Структура бессознательного – Структура Бессознательного.

Структура Бессознательного.

Бессознательное не аморфно, оно имеет структуру, обладает свойством целостности.

1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущение как таковое, оказывая, однако, влияние на поведение организма. Существуют подсознательные ощущения. Получая одновременно множество впечатлений, люди легко упускают из виду некоторые из них Передвигаясь по улице, мы видим огромное число событий, слышим множество звуков, которые ориентируют нас в потоке уличного движения. Но мы фиксируем на них внимание лишь в случае какого-то затруднения или необычности. Бесчисленное множество явлений, свойств и отношений, существуя объективно и постоянно «мозоля» нам глаза, не осознаются нами. Если бы на каждое воздействие человек должен был реагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, т.к. был бы не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое или держать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздражители. К счастью мы обладаем способностью отключаться от одних воздействий и сосредоточиваться на других, вовсе не замечая третьих.

2. Автоматизм. Деятельность человека в обычных условиях является сознательной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или подсознательно, автоматизированно. Просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий — одеваемся, умываемся, едим, пьем чай и др. В жизни у человека формируются сложные привычки навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер, хотя не всякое неосознанное действие является автоматизированным.

Сознательная деятельность индивида возможна лишь при условии, когда максимальное число ее элементов осуществляется автоматически. Полностью сосредоточить внимание на содержании, например, в устной речи может лишь тот, у которого выработался автоматизм самого процесса произнесения речи. Для того, чтобы творчески исполнять музыку, надо иметь хорошие навыки игры на музыкальных .инструментах. Изучение различных видов автоматизма показало, что он далек от простой машинообразности, поскольку ему присуща способность перестраиваться «на ходу». Вместе с тем в психической деятельности имеются уровни непереводимые в область автоматизма. Например, нельзя свести к автоматизму весь процесс игры на каком-либо музыкальном инструменте.

Автоматизация различных функций составляет существенную и необходимую особенность многих психических процессов (процесс мышления, восприятия, речи; запоминания, практических операций и пр.).

Механизмы психической автоматизации избавляют сознание от постоянного наблюдения и ненужного контроля над каждым фрагментом действия.

В бессознательных действиях наше сознание присутствует, но оно не проявляет пристальности своего внимания за всеми деталями действия, а следит лишь за общей картиной.

Вместе с тем сознание осуществляя как бы суммарное наблюдение, в любое мгновение может взять под контроль автоматизированное действие (остановить его, ускорить или замедлить).

3. Импульс. Бессознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

4. Информация. Бессознательное находит свое проявление и в информации. Она накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти.

Из всей суммы имеющихся знаний, в данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают.

5. Установка. Кардинальной формой проявления бессознательного является установка — психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности. Установка представляет собой целостное состояние человека, выражающее определенность психической жизни, направленность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

Устойчивая ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания оправдываются.

а) человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при каждой встрече с ним, волк, ласково вилял хвостом у его ног.

б) если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение.

Иногда установка принимает негибкий, чрезвычайно устойчивый, болезненно навязчивый характер, именуемый фиксацией (человек может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства).

6. Воображение: психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

Главная Функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущая к открытию, невозможна без воображения.

Различают воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствии с их описанием или изображением.

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукта научной, технической и художественной деятельности. Оно является одним из психологических факторов, объединяющих науку и искусство, теоретическое и эстетическое познание.

Особый вид творческого воображения — мечта — создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности.

Деятельность воображения может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков изобретателя.

К непроизвольной деятельности воображения относятся сновидения. Однако, они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

Богатейшей сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений. В нем картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики, с философско-психологической точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия и мире. Психологической целью сна является отдых. Некоторое люди обладают способностью обучаться во сне. Причем такую способность можно развивать путем самовнушения и внушения в состоянии бодрствования, а также с помощью гипнотического внушения. Это явление именуется гипнопедией. С ее помощью неоднократно пытались обучать людей, например, иностранным языкам.

7. Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.

Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное, в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод и те приемы, с помощью которых он делается.

Интуиция не составляет особого пути познания, ведущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Это как бы свернутая логика мысли. Интуиция также относится к логике, как внешняя речь к внутренней, где очень много опущено и фрагментарно.

Одним из важных условий творчества является целенаправленная умственная деятельность. Максимальное и продолжительное «погружение» в проблему” страстное увлечение ею. Когда Ч.Дарвина спросили, как он пришел к своему открытию закона естественного отбора, он ответил: «Я все время думал об этом» (22). Если пассивно ждать, пока решение само придет в голову, то оно может не прийти никогда. Уловить важность случайного наблюдения может лишь тот исследователь, который много и сознательно думает о проблеме.

Таким образом, бессознательное — не просто нечто «закрытое» для самосознания субъекта. Оно свободно от устоявшихся шаблонов, более гибко в направлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей. В этом и заключается его эвристическая сила.

Структурные элементы бессознательного связаны как между собой, так и с сознанием и действием. Они оказывают влияние на них и в свою очередь испытывают их влияние на себе.

Характернейшей особенностью неосознаваемой психической деятельности является то, что на ее основе может быть достигнуто то, что не может быть достигнуто при опоре на рациональный, логический, вербализуемый и поэтому осознаваемый опыт.

Это «опережение» бессознательным хаотичности сознания возникает с особой отчетливостью, когда мы сталкиваемся с необходимостью осмысливания наиболее сложных сторон действительности, явлений, событий, которые настолько многогранны, настолько многокомпонентны и полидетерминированы, воплощаются в запутанном переплетении, в сетях настолько разнородных взаимосвязей и отношений, что попытки выявления их природы на основе аналитического и рационального подхода, на основе расчленения «глобального», целостных «континиумов» на их дискретные составляющие отступают в бессилии. И тогда может при наличии определенных психологических условий проявиться никогда не перестающая нас поражать мощь «нерасчленяющего» познания.

«Нерасчленяющее, интуитивное, опирающееся на неосознаваемую психическую деятельность, представлено в нашей душевной жизни исключительно широко. Оно дает о себе знать даже при наиболее рационализированных аналитических и логических дифференцированных формах мыслительной деятельности (достаточно напомнить классические споры о роли интуиции в математике). Но особое «привилегированное» место ему отведено, конечно, в творчестве художественном.

Процесс формирования того, что не осознается, зависит от активности не в меньшей степени, чем возможности и функции последнего от скрытых особенностей бессознательного.

Подводя итоги и делая выводы можно определить основные общие положения для дальнейшего развития теории бессознательного: бессознательное есть реальный психологический феномен; психологическую структуру поведения человека нельзя понять, отвлекаясь от фактов бессознательного; при построении научной теории бессознательного необходимо использовать данные концепции психологический установки.

studfiles.net

Cтруктура бессознательного

СТРУКТУРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

Ид

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Основные инстинкты поведения человека

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп:инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).

Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.

Механизмы защиты.

До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о «сознательном». Исходя из этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы.

Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это — во-первых, скрытое, «латентное» бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем «всплыть» в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила.

Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ) , а второй — собственно бессознательным (БСЗ, или «Оно», или «Id»). Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом. Кроме констатации самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из сферы бессознательного в сознание. И здесь он пытается идти от обратного путем переформулирования задачи исследования: «Каким образом сознательные процессы становятся бессознательными?». Возможность осознания бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение, которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента.

Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики человека. Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное — лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) ; «Массовая психология анализ человеческого «Я» (1921) ; «Я» и «Оно» (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это — «Оно» (Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. «Оно» является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется «Я» (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческого сообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, «Сверх-Я (Super-Ego) » — это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себе интернализованные индивидом «родительские образы», моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле — это результат «дрессировки» индивида обществом. «Сверх-Я» описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции «Сверх-Я» стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

Для образного описания взаимоотношений между «Я» и «Оно» Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение «Я» существенно сложнее, чем положение лошади («Оно»). Во-первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно») порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, «Я» подвергается отдельному нажиму «Сверх-Я», как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов «Оно» в социально приемлемые виды деятельности «Я». Согласно Фрейду, «Сверх-Я» является «наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно» и самых важных судеб его».

Жесткая моральная цензура «Сверх-Я» мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть — чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, «защитных механизмов».

Защитные психические механизмы  Что такое «защитные механизмы»? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмировать личность.

Прежде всего — это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги. Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания («находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю»). Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот «вдруг» он «забывает» об этом деле. Имеет место временное «третье» решение, причем речь идет не о сознательном уклонении от принятия решения. Это — не лицемерие. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.

Следующий защитный механизм — это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем достаточно. Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда происходит как бы перемена знака «плюс» на «минус». Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности. Становится «преследователем, гонителем, мучителем» именно этой девочки. Как раз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования противоположной реакции. Возможно, этот механизм лежит в основе появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека и не лучших периодов его жизни.

Проекция — это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другому или другим. Традиционный пример механизма проекции — это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями. Именно этим механизмом объясняется такое широко распространенное явление как ханжество, когда ханжа провоцирует на других собственные стремления глубинного уровня, противоречащие его моральному самосознанию, его «Сверх-Я». Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобия) , когда ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при том, что оценочные, моральные установки самосознания не страдают, остаются исходными. И.С.Кон в статье «Психология предрассудка» («Новый мир», 1966, № 9) сопоставляет стандартные обвинения американскими белыми расистами негров в «изнасиловании белой женщины» и явно садистический характер большинства линчеваний.

Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни — эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо — на более слабого (например, неприятности на работе и унижения со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). В рамках этого механизма возникла расхожая идиома «козел отпущения». Это именно та фигура, на которую ориентирован механизм вымещения определенного лица, либо группы лиц.

Защитный механизм, получивший название «рационализация», предусматривает определенного рода самообман (когда имеет место бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею. Человеку свойственно когнитивное отношение к своему поведению, т.е. рационально его объяснять себе и окружающим, даже если оно иррационально. Рационализация повсеместно встречается в обыденной жизни человека. Например, человек, не вступившийся за несправедливо обиженного, спасая свое самоуважение, заявляет, что он «не знал», «не успел» и т.п. Очень часто встречается ссылка на некие «интересы дела» (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя каких-то общих интересов). Возможно, в рамках этого механизма станет более ясным смысл пословицы «с волками жить, по-волчьи выть». Интересно, что рационализация ярко себя проявляет в феномене, так называемого, постгипнотического внушения, когда гипнолог внушает испытуемому в состоянии гипнотического транса какое-то нелепое действие, которое тот должен совершить после того, как будет выведен из этого состояния. Например, испытуемый должен предложить гипнологу потанцевать. Когда постгипнотическое явление осуществлено, и испытуемого спрашивают, почему он предложил столь неадекватное обстановке действие, ответ всегда звучит в плоскости механизма рационализации («А мне показалось, что объявили танцы» и т.п.). Иначе и для самого человека собственное поведение нелепо и предрассудительно. Рационализация призвана снять это противоречие.

Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом, является сублимация. Здесь предполагается превращение социально и морально неприемлемого импульса в приемлемый, допустимый. Можно говорить о переадресовке потока энергии из одного канала в другой. Согласно автору, основной энергией, подлежащей переориентировке, является libido. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика, искусство и т.д.).

В целом защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость и идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу. Важность указанного хорошо ясна психиатрам, т.к. неустойчивость самооценок, разорванное самосознание, и отсутствие последовательных и адекватных представлений о самом себе обуславливают симптоматику многих психических заболеваний.

В истории психоанализа поражает не только разнообразие его толкований и оценок, но и какое-то навязчивое стремление к его неприятию и критике. Десятилетиями в отечественной критике шло негласное соревнование по наиболее изощренной ругани 3.Фрейда. Сами же работы Фрейда не издавались и широкому кругу читателей были неизвестны. Почему не произошло то, что происходит с ложными теориями? Почему психоанализ не забыт? Причину сопротивления психоанализу Фрейд видел именно в существовании защитных механизмов у каждого из нас: «В деле признания психоанализа обстоятельства чрезвычайно неблагоприятны… всякий судящий о психоанализе — сам по себе человек, у которого также существуют вытеснения и который, может быть, с трудом достиг такого вытеснения. Следовательно, психоанализ должен вызывать у этих лиц то же самое сопротивление, которое возникает и у больного. Это сопротивление очень легко маскируется как отклонение разумом… Потому-то так трудно привести людей к убеждению в реальности бессознательного и научить их тому новому, что противоречит их сознательному знанию».

studfiles.net

II. Структура бессознательного[173]. Очерки по психологии бессознательного [сборник]

1. Различие между личным и безличным бессознательным

В свое время мы разошлись с венской школой по вопросу о природе объяснительного принципа в психоанализе, который, по нашему мнению, заключается не в сексуальном импульсе, а просто в энергии. В дальнейшем наше понимание этого вопроса сильно развивалось. И после того как мы устранили это принципиальное разногласие, взяв энергию как понятие чисто абстрактное, характера которого мы подробно не определяли, то наше внимание обратилось к понятию бессознательного.

Как известно, в соответствии с теорией Фрейда содержания бессознательного сводятся к инфантильным желаниям и устремлениям, вытесненным из сознания в раннем детстве. Их вытеснение, впрочем, осуществляется на протяжении всей жизни. С помощью анализа вытеснение устраняется, и вытесненные желания вновь осознаются. Можно было бы подумать, что после этого бессознательное освобождается от своего содержания и, так сказать, опорожняется, упраздняется; в действительности же это не так: бессознательное продолжает свою работу, создавая в воображении инфантильно-сексуальные желания, и это длится вплоть до глубокой старости.

В согласии с этой теорией бессознательное содержит в себе только те элементы личности, которые могли бы точно так же быть и сознательными и которые, собственно говоря, лишь подавлены в процессе воспитания. Из этого следует, что существенное содержание бессознательного носит личный характер. Хотя, с одной стороны, особенно ярко выступают именно инфантильные тенденции бессознательного, было бы совершенно неправильно определять или оценивать бессознательное исключительно с точки зрения этих тенденций.

Кроме вытесненных психических элементов, мы находим в бессознательном еще и те психические элементы, которые вообще не дошли до порога сознания. На основании только лишь принципа вытеснения невозможно объяснить, почему эти элементы остаются под порогом сознания. Ибо, будь это так, человек, осознавший и таким образом устранивший вытесненные элементы, приобрел бы феноменальную память, сохраняющую все когда-либо пережитое. Вытеснение, несомненно, существует, но в данном случае оно играет далеко не исключительную и не единственную роль. Если бы то, что мы называем плохой памятью, было всегда лишь следствием вытеснения, то у людей, обладающих отличной памятью, не могло бы быть и вытеснений; такие люди, следовательно, не могли бы страдать неврозом. Но мы знаем по опыту, что это далеко не так. Есть, конечно, случаи, когда причиной ненормально плохой памяти несомненно и главным образом является вытеснение. Однако такие случаи сравнительно редки.

Из всего этого вытекает, что бессознательное, кроме вытесненных элементов, содержит в себе еще весь психический материал, ставший подсознательным, включая и сублиминальные чувственные восприятия. Кроме того, мы знаем – и не только благодаря богатому опыту, но и на основании теоретических соображений, – что в бессознательном кроется и весь тот материал, который еще не достиг порога сознания. Это зародыши тех содержаний, которые позже станут сознательными. Кроме того, у нас есть все основания предполагать, что бессознательное вовсе не находится в состоянии бездействия; совсем даже напротив, оно, по всей видимости, беспрерывно группирует и перегруппировывает так называемые бессознательные фантазии. Эта психическая работа автономна только в патологических случаях; при нормальных же условиях она управляется сознанием. У нас есть основания предполагать, что все эти элементы носят личный характер постольку, поскольку они являются приобретениями индивидуальной жизни человека. А так как индивидуальная жизнь человека ограничена, то, собственно говоря, должно было бы быть ограниченным и число элементов, приобретенных бессознательным. Поэтому, казалось бы, возможно исчерпать в анализе все содержание бессознательного, иными словами, завершить путем анализа инвентаризацию бессознательных элементов, если допустить, что бессознательное ничего больше не может создавать, кроме того, что уже известно и принято сознанием. Кроме того, как мы уже заметили выше, пришлось бы сказать, что всякая работа бессознательного может прекратиться, ибо раз вытеснение упразднено, то тем самым задержано и погружение сознательных содержаний в область бессознательного. Но мы знаем по опыту, что это возможно лишь в очень ограниченной мере. Мы, как известно, убеждаем наших пациентов не терять вытесненных и путем анализа вновь осознанных психических элементов, а включать их в план жизни. Однако нам ежедневно приходится убеждаться в том, что этот наш прием не влияет на бессознательное, которое неизменно продолжает свою творческую деятельность и, как видим, создает все те же инфантильно-сексуальные фантазии, основанные, в согласии с прежней теорией, на личных вытеснениях. Если мы в таких случаях последовательно продолжаем анализ, то понемногу вскрываем целый ряд фантастических желаний, поражающих нас сложностью своих сочетаний. Наряду со всеми видами сексуальных перверсий, наряду со всевозможными отклонениями криминального толка, мы находим там и величайшие деяния и зародыши устремленных ввысь мыслей, существование которых никак нельзя было бы даже предположить у данного анализанда.

Примером всего вышесказанного может послужить пациент Мэдера, страдавший шизофренией. Этот пациент, ученик слесаря, говорил, что мир ему представляется «книгой с картинками»[174]. Он рано заболел, да и до болезни не отличался особой сообразительностью. Мир для него был книгой с картинками, и он, перелистывая ее, рассматривал то, что происходит вокруг. Подобный взгляд на вещи аналогичен идее Шопенгауэра о «мире как воле и представлении», но выражен на примитивном языке – «картинками». Такое мировоззрение больного имеет право на существование, как и идеи Шопенгауэра. Разница заключается лишь в том, что видение больного остается на стадии простого неартикулированного выражения, тогда как у Шопенгауэра та же самая идея вознесена из области интуиции до абстракции и выражена универсально приемлемым языком.

Однако было бы большой ошибкой думать, что взгляд этого пациента на вещи имеет личный характер или индивидуальную ценность. В таком случае пришлось бы поставить его на один уровень с философом. Но, как я уже заметил выше, лишь тот достоин звания философа, кто разовьет естественно возникшую мысль до абстрактной идеи и одновременно сделает ее общедоступной через язык. Философское понятие Шопенгауэра репрезентирует индивидуальную ценность, воззрение же больного представляет ценность обезличенную, возникшую спонтанно; а лишь тот претворит эту ценность в личное достояние и приобретет право на нее, кто абстрагирует воззрение до идеи и изложит эту идею на общезначимом языке. Но не следует переоценивать значение такой работы, не следует думать, будто философ сам также придумал или сконструировал свое первоначальное воззрение. Нет, и для философа его воззрение является не чем иным, как естественно появившимся ростком; этот взгляд на вещи не что иное, как частица общечеловеческой собственности, к которой в принципе причастен каждый. Золотые яблоки в садах Гесперид – плоды одного дерева, и безразлично, собирают ли их слесари или Шопенгауэр.

Изначальные понятия, примеры которых приведены в моем труде «Символы трансформации»[175], посвященном вопросу о либидо, позволяют нам ввести новую классификацию психических содержаний несмотря на то, что и прежнее разделение их на «подсознательное» и «бессознательное» тоже имеет законное право на существование и дальнейшее развитие. Мое же разделение психических содержаний, к которому привел меня этот опыт, имеет источником другую точку зрения. Из всего вышесказанного непосредственно вытекает, что из совокупности бессознательного материала мы должны отделить такой его слой, который можно назвать личным бессознательным. Элементы, присущие этому слою, отличаются личным характером постольку, поскольку они являются приобретениями индивидуальной жизни субъекта и поскольку они являются психологическими факторами[176], которые могли бы быть также сознательными.

Итак, хотя, с одной стороны, понятно, что неприемлемые психологические элементы подвергаются вытеснению, с другой стороны, есть возможность довести эти вытесненные элементы до сознания и удержать их в сознании в распознанном виде. Эти элементы мы признаем личными именно потому, что в нашем личном прошлом мы можем найти их воздействие, их частичное проявление или их происхождение. Эти элементы являются нераздельными составными частями личности и принадлежат ей; потеря этих элементов ощущается человеком как состояние неполноценности или несовершенства в том или ином отношении. Это психологическое несовершенство не носит характера органического недостатка или прирожденного дефекта; оно ощущается скорее как некое психическое упущение и вызывает чувство нравственного неудовольствия или морального негодования. Чувство такого психического несовершенства всегда является показателем того, что данного недочета можно было бы избежать, иными словами, что бессознательное в данном случае при некотором старании могло бы дойти до сознания. И надо заметить, что такое неприятное моральное чувство является не следствием столкновения с общим и отчасти произвольным моральным законом; нет, это чувство является следствием конфликта с собственным Эго или Я, которое по причинам психической экономии требует пополнения недочета. Всюду, где возникает сознание неполноценности, оно является показателем не только потребности ассимилировать ту или иную порцию бессознательного, но также и самой возможности такой ассимиляции. В конечном счете можно сказать, что только моральные качества самого человека принуждают его сознавать, усваивать свою бессознательную самость и удерживать ее в сознании – все равно, прямым ли путем, признавая необходимость такого процесса, или же косвенно, путем мучительного невроза. Тот, кто достигает прогресса на пути самореализации, неизбежно доводит до осознания содержания своего личного бессознательного, значительно расширяя таким образом саму личностную сферу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Структура бессознательного. Бессознательное в психике человека.

Автор: admin222, 28 Мар 2013

Бессознательное в психике человека

Говоря о структуре бессознательного и роли бессознательного в психике человека, полезно определить, что же оно, бессознательное, из себя представляет. Возьмем общепринятую формулировку, что бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует сознательный контроль. Сюда входят и неосознаваемые мотивы, смысл которых подавлен или вытеснен, и стереотипы и поведенческие автоматизмы, контроль которых излишен в силу их отработанности, и подпороговое восприятие, не осознаваемое в силу большого объема информации. А главное – здесь можно найти те резервы психики, которые открывают доступ к потаенным ресурсам, делающим реальностью многое из того, что ранее казалось недоступным.

Структура бессознательного

Впервые экспериментальное изучение бессознительных процессов было проведено Зигмундом Фрейдом, выделившим в структуре психики компоненты Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я). Впоследствии структура бессознательного была расширена учеником Фрейда Карлом Густавом Юнгом, выделившим уровни как личного, так и коллективного бессознательного. Также понятие бессознательного было дополнено психолингвистическими концепциями Жака Лакана, предположившего, что бессознательное структурируется, как язык. В советской науке концепция бессознательного в психике человека была представлена разработками Д.Н. Узнадзе, выдвинувшего теорию «установки» – советского аналога понятия бессознательного, а также психофизиологическими открытиями И.П. Павлова и И.М. Сеченова.

Для нас особенно интересны концепции К.Г. Юнга как наиболее близкие к современной трансперсональной парадигме, закладывающие методологическую базу для последующих разработок и являющиеся основополагающими для интегративных психотехнологий. Не менее важно то, что именно Юнг связал понятие коллективного бессознательного с областью образов и архетипов, являющихся основой в мифомоделировании – нашей авторской системы формирования максимально комфортного для жизни и эффективного для достижения целей образа мира. Но самое главное то, что Юнг сформировал модель структурирования бессознательного, которая до сих пор актуальна и служит основой для дальнейших исследований.

Структура бессознательного удивительно проста и одновременно непостижима, а главное – знакома нам с детства. Потому что по сути своей оно структурируется как сказка. А если шагнуть в этом рассуждении еще дальше, то можно смело сказать, что все мифы, сказки и сновидения – отражение (или, может быть, воплощение?) бессознательного в окружающем мире. Можно совсем удариться в философствование и заявить, что бессознательное – душа этого мира, ведь без сказки наш мир попросту груда материальных объектов. Только волшебный мир имеет право на существование, и только человек может сделать его волшебным. В частности, с помощью своего бессознательного.

Да, кажется, мы говорили о его структуре. Раз бессознательное структурируется как сказка или миф, то и структура там будет сказочная – немного волшебная, немного безумная… Впрочем, какой ум может быть в мирах, бессознательных по определению? Ведь это миры неевклидовой геометрии и нелогичной логики. Здесь нет жесткой логической связки «если Х, то У», зато есть связка «если Х, то может быть все что угодно». Поэтому у нас всегда есть варианты на все случаи жизни, и мы можем выбрать любой из них. Если, конечно, разрешим себе выбирать. А как разрешить? Все просто – достаточно попасть в нужную сказку.

Коль скоро мы оказались в сказке, проведем рекогносцировку местности. Прямо по курсу – смутные тени и образы, которые формируют пейзаж. Это именно тот пейзаж, который в том или ином виде воспроизводится в нашей повседневности. Из этих образов особенно выделим те, которые принято называть архетипами.

Архетип можно определить как подсознательный образ, наделенный совокупностью качеств, состояний и ассоциаций, являющийся своего рода шаблоном для моделирования поведенческих и ментальных стратегий. Юнг дает такое определение: «Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления», и дополняет его: «Меня уже часто спрашивали о том, каково же происхождение этих архетипов, или первообразов. Мне кажется, что дело обстоит так, как если бы их возникновение нельзя было объяснить никак иначе, как только предположив, что они представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества».

Дадим более простое определение: архетипы – это образы, оказывающие стержневое и основоформирующее влияние на жизнь и формирование человека, заранее определяя модели поведения, ценности, убеждения и способы жизни. В конечном итоге, архетипы предопределяют основу самоидентификации, помогая человеку отвечать на вопрос «кто я?».

Архетипы погружают человека в глубинные уровни сознания, выходящие за пределы его собственного, человеческого опыта, открывая доступ к ресурсам, которые могут казаться невероятными для отдельно взятого человека. Эти уровни сознания иррациональны, и чем более они иррациональны, тем больше открывают ресурсов – ведь тем больше в них волшебства. Именно в этих состояниях со многими эзотериками случались приступы мистического экстаза.

Это тот уровень психики, на котором происходит формирование или осознание божественного. «Дело в том, что понятие бога — совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании бога. Ибо на этот вопрос человеческий интеллект никогда не сможет ответить; еще менее способен он дать какое-либо доказательство бытия бога. Кроме того, такое доказательство излишне; идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует повсюду, если не осознанно, то по крайней мере бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. …Поэтому я считаю более мудрым осознанно признавать идею бога; ибо в противном случае богом просто становится нечто другое, как правило, нечто весьма неудовлетворительное и глупое, что бы там ни выдавливало из себя «просвещенное» сознание».

Для чего это нужно? Иррациональное не может и не должно быть искоренено – боги не должны умереть. Ведь именно этот комплекс иррациональных представлений концентрирует на себе максимальную сумму психической энергии, создавая дополнительный потенциал и интегрируя разрозненные стремления в один вектор. Кроме того – а какие еще присутствуют варианты, если мы можем или научиться использовать бессознательное как источник ресурсов, или стоять перед бездной неизвестности, которая всегда стремиться принимать хаотичные и неуправляемые формы? Интеграция со своим бессознательным в рамках одной модели мифологем и образов позволяет найти ощущение единения с миром, увидеть взаимосвязанность и осмысленность происходящих процессов.

Рассматриваемое в таком плане бессознательное в психике человека может являться безграничным источником опыта и дополнительных, резервных возможностей, пространством с множеством вариантов решения поставленных задач.

Обязательно ли это развивать? Думается, что нет. Как острит по этому поводу Юнг, «Если бы речь шла о всеобщем (мыслимом теологически) плане, то, наверное, все индивидуумы, все еще пребывающие в объятиях чрезмерной бессознательности, неудержимым натиском подгонялись бы к более высокой степени осознанности. Но это совершенно очевидным образом не так. Целым слоям населения и в голову не приходит — несмотря на их явную бессознательность — становиться невротиками».

Вопрос в другом – что можно сделать для того, чтобы повысить эффективность и качество жизни? Как давно известно, хорошо жить существенно лучше, чем жить просто. И если кому-то подобная необходимость кажется надуманной, едва ли есть смысл менять его точку зрения.

Алексей Недозрелов

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

«Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным»

 
Присоединяйтесь в социальных сетях:

Похожие статьи:

  1. Бесплатный вебинар «Резервы психики: как активизировать ресурсы бессознательного»
  2. Мифомоделирование: в поисках Смысла
  3. Сверхвозможности человека: как развить сверхспособности
  4. Процессуальная психология
  5. Мифомоделирование в психологии и маркетинге
  6. Холотропное дыхание. Техника
  7. Юнгианские аналитические техники и юнгианский анализ
  8. Взрывной прорыв на новый уровень – интенсивный курс «НЛП-Базис: Обретение Силы»
  9. Как достичь просветления?
  10. Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным

Рубрики: НЛП, Общая психология, Трансперсональная психология
Метки: мифомоделирование, Психология запредельного, Резервы тела и психики

portal.psymodelling.ru

Бессознательное и структура психики — Мастерство Жизни — LiveJournal

Сейчас слово “бессознательное” на слуху у каждого. Многие знают, что через работу с подсознанием можно избавиться от многих проблем, таких как страхи, негативные убеждения, скрытые обиды и многое другое. А настраиваясь на сверхсознательный уровень получать творческие идеи, прозрения и т.д.

Рис.1 Схема изображения подсознания в виде айсберга
Но что же в действительности из себя представляет бессознательное? Здесь я пишу о том, что я понимаю под этим термином, исходя из своего практического опыта и наиболее близких теорий. Бессознательное – это все, что лежит за гранью сознания. Его можно схематически разделить на несколько уровней. Некоторые системы уподобляют бессознательное айсбергу в океане коллективного бессознательного, где верхушка айсберга – это сознание, а скрытая часть – это разные уровни бессознательного. (рис.1) Для меня это изображение  неполноценно в связи с тем, что не учитывает уровень сверхсознания.
Лично мне гораздо ближе схематическое изображение психики человека в виде яйца посреди коллективного бессознательного (структура психики Р.Ассаджиоли). (рис.2) Давайте разберем эту схему подробнее.

Рис.2 Структура психики Р.Ассаджиоли

На схеме личное бессознательно представлено в виде яйца, плавающего в океане коллективного бессознательного. Нужно понимать, что границы здесь весьма условные. Они скорее напоминают не твердые стены, а грань между жидкостями различной плотности. Причем плотность различается от человека к человеку. Люди со слабыми границами часто кажутся другим сошедшими с ума или, как минимум, эксцентричными. С другой стороны, слишком жесткие границы бывают у людей излишне консервативных, с закостенелым мышлением. Чем тоньше границы, тем больше человеку приходит творческих идей, прозрений, предчувствий, видений и т.п. Тип информации зависит от того, какая репрезентативная система более развита. Визуалам приходят видения и образы, аудиалам музыка, речь и звуки, кинестетики больше склонны к тактильным ощущениям. Но у утоньшения границ есть также и обратная сторона – из подсознания начинают лезть страхи, комплексы и низковибрационное содержание из бессознательного.
А теперь разберем каждую часть структуры психики человека:

1. Низшее “я” (эго) – это сознательное “я” человека, его самоосознание. От повседневного сознания (п.2) отличается более жесткой фиксацией. Мысли обычного сознания изменчивы и непостоянны, а самоосознание личности как правило довольно жестко определено. Наши убеждения относительно себя и нашего места в мире конечно могут меняться с течением времени, но перемены происходят медленно и постепенно. Заложенные здесь ментальные структуры сложнее всего изменить и как правило меняются они лишь под действием довольно серьезных факторов. Но при этом даже в эту область убеждения попадают либо из подсознания (и тогда человек начинает ассоциировать себя с негативным содержанием своего бессознательного), либо из сверхсознания (в этом случае эго человека получает связь в Высшим “Я” и творческой энергией высших слоев бессознательного).

2. Повседневное, обыденное сознание – это тот нескончаемый поток мыслей, внутренний диалог, который постоянно происходит в мозге среднестатистического человека. Мысли в сознание попадают также сверху, либо снизу, в зависимости от того, на какие вибрации настроен наш приемник(мозг). Мысли не появляются непосредственно в мозге, а лишь “приходят” в него. Не даром даже есть выражение “мне пришла идея”. Дело в том, что наш мозг работает наподобие приемника, который ловит волны той или иной частоты, в зависимости от того, на какие вибрации он настроен. Чем более жесткие границы области сознания, тем реже к человеку приходят новые идеи, прозрения и т.п. Чтобы настроиться на восприятие новой информации нужно приглушить внутренний диалог, очистить сознание и раскрыться для восприятия нового. И тогда информация их соседней области начнет просачиваться в мозг.

3. Средний уровень личного бессознательного. Это уровень, где хранится та информация, которую можно вспомнить простым напряжением памяти, либо расслабившись и успокоив мысли. Это различные воспоминания из не слишком раннего детства (кроме травмирующих, которые были вытеснены в более глубокие области подсознания), информация, которую нам преподавали в школе или институте и т.п. Умение выходить на этот уровень бессознательного обычно называется хорошей памятью. Когда человек может вспомнить подробности своего детства или давно забытую информацию из школьного учебника. Для обращения к этой области бессознательного как правило требуется лишь немного приглушить внутренний диалог, расслабиться и сосредоточиться на искомой информации.

4. Сверхсознание – это высший уровень бессознательного. Здесь храниться опыт и воспоминания нашего Высшего “Я”. Например в этом слое содержатся воспоминания о периоде между воплощениями человека, жизни в духовном мире. Отсюда в обыденное сознание попадают Божественные прозрения, великие идеи, ощущение безусловной любви, единства. Именно через сверхсознание осуществляется связь с Высшим “Я” человека, архетипами Богов, духом -наставником, высокими эгрегорами. Выход на уровень сверхсознания может сопровождаться ощущением легкости, полета, свободы и безусловной любви. Сверхсознание является источником высшей духовной энергии.

5. Подсознание – низший уровень бессознательного. Символически можно уподобить сточным водам нашей психики. Здесь хранятся вытесненные травмирующие эпизоды из детства, неосознанные страхи и комплексы, обиды и переживания, корни зависимостей и все теневые проявления человека. Сюда стекают все подавленные эмоции. Кроме того это место хранения памяти прошлых жизней. А именно той памяти, которая связана с опытом жизни разными личностями в разных телах. Также это место обитания огромного количества субличностей со своими тараканами. О субличностях и их формировании можете почитать тут.
Кроме того, в низших слоях подсознания хранятся бессознательные инстинкты, которые достались нам еще от животных, этологические программы, в том числе так называемый “домашний дьявол”. Через самые глубинные уровни подсознания осуществляется выход в низшие слои коллективного бессознательного, в так называемое “загробное царство”, “ад”, где обитают архетипы зловещих демонов и темных Богов. Субъективные ощущения от погружения в низшие слои подсознания и коллективного бессознательного – это первородный ужас, всепроникающая боль, ощущение тяжести и сжатости.

6. Высшее “Я”.  Почти во всех учениях и культурах так или иначе присутствует понятие высшего начала человека. Оно может называться по-разному: душа, дух, самость, Высшее “Я”, внутренний Бог, атман и т.д. Все системы духовного развития ставят основной своей целую достижение связи с Высшим “Я”. Все системы йоги так или иначе ведут к этому, индивидуация по Юнгу, алхимическое делание, множество магических и мистических систем преследуют эту цель. Методов огромное количество, но цель одна – объединение со своей Вечной Сутью, которая не рождается и не умирает.
Есть огромное количество методов, которые позволяют почувствовать свое высшее “Я”. Все они основаны на том, что между эго и Высшим “Я” изначально есть связь, но чтобы ее почувствовать необходимо приглушить все проявления обыденного сознания, тогда зазвучит тихий голос души, если его не перебьет рвущийся из подсознания материал.
Высшее “Я” может эволюционировать только пребывая в физическом теле. Поэтому мы и принимаем решение воплощаться и проходить определенный опыт в физических телах. Большую часть времени в воплощении Высшее “Я” пребывает в пассивном состоянии наблюдателя, не препятствуя свободной воле человека. Однако, настраиваясь на свое Высшее “Я” и верхние уровни сверхсознания, можно извлечь информацию о своей жизненной миссии, предназначении и задачах воплощения.

7. Коллективное бессознательное. Это тот энергоинформационный океан, в котором мы все плаваем, как клетки в межклеточной жидкости. Этот океан содержит все. От самых темных инстинктов человечества, до высших божественных архетипов. На схеме коллективное бессознательное я изобразила в виде градиента от черного к белому, сейчас объясню почему. На самом деле все очень просто. Все тяжелые, темные, низковибрационные проявления общества оседают внизу, все возвышенные и легкие поднимаются вверх. Четких границ конечно быть не может. Но по сути можно также выделить коллективное подсознание, сверхсознание, сознание и даже коллективное эго, как проявление социального эгрегора. Ну а коллективным Высшим “Я” и будет так называемый Бог, который по сути представляет собой совокупность Высших “Я” всех существ. Все мы искры из одного источника. Но эта тема слишком Высоких Материй, которую мы пока оставим. Итак, человек- клетка плавает в океане бессознательного на том уровне, какие вибрации у него преобладают поднимаясь вверх или опускаясь вниз.
Это была общая схематическая структура бессознательного, о каждой его части можно говорить много и долго, чем я и займусь в последующих статьях.
© Helga Ain

via

admin-minsk.livejournal.com

Структура бессознательного

Структура бессознательного по Фрейду и Юнгу

Определение 1

Бессознательное — совокупность психических процессов, механизмов и явлений, которые не представлены в сознании человека.

Одним из первых концепцию бессознательного стал развивать З. Фрейд. Он считал, что психика человека распадается на три составляющих:

  • бессознательное
  • предсознательное
  • сознательное

Бессознательное представляет наиболее глубокий пласт психики, который напрямую не представлен в сознании. В него входят вытесненные переживания и психотравмирующие ситуации, которые вследствие их негативного и болезненного влияния были исключены из сферы сознания. Такие события часто сопровождаются мощным аффективным зарядом, который вместе с самим событием также перемещается в бессознательное.

Замечание 1

Там образуется очаг напряженности, способный периодически при влиянии соответствующих раздражителей проявлять себя, например, в виде оговорок, описок, снов и т.д. Сознание может счесть неприемлемым не только какие-либо факты, но и желания, мысли и чувства, которые возникают в сознании, но не допустимы с морально-этической точки зрения. Личность пытается их подавить в себе, загнать как можно глубже.

Более глубокий пласт психики представляет собой естественные человеческие инстинкты, в первую очередь инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Инстинкт жизни воплощает стремление человека к увековечиванию, в том числе естественным путем через продолжение рода, поэтому в поздних своих концепциях Фрейд включал также сексуальное влечение, которое первоначально являлось самостоятельным раздражителем. Инстинкт смерти является стремлением человека к возвращению в естественное неорганическое состояние, полное покоя.

Бессознательное, будучи воплощением страстей и влечений человека, направлено на удовлетворение его сексуального либидо. Однако на страже его проявления находится предсознательное, которое занимает промежуточное место между ним и сознанием. Предсознание берет на себя функцию оценки тех влечений, которые поступают из бессознательного, оно принимает решения пропускать из в сферу сознания, изменить их или отправить обратно. Тем самым предсознание выступает в роли строгого цензора. Также в предсознании содержатся вещи, которые на данный момент не актуальны, но легко могут всплыть в сознании.

Данную концепцию бессознательного добавлял Юнг, который считал, что описанное Фрейдом бессознательное только есть проявление личностного или индивидуального бессознательного, которое детерминировано человеческим опытом существования. Однако в самых глубинах человеческой психики имеются архаичные структуры, которые не зависят от нашего опыта и личности. Этот уровень бессознательного К. Юнг определил как коллективное бессознательное. Оно, в отличие от индивидуального бессознательного, наследуется. Его содержанием выступают архетипы, являющиеся символическими образами, задающими возможную реакцию человека на те или иные события.

Замечание 2

Архетипы не представлены в сознании просто так, а проявляются в виде архетипических образов. Следы этих образов имеются в многочисленных сказаниях, легендах, религии, искусстве. Часто архетипические образы предстают в снах и грезах.

Структура бессознательного по Ассаджиоли

Ассаджиоли предложил свою структуру бессознательного, которая была признана как классическая модель бессознательного. Часто ее называют как «овальная схема». Нижнюю часть данного «овала» составляет нижнее бессознательное. Оно включает в себя примитивные влечения, сны, инстинкты, примитивные фантазии. На этом уровне также располагаются разнообразные патологические проявления, такие как фобии, галлюцинации, компульсивные действия.

Выше располагается среднее бессознательное, которое легко может стать доступным для сознания, поэтому часто его интерпретируют как пробуждающееся сознание. Именно здесь находится личный опыт человека, протекают различные мыслительные операции, формируется модель действия, которое будет потом представлено в сознании и воплощено в жизнь.

Самой высокой сферой является высшее бессознательное, которое предстает как источник творческого развития человека, его вдохновения. Именно в этой чести бессознательного рождается инсайт. Здесь в скрытом виде располагаются высшие психические функции.

В самом центре этой структуры в среднем бессознательном располагается поле сознания — та часть психики человека, которая доступна для осознания. Стержнем личности и центральным звеном поля сознания является сознательное «Я». Именно оно составляет сущность человеческой личности, в нем происходит осознание собственных мыслей, эмоций, чувств, переживаний.

Верх всей этой конструкции венчает высшее «Я». Его существование теоретически предполагалась автором, как элемент, который обеспечивает связь с реальностью и гарантирует стабильность всей системы, задавая постоянство личности.

Однако описанная структура бессознательного была бы неполной, если бы не взаимодействовала с коллективным бессознательным, которое располагается со всех сторон «овала». Элементы индивидуального бессознательного находятся в пространстве коллективного бессознательного. Они способны оказывать друг на друга влияние, обмениваясь между собой информацией.

Формы проявления бессознательного

На данный момент психологами выявлены различные формы проявления бессознательного. Согласно одной из точек зрения они и составляют структуру бессознательного. Несмотря на наличие нескольких элементов, бессознательное все же стоит воспринимать как единое целое, функционирующее как единый феномен.

Выделяют следующие формы проявлений бессознательного:

  • ощущения — многие из них остаются на бессознательном уровне, фиксируясь исключительно в элементах бессознательного, что помогает разгрузить сознание;
  • автоматизмы — неосознанные двигательные механизмы, ранее бывшие сознательными действиями, но после отработки навыка перешли на бессознательный уровень, не требующий контроля;
  • импульсивные действия, не поддающиеся контролю сознания;
  • неосознанные побудители деятельности — мотивы и установки, направляющие мысли, чувства и действия человека;
  • бессознательное активно проявляется в процессе воображения;
  • проявление интуиции — способность нахождения верного решения без осознанного механизма его поиска и обретения. Процессы поиска решения протекают в бессознательном, а сознание получает уже готовый ответ.

2dip.su

14 Структура психики человека : сознание бессознательное подсознание

психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень подвижны. Основным свойством психики является ее системность и динамизм.

Все формы психических явлений не только взаимосвязаны между собой, но и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от его объекта и условий, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, переживание. вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния, свойства, управленческий и исполнительный блоки психики образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

К сказанному следует добавить, что далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательною и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами. под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие под влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволоюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечаюсь выше, австрийским философом и психологомЗигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное. в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу. — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с се сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень подвижны. Основным свойством психики является ее системность и динамизм.

Все формы психических явлений не только взаимосвязаны между собой, но и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от его объекта и условий, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, переживание. вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния, свойства, управленческий и исполнительный блоки психики образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

К сказанному следует добавить, что далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательною и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами. под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие под влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволоюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечаюсь выше, австрийским философом и психологомЗигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное. в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу. — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с се сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый слой (Фрейд называет его «Оно») представляет собой бессознательное психическое начало. Оно – это глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвуют Эрос (инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению) и Танатос (инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию). Свойственная Оно безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не надстроился второй слой психики – сознательное, разумное Я. Я учитывает требования социальной реальности и управляет Оно, как всадник лошадью. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – сверх–Я (давящая и влияющая на личность внешняя ре¬альность, «внешняя цензура»: законы, мораль, куль¬турные традиции). Как Оно, так и сверх–Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх–Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести.

Таким образом, «несчастное человеческое Я» испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного – «Оно»; внешнего мира; норм, запретов – «Сверх–Я»; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются: удовольствия и вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемле¬мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания и мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и куль¬турного творчества.

Благодаря трудам Фрейда и его последователей была понята важная роль бессознательного в человеческой жизни. Ныне известно, что в бессознательной психике, в подсознании человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. Человек, по Фрейду, – это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами. Юнг выделил помимо «личностного бессознательного» как отражения в психике индив. опыта еще и более глубокий слой – «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы – архетипы (например, образ народного героя, богатыря и т. д.).

В современной литературе выделяются различные виды бессознательных психических явлений: 1) бессознательные импульсы, побуждения, желания, в которых субъект не отдает себе отчета; 2) хранящаяся в памяти информация, которая может включать в себя «забытые» и «полузабытые» знания и умения, а также сведения, о существовании которых у себя в мозгу человек даже не подозревает;

3) бессознательные установки, определяющие ожидания, которые возникают у человека в той или иной ситуации, и заранее настраивающие его на соответствующее действие; 4) «автоматизированные» навыки и способы действий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки научился применять бессознательно; 5) субсенсорные восприятия – не доходящие до уровня сознания или лишь смутно осознаваемые чувственные данные; 6) подсознательное мышление – идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся появившимися в сознании неизвестно как и откуда.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.