Статья в газете публицистического стиля: Газетно-публицистический стиль -Особенности функциональных стилей русского языка -Практическая стилистика

12. Публицистический стиль

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – политико‑агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико‑идеологический (партийные документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т. п.), газетный.

В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) отличаются по стилевым особенностям от всех прочих. Различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно‑публицистической и устно‑публицистической речи.

Политико‑идеологический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно‑политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно он используется в газетах и общественно‑политических журналах, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Публицистический стиль выполняет две основные функцииинформационную и воздействующую – и используется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Публицистика отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Типизация и обобщение проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении.

Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико‑политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально‑этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например воздействия художественно‑беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т. п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно‑популярного или научно‑публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико‑обобщенное изложение предмета речи. Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах

построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально‑деловому и др. Собственно газетными следует считать такие

жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно‑публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных средств языка, широко употребляемых именно в данном стиле.

Выразительность газетной публицистики обусловлена агитационно‑пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового многоликого читателя, широта и разнообразие тематики, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации или (шире) в определенном функциональном стиле (добрая традиция, кровавый переворот, нажить политический капитал). (Стандарт – не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.)

Публицистический стиль | это… Что такое Публицистический стиль?

(газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.

П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) – газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей – газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. – периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.

Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют «летописью современности»), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.

Главные задачи П. с. – сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий.

П. с. реализует две функции языка – воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики – прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.

Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (

В.Г. Костомаров), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, штамп.

Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции – информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной – переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (

сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).

Социальная оценочность – одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70–80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой – злодеяния, клика, клеймить). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (

бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.

Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта – автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста – конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста – человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный – человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений – от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.

Таким образом, структура понятия «автор» определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское «я» в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское «я» стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное «мы». Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).

С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.

Структура авторского «я» формирует и систему жанров, в которых реализуется П. с. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), худож.-публиц. жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия).

Естественная форма бытования П. с. – письменная. Но он реализуется и в устной форме – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.

П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).

Лит.: Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. – М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. – Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. – Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. – М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. – Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. – М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. – Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. – Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. – 1992. – №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. – М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, «Stylistyka-II». – Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. – Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980–1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. – Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, «Stylistyka-VII». – Opole, 1998.

Г.Я. Солганик

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. «Флинта», «Наука». Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.

Достижение успеха в написании журналистских новостей

Никакая книга, статья или запись в блоге не могут превратить начинающего писателя в успешного журналиста или внештатного автора новостей. Все, что он может сделать или стремится сделать, — это помочь начинающему писателю научиться писать. Основным навыком в обучении письму является практика: писать и писать, а затем еще писать. Чтобы научиться писать, нужно иметь о чем писать. Некоторые начинающие писатели используют свои навыки, ведя блог или сочиняя статьи с практическими рекомендациями; другие пишут темы по своим мыслям и размышлениям, а третьи пишут по воображению. Среди самых удобных тем для практики (или денег) писать о событиях и новостях в окружающем нас мире. На такие темы пишут опытные журналисты и штатные писатели-фрилансеры, поэтому мы называем такую ​​форму письма «9».0005 журналистское письмо » или « новостное письмо ».

Характеристики

Чем отличается журналистское письмо от других форм письма? Журналистское письмо — это не особая литературная гимнастика, требующая особого таланта и обширного словарного запаса. Некоторые писатели говорят об этом как об особом жанре письма, например, написании сценариев, написании рассказов или копирайтинге. В действительности написание новостей — это самая простая и сдержанная форма написания текстов на английском языке 9.0004 ; это использование английского языка, чтобы рассказать, что происходит в мире. Как таковой, у него нет особого стиля, за исключением особых обстоятельств. Для этого не требуется особого таланта, кроме как видеть и понимать то, что происходит вокруг нас, улавливать его значение и связь с другими событиями и рассказывать другим об увиденном и услышанном.

Писатель может создать новостной материал, сообщение в блоге или статью в красивом официальном стиле или в простом разговорном стиле; один писатель может превосходить другого в восприятии,
стиль или беглость. Но, в конце концов, истинная цель писателя — увидеть, услышать и рассказать.

Журналистское письмо отличается от некоторых других форм письма по нескольким параметрам, но эти различия не таковы, чтобы отличать написание журналов от написания научно-популярной литературы или написание статей от ведения блога. Журналистское письмо различается главным образом по своему предмету и цели. В первую очередь функционален. Писатель ловит себя на том, что под влиянием момента пишет заслуживающую внимания статью с определенной целью. Он быстро и легко составляет повествование, описание или экспозицию, отражающую текущее событие. Этим текущим событием может быть экстренная новость, прямая трансляция торговой выставки, сплетни о знаменитостях, президентская речь, выпуск нового продукта, новости фондового рынка или даже дорожно-транспортное происшествие. .

Тема

Одной из главных характеристик журналистского письма является своевременность и актуальность . У него мало времени говорить о прошлом, разве что по сравнению с настоящим. У него мало времени для того, чтобы предсказывать будущее, за исключением указания на значение настоящего. Тема: сегодня. В первую очередь речь идет о фактах. Писатель редко пишет о своем мнении или о том, что он думает, и редко привносит себя в свои произведения. Он считает себя записывающим то, что делают и думают другие люди. При этом у него мало времени для философствования, выражения мнений или мечтаний. Он ищет факты; и факты, которые он рассказывает.

Изучение текущих новостных сайтов, газет и периодических изданий, посвященных новостным статьям (не художественным) — единственным образцам для журналистов — покажет, что их тематика включает в основном следующее: 1) неожиданные события, такие как пожары , несчастные случаи или преступления; 2) ожидаемых событий, таких как встречи, планы, движения или законодательство; 3) выражения мнений известных мужчин и женщин, высказанные в выступлениях или интервью. Как видите, все события сегодняшнего дня. Писатель может рассказывать, описывать, объяснять или даже спорить; но каждый является частью его усилий рассказать о своевременных событиях.

Источники материалов

В мире вы можете найти достойные новостей материалы о нас — о том, что люди рядом с нами делают или говорят, и о том, что с ними происходит. Интернет, библиотека, история и справочники являются источниками прекрасной информации, которая поможет вам понять эти события и рассказать о них ясно. Интернет-сайты новостей, такие как CNN.com , онлайн-агрегаторы новостей, такие как Google News , и сайты социальных сетей, такие как Twitter и Facebook имеют систематические способы сбора информации о текущих событиях. Вы можете использовать эти источники информации, чтобы исследовать и узнавать о текущих событиях и темах последних новостей.

Цель

Еще одна опора журналистского письма заключается в том, что автор готовит его для определенного использования. Письмо журналиста утилитарно ; он умело использует английский язык для передачи своих мыслей. Для него выражение цепочки мыслей — это инструмент, а не структура сама по себе. Некоторые писатели, такие как романисты и писатели-беллетристы, пишут, используя красивые слова и прозаичные предложения, а не столько для того, чтобы передать мысли. Для этих творческих литературных писателей они предпочитают выражение. Другие писатели используют свое письмо, чтобы передать тонко скрытую в рассказе мораль. Другие писатели сосредотачиваются на оральном эффекте своих слов, таких как слова, произнесенные оратором на трибуне или актером на сцене. Писатель, предпочитающий журналистский стиль, использует английский язык просто для того, чтобы рассказать о том, что он видел и слышал; он понимает, что его читатель больше заботится о вещах, которые он рассказывает, чем о том, как он рассказывает и выражает их.

Скорость

Журналистское письмо быстрое и пунктуальное. Другие писатели могут потратить месяцы или годы, размышляя над темой и выбирая ее форму, например, написание романа или электронной книги. Опытный журналист знает, что он должен писать сразу, что бы он ни хотел сказать. Если набор текста в его текстовом процессоре слишком медленный, он диктует свои мысли в приложение для iPhone, где они переводятся и преобразуются в текст.

Его побуждает к действию его тема, которая сегодня покажется читателям чрезвычайно интересной, но может показаться менее интересной завтра или, возможно, даже через несколько часов. Он должен написать это сейчас или никогда — не жертвуя качеством. Это качество делает журналистское письмо отличной тренировкой бдительности и гибкости.

Для печати

На стиль журналистского письма влияет то, как оно публикуется в печати и/или в Интернете. Новостная статья писателя сразу публикуется либо в Интернете, либо в газете, либо в журнале. Писатель учится думать о своем внешнем виде в печатной и цифровой форме. Он думает не столько о рукописи, сколько о строках шрифта, длине слова, длине предложения и формате. Это оказывает определенное важное влияние на форму, в которую он отливает свое письмо.

Необходимые навыки

Успех в журналистском письме требует двух важных навыков. Во-первых, это врожденное умение видеть и понимать. Это включает в себя видение всех деталей события, их распространение, оценку, соотнесение и осознание их значения.

Другой — это умение рассказать о том, что видел писатель, так, чтобы читатель увидел то же самое. Начинающий писатель может развивать оба навыка, если они у него отсутствуют. Если писатель стремится преуспеть, он должен расширить свои знания и образование, чтобы лучше понимать и оценивать то, что он видит и слышит.

Было время, когда писателям требовалось высшее образование, чтобы писать журналистские новости для газет и других печатных изданий. Конечно, высшее образование в области журналистики или массовых коммуникаций по-прежнему важно, но в наши дни писатели, не имеющие таких степеней, могут найти — и находят — множество возможностей продавать журналистские новости через Интернет.

Форма и стиль

По своей сути журналистское письмо не имеет фиксированной формы, стиля или техники. Это верно только в общем смысле. Хорошая отправная точка — забыть о стиле и не думать о технике. Если писатель, который только учится, позволяет себе думать о стиле и технике, он, скорее всего, приобретет неприятную жеманность. Он должен думать только о том, что ему нужно сказать, а затем говорить это самым простым и естественным способом.

Образцы совершенства

Начинающий журналист должен следить за работами опытных журналистов. Писателю не пойдет на пользу писать новости в стиле беллетриста или даже копирайтера. Письма журналистов появляются в основном в газетах, журналах и везде в Интернете, и это должны быть модели. Используя их в качестве моделей, автор должен понимать, с какой поспешностью их готовили опытные журналисты. Он также должен научиться отличать хорошие модели от плохих и учиться у обоих.

Основы английского языка

Естественно, писатель, желающий зарабатывать деньги написанием статей для редакторов и издателей, должен уже владеть надлежащей грамматикой и композицией английского языка. Чтобы получить разъяснения по грамматике, пунктуации и орфографии, вы можете обратиться к одной из множества отличных книг или веб-сайтов по элементам письма. После того, как вы освоите основные элементы английского языка, вы можете сосредоточиться на развитии беглости речи и навыков письма.

Писательство, как и любое другое физическое и умственное достижение, зависит от тщательной систематической практики. Точно так же, как начинающий пианист не может рассчитывать на игру на фортепиано, пока он не натренирует свой ум и руки упорной практикой, писатель не может рассчитывать написать шедевр с первой попытки. Только практика может развить и породить дар письма.

Как писать новости

Очень немногие понимают, что писать новости не так уж сложно. Это требует практики, и не каждый будет экспертом, но если вы будете следовать приведенным ниже рекомендациям, вы сможете создавать эффективные новости без особого стресса.

Пять «W» и «H»

Это суть всех новостей — вам нужно знать пять вещей:

Кто? Какие? Где? Когда? Почему? Как?

Любая хорошая новость дает ответы на каждый из этих вопросов. Вы должны вбить их в свой мозг, и они должны стать вашей второй натурой.

Например, если вы хотите рассказать о местной спортивной команде, участвующей в соревнованиях, вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

  • Кто команда? Кто тренер? Кто выдающиеся игроки? Кто сторонники?
  • Каким видом спорта они занимаются? Что такое конкуренция?
  • Где конкуренция? Где обычно базируется команда?
  • Когда конкурс? Как долго они готовились? Есть ли другие важные факторы времени?
  • Почему участвуют именно в этом конкурсе? Если это актуально, то зачем вообще существует команда?
  • Как собираются участвовать в конкурсе? Им нужно собрать средства? Сколько требуется обучения и подготовки? Что им нужно будет сделать для победы?
Перевернутая пирамида

Это относится к стилю журналистики, в котором самые важные факты помещаются в начало, а затем идут вниз. В идеале первый абзац должен содержать достаточно информации, чтобы дать читателю хороший обзор всей истории. Остальная часть статьи объясняет и расширяет начало.

Хороший подход — предположить, что история может быть обрезана в любой момент из-за нехватки места. Сработает ли история, если редактор решит включить только первые два абзаца? Если нет, перестройте его так, чтобы он работал.

Тот же принцип применим к любому типу носителя.

Дополнительные советы
  • Это о людях
    Новостные истории все о том, как люди пострадали. В своем спортивном репортаже вы можете уделить некоторое время тому, чтобы сосредоточиться на одном или нескольких людях, или на моральном духе команды, или на том, как себя чувствуют болельщики.
  • Иметь угол
    Большинство историй можно представить под определенным углом или «наклоном». Это стандартная техника, и она не обязательно плоха — она может помочь прояснить цель истории и придать ей фокус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *