Структура построения текста: как выстроить текст, чтоб он легко читался

как выстроить текст, чтоб он легко читался

Успех текста зависит от его содержания, логичности и структуры, определяется теми задачами, которые ставит перед собой автор, какой жанр и стиль им выбраны. Правильная структура текста служит эффективным способом сделать получение информации легким и доступным для читателя, а также помогает продвижению контента в поисковых системах.

Содержание статьи:

  • 1 Почему структура важна
  • 2 Как работать над текстом
  • 3 Виды структуры
    • 3.1 Логическая (последовательная)
    • 3.2 Пирамидальная
    • 3.3 FAQ-структура
    • 3.4 Коммерческая
    • 3.5 Комбинированная
    • 3.6 Хаотичная
  • 4 Структура абзаца
  • 5 Как структурировать текст

Почему структура важна

Структура – это внутреннее устройство текста, способы соединения его частей. Она подбирается автором в зависимости от того, какие задачи он решает. Угадать с правильной структурой не так уж легко, поэтому некоторые готовые статьи с удовольствием читаются дословно или по диагонали, а другие непонятны для читателя и просто путают его мысли.

Общее правило состоит в том, что любой правильно структурированный текст состоит из:

  1. Заголовка, который привлекает внимание. Он должен быть лаконичным, отражать суть текста, заинтересовать. Часто его делают на основе поискового запроса в сети. Если заголовок привлечет читателя, то он обязательно прочитает текст.
  2. Вступления (лид-абзац). Здесь приводится информация о том, что будет написано в основной части. Необходимо зацепить читателя, вызвать желание прочитать весь текст. Обычно введение – это 1 абзац, его рекомендуется написать уже после того, как написан весь текст.
  3. Основной части. Должна быть хорошо структурированной, состоять из абзацев. Здесь излагается всё то, что автор хочет донести до читателя. Важно при этом не отходить от основной темы.
  4. Заключения. Логическое завершение, подведение итогов. Можно прокомментировать сказанное, предложить читателю поучаствовать в обсуждении, оставить отзыв, применить прочитанное в жизни.

Каждая часть повествования важна и ее отсутствие лишает текст завершенности и полноценности. Вначале читатель должен узнать, о чем текст. Затем получить полную информацию, а в конце – обобщить ее.

При разработке структуры необходимо соблюдать принципы последовательности и связности повествования. Важно подчинить ее главной идее материала, тогда удастся полностью раскрыть тему, правильно выстроить аргументацию.

Текст строится по особым правилам, разработанным контент-маркетологами:

  1. Использовать подзаголовки, чтобы человек мог быстро отыскать нужные ответы на свои вопросы. Визуальное разделение на части делает текст легким для восприятия и чтения.
  2. Не писать сухим языком, характерным для академических статей. Нужно поддерживать интерес читателя, задавать вопросы и обращаться к читателю.
  3. Вставлять изображения для отражения смысла и визуализации содержания. От этого улучшается общее восприятие написанного.
  4. Применять списки, маркированные и нумерованные. Они служат для выделения основных положений текста, повышают его релевантность в поисковой системе.

Все это помогает рядовому человеку с первого взгляда увидеть, что ему хотят сказать, что предлагают, к чему призывают. И при необходимости, совершить действия, которые от него ожидаются.

Как работать над текстом

Работу нужно начинать со сбора материала. Для статьи важно набрать факты, цифры, истории, мнения специалистов. Экспертный стиль вызывает у читателя доверие, показывает осведомленность автора в предмете обсуждения.

Материал можно находить разными путями: использовать собственные навыки и знания, искать в интернете, а при написании серьезного журналистского материала – привлекать экспертов.

Собранную информацию очищают от ненужного, разбивают на логические абзацы и выделяют главные мысли. После этого прописывают структуру в виде плана. Это самый эффективный способ передать логику будущего повествования, позволяет позднее легко восстановить в уме изученную ранее информацию и записать ее. Обычно план имеет вид кратких тезисов или подзаголовков.

Принято использовать следующую универсальную структуру информационного текста:

  • проблема;
  • решение;
  • аргумент 1;
  • аргумент 2;
  • аргумент 3;
  • альтернативное мнение;
  • авторское мнение /кейс;
  • выводы, резюме.

Однако этот образец плана не считается обязательным, каждый автор использует собственную схему. Способы построения текста, то есть его композиция, могут быть разными. Статья не всегда начинается с вступления и не всегда завершается выводами. Главное – чтобы структура стала полной, логичной, отвечающей целям.

Таким образом работу над текстом можно представить в виде схемы: подготовка материала – план – тезисы – конспект – редактирование.

Виды структуры

Основная часть текста имеет собственную, так называемую внутреннюю структуру. Она бывает нескольких типов.

Логическая (последовательная)

Используется в практических руководствах, описаниях, статьях информационного и научного характера. Особенность – каждый последующий абзац связан с предыдущим, вытекает из него. Например, в одном абзаце идет анализ, в последующем – выводы из него.

Пирамидальная

Подходит для пресс-релизов и новостей. Имеет вид перевернутой пирамиды: в самом начале размещается основная информация, далее идет ее детальное раскрытие. Читатель сразу узнает основную идею, поэтому может даже не дочитывать до конца.

FAQ-структура

Ее признаками являются абзацы, каждый из которых состоит из вопроса и ответа на него. Они легко прослеживаются в интервью, на страницах с наиболее часто задаваемыми вопросами. Иногда вначале размещается содержание со ссылками, чтобы читатель мог сразу найти ответ на интересующий его вопрос.

Коммерческая

Подходит для рекламы, продающих текстов. Главная задача – продажа и продвижение. Поэтому необходимо вызвать у читателя ответную реакцию: заказать предложенную услугу или товар, купить его, позвонить, зарегистрироваться. Желаемого результата часто достигают путем использования модели AIDA.

Комбинированная

Характерна для блога. К примеру, сначала дается описание события с использованием пирамидальной структуры, затем производится анализ, приводятся рассуждения автора. Однако возникает опасность хаотизации материала.

Хаотичная

Она не характерна для текстов, скорее свидетельствует о неумелых манипуляциях автора с содержанием: он использует вперемежку элементы разных видов структуры. Это путает читателя, не дает возможность полноценно воспринимать информацию. Очень часто такая структура применяется для дискредитации или просто неопытными копирайтерами.

Выбор структуры зависит от типа ресурса, для которого пишется статья – сайт, блог, социальные сети, журнал. Имеют значение тематика и содержание. Независимо от варианта, главный критерий качественной структуры – читатель понимает, о чем текст, без дополнительных разъяснений.

Структура абзаца

Любой текст делится на абзацы, иначе сплошной поток информации трудно воспринимать, вычленять из него мысли и важные моменты. Абзац – это мини-текст, группа взаимосвязанных предложений. Он отражает отдельную мысль, имеет смысл и собственную структуру, которая зависит от структуры текста и может иметь вид:

  • цитат;
  • списка;
  • сплошного текста;
  • одиночных предложений.

Начинается с заглавного предложения, где передается основная мысль, тема. Затем следует детальное раскрытие этой мысли, дополнительные факты и информация. Заключительное предложение завершает мысль и плавно переводит к следующему абзацу.

Нельзя абзац начинать с обрывка предыдущего предложения, иначе он перестает быть самостоятельной смысловой единицей. И это мешает читать текст по диагонали.

Таким образом, при оформлении абзацев необходимо помнить, что:

  • каждая новая мысль начинается с нового абзаца;
  • новая мысль логически продолжает предыдущую;
  • если содержание двух соседних абзацев никак между собой не связаны, то это уже другая глава, которую нужно начать с подзаголовка;
  • абзац описывает одно время, не стоит писать о прошлом и тут же переходить к настоящему времени.

Один абзац от другого отделяется красной строкой или отступом. Одновременно их использовать нельзя.

Как структурировать текст

Правильное структурирование повышает качество текста, делает его легким для чтения, независимо от его длины. Поэтому в копирайтинге принято пользоваться несколькими приемами, которые помогают сделать текст приятным для чтения:

  1. Использовать короткие абзацы. Максимум 5-6 строк или 100-120 слов. Одну мысль можно передать 2-3 абзацами.
  2. Применять плавные переходы от одной мысли к другой. Не нужно делать нелогичные переходы, например, вписывать информацию, которая вспомнилась по ходу написания, с помощью слова «кстати» или «а вот раньше». Еще хуже – отсылать читающего к тому, что написано ранее или выше.
  3. Разбавлять текст заголовками. Это способ логически разорвать текст и дать информацию о том, что последует дальше. Читатель сразу сканирует заголовки и отыскивает то, что ему нужно. Они нужны там, где наблюдается смена места действия, темы или необходимо сместить внимание с одного объекта на другой.
  4. Делить текст на части с помощью изображений и цитат. Это особенно приемлемо, когда заголовок вставить невозможно. Иллюстрация должна иметь отношение к тому, что написано. Цитаты желательно брать из самой статьи в виде небольшого отрывка или предложения, а можно вставить чье-то высказывание. Приветствуются видео, таблицы, схемы.

Длинную статью можно разделить на несколько публикаций, постов или статей. При этом не забывай делать ссылки на предыдущую публикацию или посвяти первый абзац пересказу предшествующей части. Для этого достаточно 2-3 предложений.

Восприятие информации особенно облегчается, если использовать списки:

  • Нумерованные. Маркерами выступают цифры. Такие списки уместны, когда перечисляются этапы чего-то и элементы списка нельзя менять местами без утери смысла.
  • Маркированные. Это обычный список перечисления с маркерами – точками. Порядок при этом не особо важен, от перестановки элементов списка смысл не меняется.

Важно помнить о форматировании. Обычно используются инструменты ворда для правильного структурирования документа: разные уровни подзаголовков, жирный шрифт, курсив. Как видим, правильная структура текста дает читателю возможность быстро сориентироваться, отыскать нужную информацию и тем самым узнать что-то новое и полезное для себя. Для этого текст должен быть логически упорядоченным, ведь у читателя вряд ли есть много времени и желания на расшифровку непонятного набора высказываний.

Комментарии (0)

Структура текста: Правило перевёрнутой пирамиды | TurboCheck

Другие новости

Опубликована 4 августа, 14:07

Что такое структура текста и её виды, особенности построения статьи по правилу перевёрнутой пирамиды.

Что такое структура текста?

Структура текста или схема текста — это правильное и последовательное распределение информации для улучшения восприятия читателем. Построение определяет будущий успех статьи или новости. Чем более удобная структура текста,  тем легче его читать. 

Перевёрнутая пирамида

Правило перевёрнутой пирамиды — одна из разновидностей структуры текста, когда информация располагается по приоритетности — от самого важного до менее важного.  Чаще всего принцип пирамиды применяется в журналистике для написания новостей. 

В первом абзаце автор отвечает на вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? зачем?. Далее по тексту добавляет второстепенные детали. В конце новости располагается дополнительная информация, которая не влияет на развитие события, описанного в тексте. 

По принципу перевёрнутой пирамиды текст выстраивается вокруг фактов и их важности, а не вокруг хронологии или идеи. Автор подаёт информацию по приоритетности, размещая самое главное в начале, а менее полезное — в конце. Такая структура текста имеет как свои плюсы, так и минусы. 

Плюсы и минусы перевёрнутой пирамиды

Принцип перевёрнутой пирамиды отличается от классического построения текста (когда сразу описывается проблема, а в конце — решение) тем, что читатель получает от статьи всё и сразу. Правило перевёрнутой пирамиды подходит для освещения срочных новостей, но применить его, например, для статьи о жизни, достаточно сложно. 

Принцип построения текста от самого важного к менее важному является удобным для читателя, так как ему не приходится вчитываться в каждый абзац в поисках ответа на свои вопросы. Они, как правило, располагаются в первых абзацах. Среди минусов — в такой структуре текста автор не сможет передать личные переживания и эмоциональный накал, так как в центре внимания только сухие факты, описывающие событие. 

Виды структур текста

Перевёрнутая пирамида — используется в новостном тексте. Ответы на самые главные вопросы по теме размещаются в первом абзаце (лид-абзаце). Далее раскрываются менее важные детали и дополнения по теме. 

Логическая структура текста — подходит для руководств, информационных и аналитических текстов. Основная мысль размещается в первом абзаце статьи, а далее раскрывается постепенно к концу. При этом, каждый новый абзац вытекает из предыдущего, имея логическую связь. 

Комбинированная — включает в себя логическую схему построения текста и перевёрнутую пирамиду. В начале статьи располагается основная информация, после следует анализ и мнение автора. 

Хаотичная — вмещает в себя несколько способов подачи информации, из-за чего текст воспринимается сложнее и снижается вовлечённость аудитории. 

Коммерческая —  используется для текстов о продаже товаров и услуг. Вместо основной информации часто делается акцент на потребности потенциального клиента, из-за чего структура текста не всегда логична. 

FAQ-структура — подразумевает существование каждого абзаца отдельно от другого. Используется для интервью и в разделах «вопрос-ответ». В начале абзаца всегда стоит вопрос, а далее следует подробный ответ. 

Для чего нужна структура текста?

Структура важна для последовательного повествования, что влияет на вовлечённость аудитории.

Главное — учитывать цель текста. Если он продающий, в начале стоит использовать завлекающую информацию. В этом случае подойдёт коммерческая структура. Если нужно быстро и ёмко описать событие, в первом абзаце нужно ответить на основные вопросы: кто? что? где? когда? и так далее, следуя принципу пирамиды (от самого значимого к менее значимому). Для описания истории из жизни, стоит начать с основной мысли, а далее по тексту раскрыть её детальнее, добавляя авторские размышления. В таком случае пригодится знание логической структуры текста. 

Правильное построение текста влияет также на дочитываемость статьи. Если информация распределена правильно, читатель будет переходить от одной мысли к другой, и так последовательно дойдёт до конца текста. 

Чтобы предсказать, сколько человек дочитают статью, используйте проверку на дочитываемость TurboCheck. Искусственный интеллект проверяет структуру текста и помогает доработать её так, чтобы большинство читателей дошли до конца статьи.  

Building & Construction by Reading Rox

В этом упражнении рассматриваются как стандарты чтения, так и письма . Сначала просмотрите пять распространенных структур текста, которые используют авторы, а затем учащиеся напишут свои собственные абзацы, демонстрируя свои знания.

Эта высокоорганизованная мыслительная деятельность, дополненная сигнальными словами, может использоваться независимо, в небольших группах или с партнерами. Используйте готовые абзацы в качестве настенного дисплея, доски объявлений, вклеивайте в блокноты, возможности безграничны.

Вот что вы получаете:

  • Одна страница, соответствующая отзывам о конфетах ; учащийся определяет, какие структуры используются. (предоставлен ключ ответа)
  • Упражнение на двух страницах по строительству и строительству; учащихся пишут свои собственные абзацы, используя каждую структуру.

Ищете другие действия по текстовой структуре? У нас есть еще много:

ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ оставить отзыв и написать о ПИЦЦЕ

ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ рассмотреть и написать о ТОРТЕ

Текстовые структуры Обзор и напишите о Tacos

Текстовые структуры Обзор и напишите о картофеле фри

Обзор текстовых структур и напишите о чипах

Текстовые структуры Обзор и напишите о конфетах

Обзор текстовых структур и напишите о Soda

Текстовые структуры. рассмотреть и написать о ГАМБУРГЕРАХ

ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ рассмотреть и написать о ПОПКОРН

ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ рассмотреть и написать о МОРОЖЕНОМ

ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ халява обзор и написание о ПОНЧИКАХ

Экономьте деньги и получайте больше при покупке следующих НАБОРОВ:

СТРУКТУРЫ ТЕКСТА обзор читать запись НЕТ ПОДГОТОВКИ мега-пакет

СТРУКТУРЫ ТЕКСТА Обзор и написание о Хэллоуин НАБОР СТРУКТУР

9000 и напишите о Дне Благодарения НАБОР

СТРУКТУРЫ ТЕКСТА: просмотрите, затем напишите о спорте- НАБОР

СТРУКТУРЫ ТЕКСТА: просмотрите, затем напишите о зиме/праздниках НАБОР

Text Structures Build-A-Chart & Games НАБОР 1

READING ROX специализируется на материалах, привлекающих неохотных читателей.

Ключевые слова: описание, причина/следствие, последовательность/порядок, сравнение/сопоставление, проблема/решение, причина и следствие, последовательность и порядок, сравнение и отличие, проблема и решение, структура, структуры

CCSSRI. 5.5

Сравните и сопоставьте общую структуру (например, хронологию, сравнение, причину/следствие, проблему/решение) событий, идей, концепций или информации в двух или более текстах.

CCSSRI.6.5

Проанализируйте, как конкретное предложение, абзац, глава или раздел вписывается в общую структуру текста и способствует развитию идей.

CCSSRI.7.5

Проанализируйте структуру, которую автор использует для организации текста, в том числе то, как основные разделы способствуют созданию целого и развитию идей.

CCSSRI.8.5

Подробно анализировать структуру конкретного абзаца в тексте, включая роль отдельных предложений в развитии и уточнении ключевой концепции.

CCSSW.5.2

Написание информативных/пояснительных текстов для изучения темы и ясного изложения идей и информации.

Мой блог | Sunday Cummins

Кто из нас охотится за идеальными текстами для обучения «текстовой структуре» и в итоге просто бьется головой о стену? Это потому, что тексты сложнее пяти простых структур. Ниже я описываю аналогию, которую начал использовать со студентами, чтобы преодолеть эту проблему.

У здания есть цель (быть домом или местом для проживания семьи, служить временным сооружением, как в переноске на стройке, быть продуктовым магазином, где мы можем быть едой и другими предметами, быть местом поклонения, где люди определенной религии могут собираться вместе и т.д.).

У автора есть цель (рассказать историю…, научить, описать, убедить, объяснить).

Назначение здания определяет, как оно устроено — как оно скомпоновано, как его части устроены, как части соединяются. Например, продуктовый магазин, где мы покупаем еду и другие предметы первой необходимости, представляет собой в основном одну большую комнату, разделенную на секции для разных видов продуктов. В магазине существует определенный поток, поэтому покупатели могут переходить из одного отдела в другой. Дом или место для проживания организовано в виде спален или помещений для сна, кухни для приема пищи и кабинета для просмотра телевизора.

Есть коридоры, которые соединяют комнаты. Эти структуры постоянно имеют некоторые общие черты, но также и разные. Хотя большинство продуктовых магазинов имеют общие черты, они также отличаются друг от друга.

Цель автора определяет то, как он структурирует текст (например, перечисление/описание, последовательность/хронология/повествование, сравнение, причинно-следственные связи, проблема-решение).

Если автор хочет рассказать вам о дронах, она может использовать перечислительную или описывающую текстовую структуру – вводя тему дронов, а затем рассказывая о различных аспектах дронов – военном использовании, современных дронах, правилах, разрабатываемых FAA для использование дронов, возможные последствия использования дронов в будущем. Если автор хочет проинструктировать вас, как сделать скворечник, она может использовать 9 баллов.Текстовая структура последовательности 0109 , перечисляющая шаги в порядке номеров. Если автор хочет убедить вас в том, что девочки во всем мире должны иметь доступ к школам, она может использовать текстовую структуру «проблема-решение» или текстовую структуру «причина-следствие» . В зависимости от того, какую структуру она выберет, тексты будут организованы по-разному.
Эти структуры постоянно имеют некоторые общие черты, но могут выглядеть по-разному (т. е. содержимое может быть разным и могут использоваться разные типы деталей).

Оставайтесь со мной — это звучит просто, но в этой аналогии есть нюанс, который я хочу подчеркнуть.

Что делать, если здание имеет более одного назначения и, следовательно, организовано для нескольких целей? Что, если в здании есть художественная галерея и открытая для публики пиццерия на первом этаже и частные апартаменты для проживания на втором этаже?

PERFECT потому что многие сложные тексты имеют более одной структуры. Автор решил, что более чем одна структура может соответствовать его или ее цели, или автор имеет несколько целей в тексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *