6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика
Проблема теоретического определения личности в психологии.
Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.
Основные подходы в изучении определений личности:
Биологический — изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.
Экспериментальный — в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.
Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.
Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.
Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):
Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.
Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.
Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.
Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.
4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):
1.ответственность
2.терпимость
3.саморазвитие
4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.
Критерии наличия и степени зрелости личности:
Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.
Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.
Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.
Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.
Базовые структурные элементы личности и их характеристика.
В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:
Общечеловеческие свойства — ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.
Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.
Индивидуально – неповторимые черты — темперамент, сочетание ролей, самосознание.
В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:
Динамика ее психических процессов – темперамент
Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.
Направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.
Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности ,желания, стремления
Группы черт личности:
Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)
Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)
Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)
Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы
деятельностного подхода в психологии.
Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.
Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.
Методологические принципы:Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).
Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)
Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).
Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно — исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).
Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).
Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).
Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.
Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.
Основной принцип субъектно-деятельностного подхода:
принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).
Личность — исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.
Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).
Этапы развития личности:
Овладение собственным телом
Начало ходьбы, самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).
Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.
Начало собственной трудовой деятельности, делающей личность материально независимой.
Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер
Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей:
• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности’,
• что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.
Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.
Структура деятельности:
Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:
Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.
Экзистенциальные (потребность в самореализации)
Социальные.
Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.
Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):
Конечная (к чему стремимся)
Промежуточная (условия достижения цели)
Операций
Функций (психофизиологический уровень деятельности)
8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.
Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.
Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность.
Структура деятельности: потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия
Потребности. (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.
Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные
Мотив. Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.
Цель. Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)
Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.
Действия. Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.
Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.
Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.
Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.
Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.
Структура личности в психологии: ее компоненты и определение
Дата:
Личность в психологии выступает и, как субъект, и как объект социума, поэтому индивид может рассматриваться с различных точек зрения. С одной стороны в структуру входит индивидуальность, уникальные и неповторимые черты, с другой — человек является социальным продуктом и любые особенности воспринимаются через деятельность и общение. Чтобы лучше разбираться в себе и собственных мотивах, а жизнь сделать более гармоничной и счастливой, необходимо разбираться в структуре и типологии личности.
Что входит в структуру личности в психологии?
Структура личности в психологии – это набор индивидуальных качеств человека, которые представляют собой систему стабильных и неизменных свойств, в полной мере характеризующие уникальность индивида.
Определение личности и ее свойств во многом зависит от точки зрения. Существует множество теорий различных психологов, где все-таки наблюдаются общие компоненты:
- Характер считается приобретенным фактором, который формируется в процессе социализации человека. В течение жизни индивид сталкивается с разнообразными ситуациями, что порождает собственное отношение к предметам, явлениям и ко всему окружающему;
- Темперамент представляет собой генетически переданный материал от родителей, т.е. это врожденные качества, которые становятся основополагающими при формировании характера;
- Способности включают в себя, как приобретенные особенности, так и природные таланты, что способствует достижению успеха в определенной сфере деятельности;
- Направленность и воля в структуре личности становятся определяющими факторами для проявления интересов, склонностей и готовности развивать в себе определенные черты;
- Эмоциональность помогает выражать чувства, отношение к ситуации или предмету, а также позволяет показывать реакцию индивида на то или иное происшествие;
- Мотивация определяет поведение и поступки личности, побуждает человека к определенным действиям.
При описании структуры дополнительно необходимо выделить еще несколько компонентов – изменчивость, неповторимость и осознанность.
В зависимости от точки зрения психологическая структура может разниться, так в правовой и социальной психологии личность не может рассматривать только как обособленный субъект, т.к. индивид большую часть жизни взаимодействует с социумом. В связи, с чем следует определять и объективные социальные свойства, формирующие функциональность и, зависящие от влияния общества.
Таким образом, структура социальной психологии содержит следующие параметры:
- деятельность;
- культура и социальные нормы;
- память;
- общественные статусы и роли.
Если попробовать выразить кратко, то индивид в социологии отображается, как личность с приобретенными чертами характера в процессе взаимодействия с обществом.
Структура личности в отечественной и зарубежной психологии
Проблема структуры состоит в том, что в психологии существует великое множество различных теорий. Например, в зарубежной научной среде наиболее популярными стали два противоположных направления таких ученых, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Психологи представили миру свои труды, где описывается их видение структуры личности:
- З.Фрейд считал, что человеческая сущность состоит из трех компонентов – Оно (либидо и инстинкты), Эго (сознание и контроль) и СуперЭго (нравственные и этические принципы). Только баланс этих факторов способен привести к душевной гармонии, любые отклонения приводят к психологическим болезням;
- К.Г. Юнг также выделял три компонента, но несколько другие – сознание (мысли, ценности), индивидуальное бессознательное (убеждения, желания) и бессознательное коллективное (общие качества людей в социуме). В теории Юнга главной целью психотерапии становится извлечение бессознательного где, по мнению ученого, находятся все эмоциональные комплексы.
В отечественной психологии ведущее место заняла структура разработанная Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Согласно его теории личность состоит из направленности (потребности, мотивы, мировоззрение), знаний, приобретенных в процессе деятельности, и индивидуальных свойств индивида (темперамент, характер).
В соответствии с любой структурой, только баланс и единство всех трех компонентов, обеспечивает нормальное функционирование человека в социуме и здоровую психику. Деструктивная личность в психологии обуславливается нарушением единства работы индивидуальной системы, что приводит к психическим заболеваниям.
Теория Ид Фрейда в психологии
Ид, впервые сформулированная психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1923), представляет собой часть личности, которой движут инстинктивные потребности и желания.
Ид является основным источником мотивации всего человеческого поведения, а именно основных потребностей, таких как голод, эмоциональное выражение и секс.
Оно действует по принципу удовольствия, что означает, что оно стремится удовлетворить свои потребности и желания любым возможным способом.
Обзор и история
В психоаналитической теории Ид — это компонент личности, который содержит инстинктивные, биологические побуждения, снабжающие психику ее основной энергией или либидо.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд считал Ид самым примитивным компонентом личности, находящимся на самом глубоком уровне бессознательного.
Он не имеет внутренней организации и действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия — стремлением к удовлетворению и избеганию или рассеянию боли.
Таким образом, в жизни младенца преобладает желание немедленного удовлетворения инстинктов, таких как голод и секс.
Это доминирование Ид сохраняется до тех пор, пока следующий уровень личности, эго, не начнет развиваться и действовать в соответствии с реальностью.
Трехчастная теория Фрейда оказала глубокое влияние на психологию, особенно в области человеческого развития.
Фрейд считал, что Ид отвечает за все наши основные потребности и влечения, включая секс, голод и агрессию.
Фрейд считал, что Ид постоянно пытается удовлетворить эти влечения, но часто терпит неудачу из-за принципа реальности, который диктует, что мы не всегда можем иметь то, что хотим.
Эта фрустрация часто приводит к конфликту внутри личности, который может проявляться по-разному, например, в тревоге или неврозе (Freud, 1923).
Хотя теория Ид Фрейда подвергалась критике со стороны многих психологов на протяжении многих лет, она продолжает оставаться одной из самых влиятельных теорий в психологии.
Он помог психологам понять роль основных побуждений людей в человеческом поведении и предоставил основу для понимания того, как люди разрешают конфликты внутри себя.
В этой статье
Когда появляется идентификатор?
Фрейд считал личность похожей на айсберг. Он считал, что эго, или сознательный разум, — это лишь верхушка айсберга, в то время как остальная часть личности погружена в бессознательное.
Ид, с этой точки зрения, является глубочайшим уровнем личности, расположенным в бессознательном уме. Он действовал согласно принципу удовольствия, а это означало, что он всегда стремился к немедленному удовлетворению.
Ид, согласно Фрейду, является примитивной частью личности и содержит базовые влечения, такие как секс и агрессия.
Фрейд полагал, что эти влечения являются врожденными и проявятся, даже если люди не будут социализированы или обучены им.
Например, он считал, что младенцы рождаются с половым влечением, даже если они еще не знают, что такое секс.
Оно также отвечало за многие наши примитивные импульсы, такие как голод и жажда. Фрейд считал, что эти влечения настолько сильны, что эго не может контролировать их.
Например, если кто-то испытывает голод, мысль о еде доминирует в его уме, заставляя его не думать ни о чем другом.
Ид всегда будет стремиться удовлетворить эти потребности, независимо от того, реалистично это или возможно.
Ид и личность
Хотя Ид присутствует с рождения, Фрейд (1923) считал, что это не единственный компонент личности. Он предположил, что эго и суперэго, две другие части личности, возникают по мере того, как ребенок растет и взрослеет.
Эго развивается в ответ на требования реальности. Он начинает формироваться в возрасте около двух лет и помогает человеку более реалистично относиться к внешнему миру.
Например, эго не позволяет младенцу кусать людей, когда они расстроены, так как это может привести к негативным последствиям. Эго также отвечает за организацию наших мыслей и принятие решений.
Суперэго — это последняя часть личности, которая развивается и обычно появляется в возрасте пяти или шести лет. Это часть личности, которая усваивает ценности и мораль общества.
Суперэго часто находится в конфликте с Ид, поскольку стремится контролировать наши примитивные импульсы. Например, суперэго говорило бы нам не воровать, даже если бы мы действительно этого хотели.
Ид, эго и суперэго играют важную роль в человеческом поведении. Вместе они помогают нам понять как наши сознательные, так и бессознательные мотивы (Erwin, 2002).
Как действует Ид
Ид побуждает вас искать удовольствия, избегая при этом боли, и делать это любой ценой для других; это полностью эгоистично.
Ид действует на основе того, что Фрейд называл Принципом Удовольствия, и присутствует при рождении.
Ид, в свою очередь, управляется двумя другими инстинктивными влечениями:
Эрос или инстинкт жизни: который получает свою энергию от либидо. Эрос побуждает нас вести себя так, чтобы сохранять и улучшать жизнь, избегать опасностей, согреваться и быть сытыми, а также размножаться.
Танатос: или инстинкт смерти, который заставит нас атаковать любого, кто встанет на пути удовлетворения либидо. Однако Танатос может быть разрушительным, если его повернуть внутрь.
Ид полагается на первичный процесс для временного снятия напряжения, вызванного потребностью, которую невозможно удовлетворить немедленно.
Первичный процесс включает в себя формирование мысленного образа желаемого объекта и последующее удовлетворение потребности с помощью этого образа.
Это можно увидеть в мечтах, которые позволяют нам временно уйти от реальности и удовлетворить наши потребности.
Например, если кто-то голоден, Ид создаст мысленный образ еды, а затем в нашем воображении появится удовлетворение от еды.
Точно так же, если кто-то сексуально неудовлетворен, Ид может создать мысленный образ сексуального контакта, и тогда удовлетворение придет от фантазий об этом контакте.
Ид не интересуется реальностью, только удовлетворением своих потребностей. Это часто может привести к проблемам, поскольку вещи, которые кто-то хочет, не всегда возможны или реалистичны.
Например, спортсмен может захотеть выиграть золотую медаль, но это может быть невозможно. Затем идентификатор спортсмена продолжал повторять желание золотой медали, что приводило к расстройству и разочарованию.
Ид также может стать причиной проблем в отношениях, так как может заставить нас действовать импульсивно и не задумываясь о последствиях.
Например, рассерженный человек может наброситься на своего партнера, пытаясь снять эмоциональное напряжение, не задумываясь о том, как это может повредить ему.
Защитные механизмы Ид
Ид часто отвечает за защитные механизмы, представляющие собой бессознательные стратегии, которые кто-то использует, чтобы защитить себя от беспокойства.
Поскольку Ид требует мгновенного удовлетворения, возникает конфликт с чувством Супер-Эго правильного и неправильного.
Следовательно, эго должно вмешаться, чтобы стать арбитром между ними двумя, чтобы вернуть их к реальности. Это вызывает сильное беспокойство, и Эго защищается от этого, используя защитные механизмы, которые уменьшают беспокойство.
Защитные механизмы позволяют людям справляться с требованиями реальности и внешнего мира (Бреннер, 1981).
Общие защитные механизмы включают отрицание, подавление и проекцию. Отрицание — это когда кто-то отказывается признать что-то верным, даже если это может быть очевидным.
Например, человек, которому грозит неизлечимая болезнь, может отрицать свой диагноз, чтобы избежать боли и беспокойства, связанных с ним.
Подавление — это когда кто-то вытесняет болезненные воспоминания или мысли из нашего сознания.
Например, человек, подвергшийся сексуальному насилию в детстве, может подавлять эти воспоминания, чтобы справиться с болью. Проекция — это когда кто-то приписывает свои мысли и чувства другим (Бреннер, 1981).
Примеры
Бреннер, К. (1981). Защита и защитные механизмы. The Psychoanalytic Quarterly, 50 (4), 557–569.
Эрвин, Э. (2002). Энциклопедия Фрейда: теория, терапия и культура . Тейлор и Фрэнсис.
Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и Оно. СЭ, 19: 1-66.
Теория Миллона – функциональные и структурные области
Роль Личности
Основные компоненты
Диагностическая таксономия / 15 спектров личности
Функциональные/структурные домены
Выражение личности: восемь функциональных/структурных доменов
Помимо этих основных мотивационных целей, эволюционная теория определяет восемь областей, четыре функциональных и четыре структурных, представляющих выражение личности в аспектах, соответствующих традиционным психологическим школам. Они также являются производными фасеточных шкал Гроссмана.
Функциональные домены : Эти домены, согласно Миллону (2011), представляют собой экспрессивные процессы, которые происходят как копинг-транзакция между человеком и его средой. Обычно их можно наблюдать как действия, направленные на регулирование внутренней и внешней жизни. Они следующие:
Выразительные эмоции : Ранее известные как «Выразительные действия», это внешнее поведение, возникающее из аффективного состояния.
Межличностное поведение: Жизнь в отношениях и интерактивный стиль человека. Эта и вышеупомянутая экспрессивная эмоция составляют поведенческую сторону личности.
Когнитивный стиль : Качество и содержание внимания и сосредоточенности, характеризующие человека, а также его/ее способ организации и синтеза информации из окружающей среды. Это, наряду с представлением о себе, составляет феноменологию человека.
Интрапсихическая динамика : Ранее известная как «Регуляторные механизмы», это внутренние процессы человека, косвенно наблюдаемые как акты разрешения конфликтов, удовлетворения потребностей и самозащиты. Они во многом аналогичны «защитным механизмам».
Структурные домены: Millon (2011) описывает эти домены как более глубокие, более «установленные» шаблоны, встроенные в личность и обеспечивающие «платформу» для функциональных доменов. Они не так заметны; следовательно, они в основном доступны для других на основе выводов и самоотчета человека. Они следующие:
Самообраз : Сходство или отличие человека по сравнению с другими, а также отражение человеком ощущения себя как объекта.
Интрапсихическое содержание : Ранее известное как «представление объектов». Это общие ожидания человека от других, запечатленные в его раннем опыте.