Взаимодействие людей в обществе
В статье мы расскажем:
- Межличностные отношения во взаимодействии людей
- Особенности и примеры межличностных отношений
- 5 принципов взаимодействия людей
- 4 типа взаимодействия людей
- 13 советов по выстраиванию позитивных взаимоотношений
Взаимодействие людей – это отношения, завязанные на чувствах, общении, предполагающие совместную деятельность. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Вербальные и невербальные, спонтанные или постепенные – существует множество вариантов.
Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, ощутить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важными составляющими таких отношений являются взаимное доверие и понимание.
Межличностные отношения во взаимодействии людей
Люди взаимодействуют друг с другом чаще всего посредством трех основных способов общения:
-
вербальный – обмен информацией происходит с помощью слов, устной речи;
-
невербальный – неречевое взаимодействие: мимика, жесты, взгляд, поза;
-
аффективный – общение при помощи звуковых выражений эмоций: смеха, плача, взвизгивания и прочих.
Человек начинает взаимодействовать с другими людьми уже сразу после рождения. Ребенок общается с родителями при помощи гримас, смеха, плача, выражая свои эмоции и потребности. Со временем он начинает осознавать, какая реакция родителя поступает на то или иное проявление. Конечно, на начальном этапе жизни личность еще не сформирована, поэтому об истинном межличностном общении можно будет говорить только тогда, когда ребенок пройдет этапы начальной социализации.
Особенности и примеры межличностных отношений
Социальному взаимодействию людей присущ ряд особенностей:-
На межличностные отношения оказывают сильное влияние оценочные эмоции, в том числе и бессознательные. Это касается не только близких связей, но и формальных, деловых.
-
Каждая из сторон, входящих во взаимодействие, выступает в них в качестве уникального индивида, которому присущи свои черты характера и социальный статус.
-
Отношениям свойственно постепенное развитие при разного рода общении – они не являются спонтанными.
-
Характер межличностной коммуникации изменчив. Она не находится в статике и может трансформироваться в прямо противоположную сторону, улучшиться или ухудшиться.
Читайте также
«Сильные стороны характера и способы их определения»
Подробнее
Для более глубокого понимания сути межличностных отношений приведем формы взаимодействия людей, которые знакомы каждому вне зависимости от его места в обществе и прочих социальных факторов.
-
Повседневные. Сюда относятся все виды общения, которые не предполагают тесной связи. Живя в социуме, человек так или иначе взаимодействует с другими его представителями, которые образуют большой охват. Это и соседи, и кассир за прилавком магазина, члены рабочего коллектива, попутчики и т. д.
-
Приятельские. Такой тип характеризуется положительным отношением к малознакомым личностям. Например, вы можете провести веселый вечер, празднуя день рождения друга в компании его знакомых. Друзьями вы их не назовете, но будете не прочь увидеться с ними еще – это и есть приятельство.
-
Товарищеские. При такой форме коммуникации людей будет связывать общий род деятельности. Они вместе решают одну задачу, доверяя друг другу. Но не более: личные темы остаются за рамками такого взаимодействия.
-
Дружеские. Эти отношения характеризуются большой степенью близости. Другом не называют человека со схожими взглядами, интересами. Дружба должна быть закалена временем, в течение которого люди много общаются, понимают чувства и мысли друг друга, оказывая необходимую поддержку, принимая все черты характера другого человека.
-
Любовные. Отношения с высоким уровнем привязанности. Они предполагают тесную эмоциональную близость и романтические ощущения. При этом выбор партнера не всегда происходит разумно или целесообразно, как например, при дружбе.
-
Родственные. Такие взаимоотношения не являются собственным выбором, поэтому могут быть выстроены по-разному. Кто-то считает близкими всех людей, так или иначе связанных родством, кто-то выделяет среди них только представителей первой и второй линии родства, считая других не больше, чем знакомыми.
-
Супружеские. Любовная привязанность перерастает в этот тип отношений, изменяясь при этом качественно, становясь более похожей на родство. При всем прочем подразумевается наличие взаимных обязательств, указанных в супружеской клятве. В случае их несоблюдения возникает социальное неодобрение и возможный последующий разрыв.
Каждый человек обладает собственным опытом и набором качеств, поэтому уровень отношений будет напрямую зависеть от его участников. Какой бы вид взаимодействия людей ни был между субъектами, все они должны придерживаться негласных правил и осознавать свою ответственность перед другими.
5 принципов взаимодействия людей
Наряду со способностью понимать свойства личности и характер человека, принципов, указанных ниже, хватит, чтобы выстроить продуктивное взаимодействие с людьми в дружеских и любовных отношениях.
-
Доверие. Без него не обрести крепких отношений. Человек, умеющий доверять другим, чувствует себя более свободно. Он может открыто выражать свои мысли и чувства, не тратя ресурсы на подозрительность. Кроме того, доверие – средство для создания крепкой связи, образовывающей эффективную команду.
-
Взаимное уважение. Это чувство привносит в отношения значимость партнеров, когда обе стороны считаются с мнением друг друга, а если и критикуют, то конструктивно. Решения при этом принимаются взвешенно и обдуманно с учетом всестороннего анализа.
-
Внимательность. Предполагает, что участники взаимоотношений слов на ветер не бросают, не совершают случайных поступков. Следят за своими и чужими эмоциями, оказывая поддержку, исключая негатив и пессимизм со своей стороны.
-
Умение принять другую точку зрения. Люди, уважающие этот принцип, признают право на существование иного мнения, а не только их собственного. Они понимают других, их мировоззрение и мотивы, а также всегда открыты к новым суждениям о ситуации, видя в этом широту и глубину взглядов, отличных от их собственных.
-
Открытость. Успешность коммуникации зависит от открытости ее субъектов. Даже писатели, создавая в уединении роман, общаются со своим читателем. Да и все мы в повседневной жизни имеем множество связей и отношений. Их эффективность очень сильно зависит от честности и откровенности сторон.
Конечно, не каждый, кто встретится вам на пути, будет придерживаться этих принципов. Некоторые могут откровенно хамить, юлить или преследовать свои скрытые намерения. Вам выбирать способы взаимодействия с такими людьми и решать, стоит ли заводить отношения с ними. Однако для успешной коммуникации придется не только следовать указанным правилам, но и проявлять терпение. Чаще всего все крепкие и надежные отношения шлифуются на протяжении какого-то времени и нуждаются в некой «притирке».
Не все способны действовать открыто и доверительно сразу. Это нормально. Покажите, что на вас можно положиться, и будьте откровенны. Наверняка партнер вскоре начнет проявлять те же качества.
Нетрудно наладить контакт с тем, кто сам желает этого и проповедует правильные принципы взаимодействия людей в обществе. Это не потребует от вас особых стараний. Настоящим мастерством вы овладеете лишь тогда, когда придется выстраивать отношения с трудными личностями.
4 типа взаимодействия людей
-
Достижение выгоды обеими сторонами. Это значит, что каждый человек стремится что-то обрести от сотрудничества. В итоге пользу получают оба партнера и остаются довольны. Есть мнение, что такие отношения невозможны, и там, где есть победитель, должен быть и проигравший. Конечно, подобные ситуации бывают, но тогда, скорее всего, нет смысла говорить о взаимном действии, оно будет однонаправленным.
Природа диктует закон естественного отбора. Но стоит понимать, что человек уже выше этого и не должен следовать принципам животного мира. Научный прогресс позволяет эволюционировать без подавления чьей-либо воли. Да, такой путь часто более долгий и трудный, но он вполне возможен.
-
Соперничество. Здоровое соперничество может принести свои плоды, но лишь в том случае, если конкуренты стараются превзойти друг друга, развиваясь, а не уничтожая наследие другого человека.
Этот тип взаимодействия людей может проявляться и с применением грубых, насильственных методов. Однако в современном мире это считается пережитком прошлого. Сейчас более актуально находить компромисс или налаживать сотрудничество. Цивилизованные люди следуют этим принципам. Но нужно учитывать многогранность общества и его представителей. Иногда возникают ситуации, где культурные способы не работают. Встретившиеся вам на темной тропинке злоумышленники вряд ли будут настроены на мирное разрешение конфликта. К сожалению, до сих пор есть люди, понимающие только язык грубой силы и решительного отпора. К этому тоже нужно быть готовыми.
-
Приспособление. Не все могут проявить характер и отстоять свое мнение. В конфликтных ситуациях некоторые люди склонны поступиться личными интересами, считая, что таким образом они избегают последствий. Это куда хуже, чем описанное ранее соперничество, потому что неприятный результат такого поведения рано или поздно проявится в полной мере. Роль жертвы не приносит человеку удовлетворения, он постоянно чувствует себя несчастным. Сдерживание порывов вскоре даст эффект бомбы замедленного действия. Накопившийся негатив будет просачиваться наружу в отношениях с близкими людьми. Хуже того, может привести к нервному срыву. Все неприятное должно находить выход, иначе оно накопится и обернется плачевными последствиями.
-
Взаимные убытки. Прямо противоположный первому тип взаимодействия людей. Они не только не ищут выгоду, но и вгоняют себя в безвыходную ситуацию. Этот случай хорошо иллюстрирует анекдот, в котором джинн обещает дать человеку то, что тот пожелает при условии, что сосед получит вдвойне. Главный герой попросил лишить его глаза. Ненависть одного человека к другому приводит к тому, что он готов насолить неприятелю даже путем собственных лишений. Абсолютно деструктивный тип, который приводит только к убыткам.
Читайте также
«Как избавиться от страха и жить спокойно»
Подробнее
13 советов по выстраиванию позитивных взаимоотношений
1. Уважайте чужое время. Первое и главное правило взаимодействия людей между собой в современном мире. Многие легко нарушают спокойствие других неожиданным звонком или сообщением, отнимая время и отвлекая от текущих дел. Поэтому всегда перед началом диалога спрашивайте, может ли собеседник уделить вам время.
Наверняка вы и сами не всегда готовы жертвовать невосполнимым ресурсом ради пустой беседы или сплетен, отключаете уведомления в многочисленных чатах или оставляете без ответа некоторые сообщения.
Не затягивайте диалог, если видите, что собеседник часто смотрит на часы, потихоньку продвигается в сторону выхода при очной беседе или односложно отвечает при переписке. Лучше уточните, может ли он продолжать общение.
2. Золотое правило нравственности. Древний закон гласит: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, или не делай людям того, что не хочешь получить в ответ. Просто и мудро.
Станете ли вы общаться со злой сплетницей, если сами таковой не являетесь? Вряд ли: вам будут чужды ее взгляды, а ей – ваши.
3. Умейте слышать. Кивать в ответ при диалоге и изображать внимательность не про это правило. Слушать и слышать – это далеко не одно и то же. Внимательное отношение к собеседнику всегда располагает, так как указывает на его ценность в ваших глазах. Крепкая привязанность возникает, когда другой человек чувствует понимание с вашей стороны.
Искренняя заинтересованность позволит вам глубже понимать человека, читать его посылы между строк. Чтобы узнать, правильно ли вы понимаете собеседника, задавайте вопросы, перефразировав его реплики.
4. Уделяйте время партнеру. Как было сказано выше, время – невосполнимый ресурс, который ценится больше всех материальных благ.
5. Повышайте свои речевые навыки. Эффективная коммуникация возможна тогда, когда вас понимают. Говорить точно – главная задача при общении, чтобы основная мысль была ясна собеседнику.
Не всегда сказанное может быть принято так, как оно задумывалось в голове говорящего. Это приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам негативного характера. Расширяйте словарный запас, совершенствуйте невербальные средства общения и следите за собой во время диалога.
6. Будьте эмпатичны. Умение сопереживать и сочувствовать – ключ к созданию гармоничного взаимодействия людей в процессе общения. Так вы будете на одной волне с собеседником, демонстрируя свое участие и принятие чувств другого. Эмоциональный отклик позволяет не только поддерживать человека, но и укреплять его доверие.
7. Устанавливайте личные границы, развивая ассертивность. Ассертивность – это уверенное поведение, при котором вы цените свои права и права другого человека. Учитесь мягко и аргументированно говорить нет, если просят действовать в ущерб вашим потребностям.
8. Используйте вопросительные предложения. Уточняющий вопрос позволит показать заинтересованность и участие.
При помощи правильно подобранного вопроса можно мягко направить разговор в нужное русло, если собеседник часто отвлекается на несущественные детали, или перевести тему. Чтобы не выглядеть грубым, можно поинтересоваться чем-то приятным и важным для человека: планами, детьми или любимым питомцем.
9. Развивайте принятие. У каждого свое видение мира и того, каким должен быть человек. Но жизнь многогранна, так же, как и представители общества. Не нужно стараться перекроить всех под себя. Если же вы хотите помочь человеку, положительно изменить его жизнь, делайте это ненавязчиво, а еще лучше незаметно.
Хотите привить чувство юмора спутнице или другу? Смотрите вместе интеллектуальные комедии, качественные выступления стендап-комиков. В отношении приятеля, знакомого или коллеги лучше демонстрировать нужное поведение собственным примером.
Читайте также
«Повышение осознанности: рабочие техники и практические советы»
Подробнее
10. Вовлекайте людей во взаимодействие в разных видах деятельности. Каждый человек нуждается в причастности к чему-то общему, большому. Таков закон социума. Некоторые из-за стеснительности не могут этого сделать. Проявите инициативу и предложите присоединиться к вам – это будет оценено.
11. Получайте удовольствие от общения. Если нет заинтересованности в общении, то указанные рекомендации не будут работать. Если вы презираете всех вокруг и считаете недостойными вас, знания психологии взаимодействия людей вам не помогут. Попробуйте сделать над собой усилие, и постепенно интерес к другим проснется.
Этот процесс взаимен: проявляя внимание к другим, вы получите его в ответ. Всегда хочется общаться с теми, кто выказывает живое участие.
12. Расширяйте кругозор. Всегда легче выстраивать взаимодействие с людьми через общение на разные темы. Так вы сможете участвовать в любом диалоге и заинтересовать собеседника.
Больше читайте, смотрите обучающие видео на разные темы, развивайте творческие и логические способности. Найдите интересное созидательное хобби:
13. Будьте принципиальны в отстаивании своих взглядов и интересов. У вас должна быть твердая нравственная позиция. Будьте честны с собой и окружающими. Если что-то противоречит вашим взглядам, говорите об этом. При выстраивании отношений лучше сразу дать понять, что вам что-то не нравится, а не молчать или лицемерить. Правда рано или поздно всплывет наружу. Выражайте мнение с я-позиции спокойно, не оскорбляя и не унижая другого человека.
Никто не любит ложь и подхалимаж, а вот честность и твердость вызывают уважение у многих. Зная эти качества вашей личности, другие будут к вам прислушиваться, ожидая справедливого и правдивого мнения. Будьте мужественны и верны своей совести.
Позитивное взаимодействие людей приносит не только положительные эмоции, но и плодотворный результат. Все это способно изменить жизнь к лучшему.
|
Основные аспекты социально-психологического взаимодействия. Межиндивидуальное общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, к дифференциации — с другой. Идея полярности всех способов человеческого взаимодействия и дифференциации их на формы борьбы и противодействия, с одной стороны, и способы сотрудничества, содействия — с другой, получила широкое распространение в зарубежной социологической литературе. Так, Ф. Знанецкий делит все виды социальных действий на две общие категории: приспособление и оппозицию. К первой относятся все те действия, которые вызывают желательное поведение индивидов или групп без угрозы каким-либо ценностям или возможностям партнера по общению. Ко второй — все те, которые связаны с угрозами и репрессиями. К приспособлению как способу воздействия Ф. Знанецкий относит приглашение, вовлечение, руководство в совместном труде, подражание и т. д. Это общие типы действий, проявляющиеся во всех обществах, в которых чужое поведение подвергается желательному изменению без угрозы субъекту, на которого направлено действие. К видам оппозиции Ф. Знанецкий относит противопоставление себя другим, репрессии и бунт, агрессию, враждебность, сопротивление и т. д. [32]. Американский социальный психолог Бейлс разграничил всю совокупность социальных воздействий на двенадцать категорий — от эмоциональных положительных проявлений солидарности и одобрения до эмоциональных негативных образцов поведения — оппозиции и агрессии [33, с. 468]. Предложенное им разграничение выглядит следующим образом.
Таблица 3 Разграничение социальных воздействий
Однако приведенные выше попытки зарубежных авторов дать характеристику способов взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения страдают не только неполнотой и ограниченностью, но и недостаточной строгостью и логической обоснованностью. Так, не совсем ясно, почему все виды действий могут быть исчерпаны либо приспособлением, либо оппозицией. Вряд ли, например, сотрудничество может быть исчерпано приспособлением общающихся индивидов друг к другу, а их борьба — оппозицией. В рамках сотрудничества действуют самые различные механизмы групповой интеграции, которые не сводятся ни к одностороннему, ни к взаимному приспособлению. Таковы механизмы заражения, внушения, убеждения и переубеждения и т. д., которые вряд ли можно свести к простому приспособлению общающихся друг с другом. Кроме того, как борьба, так и сотрудничество предполагают и в том и в другом случае единство двух тенденций — интеграции и дифференциации групповой деятельности. В соответствии с этим можно выделить два основных аспекта рассмотрения способов общения как процесса интеракции: во-первых, со стороны исследования собственно форм и способов групповой дифференциации; во-вторых, со стороны определения способов и средств групповой интеграции. Групповая дифференциация. Групповая дифференциация, или структура групповых взаимоотношений, может рассматриваться с различных сторон в зависимости от критериев, каковыми, на наш взгляд, могут быть: эмотивный, коммуникативный и функциональный. Так, с точки зрения эмотивного подхода в структуре групповых взаимоотношений принято различать отношения симпатии, безразличия и антипатии. По уровню коммуникативности, то есть по степени сообщаемости и согласия членов группы друг с другом, можно различать несколько категорий членства. Если распределить эти категории в порядке возрастания статуса индивида в группе, то получим такую последовательность: 1) изолированные; 2) не изолированные, но пассивные; 3) активные; 4) «звезды». С точки зрения функционального подхода правомерно различать два плана в структуре групповых взаимоотношений — институциональный и неинституциональный. Под первым имеется в виду структура отношении, вытекающая из официального статуса, занимаемого каждым индивидом в той или иной социальной организации и в данной конкретной группе. Институциональные отношения предполагают обычно документально закрепленные правила поведения индивидов по отношению друг к другу и к общему предмету деятельности. Под неинституциональными же отношениями имеются в виду те личные отношения, симпатии или антипатии, между людьми, которые документально не регламентированы и которые складываются между индивидами как в процессе непосредственной производственной деятельности, так и за ее пределами. Установка на исследование малой группы, ее структуры, взаимоотношений между лидером и другими членами группы, на изучение социальной дистанции между ее членами, а также социальных стереотипов восприятия, предрассудков и ценностей, стандартов и норм группового поведения, группового давления, функций и ролей личности в группе и многих других вопросов оказала, несомненно, большое положительное влияние на развитие зарубежной социологической и социально-психологической мысли, привела к накоплению большого и интересного фактического материала и заслуживающим внимания выводам. Однако наряду с ценным эмпирическим и экспериментальным материалом работы микросоциологов содержат и ряд спорных положений, например, представление о механизме социально-психологического общения, развиваемое в работах американского социального психолога А. Хэйра. Все влияния социальной среды на человека, по мнению последнего, обязательно опосредованы через психологическую структуру малой группы, которая выступает в таком случае в качестве фильтра и аккумулятора всех воздействий социальной среды на индивида. При такой абсолютизации роли и значения малой группы в процессе социально-психологического отражения человеком воздействий социальной среды совершенно необоснованно упускается из виду возможность прямого воздействия на индивида (помимо малой группы) традиций, настроений, ценностей и норм поведения как больших социальных групп, так и непреходящих социальных ценностей в целом. За абсолютизацией роли малой группы как фильтра, через который проходит вся идущая к личности информация, не трудно видеть и факт недооценки самой личности как фактора, опосредующего поток внешних влияний. Между тем из признания факта значимости микросреды вовсе не вытекает вывод о том, что личность абсолютно слепо, автоматически отражает психологические воздействия других людей. Личность соотносит, во-первых, различные воздействия между собой и, во-вторых, соотносит эти влияния с социальной практикой. Социальная практика служит основным критерием истинности знаний, впечатлений, в том числе отражения личностью социально-психологических влияний (А. Г. Ковалев). Групповая интеграция. Одним из важнейших аспектов интеракции является интеграция групповой деятельности и отношений. Последняя представляет как большой научный, так и бесспорный практический интерес, поскольку от уровня интеграции групповой деятельности, от степени согласованности актов индивидуального поведения в коллективе самым прямым образом зависит эффективность усилий группы в целом. Не случайно поэтому различные аспекты групповой интеграции являются предметом пристального внимания исследователей. Разрабатываются вопросы интегративной оценки групповой активности, психологической совместимости индивидов в группе, конформности (податливости групповому мнению) и гомфотерности (сбитости, сплоченности) группы и др. Большое значение для понимания факторов интеграции групповой деятельности имеют исследования конформности, осуществленные в 20-е гг. (Ф. Г. Оллпорт, В. М. Бехтерев, В. Меде, С. Аш и др.) и позднее, в 60—70-е гг. (М. Гомелаури, А. П. Сопиков, Н. В. Голубева, М. И. Иванюк и др.). Ценны результаты исследований (осуществленных в эти же годы) и степени организованности группы и социально-психологической природы последней (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, А. Н. Лутошкин, И. С. Полонский и др.). Эксперименты, проведенные в социально-психологической лаборатории Курского педагогического института под руководством Л. И. Уманского (1960—1970 гг.) позволили установить, в частности, что организованность группы определяется следующими основными факторами группового взаимодействия: а) общностью межличностных отношений; б) организационной зависимостью; в) психологическим настроем на деятельность; г) сенсомоторной согласованностью реакций. Весьма существенный свет на механизмы групповой интеграции был пролит экспериментальными исследованиями Н. Ф. Масловой, (1968) объектом изучения у которой была не искусственно организованная извне группа, как это имело место в экспериментах В. Меде, С. Аша и др., а стихийно, спонтанно, самопроизвольно возникающие группы. Исследование Н. Ф. Масловой показало, что процесс образования группового мнения здесь качественно отличается от явления конформизма, сознательного желания приспособиться, внешне согласовать свои действия с суждениями и поступками других лиц. В отличие от конформизма как результата одностороннего давления группы на отдельного индивида механизм образования мнения в самопроизвольно возникшей группе характеризуется процессом взаимодействия и взаимовлияния друг на друга мнений группы и отдельных индивидов, группы и лидера. Наряду с эффектом групповой интеграции, проявляющимся в самых различных формах — от внутренней согласованности, спонтанной гомфотерности коллективных действий до внешней подогнанности совокупного поведения под общий образец (эффект конформизма), — следует различать сами механизмы, посредством которых достигается эта согласованность групповой деятельности. Последние, в свою очередь, нужно подразделять на механизмы влияния и отражения влияний в процессе группового взаимодействия. К ним следует отнести прежде всего заражение, внушение, убеждение. Соответственно к способам отражения влияний, или воздействий, относятся подражание, мода и др.
Типы и виды общения
Типологические особенности общения. Наряду со способами следует различать и типы общения. Если способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или, наоборот, дифференциация, даже дезинтеграция и т. д.), то типы — это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер. Таковы пары общения: — делового и игрового; — безлично-ролевого и межличностного; — духовного и утилитарного; — традиционного и инновационного. Психологическая специфика делового и игрового общения При всей относительности различий названных типов они качественно альтернативны по своему характеру. Так, особенностью делового в отличие от игрового общения является высокая степень регламентированности и однозначности первого. В деловом общении заранее задано почти все — от сценария отношений между взаимодействующими индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отношений до достаточно высокой степени определенности ожидаемых результатов. В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, уровень их доминирования находится в зависимости от хода игры. Столь же неопределенным, т. е. непрогнозируемым оказывается часто и результат игрового общения. Особенностью игрового общения является и многозначность ролевых отношений, складывающихся между его участниками. Если отступление от определенности и однозначности передаваемой в деловом общении информации может его осложнить, то в игровом общении, наоборот — чем выше уровень многозначности (неопределенности и подтекста), тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей. Неопределенность результата игрового общения — во многом продукт его незаданности и степени включенности участников игры в ее ход. Отсюда же и более высокий уровень психологической вовлеченности, состязательности и азарта в игровом в отличие от делового общения. Психология ролевого и межличностного общения. Если в основе различий делового и игрового общения лежит прежде всего степень их регламентации или заданности, то специфика психологии функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса. В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого взаимодействия находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. При этом личность, тем более индивидуальность участников делового общения может в полной мере и не приниматься в расчет. Особенно если это касается отношения старшего к младшему по должности субъекту. Альтернативность межличностных отношений функционально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз прежде всего личность, даже индивидуальность участников взаимодействия. В отличие от могущих быть совершенно безличными, т. е. не опосредованными вниманием друг к другу как к индивидуальности, функционально-ролевых отношений, отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта сфокусированы прежде всего на личности партнера по общению. Это предполагает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степени взаимного понимания друг друга как уникальных индивидов и партнеров по общению. При этом наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга. Относительность различий ролевого и межличностного общения. Несмотря на обозначенные выше качественные различия рассматриваемых типов общения, они могут находится в отношениях не оппозиции, а взаимодействия и усиления друг друга. Так, наиболее высокой и продуктивной формой функционально-ролевых отношений в отличие от их безличной модификации являются личностно-опосредованные деловые отношения. Равно как и наоборот, межличностные по своей природе отношения могут только выиграть, когда они дополняются общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения. Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Однако здесь степень регламентации является значительно более высокой. Если в деловом общении регламентированы только функции и рамки роли, то в традиционном общении, например при исполнении свадебного обряда, детально регламентирована вся процедура, весь ритуал коммуникативного поведения как молодых, так и членов их ближайшего окружения, т. е. сам способ исполнения роли, а не только она сама. Естественной типологической альтернативой традиционному общению является общение инновационное. В этом жанре общения предусмотрено достижение наивысших ступеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и воображения его участников. Варианты инновационного общения многообразны, но в основе своей они всегда имеют диалогическое взаимодействие! партнеров. Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения прямо противоположна — разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению нового знания. Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации инновационного общения является диспут, полемика, в частности ее игровой вариант, известный как мозговая атака. Этот вариант инновационного общения интересен прежде всего тем, что он исключает какое бы то ни было осуждение или даже критику выдвигаемых в процессе дискуссии идей. Тем самым дается мощный психологический импульс творческому воображению участников, создается благоприятная атмосфера для поиска и предложения новых, оригинальных решений обсуждаемых проблем. С аналогичной точки зрения можно смотреть и на такие типологически различные пары общения, как духовное и утилитарное, праздничное и будничное и др. Виды общения. Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то видовые различия общения — их предметной направленностью. Так, правомерно говорить о психологической специфике политического или религиозного, научного или экономического общения и др. Здесь психологические особенности коммуникативного поведения партнеров задаются их предметной принадлежностью. Так, психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов. В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов. Если в политическом общении чаще всего проявляется энергетика противоборства, мятежности и непримиримости, то в религиозном общении — скорее дух смирения и умиротворенности. Аналогичным образом можно говорить об особенностях научного общения, где должен доминировать дух разума, и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказательства, а не вера, как в религиозном общении. В экономическом общении доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству. Необходимо, конечно, различать специфику общения и по критерию его масштабности от межличностного до группового, коллективного и массового. Микрообщение, его возможности и границы. Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (fase to fase). Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность участников более 10— 12 человек. Общение, происходящее в небольшой группе людей, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основано на общности интересов, их моральной ценности, открывает большие возможности для эмоциональной наполненности складывающихся отношений. Здесь возникают условия, как правило, благоприятные для более полного самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения. Этот вид общения существенно отличается от тех форм связей, которые несут на себе печать непродолжительности, безличности, стандарта, формальности, фрагментарности и спешки. В отличие от многообразных форм массового общения в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается его высокая степень персонифицирован-ности, стабильности, психологической раскрепощенности и комфорта. Потребность в глубоком, духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление подростка к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала (другого Я), так и проявления соучастия. Но и общение в микросреде не всегда может гарантировать удовлетворение потребности личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. Даже при самом тесном дружеском общении люди далеко не всегда адекватно понимают и оценивают друг друга. Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует и знаний (в частности учета возрастных и характерологических особенностей личности), и умения (в частности умения говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т. д.). При отсутствии же необходимых знаний и подготовки требуется по крайней мере хотя бы время, для того чтобы методом проб и ошибок достичь более полного контакта и взаимопонимания с другим человеком. Однако ныне ставка на фактор времени в условиях его дефицита становится ненадежной.
| |
7 Как люди взаимодействуют | Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Баумейстер, Рой Ф. , «7 Как люди взаимодействуют», Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь (
New York, 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 апреля 2010 г.), https:/ /doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195167030.003.0007, по состоянию на 13 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе основное внимание уделяется взаимодействиям. Хотя психология, как правило, сосредотачивает свои великие теории на индивидуальном человеческом я, мышлении, чувстве, желании и действии, взаимодействие следует другому набору правил. Более того, если принять допущение, что люди созданы природой для культуры, то человеческие взаимодействия заслуживают отдельного рассмотрения. Безусловно, социальная жизнь уже интерактивна, поэтому в этой главе основное внимание будет уделено различиям между культурными и социальными взаимодействиями. Социальные взаимодействия в основном происходят один на один, тогда как культурные взаимодействия включают контекст, который относится к группе или другому коллективу. Следовательно, в главе будет рассмотрено социальное поведение, такое как семейная жизнь, агрессия, секс и власть, но будет подчеркнуто, как эти взаимодействия трансформируются, будучи частью культуры.
Ключевые слова: человеческое взаимодействие, человеческая психика, социальное животное, социальные взаимодействия, культурные взаимодействия, социальное поведение
Предмет
Социальная психология
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Культурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизнь
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Баумейстер, Рой Ф., Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь (
New York, 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 апреля 2010 г. ), https://doi.org/10.1093/ acprof:oso/9780195167030.001.0001, по состоянию на 12 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизньСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Abstract
Что делает нас людьми? Почему люди думают, чувствуют и действуют именно так, а не иначе? В чем суть человеческой природы? Каковы основные отношения между личностью и обществом? Эти вопросы волновали людей на протяжении веков. Теперь, наконец, есть прочная основа для ответа на них в виде накопленных усилий и исследований тысяч психологов-исследователей. Нам больше не нужно полагаться на размышления и предположения, чтобы понять, почему люди такие, какие они есть; вместо этого мы можем обратиться к твердым, объективным выводам. Эта книга не только обобщает то, что мы знаем о людях; он также предлагает последовательное, простое для понимания, хотя и радикальное объяснение. Переворачивая общепринятое мнение с ног на голову, автор утверждает, что эволюция человека определялась культурой. Вопреки теориям, которые изображают отношение человека к обществу как отношение жертвы, бесконечной податливости или просто квадратного гвоздя в круглой дыре, он предполагает, что индивидуальное человеческое существо создано природой для того, чтобы быть частью общества. Более того, он утверждает, что нам нужно ненадолго отложить в сторону бесконечное изучение культурных различий, чтобы посмотреть, что общего у большинства культур; потому что в этом ключ к человеческой природе. Культура заложена в наших генах, хотя культурных различий может и не быть. Эта основная тема получает дальнейшее развитие в ходе экскурсий по основным измерениям человеческой психологии. Чего хотят люди? Как люди думают? Как действуют эмоции? Как ведут себя люди? И как они взаимодействуют друг с другом? Ответы часто бывают неожиданными, и попутно автор объясняет, как связаны человеческие желания, мысли, чувства и действия.
Ключевые слова: люди, общество, эволюция человека, культура, виктимизация, гены, желание
Предмет
Социальная психология
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
Содержание
Передний вопрос
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
- Расширять 1
1 Звери для культуры
- Расширять 2
2 Человеческая психика в действии
- Расширять 3
Чего хотят люди
- Расширять 4
4 Как люди думают
- Расширять 5
5 Как и почему возникают эмоции
- Расширять 6
6 Как люди действуют и реагируют
- Расширять 7
7 Как люди взаимодействуют
- Расширять Эпилог
Конечная Материя
- Расширять Примечания
- Рекомендации
- Индекс
- Расширять Примечания
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.