Родительский стиль воспитания и его влияние на формирование личности ребёнка
«Дитя как сундук: что в него положишь,
то потом и достанешь»
(поговорка)
Многие родители хотели бы, чтобы этот «сундук» был наполнен ценным содержанием. Дети подражают, берут пример с тех, кого они слушают, на кого смотрят, с кем проводят время. И кто несет ответственность за неблаговидное поведение ребенка?
«Все мы родом из детства», любят цитировать взрослые Антуана де Сент-Экзюпери. Почему часто в своих воспоминаниях мы возвращаемся в детство? Говорили ли вы когда-нибудь, будучи ребенком, что вот вы точно будете хорошим родителем?
Несомненно, то, что воспитание детей требует от родителей постоянного внимания и терпения. Порой родители, не желая того, обижают своего ребёнка, полагая при этом, что они просто проявляют принципиальность и справедливость. Одну и ту же ситуацию дети и родители видят по-разному.
Как воспитывать ребёнка? Кто в доме хозяин? Почему подросток стал «трудным»? Многие взрослые задавались подобными вопросами. А ответ будет зависеть от понимания собственной роли в воспитании и формирования ребёнка, как личности.
Насколько ваш ребенок вырастет честным, открытым, трудолюбивым человеком, человеком с богатым внутренним миром во многом зависит от матери. Именно женщина призвана создавать эмоциональный климат в семье для полноценного развития ребенка и сохранения семейных ценностей.
Роль авторитетного отца, активно общающегося со своим ребенком, незаменима. Уроки дисциплины и независимости преподают своим детям отцы. Отец для ребенка — источник безопасности.
Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному.
Взаимоотношения между родителями, их поведение формируют у ребенка некую «картину мира», «сценарий». Этим «сценарием» ребенок будет руководствоваться в своих дальнейших поступках. Ребенок замечает, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) ценятся взрослыми, каким образом решаются конфликты, в чью пользу. Так, маленький человек получает «руководство к действию» для построения своих собственных отношений. И, став взрослым, ему понадобятся огромные усилия, чтобы понять, что возможно жить по-другому.
Формированию личности ребенка, его отношению к миру способствует родительский стиль семейного воспитания. Ваша манера общения с ребёнком, строгость и требовательность, степень заинтересованности и забота о нём — всё это определяет стиль семейного воспитания. Что такое семья для маленького человека? Это целый мир!!! И в этом мире закладываются основы личности ребенка. Свой первый жизненный опыт он получает именно в семье. В настоящее время наиболее популярна следующая классификация стилей родительского воспитания.
Авторитетный стиль воспитания – образ действия родителей, который отличается твёрдым контролем, одновременно с поощрением общения и обсуждения в семье правил поведения для ребёнка.
Дети не воспринимают решения родителей и их действия произвольными или несправедливыми для себя, поэтому легко соглашаются с ними. При авторитетном стиле высокий уровень контроля сочетается с тёплыми отношениями. Дети в таких семьях уверены в себе, хорошо адаптированы, с высокой самооценкой, развитым самоконтролем и социальными навыками.
Авторитарный стиль отличается высоким уровнем контроля, прохладными отношениями с детьми, жёсткими требованиями и правилами, при этом, не допускается даже их оспаривание и обсуждение. Родители в таких семьях предоставляют детям лишь в незначительной степени независимость от них. Дети, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы, раздражительны, нелюбознательны. В период подросткового и юношеского возраста девочки зачастую остаются пассивными и зависимыми, поведение мальчиков в такие периоды отличается неуправляемостью и агрессивностью.
Либеральный стиль — образ действия родителей, который отличается почти полным отсутствием контроля за детьми, сохраняя при этом сердечные отношения с ними. Многие либеральные родители увлекаются демонстрацией «безусловной любви» до такой степени, что перестают устанавливать запреты и правила своим детям, не выполняя непосредственно родительские функции. Дети из таких семей импульсивны, склонны потакать своим слабостям, зачастую не умеют вести себя в обществе. В отдельных случаях они становятся активными и творческими людьми.
Индифферентный стиль — это стиль родительского воспитания с низким контролем за поведением детей, отсутствием теплоты, сердечности в отношениях с ними. Родители при этом стиле воспитания не устанавливают ограничения своим детям, либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие тягот повседневной жизни, которые не оставляют сил и времени на воспитание. Если при этом безразличие родителей сочетается с враждебностью (например, как у отвергающих родителей), то ребёнка ничто не сдерживает от проявления склонности к делинквентному (асоциальному) поведению и своим самым разрушительным импульсам.
Следует учитывать не только стиль воспитания родителей, но и то, кто является основным воспитателем, уделяющим ребёнку больше времени.
Андреева Т.В. – автор книг по семейной психологии, кандидат психологических наук, много лет посвятила изучению современной семьи. Её советы просты и так актуальны.
1. Культивировать в семье атмосферу заботы, взаимной поддержки и теплоты. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них более развиты самоконтроль и просоциальное поведение.
2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей: заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.
3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, быть последовательными.
4. Избегать применения силы и угроз для контроля над поведением детей.
5. Помогать ребёнку учиться владеть собой, развивать чувство контроля над обстоятельствами.
6. Использовать объяснения и убеждения чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.
Многие проблемы можно решить, если удаётся создать благоприятный стиль общения в семье. А для этого нужно огромное терпение, большая любовь родителей и взаимное желание наладить контакт между всеми членами семьи.
Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Хочется добавить — в наших силах, чтобы детские воспоминания были прекрасными и светлыми!
Автор публикации — психолог Кризисного центра Пидсадняя Елена Анатольевна
Используемая литература:
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.педагогика»/ Б.Н.Алмазов. – М.: Гуманитар.изд . центр ВЛАДОС, 2008. 125с
2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2007. 272 — 310 стр.
3. Кун Д, Основы психологии. Все тайны человека. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005, стр.131.
Индифферентный стиль воспитания | Центр «Оранжевое солнце» – сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге
– Авторитетный стиль воспитания.
Многие специалисты убеждены, что авторитетный стиль воспитания детей является оптимальным. Он сочетает в себе четкие границы и значительную моральную поддержку со стороны родителей.
Ребенок растет в установленных рамках, которые при этом доходчиво объясняются. Дети в семьях с авторитетной моделью воспитания с ранних лет осознают правила и понимают их смысл. Благодаря этому в более позднем возрасте чаще других имеют сформированную позицию по многим вопросам. Им проще входить во взрослую жизнь, понять себя, определяться с профессией и строить собственную семью.
Родители, использующие авторитетный стиль воспитания, соблюдают баланс между удовлетворением потребностей ребенка и требованием соблюдения правил. Да, правила порой могут казаться слишком суровыми, но даже в таком случае они четко аргументируются.
– Авторитарный стиль воспитания.
Авторитарный стиль воспитания предполагает нахождение ребенка «в ежовых рукавицах». Это самая жесткая модель воспитания, при которой устанавливаются жесткие границы, за нарушением которых следует наказание. При этом со стороны родителей оказывается малая моральная поддержка.
Дети, выросшие в суровых рамках, чаще других становятся отличниками в учебе, достигают высот в спорте и других секциях. Однако на этом плюсы данного стиля воспитания заканчиваются.
Проблемы начинаются ближе к подростковому возрасту. Соблюдение установленных границ обусловлено боязнью наказания за их нарушение. Со временем страх уменьшится, а соответственно появится конфликт. Данный стиль воспитания ведет к недопониманию, ребенок не чувствует поддержки со стороны родителей и вряд ли будет делиться с ними своими проблемами не только в детстве, но и в более позднем возрасте.
– Безразличный (индифферентный) стиль воспитания.
Данный стиль воспитания характеризуется отсутствием границ и моральной поддержки. Можно сказать, что в данном случае ребенка буквально бросают на произвол судьбы, лишь удовлетворяя его базовые потребности.
Про индифферентный стиль воспитания более подробно поговорим в следующем разделе.
– Либеральный стиль воспитания.
Характерен стертыми границами и безграничной моральной поддержкой. Ребенку предоставлена большая свобода действий, все его потребности тут же удовлетворяются.
Родители с либеральными взглядами на воспитание убеждены, что их дети вырастут независимыми и счастливыми. Однако в реальности это зачастую не так. Чаще всего дети, к которым относились слишком снисходительно вырастают несамостоятельными, неуверенными в себе, а также испытывают трудности с поиском себя.
Нередко возникновение проблем в подростковом возрасте. Помимо дурного влияния со стороны некоторых сверстников, появляются проблемы в отношениях с родными, также наблюдается падение успеваемости в учебе. Дети из семей с либеральным воспитанием реже достигают высот в спорте и других секциях.
Содержание
Индифферентный стиль воспитанияТеперь более подробно поговорим о так называемом безразличной или индифферентной модели воспитания ребенка.
Характерен отсутствием границ и моральной поддержки со стороны родителей. Можно сказать, что ребенок практически полностью предоставлен самому себе. Взрослые в данном случае лишь удовлетворяют его базовые потребности, пуская все остальное на самотек.
Причины такого воспитания могут быть разными. В некоторых случаях это отсутствие времени из-за, например, плотного графика работы, а в других банальная безалаберность родителей, которые не слишком заботятся о будущем ребенка.
В любом случае, индифферентный стиль воспитания является губительным. Не имея четких границ, ребенок вряд ли станет ответственным взрослым. Границы важны, в первую очередь для безопасности и комфорта самого ребенка.
Дети, выросшие при отсутствии внимания со стороны родителей испытывают серьезные проблемы в дальнейшей жизни. Зачастую они не могут понять себя, долго определяются с профессией, им сложно строить собственные семьи. Также такие дети чаще других подвержены пагубному влиянию окружения.
Индифферентный стиль воспитания оказывает разрушительное влияние на эмоциональное здоровье ребенка и ведет к серьезным проблемам в будущем. Подобный подход к воспитанию недопустим.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Похожие материалы
Безучастное воспитание – почему это худший стиль воспитания
| Четыре стиля воспитания Баумринда | Характеристики | Причины | Эффекты | Свободный стиль воспитания | занятые родители не участвуют |
Что такое невовлеченное воспитание (небрежное воспитание)
Невовлеченное воспитание — это стиль воспитания, характеризующийся низкой отзывчивостью и низкой требовательностью.
Эти небрежные родители не участвуют в жизни своего ребенка. Они не удовлетворяют потребности своего ребенка , будь то базовые или эмоциональные потребности. Они также не устанавливают границ и не наказывают своих детей.
Дети незаинтересованных родителей получают мало заботы или руководства от своих родителей. Им практически остается расти самим. Этим детям приходится хуже всего среди четырех стилей воспитания Баумринда.
Четыре стиля воспитания Бомринда
В 1960-х Дайана Баумринд, специалист по психологии развития из Калифорнийского университета в Беркли, определила три различных типа стилей воспитания: авторитетный стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания и снисходительное воспитание .
В 1983 году Маккоби и Мартин добавили в схему четвертый тип: неучастие или пренебрежительный стиль воспитания 1 .
Эти 4 стиля воспитания классифицируются по двум параметрам: отзывчивость и требовательность.
Характеристики невовлеченного стиля воспитания
Невовлеченные родители не реагируют и не требуют.
Невовлеченное воспитание — это невнимательное воспитание.
Если снисходительные родители находятся на одном конце спектра реагирования, то нерадивые родители занимают другой конец.
С точки зрения требований, авторитарные родители, которые возлагают большие надежды на своих детей, являются противоположностью равнодушных родителей.
Вот несколько примеров небрежного воспитания:
- Не проявляйте теплоты или привязанности к своим детям.
- Действуйте безразлично и отстраненно. Они не помогают и не заботятся об основных потребностях своих детей.
- Не оказывайте эмоциональную поддержку, такую как сопричастность и поощрение 2 .
- Не устанавливайте правила, границы или ожидания в отношении поведения своих детей. Также не контролируйте и не контролируйте их.
- Не проявляйте интереса к школьной работе, занятиям или успеваемости своего ребенка.
- Не вмешиваться в жизнь своих детей в целом.
- Передача пренебрежительного воспитания из поколения в поколение – Исследования показывают, что безнадзорные дети вырастают в 2,6 раза более склонными к пренебрежительному отношению к своим собственным детям и в два раза более склонны к физическому насилию 3 .
Причины неучастия в воспитании детей
Нерадивые родители часто происходят из неблагополучных семей и сами в детстве сами подвергались небрежному или невнимательному воспитанию.
Незаинтересованные родители, как правило, имеют собственные проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и алкоголизм.
Другой распространенной причиной является история проблем со злоупотреблением психоактивными веществами в семье.
Исследователи обнаружили, что многие зависимые родители были воспитаны самими зависимыми родителями (до 83%) и в детстве ими пренебрегали (до 55%) 4 .
Родители-наркоманы, которые имеют антисоциальные характеристики личности и выбирают партнеров, предрасположенных к злоупотреблению психоактивными веществами или другим проблемам с психическим здоровьем, подвергаются еще большему риску стать небрежными.
Вредные последствия невовлеченного стиля воспитания
Невовлеченное воспитание — худший стиль воспитания среди четырех типов, потому что дети, воспитанные с таким стилем воспитания, как правило, живут хуже.
Небрежное отношение родителей может повлиять на благополучие и результаты в развитии строго 5 . Это может иметь следующие неблагоприятные последствия для маленького ребенка:
- более импульсивный и менее самоконтроль
- отсутствие социальных навыков
- низкая самооценка 10
- повышенная вероятность расстройств настроения, таких как депрессия 11
- склонны к развитию пограничного расстройства личности 12
- подвержены повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами. Безнадзорные дети родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами, в 4–10 раз чаще сами злоупотребляют психоактивными веществами 4 .
Невовлеченное воспитание — это не то же самое, что воспитание на свободном выгуле
Воспитание на свободном выгуле — это термин, созданный в последние годы для описания родителей, которые дают детям свободу ходить в такие места, как игровая площадка, без присмотра взрослых.
Свободное воспитание — это не то же самое, что невовлеченное воспитание.
«Свободный выгул» описывает только один аспект воспитания, а именно: присматривает ли родитель за своим ребенком, когда он находится вне дома, или нет. Это ничего не говорит о том, доброжелательны ли родители и чутко ли относятся к потребностям ребенка.
Родитель, живущий на свободном выгуле, может дать своему ребенку большую свободу на прогулку, но при этом остается теплым и отзывчивым. Они также могут возлагать большие надежды на поведение своего ребенка, например, на хорошее поведение и успеваемость в школе.
Занятые родители не обязательно должны быть безразличными родителями
Занятые родители не могут быть небрежными родителями.
У некоторых родителей, занимающих очень ответственную работу, неизбежно остается меньше времени для своих детей. Но они все еще могут быть теплыми и заботливыми. Они по-прежнему могут проявлять интерес к жизни своих детей и создавать эмоциональные связи, когда проводят время вместе, даже если это не так часто.
Когда дело доходит до построения здоровых отношений между родителями и детьми, качество важнее количества.
Пренебрежительное отношение к детям — вредный стиль воспитания. Невовлеченные родители — это равнодушные родители, которые не заинтересованы в благополучии своих детей.
Они не просто занятые родители.
Занятые родители, которым не хватает участия, потому что им все равно, — это невовлеченные родители.
Но занятые родители, которым не хватает времени для участия, просто родители, которые не умеют планировать время.
В этой ситуации не иметь возможности участвовать в жизни ребенка не то же самое, что не хочет, чтобы вмешивался в жизнь ребенка.
Заключительные мысли о невнимательном воспитании
Психологи и эксперты сходятся во мнении, что у детей, чьи родители невнимательны или пренебрежительны, обычно бывают самые негативные последствия. Пренебрежительная мать — это не просто родитель, который дает ребенку больше свободы или меньше времени на общение с ним. Небрежные родители пренебрегают и другими своими родительскими обязанностями.
Ссылка
1.
Huver RME, Otten R, de Vries H, Engels RCME. Личность и стиль воспитания у родителей подростков. Журнал подросткового возраста . Опубликовано в Интернете в июне 2010 г .: 395–402. doi:10.1016/j.adolescence.2009.07.012
2.
Берзенский СР. Отличительные навыки регулирования эмоций объясняют психопатологию и проблемы в социальных отношениях после эмоционального насилия и пренебрежения в детстве. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 22 марта 2018 г .: 483–496. doi:10.1017/s0954579418000020
3.
Ким Дж. Типовая передача между поколениями пренебрежительного и жестокого родительского поведения среди молодых родителей.
Обзор служб для детей и молодежи . Опубликовано в Интернете в июле 2009 г .: 761–767. doi:10.1016/j.childyouth.2009.02.0024.
Данн М.Г., Тартер Р.Е., Меззич А.С., Ванюков М., Кириллова Г. Происхождение и последствия безнадзорности детей в семьях, злоупотребляющих психоактивными веществами. Обзор клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 1063 — 1090.
5.
Трикетт П.К., Макбрайд-Чанг К. Влияние различных форм жестокого обращения с детьми и безнадзорности на развитие. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1995 г .: 311–337. doi:10.1006/древ.1995.1012
6.
AUNOLA K, STATTIN H, NURMI J-E. Стили воспитания и стратегии достижения подростков. Журнал подросткового возраста . Опубликовано в Интернете, апрель 2000 г .: 205–222. дои: 10.1006/jado.2000.0308
7.
BOON HJ. Австралийские учащиеся средних школ с низкой и высокой успеваемостью: их воспитание, мотивация и успеваемость. Австралийский психолог . Опубликовано в Интернете в сентябре 2007 г .: 212–225. дои: 10.1080/00050060701405584
8.
Пинкварт М. Ассоциации стилей и параметров воспитания с академическими достижениями детей и подростков: метаанализ. Educ Psychol Rev . Опубликовано в Интернете 7 сентября 2015 г .: 475–493. doi: 10.1007/s10648-015-9338-y
9.
Шипман К., Эдвардс А., Браун А., Суишер Л., Дженнингс Э. Управление эмоциями в контексте жестокого обращения: пилотное исследование по изучению отсутствия заботы о детях. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете в сентябре 2005 г.: 1015-1029. doi:10.1016/j.chiabu.2005.01.
10.
Дорогая Н. Стиль воспитания и его корреляты . ЭРИК Дайджест; 1999.
11.
Bernet CZ, Stein MB. Связь жестокого обращения в детстве с началом и течением большой депрессии во взрослом возрасте. Подавить тревогу . Опубликовано в Интернете 1999: 169-174. дои:
12.
Taillieu TL, Brownridge DA, Sareen J, Afifi TO. Эмоциональное жестокое обращение в детстве и психические расстройства: результаты репрезентативной в национальном масштабе выборки взрослых из США. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете в сентябре 2016 г .: 1–12. doi:10.1016/j.chiabu.2016.07.005
О Памеле Ли, MS, MBA
Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли, MS, MBA | Веб-сайт
Страница не найдена — Parenting For Brain
Мы не нашли сообщения для этого URL.
Последние сообщения
| Что такое нарциссическая мать | Что говорят нарциссические матери | Иметь дело с нарциссической матерью — это больше, чем просто иметь дело с ее требовательным и контролирующим поведением. Они часто говорят обидные вещи, которые подрывают вашу самооценку. Взросление с нарциссическим родителем может быть кошмаром. Нарциссические матери не …
Подробнее о 50+ вещах, которые говорят нарциссические матери, и почему они их говорят
| Что такое психологическая гибкость | Почему важна психологическая гибкость | Как гибкость облегчает воспитание детей | Как помочь детям улучшить их психологическую гибкость | Родительство по своей природе тяжело. Быть полностью ответственным за другого человека — непростая задача. Но иногда родители усложняют задачу. Воспитание …
Подробнее о том, как психологическая гибкость облегчает воспитание детей
| Факторы риска, которые заставляют родителей жестоко обращаться с детьми | Последствия жестокого обращения (статистика) | Защитные факторы | Как разорвать цикл | Что такое жестокое обращение с детьми? Насилие со стороны родителей может принимать разные формы. Бывают случаи, когда это очевидно, а бывает, когда его трудно обнаружить. Пять видов жестокого обращения …
Узнайте больше о том, почему жестокие родители жестоко обращаются с вами и как разорвать порочный круг жестокого обращения
| Как развивается дезадаптивное поведение | Примеры | Причины | Как лечить | Что такое дезадаптивное поведение Дезадаптивное поведение — это поведение, которое мешает человеку функционировать в повседневной жизни или приспосабливаться к трудным ситуациям. Это значительно отличается от того, что ожидается для уровня развития человека. Это поведение …
Подробнее о Что вызывает дезадаптивное поведение у детей?
Большинство родителей любят своих детей и не причинят им вреда намеренно. К сожалению, есть родители, которые намеренно говорят обидные вещи своим детям. И хотя мы уже взрослые, эти обидные высказывания все еще могут остаться с нами. Вот некоторые из самых распространенных вредных фраз, которые используют родители, которые до сих пор помнят их взрослые дети…
Подробнее о 23 обидных вещах, которые родители говорят, что дети до сих пор помнят, будучи взрослыми
| Что такое поведение, направленное на привлечение внимания? | Причины | Примеры | Как остановить привлечение внимания у детей | Для детей нормально требовать внимания от своих родителей, а иногда и от других взрослых. Однако некоторые дети настаивают на том, чтобы постоянно быть в центре внимания. Они могут из кожи вон лезть и использовать раздражающие …
Подробнее о 9 советов, как перестать привлекать внимание у детей
| Сигнализировать ребенку недостойно | Пристыжение и принижение ребенка | Сравнение | Внушение предрассудков | Угрожающий | Не секрет, что дети невероятно впечатлительны. Мудрые слова родителей могут послать мощный сигнал их ребенку. Иногда родители могут быть резкими или злыми и говорить обидные вещи…
Подробнее о 31 худшем, что родитель может сказать ребенку
| Что такое благодарность? | Почему это важно? | Как научить вашего ребенка благодарности | Действия, которые воспитывают благодарность | В нашей повседневной жизни как родителей тема благодарности возникает чаще, чем вы могли бы ожидать. Мы можем задаться вопросом, скажет ли наш ребенок «спасибо» после получения подарка. Иногда …
Подробнее о Как научить ребенка благодарности
| Что такое жизненные навыки? | Почему жизненные навыки важны для подростков? | 3 типа основных жизненных навыков | Как научить вашего подростка жизненным навыкам | Подростковый возраст — это время значительных изменений в физическом, интеллектуальном, социальном и эмоциональном плане.