Сознание как высшая ступень развития психики
3.06.2012
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
«Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (К. Маркс).
Выделяют следующие свойства сознания:
- построение отношений,
- познание,
- ]переживание.
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
- биодинамические свойства движений, опыт действий;
- чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- значение;
- смысл.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия).
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
В бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание:
- рождается в бытии,
- отражает бытие,
- творит бытие.
Функции сознания:
- отражательная,
- порождающая (творчески-креативная),
- регулятивно-оценочная,
- рефлексивная (основная функция, характеризует сущность сознания).
В качестве объекта рефлексии может выступать:
- отражение мира,
- мышление о нем,
- способы регуляции человеком своего поведения,
- сами процессы рефлексии,
- свое личное сознание.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.
Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача у правления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Выделяют:
- подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
- собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Ключевые слова: Сознание, Психика
Источник: Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Материалы по теме |
---|
Сознание. Развитие психики … |
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Психика и сознание Максименко С.Д., Общая психология |
Развитие психики и сознания Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Сознание как высшая форма психики Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн. … |
Мышление в структуре психики: сущность познавательного процесса Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова… |
Чем определяется психическое развитие человека? Марцинковская Т.Д., Психология развития |
Предмет психологии и физиологические механизмы психики … |
Сознание как высшая ступень развития психики. Элементы практической психологии
Сознание как высшая ступень развития психики
В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, которая является общим качеством описанных психических функций. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.
Один из основополагающих принципов советской психологии — принцип единства сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру [161]. Сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально [6, с. 189]. В отличие от животных, человек реализует не заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения целей и задач.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — представление последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей [389].
Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, т. е. правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов в модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, а если внешняя среда слишком изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.
Очевидно, что без участия памяти не могут формироваться и сохраняться представления, которые являются объектами манипулирования при предвосхищении результата будущего поведения. Сам факт введения в память информации о некотором событии свидетельствует о его определенной значимости (иначе оно не попало бы в долговременную память), а присутствие там этой информации неизбежно приводит к включению ее во всю систему сохранявшихся до нее сходных фактов, т. е. к перестройке последней. Таким образом, воздействие памяти на сознание — активно, ибо такая перестройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.
В настоящее время в качестве основных выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание [222]. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы осознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между предметами и явлениями, а основной функцией эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.
Субъективное отношение, данное человеку в эмоциях, неразрывно связано с переживанием. «Понятие переживания выражает особый психический аспект сознания: он может быть… более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимоотношении и единстве с другим моментом — знанием, особенно существенным для сознания» [230, с. 6].
Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, восприниматься чувственно и, следовательно, переживаться. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту сторону сознания: «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» [231, с. 45]. Эмоции реализуют первоначальные грубые оценки информации (опасно — безопасно, съедобно — несъедобно), которые на уровне сознания уточняются и входят элементами в шкалу ценностей и значений, пригодную для социальной адаптации.
Как считает К. К. Платонов, переживание — генетически более древняя психическая функция; познание, свойственное в зачаточных формах и животным, приобрело у человека в связи с развитием речи словесное выражение и определило социальный аспект его развития; построение отношений присуще только человеку [222]. В этом контексте важно подчеркнуть, что сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Практически все рассмотренные высшие психические процессы вносят свой вклад в специфику организации сознания. Наиболее очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности.
К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что «язык так же древен, как и сознание» [4, с. 29]. Большинство исследователей солидарно в том, что осознание теснейшим образом связано с речью. С появлением языка у человека создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие наглядных восприятий. Это и есть решающий вклад языка в механизмы сознания. Многие ученые отождествляли бессознательное с невербальным поведением, не закрепленным в словах, они предполагали, что бессознательны те впечатления, которые накоплены без участия речи. Первый год жизни ребенка, о котором он ничего не помнит, с этой позиции как бы исчезает из его памяти, поскольку он не записан в словах [245].
Некоторые исследователи допускают, что сознание как структура внутренней модели внешнего мира генетически задано и «запускается», начинает функционировать при физических и социальных контактах человека с его окружением. Нам кажется более убедительной позиция А. Н. Леонтьева [161], который считает, что развитие сознания идет не по пути перехода внешней деятельности в предсуществующий внутренний план, а по пути формирования самого этого внутреннего плана. Первоначально действие во внутреннем плане еще опирается на реальное действие в реальной ситуации, и лишь затем становится возможным истинно мысленный эксперимент с образами или представлениями. На ранних этапах формирования сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего человеку окружающий его мир, деятельность его при этом остается практической, внешней. На более позднем этапе развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Постепенно сознание как образ, картина внешнего мира преобразуется в модель, в которой уже можно мысленно действовать. Теперь сознание во всей полноте начинает управлять внешней практической деятельностью и кажется независимым от чувственно-практической сферы.
Венцом развития высших психических функций является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Как писал И. М. Сеченов, самосознание создает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания» [240, с. 504].
Самосознание по своему существу имеет глубоко общественный характер. Мерилом для человека в его отношении к себе выступают прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, и постепенно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов становится все более содержательной по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на работе, постепенно делают его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Именно это породило известную зрительную аналогию: каждый человек находится в пересечении уникальной комбинации социальных сфер, частью каждой из которых он является.
Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии своего «я», т. е. узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования, которое приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды. Мы уже говорили об отдельных этапах этого пути, когда обсуждали границы константности образа, свойства памяти и внимания, которые придают устойчивость нашим реакциям во времени, обеспечивая реализацию избирательности, направляемую внутренними потребностями человека при переменных воздействиях извне. Именно эти качества психических процессов составляют необходимые условия развития самосознания.
Ощущение человеком своей индивидуальности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме «я», определяется долговременной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре сознания. Только долговременная память обеспечивает ощущение непрерывности и преемственности, именно ее участие в процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотождественности личности, несмотря на изменения и внешних условий и самой личности.
В онтогенезе самосознание развивается по мере усложнения социальных связей ребенка, существенным условием его возникновения является усвоение речи. На значение речи в зарождении самосознания указывал еще И. М. Сеченов. Он отмечал, что восприятие внешнего мира постоянно сопровождается нерасчленимыми «темными» девственными реакциями телесного происхождения. В связи с развитием речи возникает возможность расчленять сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, и присваивать им разные названия. Тогда любое возбуждение может быть «вырвано» из его естественной связи и удержано в памяти отдельно и изолированно от других, тем самым создаются условия для отделения возбуждений, идущих из внешней среды, от возбуждений, идущих со стороны внутренних органов [239, с. 41]. Таким образом у человека возникают предпосылки для выделения себя из внешнего мира.
Осознание детьми своего «я» происходит постепенно. Ребенок вначале существует для себя постольку, поскольку он выступает как объект для других людей. Маркс писал, что человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“ …человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [6, с. 62]. Вначале ребенок осознает действия других людей, затем через них — и собственные действия; их осознание связано с развитием подражания, представлений и звуковой речи.
Ранние стадии в развитии самосознания сопоставляются с переходом ребенка от случайных действий к произвольным целенаправленным поступкам. Части собственного тела осознаются ребенком по мере того, как он становится способным произвольно ими управлять.
Постепенно начинают осознаваться и предметы, на которые ребенок направляет свою активность. Отделение себя от собственных действий закрепляется в усвоении ребенком собственного имени. В два года возникает классическая формула «Я сам». Сначала дети говорят о себе в разных лицах: «Не шуми», «Митя умылся». Только к трем годам ребенок полностью овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи. Главную роль в процессе формирования его внутреннего мира играют подражание и представление, они развертываются в двух различных планах: первое — в двигательном, последнее — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражания и представления позволяют осуществить сведение впечатлений в единую вневременную модель, не зависящую от темпа развития событий во внешней среде — модель внешнего мира.
Одним из источников формирования сознания являются детские игры. До 3–4 лет это игры-подражания со стремлением копировать действия взрослого, затем это игры по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять определенную, взятую на себя роль; в этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», беря на себя конкретную роль. До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение тех отношений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Эти игры можно рассматривать как упрощенную модель разнообразных социальных отношений. Выполняя разные роли, ребенок получает элементарное представление о самом себе и своих возможностях. Ролевые игры подготавливают ребенка к вступлению во взрослый мир с его социальными связями. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальнейший путь развития его сознания и самосознания. Лишь в подростковом возрасте происходит становление осознающей себя личности.
Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Оно формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты.
Однако самосознание связано не только с воздействием этих контактов, но и с самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, т. е. от успешности деятельности человека.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования. На этой основе и развивается ряд защитных механизмов.
В самосознании соотносятся мотивы и действия, одни мотивы с другими, и тем самым выстраивается иерархия мотивов. Уяснение для себя наиболее значимых мотивов знаменует развитие личности. Такое осознание приводит к перестройке всех систем установок и формирует идеальное «я». В свою очередь, идеальное «я» влияет и на социальное приспособление, и на уровень тревожности, и на особенности мотивации, оно же накладывает запреты и моральные ограничения на все поведение человека. Собственные качества, к которым он стремится, определяют для него и ближние и дальние цели, а различие между идеальным и реальным «я» служит источником мотивации. По Фрейду [279], «я» — это центр сознательной адаптации к среде, включающий восприятие, интеллект и моторику. К системе «я» Джеймс [97] отнес собственное тело, некоторые объекты, близких людей, воспоминания и отдельные длительно выношенные и особо значимые мысли. В собственное «я» человека теперь включают также его характер, темперамент и способности.
Для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность; прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету), дать возможность проявляться своей индивидуальности, т. е. реализовывать и в этом свои возможности полностью в каждый данный момент [372].
Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «я думаю, что он думает, будто я думаю, что…». Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, направляя репликами течение беседы в желательном направлении.
Все представления относительного самого себя, которые взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, которая делает его поведение последовательным. Взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольного управления целесообразным поведением.
Очерк III. О соотношении распада и развития психики
Очерк III. О соотношении распада и развития психики Проблема соотношения распада и развития личности всегда привлекала внимание не только медиков, но и психологов. Л. С. Выготский неоднократно утверждал, что для полного освещения проблемы развития и созревания психики
Высшая мудрость
Высшая мудрость Работая с «Движениями души», мы признаем существование высшей мудрости, которую невозможно постичь логически или интеллектуально, и понимаем, что ни терапевт, ни клиент, ни заместители не ответственны за исцеление. Все в руках высшей силы. Это похоже на
Постмодернизм как высшая и последняя фаза развития человечества или почему постмодерновая зависимость смертельно неизлечима?
Постмодернизм как высшая и последняя фаза развития человечества или почему постмодерновая зависимость смертельно неизлечима? Всё чаще приходится слышать, что эпоха постмодернизма закончилась и вместо неё уже грядёт некая новая эпоха: неоклассики или протеизма и т. п.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ Отражая наиболее значимые явления и регулируя наиболее мотивированные деятельности человека и активности его организма, приводящие к наиболее значимым результатам для него как человека — “животного, обособляющегося в обществе” (К. Маркс),
ВЫСШАЯ СИЛА ЗАБОТИТСЯ ОБО МНЕ
ВЫСШАЯ СИЛА ЗАБОТИТСЯ ОБО МНЕ Я верю: Бог всегда со мной и всегда помогает мне. Высшая сила неустанно заботится обо мне, и я всегда окружена Божественной
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания
Высшая ступень аутогенной тренировки
Высшая ступень аутогенной тренировки Аутогенная медитация ШульцаУпражнения низшей ступени (АТ-1) воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций И. Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2),
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе.
Движущие силы развития психики ребенкаЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
Психические патологии и стадии развития психики
Психические патологии и стадии развития психики Теория психосексуального развития связывает психические нарушения не столько с конкретными единичными травмами, сколько с нарушением в процессе психического развития – фиксациями на определенных стадиях.Психика
БИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Педагогическая психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обусловлены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка. Психическая
Глав 3 Девятимесячный период внутриутробной жизни младенца — базовая ступень последующей стратегии развития человека
Глав 3 Девятимесячный период внутриутробной жизни младенца — базовая ступень последующей стратегии развития человека Не только в общественно-популярной печати, но и в специальной медицинской литературе часто можно услышать и прочитать: «9-месячный внутриутробный
Высшая стадия
Высшая стадия Как только энергетика переходит в сексуальную стадию, человек получает практически неисчерпаемый источник энергии.Люди развитого интеллекта поднимают энергетический потенциал настолько, что становятся стойкими бойцами сексуального фронта. Энергия идет
Высшая стадия
Высшая стадия Проблема общения в том, что даже если вы все сказали нормальным языком и собеседник вас прекрасно ПОНЯЛ, это совсем не значит, что он с вами СОГЛАСЕН. Для успешного общения нужно не просто ПРАВИЛЬНО говорить, нужно говорить УБЕДИТЕЛЬНО. Это сложно, но если вы
94. Высшая свобода
94. Высшая свобода Одна из моих любимых книг – «Человек в поисках смысла», работа Виктора Франкла, австрийского психиатра, пережившего заключение в нацистском концлагере. Вокруг него погибало множество людей. Они теряли надежду. Они впадали в отчаяние, а потом умирали.
Глава три стадии сознания и культуры
В первой половине XIX века западный мир был очарован творчеством известного немецкого философа Георга Гегеля. В то время как философы Просвещения стремились показать, что мир был создан божественным образом, указывая на математическую рациональность, обнаруженную в природе, Гегель пошел дальше, продемонстрировав, что разум и божественный порядок также могут быть обнаружены в развитии человеческой истории. Несмотря на противоречия и хаос, очевидные в исторических записях, Гегель показал, как история разворачивается посредством диалектического процесса, в котором конфликт делает возможным переход к более высоким состояниям организации. И хотя влияние Гегеля угасло во второй половине XIX в.В 20-м веке его пророческое понимание диалектической структуры истории начало подтверждаться исследованиями в социальных науках, особенно в области психологии развития. Психология развития служит важным фундаментом интегральной философии, поскольку раскрывает этапность развития всех исторически значимых мировоззренческих структур. То есть структуры, организующие сознание, непосредственно связаны с этапами человеческой истории. И как мы рассмотрим в этой и следующей главах, расширенная вертикальная перспектива, позволяющая увидеть этапы человеческой истории в сознании отдельных людей, является фокусом интегрального сознания.
Все мы имели непосредственный опыт развития собственного сознания, потому что все мы выросли с детства. Наш опыт этого развития включает в себя то, что наши ценности эволюционировали, наши взгляды изменились, а наши мысли, чувства и самоощущение стали более изощренными и сложными. Большой вклад психологии развития состоит в том, что она показала, что этот рост сознания проходит через дискретные, универсальные стадии развития. И даже после достижения взрослой жизни развитие продолжает определяться серией отдельных стадий или волн.
Начало психологии развития можно проследить до работ американского психолога Джеймса Марка Болдуина на рубеже прошлого века. Болдуин был одним из первых, кто провел научные исследования умственного и эмоционального развития детей и взрослых. В своей работе он заметил, что человеческий разум развивается по определенным четко определенным направлениям, которые он определил как рациональное или логическое , эстетическое или эмоциональное и эмоциональное .0007 моральный или этический . Исследование Болдуина также показало, что этот рост человеческого сознания характеризуется отдельными стадиями развития. И с этими же этапами психологи-исследователи сталкивались на протяжении всего 20-го века всякий раз, когда исследовали развитие человеческого сознания.
Хотя эти описания стадий развития не все были идентичными, в настоящее время академические психологи все больше соглашаются с тем, что рост сознания определенно разворачивается через серию кросс-культурных уровней или волн. Несмотря на возражения материалистической и постмодернистской школ психологии, психология развития продолжала усиливать свое влияние в более широкой области психологии в целом. Фактически, некоторые из самых известных имен в психологии были преданы идее прогрессивных стадий человеческого развития. Среди этих исследователей: Жан Пиаже, Лоуренс Кольберг, Джейн Ловинджер и Абрахам Маслоу.
Пожалуй, самым выдающимся из ныне живущих психологов, занимающихся вопросами развития, является Роберт Киган из Гарварда, чья работа включает в себя более ста лет исследований в этой области. Однако взгляды Кегана не всегда популярны среди некоторых его постмодернистских коллег, которые продолжают отвергать идею о том, что одни типы сознания более развиты, чем другие. В отличие от горизонтальных психологических типологий, таких как система типов личности Майерс-Бриггс или эннеаграмма, которые просто определяют стилистические различия и не требуют оценок, идеи Кегана о развитии сознания явно иерархичны. Киган, однако, признает опасность такой теории, написав, что:
[Поскольку психология развития] рассказывает историю увеличения или большей сложности, [она] поэтому более провокационна, доставляет дискомфорт, даже опасна и, соответственно, вызывает большее подозрение. Каждый раз, когда теория является нормативной и предполагает, что что-то более взрослое, более зрелое, более развитое, чем что-то другое, нам лучше проверить, не основано ли это различие на произвольных основаниях, которые сознательно или бессознательно приносят пользу некоторым людям (например, тем, кто создать теорию и им подобных), чьи собственные предпочтения изображаются как превосходящие. Нам лучше проверить, не является ли то, что может даже показаться «объективной» теорией, на самом деле инструментом или пленником «правящей» группы (такой как белые люди, мужчины, жители Запада), которые используют теорию для сохранения своего привилегированного положения.
Очевидно, Кеган заключает, что результаты психологии развития проходят этот тест и не являются по своей сути предвзятыми или несправедливыми. И, как станет ясно к концу этой главы, тот факт, что сознание проходит через определенные стадии развития, в настоящее время становится все более бесспорным.
Психология развития — это область, которой занимаются многие ученые, но среди психологов развития интегральная философия, пожалуй, больше всего обязана работе американского психолога Клэр У. Грейвс. Исследования Грейвса выявили существование тех же известных стадий психологического развития, которые были обнаружены предыдущими исследователями. Однако работа Грейвса пошла дальше, чем работы других специалистов по психологии развития, поскольку она продемонстрировала, как эти последовательно возникающие стадии сами организуются в рамках более крупной динамической системы. Другими словами, исследование Грейвса не только выявило различные межкультурные стадии сознания, но и показало, как эти же стадии соотносятся друг с другом в диалектическая спираль развития — живая система эволюции. Благодаря своему пониманию этой более широкой системы развития Грейвс смог различить, как каждая отдельная стадия развития формируется и формируется ее отношениями с другими стадиями. И именно благодаря этому пониманию формирующей природы этих межстадийных отношений Грейвс смог четко провести различие между тем, что я буду называть «постмодернистским сознанием», и возникающей впоследствии «интегральной стадией сознания».
Более того, хотя другие специалисты по развитию признавали параллель между стадиями развития в сознании индивидуумов и стадийным развитием истории и культуры, диалектическая структура, раскрытая исследованиями Грейвса, показала эту параллель яснее, чем когда-либо прежде. Признавая не только системный характер каждой отдельной стадии, но и то, как все стадии связаны между собой в более крупной всеобъемлющей системе, Грейвс смог убедительно продемонстрировать, что эти уровни развития сознания на самом деле являются повторением стадий человеческой истории. . Точно так же, как в биологической эволюции, где мы видим, как человеческий плод проходит стадии всего древа жизни по мере его развития в утробе матери, мы можем теперь также увидеть в развитии каждого человеческого разума грубое приближение к эволюции человека. культурная история.
Следуя работе Маслоу, Грейвс изучал ценности. Он попросил испытуемых описать своего идеального человека, и после тысяч интервью в течение более чем двадцати лет Грейвс увидел появление четкой закономерности — закономерности, которую последующие исследования и опыт продолжают подтверждать и подтверждать. Как мы обсудим более подробно во второй части, потому что грейвсовская модель «био-психо-социальной» эволюции показывает, что каждая стадия представляет собой единую систему, которая включает в себя развитие ценностей, мировоззрений, самоощущения, систем убеждений, неврологической активации. и общий «центр психического притяжения» человека; потому что модель Грейвса показывает, как индивидуум и культура в целом (микро и макро) развиваются вместе, используя одни и те же стадии и структуры; потому что модель Гравеса демонстрирует концептуальную и геометрическую элегантность, которая ясно отражает диалектический метод эволюции «трансцендентности и включения»; и, прежде всего, поскольку модель Грейвса четко определяет природу, поведение и предшествующие причины возникающей интегральной стадии развития, его открытия служат важной основой интегрального мировоззрения.
После его смерти в 1986 году работу Грейвса продолжил его коллега Дон Бек, который применил идеи Грейвса в своей работе с лидерами Южной Африки (как черными, так и белыми) во время перехода от апартеидной формы правления. . Позже Бек и его коллега Кристофер Коуэн написали влиятельную книгу «Спиральная динамика », которая послужила популяризации работы Грейвса и познакомила с ней более широкую аудиторию.
Теперь, прежде чем мы начнем обсуждение деталей этой спирали развития, я должен сделать оговорку. Системные структуры, населяющие внутреннюю вселенную, тонки и сложны. Они лучше по сравнению с океанскими течениями, чем с архитектурой. Саму идею «стадии сознания» следует воспринимать легкомысленно и понимать не как материальный объект, а как модель отношений, проявляющих системные свойства. Понимание стадий сознания начинается с обсуждения, которое мы собираемся провести, но использование этого понимания для дальнейшей культурной эволюции включает в себя практику видения, избегающую чрезмерного упрощения, классификации или стереотипизации. Как вы сами убедитесь, стадии сознания реальны; однако нижеследующее представляет собой описание их реальности, представленное на уровне обобщения, который облегчает его полезность. Тем не менее, после прочтения этого Основного повествования я рекомендую вам пересмотреть это описание спирали развития в свете обсуждения в главе 9.о структурах человеческого разума . Глава 9 дополняет следующее описание стадий сознания, исследуя богатую сложность этих структур и научные дебаты, возникшие в ответ на их открытие.
12 стадий человеческого сознания
Нам всем нравится считать себя сознательными. Как зная, что мы делаем и почему мы это делаем. В конце концов, мы запрограммированы быть сознательными.
За годы самообучения и работы с клиентами я обнаружил, что мы способны быть гораздо более сознательными, чем мы думаем, и недостающим звеном для многих людей является тело. Мы склонны думать о сознании как о чем-то, что приходит через разум, через медитацию и самоисследование. Я согласен, что это отличные инструменты, но если ваше тело не поддерживает ваш разум, вы будете регулярно опускаться на более низкие уровни мышления, эмоций, поведения и, да, сознания.
В своей книге «!2 стадии исцеления» Донни Эпштейн излагает свои мысли о человеческом сознании. Книга великолепна, но написанная 30 лет назад, я считаю, что язык не всегда соответствует нашему нынешнему опыту… и человечество развивается и меняется.
Итак, я собираюсь резюмировать, как я переживаю 12 стадий и как подключение к каждой из этих стадий может помочь каждому из нас расти и исцеляться.
Стадия 1: Страдание и разлука
Мы не чувствуем свое тело, если оно не болит. Делаем все, чтобы отключиться. Мы чувствуем онемение. Страдание приходит, потому что мы потеряли способность слушать тонкие сообщения и полагаться на громкие сообщения, такие как боль.
С помощью упражнений 1-й ступени мы начинаем заново соединяться со своим телом, находить легкость, находить ресурсы, о которых мы забыли. С этого начинается наш путь исцеления.
Стадия 2: Полярность
Хотя мы здоровее, чем на Стадии 1, мы все еще не полностью связаны со своим телом. Мы склонны искать решения или вещи, которые можно обвинить вне нас. Вещи могут быть очень черно-белыми, неправильными или правильными. Он поддерживает культуру вины, когда мы на самом деле не берем на себя ответственность за свое тело, а вместо этого ищем кого-то другого, чтобы исправить нас, или кого-то, кто виноват в наших проблемах.
Нам нужно начать осознавать, что у нас разные части, с разными потребностями и эмоциями. На втором этапе мы начинаем устанавливать связь с теми частями себя, которые нам нравятся, и с теми, которые нам не нравятся. Это приводит нас больше в наше тело и меньше зависит от того, что происходит вне нас. Это начинает продвигать нас вперед к целостности. Часто именно те части нас, от которых мы отсоединились, содержат семена, которые исцелят нас, если только мы будем слушать.
Стадия 3: Застрять в перспективе
Здесь мы чувствуем, что сделали все, посетили всех терапевтов, испробовали все диеты, выполнили все различные планы упражнений, но все еще не достигли того, чего хотели. У нас заканчивается идея. Мы застряли в повторяющемся шаблоне.
Здесь нам нужно по-настоящему соединиться со своим телом и наблюдать, как «мы» держим себя в образце. Общим фактором во всем, что мы пробовали, были мы сами. Может быть, мы имеем к этому какое-то отношение. Но мы расстроены и часто злимся.
Этап 4: Восстановление силы
Хватит. Я возвращаю свою силу. Потому что я заслуживаю гораздо большего, чем это.
На самом деле речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность, личная сила заключается в том, чтобы действовать, осознавать последствия и учиться на них. Речь идет о том, чтобы думать самостоятельно, а не полагаться на внешние силы, которые говорят вам, что делать.
Стадия 5: Слияние с иллюзией
Мы продукты общества. Мы изучили правила, создали убеждения и образ жизни от тех, кто любит нас и всех, кто нас окружает. Некоторые правила работают для нас, многие нет. Многие из этих убеждений ограничивают наш прогресс и делают нас маленькими и беспомощными.
Здесь мы сливаемся со всеми частями себя, от которых отказались, мы принимаем энергию, которую использовали, чтобы отделить себя от нашей целостности. Это важный шаг к подлинности.
Стадия 6: Я готов
Я так готов к переменам. Я так готов сделать шаг вперед. Я так готов решить это.
Энергия нарастает, мы видим финишную черту. Мы знаем, что мы сделали работу. Теперь мы должны снова пойти глубже и подготовиться к тому, чтобы очиститься от паттернов и убеждений, которые больше не служат нам, чтобы мы могли шагнуть в себя.
Этап 7: Решение
Мы публикуем наши шаблоны. Это может быть через звук, эмоции, некоторых людей даже тошнит. Все, что необходимо, кажется здоровым, и наши тела избавляются от того, что больше не служит.
Стадия 8: Пустота в связи
Спокойное ожидание.
Нет голосов, говорящих нам, что мы должны делать, что мы должны делать. Мы больше не чувствуем себя обязанными удовлетворять потребности всех остальных. Мы мирные. Есть место, место для ожидания и наблюдения и наблюдения за тем, что разворачивается. Пространство для возможности заполнить, когда время будет готово. Успокойтесь, подождите, испытайте покой. Эмоции этой стадии включают благодать, мир, расширение, любовь.
Стадия 9: Свет за пределами формы
Мы начинаем осознавать, что мы больше, чем наши физические тела, и что есть энергия, которая окружает и соединяет всех нас.
Наши сердца открыты. Мы чувствуем гораздо больше, чем мы думали. Мы чувствуем связь вне себя. Мы часто можем читать энергию в других и в ситуациях. Мы испытываем любовь, благодарность, надежду и многое другое.
Стадия 10: Быть Светом / Получение ваших Даров
Мы не разделены. У нас есть уникальные дары, которые способствуют коллективу.
Здесь мы соединяемся со своей собственной уникальностью и потенциалом, ощущая при этом, что мы не отделены от других, а являемся частью чего-то гораздо большего, чем мы сами.
Этап 11: Делитесь своими дарами
У меня есть подарки, которыми я могу поделиться. Я дарю эти подарки, потому что могу, не для того, чтобы чувствовать себя особенным или лучше, а потому, что я так делаю. Serendipity становится частью ежедневного опыта. Мы испытываем радость и благодарность
Стадия 12: Сообщество
Наше самое маленькое сообщество – это клетки, из которых состоит наше тело. Затем мы распространяем это на нашу семью, друзей, коллег, затем на нашу деревню, наш округ, нашу страну, мир, вселенную? Насколько велико ваше сообщество, зависит от вашего сознания.
Когда мы подключаемся к этой стадии, мы начинаем видеть свое положение по отношению к человечеству. Мы видим, как наши действия, мысли, эмоции влияют на все больше и больше людей. И в зависимости от нашей способности подключаться к все большему и большему сообществу это изменит то, как мы действуем, думаем и чувствуем, так что мы можем положительно влиять на максимально большое сообщество.
Каждая стадия гораздо глубже, чем я рассказал здесь. Но всем нам нужна отправная точка и аромат, с которым можно работать. Я обнаружил, что, прорабатывая этапы снова и снова, каждый раз, когда я посещаю, я получаю больше глубины, больше понимания. Я обнаруживаю, где я естественным образом подключаюсь, а где мое тело не поддерживает это сознание. Любой этап, который я не могу полностью пережить, может ограничить мою способность расти и вносить свой вклад. Я вижу 12 стадий как спираль, и когда 12-я стадия заканчивается, я понимаю, что я еще не полностью интегрирован, я отделен. Тем не менее, каждый раз, когда я посещаю Стадию 1, я делаю это с большей проницательностью и знанием, благодаря путешествию, которое я прошел до этого момента.
Спросите себя:
какие стадии я узнаю в себе?
где я чувствую вызов?
где мой природный дар?
каких этапов я хочу избежать?
У каждого из нас есть выбор, сколько работы мы должны делать над собственным телесным разумом. Упражнения, связанные с Этапами, предоставляют мощные инструменты для связи с вашим телом, преобразования ваших действий и пробуждения к гораздо большему самому себе.