознательного психического? Тогда философы предложили бы нам описать ПСЗ и БСЗ как два вида или две ступени психоида, и согласие было бы восстановлено. Но следствием этого были бы бесконечные затруднения при описании, и единственно важный факт — именно тот, что эти психоиды почти во всех остальных пунктах совпадают с признанно психическим — был бы оттеснен на задний план из — за предубеждения, которое создалось в те времена, когда еще не знали о психоидах или о самом о них важном.

Мы, однако, пришли к термину или понятию о бессознательном другим путем, а именно — обработкой опыта, в котором играет роль психическая динамика. Мы узнали, т. е. должны были признать, что есть сильные психические процессы или представления (здесь, прежде всего, важен квантитативный, значит, экономический момент), которые для психической жизни могут, иметь все те последствия, что и прочие представления, в том числе и такие последствия, которые могут быть вновь осознаны как представления, но они сами не осознаются. Нет надобности подробно описывать здесь то, что уже так часто излагалось. Короче говоря, тут вступает в действие психоаналитическая теория и заявляет, что такие представления не могут быть осознаны, так как этому противится известная сила; что в иных случаях они могли бы быть осознаны, и тогда было бы видно, как мало они отличаются от других, признанных психических элементов. Эта теория становится неопровержимой ввиду того, что в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить действие сопротивляющейся силы и сделать данные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы ощущаем во время аналитической работы как сопротивление.

Теперь мы удобно можем, манипулировать нашими тремя терминами СЗ, ПСЗ и БСЗ, если только не будем забывать, что в дескриптивном смысле имеется— два вида бессознательного, а в динамическом — только один. Для ряда целей изложения мы можем опустить это деление, но для других оно, конечно, необходимо. Мы все же к этому двоякому значению бессознательного более или менее привыкли и хорошо с ним уживались. Но уклониться от этой двойственности, насколько я вижу, нельзя. Различение сознательного и бессознательного является, в конце концов, вопросом восприятия, на который можно ответить «да» и «нет»; сам же акт восприятия не, дает нам никакой справки о том, по какой причине что — то воспринимается или не воспринимается. Нельзя жаловаться на то, что динамическое в своем проявлении получает лишь двусмысленное выражение[221].

Поскольку на решение в таком вопросе, зависящем или от традиций или от эмоциональных моментов, можно повлиять аргументацией, следует по этому поводу заметить следующее: указание на шкалу отчетливости осознанности не содержит ничего обязательного и имеет не больше доказательности, чем, например, аналогичные положения; есть столько ступеней освещения, начиная от резкого, слепящего света и кончая слабыми проблесками мерцания, что темноты, следовательно, вообще не существует; или — есть различные степени витальности, значит, нет смерти. Эти положения, быть может, в известном смысле и содержательны, но практически они неприменимы, и это тотчас же обнаруживается, если выводить из «них заключения, например: значит, света зажигать не надо или, следовательно, все организмы бессмертны. А кроме того, приравнением незаметного к сознательному достигается лишь то, что отнимается единственная непосредственная достоверность, вообще имеющаяся у психики. Сознание, о котором ничего не знаешь; кажется мне все же много абсурднее, чем бессознательное психическое. И, наконец, такое приравнивание незамеченного к бессознательному производилось, очевидно, без учета. динамических соотношений, которые для психоаналитического понимания были решающими, ибо при этом не учтены два факта: во — первых, что посвятить такому незамеченному достаточно внимания очень трудно и требует большого напряжения; во — вторых, если это и достигнуто, то ранее незамеченное теперь не узнается сознанием, а довольно часто кажется ему совершенно чуждым, противоречащим, и резко им отвергается. Рекурс бессознательного на мало замеченное и незамеченное исходит, следовательно, только из предубеждения, для которого идентичность психического с сознательным раз и навсегда установлена.

В дальнейшем течении психоаналитической работы выясняется, что и эти подразделения недостаточны и практически неудовлетворительны. Среди возникающих ситуаций отметим следующую как решающую: мы создали себе представление о связной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «Я» личности. К этому «Я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к мотилитетности, т. е. к разрядке раздражений во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. От этого «Я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности. Все это, устраненное вытеснением, в анализе противостоит «Я», а анализу ставится задача — уничтожить сопротивление, которое «Я» проявляет к вниманию, уделяемому анализом вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, что больной испытывает затруднения, когда мы ставим ему известные задачи: его ассоциации отказываются работать, когда они должны приблизиться к вытесненному. В таком случае мы говорим ему, что он находится под властью сопротивления, но ничего об этом не знает; даже в том случае, когда он по чувству своего неудовольствия угадал бы, что теперь в нем действует сопротивление, то он не может его назвать или на него указать. Но так как это сопротивление несомненно исходит из его «Я» и является принадлежностью «Я», то мы оказываемся в непредвиденной ситуации. В самом «Я» мы нашли что — то, что тоже бессознательно и проявляет себя точно так, как и вытесненное, т. е. оно сильно воздействует, не будучи сознательным; — для того, чтобы сделать его сознательным, нужна особая работа. Для аналитической практики следствием этого опыта будет то, что мы попадаем в бесконечные неясности и затруднения, если захотим придерживаться нашего обычного способа выражения и захотим, например, привести невроз к конфликту между сознательным и бессознательным. Вместо этого противоположения, мы, опираясь на наши представления о структурных соотношениях психической жизни, вводим другое: противоположность между связным «Я» и отклонившимся от него вытесненным. Но следствия для нашего представления о бессознательном еще значительнее. Динамическое рассмотрение внесло первую корректуру; структурное понимание дает вторую. Мы видим, что БСЗ не совпадает свытесненным. Правильно, что все вытесненное — БСЗ, но, в то же время, и не все БСЗ вытеснено. Так же и часть «Я» (один Бог знает, какая важная часть!) может быть БСЗ и, несомненно, и есть БСЗ. И это БСЗ не латентно в духе ПСЗ, иначе его нельзя было бы активизировать, не делая СЗ, и доведение его до осознанности не представляло бы таких больших затруднений. Если мы поставлены перед необходимостью выдвинуть третье — не вытесненное БСЗ, то мы должны признать, что значение характера неосознанности для нас уменьшается. Он становится многозначным качеством, не допускающим широких и исключительных выводов, в целях которых мы бы его охотно использовали. Однако мы должны остерегаться небрежного к нему отношения, так как, в конце концов, это качество — сознательно или бессознательно — является единственным светочем в потемках глубинной психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Всякая проблема имеет множество решений.  Единственная трудность – найти среди них правильное. Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о

КАК РАБОТАЮТ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

КАК РАБОТАЮТ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СознаниеВаше сознание — это объект или мыслящий ум. Оно лишено памяти и может удерживать только одну мысль в каждый момент времени. Оно выполняет четыре важнейшие функции.Во-первых, оно идентифицирует входящую информацию.

5. Сознание и бессознательное

5. Сознание и бессознательное 381 Вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы сталкиваемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в область

6.

 Бессознательное как множественное сознание

6. Бессознательное как множественное сознание 388 Гипотеза о множественных «точках свечения» основывается отчасти, как мы уже видели, на квазисознательном состоянии бессознательных содержаний, а отчасти – на существовании явлений, связанных с определенными образами,

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД Ортодоксальный подход Дальнейшие соображения о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного. Считается, что расщепление психической сферы на уровни — бессознательный, предсознательный и сознательный — происходит в

7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

7. СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Эту главу стоит начать с сознания, как определяющего деятельность человека. К концу прошлого века и философия, и психология накопили массу определений сознания. Но они, зачастую противореча одно другому, не раскрывали сути

5. Сознание и бессознательное

5. Сознание и бессознательное Этот вопрос о природе бессознательного связан с чрезвычайно сложными для понимания моментами, с которыми мы встречаемся в психологии бессознательного. Такие трудности неизбежно возникают всякий раз, когда наш разум дерзко вступает в

I Сознание и бессознательное

I Сознание и бессознательное В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере

I Сознание и бессознательное

I Сознание и бессознательное В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно. Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в

Психика, сознание, бессознательное

Психика, сознание, бессознательное [27]Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е.

Второй диалог о взмахе.

Сознание и бессознательное

Второй диалог о взмахе. Сознание и бессознательное — Слушай, поехали от печки. Просвети убогих на предмет того, что есть сознательное и бессознательное?— Легко. Сознание — это состояние осмысленного взаимодействия с действительностью. Соответственно, как говорит один

I. Сознание и бессознательное

I. Сознание и бессознательное В этом вступительном разделе не будет сказано ничего нового, и нельзя избежать повторения того, о чем говорилось раньше.Разделение психического на сознательное и бессознательное – это основная предпосылка психоанализа, и только благодаря

I. Сознание и бессознательное

I. Сознание и бессознательное Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа,

Что такое психология? — Примечания CBSE для класса 11 по психологии

Примечания CBSE Примечания CBSE по психологииРешения NCERT по психологии

Факты, которые сошлись:
• Любую дисциплину знаний трудно определить, потому что:
(i) Она постоянно развивается и
(ii) Ни одно определение не может уловить весь спектр связанных с ним явлений.
• Термин «психология» происходит от двух греческих слов:
• «Психея» означает «душа» и «Логос» означает науку или изучение предмета.
Таким образом, это было исследование души или разума.
Но с тех пор психология значительно продвинулась вперед и зарекомендовала себя как научная дисциплина, изучающая процессы, лежащие в основе человеческого опыта и поведения.

• Дисциплина определяется как:
(A) Что изучается: психические процессы, опыт и поведение
(B) Как изучается, т. е. Методы: в разных контекстах.
Психология определяется как наука, изучающая психические процессы, переживания и
поведение в различных контекстах.
При этом он использует методы биологических и социальных наук для систематического получения данных.
Данные имеют смысл, чтобы их можно было организовать как знания.
Умственный процесс:
(i) Умственные процессы – это деятельность разума и мозга, связанная с познанием.
(ii) Мы используем психические процессы, когда думаем или вспоминаем что-то или решаем проблему.
(iii) Однако эта умственная деятельность отличается от нервной деятельности, хотя они представляют собой взаимно перекрывающиеся процессы.
(iv) Разум возникает и развивается по мере того, как наши взаимодействия и переживания в этом мире динамически организуются в виде системы, ответственной за возникновение различных психических процессов.
(v) Умственные процессы включают рассуждение, обучение, мышление, решение проблем, восприятие и т. д.
Опыт:
Опыт можно определить как обучение, полученное в повседневной жизни.
(i) Переживания носят субъективный характер, разные для каждого человека.
(ii) Мы не можем непосредственно наблюдать или знать чей-либо опыт.
(iii) Только переживающий человек может осознавать или осознавать свои переживания. Таким образом, переживания внедряются в наше осознание или сознание.
(iv) На опыт влияют внутренние и внешние условия опыта.
(v) Природа опыта может быть понята только путем анализа сложного набора внутренних и внешних условий.
(vi) Опыт важен, потому что большая часть нашего обучения основана на опыте.
Поведение:
(i) Поведение – это реакция или реакция, которую мы совершаем, или деятельность, которой мы занимаемся. Перед экзаменом чувствуется, как колотится сердце.
(ii) Некоторые виды поведения, такие как мышление, могут быть простыми или сложными, кратковременными или длительными.
(iii) С другой стороны, некоторые виды поведения можно увидеть или ощутить извне, и они называются открытыми, например смех.
(iv) Все виды поведения можно объяснить на основе S-R (отношений стимул-ответ). Любое поведение, явное или скрытое, связано со стимулом или вызывается им.
(v) И стимул, и реакция могут быть внутренними или внешними.
(vi) Один и тот же стимул может иметь разные реакции в зависимости от вариабельности организма. Он подчеркивает уникальность и разнообразие человека, которые отличают его от других.
Психология как дисциплина
(i) Изучает поведение, опыт и психические процессы.
(ii) Он направлен на то, чтобы понять и объяснить, как работает разум и как различные психические процессы приводят к различному поведению.
(iii) Когда мы наблюдаем за другими, наша собственная точка зрения или способы понимания мира влияют на наши интерпретации их поведения и опыта.
(iv) Психологи разными способами пытаются свести к минимуму такие предубеждения в своих объяснениях поведения и переживаний.
(v) Некоторые делают это, делая свой анализ научным и объективным.
(vi) Другие пытаются объяснить поведение с точки зрения тех, кто воспринимает людей, потому что они думают, что избирательность является необходимым аспектом человеческого опыта.
– Неврология и информатика постоянно заимствуют принципы из психологии.
Существуют быстро развивающиеся методы визуализации мозга, такие как МРТ, ЭКГ и т. д., которые позволяют
изучать мозговые процессы в режиме реального времени, т. е. тогда, когда они действительно происходят.
Психология как наука-гибрид :
Психология – наука-гибрид, на которую влияют как естественные, так и социальные науки.
Как естественная наука:
(i) Современная психология развилась благодаря применению научного метода для изучения психологических явлений.
(ii) Как физическая наука, она делает упор на данные, которые носят систематический характер и могут быть изучены в контролируемых условиях.
(iii) Он количественный и требует анализа.
(iv) На него повлияли как физика, так и биология, и он верит в гипотетико-дедуктивную модель (ГДМ).
(v) Каждая или любая гипотеза может быть принята или отвергнута на основе имеющихся факторов. Модель предполагает, что научный прогресс может иметь место, если у вас есть теория, объясняющая явление.
(vi) Гипотеза – это предварительное решение проблемы, которое помогает направлять исследование или теорию.
(vii) Гипотеза успешно использовалась для определения многих теорий, связанных с обучением и памятью. Например, то, как ребенок воспитывался в семье, сформирует его личность.
• Сознательный означает быть бдительным и осознавать что-либо. Мы осознаем всю внешнюю среду, а также процессы, происходящие в нас самих. Таким образом, мы осознаем разнообразные ощущения, восприятия, воспоминания и чувства, которые имеют место в нас самих. В бодрствующем сознании мы воспринимаем время, место и события как реальные, значимые и знакомые.
• Психология является социальной наукой, потому что она изучает поведение людей в их социальных тестах и ​​культурном контексте.
• Психология как социальная дисциплина фокусируется на людях как социальных существах.
• Он фокусируется на отдельных лицах и сообществах по отношению к их социальной, культурной и физической среде.
• Если мы вернемся в историю, психология была определена как наука о разуме. Использование термина разум считалось уместным, поскольку он представляет все психические явления, такие как восприятие, мышление, воображение, рассуждение и так далее. Но определенные трудности, связанные с термином «ум», его природой и связью с телом, продолжали сохраняться.
• Благодаря многим исследованиям, особенно в неврологии, термин «разум» вернулся в психологию. Это правда, что Разум и мозг различны, и разум не может существовать без мозга. Недавние исследования в области нейробиологии доказали, что между разумом и поведением существует связь. Эти исследования и неврологические эксперименты доказали, что у человека повреждена какая-то часть мозга, но его разум остался нетронутым.
• Необходимо понять популярные представления о дисциплине психологии. Психология как наука объясняет модели поведения, которые можно предсказать, и объясняет поведение до того, как действие проявится здравым смыслом. Психология основана на ретроспективном взгляде. Профессиональные психологи обучаются, присоединяются к какому-либо учреждению. Они получают образовательную и профессиональную квалификацию и понимают, предсказывают и модифицируют человеческое поведение с помощью научных методов.
• Возникновение психологии как науки о психических процессах, поведении и переживаниях можно отнести к важным достижениям в физиологии и физике, а также к усилиям Уильяма Вильгельма Вундта, основавшего первую психологическую лабораторию в 1879 г..
• Эволюцию психологии можно проследить в основных психологических школах.
Структурализм: Он был предложен Вундтом, и он изучал структуру сознательных переживаний путем интроспекции.
• Самоанализ – это процедура, в ходе которой человека или субъектов в психологических экспериментах просят описать свои собственные психические процессы или переживания в деталях с научной точки зрения.
Функционализм: Предложен Уильямом Джеймсом и Джоном Дьюи. Они изучали функции сознательного опыта в том, как люди взаимодействуют с окружающей средой, используя метод самоанализа. Он показывает адаптацию поведения человека в соответствии с его меняющимися потребностями.
Гештальт-психология: Школа была предложена Коффкой, Колером и Вертхимером. Он сосредоточился на человеческом восприятии. Согласно гештальт-психологии, целое больше, чем сумма его частей.
Бихевиоризм: Предложен Джоном Уотсоном и Скиннером. Согласно этому, психология должна сосредоточиться на том, что поддается наблюдению и проверке.
Психоанализ: Предложен доктором Зигмундом Фрейдом. Он сосредоточился на бессознательном уме и детских переживаниях.
Гуманистическая перспектива: Это был бунт против психоанализа и бихевиоризма, предложенный Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу. В нем говорилось, что человек стремится расти и раскрывать свой внутренний потенциал.
Когнитивная перспектива: Основное внимание уделяется психическим процессам. Он рассматривает людей как активно строящих свой разум посредством исследования физического и социального мира. Пиаже утверждал, что дети активно конструируют собственное сознание, тогда как Выгофский предположил, что сознание является совместной культурной конструкцией и возникает в результате взаимодействия детей и взрослых.
• Современная эра психологии человека началась на факультете философии Калькуттского университета, где была введена первая программа экспериментов по психологии и была создана первая лаборатория психологии в 1915 году. Калькуттский университет открыл первый факультет психологии в 1916 году и еще одна кафедра прикладной психологии в 1938 году. Большое влияние на нее оказал доктор Н.Н. Сенгупта.
• Психология как наука тесно связана с другими науками. Поведение тесно связано с Биологическим складом, наследственной предрасположенностью и уровнем его зрелости. Физиология, эмбриология, генетика и биохимия связывают знания с психологическим функционированием человека. Сейчас во многих больницах работают психологи.
• Корни психологии находятся в философии, особенно в отношении методов познания.
• Психология тесно связана с экономикой, политологией и социологией. Психология предоставила знания, связанные с экономическим поведением на микроуровне и потребительским поведением. Психология дает понимание поведения при голосовании, осуществления власти, опросов общественного мнения и т. Д. Социология положительно связана с психологией, например, психология изучает человеческое поведение, тогда как социология изучает человеческое поведение в обществе, то есть социокультурный контекст.
• Подход к обработке информации в когнитивной психологии для объяснения памяти и концепции искусственного интеллекта тесно связан с компьютерными науками.
• Психологические принципы объясняют преступление, преступное поведение, насколько хорошо свидетель помнит преступление и т. д. Соответственно, психология тесно связана с правом и криминологией. Точно так же психология тесно связана с массовыми коммуникациями, музыкой и изобразительным искусством, архитектурой и инженерией.
• Психология как дисциплина не только обеспечивает понимание развития теоретических знаний о человеческом поведении, но и тесно связана с психологическими процессами. Психологи в настоящее время работают, чтобы помочь в различных видах деятельности в различных областях профессиональной деятельности, включая больницы, образовательные учреждения, промышленные организации, учебные заведения, военные и правительственные организации.
• Психология постоянно предоставляет знания и понимание человеческого поведения в различных областях. Некоторыми из новых перспектив являются эволюционная психология, культурная психология и позитивная психология.
Эволюционная психология — это подход в социальных и естественных науках, который исследует психологическую структуру с современной эволюционной точки зрения.
• Он направлен на определение того, какие психологические черты человека участвуют в адаптации, т. е. являются функциональными продуктами естественного отбора или полового отбора.
• Целью исследований в области эволюционной психологии является открытие и понимание устройства человеческого разума.
• Это теоретический подход к психологии, который пытается объяснить полезные психические и психологические черты, такие как память, восприятие или язык, как адаптации, т. е. как функциональные продукты естественного отбора.
• Целью этого подхода является привнести функциональный способ мышления о биологических механизмах, таких как иммунная система, в область психологии.
• Короче говоря, эволюционная психология сосредоточена на том, как эволюция сформировала разум и
поведение.
Культурная психология – это изучение того, как психологические и поведенческие тенденции уходят корнями в культуру и воплощаются в ней.
• Изучает, как разум и культура неразделимы и взаимно составляют, т. е. люди формируются культурой и их культура формируется ими.
• Культурная психология – это изучение того, как культурные традиции и социальные практики регулируют, выражают и трансформируют человеческую Психику, что приводит не столько к Психическому единству для торопливого вида, сколько к этническим расхождениям в сознании, самости и эмоциях (Ричард Шведер).
• Современные психологи проявляют все больший интерес к пониманию того, что делает жизнь хорошей и значимой. Это развитие получило название позитивной психологии.
• Есть несколько тем, которые задают направление для исследований и применения психологии, заключаются в разработке принципов поведения и психических процессов, функций атрибутов людей и окружающей среды, причинно-следственной связи человеческого поведения, культурно сконструированного человеческого поведения, а также контроля и изменения поведения.
• Психологию можно рассматривать с двух точек зрения, которые дополняют друг друга, т. е. с базовой психологии и прикладной психологии. Базовая психология предоставляет теории через исследователей, тогда как прикладная психология связана с категорией применения в соответствии с потребностями общества.
• Психологи изучают широкий круг вопросов, связанных с психическим и поведенческим функционированием. Психологи изучают, как работает биологическая система, а социокультурные основы формируют поведение человека. Современные психологи изучают эти процессы с точки зрения продолжительности жизни. Основные психологические процессы являются частями динамической регулируемой системы. Все эти процессы взаимосвязаны и вместе помогают организму приспосабливаться к окружающей среде и развиваться. Познание окружающей среды требует нескольких психических процессов, которые вместе называются познанием. Психологи изучают, как информация используется в мышлении, рассуждениях, принятии решений, общении и решении проблем.
1. Поведение: Любое скрытое или явное действие/реакция человека или животного, которое можно каким-либо образом наблюдать.
2. Бихевиоризм: Школа мысли, делающая упор на объективность, наблюдаемые поведенческие реакции, обучение и детерминанты окружающей среды.
3. Познание: Все умственные действия, связанные со знанием; а именно, восприятие, мышление, запоминание и т. д. Они связаны с обработкой, пониманием и передачей информации.
4. Когнитивная экономика: Термин, обозначающий максимальное и эффективное использование емкости долговременной памяти посредством организации понятий в иерархическую сеть.
5. Сознание: Осознание общего состояния своего ума, осознание конкретного содержания ума или самоосознание.
6. Конструктивизм: Современная когнитивная психология рассматривает людей как активно конструирующих свой разум посредством исследования физического и социального мира.
7. Психология развития: Раздел психологии, изучающий физические, социальные и психологические изменения, происходящие в разном возрасте и на разных этапах жизни, от зачатия до старости.
8. Функционализм / Функциональная неподвижность: Склонность думать о мыслях только с точки зрения их обычных функций, препятствия для решения проблем. Школа психологии, подчеркивавшая утилитарные, адаптивные функции человеческого разума или сознания.
9. Гештальт: Организованное целое, гештальт-психологи подчеркивают нашу склонность интегрировать фрагменты информации в осмысленное целое.
10. Гештальт-психология: Раздел психологии, в котором поведение рассматривается как единое целое, большее, чем сумма его частей.
11. Гуманистический подход: Подход к психологии, который делает упор на личность, или самость, и на развитие личностного роста.
12. Оттенок: Свойство хроматических цветов или название цветов.
13. Самоанализ: Процесс обращения внутрь своих чувств и сознательного опыта.
14. Разум: Разум – это понятие, которое относится к уникальному набору индивидуальных ощущений, восприятий, воспоминаний, мыслей, мечтаний, мотивов и эмоциональных переживаний.
15. Нейропсихология: Это научное исследование поведения и психических процессов в зависимости от активности мозга и нервной системы.
16. Физиологическая психология: Научное исследование поведения человека и животных, основанное на взаимосвязи физиологических процессов, таких как процессы в нервной системе, гормоны, органы чувств и поведенческие параметры.
17. Психоанализ: Метод психотерапии, при котором терапевт пытается вывести вытесненный бессознательный материал в сознание.
18. Социология: Систематическое изучение биологических основ социального поведения.
19.   Стимул:  Любой четко определенный элемент окружающей среды, воздействующий на организм, который может привести к явной или скрытой реакции.
20. Структурализм: Связанный с Вильгельмом Вундтом, подход к психологии, который стремится понять структуру и действие сознания или человеческого разума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *