как философия стоицизма помогает жить и работать — T&P
Сегодня философия стоицизма приобрела в глазах многих не самые радужные оттенки. Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом. Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации. Об этом статья Лари Уолласа, опубликованная в Aeon.
Мы нередко искажаем философию. Мы изменяем ее формы лишь на основании неясных очертаний, превращаем ее в мультфильм, словно карикатурист, специально преувеличивающий неправильные черты. Так буддизм в сознании многих превращается в доктрину пассивности и даже лени, а экзистенциализм становится синонимом апатии и бессмысленного отчаяния. Что-то подобное произошло и со стоицизмом. Он воспринимается (если вообще о нем вспоминают) как философия мрачной выносливости, терпения и продолжения, но не преодоления различных жизненных страданий и неприятностей.
Неудивительно, что эта философия утратила свою популярность. Неудивительно, что в западной культуре мудрец-стоик никогда не был так популярен, как мастер Дзен. Даже при том, что стоицизм намного более доступен, он не только не обладает экзотической мистикой восточных практик, но и считается философией, которая просто ломает человека, даже когда он решительно безразличен. В этом понимании не учитывается стремление к постоянному преодолению и невозмутимому спокойствию, которое пропагандируют стоики.
Кроме того, здесь не учитывается благодарность. Это тоже часть спокойствия, поскольку именно благодарность делает спокойствие возможным. Стоицизм в большей степени, чем какое-либо другое учение, является философией благодарности. Более того, благодарности столь сильной, что можно вынести все. Философы, тосковавшие по наивысшему психологическому освобождению, часто забывали о своей принадлежности к сообществу, куда входили в том числе и стоики. «Вы хотите жить “согласно с природой»?” — усмехается над стоиками Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» (1886):
«О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и неустойчивое в одно и то же время, представьте себе безразличие в форме власти, — как могли бы вы жить согласно с этим безразличием? Жить — разве это не значит как раз желать быть чем-то другим, нежели природа? Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего? Если же предположить, что ваш императив «жить согласно с природой» означает в сущности то же самое, что «жить согласно с жизнью», то каким же образом вы не могли бы этого сделать? К чему создавать принцип из того, что сами вы являете собою и чем вы должны быть?»
Обвинения в адрес стоицизма именно такие — соблазнительные по своей четкости и энергии и, следовательно, эффективные, но при этом абсолютно некомпетентные. Вот почему испытываешь такое разочарование, когда видишь, как Ницше сходит с тропы благоразумия в следующих двух абзацах и обвиняет стоиков в попытке «предписать» их «мораль природе», в неспособности к иному взгляду (на природу) из-за «высокомерной надежды», что природу можно «тиранизировать» так же, как стоики тиранизируют самих себя. Затем он обвиняет всю философию в том, что она являет собой «тиранический инстинкт», «духовную волю к власти», к «сотворению мира» (все это является нескрываемой психологической проекцией, учитывая, что Ницше был одержим идеей психологического превосходства).
Jeff Koons
Равнодушие действительно дает власть. Если применять его в нужных ситуациях, если сознательно принять определенное отношение, то равнодушие не только делает такую жизнь возможной, но и помогает вести более свободный, открытый и необычный образ жизни. Радость и горе, как и другие эмоции никуда не уйдут, но вы сможете их умерить, и они будут меньше вас мучить.
Если за объяснениями, что есть стоицизм, не всегда можно обратиться к философам, то тогда к кому? Для начала можно посмотреть определение слова «стоик» в Urban Dictionary — краудсорсинговом онлайн-словаре английского сленга:
Cтоик — человек, который не заморачивается по поводу всякой ерунды, происходящей в этом мире, из-за которой парится большинство людей. Стоики испытывают эмоции, но только по отношению к действительно значимым вещам.
Пример: Компания подростков сидит на крыльце. Мимо проходит стоик.
Один из компании: Эй ты, придурок и упырь, ты вообще извращенец! Стоик: Молодец, тебе повезло!
Идет дальше.
Интересно, что автор использует в этом анекдоте именно слово «крыльцо» (porch), ведь слово «стоицизм» произошло от греческого слова «stoa» — а это как раз греческое название для сооружения, которое мы сегодня называем крыльцом (портиком — прим. ред.). Древние стоики собирались в таких галереях, проводили там время и говорили о просвещении и всяких других вещах. Греческий философ Зенон является основателем школы, а римский император Марк Аврелий — самым известным практиком, в то время как римский политик Сенека, пожалуй, был наиболее красноречивым и интересным представителем этого учения. Однако настоящим героем стоицизма большинство стоиков признают греческого философа Эпиктета.
Он был рабом, что как нельзя лучше подкрепляет его учение. Такой убедительностью другие стоики не могут похвастать, несмотря на все перенесенные ими жизненные трудности. Эпиктет беседовал со своими учениками, а они потом записали его слова. Сегодня это единственное, что сохранилось от учения Эпиктета. Его речи содержатся в двух коротких работах «Руководство» и «Беседы». Среди непосредственных учеников Эпиктета был Марк Аврелий (еще один философ-стоик, который не предполагал, что его будут когда-нибудь читать. Его сборник «К самому себе» написан исключительно для себя, что-то вроде личного руководства).
«Советы стоиков: 9 способов использовать философию в повседневной жизни»
Среди «непрямых» учеников Эпиктета — целая плеяда великих людей, выдающихся во всех сферах и областях. Один из них — бывший адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл. Во время войны во Вьетнаме он находился в заключении 7 лет, у него были переломаны кости, он голодал, сидел в одиночной камере и переносил другие всевозможные лишения и испытания. Его психологической опорой в ту пору было учение Эпиктета, с которым он познакомился после окончания колледжа, когда попал в ВМС. Параллельно он изучал философию в Стенфордском университете. Во Вьетнаме он всегда обращался к идеям стоицизма и не забывал о них даже в самые ужасные моменты. В особенности в такие моменты. Он понимал значение этих уроков и научился применять их на практике лучше, чем кто-либо другой.
Стокдейл много писал об Эпиктете, упоминал его в речах, мемуарах, сочинениях. Но если вам не хочется забивать голову (а ведь именно этого пытается избежать стоик), то лучшее из всего этого — его речь 1993 года в Королевском колледже Лондона, опубликованная под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения» (1993). Подзаголовок здесь важен. Однажды Эпиктет сравнил лекторий философа с больницей, из которой ученик должен выйти с ощущением небольшой боли. «Если лекторий Эпиктета — это больница, — пишет Стокдейл, — то моя тюрьма была лабораторией. Лабораторией человеческого поведения. Я решил проверить постулаты Эпиктета на примере реальных жизненных трудностей, которые творились в моей лаборатории. Как вы видите, он победоносно выдержал это испытание».
Стокдейл отвергал ложный оптимизм, который проповедует христианство, потому что знал из собственных наблюдений, что ложная надежда сводит в тюрьме с ума. Сами стоики верили в богов, но тот, кто не приемлет религиозных верований, может воспринимать стоицизм так же, как буддизм, если не могут поверить в карму и реинкарнацию.
Если избавиться от всей лишней «шелухи», то все в конечном счете сводится к выбору. Выбор — это действительно все, что у нас есть, и об остальном не стоит даже и думать. «Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, а затем сам ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора». Всякое несчастье, которое лежит за пределами выбора, должно рассматриваться как возможность укрепить нашу решимость, а не служить оправданием для слабости. Это поистине один из величайших в мире жизненных принципов, это желание обратить неприятности в возможность. Именно это отчасти превозносил Сенека, когда описывал, что бы он сказал тому, чей дух никогда не смирялся и никогда не подвергался испытаниям: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам». Мы делаем себе огромное одолжение, когда видим в неприятностях возможность сделать такое открытие, а в этом открытии найти и получить еще больше.
Еще один отличный жизненный стоический принцип отражен в книге Вильяма Ирвайна «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» (2009). Принцип получил название «негативная визуализация». По мнению стоиков, постоянно думая о худшем, что может произойти, мы вырабатываем иммунитет к опасностям, которые таит в себе чрезмерное позитивное мышление, убежденность в том, что реалистичный взгляд на мир приводит только к отчаянию. Только представляя себе плохое, мы по-настоящему можем оценить хорошее. Вы не испытаете благодарности, если будете все воспринимать как должное. Именно эта благодарность заставляет нас с удовольствием делать уступки, когда все в мире уже и так вышло из-под контроля. Как же могло возникнуть такое огромное недопонимание в такой в высшей степени понятной философии? Как мы могли забыть, что темный узкий проход на самом деле ведет к превосходству?
Jeff Koons
В этих принципах можно узнать стандартную когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ). И в самом деле, стоицизм определяли как своего рода прото-когнитивно-поведенческую терапию. Американский психолог Альберт Эллис, разработавший в 1955 году первую форму КПТ, известную как рационально-эмоциональная терапия, читал труды стоиков в юности и в свое время прописывал своим пациентам максиму Эпиктета: «Человека беспокоят не сами вещи, но собственное мнение об этих вещах». «Если коротко, то это по сути и есть когнитивная модель эмоций», — считает Дональд Робертсон — врач-психотерапевт, который в 2010 году написал книгу по когнитивно-поведенческой психотерапии «Философия стоиков как рациональная и конитивная психотерапия».
Очевидно, что из-за этой простоты и доступности стоицизм никогда не поймут те, кто увлекается абстрактными и эзотерическими философиями. В романе «Мужчина в полный рост» (1988) Том Вулф наделяет стоическими взглядами полуграмотного заключенного, и это удается ему с удивительным правдоподобием. Монолог Конрада Хенсли может показаться высокопарным, но нельзя усомниться в скрывающихся за ним чувствах. Когда Конрада спросили, стоик ли он, он ответил: «Я только читаю об этом, но я бы хотел, чтобы кто-нибудь из таких людей был сегодня рядом, чтобы к нему можно было прийти, как приходили ученики к Эпиктету. Сегодня люди думают, что стоики — это такие люди, ну вы знаете, такие люди, которые, стиснув зубы, терпят боль и страдание. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные перед лицом любых невзгод».
Это заставляет спросить, а какие были невзгоды? Мы уже упоминали, что Эпиктет был рабом, напротив его имени можно поставить галочку. Напротив Сенеки тоже, несмотря на мнение многих несогласных. Жизнь Сенеки, несмотря на периодическую возможность пользоваться всеми земными благами, была очень тяжела: он был болен туберкулезом, находился в изгнании под гнетом жестокого диктатора и убийцы. Сам Сенека говорил, что никто не приговаривал мудрецов к бедности. Только древнегреческий циник попытался бы отрицать это.
Кроме того, Сенека первым бы сказал, как однажды написал кому-то в одном из своих писем: «Я не настолько бесстыж, чтобы пытаться лечить своих товарищей, когда сам болен. Тем не менее, я обсуждаю с вами проблемы, которые касаются нас обоих, и я делюсь с вами своим лекарством, как если бы мы с вами лежали вместе в одной больнице». Марк Аврелий тоже был в этой «больнице». Наделенный властью императора и пользующийся всеми привилегиями этого положения, он также переносил все сопутствующие трудности и удары, и даже сверх того. Я бы не смог высказаться на этот счет лучше, чем Ирвайн в своей книге «Путеводитель по хорошей жизни». Поэтому не буду мудрить и приведу цитату:
«Он был болен, возможно, язвой. Его семейная жизнь была полна несчастий: его жена, видимо, была ему неверна, из 14 детей, которых она ему родила, выжили только шестеро. Кроме того, управление империей наносило свои удары. Во время его правления на границах было много восстаний, и Марк нередко лично отправлялся контролировать их подавление. Его собственные назначенцы, особенно Авидий Кассий, правитель Сирии, восстали против него. Его подчиненные вели себя нагло и презрительно по отношению к нему, и эту наглость он выносил с невозмутимым нравом. Горожане отпускали шутки в его адрес, и их не наказывали за это. Во время его правления на империю также обрушилась чума, голод, стихийные бедствия, в частности землетрясение в Смирне».
Всегда оставаясь стратегом, Марк применял надежную технику в борьбе со всеми трудностями, которые наполняли его жизнь. В начале каждого дня он говорил себе: «Я увижу надоедливых, неблагодарных, жестоких, вероломных, завистливых и закрытых людей». Он мог бы вести себя иначе и притворяться, что все прекрасно, особенно в те дни, когда это было действительно так, или, по крайней мере, казалось таковым. Но в этом случае, как бы он научился идти и по ветру, и против него, постоянно приспосабливаясь к неприятным поворотам судьбы? Что бы с ним сталось, когда поменялся бы ветер?
Стоицизм, что это, уроки на каждый день
В кризисы люди часто обращаются к опыту прошлого. Один из примеров — древнегреческий стоицизм, который сейчас вновь набирает популярность. Изучаем, как идеи стоиков можно использовать для успокоения в тяжелые времена
Что такое стоицизм
Стоицизм — это философская школа времен Древней Греции, которая включает в себя множество различных направлений и ответвлений. Стоицизм родился вскоре после смерти Александра Македонского. Как утверждает профессор философии и стоик Массимо Пильюччи, «в это время люди сталкивались с крупными изменениями в политической и социальной сфере и ничего не контролировали». Дело в том, что смерть Александра привела к развалу его империи на несколько эллинистических царств, сражающихся за влияние в восточном Средиземноморье.
Тем самым, античные авторы жили в эпоху войн, восстаний, природных катастроф, бедствий и эпидемий. В этот период и выработался один из фундаментальных принципов стоицизма. Его сформулировал Луций Анней Сенека, один из главных философов-стоиков: «Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру». Этот принцип можно представить в виде простой двойной структуры. Все в мире можно разделить на то, что мы можем контролировать, и то, что не можем. Стоический секрет обретения спокойствия и внутренней стабильности заключается в том, чтобы сместить фокус со второго на первое. Философ Эпиктет подчеркнул это еще точнее: «Людей мучают не вещи, а представления о них».
Основные уроки стоиков
За счет своей универсальности стоицизм продолжает существовать уже более 2 тыс. лет. Более того, с конца ХХ века он возрождается как полноценное движение, а регулярные кризисы только подстегивают интерес к нему. Разберем основные аспекты стоического мировоззрения.
Мы не контролируем события, но определяем их значение для себя
Все происходящее вокруг трактуется нашим мозгом как «плохое» или «хорошее». С осознанием этого приходит возможность контролировать определения. Стремится нужно к спокойствию и смягчению жестких реакций.
Нужно всегда подвергать себя испытаниям
Если вы будете все время находиться в зоне комфорта, вашу жизнь может разрушить тот, кто вас из нее выведет. Чтобы не дать этому случится, выходите из нее регулярно самостоятельно. Только так можно научиться гибкости, которая пригодится в периоды настоящих кризисов.
Помните, что ничто не вечно
Исследователь Владислав Николаенко подчеркивает: «Любимая стоиками фраза Memento Mori (с лат. «помни о смерти») напоминает о том, что всё может в любой момент закончиться. Что было дано жизнью, будь то материальные ценности, близкие люди, любовь или дружба, однажды будет востребовано назад. Иногда это выражается в краже, иногда в измене и предательстве. «Все пройдет», «Бог дал, Бог взял» — все это законы мироздания, над которыми мы не властны».
Постоянно заглядывайте внутрь себя
Один из фундаментальных принципов стоицизма — самоанализ. Ежедневно задавайте себе вопросы о жизни и честно на них отвечайте. Только так можно начать лучше понимать происходящее с вами. Марк Аврелий выражал это так: «Нигде человек не уединяется так спокойно и безмятежно, как в своей собственной душе. Особенно тот, у кого есть внутри нечто такое, во что стоит только пристально вглядеться, как сейчас же станет легче. Это облегчение, по-моему, не что иное, как душевная благоустроенность. Вот этому уединению ты и предавайся постоянно, таким образом обновляя себя».
Злость никогда не помогает
Стоики считают, что злость только забирает энергию и жизненные ресурсы, не предоставляя ничего взамен. Поэтому нельзя давать ярости возможность контролировать организм.
Воображайте худшее
Не избегайте своих страхов, а постоянно их анализируйте. Более того, иногда представляйте самое худшее. Например, что вас уволили с работы, отношения с партнером разрушились, а машину угнали. Можно даже вообразить собственную смерть.
Стоики считали, что такая негативная визуализация даст возможность дорожить жизнью, партнером, автомобилем и работой еще ярче.
Марк Аврелий рекомендует: «Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла».
Берегите свое сознание
Вы не подарите свой кошелек незнакомцу, а ключи от своей машины — случайному прохожему. Вы не позволите, чтобы ваш дом был снесен ради нового шоссе. Так почему же вы так легко отдаете ключи от своего разума любому незнакомцу, который залезает туда со своими идеями и лозунгами?
Будьте собой
Главная цель человека в жизни — оставаться собой и не терять свою личность ни при каких обстоятельствах. Марк Аврелий писал об этом так: «Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».
Что такое стоический человек?
Стоик — приверженец стоицизма, древнегреческой и римской философии жизни. Стоики считали, что для того, чтобы быть счастливыми, мы должны научиться различать, что мы можем контролировать, а что нет. Те вещи в нашей жизни, которые мы можем контролировать, мы должны стараться направить на достижение наилучших результатов для всех. Те, которые мы не можем контролировать, мы должны научиться принимать. Незнание разницы между двумя классами вещей является основным источником человеческого несчастья. Известными стоиками были философ и бывший раб Эпиктет, писатель Сенека Младший и римский император Марк Аврелий.
Что такое стоик? На известном веб-сайте вы найдете такое описание:
Быть стоиком значит быть спокойным и почти без эмоций. Когда вы стоик, вы не показываете, что чувствуете, и также принимаете все, что происходит.
Это вводит в заблуждение и является хорошей демонстрацией того, почему не следует использовать словари для ответов на философские вопросы.
Рекомендуется для вас:
Что означает слово «стоик»?
«Стоическое» отношение к жизни направлено на достижение прочного счастья путем сохранения спокойствия, рациональности и эмоциональной отстраненности при одновременном развитии своих добродетелей.
Стоики были древнегреческой и римской школой философов, среди которых были раб, знаменитый писатель и император Рима (Эпиктет, Сенека Младший и Марк Аврелий соответственно). Их мировоззрение было сложным и включало в себя изучение естественных наук, но одним из главных принципов их теории счастья было то, что:
Следует четко различать события, которые человек может контролировать, и те, которые он не может контролировать.
Это основа правильного мышления и достижения максимального человеческого потенциала. Потому что только после того, как мы сможем увидеть, на что мы можем повлиять, а на что нет, мы сможем подходить к этим двум классам событий разными и подходящими способами.
События, которыми я могу управлять, я должен контролировать, сказал бы стоик. Мой долг как человека и гражданина — использовать свою власть и свое влияние в обществе в максимально возможной степени, чтобы принести пользу каждому, кто попадает в сферу моего контроля.
Нужно четко различать события, которые можно контролировать, и события, которые нельзя контролировать.
А это, в свою очередь, связано с осознанием того, что все мы одинаково ценны как человеческие существа, и что наши заботы, страхи и любовь имеют одинаковое значение, все одинаково важны. Эгоистичные люди, согласно стоическому мировоззрению, просто заблуждаются относительно важности собственного «я».
Эпиктет пишет:
Волю природы можно узнать из тех вещей, в которых мы не отличаем друг от друга. Например, когда соседский мальчик разбивает чашку или что-то в этом роде, мы сразу же готовы сказать: «Эти вещи произойдут». Итак, будь уверен, что, когда твоя собственная чаша будет разбита, ты должен пострадать так же, как когда была разбита чужая чаша. Примените это таким же образом к большим вещам. (Энхиридион, 26)
Поскольку мы все равны по ценности и важности, у нас действительно нет причин быть эгоистичными. Поэтому мы должны осуществлять контроль таким образом, чтобы приносить наибольшую пользу всем, а не только себе. Но это вовсе не означает, что мы должны быть равнодушными, холодными, бесчувственными или «пустыми».
Как раз наоборот. Когда действует стоик, подобный римскому императору, он знает, что его действия повлияют на всех, и он вложит всю свою мудрость, все свои знания и всю свою страсть в попытку действовать наилучшим, самым мудрым, самым выгодный способ возможен. Все остальное означало бы пренебрежение своим долгом по отношению к нашим ближним.26 апреля 121 г. н.э.: родился Марк Аврелий
26 апреля 121 г. н.э. отмечается день рождения римского императора и философа-стоика Марка Аврелия, который до сих пор вдохновляет нас своим чувством смирения и долга.
Но мудрец также признает, что их возможности влиять на мир ограничены. Не всегда можно избежать болезней, войн, стихийных бедствий, несчастных случаев и даже нападений других людей. Такие вещи случаются, но часто мы бессильны их изменить.
Если это произойдет, и только тогда, стоик сказал бы, что правильной реакцией является принятие, то, что стоики называли синкататезисом, согласием. Но согласие, спокойное принятие зла мира может быть предложено лишь тогда, когда человек-стоик не в состоянии поступить иначе, когда ничто из того, что он мог бы сделать, не изменило бы отрицательное событие.
Когда человек совершенно бессилен, тогда и только тогда принятие становится мудрым вариантом.
Пока у стоиков есть хоть какая-то надежда на победу, они будут бороться, сопротивляться, изменять мир, стараясь сделать его лучше, справедливее, свободнее и равноправнее.
Поделись этим:
Марк Аврелий, король-философ, умер вдали от своего дома и своего дворца, в холодной грязи поля битвы в лесах нынешней Вены. Ему это было не нужно. Как император, он мог бы остаться в Риме в безопасности, пользуясь привилегиями самого могущественного человека в мире того времени. Но он решил не делать этого. Далекий от того, чтобы быть бесстрастным и пустым, он пошел сражаться и отдал свою жизнь за то, во что он верил: чтобы улучшить жизнь людей, которые были доверены его заботе как лидера.
Когда человек совершенно бессилен, тогда и только тогда принятие становится мудрым вариантом.
Склонившись над блокнотом при мерцающем свете масляной лампы, каждую ночь после дневного боя он записывал в свой дневник несколько предложений. _Заметки для себя, он назвал это, и только позже люди решили назвать это более грандиозным названием «Размышления». И вот что написал Император:
Начни утро с того, что скажи себе: я встречусь с назойливым, неблагодарным, высокомерным, лживым, завистливым, нелюдимым. Все это происходит с ними по причине их невежества в том, что есть добро и зло. Но я, который видел природу добра и знаю, что она прекрасна, и я, кто знает, что зло безобразно, … я также знаю, что оно точно так же, как я сам. Не только той же самой крови или семени, но и того, что она причастна тому же разуму и той же части божества. Я не могу быть ранен ни одним из них, и никто не может исправить на мне то, что некрасиво. Я не могу ни гневаться на своего родственника, ни ненавидеть его, ибо мы созданы для сотрудничества, как ноги, как руки, как веки, как ряды верхних и нижних зубов. Значит, действовать друг против друга противно природе; раздражаться и отворачиваться — значит действовать друг против друга. (Размышления, Книга 2)
В наших силах изменить себя. И каждый новый день, каждое новое утро — это шанс стать немножко мудрее, сильнее и больше, чем мы были накануне. Это, а не мягкость и равнодушие, является истинной позицией стоика.
Ваш блокировщик рекламы съел форму? Просто нажмите здесь, чтобы подписаться!
◊ ◊ ◊
Спасибо за внимание! Фото Кена Ченга на Unsplash. Вы согласны с Марком Аврелием? Ответь мне в комментариях!
Рекомендуется для вас:
Стоический взгляд на себя
Для стоиков все, что происходит с нами, имеет особое значение, которого не имело бы то же самое событие, если бы оно случилось с кем-то другим.
Поделись этим:
Стоицизм Классика Счастье One Year Six Ways
Что значит быть стоиком?
Стоицизм становится все более и более популярным, отчасти из-за его практичности, а отчасти потому, что все больше людей ищут лучший способ жить. Но что значит быть стоиком?
Современное определение стоического (нижнего регистра) мышления описывается как «человек, который может терпеть боль или лишения, не показывая своих чувств и не жалуясь».
Хотя стоицизм действительно помогает людям стать устойчивыми и спокойными, сталкиваясь с невзгодами и трудностями, это еще не все.
Для стоика (верхний регистр) это не просто способность встречать проблемы с ясностью ума и самообладанием, речь идет о том, как мы можем жить хорошей жизнью и приблизиться к тому, что древние стоики называли эвдемония, что примерно переводится как процветание, счастье или благополучие.
Основание стоиков:
В 3 веке до н.э. Зенон из Китиона нашел в Афинах область под названием Стоа Пойкиле, или «Расписное крыльцо», колоннаду в Афинской Агоре, украшенную мифическими батальными сценами.
На этой набережной, среди толп древних греков и их торговцев, Зенон начал обсуждать свою философию с теми, кто останавливался и слушал. Со временем собиралась обычная группа, чтобы участвовать в дебатах и дискуссиях о том, как жить хорошей жизнью и что необходимо для достижения желаемого уровня повседневного счастья.
Эти последователи Зенона стали самыми первыми стоиками, названными в честь стоа, или притвора, под которым они обсуждали свою философию.
Более 2000 лет спустя люди во всем мире из всех слоев общества практикуют, изучают и читают доктрины Зенона и его стоиков.
Что практикуют стоики?
«У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу».
— Марк Аврелий
Древние стоики учили, что, поскольку люди являются социальными животными, путь к благополучию можно найти в:
Принятие мира таким, какой он есть (вместо того, чтобы сопротивляться ему, потому что он не такой, каким, как мы думаем, он должен быть)
При обучении управлять как нашим желанием искать и испытывать удовольствие, так и нашим желанием избежать дискомфорта.
Использование нашей логики и разума для объективного понимания окружающего мира.
Работать вместе как сообщество и действовать справедливо по отношению к себе и другим.
Вы можете найти более подробное руководство для начинающих по стоицизму по номеру , нажав здесь .
Философы-стоики создали основу, чтобы они могли жить в соответствии с упомянутыми выше ценностями. Эта структура состояла из двух основных вещей:
Жить добродетельно
Смотреть на мир с логикой и разумом.
Что значит жить со стоической добродетелью?
«Не тратьте больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.»
— Марк Аврелий
Для стоиков счастливая и благополучная жизнь наступает, когда мы живем добродетельной жизнью. Негативность, страдание и плохое психическое здоровье начинают влиять на нас, когда мы отказываемся от добродетели и отдаемся своим импульсам, удобствам и порокам.
Четыре стоических добродетели:
Мудрость: Способность видеть вещи такими, какие они есть, в контексте и объективно.
Умеренность: Способность сдерживать свое поведение, несмотря на наши желания, пристрастия и страхи.
Мужество: способность действовать так, как мы считаем правильным, несмотря на силы, которые могут помешать нам это сделать (например, страх и дискомфорт)
Справедливость: способность действовать справедливо и во благо общество.
Стоицизм учит нас тому, что приверженность этим четырем добродетелям приблизит нас к счастливой, наполненной жизнью, к которой многие из нас стремятся.
Подробнее о 4 стоических добродетелях можно узнать здесь .
Что значит смотреть на мир логически?
«Логика помогает человеку увидеть, в чем дело, эффективно рассуждать о практических делах, стоять на своем в замешательстве, отличать достоверное от вероятного и так далее».
— Брайан Инвуд
Стоики считали, что без логики невозможно эффективно жить добродетельно. Это потому, что когда человеку не хватает способности мыслить логически, ему также не хватает способности различать правду и ложь, ложь и ложь, реалистичность и необоснованность.
Стоическая логика основана на предложениях; это означает, что если я делаю утверждение в любое время, оно либо истинно, либо ложно. Затем мы можем сделать более сложные утверждения, основанные на исходном утверждении.
Например; Я мог бы сказать: «Идет дождь». Если действительно идет дождь, вы можете сказать: «Облачно», потому что без облаков не может быть дождя. Это следует логически.
Затем стоик может применить эту логику к жизни. Например;
Я знаю, что некоторые вещи находятся под моим контролем, а некоторые нет.
Я знаю, что когда я сосредотачиваюсь на вещах в жизни, которые находятся вне моего контроля, я не могу их изменить.
Поэтому, когда я трачу время, пытаясь изменить эти вещи, я не только трачу свое время впустую, я отнимаю время у того, чтобы изменить то, что находится под моим контролем.
Без логики я могу быть не в состоянии отделить то, что находится под моим контролем, а что нет, я также могу быть не в состоянии понять, что прилагать усилия к тому, на что я не имею никакого влияния, — пустая трата времени.
Так что же значит быть стоиком?
Для меня стоик — это тот, кто не торопится смотреть на мир логически и объективно и принимает то, что видит, таким, какое оно есть. Затем они берут на себя ответственность за то, как они реагируют на то, что они испытывают, и делают все возможное, чтобы действовать добродетельно.
Так стоик становится мудрее, сдержаннее, справедливее и мужественнее. Мало того, они развивают способность принимать то, что находится вне их контроля, и брать на себя ответственность за то, что находится под их контролем.