Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии — 20 января 2004
В предыдущих статьях мы рассмотрели четыре стадии психосоциального развития человека: ’Доверие или недоверие’, ’ Автономия или стыд и сомнение ’, ’Инициатива или чувство вины’ и ’Трудолюбие или чувство неполноценности’. Все эти стадии охватывают период детства до 11–12 лет. Сегодня мы рассмотрим четыре последние стадии психосоциального развития человека. Все последующие стадии рассматриваются Эриксоном вплоть до старости и смерти. Содержание каждой из последующих стадий является одновременно и следствием развития на предыдущих стадиях, и в то же время является автономным (т.е. в сознательном возрасте человек способен добиться положительного исхода на любой стадии, даже при условии неудачного развития на более ранних стадиях).
Пятая стадия ’Идентичность или смешение ролей’ совпадает с подростковым периодом. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т. д.. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному, но при этом сохранять некие целостные базовые ценности, которые неизменны независимо от того, с кем общается человек и в каких условиях. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы — смелым, сексуально привлекательным, часто словоблудным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что безусловно важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации, но ни одна из ролей при этом не должна восприниматься как ведущая.
Шестая стадия ’Близость или изоляция’ приходится на позднюю юность и раннюю взрослость. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость по Эриксону — это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое ’Я’. Для нашего общества характерно как раз неудовлетворительное разрешение данного конфликта. А как следствие — многочисленные разваленные семьи и неконтакт с детьми. Или наоборот — ’залипание’ на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего ’Я’. Известно, что подростки еще не склонны устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Для юности характерно ’экспериментаторство’, когда с сексуальным партнером существуют только однобокие отношения — сексуальные. И только к ранней взрослости человек овладевает способностью любить, доверять, вверять себя другому, не теряя при этом собственного ’Я’. Седьмая стадия ’Генеративность или стагнация’ характерна для средней взрослости, обычно, когда человек уже создал семью. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое ’посягательство’ на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям, чем зацикливаться на своих внутренних проблемах. Как правило, это открытые новому опыту люди, общительные, доброжелательные, творческие личности. Их жизнь пронизана смыслом, они не задаются тупиковыми вопросами о смысле жизни и месте в этом мире. Восьмая стадия ’Целостность эго или отчаяние’ знаменует последний этап в жизни человека. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.
Очевидно, что то или иное разрешение конфликта этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов. Важно обратить внимание на то, что родители с самого рождения ребенка ’определяют’ путь решения всех психологических конфликтов человека. Знание этих основных периодов в жизни человека помогает родителю сориентироваться относительно своего собственного развития. От рождения и до смерти человек имеет возможность в любой период жизни стать счастливым, но цена этого зависит от родителей. Чем больше мы будем уделять внимания своему личностному росту, тем более реализованы и удовлетворены жизнью будут наши дети.
По теме
16 декабря 2003, 12:36
Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)27 ноября 2003, 22:24
Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)
Ольга Андрущенко
РазвитиеРебенокПсихология
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Гость
Войти
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2Стадии психосоциального развития ⇒ Статьи по психологии от практикующих специалистов на ⋙ Qui.
helpАвтор: Наталья Володимирова , 04/09/2021 17:55:59 04/09/2021 17:55:59 (936 просмотр)
Самоопределение, Личностное развитие
О вопросе идентичности, стадиях психосоцеального развития с позиции аналитика Эрика Эриксона
Изложение “восьми стадий” психосоциального развития принадлежит Эрику Хомбергеру Эриксону.
Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте. «Общая история была в том, что его мать и отец разошлись до его рождения, он был ребенком своей матери от внебрачного союза.
Его молодая еврейская мать воспитала Эрика одна, какое-то время прежде, чем жениться на враче, докторе Теодоре Хомбергере (детский врач который лечил его в три года)
Факт, что Хомбергер не был биологическим отцом, этот факт много лет скрывался от Эрика.
Когда он, наконец, узнал правду, он остался с чувством заблуждения о том,
Этот ранний опыт помог зажечь его интерес в формировании личности.
Его интерес в идентичности был далее развит на событиях, которые происхоили с ним в школе.
В его школе-храме другие дети дразнили «скандинавом», потому что он был высоким, белокурым, и голубоглазым.
В средней школе он был отклонен из-за его еврейского происхождения.
Эти ранние события помогли подогреть его интерес в формировании идентичности и продолжили влиять на его работу в течение его жизни.
Эриксон был первым кто систематически использовал термин идентичность.
Эриксон считался художником, молодой художник который хочет найти себя, преподавал живопись в школе, познакомился с Анной Фрейд, прошел у нее личный анализ, стал наблюдать за детьми с психоаналитической точки зрения.
Эриксон проводит различие между понятием “идентичность” и “идентификация”.
“Идентичность”- результат процесса уподобания.
“Идентификация” это психологический механизм, и как механизм имеет определенные ограничения. Никакие детские идентификации, не могут вылиться в нормально функционирующую личность, задача психотерапии – замещение болезненных и чрезмерных идентификаций другими” более желательными” на ранних этапах развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающих людей, которые производят на них наибольшее впечатление в реальности или в воображении. Их идентификация с родителями сосредоточена на определенных переоцененных или болезненно воспринимаемых частях тела, способностях и внешних атрибутах роли. Эти аспекты для идентификации отвечают природе детских фантазии. Судьба детских идентификаций зависит от того, насколько удовлетворительным является взаимодействие с представителями семьи разных поколений.
Формирование идентичности начинается там, где идентификация становится непригодной.
По мнению Э.Эриксона, одной из координат идентичности, является жизненный цикл, который состоит из последовательных стадий развития. На каждой стадии жизненного цикла, возникают специфические для каждой стадии проблемы, с которыми человек должен справиться. На пути развития человек переживает кризисы и находит их разрешение. Под словом “кризис”, надо понимать период повышенной уязвимости.
Индивид развивает предпосылки своего психического роста, умственного созревания и социальной ответственности на протяжении всей жизни. Э. Эриксон дает систематическое изложение “восьми стадий человека” (психосоциальные стадии) и говорит о кризисах человеческой личности на каждой стадии.
Формы, в которых переживаются и преодолеваются кризисы в разных культурах различные.
Что подразумевается под кризисом?
что психосоциальное развитие происходит посредством критических шагов — «критических» в смысле поворотных пунктов.
Поворотные пункты — моменты выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой.
На каждой стадии развития, Эриксон говорит о социальных модальностях и их основных конфликтах. При разрешении конфликта, эго приобретает новое качество, новый критерий накопленной человеческой силы.
Разрешение кризисов, является задачей ЭГО.
Эриксон использует термин «чувство» (такие «чувства» пронизывают нас от поверхности до самых глубин, наполняют собой сознание и бессознательное).
Чувства одновременно выступают в трех измерениях
- способами переживания опыта
- способами
- и бессознательными внутренними состояниями,выявляемыми посредством тестов и психоанализа.
Эриксон считает, что самое раннее чувство идентичности, порождается встречей младенца с матерью. От этого опыта первой встречи зависит то, что в последствии проявится в любви, в способности восхищаться, может быть названо чувством “ благословенного присутствия”, потребность в котором на протяжении всей жизни остается у каждого человека. И каждая следующая стадия имеет связь с этой потребностью, поэтому первая стадия так важна.
Преобладание базисного доверия над недоверием, так называется первая стадия, есть первый шаг в психосоциальной адаптации (дальше будет).
Статья уже набрала 0 лайков
Теория психосоциального развития (8 стадий Эриксона) Объяснение (2023)
Теория психосоциального развития была изобретена известным американским психологом Эриком Эриксоном и включает восемь стадий развития личности.
На каждом этапе человек сталкивается с определенным конфликтом и в результате развивает то или иное качество или навык.
Согласно Эриксону, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигнутая человеком на каждом этапе развития, может изменить его характер в более позднем возрасте, иногда радикально.
Например, дети, лишенные любви и тепла в детстве, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних этапах им будет уделено дополнительное внимание.
Однако важную роль в развитии конкретной личности играет характер психосоциальной адаптации к конфликтам.
Разрешение этих конфликтов является кумулятивным, и то, как человек приспосабливается к жизни на каждом этапе развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.
Теория психосоциального развития Эриксона – Определение
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона представляет собой основу, которая объясняет, как люди развиваются и растут на протяжении всей своей жизни.
Согласно Эриксону, человеческое развитие представляет собой процесс, состоящий из отдельных прерывистых стадий, каждая из которых характеризуется определенным психосоциальным кризисом или проблемой (Orenstein & Lewis, 2021).
В книге Детство и общество Эриксон (1963) разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития «эго». Эти стадии являются результатом эпигенетически развернутого плана личности, который передается генетически.
Согласно Муру и Розенталю (2007),
«Эриксон постулирует, что психологическое развитие проходит через ряд стадий на протяжении всей жизни, каждая стадия характеризуется серьезным кризисом или конфликтом, который необходимо преодолеть и разрешить» (стр.
33).
Эпигенетическая концепция развития основана на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла приходится на определенное время («критический период») и что полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий в своем развитии.
Кроме того, каждый психосоциальный этап сопровождается кризисом – переломным моментом в жизни личности, который возникает в связи с достижением определенного уровня психологической зрелости и социальными требованиями, предъявляемыми к личности на данном этапе (Эриксон, 1963).
Итак, говоря простыми словами, теория психосоциального развития Эриксона представляет собой основу для понимания того, как люди растут и развиваются на протяжении всей своей жизни, каждая стадия которой характеризуется определенной психосоциальной проблемой или кризисом.
Он подчеркивает важность успешного разрешения этих конфликтов, чтобы перейти к следующему этапу и в конечном итоге достичь полноценной личности.
Этапы теории психосоциального развития Эриксона
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона выделяет восемь стадий, через которые проходят люди от рождения до старости.
Каждый этап представляет собой уникальную психологическую проблему или кризис, который необходимо разрешить для достижения здорового развития (Эриксон, 19 лет).63).
1. Доверие или недоверие
Возрастной диапазон: Младенчество, 0–1 год
Основная проблема: Развитие доверия к лицам, осуществляющим уход
Основной вопрос: «Могу ли я доверять окружающим меня людям?»
На этом этапе младенцы учатся доверять или не доверять своим опекунам на основе постоянства и надежности их ухода.
Чуткий уход, позитивное подкрепление, безопасная среда, позитивный опыт и поддерживающие родители могут помочь ребенку добиться успеха на этапе развития доверия или недоверия (Эриксон, 19 лет). 63).
Успешное развитие доверия в младенчестве может иметь более позитивные перспективы во взрослой жизни, может помочь развить самооценку и построить здоровые отношения.
Без надлежащего поощрения и развития ребенок может стать крайне недоверчивым из-за нестабильного ухода, небрежности, жестокого обращения, проблем с разлукой или даже чрезмерной защиты (Erikson, 1963).
Неспособность развить доверие в младенчестве может иметь серьезные последствия для психологического и эмоционального развития ребенка, приводя к таким проблемам, как тревога, депрессия и даже агрессия.
Прочитайте наше полное руководство: Стадия доверия и недоверия Эриксона (с 10 примерами)
2. Самостоятельность или стыд и сомнение
Возрастной диапазон: Малыш, 1–3 года
Ключевой вызов: В поисках автономии и открытие
Основной вопрос: «Могу ли я делать что-то сам или я полагаюсь на помощь других?»
Когда малыши вступают в эту стадию, они начинают стремиться к большей самостоятельности и познавать окружающий мир.
Поощрение, поддержка и свобода выбора со стороны родителей являются решающими факторами, помогающими детям успешно пройти этап автономии, а не стыда и сомнений (Lewis & Abell, 2017).
Успешное развитие самостоятельности у детей помогает им повысить уверенность в себе, обрести независимость и улучшить отношения с другими людьми в раннем возрасте и во взрослой жизни (Slee et al., 2012).
Ребенок может стать менее самостоятельным, у него может развиться чувство стыда и сомнений, если ему не разрешают принимать решения самостоятельно, если его родители чрезмерно контролируют его, если он переживает стрессовые ситуации или даже испытывает недостаток поддержки (Эриксон, 19 лет).63).
Неспособность развивать автономию может привести к неуверенности ребенка в себе и плохим социальным навыкам или даже создать негативное представление о себе.
Прочтите наше полное руководство: Автономия Эриксона против стадии стыда и сомнения (с 10 примерами)
3.
Инициатива против вины Вызов: Развитие инициативыОсновной вопрос: «Хорош я или плох?»
На этом этапе у детей начинает развиваться целеустремленность и инициатива. Они начинают использовать свое чувство силы и контроля, беря на себя ответственность во время игр и других социальных взаимодействий
Благоприятная среда, поощрение независимости и поддержка творчества — все это критические факторы для ребенка, чтобы он преуспел в инициативе по сравнению с ребенком. стадия вины (Эриксон, 1963).
Когда дети развивают инициативу, они могут повысить свою самооценку, улучшить навыки решения проблем, стать более независимыми, улучшить успеваемость и даже улучшить физическое здоровье.
Критика и наказание, отсутствие возможностей и поощрения, чрезмерная забота родителей, страх неудачи и травмы являются одними из факторов, которые могут привести к тому, что дети потерпят неудачу на стадии «инициатива против вины» (Erikson, 1963).
Если родители не развивают инициативу ребенка, последствия могут быть как негативными, так и серьезными. К ним относятся отсутствие уверенности в себе и независимости, плохая успеваемость, тревога и депрессия.
Прочтите наше полное руководство: Инициатива Эриксона vs Стадия вины (с 10 примерами)
4. отрасль против неполноценности
Возрастное диапазон: Начальная школа, 6-12 лет
Ключевой задача: Разработка трудолюбия
Основной вопрос: «Как я могу быть хорошим?»
На этом этапе у детей развивается чувство компетентности и мастерства в академических и социальных навыках.
Поддерживающая среда, поощрение творчества, признание усилий и свобода изучения интересов — все это критически важные факторы для ребенка, чтобы добиться успеха на этапе «промышленность против неполноценности» (Эриксон, 19 лет).63).
Воспитывая у детей трудолюбие и амбиции, взрослые могут дать детям инструменты для обретения уверенности и стойкости. Обладая этими навыками, дети будут лучше подготовлены к решению любых задач, прокладывая себе путь к успеху.
Отсутствие благоприятной среды, плохая успеваемость, запугивание и ограниченное знакомство с новыми видами деятельности могут быть факторами, способствующими тому, что дети не преуспевают в отрасли, а не на стадии неполноценности (Erikson, 1963).
Неспособность установить способности и настрой, необходимые для успеха в отрасли, по сравнению со стадией неполноценности может привести к серьезным проблемам у ребенка, включая снижение уверенности в себе, социальные проблемы и трудности в учебе.
Прочтите наше полное руководство: Трудолюбие Эриксона и стадия неполноценности (с 10 примерами)
5. Идентичность и путаница ролей 3 Ключевая задача:
Развитие чувства личностиОсновной вопрос: «Кто я?»
На этом этапе подростки формируют свою идентичность и самоощущение, исследуя и «примеривая» различные роли идентичности.
Позитивные образцы для подражания, поощрение быть независимой, безопасной и благоприятной средой, открытое общение и свобода самовыражения — важные факторы, которые могут помочь детям добиться успеха на этапе идентичности и смешения ролей (Эриксон, 19 лет).63).
Успешное развитие идентичности на этапе идентичности и смешения ролей может помочь повысить самооценку, укрепить межличностные отношения, улучшить физическое здоровье, повысить творческий потенциал и даже улучшить успеваемость.
Отсутствие поддержки, негативные образцы для подражания, травмы, социальное давление или проблемы с психическим здоровьем могут способствовать невозможности успешного перехода во взрослую жизнь (Erikson, 1963).
Без развития сильного чувства идентичности человек может потерять направление и цель в жизни, столкнуться с трудностями в установлении значимых связей с другими людьми или просто быть не в состоянии выбрать правильный карьерный путь.
Прочтите наше полное руководство: Идентичность Эриксона и путаница ролей (с 10 примерами) Ключевая задача: Развитие заботливого интимного отношения
Основной вопрос: «Буду ли я любим, или я буду один?»
На этом этапе люди стремятся установить значимые связи и близость с другими. Это могут быть и романтические отношения, и дружба, и профессиональное партнерство.
На этапе близости и изоляции крайне важно развивать поддерживающие отношения и обладать такими качествами, как эмоциональный интеллект, эмпатия, готовность к компромиссу и доверие к успеху кого-то (Эриксон, 1963).
Установление значимых связей имеет множество положительных последствий для эмоционального и физического благополучия, личного роста и общей удовлетворенности жизнью. Близость прокладывает путь к насыщенной жизни.
Отсутствие доверия, трудности в общении, социальная изоляция, травмы и некоторые другие личные проблемы могут препятствовать развитию близости в отношениях (Эриксон, 19 лет).63).
Если пренебречь стадией близости или изоляции, это может привести к одиночеству и проблемам в построении значимых отношений. Кроме того, это может привести к страху быть отвергнутым и пагубно повлиять на физическое здоровье.
Прочтите наше полное руководство: Близость и изоляция Эриксона (с 10 примерами) 3 Key Challenge: Отдача сообщество
Основной вопрос: «Как я могу помочь миру?»
На этом этапе жизни люди стремятся принести пользу своему сообществу и оставить неизгладимое впечатление на будущие поколения.
Позитивные отношения, эмоциональная стабильность, чувство выполненного долга, саморефлексия и финансовая безопасность — вот несколько факторов, которые могут способствовать успеху человека на стадии продуктивности, а не стагнации (Erikson, 1963).
Успех развития генеративности может иметь положительные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом — от создания удовлетворения в жизни и улучшения здоровья до улучшения мира.
Эгоцентризм людей, отсутствие личностного роста и значимых отношений, страх неудачи и даже нехватка ресурсов существенно влияют на их способность развивать продуктивность, что приводит к стагнации (Erikson, 1963).
Неспособность развить генеративность в середине взрослой жизни может привести к ощущению застоя и неудовлетворенности жизнью. Такие люди могут испытывать чувство бесцельности и чувствовать себя оторванными от окружающего мира.
Прочтите наше полное руководство: Генеративность Эриксона и стагнация (с 10 примерами) Ключевой вызов: Чувство удовлетворения
Основной вопрос: «Жил ли я значимой жизнью?»
На этом этапе люди размышляют о своем жизненном выборе и должны смириться с целью всего этого.
Здоровые отношения, осмысленная работа, прощение, вклад в общество и позитивный настрой — все это может помочь людям добиться успеха на этапе честности или отчаяния (Эриксон, 19 лет).63).
Успех в развитии честности имеет несколько положительных последствий для людей, таких как чувство выполненного долга, повышение самосознания, улучшение психического здоровья, повышение целеустремленности и укрепление отношений.
Отсутствие значимых отношений и достижений, болезнь или инвалидность, изоляция, проблемы с психическим здоровьем и трудности с самосознанием — все это может способствовать неудаче человека на стадии честности и отчаяния (Erikson, 1963).
Последствия неспособности развить целостность на более поздних этапах жизни могут привести к чувству отчаяния, сожаления и неудовлетворенности, что может привести к ощущению безнадежности и негативному взгляду на жизнь.
Прочтите наше полное руководство: Честность и отчаяние Эриксона (с 10 примерами)
Критика теории психосоциального развития поделиться критики, связанной с отсутствием эмпирических доказательств и теоретической строгости.
- Субъективность: Основная критика теории Эриксона заключается в том, что она основана на его собственном опыте и наблюдениях, которые могут не относиться ко всем людям.
- Западный уклон: Теория Эриксона подчеркивает важность развития индивидуальной идентичности в западных культурах. Однако это может быть менее актуально в коллективистских культурах, где идентичность более тесно связана с группой.
- Жесткость стадий: Другая критика заключается в том, что стадии в теории Эриксона слишком ригидны и требуют учета индивидуальных различий или вариаций в развитии. Хотя Эриксон предложил определенные возрастные диапазоны для каждой стадии, люди могут проходить стадии с разной скоростью или проходить их в разном порядке.
- Отсутствие ясности: Необходимо больше ясности в отношении того, какая форма опыта необходима для преодоления трудностей и успешного продолжения развития.
Психосоциальная и психоаналитическая теория
Психосоциальная теория вдохновлена психоаналитической теорией Фрейда. Однако подход Эриксона приобретает более рациональную и позитивную структуру.
В то время как Фрейд сосредотачивается на подсознании и сексуальном желании, Эриксон фокусируется на нашей социальной жизни. Его цель — исследовать, как люди развивают продуктивное самоощущение, а не чрезмерно сосредотачиваются на своих внутренних демонах.
Вот краткое изложение различий между двумя теориями:
Психосоциальная теория | Психоаналитическая теория | ||||
Основатель | Эрик Эриксон | Зигмунд Фрейд | |||
Фокус | Стадии развития и жизненные переходы | Бессознательные конфликты и переживания раннего детства | |||
Развитие | Подчеркивает пожизненный характер развития | Подчеркивает опыт раннего детства и его влияние | |||
Личность | Учитывает как сознательные, так и бессознательные аспекты 9 0317 | Сосредоточен на бессознательных и иррациональных аспектах личности | |||
Стадии | Рассматривает восемь стадий развития | Сосредоточен на пяти психосексуальных стадиях развития 9 | Акцентирует внимание на разрешении бессознательных конфликтов 317 | Подчеркивает влияние культуры и общества на личность | Подчеркивает внутренние конфликты и опыт |
Терапия | Акцент на решении проблем и личностном росте | Акцент на исследовании бессознательного |
Истоки теории психосоциального развития
Теория Эрика Эриксона y это рост самоидентификации, исследовал их в своей влиятельной книге 1968 года Identity: Молодость и кризис . Вероятно, личный опыт сыграл значительную роль при формулировании теории психосоциального развития.
Эрик Эриксон (Хомбергер), родившийся от неизвестного отца-датчанина и матери-еврейки, в юности подвергался насмешкам со стороны сверстников из-за сопоставления его нордической внешности с еврейским воспитанием (Carley, 2015).
Блуждая в поисках цели, Эрик преследовал мечту стать художником. Но начало Второй мировой войны заставило Эриксона и его жену несколько раз переезжать, пока в конечном итоге они не обосновались в Бостоне.
Во время своих путешествий он изменил свое имя, чтобы отразить постоянную трансформацию личности, которую он переживал сам — идея, которая повсеместно встречается во всех его теориях личностного развития.
У Эриксона было много помощников по антропологии, таких как Рут Бенедикт, Грегори Бейтсон и Маргарет Мид. И все же никто не повлиял на него так сильно, как Зигмунд Фрейд своими идеями и теориями.
Вдохновленный работами Фрейда, Эриксон расширил теории последнего и создал собственный уникальный набор (Carley, 2015).
В то время как Зигмунд Фрейд предложил пять стадий человеческого развития, кульминацией которых является подростковый возраст, Эрик Эриксон сформулировал восемь основных фаз.
Фрейд считал, что детство человека является фундаментальным краеугольным камнем его личности, тогда как Эриксон утверждал, что личностное развитие продолжает прогрессировать и развиваться на протяжении всей жизни. Этот рост можно увидеть даже в позднем взрослом возрасте.
Перед своей первой публикацией Детство и общество Эриксон погрузился в жизнь индейских племен (Carley, 2015).
Там он обнаружил квесты мечты — охоту на мальчиков, достигших совершеннолетия, — и увидел, как их традиционная идентичность растворяется современными белыми практиками. Эти наблюдения также повлияли на взгляд Эриксона на теорию психосоциального развития.
Он чувствовал, что кризис идентичности и диссонанс, с которыми сталкиваются индейские мальчики, могут быть обнаружены у молодых людей из всех обществ — понятие, которое сегодня высоко ценится.
Родственная теория: Биопсихосоциальная теория
Заключение
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, где один этап сменяется другим в случае успешного разрешения внутренних противоречий.
Восемь стадий психосоциального развития включают в себя формирование личности, способность формировать близкие отношения, продуктивность и целостность эго. Они также дают понимание того, как жизненный опыт может повлиять на развитие.
Эрик Эриксон был последователем Фрейда. Он расширил психоаналитическую теорию и вышел за ее пределы, потому что стал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
Сегодня восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой крупный вклад в область психологии, оказавшую широкое влияние.
Однако он также вызвал много критики из-за отсутствия эмпирических данных и теоретической строгости.
Каталожные номера
Карли, С. Г. (2015). Эрик Эриксон: постфрейдовская теория . Создать пространство.
Эриксон, Э. Х. (1963). Детство и общество . Винтажный цифровой.
Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . В.В. Norton & Co.
Мур, С., и Розенталь, Д. (2007). Сексуальность в подростковом возрасте: Современные тенденции . Рутледж.
Оренштейн, Г. А., и Льюис, Л. (2021). Эриксоновские стадии психосоциального развития
. пабмед; Издательство StatPearls. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK556096/Виктория Сус (Массачусетс)
+ посты
Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов. Виктория увлечена исследованием последних тенденций в экономике и бизнесе. Однако она также любит исследовать различные темы, такие как психология, философия и многое другое.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования
8 стадий психосоциального развития Эриксона | Образование, общество и учащийся K-12 |
Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком сцены, который взял спорную теорию психосексуального развития Фрейда и модифицировал ее как психосоциальную теорию. Эриксон подчеркивал, что эго вносит положительный вклад в развитие, овладевая установками, идеями и навыками на каждой стадии развития. Это мастерство помогает детям стать успешными и полезными членами общества. На каждой из восьми эриксоновских стадий возникает психологический конфликт, который необходимо успешно преодолеть, чтобы ребенок превратился в здорового, уравновешенного взрослого человека.
Эрик Эриксон
Эриксон разработал свои восемь стадий психосоциального развития на основе психосексуальной теории Фрейда.
Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни. На каждом этапе есть кризис или задача, которую нам нужно решить. Успешное выполнение каждой задачи развития приводит к ощущению компетентности и здоровой личности. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.
Эриксон также добавил к стадиям Фрейда, обсудив культурные последствия развития; некоторым культурам может потребоваться пройти этапы по-разному в зависимости от их культурных потребностей и потребностей выживания.
Доверие против недоверия
С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять. Это происходит, когда взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка для выживания. Младенцы зависят от своих опекунов, поэтому опекуны, чутко реагирующие и чуткие к потребностям своего младенца, помогают ребенку развить чувство доверия; их ребенок увидит мир как безопасное и предсказуемое место. Неотзывчивые опекуны, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызывать чувство беспокойства, страха и недоверия; их ребенок может видеть мир непредсказуемым. Если с младенцами обращаются жестоко или их потребности не удовлетворяются должным образом, они, скорее всего, вырастут с чувством недоверия к людям в этом мире.
Автономия или стыд/сомнение
Когда малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов. Они начинают проявлять явные предпочтения к определенным элементам окружающей среды, таким как еда, игрушки и одежда. Основная задача малыша — решить проблему автономии против стыда и сомнений , работая над установлением независимости. Это стадия «Я делаю это». Например, мы можем наблюдать зарождающееся чувство автономии у двухлетнего ребенка, который хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Хотя ее наряды могут не соответствовать ситуации, ее вклад в такие базовые решения влияет на ее чувство независимости. Если ему будет отказано в возможности воздействовать на свое окружение, он может начать сомневаться в своих способностях, что может привести к низкой самооценке и чувству стыда.
Инициатива против вины
Как только дети достигают дошкольного возраста (возраст 3–6 лет), они способны инициировать деятельность и утверждать контроль над своим миром посредством социальных взаимодействий и игр. По Эриксону, дети дошкольного возраста должны решить задачу инициативы против вины. Научившись планировать и достигать целей, взаимодействуя с другими, дети дошкольного возраста могут справиться с этой задачей. Инициатива, чувство амбиций и ответственности возникают, когда родители позволяют ребенку исследовать в определенных пределах, а затем поддерживают выбор ребенка. Эти дети разовьют уверенность в себе и почувствуют целеустремленность. У тех, кто потерпел неудачу на этом этапе — их инициатива дала осечку или задушена чрезмерно контролирующими родителями — может развиться чувство вины.
Трудолюбие против неполноценности
На этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей трудолюбия против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы понять, на что они способны. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им. Если дети не учатся ладить с другими или имеют негативный опыт дома или со сверстниками, комплекс неполноценности может развиться в подростковом и взрослом возрасте.
Идентичность и путаница ролей
В подростковом возрасте (12–18 лет) дети сталкиваются с задачей идентичности и смешения ролей. По Эриксону, главная задача подростка — развить чувство собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, устанавливают цели и пытаются открыть себя «взрослым». Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и способны оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и точек зрения других людей. Когда подростки апатичны, не занимаются сознательным поиском идентичности или вынуждены соответствовать представлениям своих родителей о будущем, у них может развиться слабое чувство собственного достоинства и спутанность ролей. Они не будут уверены в своей личности и будут смущены будущим. Подростки, которые изо всех сил пытаются принять положительную роль, скорее всего, будут изо всех сил пытаться «найти» себя во взрослой жизни.
Близость против изоляции
Люди в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) обеспокоены близостью и изоляцией. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими. Однако, если другие этапы не были успешно преодолены, у молодых людей могут возникнуть проблемы с развитием и поддержанием успешных отношений с другими людьми. Эриксон сказал, что мы должны иметь сильное чувство собственного достоинства, прежде чем мы сможем развивать успешные интимные отношения. Взрослые, у которых в подростковом возрасте не формируется позитивная самооценка, могут испытывать чувство одиночества и эмоциональной изоляции.
Генерация против стагнации
Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как средняя взрослость, которая продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы в своей жизни и содействие развитию других посредством такой деятельности, как волонтерство, наставничество и воспитание детей. На этом этапе взрослые среднего возраста начинают вносить свой вклад в следующее поколение, часто рожая детей и заботясь о других; они также занимаются значимой и продуктивной работой, которая вносит положительный вклад в общество. Те, кто не справляется с этой задачей, могут испытывать застой и чувствовать, что они не оставляют значимого следа в мире; они могут иметь мало связей с другими и мало интересоваться продуктивностью и самосовершенствованием.