понятие, классификация, советы по выбору
Менеджмент — это не только умение ставить задачи, распоряжаться временем и бюджетом, но и работа с персоналом. Чтобы начать проект и успешно его завершить, руководителю необходимо получить доверие и повысить мотивацию сотрудников. У работников должно появиться желание следовать за лидером. Грамотные методы управления помогают достигнуть этого. Лидерские качества менеджера, стиль его руководства и особенности общения с командой напрямую влияют на успех проекта.
Большинство руководителей используют какую-то модель поведения, и не всегда это осознают. В этой статье мы не расскажем, как стать идеальным лидером и выбрать нужный тип управления. Сильный руководитель — тот, кто сочетает стили между собой и адаптирует их в зависимости от ситуации и типа личности конкретного сотрудника.
Разберемся подробнее в понятии «стили руководства», их разновидностях и расскажем, как выбрать метод в зависимости от ситуации.
Что такое стили руководства и зачем они нужны
Стиль руководства — это манера поведения руководителя, его принципы взаимодействия с членами команды. На основе этих подходов управленец принимает решения, распределяет роли и полномочия.
Руководители выбирают стили управления коллективом в зависимости от своего характера, ценностей, возможностей и целей. В способах взаимодействия с сотрудниками прослеживается «почерк» менеджера — его индивидуальный стиль руководства. Определить тип руководства можно с помощью приемов, которыми управленец побуждает работников выполнять задачи и контролирует работу подчиненных.
Методы взаимодействия с персоналом и эффективность работы находятся в прямой зависимости друг от друга. Поэтому если руководитель сможет правильно подобрать стиль и гибко подстраивать его под ситуацию, то продуктивность сотрудников вырастет. Когда человеку предоставляют комфортные для него условия, он быстрее развивается, а мотивация растет.
Классификация стилей управления
Взглядов на типы руководства множество. Управленец может использовать несколько методов в большей или меньшей степени — это характеризует его уникальный стиль.
Чтобы разобраться в классификациях, нужно знать критерии, на основе которых были составлены теории. О том, какие стили руководства существуют и когда применять каждый из них для достижения результата, расскажем ниже.
Теория лидерства Левина
Одна из первых популярных классификаций. Теорию разработал немецкий и американский психолог Курт Левин в 30-х годах 20 века, в ней он учитывал социальное окружение. Он выделил три метода управления:
-
авторитарный;
-
либеральный;
-
В основе такого разделения лежат следующие критерии:
Левин одним из первых обратил внимание на двойственную природу лидерства. Руководителю необходимо управлять персоналом так, чтобы члены группы могли достигать высоких показателей в работе, при этом испытывать удовлетворенность своей работой.
Стили различаются способом формулировки задачи, степенью участия руководителя и характером его общения с командой.
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Кто принимает решение |
Руководитель |
Руководитель с опорой на мнение подчиненных |
Сотрудники |
Скорость принятия решений |
Высокая |
Средняя |
Зависит от сотрудников |
Сколько времени тратит руководитель |
Много |
Средне |
Мало |
Основная проблема |
Задачи застревают на проверке у руководителя |
Команда должна быть активной |
Команда может отклониться от решения задачи |
Авторитарный стиль
Авторитарный метод управления характеризуется жесткими методами руководства. Власть есть только у руководителя, со стороны сотрудников нет инициативы Его суть — диктаторство, приказы, наказания. Еще несколько особенностей авторитарного руководства:
-
Управленец четко ставит задачи, определяет пути их решения и сроки выполнения.
-
Делегирование задач внутри команды.
-
Сотрудники не имеют права голоса, но и не несут ответственности за результат.
-
Интересы компании выше интересов людей.
-
Руководитель взаимодействует с сотрудниками только в рамках задач.
Преимущества |
Недостатки |
|
|
В таблице видно, что минусов применения авторитарного стиля больше. Однако есть ситуации, когда руководителям необходимо использовать этот метод. Например, у сотрудников мало опыта: они не знают, как решать задачи, а их предложения не несут ценности для компании.
Еще один сценарий применения — критическая ситуация, при которой нужно выполнить задачу качественно и быстро. Часто авторитарный способ управления применяют в сферах с высокой текучкой кадров. Например, в игровой индустрии.С опытными подчиненными использовать авторитарное управление не рекомендуется. Контроль над задачами, в которых сотрудник хорошо разбирается, снизит мотивацию сотрудника.
Демократический стиль
Авторитарный стиль управления в менеджменте используется реже, чем демократическое управление, и считается менее эффективным. Разберемся, почему так происходит.
При демократическом стиле руководства сотрудники имеют больше свободы и могут предлагать идеи, а также управлять своим временем и устанавливать срок выполнения задач. Управленец прислушивается к мнению подчиненных, но решение принимает самостоятельно. Руководитель следит за работой только на основной стадии работы и направляет команду в нужную сторону, также его задача — обеспечить условия и выделить бюджет.
Из преимуществ демократического стиля управления можно выделить:
-
Появление новых идей.
-
Высокая мотивация к труду.
-
Тесное взаимодействие между членами команды.
-
Повышение качества выполнения задач.
-
Высокая степень удовлетворенности своей работой.
-
Решения почти всегда верные.
Недостатков меньше, но они есть:
-
Для некоторых сотрудников самомотивации недостаточно.
-
Подбор кадров становится сложнее: нужно искать опытных людей, которые могут самоорганизовываться.
-
Время принятия решений увеличивается — сроки проекта срываются.
Обычно используют этот стиль руководители, когда работают с опытной и активной командой, которая может самостоятельно установить сроки и способы решения задач. Благодаря демократическому стилю управления сотрудники горят делом и быстрее развиваются. Подход также применяют, когда руководителю нужно время на решение более важных проблем. Например, ему нужно сосредоточиться на стратегии развития.
Однако собрать коллектив из профессионалов и устранить в нем текучку достаточно трудно — в этом и заключается сложность управления.
Либеральный стиль
Такое управление еще называют попустительским. Стили менеджмента подразумевают разную степень свободы сотрудников, но в этом типе руководства она ничем не ограничена. Подчиненные не только выполняют задачи, но и полностью несут ответственность за результаты. Руководитель — часть коллектива, он ставит себя наравне с сотрудниками.
Чаще всего так управляют персоналом и процессами те руководители, у которых нет лидерских качеств и психологических знаний. Есть признаки, по которым можно определить либеральный метод руководства:
-
у каждого свое мнение;
-
никто не хочет идти на компромисс;
-
нет единого понимания целей;
-
у каждого свой путь развития.
Стиль уместен только при высоком уровне дисциплинированности сотрудников. Иначе результатов придется добиваться очень долго. Если вы чувствуете, что у подчиненных мало опыта, не применяйте этот стиль. Делегируйте только задачи, которые соответствуют навыкам работника.
В таком стиле может работать только высокоорганизованная команда профессионалов, которые мотивированы завершить общий проект. Чаще всего только небольшие стартапы успешно используют либеральный стиль руководства. В таких командах руководитель наряду со всеми берет на себя задачи, просто у него они организационные.
Либеральный стиль руководства все же имеет свои плюсы. В команде, которая работает сплоченно над общей целью, и имеет четкие зоны ответственности, возрастает мотивация. Каждый хочет сделать свою часть проекта лучшим образом, потому что чувствует за нее гордость. Но чтобы собрать такую команду, должны сойтись звезды.
Cтили руководства и сценарии их применения
Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.
Теория Лайкерта
Американский социолог Р. Лайкерт выделил стили управления в зависимости от того, на что направлена деятельность руководителя: на задачи или на человека. Два противоположных принципа Лайкерт разместил по разные стороны одной оси.
Какие бывают стили руководства согласно теории Лайкерта:
Эксплуататорско-авторитарный стиль — самый жесткий метод. У сотрудников и руководителя нет доверия друг к другу. Подчиненных всегда наказывают и никогда не поощряют. Сократить дистанцию между управленцем и работниками невозможно.
Благосклонно-авторитарный стиль — более мягкий метод управления. Дистанцию в команде держат также строго. Здесь выстраивается модель «барин-слуга». Руководитель снисходителен, но относится к подчиненных как к слугам. Они же уважают и бояться его как хозяина. Однако есть баланс между наказанием и поощрением.
Консультативно-демократический стиль характеризуется высокой степенью доверия. Руководитель ценит инициативу и самостоятельность сотрудников, но контролирует работу сам. Наказывают подчиненных чаще, чем поощряют.
Стиль, основанный на участии персонала, подразумевает полное доверие сотрудников к управленцу, и наоборот. Система наказаний используется редко или вообще отсутствует. На первом плане — материальное поощрение. У сотрудников есть возможность самостоятельно разрабатывать систему бонусов. Чаще всего руководитель общается с подчиненными неформально.
Чем дальше двигаемся от работы к человеку, тем больше авторитарное руководство отступает и появляется признаки демократии.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Теория была разработана на основе исследований Лайкерта и Левина. Блейк и Моутон построили управленческую решетку — матрицу, у которой есть две оси (забота о деле и забота о людях). В каждой шкале по 9 делений. На их основе появились следующие стили управления руководителя:
-
1, 1 — Примитивное руководство
-
9, 1 — Авторитарное руководство
-
5, 5 — Производственно-социальное руководство
-
1, 9 — Социальное руководство
-
9, 9 — Командное руководство
Любому руководителю необходимо стремиться к показателю 9 по обеим осям матрицы. Эффективность будет расти, а сотрудники будут удовлетворены работой. Каждый руководитель может использовать этот стиль руководства. Для этого ему необходимо:
-
иметь профессиональную подготовку;
-
стремиться учиться;
-
уметь находить точки взаимодействия с коллективом;
-
повышать уровень знаний в области педагогики, психологии, управления.
Ситуации, при которых невозможно достигнуть модели 9, 9:
-
Небольшой опыт и недостаток навыков.
-
Недостаток профессиональной подготовки управленца.
-
Снижение мотивации в процессе работы.
-
Боязнь ответственности.
-
Разные взгляды и ценности сотрудников и руководителя.
Как выбрать стиль управления
В предыдущих разделах мы рассмотрели лишь 3 классификации. Чтобы выбрать подходящие стили и методы управления, нужно учитывать следующие факторы:
-
Критичность ситуации. Бывает так, что проблема требует незамедлительного решения. В этом случае совещания и делегирование обязанностей отнимают время. Поэтому в таких ситуациях даже либеральное руководство должно использовать авторитарный стиль.
-
Количество сотрудников. Если руководителю нужно привлечь большое количество работников для выполнения задачи, стоит обсуждать ее с коллективом и побуждать к проявлению инициативы.
-
Личность подчиненных. Грамотное управление должно строиться с учетом уникальности каждого человека, у всех свои особенности характера. Кто-то начинает работать только после наказаний, а кого-то они заставят покинуть команду.
Какие будут последствия, если выбрать неправильные стили управления персоналом:
-
Нездоровая атмосфера в коллективе. Психологическое давление со стороны руководителя порождает страх подчиненных и снижает их мотивацию. И наоборот — в расслабленной атмосфере сотрудники не будут продуктивны.
-
Качество идей и решений. Если сотрудники не будут проявлять инициативу, конечный продукт ничем не будет выделяться на фоне конкурентов.
-
Срыв сроков проекта. При авторитарном стиле работники выполняют задачи из страха и не задумываются о результате. Если применять демократию, сотрудники могут тянуть время столько, сколько им хочется.
-
Отсутствие авторитета руководителя. При использовании только либерального стиля сотрудники могут перестать видеть в управленце лидера и уважать его мнение.
Вывод
Стиль управления есть у каждого руководителя, но не все это осознают и пытаются изменить поведение так, чтобы деятельность была эффективной. Ни в одном учебном пособии вы не узнаете, как стать «идеальным» руководителем. Оптимальный стиль управления персоналом — тот, благодаря которому в конкретной ситуации можно добиться результатов, при этом не пожертвовать моральным и физическим состоянием сотрудников.
Эффективное управление состоит из методов влияния, которые можно обнаружить только на практике. Но если вы еще не нашли подходящий вид руководства, не стоит менять их каждый день. Переход на другие стили управления болезненно отражается на работниках и их моральном состоянии. Если появилась необходимость в изменении стиля, честно и открыто говорите с подчиненными о причинах и последствиях.
Вернуться к спискуПоделиться
Подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.
Предыдущая статья Что такое делегирование: понятие, правила и этапы Следующая статья Метод помодора: суть техники pomodoro в тайм-менеджментеИ наставник, и диктатор: как эффективно сочетать разные стили руководства :: РБК Pro
ProТелеканал
Pro
ИнвестицииМероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Autonews
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
Материал раздела Основной
Менеджмент   · Современные методы управления
Статьи Евгений Жигилий
Согласно модели ситуативного лидерства стиль руководства не обязательно константа. Напротив: эффективнее сочетать разные его форматы. С какими сотрудниками лучше включать в себе демократичного босса, а с какими не стоит — перечисляет Евгений Жигилий
Фото: Universal TV
Руководителю того или иного отдела в компании приходится учитывать особенности трех сфер, на стыке которых он работает.
- Особенности стиля управления, принятого в компании.
- Собственный стиль руководства и стратегия достижения целей.
- Индивидуальные особенности (качества) сотрудников его отдела.
Разобраться в хитросплетениях сфер, влияющих на работу руководителя, поможет модель ситуативного лидерства. Ее применение может облегчить жизнь менеджера и сделать его работу более эффективной.
В 1969 году двое ученых в сфере бизнеса и поведенческой психологии Пол Херси и Кен Бланшар при работе над книгой «Менеджмент организационного поведения» впервые описали модель ситуативного лидерства. Ее основная идея заключается в том, что не существует единственного, самого лучшего стиля управления. Эффективный стиль руководства будет определяться задачей, которую необходимо выполнить, а также составом и квалификацией каждого участника команды.
Исследователи выделили четыре основных стиля руководства.
Трансформационный лидер — полностью раскройте свой лидерский потенциал
Виртуальная программа в реальном времени
Трансформационный лидер
Раскройте весь свой лидерский потенциал
Виртуальная программа в реальном времени
Раскройте весь свой лидерский потенциал
Вы хотите продвигаться вперед и делать вещи , но трансформационные лидеры знают, что паузы , размышления и осмысление так же важны, как и действия .
Трансформационный лидер IMD — это персонализированное путешествие по трансформации , которое научит вас раскрывать весь потенциал вашего лидерства в три этапа: осознанный, устойчивый и адаптивный . Программа длится несколько месяцев, что позволяет вам обрабатывать, размышлять и интегрировать свое обучение между сессиями. Ваш тренер сопровождает вас на каждом этапе пути .
Программа использует трехмерный подход к трансформации . Вы исследуете свой личный нарратив, чтобы понять свое поведение и изменить свое будущее . Вы смотрите на , как вы проявляете себя как лидер в различных контекстах , и обнаруживаете рычаги и инструменты для самопреобразования. Вы также понимаете влияние контекста вашего лидерства и то, как вы можете проявлять свою свободу воли и выбор с уверенностью .
Готовы ли вы идти дальше в своем путешествии внутренних изменений?
После основной программы вы сможете гораздо глубже погрузиться в свои самые большие проблемы в течение дополнительный четвертый этап в районе Граубюнден в Швейцарии . Во время этого личного опыта следующего шага вы будете опираться на свои знания с участниками различных сессий Трансформационного лидера. Это коллективное и индивидуальное глубокое погружение проводится в начале каждого календарного года.
Осознанность — Лидерство в данный момент
Освободите свое лидерство от ограничений, созданных моделями поведения, сценариями и рутиной, и глубоко осознайте, как вы проявляете себя в каждый момент.
Стойкость – лидерство в сложных условиях
Проявите лидерство в сложных условиях, формируемых вашими командами и вашей организацией.
Адаптивность — трансформируйте свое будущее
Повысьте свою адаптивность и гибкость, чтобы успешно проводить организационные изменения.
Эволюция. Испытайте себя по-новому
Поймите, как далеко вы продвинулись на своем пути к трансформации, и решите свои самые большие проблемы с помощью экспериментальных и рефлексивных упражнений на дополнительном очном этапе.
Откройте для себя путь обучения
Вы и ваш класс
Вы опытный менеджер, ведущий во все более сложных условиях ? Вы ищете возможности для личностного роста , чтобы полностью раскрыть свой лидерский потенциал и успешно изменить лидерство ?
Затем присоединяйтесь к другим руководителям из разных отраслей, культур и национальностей, чтобы получить обогащающий опыт обучения, который поможет вам изменить себя и свое будущее. Эта разнообразная группа коллег по всему миру станет надежным ресурсом и сетью, когда вы пройдете свой путь лидерства и продвинетесь по карьерной лестнице.
Профиль класса 2021-2022 (средние данные)
Подробнее о критериях приема
В «Трансформационном лидере» я нашел программу лидерства для руководителей, которая помогла мне изучить и раскрыть различные аспекты моего лидерского потенциала.
Джулия Ван Вайенберге Член исполнительного комитета, Sofina, Бельгия
Узнайте больше о влиянии
Начните трансформирующее путешествие – откройте для себя основные моменты программы.
«Чрезвычайно полезно». – Узнайте больше из опыта прошлых участников.
«Виртуальный контекст ускоряет процесс обучения». — Больше информации от выпускника.
Большинство участников, посетивших Transformation Leader, обнаруживают некую трансформацию, которую они не ожидали. Они исследуют вещи, о которых никогда не задумывались, а затем находят способы высвободить свой потенциал.
Подробнее
Бен Брайант Программный директор
Следующий старт и оплата
Продолжительность: 3 модуля по 5-10 недель каждый, включая размышления и коучинг между модулями, в среднем 6 часов обучения/обучения в неделю.
Даты
7 сентября 2023 г. – 26 января 2024 г.
Местоположение
live virtual
Продолжительность
3 модуля по 5-10 недель каждый
Цена
15,9 швейцарских франков00
Подать заявку
Даты
11 апреля – 13 сентября 2024 года
Местоположение
live virtual
Продолжительность
3 модуля по 5-10 недель каждый
Цена
15 900 швейцарских франков
Подать заявку
Даты
4 сентября 2024 г. – 7 февраля 2025 г.
Местоположение
live virtual
Продолжительность
3 модуля по 5-10 недель каждый
Цена
15 900 швейцарских франков
Подать заявку
Посмотреть информацию о поступлении
Чему бы вы хотели научиться?
Исследуйте программы
Узнайте больше о IMD
Исследуйте историю IMD
12 моделей лидерства, которые могут определить ваш стиль
Если вы взрослый работающий человек, вы, скорее всего, сталкивались с хорошими и плохими начальниками. От менеджера, который предлагает ободрение и поддержку, до начальника, который критикует каждое ваше движение при микроуправлении каждым проектом, лидерство проявляется во многих формах.
Когда вы окажетесь на пути карьерного роста с растущими управленческими обязанностями, определение вашей идентичности как лидера может оказаться ценным процессом. Точно так же определение модели лидерства коллеги может дать вам больше информации о том, как успешно работать вместе.
В этом посте мы исследуем концепцию моделей лидерства, обсудим уникальное применение этих моделей в управлении здравоохранением и рассмотрим 12 распространенных стилей, с которыми вы, возможно, сталкивались на рабочем месте. Вы можете перейти к нашему изображению, чтобы увидеть, какие известные лидеры соответствуют каждому стилю, чтобы вы могли черпать вдохновение из их методов.
Определение лидерства на работе
«Настоящее лидерство — это способность влиять на людей для достижения лучших результатов для организации или группы», — говорит карьерный коуч Кэтлин Брэди. ((Кэтлин Брэди, «Лидерство на сегодняшнем рабочем месте», Training , 5 марта 2014 г.: https://trainingmag.com/leadership-in-todays-workplace/)) На рабочем месте влияние лидера может отражаться в удовлетворении сотрудников, здоровой итоговой сумме, культуре инноваций, позитивных социальных изменениях и многом другом. Например, данные показывают, что на 70% вовлеченности рабочей силы, определяемой как уровень приверженности и связи сотрудника со своим рабочим местом, влияют менеджеры. ((Вибхас Ратанджи, «Почему менеджерам тоже необходимо развитие лидерства», Gallup, 15 января 2021 г.: https://www.gallup.com/workplace/328460/why-managers-need-leadership-development.aspx))
Лидерские возможности не зарезервированы для руководителей. Лидеры и менеджеры существуют на всех уровнях организации, от сотрудников, которые руководят небольшими проектами отдела, до тех, кто наблюдает за глобальными масштабными проектами. ((Кевин Круз, «Что такое лидерство?» Forbes , 9 апреля 2013 г. : https://www.forbes.com/sites/kevinkruse/2013/04/09/what-is-leadership/?sh=697c58f05b90)) Было бы разумно подготовиться к следующему возможному лидерству, поняв, какая модель лидерства лучше всего подходит для вас.
Что такое модель лидерства?
Модель лидерства — это теоретическая основа того, как лучше всего управлять сотрудниками. Обычно он предлагает соответствующий стиль реагирования на потребности сотрудников и организации, который оказался полезным в этой модели. ((Тайлер Лакома, «Что такое модель бизнес-лидерства?» BizFluent, обновлено 26 сентября 2017 г.: https://bizfluent.com/about-6193153-business-leadership-model-.html))
Модели лидерства представляют собой полезную структуру для определения методов управления, которые соответствуют вашему стилю работы и индивидуальности. Знание вашего личного подхода к лидерству — как того, откуда он берется, так и того, куда вы хотите с ним двигаться, — создает стандарт, на основе которого вы можете вносить коррективы и улучшения, чтобы максимизировать свою эффективность и влияние. Модели лидерства не существуют в вакууме; однако вы можете извлекать элементы из более чем одной модели или переключаться между моделями с течением времени или в разных настройках.
Хотя модели лидерства похожи на стили лидерства, это две разные концепции. В то время как модель служит концептуальной структурой для объяснения того, что делает лидера великим, стиль представляет собой модель лидерского поведения, которую они демонстрируют в стремлении к этому величию. ((Таня Робертсон, «Leadership Theory vs. Leadership Style», Houston Chronicle, n.d.: https://smallbusiness.chron.com/leadership-theory-vs-leadership-style-32967.html))
Хотя философы исследовали концепцию лидерства, по крайней мере, со времен Юлия Цезаря, модели лидерства представляют собой постоянно развивающуюся сеть современных теорий и поведенческих структур. ((Таддеус Хант и Лавонн Федынич, «Лидерство: прошлое, настоящее и будущее: эволюция идеи», Journal of Art & Humanities , февраль 2019 г. : https://www.researchgate.net/publication/331473953_Leadership_Past_Present_and_Future_An_Evolution_of_an_Ide а#pf7))
1. Трансформация
Целостность и дальновидность — основные качества трансформационных лидеров. Как трансформационный лидер, вы достигнете своих целей благодаря открытому общению с персоналом, демонстрируя свою честность и уважение, которое вы испытываете к опыту и знаниям ваших сотрудников. Это взаимное уважение приводит к повышению удовлетворенности персонала и удержанию сотрудников, что, как показано, улучшает общий уход за пациентами и безопасность. ((Hongyun Tian et al., «Влияние трансформационного лидерства на удержание сотрудников: посредничество и модерация через организационное гражданское поведение и общение», Frontiers in Psychology , 2020: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.00314/full))
Как только вы представите свое видение проекта, вам нужно будет мотивировать других, чтобы воплотить его в жизнь. Однако вы рискуете игнорировать потребности отдельных сотрудников в погоне за выполнением своей более важной миссии.
2. Транзакционный
Транзакционное лидерство — это простая модель, основанная на вознаграждениях. Он основан на концепции, согласно которой личные интересы сотрудника (в отличие от интересов компании) являются основными факторами, побуждающими его выполнять поставленную задачу или достигать уровня производительности. Если вы являетесь транзакционным лидером, вы будете ставить цели для сотрудников, обещать вознаграждение и предоставлять это вознаграждение после их успешного достижения цели или налагать последствия, если сотрудники не достигают своих целей. Этот метод лидерства может быть очень эффективным для выполнения работы, но он не дает места для построения отношений на работе и вдохновения сотрудников на новые идеи.
Транзакционная модель — одна из наиболее широко используемых в медицинской отрасли. Это может быть полезным подходом для постановки и достижения краткосрочных целей, таких как выполнение конкретных задач, достижение измеримых целей удовлетворенности пациентов и успешное соблюдение всех протоколов безопасности. ((DF Sfantou et al., «Важность стиля руководства для показателей качества медицинской помощи в медицинских учреждениях: систематический обзор», Healthcare , 14 октября 2017 г.: https://www.mdpi.com/2227-9032/5/4/73/pdf))
3. Слуга
Как лидер-слуга, вы будете сочетать самоотверженность с сосредоточением внимания на более высоких потребностях других, поскольку сотрудники работают над достижением вашего видения. Благодаря самоанализу и осознанию вы получаете представление о своей цели в жизни и работе, значении их лидерских инициатив и своем личном характере. Наставляя своих сотрудников, вы можете поднять других к большему успеху, улучшив моральный дух и бизнес.
Междисциплинарный характер здравоохранения требует, чтобы целый ряд профессионалов работал в команде. Это согласуется с желанием лидера-слуги работать вместе и повышать уровень членов команды, все ради улучшения ухода за пациентами.
4. Самодержавный
Самодержавные лидеры не консультируются и не учитывают мнения других при принятии решений. Вы определяете курс действий и излагаете свои идеи, полностью ожидая, что персонал без вопросов выполнит назначенные вам действия. Этот метод лидерства хорошо работает в ситуациях, требующих быстрого принятия решений.
Способность врачей, медсестер и других медицинских работников высокого уровня принимать быстрые решения в чрезвычайных ситуациях имеет решающее значение для спасения жизней. Но лидер-автократ также должен помнить о том, что сотрудники и пациенты могут чувствовать себя невидимыми, заброшенными и, возможно, даже подвергшимися насилию, если с ними обращаются таким образом, что их потребности игнорируются.
5. Демократичный
Противоположностью автократическому лидерству является демократическое лидерство, также известное как «лидерство, основанное на участии». Как демократический лидер, вы будете прислушиваться к мнениям и мнениям своих сотрудников, хотя окончательное решение остается за вами. Использование вами сотрудничества и обсуждения может стимулировать рост творчества и инноваций. Однако вы можете испытывать трудности в ситуациях, когда вам приходится жонглировать множеством различных точек зрения и идей.
Некоторые управленческие решения в сфере здравоохранения требуют участия персонала и мозгового штурма для разработки творческого решения текущей задачи. Модель демократического лидерства очень помогает поощрять участие сотрудников в нестандартном мышлении.
6. Декларация невмешательства
Фраза «laissez-faire» буквально переводится с французского как «разрешить делать». (( Encyclopaedia Britannica , «Laissez-faire», последнее обновление 2 марта 2021 г.: https://www.britannica.com/topic/laissez-faire)) Он представляет собой политическую, экономическую модель и модель лидерства, предполагающую пассивность. Если вы придерживаетесь политики невмешательства, вы предоставите сотрудникам необходимые инструменты, а затем сделаете шаг назад, чтобы позволить персоналу решить все остальное. Этот подход невмешательства представляет собой глубокий уровень доверия.
Слагая с себя ответственность за процесс принятия решений, лидеры, придерживающиеся принципа невмешательства, рискуют превратить ситуацию в хаос без надлежащих организационных структур, определяющих направление деятельности компании. В сфере здравоохранения подход laissez-faire обычно является плохим подходом, учитывая возможность негатива и разногласий, вызванных отсутствием структурированного руководства.
7. Бюрократический
Следование правилам — секрет успеха бюрократического лидерства. В этой наиболее шаблонной из моделей лидерства у вас есть определенная должность, набор обязанностей и уже существующий метод реагирования на неотложные потребности. Требование такого строгого соблюдения установленных правил и протоколов может создать жесткое и напряженное рабочее место для сотрудников.
Руководители-бюрократы могут быть эффективны в некоторых областях, особенно в тех, что связаны с финансами и безопасностью данных. В здравоохранении незначительное отклонение от протокола в определенных областях может привести к серьезным последствиям со стороны регулирующих органов или государственных надзорных органов, что делает ценный характер бюрократических лидеров, ориентированный на детали.
8. Харизматичный
Есть ли у вас обаяние и видение, чтобы развивать компанию и превратить своих сотрудников в своих «учеников» для достижения целей компании, которые вы наметили? Убежденность и притягательная личность могут привести вас в кругосветное путешествие в качестве харизматичного лидера. Чтобы вдохновить вашу команду на то, чтобы разделить вашу страсть к вашему видению, требуется умение, но оно может принести вознаграждение в виде более высокой вовлеченности сотрудников и более высокой прибыли.
В медицине харизматичные лидеры могут оказывать положительное влияние, побуждая персонал чаще участвовать в ваших инициативах. Однако при таком интенсивном сосредоточении на своих целях у вас может развиться туннельное видение, вы забудете общую картину или станете жертвой эгоцентризма. Рассеянный фокус может вызвать серьезные проблемы в организационных усилиях.
9. Задание темпа
Лидеры, задающие темпы, стремятся к результатам. Вы устанавливаете высокую планку и подталкиваете своих сотрудников к достижению цели за целью. Как лидер, задающий темп, вы можете быть весьма эффективны в выполнении задач, но ваш постоянный жесткий темп утомит некоторых сотрудников. Это сложный стиль, чтобы успешно поддерживать его в течение длительного периода времени.
Среда здравоохранения, вероятно, не подходит для лидерства, задающего темп, хотя могут быть и исключения. Представьте себе медицинскую исследовательскую лабораторию, стремящуюся создать вакцину против COVID-19. Энергия и страсть лидера, собравшего команду квалифицированных профессионалов, могут проявиться в успехе. Но, как и в любой отрасли, лидер, задающий темп, может перегореть и увести с собой свою команду. ((Манави Патхак, «Стиль лидерства, задающий темп», Human Capital, 15 октября 2019 г.: https://humancapitalonline.com/Leadership/details/499/Задание темпа-стиль лидерства))
10. Этический
Концепция справедливости жизненно важна для этичных лидеров. Эта модель обеспечивает баланс логики и чувства справедливости с глубоким уважением прав всех участников. Делая этику своим главным приоритетом, вы относитесь к своим сотрудникам с уважением и честностью, которые взаимно возвращаются, принося пользу всем.
Этика является ключевой темой для организаций здравоохранения, поскольку они стремятся обеспечить равноправный уход за пациентами. Чтобы быть эффективным общественным ресурсом, учреждение должно поддерживать высокий уровень доверия и доброжелательности со стороны пациентов и общественности. Этические лидеры в области связей с общественностью могут быть влиятельными, поскольку они работают, чтобы продемонстрировать сильные стороны организации. ((Мэри Кэй, «Навыки лидерства № 7: У великих лидеров есть этика», AboutLeaders.com, 5 января 2016 г.: https://aboutleaders.com/leadership-skills-7-great-leaders-have-ethics/#gs.3azem0))
11. Филиал
Партнерское лидерство требует мышления «люди прежде всего». Речь идет о создании отношений сотрудничества и превращении в систему эмоциональной поддержки для вашей команды. Общение на прямом и личном уровне с вашими сотрудниками позволяет вам быстро разрешать конфликты между сотрудниками.
Организации здравоохранения могут извлечь выгоду из модели аффилированного лидерства. Базовая эмоция для аффилиативных лидеров — сострадание, необходимое качество при работе с персоналом и пациентами. ((Paquita C. de Zulueta, «Развитие сострадательного лидерства в здравоохранении: комплексный обзор», Journal of Healthcare Leadership, , 18 декабря 2015 г.: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5741000/))
12. Коучинг
Подобно спортивному тренеру, лидер коучинга работает с отдельными сотрудниками, чтобы развивать их сильные стороны, чтобы улучшить общий успех организации. Если вы коуч-лидер, вы ориентируетесь на цель, а не на задачи. Вы смотрите на общую картину и не теряетесь в деталях.
Модель лидерства в коучинге хорошо применима к миру здравоохранения, и исследования часто доступны в программе получения степени MSN. Вы можете предоставить инструменты и поддержку персоналу, который хочет укрепить свои навыки, чтобы повысить производительность, принося пользу компании и пациентам. ((Действительно, «5 общих моделей лидерства для вашего бизнеса», 22 февраля 2021 г.: https://www.indeed.com/career-advice/career-development/leadership-models))
Применение моделей лидерства к управлению здравоохранением
Администраторы здравоохранения сталкиваются с уникальными для отрасли проблемами. Они должны эффективно и с соблюдением этических норм направлять своих сотрудников на действия, приносящие пользу пациентам, организации и обществу. В приведенном выше списке подробно описано, как каждая традиционная модель лидерства применима к отрасли здравоохранения. ((Чарльз Уильям Харгетт и др., «Разработка модели эффективного лидерства в здравоохранении: подход к составлению концептуальных карт», Journal of Healthcare Leadership , 28 августа 2017 г.: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5774455/))
Но в 2016 году исследователи из Медицинской школы Университета Дьюка определили новую модель лидерства, адаптированную для здравоохранения, назвав ее «Модель лидерства Duke Healthcare». Эта модель описывает основные характеристики и навыки руководителей здравоохранения. ((Келли Р. Мерфи, «Дизайн, реализация и демографические различия HEAL: инструмент самоотчета лидерства в здравоохранении», Journal of Healthcare Leadership , 20 октября 2016 г.: http:/s/www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5741008/))
Основным отличием модели лидерства Duke Healthcare от традиционных бизнес-моделей является акцент на ориентированность на пациента и повышение компетентности в области эмоционального интеллекта, критического мышления, честности, командной работы и бескорыстного служения. Доступ к этой отраслевой модели может вдохновить лидеров медицинских кадров, поскольку эта модель и будущие версии, ориентированные на здравоохранение, продолжают совершенствоваться.
Найдите свою личную модель лидерства
Независимо от того, какая модель лидерства вам нравится, полезно изучить их все, чтобы лучше понять себя как лидера и то, как это влияет на ваших сотрудников.