Способность это в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Что такое задатки и способности человека в психологии?

Какие способности есть у человека?

Определение

Способности – это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой-либо деятельностью.

Человек является одним из самых сложных объектов в психологии, его развитие и формирование – одна из самых важных и сложных тем в психологии. Нет четкого определения способностей.

Подразумевается, что человек обладает способностями к определенной сфере жизни или же к определенному виду деятельности. К примеру, в качестве примера можно привести человека с хорошим бухгалтерским образованием, которому легко даются математика и иностранные языки. Но если сравнивать его с другими людьми, то можно заметить, что некоторые хуже владеют данным навыком, то есть не показывают свои способности в одинаковой степени. По мнению психологов, это понятие можно определить, как доступный потенциал человека, который человек может развить для достижения лучших результатов.

Виды способностей и задатков

Иногда родители рассказывают о своих детях, как о тех, у кого есть какие-либо способности. Дети могут лучше рисовать или быть более развитыми физически по сравнению с другими детьми в этом возрасте. Когда родители хвалятся достижениями, они испытывают гордость за своего ребенка.

Большинство способностей человека связывают с талантом или же одаренностью. С учетом того факта, что ребенок уже имеет определенные навыки и умения, которые он приобрел благодаря помощи взрослых, это вполне оправдано, ведь через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять некоторые действия, а также развивать свои навыки. Например, ребенок любит рисовать. Если регулярно отводить его на занятия в художественную школу, то это может привести к тому, что он станет одаренным ребенком.

Если рассматривать достижения какого-либо талантливого человека как результат его деятельности и осуществления самого процесса этой работы, то это будет являться результатом сложения психоневрологических особенностей с осуществлением самой деятельности, связанной с человеком. Это объясняется тем, что они постоянно отвлекаются на посторонние вещи, а также их рассеянностью и отвлеченностью. В случае необходимости, они могут довольно быстро мобилизовать свои силы, для того, чтобы добиться высоких результатов в сфере своего таланта.

Способности проявляют свою внутреннюю природу и генетическую предрасположенность человека. И, развитие этих навыков крайне важно.

Не совсем верно говорить о способности человека научиться рисовать, если он не занимался обучением и навыкам рисования, так, как только в процессе систематического обучения этому делу человек узнает всю правду об их наличии или отсутствии. Значит, лишь совершенствуя те качества, которые присущи от природы, можно добиться высоких результатов.

Сущность и понятие задатков

Под задатками в психологии подразумевают предпосылки к развитию способностей.

На формирование задатков влияет нервная система и особенности нервной системы, которые выступают основой для формирования тех или иных способностей. Определяют два вида задатков:

  • У человека с рождения есть врожденные, присущие ему качества.
  • Приобретенные, которые обусловлены социальным развитием человека. Они могут быть приобретены только с помощью постоянного развития. Примером может послужить необходимость в знании элементарной математики, чтобы понять высшую.

В психологии индивидуальных различий исследуется развитие способностей от имеющихся задатков. Ответ на этот вопрос зависит от того, как человек развивается и какие у него задатки. Психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Например, А. Анастази считает возможным, что множество сложных взаимодействий между наследственностью человека и его окружающей природой порождают индивидуальные различия в способностях этих людей. Именно наследственность влияет на способности людей.

После того как ученые начали изучать способности человека, возник следующий вопрос: что представляют собой врожденные и природные задатки с точки зрения их физиологической основы. В настоящее время, в связи с этим, существует мнение, что наличие или отсутствие задатков зависит от общей или относительной массы мозга человека.

Следовательно, чем больше масса мозга, тем больше шансов у человека на развитие задатков. Тем не менее в действительности эта теория была признана несостоятельным, так как некоторые животные имели большую массу мозга и развитые способности.

А вот другая теория возникновения задатков связала их с строением мозга. В зависимости от сложности и дифференцированности строения головного мозга можно было судить о наличии у индивида различных задатков. Эта теория была достаточно распространенной. После этого, они стали рассматриваться в связке с определенными зонам мозга. Но и эта идея была отвергнута по следующим причинам:

  • Не было никаких убедительных доказательств того, что они находятся в определенных участках мозга. Часто наблюдалось проявление одинаковых способностей у людей с разными повреждениями участка головного мозга. Рост определенного участка головного мозга может происходить вследствие различных патологий, возникающих в головном мозге (например, опухоль), а также, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.
  • Некоторые исследователи связывают способности человека с функционированием головного мозга во всей его совокупности, а не только в отдельных его частях. В частности, теория функциональных органов А. Ухтомского.

Поэтому при изучении способностей и задатков человека следует учитывать наследственность, которая начинает проявляться с рождения. Например, у новорожденных детей-близнецов могут быть как общие черты в поведении, так же и особенности, отличающие их друг от друга. С рождения человек наделен многими качествами, которые впоследствии влияют на его индивидуальность, могут облегчать или затруднять ее формирование. Однако тот факт, что у младенцев вскоре после появления могут обнаруживаться различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует о том, что определенные психические состояния и виды поведения находятся в сфере прямых генетических воздействий.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Интересные факты

Многие ученые считают, что природа человеческих способностей не поддается однозначному определению. Некоторыми из них были высказаны предположения о том, что способности биологически обусловлены природными задатками и полностью зависят от них. Изменить скорость их проявления может только обучение, воспитание.

При этом часто приводят в качестве примера случаи раннего проявления задатков, которые были обнаружены у одаренных детей. Музыкальная одаренность Моцарта выявилась в три года, Гайдна — в четыре, талант в живописи и скульптуре у Рафаэля — в восемь лет, Ван-Дейка — в десять. В качестве подтверждения этих доказательств исследователи приводят родословную выдающихся представителей науки и искусства, демонстрирующие родственные взаимосвязи у выдающихся людей. Бабушка Л. Н. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С Пушкинского, Анна Сергеевна Пушкина, были сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Гете, Шиллер, Гельдерлин и Гегель, физик М. Планк, имеют одного предка Иоганна Канта, философа XV века.

Интересна в этом отношении родословная семейства немецкого музыканта Баха, родоначальник которого был булочник В. Бах, любитель музыки и пения. В семье Бахов в течение двух веков было около 60 музыкантов, среди них более 20 выдающихся.

В пользу наследственности способностей говорят также имеющиеся многочисленные династии артистов, художников, военных медиков, педагогов. Однако чаще всего говорят о социальной наследственности, где ребенок идёт по стопам своих предков не только из-за наследственной обусловленности, но и потому, что с раннего детства он усвоил и полюбил профессию родителей.

А вот противоположное мнение заключается в том, что особенности психики полностью зависят от качества воспитания и обучения. Дети самых отсталых и примитивных народов, получив соответствующее образование и воспитание с раннего возраста, ничем по сравнению с образованными европейцами не отличаются. Некоторые случаи ранней социальной изоляции приводят детей в состояние «маугли». С точки зрения этого представления у каждого ребенка можно развить любые способности.

По мнению многих исследователей, именно наследственность является ограничением для развития способностей, а их реализацию определяют воспитание и обучение.

При проведении эксперимента по обучению и воспитанию детей с использованием репродуктивных методов, отечественный психолог А. Р. Лурий показал изменения в выполнении творческих конструктивных задач у детей при соответствующем обучении и воспитании, а также отсутствие таковых изменений у другой группы, которая была организована репродуктивными методами. Из пяти пар двухлетних близнецов была создана одна группа. Первая группа создавала модели из мелких деревянных деталей: первая часть просто копировала модель, а вторая получала конструкцию, обклеенную бумагой, и детям надо было подумать, как сделать такую модель. У испытуемых второй группы интеллект оказался выше, чем у испытуемого первой группы.

При этом в качестве конечного результата этой теории было принято предположение, что у каждого человека есть возможность развить любые способности. В рамках данной концепции создаются специальные центры «выращивания» талантливых детей, внушая родителям, что их дети не уступают по интеллектуальному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспиру, Моцарту и Эйнштейну. При этом жизненный опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать задатки, которые индивидуальны для каждого человека.

В сущности, природные различия между людьми, являются различиями по задаткам, и предпосылкам развития способностей.

Определение

Задатки – врожденные анатомо-физиологических особенности мозга, нервной системы, анализаторных систем, которые обусловливают природные, индивидуально неповторимые различия между людьми.

Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а результатом развития, в процессе которого сами задатки включаются лишь как предпосылки. Особое значение имеет строение нервной системы и структура мозга. Они влияют на развитие способностей к любому виду деятельности. Однако, как утверждают исследования способностей отечественных психологов, в задатках следует усматривать отнюдь не анатомо-физиологические, а психофизиологические свойства, причем те, которые проявляются у человека в самый первый период овладения какой-либо деятельностью.

Это связано с тем, что некоторые качества личности могут повлиять на успешность или неудачу в решении проблем. Особое значение имеют здесь такие психологические характеристики, как собранная и настойчивая.

Задатки и способности

Задатки и способности — Задатки в психологии — наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата. Они являются существенными предпосылками способностей человека, однако задатки лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям — в этом состоит важное направление развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются при этом функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.

Одни и те же задатки могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Человек обладает способностью сознательно развивать свои способности и тем самым совершенствовать деятельность. Существует и обратная зависимость: сознательное улучшение деятельности обычно приводит к совершенствованию способностей.

Задатки бывают разных видов. Задатки первого вида не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений. Их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.

При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро, и даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Интересно, что в истории психологии имелось представление, согласно которому способности это индивидуальные особенности человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн). То есть, если речь вести о каких-либо общественно-бесполезных видах деятельности (например о компьютерных играх) или тем более об антиобщественной деятельности, готовность к ним будет рассматриваться не как способности, а как что-то иное. Соответственно задатки разовьются не в способности, а во что-то иное.

Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки, перефразируя вышесказанное, это врожденные «способности к способностям». Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

Б. М. Теплов считал задатки врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Он же обозначил несколько признаков способностей: они имеют индивидуально-психологические особенности, определяют успешность выполнения деятельности, но при этом не сводятся к ЗУНам, но обуславливают и быстроту обучения новым способам, и приемам деятельности.

Задатки влияют на формирование и развитие способностей. Способности влияют на образование ЗУНов. ЗУНы влияют на деятельность. Однако будет неверным утверждение, что задатки или способности влияют на деятельность лишь опосредованно, через ЗУНы. И задатки, и способности оказывают влияние на деятельность непосредственно. Например, врожденные особенности слухового анализатора и степень его развития непосредственно влияет на работу музыканта или переводчика.

Для понимания связи между задатками, способностями и ЗУНами уместно воспользоваться следующей аналогией. Предположим, гончар задумал создать новое творение. Он выбрал глину (задатки). Затем слепил горшок (сформировал способности), обжег его (развил и закрепил способности). Потом кто-то (сам гончар или покупатель) уже наполнил горшок водой, крупой или еще чем-то (образовались ЗУНы). Если глина плохая, не получится создать горшок большим или сложной формы. Если горшок маленький, в него не получится положить многого.

Если он треснувший, он будет непригодным для хранения воды.

Способности, таким образом, отражают по большей мере физиологическую развитость мозга, функциональную его готовность к длительному выполнению какой-либо деятельности. Обывательское представление о способностях обычно ограничивается тем, что они представляются некоторым даром или даже сверхвезучестью: способного ученого Архимеда озарило во время принятия водных процедур, везунчику Ньютону повезло сесть под нужное дерево и т.д. На самом деле способности ученых кроются в функциональной готовности заниматься интеллектуальной деятельностью часами, неделями, годами.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в молодые годы, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет. С. А. Маничев предложил ряд критериев для определения сформированности способностей:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация (склонности и способности довольно тесно и органично связаны).

2. Темп обучения каким-либо ЗУНам (любой здоровый ребенок, например, может изучить в полном объеме любой школьный предмет, если постарается, однако способный ребенок это сделает в разы быстрее).

3. Наличие границ способности (возможно, человек просто прилежен, и тогда его успехи будут разносторонни, у способного человека успехи очерчены довольно четкими границами).

4. Нестандартность результатов (способный человек не только усваивает учебный материал, но и находит в нем новые смыслы, скрытые связи, закономерности и т.д., что может приводить к новым, неожиданным для окружающих результатам).

5. Общественное признание (само слово «способности», хотя и не явно, но подразумевает хоть какую-то ценность, полезность для общества, если человек обладает единичной «способностью», например быстро сортировать речные камни по цвету, никто не назовет его «способным», потому что не соперников).

6. Помехоустойчивость (способность проявляется довольно устойчиво, мало зависит от обстоятельств).

7. Уровень обобщенности, перенос (способности, хотя и имеют довольно четкие границы, но при этом распространяются на довольно широкие сферы ЗУНов, при этом при некоторой «доработке» человек легко начинает проявлять способности в смежных сферах, там, где раньше способности не проявлялись).

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает окружение. Под окружением здесь понимается не только социальное окружение: семья, друзья, школа и иные социальные институты. В окружение также входит и материальная среда: инструменты, технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Считается, что большинство очень способных людей имеют ярко выраженные природные задатки. Проявляется это в первую очередь в весьма раннем проявлении этих способностей у талантов и гениев. Талант — это способность к достижениям высшего порядка. Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое и очень важное.

Другие факторы, влияющие на развитие способностей:

— время выявления (раннее выявление способности способствует лучшему дальнейшему ее развитию),

— интерес (источником интереса может быть и сама деятельность, но имеет значение и изначальный интерес — жажда к получению новых знаний в определенной области),

— всестороннее развитие интересов и способностей (распространенная ошибка заключается в замыкании на одном виде деятельности: считается, что не надо тратить время на посторонние вещи; это может привести и к угасанию интереса, и к образованию слишком узкого специалиста; довольно типичный пример — музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки, узость интересов и кругозора приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера),

— соперничество (большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них — вечный источник энергии),

— сотрудничество (соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество — соперничество, в общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей — своего рода «обжиг»).

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

Что такое психомоторные навыки? — Степени организационной психологии

Когда вы думаете о психомоторном развитии, вы можете подумать о детях, которые развиваются от беспомощного младенца с ограниченными когнитивными и крупными двигательными навыками до полноценного молодого человека, который может полностью постоять за себя. Дети развивают крупную моторику, двигая руками, ногами и туловищем. Они развивают мелкую моторику, задействуя небольшие группы мышц.

Тем не менее, психомоторное развитие и приобретение психомоторные навыки предназначены не только для младенцев и детей. Наоборот, эти моторные навыки можно приобрести на протяжении всей жизни.

Что такое психомоторные навыки ? По сути, это двигательные задачи, требующие как когнитивных, так и моторных процессов. Эти процессы, в свою очередь, часто заставляют людей узнавать об окружающей их среде и иметь возможность манипулировать этой средой. Давайте посмотрим на некоторые психомоторных примеров .

Ребенок, который учится отбивать бейсбольный мяч с площадки-ти, развивает зрительно-моторную координацию, которая позволяет ему касаться мяча битой. Практикуясь, ребенок оценивает, как взаимодействуют бита и мяч — если они замахиваются и промахиваются, они оценивают траекторию замаха биты и соответствующим образом регулируют высоту своего замаха, чтобы они могли коснуться мяча. вот так имеет место психомоторное обучение .

Хотя это упрощенный пример, он иллюстрирует, как познание (оценка пути летучей мыши) и двигательные навыки (пальцы, кисти, запястья, руки и другие движения тела для размахивания битой) используются вместе для достижения определенного результата.

В организационной психологии огромное значение имеет развитие психомоторных навыков.

Например, если вы, как организационный психолог, создадите новый рабочий процесс для фабричного рабочего и измените способ его взаимодействия с оборудованием, этому работнику придется изучить новые движения тела. Хотя ситуация отличается от предыдущего примера, в конечном счете, процесс почти такой же — сотрудник должен будет практиковаться, взаимодействовать с механизмами в рамках нового рабочего процесса, оценивать свои движения и координацию и корректировать эти движения для достижения желаемого. результат.

Но как все это происходит?

Как развиваются психомоторные навыки?

Классическое исследование, проведенное Полом Фиттсом и Майклом Познером, показало, что люди проходят три стадии по мере овладения психомоторными навыками:

  • Когнитивная стадия
  • Ассоциативный этап
  • Вегетативная стадия

Когнитивная стадия характеризуется чрезвычайно неуклюжими движениями. На этом этапе люди, изучающие новый навык, полагаются на свои существующие знания, чтобы попытаться составить «общую картину» того, что должно произойти.

Например, фабричный рабочий в нашем предыдущем примере может двигаться с остановками и стартами, изучая новый процесс взаимодействия с оборудованием на заводе. Эти прерывистые и непоследовательные движения являются результатом изучения новой задачи, и для ее выполнения требуется больше практики.

На этом этапе заводской рабочий может:

  • наблюдать за коллегами, освоившими новый рабочий процесс
  • получить инструкции от своих руководителей
  • даже получать инструкции от организационного психолога

Вся эта информация собрана в свод знаний, который поможет им работать над выполнением правильных движений в правильной последовательности.

Когнитивную стадию лучше всего рассматривать как период значительного улучшения психомоторных навыков, однако результаты противоречивы. Подумайте о ребенке, который учится писать свое имя — вы можете увидеть буквы, которые приобретают гораздо лучшую форму, но буквы могут быть не в правильном порядке.

Движения, необходимые для выполнения новой психомоторной задачи, не становятся автоматическими до второй стадии развития психомоторных навыков – ассоциативной стадии.

Эта стадия характеризуется осознанным выполнением задания с гораздо меньшим количеством словесных инструкций, но с небольшим приростом производительности. Движения могут быть:

  • неточными
  • разрозненный
  • неуклюжий

Последовательность движений психомоторного навыка может занять много времени. Другими словами, ассоциативная стадия посвящена обучению тому, как выполнять новый психомоторный навык. Думайте о когнитивной стадии как об обучении что делать.

Используя наш пример с почерком, на ассоциативной стадии ребенок может научиться связывать воедино точные движения мелкой и крупной моторики, необходимые для письма плавным курсивом. Результаты, которые видит ребенок, ни в коем случае не будут идеальными. Благодаря длительной практике будут небольшие улучшения, которые сформируют основу для обеспечения необходимого роста когнитивных и моторных навыков на следующем этапе — автономном этапе.

Этот заключительный этап развития психомоторных навыков посвящен совершенствованию. Мало того, что у кого-то на этой стадии развиваются автоматические двигательные процессы, но их когнитивные способности для выполнения психомоторной задачи также минимальны.

В нашем примере с почерком ребенок на автономной стадии в конечном итоге обретет способность писать плавно, без необходимости целенаправленно думать о том, какое движение ему нужно сделать дальше или как будет выглядеть буква, написанная курсивом.

Точно так же у ребенка будут красивые, плавные движения, которые позволят ему писать курсивом. Они смогут написать:

  • слова
  • предложений
  • пункты

Напишут без долгих пауз и исправлений.

Теперь важно отметить, что эти автономные процессы не происходят в начале автономной стадии — вы не входите в эту стадию и автоматически овладеваете навыком.

Вместо этого автономный этап может занять дни, недели, месяцы или даже годы, в зависимости от навыка.

Как отмечалось ранее, эти стадии чаще всего связаны с детьми, поскольку они приобретают психомоторные навыки. Производственно-организационная психология также имеет дело с этими навыками. Они изучают, как люди в компаниях и организациях учатся делать новые вещи.

Давайте ненадолго вернемся к нашему примеру с фабричным рабочим, чтобы проиллюстрировать это.

Учитывая новый рабочий процесс и процедуру взаимодействия с оборудованием в фабричном цеху, рабочий может потратить несколько дней на прохождение когнитивной, ассоциативной и автономной стадий. Им нужно будет узнать:

  • что им нужно делать левой и правой рукой
  • как им нужно нажимать кнопки на машине
  • порядок, в котором они работают с машиной для создания продукта

На освоение этих примеров психомоторных навыков просто потребуется время.

Вот почему людям приходится учиться, когда они начинают новую работу. Люди проходят этапы, пока не овладеют этими навыками благодаря длительной практике.

Психомоторная таксономия

Таксономия Блума восходит к публикации 1956 года Бенджамина Блума, написанной вместе с его коллегой Дэвидом Кратволем. Во «Втором принципе» Лесли Оуэн Уилсон, Эд Д., отмечает, что теории психомоторных таксономий развились из работ двух авторов по когнитивной и аффективной таксономиям, последняя из которых была разработана в 1919 г.64. В 2001 году работа подверглась серьезной переработке.

Психомоторную область иногда называют кинестетической областью. Он значительно отличается от области чисто когнитивного обучения, где впервые был описан набор психомоторных навыков. Физическая активность, используемая для поддержки когнитивных или аффективных функций, не является навыком, который можно назвать чисто психомоторным. Чтобы назвать навыки психомоторными, они должны иметь четкую образовательную цель, благодаря чему может происходить некоторый тип роста при повторении.

Психомоторная область

Таксономия психомоторной области Блума указывает, что семь основных навыков являются частью психомоторной области. Они перечислены от самых простых до самых сложных:

  • Восприятие или осознание
  • Комплект
  • Управляемый ответ
  • Механизм или базовый навык
  • Сложная открытая реакция
  • Адаптация
  • Происхождение

Несмотря на то, что все эти психомоторные навыки различаются, их объединяет потребность в развитии как когнитивных, так и моторных навыков. Каждый из них также требует практики или опыта для освоения.

Например, восприятие предполагает использование органов чувств для управления двигательной активностью. Нажав кнопку на новой рабочей консоли в первый раз, работник может обнаружить, что для полного нажатия кнопки требуется больше усилий, чем он первоначально предполагал. Итак, произошли две вещи. Сначала рабочий усваивает новую информацию о том, что «я должен сильнее нажимать на кнопку», а затем в результате проявляет адаптированную двигательную активность, заключающуюся в том, что в следующий раз нажимает на кнопку сильнее.

Более сложные задачи включают получение новой информации и адаптацию двигательной активности.

Например, самый сложный навык — создание — предполагает развитие новых двигательных действий для решения конкретной проблемы. Таким образом, наш фабричный рабочий может использовать свои новообретенные психомоторные навыки, чтобы еще больше улучшить рабочий процесс. Это оригинальное улучшение, основанное на их опыте, и приводит к лучшему результату. Опять же, мы видим динамику когнитивных процессов и двигательной активности.

А как насчет других навыков в области психомоторики? Вот что вы можете ожидать:

  • Набор предполагает готовность действовать. Человек готов действовать, потому что у него развиты умственные и физические предрасположенности, а также эмоциональные предрасположенности, которые позволяют ему реагировать на различные ситуации.
  • Управляемый ответ относится к начальным этапам изучения сложного навыка. Здесь задействовано много имитации, а также много проб и ошибок. Этот навык также требует много практики.
  • Механизм или базовый навык относится к промежуточным этапам изучения нового сложного навыка. В то время как выученная реакция стала автоматической в ​​этот момент, требуемые движения могут быть не полностью искусными.
  • Сложный явный ответ включает умелое выполнение психомоторного навыка. Навык выполняется не только быстро, но и очень точно. Кроме того, выполнение навыка хорошо скоординировано — кажется, что человек, выполняющий этот навык, является экспертом.
  • Адаптация включает в себя способность модифицировать психомоторные навыки для решения новых ситуаций.

Если мы что-то вынесем из этого обсуждения психомоторной области, так это то, что процесс приобретения этих навыков может быть очень долгим и трудоемким процессом.

Тем не менее, существует множество различных факторов, влияющих на сроки приобретения нового психомоторного навыка.

Какие факторы влияют на развитие психомоторных навыков?

Хотя мы можем обсуждать эти навыки в целом, конкретное количество времени, необходимое для освоения нового навыка, зависит от очень широкого круга факторов.

Во-первых, мы должны учитывать индивидуальные различия. Там, где один человек может освоить новый навык на рабочем месте, другому человеку с аналогичным опытом и способностями может потребоваться гораздо больше времени, чтобы овладеть тем же навыком.

Во-вторых, нужно учитывать и наш прошлый опыт. Очевидно, что работник, имеющий некоторый опыт выполнения сложных движений для выполнения задачи, с большей вероятностью усвоит новый набор сложных движений в более короткие сроки, чем работник без опыта.

Другим компонентом прошлого опыта является количество выполненной человеком практики. Майкл Джордан мог быть величайшим баскетболистом НБА всех времен, но не обязательно потому, что он был самым талантливым. Вместо этого он много практиковался, и эта практика окупилась.

Другие факторы, которые следует учитывать при изучении нового психомоторного навыка, включают:

  • Психологическую обратную связь, или сенсорную, эмоциональную или когнитивную информацию, которую вы получаете в результате отработки нового навыка.
  • Сложность задачи или насколько когнитивно или физиологически она утомительна.
  • Распределение работы или взаимосвязь между практикой и отдыхом, продолжительность тренировочных занятий и т.д.
  • Мотивно-побудительные условия, или сочетание мотивации и научения, заставляющее действовать.
  • Факторы окружающей среды, которые могут включать что угодно, от температуры и влажности до яркости освещения и физического пространства, в котором человек работает над новым навыком.

Как эти навыки используются в промышленно-организационной психологии

Общество промышленной и организационной психологии делает вывод, что психомоторные навыки могут использоваться для влияния на различные сферы бизнеса. Вот некоторые примеров психомоторной активности :

  • При обучении и развитии новых сотрудников, принимая во внимание их способность осваивать новые психомоторные навыки, можно определить конкретные рабочие задачи, для которых они лучше всего подходят.
  • Промышленно-организационные психологи могут использовать принципы психомоторного развития, чтобы помочь улучшить структуру рабочих мест сотрудников и качество их трудовой жизни.

Дополнительно с помощью психомоторных навыков можно улучшить:

  • Подбор, отбор и расстановку кадров
  • Измерение производительности сотрудников на рабочем месте
  • Разработка систем мотивации и вознаграждения сотрудников
  • Организационное развитие сверху вниз

По мере того, как мы продолжаем узнавать о том, как наш мозг и тело усваивают и сохраняют информацию, специалисты в области промышленно-организационной психологии будут продолжать исследовать, как психомоторные навыки могут улучшить память и помочь в приобретении новых деловых навыков. Более того, промышленно-организационные психологи могут использовать эту информацию для улучшения опыта работы и рабочей среды. Это повышает производительность труда сотрудников и одновременно повышает безопасность.

Шон Джексон

Б.А. Образование в области социальных наук | Университет Вайоминга

М.С. Консультации | Университет Вайоминга

Бакалавр наук Информационные технологии | Массачусетский университет

Связанные ресурсы:

  • 10 лучших кандидатов наук. в промышленно-организационной психологии
  • 5 советов по созданию эргономичного рабочего места
  • 7 Настройки карьеры для специалистов по эргономике
  • 7 Курсы по программе «Человеческий фактор и эргономика»
  • 5 конференций для специалистов по человеческому фактору и эргономике

Какие навыки вы получаете, изучая психологию?

Закрыть

Марк Джеллико, старший преподаватель психологии, рассказывает, как помочь вам реализовать свои планы на 2023 год. Подробнее

5 минут чтения

Образование — это не только квалификация, которую вы получите по окончании учебы, но и бесценные знания и навыки, которые вы приобретете в процессе обучения. Часто именно эти качества наиболее привлекательны для работодателя, и если вы подумываете об изучении психологии, вы разовьете несколько важных качеств, необходимых для успеха в мире работы.

Навыки часто делятся на две категории: сложные навыки и мягкие навыки. Твердые навыки часто связаны с конкретной работой или сферой деятельности. Мягкие навыки, скорее всего, относятся к личности и общепризнанны. Ниже мы рассмотрим как жесткие, так и социальные навыки, полученные в результате изучения психологии, и рассмотрим, как они могут помочь вам на протяжении всей вашей карьеры.

Академические навыки (Hard Skills)
Клиническое мышление

Клиническое мышление — это способность анализировать данные или ситуацию и в результате принимать критически обоснованные решения. Это важнейший навык в психологии, поскольку ваши действия могут оказать реальное влияние на жизнь клиентов. Тем не менее полезность клинических рассуждений выходит далеко за рамки профессии и может быть полезна на многих рабочих местах.

Основы психологии и когнитивных наук

Понимание того, как работает мозг, является одним из ключевых принципов психологии. Изучение того, как и почему люди думают именно так, а не иначе, а также понимание теории, стоящей за этим, может оказаться бесценным. Распознавание моделей и моделей поведения, которые влияют на всех нас, не только улучшит ваши навыки общения, но и повлияет на ваш личный рост.

Количественные и качественные исследования

Наряду с клиническими рассуждениями психологи часто используют количественные исследования для информирования своей практики. Вам не нужно быть математиком, но вам нужно будет записывать и анализировать данные и интерпретировать результаты. Однако эти знания не ограничиваются психологией, математические навыки, которые вы разовьете, станут отличной основой для многих карьер.

План эксперимента

Психологи часто проводят свои собственные эксперименты или исследования, и в ходе этого процесса существует множество возможностей для развития. Во-первых, эксперимент требует генерации идеи или теории для проверки. Затем вы разработаете и организуете тестирование и, наконец, сопоставите и интерпретируете результаты. Наблюдение за экспериментом от замысла до завершения может показать потенциальному работодателю ваши навыки как в управлении проектами, так и в лидерстве.

Экспериментальное обучение

Экспериментальное обучение просто означает обучение на практике. Иногда практический опыт может быть гораздо более ценным, поскольку он дает возможность не только понять, почему что-то делается, но и как. Участие в экспериментальном обучении, независимо от того, работаете ли вы самостоятельно или с коллегами, разовьет такие навыки, как тайм-менеджмент, решение проблем и критическое мышление.

Мягкие навыки
Общение

Будь то передача потенциально сложной информации клиентам или обмен знаниями и данными с коллегами, эффективное общение является одним из наиболее важных элементов психологии. Во время учебы вы улучшите свои коммуникативные навыки до уровня, очень полезного как в вашей профессиональной, так и в личной жизни.

Критическое мышление

Способность критически анализировать данные или результаты и делать логические выводы, основанные на фактических данных, является еще одним краеугольным камнем психологии. Вам нужно будет регулярно интерпретировать свои выводы и использовать их для планирования следующих шагов. Однако этот аналитический подход может быть полезен в различных ролях, не только в качестве психолога.

Слушание

Слушание — важная часть общения, но в психологии важность слушания еще выше. Консультируясь с клиентами, вам нужно будет уделить им все свое внимание, чтобы полностью интерпретировать то, что они пытаются сказать, и убедиться, что вы предлагаете наиболее подходящий совет. Опять же, это атрибут, который выходит за рамки рабочего места. В конечном счете, если вы будете более эффективным слушателем, вы станете более эффективным коммуникатором.

Эмпатия

Эмпатия — это способность различать и распознавать эмоции других, и она понадобится вам в изобилии, чтобы стать успешным психологом. Если вы сможете проявить искреннее сострадание и понимание, независимо от человека или ситуации, вы сможете предложить более эффективную поддержку и совет. Это может оказать положительное влияние на все ваши отношения, а не только на профессиональные.

Креативное решение проблем

Психология может помочь улучшить ваши способности решать проблемы, побуждая вас рассматривать новые стратегии и внедрять творческие способы мышления. Взгляд на проблемы под разными углами, с нестандартным мышлением, может помочь найти новые способы решения старых проблем. Опять же, это полезный навык во многих сферах жизни, а не только в вашей карьере.

Это всего лишь несколько примеров качеств, которые можно изучить и улучшить, изучая психологию. Если вы хотите работать психологом или просто развивать ряд компетенций, которые могут улучшить вас и вашу карьеру, передаваемые навыки в области психологии могут в конечном итоге помочь вам стать более разносторонним и трудоспособным человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *