Стадии решения мыслительных задач Уолласа. Большая российская энциклопедия
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Ста́дии реше́ния мысли́тельных зада́ч Уо́лласа, теория, согласно которой в решении задачи выделяются четыре стадии: подготовка, инкубация, озарение и проверка. Теория была разработана английским политологом и психологом Г. Уолласом в 1926 г. (Wallas. 1926). Его основной целью было описать современные на тот момент методы и способы улучшения процесса мышления. Выделенные стадии в первую очередь характеризуют творческое решение задачи, сопровождающееся появлением новой идеи. В качестве источника своих идей Г. Уоллас использовал описание двух реальных мыслительных процессов:
1) речь Г. Гельмгольца, немецкого физика, описавшего возникновение новой идеи как неожиданный процесс, происходящий без усилий, как вдохновение. На основе данной речи были выделены такие стадии, как подготовка, инкубация и озарение;
2) описание французским математиком А. Пуанкаре процесса математического открытия. В этой работе подчёркивалась важность последующей проверки найденного решения.
Таким образом, Г. Уоллас описал четыре стадии решения мыслительной задачи, которые могут быть применены к любому процессу мышления. Знание стадий должно было помочь читателю приложить сознательные и произвольные усилия для появления новой идеи.
Подготовка
Под подготовкой (preparation) Уоллас понимал и поиск необходимой информации для решения задачи, и начало сознательной работы над ней, т. е. постановку цели. Поиск и усвоение информации подразумевает весь процесс обучения, включая приобретенные ранее знания и навыки, а также общие приемы анализа проблемной ситуации, умение обращать внимание на те или иные её аспекты, формулировать логические суждения. Сознательная работа над задачей предполагает, что решатель в том или ином виде сформулирует для себя цель решения, выделит задачи, которые он хочет решить, и отсеет те, которые в данный момент не требуют решения. Действия решателя на данной стадии являются сознательными и произвольными.
Инкубация
Инкубация (incubation) – это период неосознаваемой и непроизвольной работы над задачей. В этот период решатель может начать сознательно работать над другими задачами либо перейти в режим отдыха, релаксации, во время которого не будет решать ни одну из мыслительных задач. Г. Уоллас предполагал, что инкубация имеет исключительно положительную роль в процессе решения, т. к. за счёт неё можно одновременно решать несколько задач. В настоящее время под инкубацией чаще всего понимается повышение вероятности решения задачи после того, как решатель отложил ее на какой-то период времени, переключившись на выполнение других видов деятельности (Ohlsson. 1992; Kaplan. 1988). Таким образом, инкубация выступает своеобразной стратегией или эвристикой, которую решатель может попробовать применить для решения сложной мыслительной задачи. Но подобная стратегия не гарантирует успеха, поскольку решатель не может контролировать неосознаваемые познавательные процессы, происходящие в этот период.
Озарение
Озарение (illumination) – стадия, во время которой решатель понимает, как решить задачу. Озарение описывается как мгновенное и неожиданное появление новой идеи. При этом Г. Уоллас разделяет внутри озарения два события – это «вспышка» или «щелчок», т. е. непосредственно сам момент неожиданного появления решения в сознании, и предшествующая вспышке цепочка ассоциаций, т. е. пробные и менее удачные варианты решения задачи. Ассоциативная цепочка длится дольше (от нескольких минут до нескольких часов) в сравнении с мгновенной вспышкой. Оба события внутри озарения происходят неосознанно, а проведение чёткой границы между событиями инкубации и озарения – сложная задача. В более современных работах стадия озарения приравнивается к инсайту (Ohlsson. 1992).
Проверка
Проверка (verification) предполагает доработку решения и оценку его правильности. Эта стадия, как и подготовка, является полностью сознательной. Для выполнения проверки используется тот же набор логических или математических правил, что был применён и усвоен в ходе подготовки к решению.
В некоторых более поздних работах отмечается, что количество стадий, описанных в работе Г. Уолласа, равно не четырём, а пяти (Fryer. 2012; Sadler-Smith. 2015). В качестве еще одной стадии предлагается намёк (intimation). Намёк – событие, происходящее на периферии сознания и соединяющее между собой инкубацию и озарение. В качестве такого события могут выступить различные наблюдения, свойства элементов задачи, неожиданное поведение, т. е. это некоторое состояние задачи, когда часть её свойств более заметна для решателя и может помочь найти ответ. Но после того как произошло озарение, воспоминания о подобных событиях-намёках стираются из-за слишком яркой и запоминающейся вспышки. Забывание намёков под воздействием озарения объясняет тот факт, что ни Г. Гельмгольц, ни А. Пуанкаре не отчитывались о подобных событиях и, более того, всячески подчёркивали, что момент перехода от инкубации к озарению был для них мгновенным и неожиданным. В работе Ю. Садлера-Смита (2015) также отмечается, что озарение характеризуется фокальным или частичным осознанием происходящего. Частичная осознаваемость проявляется в том, что решатель помнит лишь некоторые события, происходившие во время озарения, может отчитаться только об отдельных элементах ассоциативной цепочки.
Савинова Анна Джумберовна Дата публикации: 1 июня 2022 г. в 15:09 (GMT+3)Основные этапы процесса мышления
15.05.2012
В ходе решения сложной задачи можно выделить несколько основных этапов процесса мышления.
1. Начало мыслительного процесса состоит в осознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление И.Ньютона, чтобы увидеть в падающем на землю яблоке проблему.
В структуру проблемной ситуации входят познавательная потребность, побуждающая человека к деятельности; неизвестное достигаемое знание (т.е. предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека.
2. Следующий этап мыслительного процесса состоит в формулировке задачи.
Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).
3. Следующий этап мыслительного процесса — это разработка стратегии решения задачи, общей схемы решения.
Задача решается различными способами, выбор которых обусловлен условиями задачи и интеллектуальными возможностями субъекта. Если решаемая задача предполагает знание правил, то это означает включение в общую структуру еще двух этапов. На первом необходимо определить то правило, которое будет использовано, а на втором — применить данное общее правило к конкретным, частным условиям.
Способом решения задачи может быть алгоритм, эвристика, правила и т.д.
В ходе разработки общей схемы решения задачи появляется гипотеза или несколько гипотез, но возникают они не всегда последовательно, и на любом этапе мыслительного процесса. Существуют следующие способы выдвижения гипотез:
- сначала формулируются все возможные гипотезы, а затем в ходе проверки отбрасываются ложные;
- гипотезы выдвигаются и проверяются последовательно, по одной;
- в результате бессистемности действий (азарт) ни одна из гипотез не доводится до конца;
- гипотезы не формулируются, а идет поиск случайного решения.
4. Определив стратегию, переходят к выделению частных операций, последовательность которых необходимо строго соблюдать. Цепь последовательных операций приводит к определенному результату.
5. Последний этап мыслительного процесса — это сравнение результата с исходным условием. В том случае, если результат соответствует условию, задача считается решенной. Если же такого соответствия нет, действие начинается снова, пока нужное согласование результата с исходным условием не будет достигнуто.
Ключевые слова: МышлениеИсточник: Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Материалы по теме |
---|
Динамика мыслительной деятельности … |
Мышление: понятие, операции, виды Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Мышление в структуре психики: сущность познавательного процесса Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова… |
Творческое мышление Карпов А.В., Общая психология |
Что такое мышление? Винсент Ружиэйро, Мышление. |
Психология мышления Цветкова Л.С., Мозг и интеллект |
Мышление и интеллект Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Стадии изменения и физической активности у лиц с тяжелыми психическими заболеваниями
. 2011 авг; 56 (3): 182-90. doi: 10.1037/a0024207.Джилл Л. Безьяк 1 , Норман Л. Бервен, Фонг Чан
принадлежность
- PMID: 21707200
- DOI: 10. 1037/а0024207
Джилл Л. Безьяк и соавт. реабилитационный психол. 2011 авг.
. 2011 авг; 56 (3): 182-90. doi: 10.1037/a0024207.Авторы
Джилл Л. Безьяк 1 , Норман Л. Бервен, Фонг Чан
принадлежность
- 1 Программа реабилитации человека, Университет Северного Колорадо, Грили, CO 80639, США. [email protected]
- PMID: 21707200
- DOI: 10.1037/а0024207
Абстрактный
Цель: Применить конструкции транстеоретической модели (ТТМ) изменений для понимания физической активности лиц с тяжелыми психическими заболеваниями.
Метод:
Полученные результаты: Отдельный логистический регрессионный анализ для смежных пар этапов показал, что 33% дисперсии учитывались при прогнозировании этапов подготовки по сравнению с этапами действия/обслуживания, при этом поведенческие процессы вносили значительный уникальный вклад в прогнозирование. Был проведен множественный регрессионный анализ для изучения предсказания самооценки физической активности на основе всех показателей TTM, и полная модель учитывала почти 27% дисперсии.
Заключение:
Результаты показывают, что конструкции TTM обещают понимание физической активности людей с тяжелыми психическими заболеваниями, что имеет важное значение для клинической практики и будущих исследований.Похожие статьи
- Применение транстеоретической модели к физической активности членов семьи на Тайване.
Tung WC, Gillett PA, Pattillo RE. Тунг В.К. и др. Медсестры общественного здравоохранения. 2005 г., июль-август; 22(4):299-310. doi: 10.1111/j.0737-1209.2005.220405.x. Медсестры общественного здравоохранения. 2005. PMID: 16150011
- Корреляты физической активности у молодых людей, перенесших рак в детстве.
Финнеган Л., Уилки Д.Дж., Уилбур Дж., Кэмпбелл Р.Т., Зонг С., Катула С. Финнеган Л. и соавт. Форум Oncol Nurs. 2007 сен; 34 (5): E60-9. doi: 10.1188/07.ONF.E60-E69. Форум Oncol Nurs. 2007. PMID: 17878118
- Применение транстеоретической модели для выявления психологических конструктов, влияющих на поведение при выполнении упражнений: анкетный опрос.
Ким Ю.Х. Ким ЙХ. Int J Nurs Stud. 2007 г., август; 44 (6): 936-44. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2006.03.008. Epub 2006 15 мая. Int J Nurs Stud. 2007. PMID: 16698024
- Транстеоретическая модель: приложения для тренировки поведения.
Маркус Б.Х., Симкин Л.Р. Маркус Б.Х. и др. Медицинские научные спортивные упражнения. 1994 ноябрь; 26 (11): 1400-4. Медицинские научные спортивные упражнения. 1994. PMID: 7837962 Обзор.
- Вмешательства, направленные на изменение поведения при физической активности, основанные на транстеоретической модели: систематический обзор.
Хатчисон А.Дж., Брекон Д.Д., Джонстон Л.Х. Хатчисон А.Дж. и соавт. Здоровье Educ Behav. 2009 г., октябрь; 36 (5): 829-45. дои: 10.1177/10
108318491. Epub 2008 7 июля. Здоровье Educ Behav. 2009. PMID: 18607007 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Детерминанты самоконтроля физического здоровья у взрослых с серьезными психическими заболеваниями: систематический обзор.
Ковентри П.А., Янг Б., Балогун-Катанг А., Тейлор Дж., Браун Дж.В.Э., Китчен С., Келлар И., Пекхэм Э., Белласс С., Райт Дж., Олдерсон С., Листер Дж., Холт РИГ, Доэрти П., Карсвелл С., Хьюитт К., Джейкобс Р., Осборн Д., Бонке Дж., Сиддики Н. Ковентри, Пенсильвания, и соавт. Фронтовая психиатрия. 2021 18 августа; 12:723962. doi: 10.3389/fpsyt.2021.723962. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34489764 Бесплатная статья ЧВК.
- Адаптация и валидация шкалы самоэффективности и социальной поддержки физической активности у испанских пациентов с тяжелыми психическими расстройствами.
Перес-Крузадо Д., Вера-Гарсия Э., Майораль-Клерис Ф., Лучано Дж.В., Куэста-Варгас А. Перес-Крузадо Д. и др. Мозговое поведение. 2020 Февраль;10(2):e01510. doi: 10.1002/brb3.1510. Epub 2019 26 декабря. Мозговое поведение. 2020. PMID: 31880097 Бесплатная статья ЧВК.
- Ассоциации между физической активностью и мотивацией, компетентностью, функционированием и апатией у жителей с психическими заболеваниями сельского поселения: поперечное исследование.
Фархольм А., Соренсен М., Халвари Х., Хиннеклейв Т. Фархольм А. и др. БМС Психиатрия. 2017 6 ноября; 17 (1): 359. doi: 10.1186/s12888-017-1528-3. БМС Психиатрия. 2017. PMID: 29110649 Бесплатная статья ЧВК.
- Использование приложений для смартфонов для улучшения психического и физического благополучия.
Масиас С., Панч Т., Хикс Ю.М., Сколник Дж.С., Вин Д.Л., Онгур Д., Коэн Б.М. Масиас С. и др. Psychiatr Q. 2015 Dec;86(4):505-19. doi: 10.1007/s11126-015-9337-7. Психиатр К. 2015. PMID: 25636496
- Упражнения средней и высокой интенсивности в соответствии с транстеоретической моделью: связь с курением и ИМТ среди взрослых австрийцев.
Großschädl F, Titze S, Burkert N, Stronegger WJ. Großschädl F, et al. Вена Клин Wochenschr. 2013 Май; 125 (9-10): 270-8. doi: 10.1007/s00508-013-0361-z. Epub 2013 18 апр. Вена Клин Wochenschr. 2013. PMID: 23595523
термины MeSH
Упражнения и психическое здоровье — канал Better Health
Действия для этой страницы
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень- Люди, которые регулярно занимаются спортом, имеют лучшее психическое здоровье и эмоциональное благополучие, а также реже страдают психическими заболеваниями.
- Упражнения важны для людей с психическими заболеваниями: они не только улучшают наше настроение, концентрацию и бдительность, но и улучшают наше сердечно-сосудистое и общее физическое здоровье.
- Упражнения не обязательно должны быть напряженными, структурированными или занимать много времени, чтобы получить пользу.
- Любые упражнения лучше, чем ничего, но эксперты рекомендуют взрослым быть активными большую часть дней, стремясь в общей сложности к 2,5-5 часам умеренной физической активности или 1,25-2,5 часам активной физической активности в неделю.
Все мы знаем, насколько важны физические упражнения для поддержания нашего физического здоровья. Но знаете ли вы, что физические упражнения также могут помочь сохранить ваше психическое здоровье?
Исследования показывают, что люди, которые регулярно занимаются спортом, имеют лучшее психическое здоровье и эмоциональное благополучие, а также реже страдают психическими заболеваниями.
Занятия спортом снижают риск развития психических заболеваний. Это также, кажется, помогает в лечении некоторых психических заболеваний, таких как депрессия и тревога. Например, исследования показывают, что при легкой или умеренной депрессии физическая активность может быть столь же эффективной, как антидепрессанты или психологические методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия. Упражнения также могут быть ценным дополнением к другим вариантам лечения.
Почему физические упражнения улучшают наше психическое состояние?
Часто люди, которые регулярно занимаются спортом, просто потому, что это улучшает их самочувствие. Упражнения могут повысить ваше настроение, концентрацию и бдительность. Это может даже помочь вам позитивно взглянуть на жизнь.
Связь между физическими упражнениями и психическим здоровьем сложна. Например, бездействие может быть как причиной, так и следствием психического заболевания. Но есть много способов, которыми упражнения могут принести пользу вашему психическому здоровью, например:
- Уровни химических веществ в мозге, таких как серотонин, гормоны стресса и эндорфины, изменяются во время физических упражнений.
- Регулярные физические упражнения улучшат ваш сон. А хороший сон помогает управлять своим настроением.
- Упражнения могут улучшить чувство контроля, способность справляться с трудностями и повысить самооценку. Люди, которые регулярно занимаются спортом, часто сообщают, как хорошо они себя чувствуют при достижении цели.
- Упражнения могут отвлечь вас от негативных мыслей и дать возможность испытать новый опыт.
- Это дает возможность общаться и получать социальную поддержку, если вы тренируетесь вместе с другими.
- Упражнения повышают уровень энергии.
- Физическая активность может дать выход вашему разочарованию.
- Упражнения могут уменьшить напряжение скелетных мышц, что поможет вам чувствовать себя более расслабленным.
Физические преимущества физических упражнений также важны для людей с психическими заболеваниями. Это улучшает ваше сердечно-сосудистое здоровье и общее физическое здоровье. Это важно, потому что люди с проблемами психического здоровья подвержены более высокому риску хронических физических заболеваний, таких как болезни сердца, диабет, артрит и астма.
Упражнения для вашего психического здоровья
Если регулярные физические упражнения еще не являются частью вашего распорядка дня, вам может быть интересно, сколько вам нужно делать, чтобы улучшить свое психическое здоровье.
Хорошая новость заключается в том, что упражнения не обязательно должны быть напряженными или занимать много времени. Исследования показывают, что упражнений низкой или умеренной интенсивности достаточно, чтобы изменить ваше настроение и образ мышления.
Австралийские рекомендации по физической активности и малоподвижному образу жизниExternal Link рекомендуют взрослым быть активными большую часть дней, стремясь в общей сложности к 2,5–5 часам умеренной физической активности в неделю, например к быстрой ходьбе или плаванию. В качестве альтернативы они рекомендуют уделять 1,25-2,5 часа активной физической активности в неделю, например, бегу трусцой, быстрой езде на велосипеде или командным видам спорта. Или же вы можете сочетать умеренную и активную деятельность.
Однако любое упражнение лучше, чем ничего. Неторопливая прогулка или такие занятия, как растяжка и йога, также могут принести огромную пользу вашему разуму и телу. Даже работа по дому, такая как подметание, мытье полов или уборка пылесосом, может дать вам легкую нагрузку.
Как начать заниматься спортом
Начать заниматься спортом, если вы давно этого не делали, может быть пугающе, но план может помочь вам начать и придерживаться его.
У вашего нового плана упражнений больше шансов на успех, если вы:
- проконсультируйтесь с врачом общей практики или аккредитованным физиологомExternal Link перед тем, как начать, и регулярно по мере продолжения выполнения плана упражнений
- выберите занятие, которое вам нравится или которым нравилось в прошлом, которое соответствует вашему уровню физической подготовки и способностям
- начните с малого — наращивайте активность постепенно. В идеале разнообразьте свои занятия, чтобы вам не было скучно
- запишите свой план в дневник или в календарь, чтобы он стал частью вашего расписания
- регулярно пересматривайте свои планы упражнений и пробуйте что-то другое, если это не работает для вас .
Тренируйтесь на свежем воздухе
Чтобы получить еще больше преимуществ, попробуйте тренироваться на свежем воздухе.
Некоторые недавние исследования показали, что люди сообщают о более высоком уровне жизненных сил, энтузиазма, удовольствия и самооценки, а также о более низком уровне напряжения, депрессии и усталости после того, как они вышли на улицу. Люди, которые занимаются спортом на открытом воздухе, также говорят, что они с большей вероятностью будут заниматься спортом снова, чем те, кто остается в помещении.
И люди, которые тренируются на улице, делают это чаще и дольше, чем те, кто тренируется в помещении.
Как быть активнее каждый день
Сделайте упражнения частью своей повседневной деятельности. Попробуйте ходить пешком или ездить на велосипеде вместо того, чтобы пользоваться автомобилем. Сойти с трамвая, поезда или автобуса на остановку раньше и пройти остаток пути пешком. Или проведите некоторое время, провожая своих детей в школу. Проявите активность по дому, занимаясь садоводством, мойкой машины или мытьем окон.
Австралийские рекомендации по физической активности и малоподвижному образу жизниExternal Link может предоставить вам дополнительную информацию. Важно помнить, что нужно стараться больше двигаться и меньше сидеть каждый день.
Где получить помощь
- Ваш врач общей практики
- Зарегистрированный специалист по физической культуреВнешняя ссылка
- Физиолог-физиотерапевт
- Физиотерапевт
- Австралийские рекомендации по физической активности и малоподвижному образу жизниВнешняя ссылка, 2017 г., Правительство Австралии, Министерство здравоохранения .
- Физическая активность и малоподвижный образ жизниВнешняя ссылка, 2017 г., Правительство Австралии, Министерство здравоохранения.
- Стэнтон Р., Розенбаум С., Калуси М. и др. 2014 г., «Призыв к действию: упражнения для лечения пациентов с психическими заболеваниямиВнешняя ссылка», Австралийский журнал первичного здравоохранения, том. 21, нет. 2, стр. 120–125.
- Что такое случайная активность?Внешняя ссылка, 2008 г., Квинслендское здравоохранение, правительство Квинсленда.
- Физическая активностьВнешняя ссылка, Департамент здравоохранения и социальных служб, правительство штата Виктория.
- Квам и др. (2016) Упражнения как средство от депрессии: метаанализВнешняя ссылка.
- Anderson & Shivakumar (2013) Влияние упражнений и физической активности на тревожностьВнешняя ссылка
- Cramer et al. 2013. Йога от депрессии: систематический обзор и метаанализВнешняя ссылка
- Морган и др. (2013) Физические упражнения и психическое здоровье: наука об упражнениях и спорте АвстралияВнешняя ссылка Обзор по заказу
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?Дополнительная информация
Отказ от ответственности за содержание
Содержание на этом веб-сайте предоставляется только в информационных целях.