Структура личности по Юнгу
Взгляды К. Юнга на личность
Карл Густав Юнг один из выдающих учеников З. Фрейда и продолжатель его идей. Развиваясь в рамках психоаналитического подхода Юнг наибольшее внимание уделял движущим силам, управляющим поведением человека. Позиция Фрейда, согласно которой все поведение человека детерминируется двумя инстинктами – эрос и танатос (влечение к жизни и влечение к смерти), представлялась Юнгу слишком узкой, ограниченной. С его точки зрения на личность влияют и интрапсихические факторы, которые представлены формами коллективного опыта человечества, кристаллизованного в виде образов – архетипов.
Другой точкой расхождения классической и юнгианской теории стал вопрос о природе либидо – психической энергии. По Фрейду, либидо носит исключительно сексуальный характер, в то время как Юнг утверждает, что энергия либидо принимаем форму наиболее актуальной на данный момент потребности – физической или духовной. Наличие концептуальных противоречий между взглядами двух ученых привело к появлению нового направления в психоанализе – аналитической психологии Юнга.
Структура личности, выдвинутая Юнгом включает два традиционных для психоаналитических теорий элемента, таких как эго и личное бессознательное.
Определение 1
Эго – центральный компонент самосознания личности, включающий в себя наши мысли, чувства, переживания и воспоминания, которые обеспечивают единство и самоидентификацию психической жизни личности.
Определение 2
Личное бессознательное представляет собой вместилище для вытесненного содержания сознания – внутриличностных конфликтов, желаний, переживаний.
Кроме того, в нем же находятся ощущения и образы окружающего мира, которые не несут достаточно значимой информации, чтобы осознаваться личностью. Главным содержанием личного бессознательного являются комплексы.
Комплексы – это паттерны аффективно-напряженных мыслей, чувств, воспоминаний, связанных с прошлым опытом индивида или его родовой памятью. Комплексы оказывают влияние на поведение личности, подталкивая ее на реализацию содержания комплекса. Причем чем более напряженных и осознанным является комплекс, тем более влияние на личность он оказывает. Содержанием комплекса могут выступать самые различные переживания человека.
Например, центром комплекса может стать ситуация одиночества. В этом случае личность неосознанно будет предпринимать действия, чтобы ограничить свой круг контактов, не заводить близких отношений, избегать других людей, которые будут стремиться завязать с ней тесное знакомство.
В дополнение к традиционным слоям личности Юнгом был выделен третий элемент – коллективное бессознательное.
Замечание 1
Под коллективным бессознательным понимается хранилище скрытых отголосков памяти предков человечества и даже человекообразных обезьян. Эти отголоски представляют собой генерализованные мысли и чувства, как результат отражения общечеловеческого опыта. Они передаются благодаря наследственности и универсальны для всех людей.
Архетипы
Определение 3
Архетип – это универсальная мыслительная форма, содержащая значительный эмоциональный компонент.
Архетипы представляют собой основное содержание коллективного бессознательного и оказывают значительное влияние на поведение личности, которое выражается в некоторых универсальных установках, предрасположенностях реагировать определенным образом на стимулы окружающего мира. В первую очередь это касается таких всеобщих стимулов как мать, мужчина, женщина, смерть и т.д.
В коллективном бессознательном находится множество архетипов, которые в достаточной степени независимы от других психологических структур личности и с трудом могут быть выявлены. Однако существует ряд архетипов, которые крайне тесно интегрированы в структуру личности и оказывают значительное влияние на реализацию психической жизни индивида.
К ним можно отнести следующие:
- Персона
- Самость
- Тень
- Анима
- Анимус
Персона представляет собой архетип социальной роли, образ маски которую личность демонстрирует обществу. С одной стороны, персона защищает личность от давления социума, помогает устанавливать и поддерживать социальные контакты, адаптироваться к требованиям общества. С другой стороны, становясь доминантной персона может заменить собой индивидуальность – т.е. личность перестанет играть роль, а начнет жить ей, а все несоответствующее психическое содержание будет вытесняться.
Самость представляет собой центр личности, основу ее самоидентификации и Я-концепции, которая связывает между собой психическое содержание Эго. В противовес персоне достижение самости обозначает обретение самого себя, установление гармонических отношений с собственным внутренним миром, понимание и принятие собственных мотивов и желаний.
Тень выступает противоположностью персоны. Это центр бессознательного, объединение всех вытесненных воспоминаний, переживаний, желаний, которые противоположны персоне, не отвечают ее требованиям.
Анима и анимус это архетипы отражающие интросексуальность каждой личности. Анима представляет собой образ женщины в мужчине, а анимус образ мужчины в женщине. Помимо того, что данные архетипы проявляются через феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин, они также способствуют пониманию противоположного пола и стремлению установить с ним контакт.
Типология личности
Позднее Юнгом была сформулирована классификация типов личности в основу которой он положил три пары противоположных ориентаций:
- Интроверсия-экстраверсия
- Мышление и чувство
- Ощущение и интуиция
Интроверсия и экстраверсия описывают направленность личности, сконцентрированность ее усилий, внимания, потребностей и аффектов на внешнем или внутреннем мире. Экстраверсия описывает ориентацию вовне, она проявляется через подвижность, разговорчивость, коммуникабельность личности. Интроверсия напротив представляет собой ориентацию во внутрь и проявляет через созерцательность, сосредоточенность, отстраненность. При этом интроверсия и экстраверсия всегда сопутствуют друг другу и не являются полностью взаимоисключающими качествами. На разных этапах жизненного пути у одной личности могут доминировать то экстравертированная то интровертированная направленность.
Мышление и чувство – это рациональные функции, которые позволяют выносить суждения об окружающем мире на основании личного опыта.
При этом мыслительный тип опирается на логику и аргументы и выносит ценностные суждения об окружающих, а чувствительный использует эмоции и выносит оценки.Ощущение и интуиция – это иррациональные функции, которые пассивно отражают внешний и внутренний мир. Ощущающий тип в значительной степени ориентирован на реалистичное отражение окружающего мира, для него характерно отличное развитие органов чувств. Интуитивный, характеризует неосознанным восприятием текущего опыта. Опуская детали, он ухватывает самую суть происходящих событий в ее непосредственном виде.
Структура личности и понятие бессознательного в аналитической психологии К. Г. Юнга.
К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.
Структура личности имеет три части.
1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.
2. Личное бессознательное — это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.
3. Коллективное бессознательное — наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это — общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей.
В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид — разведением – «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.
Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.
1. Персона — роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.
2. Анима и Анимус — это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.
3. Тень — это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.
4. Самость — это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.
Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.
Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историческое значение идей Юнга
1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.
2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера — интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий — легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала влияние «а многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподходФ. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.
4. Понятие архетипа гак общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании).
Направления критики аналитической психологии:
1. Введя понятия «коллективное бессознательное и архетип, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы человека. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения.
2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Структура личности и понятие бессознательного в аналитической психологии К. Г. Юнга.
От 250 руб
Контрольная работа
Структура личности и понятие бессознательного в аналитической психологии К. Г. Юнга.
От 250 руб
Курсовая работа
Структура личности и понятие бессознательного в аналитической психологии К. Г. Юнга.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьКультурная литература: Теория структур личности Карла Юнга
Юнгианская психика, как и во фрейдистской модели, структурирована целым рядом постоянно взаимодействующих систем. Однако, в отличие от основоположника психоанализа, мы сталкиваемся с разными психическими составляющими и разной функциональностью и динамизмом, которые составляют личность.
Сознание и Я
Начиная обзор с сознания и заканчивая глубочайшими слоями психики, мы сначала обнаруживаем Я, ядерный центр нашего сознания, фактически составляющий еще один комплекс из тех, что составляют личное бессознательное, но которые стало сознательным и управляющим нашей индивидуальностью. Эго Юнга эквивалентно сознательному компоненту эго Фрейда.
Личное бессознательное
Вслед за I появляется личное бессознательное, содержащее только информацию, полученную из личного опыта человека. Следовательно, оно получает весь материал, вытесненный Я, причем направленность может быть изменена таким образом, что указанное содержание становится доступным для сознания. Личное бессознательное было бы равно сумме фрейдистского предсознательного и бессознательного.
Комплекс
Комплексы являются частью личного бессознательного. Комплекс можно определить как тот набор эмоционально заряженных понятий или образов, который действует как автономная «раздвоенная» личность. По своей сути это эмоционально одетый архетип.
Коллективное бессознательное
Основная статья: Коллективное бессознательное
И, наконец, в глубинах человеческой психики мы найдем коллективное бессознательное, а вместе с ним и последний элемент несоответствия в отношении фрейдистского конфликта. Понятно, что в то время как фрейдистская модель бессознательного остается ограниченной личным, Юнг расширяет ее каналы «до бесконечности».
Подобно тому, как структурным элементом, составлявшим личное бессознательное, был комплекс, в случае коллективного бессознательного архетипом будет .
В этой области вся информация, унаследованная филогенетически в результате вселенских переживаний, произошедших в ходе эволюции, систематизирована в виде символов и предрасположенностей. Следовательно, архетипы будут универсальными предрасположенностями к восприятию, действию или мышлению определенным образом.
Архетипы
Основная статья: Архетипы, см. также список юнгианских архетипов. более высокий уровень развития, чем любой другой:
Персона
Основная статья: Персона
Это маска, преобладающая в нашем повседневном социальном развитии, способная быть более или менее развитой и, следовательно, в большей или меньшей степени скрывать нашу настоящую личность. Он мужской у мужчин и женский у женщин.
Анима и Анимус
Основные статьи: Анима и Анимус .
Эти архетипы составляют юнгианское признание бисексуальности человека.
Анима — женский аспект, присутствующий в коллективном бессознательном мужчин. Руководствуясь своим принципом Эроса, его также часто называют архетипом жизни.
Анимус — это мужской аспект, присутствующий в коллективном бессознательном женщин. Руководствуясь принципом Логоса, его также часто называют архетипом смысла.
Уравновешивая оба архетипа Личности, они развились в результате набора опыта, установившегося между мужчинами и женщинами на протяжении всего нашего эволюционного прошлого.
Тень
Основная статья: Тень
Архетип тени представляет наши самые примитивные импульсы, животные инстинкты, происходящие от дочеловеческих предков человека. Когда эти импульсы направляются к сознанию, Эго во многом так же, как ряд защитных механизмов фрейдистского Эго, допускает либо их выражение, либо, если это неуместно, их последующее вытеснение, тем самым, в свою очередь, способствует создание содержания для личного бессознательного. Таким образом, устанавливается взаимосвязь между коллективным бессознательным, архетипом, сознательным Я и личным бессознательным.
Самость
Основная статья: Самость
Архетип Самости (по-немецки Selbst) представляет собой архетип par excellence, ядерный или центральный архетип коллективного бессознательного, самый важный из всех. Его также называют архетипом иерархии, и он представляет собой совокупность человеческого существа и конечную цель в процессе индивидуации.
Он представлен символически в виде мандалы или магического круга, и так же, как Я представляет собой центр сознания, Атман является центром, содержащим совокупность «сознания» и «бессознательного». Представляет собой усилия человека по достижению единства, тотальности, интеграции личности, стремление как к единству личности по отношению к внешнему миру, так и к единству своих психических систем. До указанного процесса интеграции между системами должна быть установлена достаточная дифференциация, что достигается только в среднем возрасте.
Теория личности Юнга: ключевые понятия
Карл Юнг был швейцарским психологом, жившим с 1875 по 1961 год. Он был основателем аналитической психологии, школы мысли, которая подчеркивает важность индивидуальной психики и коллективного бессознательного в понимании личность. В этом резюме мы рассмотрим теорию личности Юнга, включая его взгляды на структуру психики, функции сознания и роль архетипов.
Структура психики :
Юнг считал, что психика состоит из трех отдельных компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сознательного осознания и отвечает за наше чувство идентичности и самоосознания. Это часть психики, которая находится в непосредственном контакте с внешним миром и отвечает за обработку сенсорной информации.
Личное бессознательное — это часть психики, которая содержит все переживания и воспоминания, не находящиеся в сознании. Сюда входят подавленные воспоминания, забытые переживания и другой бессознательный материал, который может влиять на наше поведение и эмоции.
Коллективное бессознательное — самая глубокая и загадочная часть психики. Он содержит архетипы, которые являются унаследованными моделями мышления и поведения, общими для всех людей. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное — это резервуар общих переживаний и знаний, накопленных в ходе эволюции человека.
Функции сознания :
Юнг считал, что существуют четыре функции сознания: ощущение, интуиция, мышление и чувство. Каждая из этих функций играет различную роль в том, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним.
Ощущение — функция сознания, отвечающая за восприятие сенсорной информации из окружающей среды. Это основа нашего восприятия физического мира.
Интуиция — функция сознания, отвечающая за восприятие абстрактных закономерностей и возможностей. Это позволяет нам видеть дальше того, что сразу бросается в глаза, и устанавливать связи между, казалось бы, не связанными между собой явлениями.
Мышление — функция сознания, отвечающая за логический анализ и рассуждения. Это позволяет нам оценивать и принимать решения на основе объективных критериев.
Чувство — функция сознания, отвечающая за оценку эмоциональной значимости событий и переживаний. Это позволяет нам формировать личные связи и привязанности к людям и вещам.
Юнг считал, что у каждого человека есть доминирующая функция сознания, на которую он больше всего опирается в своем восприятии мира. Он также считал, что развитие других функций сознания необходимо для всесторонней личности.
Архетипы :
Юнг считал, что коллективное бессознательное содержит архетипы, представляющие собой унаследованные модели мышления и поведения, общие для всех людей.