Стыд в психологии это: Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться

Как работает стыд. 5 шагов избавления от навязчивого чувства

Стыд — системное чувство. Его нет в так называемом базовом наборе эмоций, «встроенном» в психику. Это продукт социального взаимодействия. Стыду обучают, чтобы регулировать поведение.

Работать со стыдом нелегко. Процесс долгий, часто с переменным успехом. А результаты однозначно стоят усилий: орда манипуляторов в печали курит кизяки; лишние действия больше не нужны; освободившееся время и внутренний простор теперь ваши, принадлежат и служат вам.

Как работает стыд?

Стыд — это страх быть непринятым в некую условную группу. Или быть исключённым из этой группы. Например, не хочу делиться печенькой, мне говорят: «Фу, жадина! Никто не будет с жадиной дружить». Что это? «Изгнание» меня из условной группы «нежадные_люди_с_которыми_дружат». Не хочу быть изгнанной оттуда. Мне важно быть в группе нежадных. И как только я слышу «жадина», становится страшно, что я вот сейчас вывалюсь из группы нежадных. А мне нельзя, в группе много бонусов (так ощущает мой мозг), а вне её — неизвестно что. И это страшно. И вызывает напряжение. И хочется это быстро прекратить. Это все и ощущается как стыд.

Ещё примеры. Стыдно не одолжить денег другу — страшно «вылететь» из группы «хорошие_друзья». Стыдно не пригласить маму на отдых — страшно не попасть в группу «хороший_сын/дочь». Стыдно попросить помочь — не примут в группу «самостоятельные». Стыдно не иметь смартфон — исключат из группы «успешные» и т.д.

Откуда этот страх?

Из очень-очень древней памяти. Наша психика хранит информацию о временах, когда быть изгнанным из племени буквально означало смерть. Древний мир был таков, что выжить в одиночку было почти невозможно. Стратегию остаться_в_племени_любой_ценой мозг выбрал и сохранил как выживательную. И хранит до сих пор.

Только сейчас вместо реального племени — условные группы. Мозг «не видит» разницы между воображаемой реальностью и реальной. И на опасность не попасть в условную группу реагирует как на настоящую опасность. И принимает меры — включает «нужное» поведение.

  • ЧИТАЙТЕ: 7 советов, как заменить самобичевание на заботу о себе

Вы делаете то, чего не хотите, потом злитесь на себя и на других, печалитесь, падаете в уныние, и на восстановление уходит много внутренних сил.

Что же делать, когда стыдно?

Узнавать. Выдерживать: стыдиться и не рассыпаться от этого.

Справляться с собой перед лицом стыда: стыдиться и продолжать делать. Не сворачиваться, не убегать, не защищаться — стоять в стыде и выдерживать стыд. И тогда он отступает. А вы крепнете. Становитесь все менее и менее уязвимы для стыда. Этот инструмент постепенно перестаёт на вас действовать.

Как этого достичь? Тренироваться при каждой возможности. Принять, что будет получаться не сразу. Что пройдёт время, прежде чем появится более-менее устойчивый навык выдерживать стыд.

И продолжать. Шаг за шагом двигаться к освобождению.

Держите в помощь алгоритм:

Шаг первый. Назвать свой стыд. Спросить себя: «Из-за чего мне стыдно?» Ответить.

Шаг второй. Вспомнить, что стыд — это страх быть непринятым или исключённым из какой-то группы. Найти эту условную группу. Назвать.

Шаг третий. Отделить реальность от воображения. Сказать себе: сработала автоматическая реакция. В реальности меня никто ниоткуда не выгоняет. Это работа воображения и генетической памяти. Я ценен/на сам/а по себе, без всяких условных групп.
Прожить и прочувствовать отдельность реальности и воображения.

Шаг четвёртый. Переключиться на реальность. Сказать себе: я осознанно выбираю находиться в точке реальности, а не в точке воображения.
Из точки реальности посмотреть ещё раз на стыд как на инструмент регуляции вашего поведения. Сказать себе, что я думаю о стыде, как об инструменте. Что думаю о себе перед лицом стыда. Убедиться, что говорю из точки реальности, а не воображения.

Шаг пятый. Присвоить себе право жить свою жизнь, а не обслуживать чужие. Сказать себе: с помощью стыда меня сейчас приглашают обслужить чужую жизнь. Я чувствую стыд, выдерживаю это чувство и выбираю жить свою жизнь, а не обслуживать чужую.

И сделайте что-то хорошее для себя. За хорошую работу важно себя наградить.

Что такое стыд с научной точки зрения, как от него избавиться и надо ли

Начнем с того, что стыд – это экстремальная ситуация для человека (в самом начале мы уже сказали об этом). С помощью симпатической нервной системы организм подсознательно принимает решение дать отпор стрессу и выработать адреналин – это гормон, который активно участвует в реакции «бороться или бежать» (состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы). Адреналин «готовит» человека к ответу: учащает сердцебиение и дыхание, увеличивает зрачки (чтобы лучше видеть), замедляет пищеварение (посылая больше энергии в мышцы) и, что важно для нас сейчас, – увеличивает кровеносные сосуды, чтобы ускорить поток крови и кислорода. 

Расширенные капилляры и заставляют нас краснеть. Кого-то больше, кого-то меньше – это зависит от особенностей кожи, телосложения и темперамента. Сильнее наливаются краской люди, у которых густая сеть капилляров. 

С точки зрения общества, багровые щеки и «горящие» уши имеют особое значение. Это общее для человека и шимпанзе физиологическое проявление стыда. Приматолог, профессор поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори (США) Франс де Вааль полагает, что такая реакция – адаптация – выработалась в процессе эволюции. Наблюдения за животными показали, что шимпанзе таким образом сообщают вожаку, что понимают свою ошибку и не будут нападать. 

У людей похожая история: это своеобразный социальный сигнал о том, что человек осознал, что поступил неверно, и, вероятно, хочет исправить это. В отличие от слов такое физиологическое «признание» трудно «подделать», это очень искренний жест, который, скорее всего, человеком не контролируется.

Этих же мыслей придерживается и исследователь, доктор философии, профессор психологии и неврологии в Университете Дьюка (США) Марк Лири. Румянец играет роль эдакого невербального извинения. И это работает – окружающие чаще всего сочувствуют человеку, который покраснел от стыда. 

Getty Images

Самый главный совет: начните уже относиться к самому себе так, как вы относитесь к своему близкому человеку. Представьте, как бы вы отреагировали, если бы в такую ситуацию попал ваш друг. Вы бы стали стыдить его? Ругать? Напоминать о «стыдном» поступке? 

Если вы чувствуете, что слишком часто испытываете стыд и с трудом справляетесь с ним самостоятельно, помните: обратиться к психотерапевту не стыдно.

Но можно попробовать побороть стыд самостоятельно. Для начала осознайте, почему вам стыдно. Найдите отличия между вашими ожиданиями и реальностью. На этом этапе нужно как бы «отделить» стыд от себя. Разберитесь, какова природа вашего стыда: откуда появились эти принципы, которые вы «нарушили», насколько они значимы для вас самих. 

Непосредственно в момент стыда не забывайте как можно ровнее дышать и принимать свою эмоцию. Признайте, что сейчас вам неловко, – это действительно сильный и смелый шаг. И окружающих он располагает к себе.

В конце концов, признайте, что вы (и все люди!) несовершенны – и полюбите себя такими. Надеемся, теперь у вас не будет ни стыда, ни… ну совесть-то можно и оставить.

Стыд и избегающее расстройство личности

MentalHelp самостоятельно исследует, тестирует и анализирует продукты и услуги, которые могут быть полезны нашим читателям. Если указано «Medically Reviewed by», медицинские работники проверяют статьи на предмет медицинской точности. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам или взаимодействуете с поставщиком, мы можем получать комиссию.

Аллан Шварц, LCSW, доктор философии. занимался частной практикой более тридцати лет. Он является лицензированным клиническим социальным работником в штатах 9.0006 …Читать далее

Стыд против вины

Вероятно, нет более трудного и мучительного чувства, чем стыд. Стыд предполагает полное самоосуждение. Это серьезная атака на личность, в которой человек считает, что общество сочтет его совершенно неприемлемым. В результате своей подавляющей силы стыд вызывает чувство позора и бесчестия. Человек, которому стыдно, хочет спрятаться ото всех.

В отличие от этого, вина не предполагает самоосуждения. Вместо этого чувство вины включает в себя самокритику за ошибочное действие или поведение. Самокритика направлена ​​на ошибку, которую человек совершил, за которую он чувствует себя виноватым и хочет исправиться. Конечно, с психологической точки зрения, между стыдом и виной существует совпадение, когда пристыженный человек также может испытывать чувство вины.

Однако стыд гораздо более публичен, чем вина. Человек, испытывающий стыд, ожидает осуждения от всех. Человек, который чувствует вину, может быть единственным, кто осознает, что была совершена ошибка. Виновный человек может чувствовать потерю самоуважения, но не до такой степени, как пристыженный. Например, студент, успешно списывающий на экзамене, может испытывать чувство вины за высокую оценку, поставленную профессором, потому что она не была заработана. Но об обмане никто не знает. С другой стороны, студент, пойманный на списывании во время экзамена с открытыми книгами на коленях, прямо на глазах у своих сокурсников, действительно может испытывать крайний стыд и смущение. Стыд связан с тем, что все осознают серьезность нарушения.

В великом американском романе Натаниэля Хоторна «

Письмо Скарлетт, » Хестер Прин иллюстрирует силу стыда. Действие романа происходит в пуританском Бостоне семнадцатого века. Как отмечается в романе, в центре Бостона стоял эшафот, на котором публично выставлялись грешники. Горожане осыпали их оскорблениями, чтобы унизить их за грехи. Эстер постигла эта участь, когда выяснилось, что ее ребенок родился в результате супружеской неверности. Ее приговорили к ношению на груди большой буквы Scarlett Letter. Она была социально изолирована и отчуждена из-за своей неосмотрительности.

Узнайте о возможностях сегодня

Объявление

Социальное избегание

Существует значительное число людей, страдающих расстройством личности , называемым Социальное избегание . Расстройство социального избегания иногда ошибочно принимают за Социальное тревожное расстройство или Социальную фобию.

Разница между тревожным расстройством или социальной фобией и избегающим расстройством личности связана с природой расстройств личности. Расстройство личности — это пожизненная модель поведения, вызывающая проблемы на работе и в личных отношениях. Тот факт, что это пожизненная модель поведения, делает лечение чрезвычайно трудным.

симптомов избегающего расстройства личности включают пожизненные модели поведения, такие как:

1. Социальная фобия с огромным беспокойством по поводу присутствия других людей.

2. Крайняя застенчивость.

3. Чувства неадекватность и чувствительность к неприятию и критике.

4. Выбор одиночества и изоляции вместо того, чтобы рисковать общением с другими людьми.

5. Крайняя чувствительность к критике и стыд при критике.

6. освобождающий от критики больше всего на свете.

7. Выбор социальной изоляции как способ избежать критики .

8. Средство для мочеиспускания , обеспечивающее зрительный контакт на работе или в другом месте.

9. Не говорить ничего на работе или в другом месте.

10. Избегающий человек высматривает любые признаки неодобрения со стороны других. Этот тип бдительной оценки других может даже иметь параноидальный оттенок, но в большей степени он связан с непреодолимым желанием защитить себя от насмешек, высмеивания и унижения.

Стыд и его связь с избегающей личностью

Хотя стыд является универсальной человеческой эмоцией, присутствующей во всех цивилизациях и культурах, существуют разные корни, из которых проистекают причины стыда. Здесь, в западной цивилизации, большое внимание уделяется тому, чтобы быть отдельным, автономным, бесстрастным индивидуалистом. В голливудских фильмах с такими актерами, как Клинт Иствуд, Джон Уэйн и Гэри Купер, изображены героические мужчины, сильные, отважные и молчаливые. Эти роли изображают уверенность в себе в высшей степени.

Большое значение, придаваемое индивидуальности и самодостаточности в западном обществе, играет значительную роль в усложнении жизни тех, кто борется с избегающим расстройством личности. Сложность заключается в том, что ценность, придаваемая индивидуальности, становится рационализацией или предлогом для избегания социального взаимодействия. Для этих людей социальное взаимодействие настолько болезненно, что его следует избегать любой ценой. Тем не менее, в большинстве профессий необходимо вести себя социально приемлемым образом, чтобы добиться успеха. Вскоре для этих людей становится очевидным, что они должны полагаться на сотрудничество других людей на рабочем месте и в других местах. Потребность в сотрудничестве с другими на работе воспринимается как угроза, потому что они вынуждены столкнуться со своими социальными страхами и давно устоявшимися моделями поведения. Фактически, социально избегающий человек может испытывать необходимость полагаться на других как унижение. Сильно вложенные в убеждение, что лучше «сделать это в одиночку», они хотят уйти в изоляцию. Это настоящая загадка — хотеть избегать социальных контактов, с одной стороны, потому что это вызывает слишком много беспокойства, и приходится признавать, что нуждаешься в других, чтобы успешно функционировать. Независимость высоко ценится независимо от проблем беспокойства и потребности в социальном избегании.

В то же время природа Социально Избегающего Человека такова, что любая критика, даже самая незначительная, воспринимается как острая боль. Фактически, критика заставляет избегающего человека чувствовать себя униженным и, следовательно, пристыженным.

Потребность в принадлежности:

Дело в том, что всем нам, представителям человеческого вида, необходимо принадлежать. Хотя большинству из нас необходимо провести какое-то время в одиночестве, чрезмерное одиночество приводит к депрессии. Даже люди с избегающим расстройством личности впадают в депрессию, если проводят слишком много времени в одиночестве. Здоровая потребность чувствовать себя принятым и принадлежать перевешивает желание избежать.

Во всех случаях избегающего расстройства личности, которые я лечил, люди были либо женаты, либо состояли в длительных отношениях. Кроме того, большинство из них работали или работали до тех пор, пока не были вынуждены уйти в отставку в результате чрезмерного беспокойства и тяжелой депрессии. Большинство людей, которых я лечил, также были очень способными и достигли высокого уровня образования и профессионального статуса. Они столкнулись с проблемами вскоре после того, как начали свою карьеру, из-за того, что от них требовалось быть общительными в своей работе или профессии. В результате этой беды они были вынуждены обратиться за психотерапией.

Что касается людей с избегающим расстройством личности, то те, кто состоял в браке, также сталкивались с трудностями в отношениях со своими супругами. Причины супружеских трудностей заключались в том, что супруг с расстройством личности редко хотел выходить на улицу и общаться. Нежелание быть в социальных ситуациях включало даже походы в кино, рестораны, а также приглашение друзей и семьи для светских визитов.

Лечение

Существует множество методов лечения избегающего расстройства личности. Лекарство может быть полезно для уменьшения беспокойства и депрессии. Среди типов используемых лекарств — антидепрессанты и/или антидепрессанты . Когда эти симптомы уменьшаются, людям с этим расстройством часто легче использовать психотерапию .

Когнитивно-поведенческая терапия наиболее эффективна при социальных фобиях и расстройствах избегания, поскольку основное внимание уделяется изменению моделей мышления, а также изменение поведения . Акцент делается на том, чтобы помочь пациенту смириться и стать менее чувствительным к раздражителям (социальным ситуациям), которые доставляют ему больше всего неприятностей. Модификация поведения включает в себя изучение социальных навыков, необходимых для функционирования в обществе. Среди навыков, которые необходимо развивать, следующие: 1. установление зрительного контакта с людьми, 2. обучение приветствию людей с улыбкой и репетиция обычного вербального взаимодействия между людьми, 3. обучение тому, как быть напористым таким образом, чтобы подходят, 4. учиться тому, что говорить или как реагировать в различных социальных ситуациях, и 5. учиться и репетировать, как вести обычные повседневные разговоры с людьми.

Посещение занятий по ассертивной подготовке также может быть полезным для таких людей, как и групповая терапия, а также обучение социальным навыкам, необходимым для функционирования в обществе.

Продолжайте читать Автор Аллан Шварц, LCSW, Ph.D.

Чтение в порядке публикации

Стыд против вины — Брене Браун

Основываясь на своих исследованиях и исследованиях других исследователей стыда, я считаю, что между стыдом и виной существует глубокая разница. Я считаю, что чувство вины адаптивно и полезно — оно противопоставляет то, что мы сделали или не смогли сделать, нашим ценностям и чувству психологического дискомфорта.

Я определяю стыд как сильно болезненное чувство или опыт веры в то, что мы ущербны и, следовательно, недостойны любви и принадлежности — что-то, что мы испытали, сделали или не сделали, делает нас недостойными связи.

Я не верю, что стыд полезен или продуктивен. На самом деле, я думаю, что стыд скорее является источником деструктивного и вредоносного поведения, чем решением или лекарством. Я думаю, что страх отключения может сделать нас опасными.

From
Daring Greatl г:

Я считаю, что разница между стыдом и виной имеет решающее значение для понимания всего, от того, как мы воспитываем и вступаем в отношения, до того, как мы даем обратную связь на работе и в школе.

От
Дэринг Грейтл г:

Пару недель назад Стив Маккриди (друг в Твиттере) прислал мне ссылку на увлекательную запись в блоге исследователя Дэна Ариели. Мне нравятся работы Дэна, и я очень рекомендую его книгу « (Честная) правда о нечестности».

В серии экспериментов исследователи исследуют очень тонкую разницу в языке и маркировке. Они не смотрят на это через призму стыда/вины, поэтому мы можем оценивать разные конструкции, но я думаю, что это очень интересно (хотя и противоречит тому, что я нашел и во что верю).

«В серии из трех экспериментов участникам была предоставлена ​​возможность потребовать незаработанные деньги за счет исследователей. В каждом эксперименте было два условия, и единственная разница между ними заключалась в формулировках инструкций. В первом условии участникам сказали, что исследователей интересовало, «насколько распространено мошенничество и в кампусах колледжей», а во втором они интересовались, «насколько распространены мошенники и в кампусах колледжей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *