Уровень притязаний и локус контроля
Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний. Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Первое серьезное исследование уровня притязаний — содержательное раскрытие понятия, разработка техники его оценки — принадлеж ит Ф. Хоппе, который интерпретировал уровень притязаний как цель последующего действия.
Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. Однако решающий фактор в становлении уровня притязаний — это не объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Например, для одного студента сдача какого-либо экзамена на «хорошо» может выступать как колоссальный успех, а для другого — как провал.
Ф. Хоппе наблюдал устойчивый феномен: увеличение уровня притязаний после успеха и уменьшение после неудачи. Изменение уровня притязаний обычно следует только после двух-трехкратного достижения позитивных или негативных результатов. Уровень притязаний формируется только в определенном интервале сложности, в так называемой «зоне средней субъективной сложности»: между «очень легко» и «очень сложно». Вне этой зоны, где задачи для человека слишком сложны или слишком просты, результат не сопровождается эмоциональным переживанием, и уровень притязаний не формируется.
Реальная цель, по мнению Ф. Хоппе, часто принадлежит некой «иерархии целей», т.е. образ действий человека определяется не только сиюминутной частной целью, наряду с ней существует более широкая — идеальная — цель. Именно ее наличием можно объяснить повышение уровня притязаний после успеха. Идеальные цели — это всеохватывающие личностные цели, относящиеся к самосознанию личности; они связаны с временной перспективой человека.
Ф. Хоппе считал, что за уровнем притязаний стоит понятие «уровень- Я».С точки зрения Б.В. Зейгарник, это понятие аналогично позднее появившемуся термину «самооценка». «Уровень-Я» имеет изначальное свойство сохранять возможно большую высоту, что выражается в двух конфликтных тенденциях: в стремлении избегать неудачи и получать успех при максимально высоких притязаниях. Изменения уровня притязаний связаны именно с конфликтом между этими тенденциями: приближаться к идеальной цели и страхом перед неудачами, а не просто с фиксацией удачи или неудачи.
Самооценка составляет базис уровня притязаний, отсюда делается вывод о взаимно однозначном соответствии этих двух конструктов: высокой самооценке соответствует высокий уровень притязаний, а низкой — низкий. Соответствие самооценки и уровня притязаний по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся приятием себя, относительным внутренним комфортом. Однако некоторые авторы отмечают несовпадение притязаний с уровневыми характеристиками самооценки.
Изучение и описание таких ситуаций проведено в исследованиях Л .В. Бороздиной, выделившей следующие варианты:
- низкая самооценка — высокий уровень притязаний. Это маскировочный способ коррекции самооценки — стремление скрыть сомнения и недовольство собой выбором очень трудных задач, желание преодолеть себя вопреки собственным возможностям. При этом человек испытывает выраженный эмоциональный дискомфорт: он понимает возможность неудачи и действует, ожидая неуспех. Работая в зоне трудных целей, человек часто действительно сталкивается с неудачей, что подтверждает его низкую самооценку. Неадекватно высокий уровень притязаний — условие конфликтов. Потребность сохранить его и в то же время неуверенность в себе и страх обнаружить это даже перед собой приводят к острому эмоциональному состоянию, названному «аффектом неадекватности», который выражается в обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивном поведении особенно в ответ на критику и в ситуации неуспеха;
- высокая самооценка — низкий уровень притязаний. Высокая, часто неадекватно завышенная самооценка вызывает беспокойство, страх потерять собственную позицию, отсюда формируется желание избежать риска, что создает установку на перестраховку, на снижение уровня притязаний. Это ложный способ компенсации: занижение уровня притязаний избавляет человека от наращивания негативного опыта, но не дает освободиться от тревоги, не обеспечивает истинно позитивного отношения к себе.
Ситуация рассогласования самооценки и уровня притязаний
Одной из важных интегральных характеристик личности, также связанной с Я-концепцией человека, является локус контроля. Появление данного понятия в психологической литературе связано с работами американского психолога Дж . Роттера. Он предложил различать людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный (внутренний) и экстернальный ( внешний). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, уровня способностей и представляют закономерный результат его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи — результат внешних сил (везение, случайность, другие люди, Бог и т.д.). Каждый человек занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Исследователями выявлены многочисленные личностные корреляты локуса контроля. Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, они более последовательны в своем поведении, их отличает большая степень самоприятия, доминантности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, они более спокойны, благожелательны и популярны. Есть данные, что интерналы больше удовлетворены своим трудом, более успешны в учебе как в средней, так и в высшей школе.
Экстерналам в целом чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, неуверенность, зависимость, меньшая популярность, повышенная агрессивность, конформизм, авторитарность. Хотя вряд ли правомерно абсолютизировать связь локуса контроля с различными чертами характера и личностными проявлениями, поскольку приведенные выше описания носят статистический характер. Необходимо также иметь в виду, что локус контроля зависит от сфер проявления: например, человек может считать, что от него многое зависит в сфере профессиональной деятельности, и в то же время неудачи в сфере общения объяснять внешними факторами.
📖 Самооценка и уровень притязаний, Общение и личность. Элементы практической психологии. Грановская Р. М. Страница 41. Читать онлайн
Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась —
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас
Ф. Тютчев
Духовная старость в немалой степени связана с неспособностью к восприятию нового, поэтому лучшее из средств против старения — это поддерживать восприимчивость к явлениям реальной жизни. Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами являются живая связь с современностью и сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим социальной изоляции. Если к внешним условиям следует отнести постепенную потерю сверстников, то к внутренним — резкое понижение зрения, слуха. Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности, обеспечивает ее полноценность и после ста лет жизни.
Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Раскрыть этот процесс применительно к отдельной личности — значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее значимые социальные роли.
В качестве основных институтов социализации американский психолог Мартене [182] называет прежде всего семью и школу, соответственно родителей, ровесников и учителей. При этом предполагается, что период социализации ограничен школьными годами. Советская психология, в отличие от западной, рассматривает и трудовую деятельность как значимый этап социализации. Б. Г. Ананьев считал, что начало профессиональной деятельности человека совпадает с самым важным для него периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Он подчеркивал, что «переход отношений в черты характера — одна из основных закономерностей развития характера». «Социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя»[15, с. 307] Поэтому профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы, ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.
Последовательно расширяя границы активности личности, социолог В. А. Ядов классифицирует личность по уровням ее включения в различные сферы социального общения. Он выделяет ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли, — через все эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества [315].
Общение — проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Еще Л. С. Выготский [71] обращал внимание на то, что и наедине с собой человек сохраняет функции общения. Аналогично и Пиаже [212] отмечал, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией, т. е. ученый, даже углубленный в научную работу, не упускает из виду своих мнимых или реальных оппонентов и постоянно ведет с ними мысленную дискуссию. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации [305].
Межличностное общение осуществляется на различных уровнях. Представляется удачной классификация, предложенная А. У. Харашем. Низшая ступень может быть обозначена как общение на уровне совместного пребывания (например, пассажиры автобуса или зрители на стадионе). У участников такого общения нет общего предмета деятельности, и их объединяют только одинаковые цели. В этом случае личностные особенности друг друга не учитываются, и общение осуществляется поверхностно, в зависимости только от ролевых позиций (пассажира или зрителя). Следующая ступень — групповое общение, когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие ее достижению. При этом формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушениям. Попутно отметим, что они в какой-то степени ослабляют стремление членов группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы. И, наконец, высшая ступень — такое общение в группе, когда уже учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами на общие нормы и способы реализации общих целей.
Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе.
При этом те кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной и идеологической позиции.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе [52]. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент — хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам [183]. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Например, если ребенок солгал, надо его наказать, но говорить, что он лгун, не следует. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Когда исследовали атмосферу в семьях, где воспитывались подростки с положительной самооценкой, то обнаружили, что там между детьми и родителями существовал тесный контакт [233]. Родители проявляли глубокий интерес к проблемам детей, участвовали в их разрешении и всегда показывали, что считают своих детей достойными не только интереса и сочувствия, но и уважения. Можно предположить, что подобное отношение родителей побудило детей рассматривать себя в положительном свете [55].
Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация — отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку. Для предотвращения падения самооценки Н. А. Менчинская [184] считает целесообразным поручать слабо успевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в старшие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий, на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки.
Следует обратить внимание на зависимость формирования правильной самооценки ученика от установки учителей. Американские психологи Розенталь и Якобсон [по 376] поставили эксперимент: в начале учебного года убедили учителей в том, что от определенных учеников («поздноцветущих») следует ожидать больших успехов только к концу учебного года.
На самом деле, ученики, обозначенные как «поздноцветущие», выбирались случайным образом. Проверка, проведенная после этого эксперимента, выявила, что эти «поздноцветущие» ученики действительно улучшили свои успехи в большей степени, чем другие дети. Подобное улучшение до некоторой степени определялось ожиданием учителей, которые, сами не сознавая того, реализовали в отношении «поздноцветущих» определенные установки, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, тоне голоса, манерах — всем том, что могло передать их положительные ожидания ученикам. Например, если учитель предполагал, что ученик обладает высоким интеллектуальным потенциалом, он ждал ответа дольше и с поощряющим выражением лица. Анализируя данные подобных экспериментов, можно заключить, что если у учителя сформирована установка на низкие результаты обучения, то, невольно реализуя ее нетерпеливостью в общении с учеником, равнодушным выражением лица, учитель способствует понижению самооценки у ученика и реальному ухудшению успеваемости.
Большое влияние на самооценку школьника оказывает успеваемость. У учеников с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с коллективом класса и наблюдаться деформация поведения. Некоторые из них, несмотря на равнодушное к ним отношение, всеми силами тянуться к другим ребятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание, но большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, испытывая одиночество. Такие ребята становятся замкнутыми, конфликтными, ищут общения вне школы.
Самая отрицательная оценка и жесткая критика, относящаяся только к отдельному действию или поступку подростка, не задевает его болезненно, поскольку не затрагивает его самоуважения. Она не воспринимается им как ущемление его личности. Вместе с тем, всякая, даже относительно мягкая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и потому воспринимается в штыки, если представляется подростку и взрослому человеку как оценка его в целом, так как порождает у него представление о недоброжелательном отношении. Если мы хотим, чтобы наша критика способствовала изменению поведения человека в нужном направлении, то лучше критиковать частности на фоне общей доброжелательности.
Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности [133, 149]. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.
Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей [149]. Добиться этого, как известно, можно либо с помощью полезных для общества действий — особых достижений в творчестве и труде — либо не прилагая особых усилий в этих областях — экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения (рис. 20).
Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным [320]. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. (В дальнейшем термины «самоуважение» и «самооценка» употребляются как синонимы.)
Рис. 20. Индивидуалист.
(Из кн.: Бидструп X. Рисунки. Т. 2. М., 1969.)
При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.
Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми и тогда он переносит их решение в план воображения, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Поскольку потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не исчезает, постольку и она реализуется в вымышленном мире — мире фантазии, мечты (вспомним героя «Белых ночей» Ф. М. Достоевского).
В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Специальные исследования выявили, что при прочих равных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от одиночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86% [133]. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к общественным делам. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия.
Завышенная оценка своих способностей часто приводит к катастрофе. Вот пример из книги Л. А. Растригина и П. С. Граве (выдержки из первой беседы пациентки с врачом). Девушке 19 лет, ее только что вы тащили в тяжелом состоянии из-под колес машины: «Ах, доктор! Вы спрашиваете, что случилось? Крах, жизненный крах! Да, я молода и выгляжу не хуже других. Да, передо мной все пути открыты. Но все-то мне не нужны! Еще в седьмом классе я поняла: у меня одна дорога — на сцену. Запах кулис, рампа, публика, успех, вся эта театральная атмосфера… Вне театра для меня не жизнь… Трижды я держала в театральный. И на этот раз то же самое: „Мы вам рекомендуем подумать о другой профессии“. Я выходила из института, как в тумане… решила — жить на свете не стоит и… бросилась под машину…» [227, с. 102].
Завышенные самооценка и притязания, естественно, не получают желаемого отклика и признания у окружающих людей, что может способствовать отчуждению такой личности от принятых в данном обществе норм поведения и побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые обеспечили бы ему удовлетворение чрезмерных притязаний.
Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкое самоуважение часто сочетается с отрицательным, недоверчивым и недоброжелательным отношением к другим людям. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
Как слишком высокое, так и слишком низкое самоуважение чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения — психостения и паранойя. Психостения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной впечатлительности, мнительности. Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем.
Другая крайность приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию.
Наблюдается возрастная динамика самооценки. Восприятие внешнего облика одного человека другим или восприятие собственного портрета не только зависят от самооценки, но и от ее возрастных трансформаций. Это ярко проявилось в экспериментах Готтшальфа [по 36]. Испытуемым подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии, на которых были портреты неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Среди них находились портреты родителей, соучеников, учителей и самих испытуемых. Во всех случаях нужно было выбрать неискаженный портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии соученика предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми двух групп (10 и 16 лет) своих фотографий и портретов родителей обнаружилось, что дети первой группы выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотопортретов родителей — расширенные. Испытуемые второй группы выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном. Так, изменение (повышение) самооценки с возрастом незаметно для самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.
Человек всегда стремится к состоянию душевного равновесия и для этого может изменять оценку внешних событий и самого себя, достигая таким путем самоуважения. Л. Н. Толстой считал, что для человека типично стремление к самооправданию, желанию совместить удобства, выгоды, удовлетворение желаний с чувством собственного достоинства и значительности, с одобрением среды.
Толстой называл такие душевные состояния уловками разума. В романе «Воскресение» он дал замечательную по своей отчетливости зарисовку такого состояния:
«Удивляло его (Нехлюдова) то, что Маслова не стыдилась своего положения — не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, — но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею… В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее… Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение» [265, с. 163].
Этим примером хотелось бы привлечь внимание к тому важному факту, что самоуважение определяется прежде всего системой поступков человека, его собственным жизненным опытом. Убеждения, приобретенные без затрат собственных усилий, только на слух, быстро оказываются лишенными всякой ценности, а человек — не способным к активному отстаиванию своих убеждений при столкновении с реальными жизненными трудностями.
Ш. А. Надирашвили [192] формулирует полезные рекомендации, которые следует принять во внимание, если в процессе общения возникает необходимость изменить жизненную позицию человека. Словесного разъяснения новой позиции, сообщения доказательств ее целесообразности часто совершенно недостаточно, необходимо побудить человека действовать в соответствии с этой позицией.
Для эффективного переориентирования нежелательно резко противопоставлять новую позицию старой, опирающейся на опыт, нецелесообразно также высказываться категорично о непригодности старой позиции. В таких случаях неминуем негативный эффект: люди меняют свои отношения в направлении, противоположном желательному. Это явление в психологии именуется эффектом контраста. Воздействия следует реализовывать в форме последовательных шагов с перерывами. Каждый шаг должен приводить к частичному изменению позиции, а перерыв — способствовать тому, чтобы человек ощутил новую, измененную позицию как свою собственную. Частичное изменение воспринимается легче, чем кардинальное, оно даже может не осознаваться. Это явление в психологии называется эффектом ассимиляции. Большое значение имеет то, от кого исходит данное воздействие. Было установлено, что желательное влияние могут оказать на нас те люди, к которым у нас возникло положительное отношение. Люди, к которым мы относимся отрицательно, вырабатывают у нас отношение, противоположное тому, которое они пытаются создать.
Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.
Психологические исследования и этика: претензии и большая достоверность
В процессе исследования применяются определенные типы утверждений и большая достоверность. Согласно Морлингу (2017), существует четыре основных варианта большой валидности — внутренняя, внешняя, конструктная и статистическая, а также три типа утверждений — частотные, случайные и ассоциативные. Следует учитывать, что для каждого из утверждений подходят определенные варианты обоснованности. Морлинг (2017) утверждает, что для утверждения о частоте подходит статистическая валидность, для случайного утверждения подходят внутренние и внешние валидности, а для утверждения об ассоциации оптимальна конструктная валидность. В то же время достижение всех четырех больших валидностей не является распространенным явлением, поскольку необходимы разные типы исследований, что сложно реализовать в рамках одного исследования.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы доставим индивидуальную бумагу Психологические расстройства с учетом ваших требований с хорошей скидкой Концептуальная переменная и операционное определение a Переменная
Процесс исследования часто сопровождается определением переменных в соответствии с концептуальными и операционными характеристиками. В первом случае, как отмечает Ригдон (2016), подразумевается конкретное состояние, например, доверие или признательность. Оперативное определение переменной, в свою очередь, предполагает наличие данных о конкретном состоянии или явлении для целей сравнения. В качестве примера можно проанализировать несколько концептуальных переменных — «привязанность», «интеллект» и «стресс». В первом случае страх и тревога являются действительными концептуальными переменными. Применительно к аспекту «интеллект» могут применяться переменные образования и когнитивных навыков. В отношении концептуальной переменной «стресс» можно упомянуть фрустрацию или агрессию.
Этические исследования на животных
Исследования на животных являются острой этической проблемой, и согласно Арчибальду (2018) существует алгоритм, позволяющий определить степень этичности – затраты для животных, затраты для человека, а также процесс полезности как фон. Если есть предубеждение против какой-либо из вовлеченных сторон, исследование является неэтичным. Применительно к правилу «трех Р» поиск альтернатив является важнейшей задачей. Благодаря достижениям в области биотехнологии разработка соответствующих реагентов и других искусственных маркеров может стать потенциально ценным решением. Однако, как отмечает Арчибальд (2018), сегодня наблюдается тенденция запрещать привлечение животных, а не искать альтернативные средства. Решить эту этическую проблему может помочь оснащение необходимой технологической базой и ужесточение ответственности исследователей.
Рассмотрение конкретного случая
Этические обязанности студента-стажера требуют соблюдения условий конфиденциальности в связи со спецификой его работы. Duncan, Hall, and Knowles (2015) анализируя отдельные случаи, отмечают, что помимо практических навыков работы с психологическими пациентами важным аспектом профессиональной деятельности является этика взаимодействия с целевой аудиторией. Рассматриваемая ситуация неоднозначна, но при оценке проблемы студент-практикант может изучить предложенные файлы, так как он получил такое распоряжение от своего непосредственного руководителя. Личные чувства, вероятно, могут быть дополнительным мотивом для нарушения первоначального заявления о конфиденциальности. Однако выполнение приказа является первоочередным решением, которое, кроме того, может удовлетворить интерес к странному поведению сожителя.
Надежность и валидность популярных психологических тестов
Популярные психологические тесты предлагают занимательную возможность оценить определенные личностные качества. Однако надежность и валидность таких инструментов, как правило, невысоки. Sjöberg (2015) исследует эти тесты и утверждает, что для повышения их достоверности критерии оценки должны быть обоснованы для проверки конкретной меры. В качестве примера можно взять любой личностный тест и проанализировать общие вопросы. Если бы такой инструмент был действителен, он не предлагал бы оценочную шкалу от одного до пяти для проверки частоты взаимодействия с другими людьми, а позволял бы выбирать конкретные варианты для определения типа социальных отношений. Надежность этого теста была бы выше, если бы шкала оценок включала не однозначные оценки, а гибкие типы личности. В научных тестах меньше двусмысленности, что, в свою очередь, делает их более достоверными.
Методы опроса
Критика методов опроса, используемых во время выборов, оправдана в связи с обобщением результатов опроса. По словам Кенетта, Пфеффермана и Стейнберга (2018), изучающих предвыборные опросы и их недостатки, прогнозная аналитика является одной из распространенных практик оценки результатов. Другими словами, на основе нескольких собранных данных общий итог суммируется посредством статистических корреляций. Однако, как заявляют авторы, информативность такого опроса невысока и валидна из-за необъективного сбора данных (Kenett et al., 2018). Чем больше объем собираемой выборки, тем выше достоверность получаемых статистических корреляций. Следовательно, критика рассматриваемого опроса объективна.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
Внешний Валидность корреляционного исследования
Для оценки внешней валидности корреляционное исследование, могут быть поставлены конкретные вопросы. Беккер и др. (2016) предлагают обратить внимание на критерий обобщаемости как на важный аспект. Возникает вопрос: насколько объективен выбор образца для конкретного исследования? Беккер и др. (2016) также рассматривает принцип ассоциации и утверждает, что результаты корреляционных исследований могут зависеть от конкретно выбранных критериев. В связи с этим уместно задать следующий вопрос: являются ли данные параметры для исследования уникальными или идентичные результаты могут быть получены с другими переменными? Эти вопросы позволяют оценить внешнюю обоснованность корреляционного принципа исследования.
Точная оценка
Точная оценка количества домохозяйств, имеющих только мобильные телефоны, не предполагает использования метода полной выборки. Эта практика потенциально ошибочна из-за недостаточной точности данных и слишком большой целевой выборки. Андерсон, Келли и Максвелл (2017) выделяют альтернативу, исключающую предвзятость. Pew Research может применять стратегию корректировки размера выборки на основе определенных критериев, в частности, возраста. В качестве образца можно привлечь активную часть населения, так как, по выводам организации, именно молодежь является ключевыми пользователями сотовых телефонов. Этот метод может помочь сократить контакты с участниками и, в то же время, продуктивно взаимодействовать с ними посредством мобильной связи.
Факторный план
Факторный план – методология, которая, как правило, используется по двум основным причинам. Степанова, Бартолоу, Солтс и Фридман (2018) рассматривают эту исследовательскую практику и отмечают, что, во-первых, она позволяет проверять пределы, а во-вторых, помогает проверять конкретные теории и параметр обобщаемости. В качестве эталона авторы также упоминают исследование словесных ассоциаций Бартолоу и Хайнца об алкоголе и мыслях об агрессии, которое также можно отнести к факторному дизайну (Степанова и др., 2018). В исследовании участники были выбраны случайным образом на основе условий 2×2, что является факторным методом. Этот дисперсионный анализ является типичным примером рассматриваемой методики исследования.
Приоритет внутренней достоверности над внешней
Экспериментаторы склонны отдавать предпочтение внутренней достоверности внешней достоверности, когда трудно достичь и того, и другого. Кенни (2019) объясняет это явление тем, что внутренняя валидность позволяет проверить причинно-следственную связь, когда выбранная выборка не может быть случайной. Внешняя валидность, как отмечает автор, дает возможность обобщить результаты, что, в свою очередь, позволяет использовать случайно отобранную выборку (Kenny, 2019). Другими словами, применяя внутреннюю валидность, исследователи могут полагаться на объективные данные и четкие корреляции между выбранными переменными, в то время как внешняя валидность обобщает, а не уточняет результаты. Следовательно, для получения максимально точных и объективных результатов внутренняя валидность более уместна, когда нельзя применить внешнюю валидность.
Получить заказную работу
Всего за 13.00 11/стр. вы можете получить заказную академическую работу согласно вашим инструкциям
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Неэффективность случайной выборки в режиме проверки теории
Исследователи, работающие в режиме проверки теории, не могут пытаться использовать случайную выборку в своей работе. Согласно Salloum, Huang, and He (2019), если применяется метод испытаний, необходимо проанализировать большой объем данных. Это, в свою очередь, делает бессмысленным и малоэффективным метод случайной выборки, поскольку в условиях избытка информации этот принцип выборки не позволяет получить объективные данные. Внешняя валидность в данном случае оптимальна, поскольку позволяет обобщить результаты и конкретизировать их, что затруднительно при работе с большой выборкой. В результате обобщающие аспекты исследовательского процесса более характерны для режима проверки теории без случайной выборки.
Культурная психология
Культурная психология — это область, изучающая важные аспекты человеческого взаимодействия в рамках отдельных культур. Как отмечают Stroebe, Gadenne и Nijstad (2018), цель этой дисциплины — определить, как психологические процессы общества отражаются через уникальные культурные характеристики. Это поле предполагает использование конкретных валидностей и методов исследования в режимах проверки теории и обобщения. Стробе и др. (2018) упоминает внешнюю валидность как критерий, оптимальный для проверки теории, и отмечает, что аспект обобщаемости обычно не рассматривается в контексте стандартных психологических исследований. Культурная психология позволяет применять соответствующие исследовательские инструменты и получать ценные данные, которые трудно анализировать и интерпретировать в рамках стандартного исследования.
Ссылки
Андерсон, С. Ф., Келли, К., и Максвелл, С. Э. (2017). Планирование размера выборки для более точной статистической мощности: метод корректировки размеров эффекта выборки с учетом систематической ошибки и неопределенности публикации. Психологические науки , 28 (11), 1547-1562.
Арчибальд, К. (2018). Исследования на животных являются этическим вопросом как для людей, так и для животных. Journal of Animal Ethics , 8 (1), 1–11.
Беккер, Т. Е., Атинк, Г., Бро, Дж. А., Карлсон, К. Д., Эдвардс, Дж. Р., и Спектор, П. Е. (2016). Статистический контроль в корреляционных исследованиях: 10 основных рекомендаций для организационных исследователей. Журнал организационного поведения , 37 (2), 157-167.
Дункан, Р. Э., Холл, А. С., и Ноулз, А. (2015). Этические дилеммы конфиденциальности с клиентами-подростками: тематические исследования психологов. Этика и поведение , 25 (3), 197-221.
Кенетт, Р. С., Пфефферманн, Д., и Стейнберг, Д. М. (2018). Предвыборные опросы — опрос, критика и предложения. Ежегодный обзор статистики и ее применения , 5 , 1-24.
Кенни, Д. А. (2019). Повышение достоверности психологических исследований. Американский психолог , 74 (9), 1018-1028.
Морлинг, Б. (2017). Методы исследования в психологии: оценка мира информации (3-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company.
Ригдон, Э. Э. (2016). Выбор моделирования пути PLS в качестве аналитического метода в исследованиях европейского менеджмента: реалистическая перспектива. Европейский журнал менеджмента , 34 (6), 598-605.
Саллум С., Хуанг Дж. З. и Хе Ю. (2019). Раздел случайной выборки: распределенная модель данных для анализа больших данных. IEEE Transactions on Industrial Informatics , 15 (11), 5846-5854.
Сьоберг, Л. (2015). Исправление фальсификации в самоотчетных личностных тестах. Скандинавский журнал психологии , 56 (5), 582-591.
Степанова, Е. В., Бартолоу, Б. Д., Солтс, Дж. С., и Фридман, Р. С. (2018). Влияние воздействия связанных с алкоголем сигналов на расовую дискриминацию. Европейский журнал социальной психологии , 48 (3), 380-387.
Стробе, В., Гаденне, В., и Нейстад, Б. А. (2018). Применяются ли наши психологические законы только к студентам колледжа? Пересмотр внешней валидности. Фундаментальная и прикладная социальная психология , 40 (6), 384-395.
Значение психологических утверждений | by Michael Robert Caditz
Michael Robert Caditz
·Подписаться
8 минут чтения·
17 января 2018 г.Согласно теории верификации смысла, предложение имеет смысл тогда и только тогда, когда оно имеет набор возможных условий верификации, то есть набор наблюдаемых физических условий, которые, если они присутствуют, обосновать утверждение, что предложение истинно (Lycan 99). Если все условия верификации, которые сделали бы утверждение верным, присутствуют (Гемпель 18), было бы оправдано полагать, что утверждение верно. В противном случае утверждение, скорее всего, ложно[1]. если там — это отсутствие условий проверки, то утверждение — просто бессмысленное «псевдоутверждение» (Гемпель 17). В этой статье я рассмотрю подмножество пропозициональных утверждений, а именно те, которые касаются психологических состояний. Я утверждаю, что по крайней мере в отношении психологических утверждений теория верификации верна. Я буду называть теорию верификации, когда она применяется к психологическим [2] утверждениям, как логический бихевиоризм .[3]
Пример (непсихологического) пропозиционального утверждения: «В стакане есть вода». ». В набор условий проверки входят: наличие внутри стакана прозрачного жидкого вещества; если кто-то кладет вещество в рот, это на вкус как вода; и если бы был проведен химический анализ вещества в стакане, результат теста соответствовал бы химическому составу воды. Оправданно делать выводы о результатах предполагаемого химического испытания, а также о статусе других условий проверки (без соблюдения каждого из них) из-за силы первоначальных наблюдений (а именно, зрения и вкуса) [ 4]. Если вещество в стакане выглядит и имеет вкус воды, то есть основания утверждать, что в стакане есть вода.
С другой стороны, непроверяемое предложение бессмысленно. Нет никаких условий проверки «Бог любит меня», потому что нет ни известных, ни разумно предсказуемых методов наблюдения ни за Богом, ни за любовью; таким образом, нет никакого способа определить истинность или ложность такого утверждения. И, как мы увидим, психологические состояния также были бы не поддающимися проверке, если бы мы не могли составить список наблюдаемых физических состояний, которые, как мы ожидали бы, будут присутствовать, если бы это психологическое состояние существовало.
Теперь важно отметить, что логический бихевиоризм прощает по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, как упоминалось выше, не обязательно соблюдать все условия проверки. Скорее, они могут быть выведены из существования одного или нескольких оставшихся условий проверки. Во-вторых, условия верификации могут включать те, которые стали разумно наблюдаемыми благодаря ожидаемым улучшениям в технологии расширения смысла. Например, хотя существование жизни на Европе, спутнике Юпитера, сегодня не поддается проверке, утверждение «Жизнь на Европе есть» имеет смысл, поскольку оно вполне может быть подтверждено в будущем[5].
Теперь давайте рассмотрим утверждения о психологических состояниях. Что означает такое утверждение, как «Джон смущен»? Согласно логическому бихевиоризму, это утверждение имеет смысл только в отношении его наблюдаемых условий верификации. Однако, к сожалению, «смущение», если бы оно было нефизическим явлением, было бы не более наблюдаемым, чем «Бог» или «любовь». Из-за проблемы других умов (Серл 12–14) нет возможности испытать квалиа от первого лица (на что похоже чувство смущения) другого человека.
Более того, описания лицом своих личных переживаний могут не быть надежным доказательством для вывода о характере этих переживаний в контексте общественного значения. Кажется, не существует определенного способа сопоставить мой личный опыт, когда я описываю его как «смущение», с личным опытом другого человека, когда он описывает его таким же образом (как «смущение»). Эта проблема проясняется с помощью мысленного эксперимента с инвертированным спектром, который показывает, что вполне правдоподобно, что когда люди описывают восприятие обычным образом, в данном случае описания цвета объектов, и, таким образом, верят, что они согласны в отношении свойств вещей, которыми они являются. наблюдая — они на самом деле имеют различные переживания. Сценарий, представленный Нилом Кэмпбеллом, предполагает, что Джейн и Анна, два дизайнера интерьера, реагируют одинаково, несмотря на то, что каждому представлен объект разного цвета. Когда Джейн смотрит на красный предмет, у нее возникает такое же ощущение, как у Анны, когда Анна смотрит на зеленый предмет. Глядя на один и тот же объект, Джейн и Анна восклицают: «Красный!» но имеют различный опыт (92–93). Описания эмоциональных состояний могут варьироваться от одного человека к другому.
Смущение, рассматриваемое как личное эмоциональное состояние, кажется не поддающимся проверке, и, таким образом, утверждения о «смущении» другого человека становятся бессмысленными. Однако смысл таких психологических утверждений можно спасти, если существуют публично наблюдаемые физические условия, которые, как ожидается, будут присутствовать, если заявленная эмоция существует. Действительно, может быть. Например, с момента смущения само по себе , поскольку нефизическое и ненаблюдаемое состояние бессмысленно, мы можем сказать, что смущение имеет смысл, если существуют наблюдаемые условия , которые покажут, что оно существует, например, красное лицо, наклоненная голова, тишина, и другие условия. [6] Если мы наблюдаем некоторые из этих условий у Джона, мы можем сделать вывод о статусе других условий проверки и обоснованно заявить, что Джон смущен.
Мы можем увидеть доказательства того, что теория проверки психологических утверждений имеет смысл, если мы признаем, что состояния разума являются биологическими. Отождествляются ли они с состояниями мозга (как утверждают редукционистские теории разума) или возникающими биологическими процессами, вполне вероятно, что когда-нибудь технология позволит нам идентифицировать эмоции по сканам мозга. Следовательно, мозг Джона находится в наблюдаемом состоянии 9.0093 x — это условие проверки смущения — действительно, состояние мозга x — вместе с красным лицом, наклоненной головой и тишиной — и есть смысл утверждения о том, что Джон смущен. Сканирование мозга может быть недоступно сейчас, но мы можем обоснованно сделать вывод о его результате на основании других наблюдаемых условий и правдоподобия того, что сканирование мозга будет доступно в будущем. Более того, если кто-то считает, что психологические состояния тождественны состояниям мозга, то было бы ошибкой отрицать логический бихевиоризм, потому что это было бы внутренне противоречивым, поскольку в этом не было бы ничего 9 .0093 другие , кроме состояний мозга, с помощью которых можно проверить заявления о психологических состояниях. Если психические состояния идентичны физическим состояниям мозга, то состояния мозга являются условиями проверки именно потому, что сделать утверждение о психологическом состоянии — это не что иное, как сделать утверждение о физическом состоянии мозга. Было бы ошибкой думать о заявленных психологических состояниях как о причинах физических симптомов, а не как о частных способах описания физических состояний от первого лица себя .
Для тех скептиков, которые не хотят признать, что психологические состояния идентичны физическим состояниям, обратите внимание на это. Хорошо известно, что тревога связана с учащенным поверхностным дыханием. Логический бихевиорист сказал бы, что значение тревоги — это (как одно из нескольких поддающихся проверке условий) быстрое поверхностное дыхание. Будучи скептиком логического бихевиоризма, можно было бы сказать, что быстрое поверхностное дыхание — это просто 9009.3 симптом отчетливого психического состояния, а именно тревоги — это не сама тревога. Но также общеизвестно, что преднамеренное замедление и углубление дыхания часто является эффективным методом уменьшения беспокойства. Я предполагаю, что маловероятно, что изменение простого симптома состояния изменит само состояние, если состояние и его симптом действительно являются двумя разными вещами. Более правдоподобно, что тревога и ее «симптом» — это одно и то же. Мнение «у меня беспокойство, и оно вызывает учащенное поверхностное дыхание» является ошибочным, потому что учащенное поверхностное дыхание — это , где означает «беспокойства». Замедляя дыхание, человек избавляется от самого беспокойства. От первого лица описание состояния звучит как высказывание: «Я чувствую тревогу». Но поскольку чувство публично не наблюдается, мы ищем публично наблюдаемые признаки беспокойства, такие как учащенное поверхностное дыхание. Так говорит логический бихевиоризм, и это кажется вполне разумным.
Позвольте мне обратиться к возможному возражению против логического бихевиоризма — к логической ошибке , подтверждающий последующее : «Если Джон смущен, то лицо Джона красное, голова опущена, и он спокоен. Лицо Джона красное, голова опущена, и он молчит. Поэтому Джон смущен». Это заблуждение, потому что те же условия могут относиться и к другим состояниям, кроме смущения. Но мой ответ таков: как только технологии позволят нам напрямую наблюдать за физическими состояниями мозга, мы сможем составить полный и окончательный список условий проверки психологических состояний, так что мы сможем биусловные утверждения , например, « Если и только если Джон смущен, то лицо Джона красное, голова опущена, он тихий, и сканирование его мозга показывает x». Тогда следующие утверждения дополнят действительный аргумент и, таким образом, преодолеют возражение: «Лицо Джона красное, голова опущена, он спокоен, а сканирование его мозга показывает x. Поэтому Джон смущен .
Логическим бихевиористам не нужно отрицать существование психических состояний. Им просто нужно указать, что утверждения о ментальных состояниях получают смысл только при наблюдении условий, которые, как ожидается, будут присутствовать, если такие состояния существуют. Поскольку нельзя наблюдать, как он себя чувствует другому человеку находиться в таком состоянии, у человека нет иного выбора, кроме как наблюдать общедоступные условия, которые сопровождают эти состояния — или, если принять теорию тождества разума и тела — идентичны этим состояниям. К счастью, такие общедоступные условия часто доступны. С развитием технологий, позволяющих наблюдать за мозгом, в будущем, вероятно, станут доступны дополнительные условия проверки психических состояний. В совокупности доступность публично наблюдаемых условий верификации и недоступность частных психических переживаний как объектов публичного изучения делают логический бихевиоризм правильной теорией для оценки психологических утверждений.
Процитированные работы
Кэмпбелл, Нил. Краткое введение в философию разума . Питерборо: Broadview Press Ltd., 2005. Книга.
Хемпель, Карл Г. «Логический анализ психологии». Блок, Нед. чтения по философии психологии . Издательство Гарвардского университета, 1980. Печать.
Ликан, Уильям Г. Философия языка: современное введение . 2-е изд. Нью-Йорк: Рутледж, 2008. Печать.
Сирл, Джон Р. Разум: краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. Печать.
Стэнфордская философская энциклопедия. «Венский круг». 2016. Стэнфордская философская энциклопедия. Интернет.
[1] Вера в ложность утверждения также может быть оправдана наличием условий фальсификации (Lycan 99).