Что такое Стэнфордский тюремный эксперимент и за что его критикуют
Тренды
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
РБК Тренды
Фото: Usplash
В 1971 году психолог Филипп Зимбардо решил доказать опытным путем, что внешние обстоятельства значительно влияют на поведение людей. Его «Стэнфордский тюремный эксперимент» стал культовым, но получил шквал критики
Подготовка и отбор добровольцев
Филипп Зимбардо хотел проверить, как во всех смыслах здоровые люди будут вести себя в жестких обстоятельствах. Для этого он с коллегами создал в подвале здания стэнфордского факультета психологии макет тюрьмы в натуральную величину. Затем из 70 студентов, желающих принять участие в эксперименте, он отобрал 24 добровольца. У них отсутствовали ярко выраженные психологические и физические проблемы, а также не было криминального опыта. Участникам обещали по $210 (с учетом инфляции сейчас эта сумма составила бы $1500) за двухнедельный эксперимент.
Обстановка внутри тюрьмы
Макет тюрьмы включал в себя три камеры площадью 5 м2, каждая из которых вмещала три койки и трех «заключенных». Другие комнаты отводились для «надзирателей», а одна стала тюремным двором. 24 добровольца были случайным образом разделены на сторожей и узников. Последние должны были находиться в «тюрьме» в ходе всего эксперимента, а первые работали в отрядах из трех человек по восемь часов в день. После рабочего дня им можно было возвращаться домой и ждать следующей смены. Исследователи наблюдали за испытуемыми через систему скрытых камер и микрофонов.
Тревожные результаты
Хотя эксперимент должен был продолжаться в течение двух недель, Зимбардо с коллегами были вынуждены остановить его спустя шесть дней после начала. Причиной стало опасное поведении добровольцев:
- взаимодействие «заключенных» и «надзирателей» каждый раз было враждебным;
- «надзиратели» с каждым днем становились все агрессивнее и абьюзивнее, а у «заключенных» постепенно развивались пассивность и депрессивные синдромы;
- пятеро «заключенных» стали демонстрировать признаки тревожности, в том числе неконтролируемый плач, поэтому их отпустили еще раньше;
- сам Зимбардо, который участвовал в эксперименте в качестве начальника тюрьмы, перестал замечать насилие со стороны своих «подчиненных».
Популярность и неполноценность эксперимента
Стэнфордский тюремный эксперимент стал очень известным. По мнению Зимбардо, он продемонстрировал влияние аспектов внешнего мира на человеческое поведение. В 2015 году вышел одноименный фильм, который снискал любовь критиков и получил несколько наград в сфере независимого кино. Несмотря на это, в течение 50 лет после публикации результатов опыт многократно критиковался. Вот основные претензии.
Неэтичность
Этические претензии к эксперименту заключались в том, что его участники не были проинформированы о потенциальных последствиях, в том числе травмирующих для психики. Они также не давали согласия на аресты — «заключенных» Зимбардо приказал внезапно забрать из их домов.
Неполноценная выборка
Критики отмечали, что 24 человека — недостаточно для полноценного эксперимента. Более того, выборка была нерепрезентативной — участниками, в основном, были белые мужчины 20–25 лет из американских семей среднего класса. Из-за этого результаты нельзя применить к более широким слоям населения.
Прямой обман
В последнее десятилетие многие участники эксперимента начали давать интервью, в которых ставили под сомнение его методы, значимость и даже правдоподобность.
- один из участников признался, что сфальсифицировал нервный срыв, чтобы покинуть эксперимент пораньше, так как волновался из-за учебы и оценок;
- несколько участников признались, что намеренно меняли свое поведение, чтобы эксперимент состоялся;
- по некоторым свидетельствам, экспериментаторы намеренно подстегивали абьюзивное поведение «надзирателей».
Автор стоит на своем
В 2019 году в одном из самых крупных научных журналах о психологии American Psychologist вышел подробный разбор эксперимента, в котором его назвали «удивительно дефектным исследованием, которое должно было уйти в забвение как можно раньше». 87-летний Зимбардо на своем сайте ответил, что критика не подрывает основной результат его опыта: ситуативные особенности могут менять поведение людей как позитивным, так и негативным образом.
Обновлено 25.08.2022
Текст
Семен Башкиров
Как это устроено Исследования и доклады
Главное в тренде
Материалы по теме
Стэнфордский тюремный эксперимент
В 1971 г. в Стэнфорде был проведен один из самых нашумевших экспериментов 20 века. Он проводился в подвале университета. Данное помещение планировалось переоборудовать таким образом, чтобы оно походило на настоящую тюрьму.
Для чего все это делалось, и какими оказались последствия, вы узнаете из этой статьи. Сразу нужно сказать, что это будет интересно не только любителям психологии, но и вообще – каждому любознательному читателю.
Стэнфордский тюремный эксперимент
Стэнфордский тюремный эксперимент представляет собой социально-психологическое исследование, автором которого был американский психолог Филипп Зимбардо.
Ему хотелось создать тюремные условия максимально приближенные к реальным, с целью изучения поведения людей в роли заключенных и надзирателей. Эти роли распределялись между участниками случайно, с помощью жребия.
Отбор участников эксперимента
Желающих поучаствовать в Стэнфордском эксперименте было 75 человек. Все мужчины пришли на отбор по объявлению. Из этого количества людей было отобрано 22 человека.
За участие в эксперименте каждому из них предполагалась плата в размере 15 долларов в сутки. Претенденты прошли тестирование на стрессоустойчивость и физическую пригодность. После этого, как говорилось ранее, всех участников разделили на арестантов и надзирателей с помощью жребия.
Большинство испытуемых были студентами, проживающими в Стэнфорде или недалеко от него. До начала Стэнфордского эксперимента, все они не были между собой знакомы.
Роли заключенного и надзирателя
Эксперимент имитировал тюремную среду с ее обстановкой и уставами. Узники круглосуточно находились за решеткой. Они были разведены по своим камерам, в каждой из которых находилось по три человека.
Надсмотрщики работали по 8 часов в сутки, и также по 3 человека. То есть они присутствовали в тюрьме только в рабочее время, а потом могли заниматься любыми другими делами. Применять физическое насилие по отношению к арестантам, надзирателям было строго запрещено.
Помещение в тюрьму
Для воссоздания реального задержания, испытуемых неожиданно для них самих, арестовывали в их же жилищах. Им предъявляли обвинения в тех или иных преступлениях, обыскивали, надевали наручники и отвозили в полицейское отделение.
Там у них брали отпечатки пальцев и заводили «дела». После этого, каждого заключенного по прибытии в тюрьму полностью раздевали и проводили соответствующую гигиеническую обработку. Потом на них надевали тюремную одежду (без белья) и отправляли в камеру.
Старший надзиратель зачитывал заключенным правила, которым они обязаны были подчиняться. «Преступникам» запрещалось обращаться друг к другу по имени. Вместо этого им надлежало называть номера, написанные на их формах.
Условия содержания в тюрьме
Согласно расписанию, заключенных кормили 3 раза в день. Им разрешалось трижды в день посещать уборную, под надзором надзирателя. Также им выделялось 2 часа на чтение книг или написание писем. Дважды в неделю разрешалось устраивать свидания, а еще у них было право заниматься спортом или смотреть кинофильмы.
Каждое утро начиналось с переклички для того, чтобы удостовериться, что все заключенные на месте. Изначально переклички длились приблизительно 10 минут, но под конец их продолжительность увеличивалась до нескольких часов.
Пользуясь своим положением, надсмотрщики изменяли или совсем отменяли те или иные пункты дневного распорядка арестантов.
Экспериментальная тюрьма очень быстро превратилась в жуткое и грязное место. За особую привилегию считалось просто принять душ или умыться. Преступников насильно заставляли мыть туалеты голыми руками.
Помимо этого, убирались матрацы из «плохих» камер, и подопытным ничего не оставалось делать, как просто засыпать на холодном полу. Иногда их не кормили вовсе, так как это было своеобразным видом наказания.
В первый день Стэнфордского эксперимента все прошло довольно спокойно, но уже на второй вспыхнул настоящий бунт. Чтобы подавить его, надзиратели напали на арестантов, выпустив по ним струи углекислого газа из огнетушителей.
Тюремщики намеренно создавали такие ситуации, при которых преступники начинали ссориться друг с другом, для порождения между ними ненависти.
Еще они принуждали заключенных думать, что в их окружении присутствует информатор. Все эти действия возымели психологический эффект, и в будущем бунтов не происходило.
Стэнфордский эксперимент и его результаты
Стэнфордский эксперимент доказал, что обстановка и сама тюремная атмосфера оказывают очень серьезное влияние на психику как заключенных, так и надсмотрщиков.
В обеих группах участников эксперимента были выявлены очень негативные эмоции. С каждым днем они все хуже и пессимистичные смотрели на жизнь. Арестанты все чаще вели себя агрессивно. Между узниками и надзирателями были ужасные взаимоотношения. Это проявлялось в оскорблениях, вражде и унижениях.
Почти сразу заключенные выбрали для себя пассивный образ жизни, в то время как надзиратели наоборот, проявили активность и инициативность. Очень скоро словесные оскорбления переросли в физическое насилие и стали привычной формой общения между «тюремщиками» и «преступниками».
Досрочное освобождение
То, насколько сильным было эмоциональное и физическое давление во время Стэнфордского эксперимента, показывает досрочное освобождение 5 заключенных. Они находились в состоянии глубокой депрессии и нервном возбуждении.
У четырех из них подобные симптомы проявились уже на второй день участия в эксперименте. Пятого человека пришлось освободить из-за того, что на поверхности его кожи возникла сыпь.
Поведение надзирателей
Изначально Стэнфордский эксперимент планировалось проводить в течение 14 дней, однако Филиппу Зимбардо пришлось его досрочно остановить уже на 6 день. Заключенные очень радовались этому, а вот надзиратели наоборот, были очень раздосадованы тем, что эксперимент остановлен.
Тюремщики настолько вошли в роль, что им было очень трудно расстаться со своим положением. Хотя, один из «надзирателей» все-таки говорил о том, что он испытывает жалость к заключенным и даже хотел попросить Филиппа Зимбардо, чтобы тот перевел его в группу арестантов.
Интересен факт, что тюремщики приходили на работу без опозданий, а иногда даже работали сверхурочно, не получая за это никакого вознаграждения.
Различия в поведении участников
Патологические реакции, которые наблюдались в обеих группах, говорили о мощи социальных сил, которые действовали на них. Благодаря Стэнфордскому эксперименту Филипп Зимбардо показал индивидуальные отличия между людьми.
Одним удавалось приспособиться к окружающей среде, а для других это становилось настоящим кошмаром. И хотя часть надзирателей была справедливо суровой по отношению к преступникам, другая их половина выходила за рамки своих обязанностей и проявляла крайнюю жестокость к арестантам.
В результате, за 6 дней половина участников была доведена до крайне тяжелого состояния. Надзиратели всячески унижали преступников, запрещали ходить им в туалет и лишали их сна.
Стэнфордский эксперимент пришлось остановить тогда, когда ситуация начала реально выходить из-под контроля.
Неоднозначная оценка Стэнфордского эксперимента
Этот знаменитый эксперимент сделал Филиппа Зимбардо всемирно известным. Его исследование вызвало большой переполох в научных и общественных кругах. Однако некоторые ученые упрекали Филиппа в том, что он, при проведении исследования, не учитывал этические и моральные нормы человека.
Помимо этого, его обвиняли еще и в том, что он не имел права ставить совсем молодых людей в такие экстремальные условия. Сам Зимбардо признавался, что ему и в голову не могло прийти то, чем завершится Стэнфордский эксперимент.
В конечном счете, Американская психологическая ассоциация пришла к выводу, что в будущем времени подобные исследования не должны больше проводиться. С такой позицией согласился и сам Филипп Зимбардо.
О стэндфордском эксперименте написаны книги и сняты документальные и художественные фильмы. Вплоть до наших дней он остается предметом жарких дискуссий даже между бывшими участниками.
Сам психолог утверждал, что целью его исследований было изучение реакции людей на ограничение свободы. Его больше интересовало поведение преступников, чем тюремщиков.
Роль Кристины Маслах
Во время проведения эксперимента, Кристина Маслах была невестой Филиппа. Именно она попросила своего жениха немедленно остановить необычный эксперимент в Стэнфорде.
Изначально девушка не находила в идеях Зимбардо ничего необычного. Однако продолжалось это до того момента, как она сама спустилась в подвал, и увидела ужасающую картину реальности этого необычного исследования.
Кристина была в шоке от поведения человека, за которого она вскоре собиралась выйти замуж. Ей сразу стало ясно, что Филипп оказался жертвой собственного исследования, получив безграничную власть над условными пленниками.
В тот же день Кристина Маслах сказала Зимбардо, что если он немедленно не прекратит эксперимент, их отношения закончатся. Филипп прислушался к ее мнению и уже на следующий день эксперимент был официально прекращен.
Самый жестокий надзиратель
Самым жестоким надзирателем был Дэйв Эшелман, ставший впоследствии владельцем ипотечного бизнеса. Когда он стал участником Стэнфордского эксперимента, Дэйву захотелось устроить какой-нибудь «экшн» для того, чтобы о нем написали в прессе.
Со слов Эшелмана, он сознательно вел себя жестоко, чтобы сделать Стэнфордский эксперимент максимально интересным и показательным. Вести себя в роли злого и циничного надзирателя ему помогало актерское мастерство, так как на тот момент он учился в театральной студии.
Дэйву и самому было интересно, как долго заключенные будут терпеть его выходки и издевательства. Эшелмана даже удивляло то, что его никто не пытался остановить. Как тут не вспомнить про стокгольмский синдром (см. 10 необычных психических синдромов)!
Мнение Ричарда Якко
Ричард участвовал в эксперименте, как заключенный. Первое, что сбило его с толку, это то, что надзиратели не давали им уснуть. Их будили, заставляли делать физические упражнения, а потом ненадолго оставляли.
Ричард Якко также присоединился к описанному выше бунту, говоря о том, что лишь в единстве преступников была их сила.
Когда у него начали сдавать нервы, он попросил организаторов досрочно покинуть эксперимент, но ему напомнили, что он сам согласился на этот шаг и ему придется играть роль до конца.
Именно в тот момент Ричард по-настоящему понял, что чувствует заключенные, находясь в тюрьме.
Тем не менее, его все-таки «выпустили на свободу» досрочно. Комиссия посчитала, что он находится на грани нервного срыва. Хотя до этого времени сам Ричард Якко думал, что у него высокая стрессоустойчивость.
Кстати, рекомендуем к прочтению описание эксперимента «Третья волна». Очень интересная вещь!
Использование полученных результатов
Следует отметить, что участники Стэнфордского эксперимента имели неоднозначные мнения о его результатах. Впоследствии они по-разному относились к Филиппу Зимбардо, а Кристину Маслах считали своей спасительницей.
Результаты этого исследования в будущем использовались для демонстрации покорности и восприимчивости людей, когда присутствует поддержанная государством и обществом оправдывающая идеология.
В 2001 и в 2010 гг. были сняты два фильма с идентичным названием – «Эксперимент».
Если вам понравилась статья про Стэнфордский тюремный эксперимент – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Стэнфордский тюремный эксперимент | История и факты
Stanford Prison Experiment
Смотреть все СМИ
- Дата:
- август 1971 г.
- Местонахождение:
- США
- Участники:
- Филип Зимбардо
Просмотреть весь связанный контент →
Stanford Prison Experiment , исследование социальной психологии, в котором студенты колледжа становились заключенными или охранниками в смоделированной тюремной среде.
Эксперимент, финансируемый Управлением военно-морских исследований США, был проведен в Стэнфордском университете в августе 1971 года. Он был предназначен для измерения влияния ролевых игр, навешивания ярлыков и социальных ожиданий на поведение в течение двух недель. Однако жестокое обращение с заключенными настолько обострилось, что главный исследователь Филип Дж. Зимбардо прекратил эксперимент всего через шесть дней.Более 70 молодых людей откликнулись на объявление о «психологическом исследовании тюремной жизни», и экспериментаторы отобрали 24 претендента, признанных физически и психически здоровыми. Оплачиваемых испытуемых — они получали по 15 долларов в день — случайным образом делили на равное количество охранников и заключенных. Охранникам было приказано не подвергать заключенных физическому насилию, и им были выданы зеркальные солнцезащитные очки, предотвращающие зрительный контакт. Заключенные были «арестованы» настоящей полицией и переданы экспериментаторам в имитационную тюрьму в подвале кампуса.
Только на второй день заключенные устроили бунт. Затем охранники разработали систему поощрений и наказаний для управления заключенными. В течение первых четырех дней трое заключенных были настолько травмированы, что были освобождены. В ходе эксперимента некоторые охранники стали жестокими и деспотичными, а некоторые заключенные впали в депрессию и дезориентировались. Однако только после того, как сторонний наблюдатель появился на месте происшествия и зарегистрировал шок, Зимбардо завершил эксперимент, менее чем через неделю после его начала.
Стэнфордский тюремный эксперимент сразу же подвергся критике по методологическим и этическим соображениям. Зимбардо признался, что во время эксперимента он иногда чувствовал себя скорее начальником тюрьмы, чем психологом-исследователем. Позже он утверждал, что «социальные силы и непредвиденные обстоятельства» эксперимента заставили охранников вести себя плохо. Однако другие утверждали, что оригинальная реклама привлекала людей, предрасположенных к авторитаризму. Наиболее заметный вызов стэнфордским открытиям был поставлен спустя десятилетия в форме тюремного исследования Би-би-си, по-иному организованного эксперимента, задокументированного в сериале Британской радиовещательной корпорации под названием 9.0035 Эксперимент (2002). Мнимые заключенные Би-би-си оказались более напористыми, чем Зимбардо. Британские экспериментаторы назвали Стэнфордский эксперимент «исследованием того, что происходит, когда влиятельная авторитетная фигура (Зимбардо) навязывает тиранию».
Стэнфордский тюремный эксперимент стал широко известен за пределами научных кругов. Это было признанным источником вдохновения для Das Experiment (2001), немецкого фильма, который был переделан в Соединенных Штатах как фильм The Experiment 9, предназначенный для прямого видео. 0036 (2010). The Stanford Prison Experiment (2015) создан при активном участии Зимбардо; драматический фильм более точно следовал реальным событиям.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Эми Тикканен.
Стэнфордский университет | Местонахождение, зачисление и известные выпускники
Стэнфордский университет
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1885 — настоящее время
- Известные выпускники:
- Карл Дайссерот Пол Милгром Оуэн Гэрриот Элвин Э. Рот Эрнест Дж. Гейнс
- Связанные люди:
- Фредерик Лоу Олмстед Эллвуд Кабберли Дэвид Старр Джордан Леланд Стэнфорд
См. весь соответствующий контент →
Стэнфордский университет , официальное название Leland Stanford Junior University , частное высшее учебное заведение с совместным обучением в Стэнфорде, Калифорния, США (рядом с Пало-Альто), одно из самых престижных в стране. Университет был основан в 1885 году железнодорожным магнатом Леландом Стэнфордом и его женой Джейн (урожденная Латроп) и был посвящен их умершему единственному ребенку, Леланду-младшему; он открылся в 1891 году. Университетский кампус в основном занимает бывшую ферму Стэнфорда в Пало-Альто. Здания, задуманные ландшафтным архитектором Фредериком Лоу Олмстедом и спроектированные архитектором Чарльзом Аллертоном Кулиджем, построены из мягкого светло-желтого песчаника в стиле, похожем на архитектуру старой калифорнийской миссии, длинные и низкие, с широкими колоннадами, открытыми арками и крышами с красной черепицей. . Кампус сильно пострадал от землетрясений 1906 и 1989, но каждый раз перестраивался. С самого начала в университете было совместное обучение, хотя между 1899 и 1933 годами количество студенток было ограничено 500.
Стэнфорд имеет зарубежные учебные центры во Франции, Италии, Германии, Англии, Аргентине, Мексике, Чили, Японии и России; около трети его студентов учатся на одном из этих сайтов в течение одной или двух академических четвертей. Программа обучения и стажировки также предлагается в Вашингтоне, округ Колумбия. Университет предлагает широкий спектр программ бакалавриата, магистратуры и профессиональных наук в школах права, медицины, образования, инженерии, бизнеса, наук о Земле, гуманитарных и естественных наук. Общее количество учащихся превышает 16 000 человек.
Стэнфорд — национальный исследовательский центр, в котором находится более 120 научно-исследовательских институтов. Гуверовский институт войны, революции и мира, основанный в 1919 году выпускником Стэнфорда (и будущим президентом США) Гербертом Гувером для сохранения документов, связанных с Первой мировой войной, содержит более 1,6 миллиона томов и 50 миллионов документов, посвященных международным отношениям 20-го века. и государственная политика. Стэнфордский центр линейных ускорителей (SLAC), основанный в 1962 году, является одной из ведущих мировых лабораторий для исследований в области физики элементарных частиц. Другие известные исследовательские центры включают Стэнфордский институт исследований экономической политики, Институт международных исследований и Стэнфордский гуманитарный центр.
Медицинский центр Стэнфорда, построенный на территории кампуса в 1959 году, является одним из лучших клинических больниц в стране. Другими примечательными местами кампуса являются Центр визуальных искусств Ирис и Б. Джеральда Кантор (в котором находится университетский музей) и прилегающий к нему сад скульптур, в котором хранятся работы Огюста Родена, и Дом Ханны (1937 г.), спроектированный архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Рядом с кампусом находится Стэнфордский исследовательский парк (1951 г.), одно из основных мест в мире для разработки электроники и компьютерных технологий. Морская станция Хопкинса обслуживается университетом в Пасифик-Гроув в заливе Монтерей, а полевая биологическая станция расположена недалеко от кампуса в биологическом заповеднике Джаспер-Ридж.
Среди выдающихся преподавателей Стэнфорда было много лауреатов Нобелевской премии, в том числе Милтон Фридман (экономика), Артур Корнберг (биохимия) и Бертон Рихтер (физика). Среди многих известных выпускников университета писатели Джон Стейнбек, Кен Кизи и Джеффри Евгенидес; художник Роберт Мазервелл; судьи Верховного суда США Уильям Хаббс Ренквист и Сандра Дэй О’Коннор; астронавт Салли Райд; и игрок в гольф Тайгер Вудс.