Учимся понимать невербальные средства общения
Невербальные средства общения важный элемент коммуникации людей. Каждый день, разговаривая с родными, друзьями, коллегами по работе мы задействуем основные техники передачи информации и экстралингвистические средства общения. Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.
Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.
Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:
- Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
- В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.
Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации. Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты. Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.
Благодаря многочисленным психологическим исследованиям появилась классификация невербальных средств общения:
- Пространственные средства – это движение собеседника в пространстве, его размещение относительно других людей и объектов, соблюдение дистанции и ориентация.
- Визуальные средства – взгляд человека, его направление и длительность.
- Тактильные средства – к ним относится тактильный контакт, прикосновение рукой, поцелуй, толчок.
- Экспрессивно – выразительные средства – это может быть мимика, жесты, движение тела и другие техники жестовой коммуникации.
В невербальном общении существует понятие просодика и экстралингвистика. Просодические средства помогают создать образ собеседника, его манеру разговаривать, проявлять чувства и другие элементы индивидуальности. Понятие просодических элементов коммуникации включает в себя ритмическо — интонационную часть разговорной речи, высоту, тон и ударение.
Понятие экстралингвистики представляет собой использование пауз в разговорной речи и других физиологических уловок: смех, плач, вздох. Просодические и экстралингвистические науки изучают речевой поток, дополняют разговор, выражая психологическое и эмоциональное состояние человека.
Содержание
- Функции невербальных средств общения
- Характеристика невербальных средств общения
- Невербальные средства повышения делового статуса
Функции невербальных средств общения
Большинство людей уделяют невербальным средствам коммуникации недостаточно внимания. При разговоре отношение к собеседнику складывается на интуитивном уровне, поэтому во время разговора может появиться дискомфорт или чувство тревоги. Некоторые люди расценивают это как интуицию, хотя на самом деле такие сигналы нам посылает мозг, когда наблюдает не соответствие произносимой речи с жестами.
Невербальные коммуникации бывают осознанными и бессознательными. Осознанные контролируются человеком, бессознательные нет. Давно известно, что соврать может язык, но не тело, поэтому психологи и психоаналитики обращают внимание на бессознательные движения при работе с пациентами. Невербальные средства общения играют важную роль в жизни человека, выполняя основные функции коммуникации.
Язык тела и жестов выполняет следующие функции:
- Помогают понять свое или чужое поведение, являются ориентиром в социальной жизни человека.
- Являются средством выражения психического состояния человека.
- Необходимы для взаимодействия между людьми, выражения отношения друг к другу, помогая решить и истолковать бытовые или деловые ситуации.
- Помогает придать эмоциональную окраску разговору, усилить эффект от произнесенной речи.
- Является показателем статуса человека, показывает его роль в обществе.
- Выполняют функции по созданию психологического портрета и образа собеседника.
Характеристика невербальных средств общения
Во время общения с людьми необходимо обращать внимание на следующие элементы и техники невербальной коммуникации:
- Жесты.
Язык жестов является самым старым методом общения людей и представляет собой движение рук и головы. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными. К произвольным относится сознательное движение рук, а к непроизвольным – рефлекторные или врожденные. Эти жесты выполняют функции замены или дополнения разговорной речи или подчеркивают сказанное собеседнику.
Одни и те же жесты отличаются по смыслу в зависимости от культуры. Желание донести информацию как можно быстрее, а также повышенное эмоциональное состояние человека ведет к активной жестикуляции при разговоре. Жестикуляция может быть:
- Описательной — жесты обретают смысл только во время взаимодействия речи и движения.
- Модальной – дают оценку и выражают отношение к происходящим событиям. Это одобряющие жесты, доверительные или протестующие.
- Коммуникативной – суда относятся жесты, используемые при приветствии, прощание, для обращения внимания окружающих, для отрицания чего-либо.
Примеры жестов на практике
- Касание уха во время разговора – означает не желание слушать собеседника, такое поведение может, быть следствием скуки или не согласием со сказанным.
- Приоткрытый рот – трактуется как сдерживание мыслей, когда человеку есть что сказать, но он не знает, стоит ли это делать.
- Если собеседнику некомфортно, он испытывает эмоциональное напряжение при общении или разговору по телефону, он трогает шею, одежду, крутит в руке мелкие предметы, кольца на руке.
- Мимика.
Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц.
- Визуальные средства коммуникации.
Визуальные взаимодействия между людьми играют важную роль во время передачи информации. Взгляд помогает заострить внимание на говорящем человеке. Во время разговора люди смотрят в глаза друг другу в среднем от 10 секунд. Меньшее количество времени расценивается как неуважение и вызов. При разговоре слушающий человек смотрит на собеседника дольше, чем говорящий. Взгляд связан с формированием мыслей при передаче информации, когда мысль формируется человек не смотрит на собеседника, когда он знает, что хочет сказать он обращает на него внимание.
Визуальный контакт делится на следующие категории, он может быть:
- Социальным – фокусировка взгляда колеблется в области глаз и рта.
- Деловым – во время деловой встречи, проводя доклад, или выступление перед публикой, говорящий смотрит на лоб собеседника, проявляя тем самым к нему уважение и внимание.
- Интимным – собеседник смотрит в глаза или ниже лица.
Лицо человека передает самое точное психологическое состояние, даже на фото. Но оно не настолько достоверно, потому что поддается контролю со стороны человека. С его помощью легче обмануть собеседника, изобразив необходимую гамму чувств.
- Тактильные средства.
Тактильные средства общения включают в себя понятие науки такесики. Она изучает прикосновения во время разговора. Тактильные средства необходимы для нормального общения людей и определяются такими факторами, как статус, возраст, пол, уровень доверия людей.
Неправильное частое применение тактильных средств ведет к конфликтным ситуациям между людьми и враждебному настрою.
- Поза.
Позой называется положение тела человека. Существует множество поз, которые показывают отношение людей к окружающим. Замечено, что высокие по должности лица занимают более раскованную позу. Принятая поза трактуется в зависимости от ее смыслового содержания. Она говорит о закрытости человека или готовности вести диалог.
Перекрещенные руки говорят о нежелании близко подпускать собеседника. Общаясь с человеком, принявшим такую позу, следует говорить кратко и по делу. Закрытое расположение рук свидетельствует о преграде, которую они символизируют при разговоре. Это не доверительная поза, вывести из нее получится предложением взять что-либо в руки или поддержать.
Доверительной и дружелюбной считается поза с не перекрещенными руками и ногами. У внимательного собеседника корпус тела направлен на говорящего, руки свободны и не сжаты в кулаки. Заинтересованный разговором человек постепенно приближается или наклоняется в сторону разговора, если желания слушать нет, то наоборот, откидывается назад, отстраняется. Надежным способом привлечь к себе внимания считается повторение жестов, поз собеседника.
Невербальные средства повышения делового статуса
Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.
Невербальные средства повышения делового статуса включают в себя кабинет руководителя или оборудование в офисе. Следует тщательно следить за «внешним видом» офиса, так как отсутствие порядка и присутствие неряшливости на рабочем месте вызовет недоверие клиентов и посетителей.
Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:
- Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
- Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
- Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
- Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
- Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.
Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой. Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора. Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Невербальные средства общения – Конструктор Успеха
Люди часто обижаются друг на друга, казалось бы, из-за сущей ерунды. Не так посмотрел, не вовремя промолчал, не тем тоном сказал… Мы порой недоумеваем – зачем обращать внимание на такие пустяки? Но психология говорит об ином: через жесты, мимику, позы и другие невербальные средства общения мы передаем 60% информации. Соответственно, лишь 40% того, что мы сообщаем окружающим, приходится на речь.
Более того, если словом можно соврать, то тело не умеет этого делать. Мы неосознанно всегда говорим правду через такие, казалось бы, незаметные вещи, как взмах рукой, поворот головы, затянувшаяся пауза. И собеседник, тоже неосознанно, читает эти послания тела. И когда они расходятся с тем, что произносит речевой аппарат, возникают как раз такие неприятные ситуации. Вы отчетливо понимаете, что вам врут, но доказать – не можете. Случалось с вами такое? Несомненно.
Для того, чтобы читать язык тела других людей, нужно разобраться в том, какие бывают средства невербального общения, каким образом и в каких ситуациях они проявляются. Этим мы с вами и займемся.
Итак, существуют вербальные и невербальные средства общения. К вербальным относится речь – устная и письменная. Имеется пять языковых стилей – разговорный, официально-деловой, художественный, научный, публицистический. Все эти понятия мы учили в школе, поэтому в данном вопросе нам все ясно.
С невербальными средствами коммуникации дело обстоит куда сложнее. Если речь является актом сознательным и целенаправленным, то другие действия, способствующие передаче информации, совершаются чаще всего несознательно и бесцельно. Эти реакции основаны на глубоких психологических процессах, поэтому стали предметом исследования многих ученых.
Невербальные средства общения: виды
Существует классификация, охватывающая все виды невербальных средств общения. Начнем с того, что они делятся на две большие группы – экстралингвистическую и паралингвистическую.
Экстралингвистическими компонентами являются такесика, проксемика, хронемика, экстралингвистика и сенсорика. Паралингвистика включает в себя просодику, кинесику и графемику. Ниже мы вкратце расскажем об этих элементах невербального общения, но, нажав на ссылки, вы сможете увидеть полные статьи, посвященные каждому из них.
Паралингвистические компоненты (от греческого «около» + лингвистика) – это внеязыковые явления, гармонично дополняющие речь. Они всегда идут в связке с речью и без нее не используются.
- Просодика – это голосовое оформление сказанного. С помощью интонации, тембра голоса, характера пауз и их заполнения («…эээ…», «…ммм…»), темпа, тона, ударений и других ритмико-интонационных показателей речи мы можем определить эмоциональное состояние человека в момент разговора, его отношение к собеседнику и предмету обсуждения.
- Кинесика – это действия, дополняющие сказанное: жесты, мимика, позы и взгляд.
- Графемика – способы написания слов и букв, выдающие эмоциональное состояние человека. Не путайте с графологией – эта наука связывает характер человека и его склонности, анализируя почерк. Графемика же является показателем разных состояний одного человека зависимо от его эмоций. Например, взволнованный человек может писать с большим нажимом на бумагу, размашисто, с ошибками и помарками.
Экстралингвистические компоненты (латинское «экстра» — «вне, снаружи, кроме») – невербальные средства передачи информации, не совмещенные с речью. С их помощью можно донести сообщение собеседнику, ничего не говоря.
- Такесика изучает прикосновения, использующиеся в процессе общения. Это рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания.
- Проксемика – способ передачи информации через пространственную организацию общения. А это значит, что расстояние, на котором находятся собеседники, определяет их отношение друг к другу.
- Хронемика – законы общения, основанные на распределении времени. Подразумеваются пунктуальность, желание ожидать или заставлять ждать другого, выбор времени для телефонного звонка и т.д.
- Экстралингвистика – голосовые способы передачи эмоций, находящиеся за границами речи. Это могут быть стоны, вздохи, плач или покашливание.
- Сенсорика – восприятие людей через органы чувств. Больше всего в общении играет роль запах, поскольку мы охотнее идем на контакт с тем, кто приятно пахнет, и наоборот.
Весь этот комплекс терминов описывает одно большое явление, многофункциональный инструмент, которым мы пользуемся каждый день. Язык тела в большей степени определяет результат разговора, чем слова. Поэтому в жизни каждого человека играет важную роль развитие невербальных средств общения. Но здесь есть небольшой подвох – их нужно не развивать, а понимать, систематизировать и сознательно использовать. Потому что в нас они уже развиты.
Откуда берутся навыки невербального общения?
Они не встроены в нашу психику на уровне инстинктов и не развиваются без помощи извне. Мы перенимаем их у родителей еще до того, как учимся говорить. В мире известны так называемые «Маугли» — дети, выросшие в дикой природе, без контакта с человеческим обществом. Они не умели говорить и выражать свои эмоции с помощью интонаций, мимики или жестов. Более того – многие передавали свое внутренне состояние посредством приемов, перенятых у четвероногих собратьев.
Изучение диких детей помогло понять роль воспитания и окружения в становлении человеческой личности. В частности, влияние родителей на формирование всех слоев коммуникации – от речи до таких тонких и не всегда однозначно читаемых проявлений индивидуальности, как организация личного пространства.
Невербальные средства общения: обучение
Невербальные средства общения являются несознательными, но это не помешает нам изучить их, чтобы читать язык тела других людей. В первую очередь эти знания помогут в распознавании лжи, ведь, как уже говорилось, врать умеет рот человека, но не его тело. На нашем сайте есть статья «Как распознать лжеца», в которой подробно описываются вербальные и невербальные проявления обмана.
О том, как человек выдает свои лукавые намерения, сказано уже немало. Но существует более тонкий слой невербального общения, выдающий эмоциональное состояние собеседника и его скрытые мысли. Особенно важны такие тонкости в деловых переговорах.
Например, всем мы знаем о «закрытой позе», демонстрирующей недоверие: руки сплетены на груди, нога заброшена на ногу, человек старается максимально отодвинуться от собеседника, прижимается к спинке стула или кресла. Прежде, чем переходить к главному вопросу встречи, необходимо расколоть лед недоверия, иначе разговор не заладится.
Если переговорщик не заинтересовался предложением, он будет сидеть, откинувшись на спинку стула, забросив ногу за ногу, подергивая носком или постукивая ногой по полу. Он может рисовать в блокноте, вертеть в руках ручку или другой предмет, оглядываться вокруг себя, смотреть на часы. Видя такое поведение, не стоит рассчитывать на удачный контракт – значит, нужно пересмотреть условия.
А как выглядит человек, готовый к сотрудничеству? Жестикулируя, он показывает раскрытые ладони. Важное движение, которое всегда выдает доверительное отношение и расслабленность – расстегивание пуговиц на пиджаке или даже его снимание. Если партнер заинтересован в сотрудничестве и уже готов подписать договор, он придвигается ближе к столу, садясь на край стула.
Бывают ситуации, когда человек очень заинтересован в сотрудничестве, но старается не выдавать волнение. Существуют жесты самоконтроля, по которым можно распознать желание удержать свои желания и эмоции в узде. Это крепкое сжимание подлокотников кресла или других предметов, скрещивание лодыжек при сидении, поджатые губы. Один из хорошо читаемых сигналов — «я держу себя в руках»: одна рука сжата в кулак, вторая охватывает ее запястье. О напряженности свидетельствует и корпус, расположенный перпендикулярно полу. О таком человеке говорят: сидит, будто палку проглотил.
Конечно же, процесс обмена невербальной информацией действует в обе стороны, поэтому вы также можете сообщить многое собеседнику через жесты и позы. Существует целая система знаков, помогающих расположить к себе человека.
В первую очередь это избавление при разговоре от всех сигналов защиты, недоверия, высокомерия и безразличия. В общем, всего того, что может произвести отрицательное впечатление. А это значит, что не нужно скрещивать руки и ноги, откидываться назад, чесать нос и трогать лицо, закрывать область грудной клетки каким-то предметом (папкой, сумкой). Руки должны быть расслаблены, при разговоре нужно иногда разводить их, раскрывая ладони.
Позиция доверия и заинтересованности – легкий наклон вперед. Но чтобы не переусердствовать, нужно иногда немного отклоняться назад. Люди очень любят, когда их внимательно слушают, поэтому кивайте головой в ответ на высказывания собеседника.
Беспроигрышный способ – отзеркаливание. Когда вы повторяете позы и жесты человека, он проникается доверием, потому что мы склонны доверять тем, кто похож на нас. Но необходимо озаботиться тем, чтобы вас не рассекретили и не догадались, что вы «обезьяничаете». К тому же отзеркаливать нужно не все подряд, а лишь знаки доверия и открытости. Если собеседники будут дружно сидеть, нахохлившись и скрестив руки на груди, такое сотрудничество ничем хорошим не закончится.
Ну и, конечно же, людей больше всего располагает естественность и уверенность в себе. Поэтому, стараясь контролировать свое тело, не забывайте, что всего должно быть в меру. Иначе можно превратиться в робота.
***
Это лишь верхушка айсберга под названием «Невербальное общение», база, которая поможет стать более обаятельным, успешным и понимающим окружающих. Язык тела – сложное и многоуровневое явление, и тот, кто знает его, способен творить чудеса, видеть людей насквозь и угадывать их скрытые желания.
Важность невербального общения — Образовательная сеть по библиотекам и информатике
Невербальное общение:Хотя мы обычно отождествляем общение с речью, общение состоит из двух измерений — вербального и невербального. Невербальное общение включает в себя поведение в форме зрительного контакта, прикосновения, тона голоса, физического поведения и выражения лица. В семействе поведения невербальная коммуникация также включает тонкие коммуникаторы. Например, внешний вид, поза и расстояние между двумя людьми передают тонкое общение. Экман и Фризен (1969) (цитируется по Susan, 2002) определяют коммуникативное невербальное поведение как «те действия, которые явно и сознательно предназначены отправителем для передачи определенного сообщения получателю». Невербальное общение может оказать сильное влияние на многие аспекты общения с другими, включая силу, синхронность и непосредственность. Следовательно, компоненты невербальной коммуникации заслуживают подробного обсуждения.
Важность невербального общения:
Многие люди считают, что общение включает язык, и поэтому невербальное общение не является законной областью обучения. Однако разделить вербальное и невербальное общение невозможно. Когда человек говорит, его жесты и мимика подчеркивают его слова. Даже при разговоре по телефону тон голоса, скорость, громкость и интонация влияют на смысл говорящего. Люди используют невербальное общение из-за следующих моментов.
- Слова имеют ограничения: существует множество областей, в которых невербальная коммуникация более эффективна, чем вербальная (при объяснении формы, направлений, личностей и т. д. они выражаются невербально).
- Невербальные сигналы очень сильны: невербальные сигналы в первую очередь выражают внутренние чувства (вербальные сообщения в основном связаны с внешним миром).
- Невербальное сообщение, вероятно, будет более искренним: это потому, что невербальное поведение нельзя контролировать так же легко, как произносимые слова.
- Невербальные сигналы могут выражать чувства, которые неуместно выражать: социальный этикет ограничивает то, что можно сказать, но невербальные сигналы могут передавать мысли.
- Для отправки сложных сообщений необходим отдельный канал связи: Говорящий может значительно усложнить вербальное сообщение с помощью простых невербальных сигналов.
Невербальное общение обладает огромным потенциалом для улучшения общения. Умело дополненный вербальным общением, он может добавить больше смысла в процесс общения, делая ситуацию беспроигрышной как для отправителя, так и для получателя. Он имеет огромные возможности в области преподавания и обучения. Как сказано вкратце, то, как что-то выражается, может иметь большее значение и вес, чем то, что сказано, сами слова.
Для цитирования статьи используйте:
- Ahuja, S. (2009). Влияние невербального общения учителей-студентов бакалавриата на их работу в классе. Получено с: http://hdl.handle.net/10603/58170
Ссылки:
- Susan, R. (2002). Использование невербальной коммуникации для повышения эффективности учителя. Получено из базы данных ERIC. (ED464728)
Роль невербальной коммуникации в эффективной коммуникации
Введение
Невербальное общение может означать много разных вещей, и все они важны для эффективного общения. Наиболее очевидными формами невербального общения являются язык тела и жесты, и мы рассмотрим именно их. Кроме того, внешний вид, прикосновения и даже выбор дизайна могут быть использованы для передачи информации о человеке.
Объективы
Эта статья поможет вам научиться использовать невербальные сигналы, чтобы лучше понимать других. Точно так же вы можете отточить эти навыки, чтобы быть уверенным, что вы эффективно доносите свои идеи.
ü Что включает в себя «невербальная коммуникация»?
ü Почему невербальная коммуникация эффективна?
ü Как я могу читать невербальные сигналы от других?
ü Каково реальное применение невербальной коммуникации?
Определение невербального общения
Невербальное общение — это почти все, что передает идею от одного человека к другому без использования слов.
Важно помнить, что культурные нормы многое определяют в отношении невербального общения. Личное пространство, зрительный контакт и прикосновения — это лишь некоторые из невербальных средств, которые в разных культурах означают разные вещи. В Соединенных Штатах, например, считается вежливым поддерживать зрительный контакт при разговоре с начальником. Однако во многих азиатских культурах это было бы расценено как неуважение. Идеи в этом разделе основаны главным образом на том, что считается приемлемым в Северной Америке.
Одной из распространенных фраз, используемых при разговоре о невербальном общении, является «язык тела». Язык тела может включать в себя жесты, движения и даже позы, которые используются для отправки сообщений о том, что вы имеете в виду — большинство из которых подробно описано ниже. Иногда язык тела не соответствует тому, что говорится, и понимание того, как его читать, может быть очень полезным для определения того, чего на самом деле хочет или в чем нуждается другой человек.
- Зрительный контакт является важным компонентом невербального общения. Если кому-то интересно то, о чем идет речь, он или она будет больше смотреть в глаза говорящему. Однако слишком сильный зрительный контакт сигнализирует о том, что слушатель несколько агрессивен или недоверчив. Слишком слабый зрительный контакт часто является признаком того, что слушатель либо не очень заинтересован, либо отрицательно относится к тому, что говорится.
- Говоря о зрительном контакте, можно определить, что кому-то скучно, заметив, что он смотрит прямо на говорящего, но глаза немного расфокусированы. Это может сопровождаться наклоном головы и подергиванием рук.
- Люди, которые скрещивают руки на груди, часто что-то скрывают или даже защищаются от чего-то. Конечно, это должно быть связано с ситуацией. Если говорящим людям очень комфортно друг с другом, скрещенные руки могут означать, что один человек очень глубоко думает о том, что говорится.
- Соответствующее количество личного пространства может варьироваться от человека к человеку, но оно более или менее продиктовано социальными нормами внутри культуры. Нормы США предписывают расстояние между двумя людьми примерно на расстоянии вытянутой руки. Тот, кто очень увлечен тем, что говорит другой, с большей вероятностью наклонится вперед или прикоснется к другому человеку.
- Выражение лица многое говорит о том, о чем думает человек. Хотя мы можем в какой-то степени контролировать выражение лица, во многих случаях оно возникает естественным образом (как это часто бывает со словесными сигналами, как мы узнали из предыдущего раздела).
В дополнение к языку тела мы можем улавливать сигналы о других по их стилю и другим физическим характеристикам, таким как одежда, прическа, домашний декор и т. д.
Возьмем, к примеру, офицеров. По их униформе можно узнать, к какому роду войск они принадлежат, а также их звания и должности. Даже знание того, что этот человек служит в армии, дает ключ к пониманию его образа мыслей и взаимодействия с другими людьми. Подобно униформе, в нашей повседневной жизни есть много предметов, имеющих символическое значение, и это тоже вопрос невербальной коммуникации.
Почему невербальное общение эффективно?
Как мы уже говорили, невербальные сигналы могут различаться в разных культурах. С другой стороны, исследования неоднократно показывали, что есть семь выражений лица, которые на самом деле универсальны для всей человеческой расы. К ним относятся гнев, презрение, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
С таким типом информации, встроенной в нас, неудивительно, что мы так сильно полагаемся на невербальное общение. На самом деле, было подсчитано, что до 80 процентов общения касается того, о чем не говорится. Скорее, он основан на восприятии жестов человека, зрительного контакта, одежды и окружающей среды.
Настроившись на чью-то невербальную коммуникацию, вы сможете определить, что на самом деле говорится, помимо произнесенных слов. Иногда человек может соглашаться с вами вслух, а подсказки, такие как избегание зрительного контакта или ерзание, говорят о том, что, возможно, он не совсем честен в своих словах. Это означает, что наблюдение за совпадением невербальной и вербальной коммуникации человека поможет определить, согласен ли он с вашей идеей.
Понимание языка тела также может помочь другим принять вашу точку зрения. Использование таких приемов, как «отзеркаливание», помогает успокоить других. Этот метод включает в себя тонкое подражание жестам, языку тела и даже речевым моделям другого человека. Отражение происходит естественным образом, когда люди общаются, но стратегическое использование этого метода может помочь другим чувствовать себя более комфортно в напряженной ситуации. При использовании этой техники важно, чтобы человек не чувствовал, что его дразнят, а это значит, что отзеркаливание не должно быть точным.
Чтение невербальных сигналов
В дополнение к упомянутым выше вещам существуют буквально тысячи невербальных сигналов, которые можно использовать, чтобы установить, что кто-то другой сообщает. Вот несколько примеров. Имейте в виду, что невербальные сигналы могут ввести в заблуждение, поэтому лучше учитывать все типы информации.
Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс «Навыки эффективного общения»?
- Агрессивный: хмурится, поджимает губы, сверлит взглядом, щурится, сжимает кулаки, краснеет, вторгается в личное пространство, трясет пальцем, делает резкие движения
- Внимательный: неподвижно слушает, наклоняется вперед, пристально смотрит, игнорирует отвлекающие факторы, медленно кивает, перефразирует сказанное
- Скучно: озираться, барабанить пальцами, зевать, сутулиться, находить другие дела, постоянно смотреть на часы
- Обманчивый: натянутые улыбки (глаза не улыбаются, когда рот улыбается), потливость, резкие движения, подергивания, кажется рассеянным, ерзание
- Оборонительный: прикрытие жизненно важных органов, опускание подбородка, скрещивание рук, использование физического барьера, уменьшение себя, напряжение, оглядывание, как будто в поисках спасения
- Расслабление: ровное дыхание, пониженный голос, руки свисают в стороны, использование рук при разговоре, плавные жесты, улыбка, равномерная скорость и тон речи, малое моргание, лоб без морщин
Невербальная коммуникация: пример из практики
Маркус пришел на собеседование на работу в компанию ABC на 10 минут раньше. Его костюм выглажен, а галстук совершенно новый. Он связывается с портье, который сидит за стеклянным столом, на котором нет ничего, кроме компьютера, телефона и фотографии золотистого ретривера в рамке. Ее волосы замысловато уложены, а ногти идеально ухожены. Она осматривает Маркуса с ног до головы, слегка улыбается, кивает и просит его присесть. Маркус спокойно сидит прямо в холле с портфелем на коленях.
Двадцать минут спустя входит менеджер компании и обеими руками пожимает Маркусу руку. Менеджер просит Маркуса следовать за ним, и они вдвоем идут по темному коридору к его офису. Оказавшись внутри, менеджер убирает стопку файлов со стула, освобождая место для Маркуса. Он закрывает дверь и занимает свое место за столом, заваленным семейными фотографиями с отпуска, заводными игрушками и другими файлами. Маркус откидывается на спинку стула, скрестив руки на груди. Менеджер тоже откидывается на спинку стула.
Менеджер просматривает резюме Маркуса, смотрит прямо на него и говорит, как здорово оно выглядит. Он спрашивает Маркуса о его предыдущей работе. Маркус смотрит в пол и шевелит пальцами, рассказывая о своем опыте работы в другой компании. Закончив, он оглядывается на менеджера, который задает вопрос о его интересах. Говоря о своей любви к музыке, Маркус наклоняется вперед и говорит быстрее. Он использует свои руки, чтобы подчеркнуть то, что он говорит, и улыбается во время разговора.
Интервью заканчивается на несколько минут раньше. Менеджер предлагает крепкое рукопожатие, которое Маркус принимает, но оба мужчины понимают, что дальнейшие рабочие отношения маловероятны.
Письменное общение
Введение
Письменное общение так же разнообразно, как вербальное и невербальное. Он опирается на отдельные языки, диалекты, опыт и образование для создания формы общения, которая выходит за рамки слов и действий. Хотя письменность не так стара, как вербальное и невербальное общение, письменность в той или иной форме существует уже более 5500 лет.
Цели
В этой статье рассматриваются различные компоненты письменного общения. Это позволит людям использовать письмо, чтобы максимизировать свою способность общаться в личных и деловых целях.
ü В чем преимущества письменного общения?
ü Каковы недостатки письменного общения?
ü Как избежать недоразумений?
ü Какие факторы способствуют эффективному письму?
Письменное общение
Если у вас нет диплома по английскому языку или вы не работаете профессиональным писателем, велика вероятность того, что вы, по крайней мере, немного напуганы перспективой письменного общения. Если вы боитесь выглядеть неадекватно с точки зрения вашей способности писать и использовать правильную грамматику, синтаксис и пунктуацию (или если у вас был неудачный опыт недопонимания, которое может возникнуть из-за неверного сообщения электронной почты), вы не одинок. Письменное общение чревато проблемами, ошибками и откровенными катастрофами.
В то же время письменное общение никогда не было так важно, как в сегодняшнюю технологическую эпоху. Персональные средства связи, электронная почта, заметки и текстовые сообщения являются одними из самых популярных способов общения как в деловом мире. и среди друзей. Каждый из них основан на использовании письменного слова для передачи смысла.
Когда вы полагаетесь на письмо как на единственное средство общения, независимо от того, какое средство вы используете, необходимо учитывать ряд факторов:
Аудитория
Аудитория произведения должна быть самым важным фактором, который вы должны учитывать при определении того, как и что вы будете говорить, особенно в деловой сфере. Когда вы планируете отправить письмо, записку или другое письменное сообщение, подумайте, кто будет его читать и почему. Основной целью почти всех письменных работ является передача определенной идеи или набора идей с помощью слов. Если вы забудете, кто будет получателем написанного, эти идеи с большей вероятностью будут искажены или неверно истолкованы.
Например, начинать деловую записку с личного сообщения обычно неуместно. Точно так же юридический жаргон, с которым вы, возможно, работаете ежедневно, может не подходить для электронного письма вашей бабушке.
Стиль
Хотя письменное общение всегда должно быть адаптировано к вашей аудитории, ваш личный стиль письма является важной частью эффективности письма. Если вы обычно пишете краткие, фактические заметки, потому что это ваш личный стиль, нет никаких причин, по которым вы должны прибегать к более цветочному стилю. На самом деле, переход от одного стиля к другому может создать больше проблем, поскольку ваша аудитория может понять больше внезапных изменений, чем если бы вы оставались последовательными.
Официальность
Уровень формальности письменного сообщения многое говорит об авторе (и получателе). В деловой переписке использование формального тона, правильные заголовки и соблюдение заданного форматирования не только демонстрирует ваш собственный уровень способностей и профессионализма, но и дает представление о том, как вы воспринимаете свою аудиторию. Например, наспех написанное электронное письмо, осуждающее сплетни у кулера с водой, не свидетельствует о том, что: а) вы серьезно относитесь к проблеме; или б) вы считаете, что получатели письма заслуживают более формального запроса. Этот тип электронной почты, скорее всего, НЕ приведет к желаемому действию.
Уровень навыка
Хотя у вас могут быть не самые лучшие навыки письма в мире, нет причин, по которым вы должны бояться письма. Вместо этого вы должны писать с учетом своего уровня навыков. Если вы не умеете составлять длинные предложения или использовать длинные слова, не делайте этого. Нет ничего плохого в использовании кратких предложений, если вы используете их правильно.
Обратите внимание на следующее сообщение:
Все члены руководящего состава должны явиться в конференц-зал ровно в 12 часов дня в годовщину открытия организации.
В этом длинном предложении велика вероятность ошибки. Неправильное использование дефисов, апострофов, грамматики и орфографии может легко произойти даже среди самых опытных писателей.
Этот пример также будет работать:
Пожалуйста, все руководящие сотрудники встретятся на нашу годовщину открытия? Мы встретимся в конференц-зале в полдень.
Хотя вы можете предпочесть использовать первый пример, из-за более высокого уровня профессионализма, который он представляет, всегда лучше ошибиться в сторону осторожности. Если вы не уверены на 100% в своих писательских способностях, простое и правильное всегда лучше, чем сложное и потенциально неправильное.
Постоянство
Письменное общение намного более постоянно, чем вербальное или невербальное общение. Когда вы что-то записываете — будь то на бумаге, в электронном письме или на салфетке, которую вы нашли в баре, — это невозможно вернуть. Вот почему юридически обязывающие контракты почти всегда ограничиваются письменной формой: это единственное место, где вы не можете притворяться, что «сказали» что-то другое, чем то, что там есть. Вот почему вы всегда должны писать с осознанием того, что слова, которые вы выбираете сегодня, могут иметь последствия в будущем.
Плюсы и минусы письменного общения
Как и большинство вещей, письменное общение имеет две стороны. В некоторых случаях это может быть бесценным инструментом для экономии времени и денег. В других случаях это может привести к еще большему недопониманию и даже потенциальным судебным искам. Прежде чем что-то написать, всегда полезно определить, что лучше: телефонный звонок или даже короткая встреча.
Плюсы письменного общения
- Вы можете отправлять массовые сообщения унифицированным и последовательным образом.
- У вас есть запись вашего общения.
- Вы можете организовывать длительные мыслительные процессы или длинные сообщения.
- Вы можете просмотреть написанное перед отправкой.
Минусы письменного общения
- Написание и корректура сообщения может занять больше времени, чем его простое озвучивание.
- Эмоции, сарказм и шутки легко понять неправильно.
- Многие считают его слишком неформальным (или слишком формальным, в зависимости от обстоятельств).
- Ваша аудитория может прочесть в ней что-то, чего вы не хотели.
- Ваш уровень мастерства может произвести неправильное впечатление на вашу аудиторию.
Советы, как избежать недоразумений при письменном общении
Конечно, придет время и место, когда письменное общение будет либо единственным, либо лучшим вариантом. Хотя хорошее знание языка и грамматики — отличное начало, вы также можете положиться на эти советы, чтобы уменьшить вероятность недопонимания.
- Не используйте сленговые слова или слова, имеющие разное значение в разных культурах.
- Не полагайтесь на смайлики (смайлики, которые можно составить из двоеточий и круглых скобок или добавить в электронное письмо в красочной форме), чтобы избежать недоразумений.