Список чувств, чувства человека, какие бывают чувства, чувства и эмоции.
Какое то время назад, я не принимал того, что я испытываю чувства, а уж тем более того что они влияют на мою жизнь.
То время ассоциируется у меня с маленькой комнаткой с задернутыми шторами, в которой я прячусь сам от себя, глуша все переживания чем угодно.
Сейчас в течении каждого дня я наблюдаю за состоянием своих чувств, и не переставая анализирую природу их появления, и характер влияния на мою жизнь.
На сегодняшний день у меня нет необходимости прятаться от своих чувств. Мне нравится переживать чувства.
Чувства не обманут, теперь я в любой ситуации знаю как следует поступать, чувства которые я испытываю точно указывают на будущий результат моих действий или бездействия.
Отношение к чему-то вызывают события, которые происходят с человеком и влияют на его состояние.
Существуют позитивные, негативные и нейтральные состояния человека.
Они имеют обобщенное название — эмоции и чувства человека.
Формы переживаний, которые отражаются в жизни человека теми или иными последствиями — называются эмоции человека.
Чувства — устойчивое психическое состояние, которое отображает отношение к тем или иным объектам.
Чувства от эмоций отделяет их главное различие: чувствами управляют желания человека и его потребности, а эмоциями человека — эмоциональное состояние.
Эмоции и чувства человека — какие бывают
Эмоции влияют на человеческую деятельность. Называются практичными. Они связаны с переживаниями человека.
Эмоций человека существует два вида: стенические, астенические. Делятся эмоции человека на такие типы: настроение, фрустрация, аффект, страсти.
Чувства человека отличаются по состояниям.
Чувства человека разделяют на:
- моральные или нравственные,
- интеллектуальные,
- эстетические.
Моральные — отношение людей к человеческому поведению, а также оценка собственного поведения.
Психологи сюда относят чувство симпатии и антипатии, любви, влюбленности, ненависти, признательности, совести, дружбы, неблагодарности и коллективизма.
В процессе умственной деятельности возникают интеллектуальные чувства, характеризуются поиском решения научной проблемы.
Такие черты человека относятся этим чувствам: удивление, уверенность, сомнение, любопытство.
Эстетические — отношение человека к прекрасному.
Человек наблюдая за предметами способен испытывать чувство восхищения.
При восприятии произведения художественной литературы, изобретательного, музыкального, а также других видов искусства человек испытывает глубокие переживания.
Восторг, радость, страдание, тоска проявляется через эстетические чувства.
Ярким примером эстетических чувств можно назвать чувство влюбленности, которые со временем перерастает в любовь.
Любовь — смесь эмоционального, когнитивного и мотивационного компонента.
Изард, назвал это чувство фундаментальными эмоциями.
Ученый утверждал, что любовь сопровождается, как позитивными, так и негативными характеристиками.
Негативные характеристики: Гнев, злость, печаль.
Позитивная: радость. Любовь — предмет удовольствия.
Многие ученые рассматривали этот загадочный компонент чувств.
Например, Фром, говорит, что проблему человеческого существования решает любовь.
Согласно этому ученым, заинтересованность в жизни и развитии того человека, который нравится.
Классификации любви:
- Материнская. Этот вид любви очень необходим для ребёнка.
- Сиблинговая. Старший брат или сестра ребенка занимается воспитанием своего младшего родственника. Старший ребёнок обеспечивает младшему социальную поддержку. Детская ревность формируется под влиянием такой любви.
- Романтическая. Любовные отношения между парнем и девушкой.
Классификация любви по Фромму:
- Братская. Наиболее фундаментальный вид любви. Основывается на чувстве на чувстве единого целого.
- Материнская. Считается высшим видом любви. Утверждение потребностей в жизни ребенка.
- Эротическая. Жажда слияния с близким человеком.
- Самолюбие. Чрезмерная забота о себе.
- Любовь к Богу.
Функции эмоций
Формируются болезни под воздействием негативных эмоций человека. Иногда, происходит исцеление под влиянием эмоционального состояния.
Поднимает эмоциональное состояние пациента позитивные слова врача.
Такое действие называется регулирующей функцией.
Сигнальная характеризуется запоминанием громких событий, которые остаются в памяти на долгий период.
Эмоции влияют на характер человека.
Когнитивная теория эмоций — согласно этой теории все ситуации, которые произошли с человеком, определяются когнитивными оценками.
Когнитивная оценка — объяснения тех или иных ситуаций, которые произошли в процессе жизненной деятельности.
Другие состояния человека
Грубость — недостаток воспитания. Характеризуется вторжением в личное пространство другого человека, силовая добавка в речи, цель который не допустить на свою территорию другую особь рода «Homo sapiens».
Бескорыстие — нежелание приносить вред окружающим, нежелание получить вознаграждение за доброе деяние.
Бескорыстные люди думают о других, намного больше, чем о себе.
Личная выгода таких людей не волнует. Люди, которые занимаются бескорыстием ради других.
Доброта — добрые люди знают, как вести себя в любых ситуациях и знают, как помочь остальным.
Доброчестие — другое название доброты.
Ради блага других граждан добрый гражданин поступает сурово к окружающим.
Такие обыватели планеты Земля обладают мягким сердцем.
Гордость — опасная страсть человечества.
Гордость находится наравне самолюбием и тщеславием.
Тот, кто гордится, обречён на самоуничтожение.
Нежность — ласковое чувство по отношению к другим людям.
Характеризуется ласковыми словами или проявлением физической слабости.
Терпение — упорство, настойчивость, напряжение, с которым человек преодолевает все пороки жизни через настойчивые тренировки своего внутреннего состояния. Наши предки о терпении создали множество скороговорок.
Злоба — чувство гневного раздражения. Возникает в результате ненависти.
Интерес — привычка, которой обучают с детства. Ребёнок не будет ничем интересоваться, если ему ни к чему не привить интерес. Главная характеристики интереса: новизна информации, важность, доступность.
Удовольствие — означает телесную и душевную удовлетворенность.
Существует несколько видов удовольствия: ложное, истинное, душевное и душевно телесное.
Восхищение — состояние человека, при котором он радуется окружающим событиям.
Восхищение — то , что видим глазами.
Восхищаться можно чем угодно.
Ощущение — отображает в мозгу человека отдельные свойства предметов и явлений , и при этом является познавательным психологическим процессам.
Ощущения — самый простой психологический процесс.
Положительное или отрицательное эмоциональное состояние характерно для ощущений.
Восприятие — отображает в мозгу человека все качества и свойства предмета, которые отображаются в мозгу человека.
Восприятие — это формирование субъективных образов.
Адекватное восприятие предметов осуществляется благодаря практическим действиям.
Высшая форма абстрактного познания окружающей действительности называется мышлением.
Мышление — непосредственное обобщенное отображение человеком предметов и событий окружающей действительности.
Мышление — процесс формирования умственных качеств и осведомленный деятельности человечества.
Память — хранение, укрепление, сохранение и воспроизведение человеком его предыдущего опыта.
Свойства памяти: забывание, запоминание, воспроизведение, запоминание. Виды памяти: оперативная, долговременная и кратковременная.
Потребности
Потребность — необходимость в чем-либо для развития личностных качеств. Человек вынужден вступать в деловые отношения с другими людьми для удовлетворения своих потребностей.
Только после того, как человек удовлетворил чужую потребность, только тогда он может удовлетворить свою потребность.
Когда человек удовлетворил старые потребности, ему требуется новое.
Основными потребностями являются высшие , а также социальные потребности.
Высшие — характеризуются необходимостью в пище, воде, в чистом воздухе, любви.
Высшие потребности, то без чего, человек не может обойтись.
Социальные — потребность в межличностных связях, общении, привязанности, заботе.
Социальные потребности являются психологическими и ментальными.
Занимает они среднее место между физическими и высшими потребностями.
Список чувств: шпаргалка для клиентов. Наталья Полякова
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
- главная
- Психология для жизни
- Полезные статьи
- Список чувств: шпаргалка для клиентов. Наталья Полякова
Наталья Полякова
Рабочая таблица для тех, кому тяжело понимать и высказывать чувства. Здесь Вы точно найдете подходящее слово, ведь это практически полный список.
Сохраняйте и пользуйтесь.
И пусть Ваша жизнь будет наполнена яркими и разнообразными эмоциями.
|
Контакты: +7(925)5379840 viber, whats app,telegram.
СПИСОК ЧУВСТВ — Не знаю, как описать свои чувства… В общем, начну с конца. Он ушел! И больше не может говорить, закрыла лицо руками, занавесилась дли…
СПИСОК ЧУВСТВ
— Не знаю, как описать свои чувства… В общем, начну с конца. Он ушел!
И больше не может говорить, закрыла лицо руками, занавесилась длинной челкой. Подвигаю ей коробку с салфетками — она всегда стоит на моем столе в кабинете, чтобы клиенты могли рыдать и сморкаться, не отвлекаясь от процесса. Удобно, дергаешь за кончик одну за другой, надолго хватает. Чем больше своих слез они оставят здесь, вот в этих скомканных одноразовых платочках, тем им станет легче. Мы, психотерапевты, — ассенизаторы человеческих душ, освобождаем их от подавленных эмоций.
— Можете сказать, какое у вас сейчас чувство?
— Горечь, отчаяние, ну, я не знаю, жалость к себе!
— …за то что… (это я продолжаю ее речь с вопросительной интонацией, предлагая завершить фразу).
— За то, что он ушел, и жизнь моя кончилась! Единственное, чего сейчас хочу, — это умереть!
— …потому что для меня его уход означает… (это снова я).
— Потому что для меня его уход означает потерю всякого смысла существования. Для меня он — это все!
— «Все» — это что именно?
— Да все! Все лучшее, что у меня было, связано с ним!
— А можете привести пример?
— Да полно примеров! Все три года, что я была с ним, — это лучшее время моей жизни!
— Сморкайтесь, дышите. (Держу паузу, чтобы она успевала освобождаться от побочных продуктов своей одержимости.) А ушел из-за чего?
— Он психанул, когда я накричала на него, что очередной раз стукнул мою машину! Но меня тоже понять можно — сколько раз говорила: не надо играть в шашки на дорогах! Не надо подрезать! И шары разуй, когда паркуешься!
— И какое чувство сейчас?
— Да гнев, конечно, даже ярость! Как так можно было шаркнуть об этот столб, что по всему боку краску содрал! Говорит, специально такое место нашел, чтобы эвакуатор не смог машину забрать.
— Вот вам лист бумаги, записывайте в столбик свои чувства, которые будут возникать в процессе нашей беседы. Начали вы с горечи, отчаяния и жалости к себе. Сейчас — гнев и ярость.
Старательно записывает, не забывая поглядывать в зеркальце и подтирать потекшую тушь.
— Вы сказали ему о своем гневе?
— Да лучше б не говорила!
— …потому что…
— Потому что он хлопнул дверью со всей дури, швырнул ключ в сугроб, и я потом на карачках ползала по талому снегу, разыскивала его. Он считает, что раз мы едем в машине вдвоем, то и вина общая.
— И чувство при этом?
— С одной стороны, возмущение, с другой — унижение невероятное!
— Записывайте: возмущение и унижение. А как он оказался за рулем вашей машины?
— Я сама ему предложила.
— А что было бы, если бы вы были за рулем сами?
— Да он бы вообще не поехал, сказал бы: женщина за рулем — все равно что обезьяна с гранатой. В этом я с ним согласна — всегда приятно чувствовать себя слабой женщиной рядом с сильным мужчиной.
Слово «женщиной» она произносит как «жженщщиной, а „мужчиной“ — „мущщиной“. Не знаю, почему мои клиентки так делают, но это какая-то общепринятая манера: как только речь заходит о „настоящщей жженщщине“ и настоящщем мущщине», они сразу начинают пришепетывать. И лицо становится таким серьезным, что мне понятно — это святое, и шутить на эту тему нельзя. Я все-таки, набравшись храбрости, рискую продолжить разговор:
— А что такое для вас — быть слабой женщиной?
На минуту перестает плакать, вскидывает на меня раздраженный взгляд, дескать, сама не понимаешь, что ли? И со снисходительным вздохом поясняет:
— Это когда мужчина может защитить.
— А на вас кто-то нападает?
— Ну, мало ли, на всякий случай.
— И были случаи?
— Да, был случай. Но это он сам на меня поднял руку, когда я не сдержалась, наорала на него.
— То есть получается, что ваш мужчина, рядом с которым вы хотите чувствовать себя слабой женщиной, и есть ваша основная угроза?
— Да вы не подумайте, я сама была виновата, он потом объяснил, что ударил меня по щеке, чтобы привести в чувство, знаете, помощь такая при истерике.
— И в какое чувство он вас привел?
— На самом деле больно было, даже боялась, что синяк останется. Но я сама его вывела из себя, я же сказала, что сама была тогда виновата.
— Тогда запишите чувства страха и вины. А в чем вы были виноваты?
— Что наорала на него. А надо было смолчать. Моя мама всегда говорила, что жженщщина должна быть умнее…
— То есть осторожнее?
— Ну, если хотите… (Теперь она злится на меня — отворачивается и откидывается в кресле).
— А вы сами чего хотите?
— Чтобы он вернулся!
— А что будет, если он не вернется к вам?
Ну вот, напомнила повешенному о веревке — снова водопад слез. Гора скомканных салфеток растет.
— Я этого не вынесу!
— Не вынесете — чего?
— Одиночества! Я же уже сказала — он лучший!
— Лучший — в чем?
— Ну, например, лучший любовник! Я никогда и ни с кем не чувствовала такого экстаза, как с ним! Я готова с ним заниматься любовью часами, без устали!
— Есть такая точка зрения, что ненасыщаемость в сексе может быть связана с тем, что удовлетворение не наступает. Это можно сравнить с едой: человеку достаточно обычного обеда, чтобы утолить голод. Но некоторые страдают булимией.
Задумывается, нахмурив брови, будто вспоминает.
— Да, есть такое.
— Как вы думаете, какова причина?
— Возможно, это из-за того, что он не относится к числу однолюбов…
— В смысле, кроме вас у него есть другие женщины?
— Д-да… И я все время из кожи вон лезу, стараясь из ревности доказать, что я лучшая!
— Как вы относитесь к тому, что ваш партнер вам не верен?
— Да кошмар какой-то! Я просто в бешенстве! Я уж не говорю о болезни, которой он меня наградил — стыд какой, как только я это пережила! Как я в глаза доктору смогла смотреть — это же наш участок, все друг друга знают!
— Запишите, пожалуйста: ревность, бешенство, стыд.
Снова рыдает, водя авторучкой. Даю время на отреагирование чувств. Затихает, вскидывает глаза с надеждой:
— Но он же не все время такой? Бывают и классные моменты!
— Например?
— Например, он водит меня в разные интересные места! Он мне, можно сказать, мир показал!
— А если конкретнее?
— Ну, например, ездили на горнолыжный курорт. Правда, я там не каталась, я не умею. Зато он на сноуборде — просто бог!
— А вы чем занимались?
— Я его снимала на видео, сама фильм смонтировала на компьютере, классно получилось. Потом смотрю — а я-то где? Ни одного кадра, как будто и не ездила… Обидно, получается, что я при нем как зритель и оператор…
— Запишите в список: обида.
— Ну ладно, это неудачный пример! Но есть же другие, те же рестораны! Нет, это тоже не очень удачный пример…
— В смысле?
— Да я вдруг вспомнила, как вечно придем в шикарный ресторан, а у него то денег не хватит, то карта заблокирована, опять мне расплачиваться. Все то да потому…
— И чувство?
— Да было уже, стыд и унижение, что два раза писать.
— Ну, может, есть другие воспоминания?
— Да я уж все поняла. Перечитываю список — и сама в шоке от своих чувств: горечь, отчаяние, жалость к себе, гнев, ярость, возмущение, унижение, страх, вина, ревность, бешенство, стыд, обида… А я-то думала, что это любовь.
— Про любовь вы ни разу не упомянули.
— Можно листок с собой взять? Над кроватью повешу, чтоб вспоминать, когда позвонит.
— Так он же ушел от вас!
— Сомневаюсь я что-то, что насовсем. Спасибо, всего доброго.
Автор вроде Римма Ефимкина, психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Новосибирского государственного университета
Читать книгу «Сто чувств. Справочник практического психолога» онлайн полностью📖 — Риммы Ефимкиной — MyBook.
Иллюстратор Александр Петрович Апсит
© Римма Ефимкина, 2020
© Александр Петрович Апсит, иллюстрации, 2020
ISBN 978-5-0051-7379-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Моя книга состоит из ста глав. Каждая посвящена одному из человеческих чувств. Для удобства я расположила их по алфавиту, чтобы можно было пользоваться книгой как справочником. Этот список формировался постепенно и чисто эмпирически. Дело было так. Спрошу студента: «Что ты чувствуешь?» – а он не может ответить. Тогда мы с членами группы помогаем ему, перебирая варианты. И записываем, чтобы второй раз не искать название чувства.
Иногда мы ошибались, принимая за чувство что-то другое: телесное ощущение, ментальное состояние или даже оценку. Но с помощью друг друга постепенно научились различать их точнее и даже смогли описать каждое из попавших в «утвержденный» список чувство. Потом я стала носить на группы готовый список чувств. Такой листок есть у каждого моего ученика. Многие его даже заламинировали, чтобы дольше служил. Старенькие делятся с новенькими, когда те не могут ответить на вопрос: «Что ты чувствуешь?»
И вот ко мне обращается с просьбой один из «новеньких»: «Римма, напиши букварь про чувства в форме справочника!» Гениальная идея, почему она не пришла мне в голову самой? Наверное, приходила, но каждый раз я пугалась: вдруг я что-то неправильно скажу? Ведь чувства уже многие до меня изучили и описали, а я просто невежественный человек, не разбирающийся в предмете? Но настало время, когда бояться уже некогда: я в профессии больше тридцати лет, и мой опыт работы с чувствами имеет такое же право на существование, что и опыт других людей.
Я начала писать книгу, и тут на меня посыпались синхронии. Сначала мой бывший студент подарил уже написанную им книгу-справочник о чувствах. Потом коллега дарит свою на ту же тему. Я обрадовалась и огорчилась. С одной стороны, зияющая ниша уже заполнена. Но с другой – а как же моя работа? Я не стала читать подаренные книги, чтобы не ощущать чужого влияния, пока не закончу свой текст. И все же прервалась на полтора года по не понятным (на тот момент) мне самой причинам.
А через полтора года начала писать книгу заново. Оказалось, что описывать чувства безотносительно к контексту взаимодействия мне скучно. Где-то нужно было найти этот подходящий контекст. Где? Среди списка обязательных к прочтению книг я даю своим студентам Льва Толстого. Он исследует чувства своих персонажей, помещая последних в яркие жизненные ситуации, и описывает их на непревзойденном уровне. Чтобы не потонуть в бездне материала, я ограничила себя только одним романом Льва Толстого «Война и мир», в котором подобрала примеры к каждому из чувств своего списка.
Как пользоваться моей книгой-справочником? Чтобы полно ответить на этот вопрос, пришлось бы написать еще одну книгу. К счастью, я написала целых две – «В переводе с марсианского»1 и «Косяки начинающих психоконсультантов»2. В них подробно развернуты вербальные техники работы с чувствами, в частности трехчастное высказывание, позволяющее не подавлять спонтанно возникающие чувства, а осознавать их и канализировать.
Хотя читатель не обязательно должен иметь психологическое образование, все же без определенного уровня знаний, без любви к классической литературе, без общей культуры мысли читателя эта книга будет бесполезной. Чувства – язык нашей души, именно они делают нас живыми. Я желаю читателям получить удовольствие и пользу от этой книги.
1. Азарт
Азарт – эмоция, связанная с предвосхищением успеха, она сопровождает случай, игру, риск, опасность.
Слово «азарт» появилось в русском языке в начале XVIII в., было широко распространено в Петровскую эпоху и употреблялось в форме газард (что указывает на заимствование из немецкого). Форма «азарт» появилась по аналогии с французским, где hasart – «риск, случай», также оно одного корня с английским hazard – «опасный», «рискованный». Как видим, слова азарт и страх – родственники, но в азарте помимо страха присутствует радость предвосхищения победы. Азарт = страх + радость.
Синонимы: страсть; порыв; увлечение; возбуждение; пыл; горячка; воодушевление; кураж; задор; запал; горячность; прыть; страстность; запальчивость; темпераментность.
В романе Льва Толстого «Война и мир» само слово «азарт» встречается единственный раз, в описании Шенграбенского боя:
«Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому» (Т. 1. Ч. 2. Гл. XX. С. 217)3.
Однако несмотря на то, что автор лишь однажды употребляет слово «азарт», само чувство азарта раскрыто с помощью иных языковых средств в других сценах романа.
«Мне все равно»
Так, нет ничего лучше для иллюстрации чувства азарта, чем сцена охоты. Три азартных охотника – Николай Ростов, помещик Илагин и бедный родственник Ростова дядюшка Михаил Никанорыч – устроили соревнование, чья из собак первой догонит зайца. Автор с иронией описывает эскалацию азарта: сначала охотники пытаются контролировать себя, рассуждая с деланным равнодушием о посторонних предметах, скрывая азарт и даже осуждая его как недостойное чувство.
«– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше <…>; а это чтобы шкуры считать, сколько привез, – мне все равно!
– Ну да.
– Или чтобы мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя, – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф?» (Т. 2. Ч. 4. Гл. VI. С. 547)
Но потом охотники теряют самообладание, и аффект вырывается из-под контроля.
«Ату – его!»
Игра в благородство прерывается в тот миг, когда тайные соперники получают сигнал от борзятников об увиденном зайце: «Ату – его!» Заяц тронулся с места, и три соперника, летя, сами не зная, как и куда, забыв себя, кричат не своими голосами, умоляя каждый свою собаку догнать зайца:
« – Милушка, матушка! – послышался торжествующий крик Николая. <…>
– Ерзынька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. <…>
– Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками. <…>
Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что. «Вот это дело марш… вот собак… вот вытянул всех, и тысячных и рублевых – чистое дело марш!» – говорил он, задыхаясь и злобно оглядываясь, как будто ругая кого-то, как будто все были его враги, все его обижали и только теперь, наконец, ему удалось оправдаться. «Вот вам и тысячные – чистое дело марш!»» (Т. 2. Ч. 4. Гл. VI. С. 547).
У победителя целая гамма чувств: счастье, тревога, торжество, злость, обида, вина; он с трудом способен контролировать тело: глаза бегают, руки и ноги не находят положения, воздуха для дыхания не хватает. Вся эта совокупность чувств и телесных ощущений суть признак азарта в его «благополучном» выражении.
Иначе выглядит проявление азарта у проигравших участников сцены. Обескураженные соперники оправдываются в неудаче, обвиняя дядюшку в нарушении правил:
«– Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого и не заботясь о том, слушают его или нет.
– Да это что же впоперечь! – говорил илагинский стремянный.
– Да как осеклась, так с угонки всякая дворняжка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя дух, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время. <…>
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним» (Т. 2. Ч. 4. Гл. VI. С. 548).
Сколько бы времени ни прошло с тех времен, когда человек добывал себе пропитание исключительно охотой, как бы ни пытался человек прикрыть свое животное начало маской цивилизации – оно, это животное начало, позволившее когда-то человечеству выжить, будет прорываться наружу из-под маски тем настойчивее, чем благополучнее жизнь. Человеку в силу его природы просто необходимо чем-то щекотать себе нервы и испытывать азарт. Вопрос – чем.
«Дубина народной войны»
У Толстого в тексте романа нет ничего случайного. Сцена охоты с описанием азарта трех соперников и по смыслу, и по композиции предвосхищает дальнейшие события войны с Наполеоном. Так же, как в спонтанном соревновании побеждает пес Ругай бедного помещика Михаила Никанорыча, а «тысячные» собаки Ростова и Илагина в погоне за зайцем вопреки ожиданиям проигрывают – вопреки всякой логике, цифрам, предсказаниям, побеждает простой народ в войне с «величайшим» полководцем всех времен Наполеоном. Побеждает, взяв «дубину народной войны», с тем самым азартом, который удесятеряет слабые силы.
Лев Толстой со злой иронией сравнивает войну наполеоновских и русских солдат с поединком фехтовальщиков – одного со шпагой, другого с дубиной.
«Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства; фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. <…>
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские. <…>
Наполеон <…> с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил <…>, дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» (Т. 4. Ч. 3. Гл. I. С. 453).
Похожим образом заносчивые Ростов и Илагин сначала снисходительно бросают вызов дядюшке, затем, после проигрыша в охотничьем поединке, оправдываются и обвиняют дядюшку с его Ругаем, что он победил не по правилам. Но когда цель не просто важна, но, как в войне за свою землю, цель святая, азарт тоже становится священным чувством, и цель оправдывает средства.
Работа с азартом в психотерапии
Азарт – неоднозначное чувство. С одной стороны, это чувство сопровождает разного рода аддикции – игроголизм, компьютерную зависимость, одержимость рискованными видами спорта, наркоманию и даже трудоголизм; и если вспомнить пословицы про азарт, то они, скорее, предостерегают и удерживают от этого чувства: «умный в гору не пойдет – умный гору обойдет», «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «не зная броду, не суйся в воду».
С другой стороны, азарт нам необходим не только в соревнованиях и играх, но и при социально одобряемых жизненных выборах. Если в повседневности азарт скорее осуждаемое разрушительное чувство, то во время встречи с сакральным опытом азарт является положительной эмоцией, играющей решающую роль в становлении личности, а иногда и в выживании. И опять народный язык подбрасывает идиомы, но уже с противоположным смыслом: «Волков бояться – в лес не ходить», «Не так страшен черт, как его малюют», «Кто смел, тот и съел».
В психотерапии чувство азарта является лекарством от страха клиентов перед новым проектом. Это должно быть что-то крупное: начать собственный бизнес, купить жилье, родить ребенка и т. п. Как правило, клиенты просят «избавить» их от страха. Но я в таких случаях объясняю, что мы ничего не можем поделать со страхом как таковым, это базовая эмоция, «встроенная» в нас природой для выживания. Зато мы можем уравновесить страх радостью, любопытством, интересом. Да, нам будет страшно, и с этим ничего не поделаешь, но нам может быть «страшно интересно» – есть в русском языке такое устойчивое выражение.
Таким образом, важно знать, что мы обладаем мощным ресурсом – чувством азарта, – который можно потратить на разрушение, а можно на созидание, и этот выбор за нами.
Занятие 1. Тема: «Распознавание и отреагирование чувств».
Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.
После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полезно проводить в начале и в конце занятия, когда видна динамика чувств) можно предложить в письменной форме выполнить следующее упражнение, а затем обсудить ответы каждого из участников группы. Очень часто как зависимые, так и созависимые испытывают страх.
Страх — это выученная эмоция. Следовательно, путем нового обучения можно обуздать его.
Упражнение:
1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня?
2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?
При обсуждении ответов на вопросы можно подвести участников группы к более глубокому осмыслению страха через другие чувства. Страх — это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.
Что мы можем делать со своими страхами? Здесь суммируется опыт участников группы. В резюме такого рода можно включить следующее.
— Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа «Я ничего не могу поделать с собой…»
— Изучать программу 12 шагов
— Сбалансировать свою жизнь
— Расширить зону комфорта, идя на риск
— Упражняться в технике расслабления.
Список можно продолжить. Затем сделать упражнение на расслабление. Послушать в конце занятия отчет о самочувствии каждого участника группы.
Если есть желание у членов группы, то на других занятиях можно поработать аналогичным образом с другими эмоциями — гневом, стыдом либо с такой реакцией на чувства, как слезливость. Упражнения может составить либо сам психотерапевт, либо позаимствовать их из литературы.
Из нашей практики мы рекомендуем в конце каждого занятия давать домашнее задание. Оно способствует углублению самопознания и реализации неприятных эмоций, на смену которым приходят положительные чувства.
К примеру, можно раздать листки с текстом: «Оценим свой образ мыслей».
ОЦЕНИМ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ
— Никогда со мной так не бывало;
— Редко так со мной бывало;
— Часто так со мной бывает;
— Всегда так бывает
Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:
1. Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
2. Я боюсь неожиданностей.
3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
4. Я чувствую, что недостойна любви.
5. Я чувствую себя хуже других людей.
6. У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
10. Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
14. Я не люблю себя.
15. У меня в жизни часты кризисные ситуации.
16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.
17. Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
18. Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.
19. Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
20. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.
21. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
22. Я живу воспоминаниями.
23. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
24. Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
25. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.
СУММА БАЛЛОВ
25-54 — Норма
55-69 — Слегка смещено в сторону созависимости
70-140— Резко смещено. Надо избавиться от созависимости.
Домашнее задание.
Опишите свои чувства на текущий момент в дневнике. Прочитайте, что хлынуло на вас, когда «открылись шлюзы».
Найдите доверенного человека, которому можно все рассказать. Подходящим собеседником может быть тот, кто будет держать все в тайне, хорошо вас слушать, принимать вас такой, какая вы есть и который не будет стремиться вас спасать. Теперь поменяйтесь ролями и сами станьте таким слушателем. Опишите свои чувства в дневнике.
Упражняйтесь в медитации. Одна из возможных медитаций на сегодня:
Сегодня я буду помнить, что чувства — важнейшая часть моей жизни. Я буду открытой для моих чувств в моей семейной жизни, в дружбе, на работе. Я позволю себе испытывать любые чувства и не буду судить себя за это. Люди могут лишь провоцировать те или иные чувства, но все чувства принадлежат мне. Я— истинная хозяйка своих чувств.
Полный список чувств и эмоций человека
Не позволяй эмоциям владеть тобой. Рассматривай их как собственный выбор
Уэйн Дайер
Что же это за выбор? Что такое эмоции в целом? Как они связаны с нашими чувствами? И как мы их проживаем? Вопросов по этой теме можно задавать огромное количество, в этой статье попробуем раскрыть тему эмоций и чувств так, чтобы вы начали лучше себя чувствовать и понимать.
Многие люди не видят разницы между чувствами и эмоциями, но она на самом деле есть и довольно значительная. Что такое чувства? Задайтесь вопросом, и вы поймете, что очень сложно подобрать объяснение этому термину, хотя мы прекрасно знаем, что это как раз на уровне чувственности. Итак, для того чтобы раскрыть данное понятие, попробуем рассмотреть их в сравнении с эмоциями для того, чтобы разницу было видно наглядно.
I. Чувства и эмоции человека
II. Виды эмоций
III. Валентность эмоций
Чувства и эмоции человека
Начнем с того, что чувства – это психологическое явление, а эмоции – физиологическое. Это говорит нам о том, что эмоции живут и располагаются в нашем теле, мы можем их увидеть во внешнем проявлении, а чувства в душе, внутри, мы не можем их наглядно увидеть.
Если начинать с самых истоков возникновения человека, то в начале возникли эмоции, которые присущи как людям, так и животным, а уже после, на другой ступени эволюции, возникли чувства, которые являются сугубо человеческой особенностью.
Эмоции мы можем назвать кратковременными и быстрыми элементами тех или иных чувств. Они более механизированы и проявляются как реакция организма на ситуацию происходящую в настоящее время или на внешний стимул, который может нравиться или не нравиться, злить или приносить удовольствие.
Также эмоциям, в отличие от чувств, не присуща амбивалентность. Это значит, что одновременно испытывать радость и грусть мы не можем. А вот чувствам она присуща, так как мы можем испытывать к человеку и любовь и ненависть в одно и тоже время.
Читайте также: Избавляемся от негативных эмоций
Теперь давайте попробуем теперь выразить всю эту информацию в определения.
Эмоции – это кратковременная или мгновенная реакция человека на происходящее вокруг, которая проявляется физиологически и является одним из элементов чувств.
Чувства – это различные психологические состояния человека, которые создаются посредством устойчивого отношения к тому или иному объекту/предмету.
В пример можно привести ситуацию из жизни любого человека. Вы любите свою маму, вы испытываете чувство любви к ней. Но в какой-то момент времени, вы совершили проступок, мама об этом узнала, начала ругаться, кричать и злиться. Это проявление эмоции-злости, но это не говорит о том, что она вас не любит. Это просто мгновенная реакция на событие, которое произошло.
Виды эмоций
Так как человеческие возможности безграничны, эмоций у нас существует также огромное количество. Их можно разделить на:
- Первичные.
- Вторичные.
- Третичные.
1. Первичные
К первичным эмоциям относятся основные виды эмоций, такие как, например, страх. В ситуации, когда вы видим рядом с собой в лесу волка, мы испытываем страх и мы не можем его контролировать, так как он есть в нас на физиологическом уровне. Так вот первичные эмоции меньше всего могут контролироваться нами. Это – основные эмоции человека.
2. Вторичные
Ко вторичным эмоциям можно отнести реакцию на первичные эмоции, которая складывается в совокупности с пусковой ситуацией, которая вызвала первичную эмоцию. Например, когда перед нами волк и мы боимся, параллельно мы начинаем испытывать негодование или растерянность, которые вытекают из первичных эмоций.
3. Третичные
Отделять их предложил ученый в области психологии эмоций Роберт Плутчик и многие исследователи часто упускают из вида третичные эмоции, которые вытекают из первичных со вторичными. Человеку с неразвитой эмоциональной осознанностью трудно отличить их от первичных и вторичных, однако они составляют отдельную группу эмоций.
Валентность эмоций
Чтобы называть эмоции их легче всего делить на валентности. Валентность может быть:
- положительной (позитивной),
- отрицательной (негативной).
Эмоции тоже. Однако надо учитывать то, что отрицательных эмоций насчитывается гораздо больше, чем положительных, таков уж наш жестокий мир.
К положительным эмоциям можно отнести:
- радость,
- счастье,
- удовольствие,
- ожидание,
- комфорт,
- спокойствие,
- достаточность,
- значительность,
- надежда,
- могущество,
- позитив,
- интерес,
- очарование,
- любовь,
- симпатия,
- вдохновение,
- великолепие,
- устойчивость,
- определенность,
- восхищение,
- эффектность,
- юмор,
- изящность,
- решительность,
- энергичность,
- благодарность,
- умиротворение.
К отрицательным эмоциям можно отнести:
- тревогу,
- опасение,
- презрение,
- сомнение,
- горе,
- фрустрацию,
- исчерпанность,
- бешенство,
- испуг,
- панику,
- потрясение,
- грусть,
- отягощение,
- грубость,
- неприятие,
- подозрительность,
- разочарование,
- аффекты,
- алчность,
- ревность,
- стыд,
- мстительность,
- зависть,
- сожаление,
- влияние,
- отвращение,
- мытарство,
- подавленность.
Если же ориентироваться на модель известного специалиста по эмоциям, чувствам и их проявлению Пола Экмана, то он выделяет 7 основных эмоций, среди которых:
- отвращение,
- гнев,
- радость,
- презрение,
- удивление,
- страх,
- печаль.
Он утверждает, что остальные эмоции вытекают из соединения первичных друг с другом. Также в своей книге «Психология лжи» или «Обмани меня если сможешь» он подробно рассказывает о том, как распознать ложь, как понять какие эмоции вас выдают и как научиться читать человека по его эмоциям. Также раскрывают структуру эмоций и что за ними стоит.
Так как эмоции еще не до конца изучены, существует огромное количество классификаций и делений, каждый ученый пытается продвинуть свою точку зрение, но одно можно сказать точно. Тема эмоций и чувств последние десятилетия является одной из самых изучаемых и распространенных, и с каждым годом открывается что-то новое, что помогает лучше понимать и чувствовать, как себя, так и окружающих нас людей.
Список эмоций: 271 слов эмоций (+ PDF)
Список эмоций: 271 слов эмоций (+ PDF)Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии Что такое эмоции? Какие теории лежат в основе эмоций? А как вы описываете различные эмоции? Узнайте все об эмоциях здесь и получите списки эмоций для взрослых или детей. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Эмоции являются важной частью человеческого опыта. Мы чувствуем самые разные вещи, и способность навешивать ярлыки на эти чувства полезна для повышения самосознания и самопонимания. Так как же нам научиться понимать наши эмоции? Что ж, список эмоций может помочь нам обдумать, как мы переживаем каждую из них.
Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в области здравоохранения! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Список эмоций (согласно дискретной теории эмоций)Существует несколько теорий эмоций, которые помогают упорядочить различные эмоции и помочь нам понять, как они соотносятся друг с другом. Наиболее известной из этих теорий является дискретная (или базовая) теория эмоций. Это была теория, использованная в фильме 9.0013 Наизнанку . Основная предпосылка состоит в том, что эмоции — это отдельные, дискретные вещи и что они являются базовыми, поскольку возникают в результате решения фундаментальных жизненных задач, таких как бегство от хищника (Ekman, 1999). The list of emotions from this theory include:
Just because these emotions are basic and discrete does не означает, что они не могут различаться по интенсивности. Например, каждая базовая эмоция может включать в себя множество эмоциональных переживаний. Мы опишем их немного ниже. Список эмоций и определений Наслаждение
Sadness
Страх Страх является высокомотивированной реакцией на эмоции, склонность к избеганию, избеганию. Вот список эмоций, связанных со страхом:
негативная эмоция. Но в отличие от страха, это эмоция, мотивированная приближением. Когда мы чувствуем гнев, мы хотим приблизиться к объекту нашего гнева, а не убежать от него. Вот список эмоций, связанных с гневом:
Disgust
Список эмоций (в соответствии с теорией циркумплексных эмоций)Хотя базовая теория эмоций имеет определенный смысл, другие утверждают, что эмоции не являются дискретными вещами. У них нет определенного местоположения в мозгу, они почти всегда возникают одновременно друг с другом, и есть много смесей эмоций. Подобные причины побудили психологов разработать модель эмоционального круга (Russell, 1980). Эта модель предполагает, что эмоции можно изобразить в виде круга. Это две оси: одна ось от высокой энергии к низкой; другая ось — от высокого к низкому удовольствию. Ранние исследователи считали, что любая эмоция может быть нанесена на этот круг. Однако более поздние исследования показали, что для понимания и картирования эмоций может потребоваться более двух измерений. Например, одно исследование показало, что картирование эмоций на предмет того, насколько они контролируемы и полезны, полезно. Кроме того, это добавляет два дополнительных измерения (Trnka et al., 2016). По сути, единственное, что мы знаем наверняка об эмоциях, это то, что они сложны. Вот список эмоций из модели эмоций Circumplex: Высокоэнергетические положительные эмоции:
|