Суггестивный метод это – в психологии, в рекламе, методы суггестии

Содержание

Суггестия — средство управления людьми | Психотехники. Саморазвитие. Личностный рост

Говоря о методах воздействия одним человеком на другого, мы чаще всего имеем дело с так называемой суггестией, которая определяется как внушение, обычно  не заметное для внушаемого лица.

В этой статье мы поговорим о том, что же такое суггестия, откуда она взялась и с чем ее едят? А также рассмотрим суггестию в смысле вербального или невербального воздействия на другого человека (так называемую гетеросуггестию) для введения его в определенное состояние или побуждения к определённым действиям.

 

 

Что такое суггестия?

Оговоримся, что хотя суггестией принято называть именно внушение неосознанное, пассивное, не воспринимаемое критическим разумом – все же абсолютно насильственных, как и 100% навязанных суггестий не бывает.

 

Даже если человек получил внушение под гипнозом, он изначально был подсознательно готов, открыт для постороннего воздействия.

 

Поэтому сразу следует уяснить  

 

внушить человеку можно только то, что он уже бессознательно принял.

 

Нельзя заставить человека, личные убеждения которого не позволяют красть и убивать, сделать это под воздействием внушения. Даже, если в состоянии транса, загипнотизированный и выполнит указания гипнотизёра, противоречащие его собственным установкам, то после выхода из транса, он вернётся к своим прежним настроениям.

Раньше, если, прочитав статью в газете, человек невольно перенял точку зрения автора, поддавшись внушению, нельзя говорить о том, что кто-то заставил его купить и прочитать именно эту газету. Однако, современные технологии влияния на массовое сознание настолько сильно продвинулись вперёд, что, как правило, мы всё же поддаёмся нежелательным суггестивным воздействиям: кто-то больше, кто-то меньше.

 

 

Суггестия применяется повсеместно в

  • рекламе,
  • средствах массовой информации,
  • маркетинге,
  • бизнес-технологиях,
  • медицине,
  • религии,
  • педагогике.

И хотя бы поэтому не лишним будет разобраться, что такое суггестия, как она работает, каковы могут быть результаты её использования.

Применение суггестии

Впервые термин «суггестия» применил в 1866 году французский врач Амвросий Август Льебо, которому принадлежит заслуга введения внушения в список психотерапевтических методов.   В те времена внушение использовалось, как правило, совместно с гипнозом.   Сегодня можно говорить о развитии методов суггестии, для которых не требуется введение объекта в состояние транса.

Терапевтическое применение внушений сводится к воздействию на психоэмоциональное и психосоматическое состояние пациента, формированию у него желательного отношения к проблемам, коррекции поведения и реакций на определённые раздражители, а также использованию эффекта плацебо, который заключается в формировании позитивного восприятия назначенного лечения.

 

Эффект плацебо интересен сам по себе. Можно было бы назвать его «эффектом веры», поскольку излечение в данном случае происходит не от наличия каких-либо объективных терапевтических свойств в лекарстве, а от внушенных положительных ожиданий пациента.

Например, верующий христианин может успешно вылечиться не только от ангины, но и от рака, выпивая по утрам стакан святой воды, тогда как неверующий или, скажем, мусульманин, вряд ли заметит хоть какой-то эффект такого лечения. 

 

 

С помощью внушений можно помочь человеку отказаться от вредных привычек, стимулировать развитие творческих способностей или улучшить его физическое здоровье в тех случаях, когда нарушения вызваны психологическими причинами.

Суггестивные методы лечения очень широко применяются разного рода знахарями и даже шарлатанами, имеющими, как правило, сильную харизму, и обладающими хорошими способностями к внушению. Использование заклинаний древними жрецами и магами также относится к суггестивным техникам, поскольку определённые сочетания высоких и низких, гласных и согласных звуков способствуют формированию конкретных ощущений у человека.

 

Суть воздействия суггестии

Суть суггестивного воздействия заключается в непосредственном обращении к бессознательной части разума, минуя стадию интеллектуального осмысления.

Если воздействовать на сознание можно, используя аргументированное убеждение, то влиять на подсознание удаётся в условиях отсутствия или временного отключения сознания путём применения прямых или косвенных внушений.

С точки зрения средств коммуникации, сознательное восприятие, как правило, происходит вербальным путём, а неосознанное строится на эмоциях, чувствах, состояниях.

Однако, в состояниях сознания, близких к гипнотическому трансу, возможно вербальное воздействие и на подсознание.

Да и при создании благоприятного эмоционального фона словесное, аргументированное убеждение происходит более эффективно.

 

Здесь имеет смысл объяснить механизм суггестивного воздействия на подсознание.

Если логическое убеждение как способ влияния на сознательное восприятие человеком действий, идей, фактов и аргументов, основывается на доказательствах состоятельности того или иного предмета, его полезности и правильности, то суггестия НЕ требует логического обоснования, переосмысления и сознательного принятия человеком внушаемых вещей.

Эмоции, мимика, жесты, психологические состояния, являющиеся основой суггестии, оказывают прямое воздействие на бессознательное пространство разума, формируя восприятие внушаемых посылов как собственных, а следовательно, правильных убеждений.

 

Однако стоит отметить, что иногда подвергшись неосознанной суггестии, человек может ловить себя на том, что какая-то часть его действий и мыслей является навязанной или посторонней.   Часто внушенные идеи становятся причиной навязчивых состояний, маний и одержимостей.

 

Можно сравнить отношения сознательной и бессознательной частей человеческого разума с отношениями братьев, которые организовали общую фирму и сами занимаются её делами.

Один брат активен, полон сил, бдителен и предприимчив, он руководит фирмой и продвигает её на рынке, а второй является рабочей лошадкой, выполняет указания первого, а также всю черную работу на фирме, автоматически, без рассуждений и видимых усилий.

Доверчивому и покладистому брату-трудяге можно внушить всё, что угодно, если это не противоречит установленному порядку вещей и указаниям брата-руководителя, и если делать это неоднократно и уверенно. Активный брат старается контролировать своего пассивного родственника, однако это не всегда ему удаётся. Поскольку, привыкая к определенному образу действий, он тоже часто становится восприимчивым к посторонним внушениям.

Впрочем, кто из братьев является старшим и более опытным в этом случае – вопрос открытый.

Более подробную информацию о сознании и подсознании можно узнать из статьи «Сознание и подсознание»

Суггестивные техники

По сути, успех применения суггестии зависит от 4-х факторов:

  1. Личность человека, осуществляющего воздействие,
  2. Склонность к внушению объекта воздействия,
  3. Их взаимоотношения,
  4. Способ коммуникации (или суггестивная техника).

При этом любой человек, являющийся объектом внушения, одновременно оказывает ответное воздействие на источник суггестии, поддаваясь или не поддаваясь влиянию, формируя мнение об эффективности выбранной  внушения.

Самыми распространенными на сегодняшний день техниками суггестии являются

Позже, мы рассмотрим их все более подробно.

 

 

В заключении

Не стоит забывать о том, что ни одна ситуация общения между людьми не обходится без психо-физического взаимодействия, в результате которого происходит вербальный и невербальный обмен информацией, убеждениями, стереотипами поведения, эмоциями, чувствами, и микробами :).

А значит, полностью избежать внушений в нашей жизни невозможно.

Однако, каждый волен выбирать свое окружение и источники информации, а также использовать собственный интеллект и убеждения для анализа поступающей информации.

 

Важно и то, что взаимодействие между людьми происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне, при этом внушения часто происходят и без сознательных усилий со стороны их источника.

Поэтому, находясь в поле суггестивных воздействий индивидуального и массового характера, важно не столько защищаться от внушений, настроившись критически по отношению к любым посторонним влияниям (как нам поют на каждом углу), сколько научиться понимать эти скрытые послания, «отличать зёрна от плевел» и использовать их по назначению.  

 

Поэтому суггестию стоит воспринимать не просто как внушение, а как взаимообмен психическими состояниями и образами в процессе общения.

Вроде психической диффузии.

 

И запомните.

Человек, который хочет внушить что-то оппоненту, должен знать, что внушить можно только то, в чём вы сами уверены. То во что сами  

ВЕРИТЕ!

 

Помните об этом!

 

С уважением, Вадим Берлин.

 

Нужно больше минералов? Читай еще:


free-psycho.ru

Суггестивное воздействие и суггестивная терапия

Если рациональное воздействие — это обращение к логике, разуму и фактам, то суггестивное воздействие — это внушающее воздействие, обходящее сознательный контроль, идущее в обход разума через прямые либо косвенные внушения. Обычно это обращение к эмоциям, бессознательному, живым впечатлениям. Суггестивное воздействие осуществляется или через прямые внушения, или через ритуалы.

Суггестивное влияние часто называют психологическим воздействием, противопоставляя таким образом «рациональное» и «психологическое». Понятно, что это не совсем корректное противопоставление. Разговор, где идет обращение к разуму и логике — в широком смысле тоже вполне психологическое влияние. Однако по жизни о психологическом влиянии говорят обычно там, где прямого обращения к разуму и логике оказывается недостаточным, где нужны более тонкие способы влияния.

Общие разговоры, где происходит активный обмен информацией, где люди утверждают, анализируют и спорят, не всегда являются разумной деятельностью, но также не являются и суггестивным воздействием.

Психологические консультации могут происходить как в разумной форме, так и в форме суггестивного воздействия. Можно выделить шесть основных технологий психологического воздействия, используемых в процессе психотерапии и психологического консультирования. Это три вида рационального влияния: Сократ, Эксперт и Собеседник, и три вида скорее суггестивного влияния: Фасилитатор, Манипулятор и Медиум. См.→

Если консультация происходит в форме суггестивная психотерапия, она имеет как правило следующий вид:

  • Контакт
  • Выслушивание жалобы и выстраивание гипотез
  • Проверка гипотезы и получение ярко выраженной эмоциональной отрицательной реакции на нее (поспешность, уверенность отрицания). Это показывает нам, что на сознательном уровне клиент не воспримет необходимость совершения определенных действий для решения его проблемы.
  • Проведение внушения
  • Итоги не подводятся, поскольку это было бы выходом на сознательный план, либо подводятся ложные итоги. То, что было сделано на самом деле, остается только в голове консультанта.

Внушение представляет из себя побуждение к действию. Это глагол в повелительном наклонении (сделай, займись, иди, изменись), по крайней мере, именно в таком виде оно должно существовать в голове консультанта. Консультант должен очень четко понимать, что именно должен совершить клиент. Если в голове нет этого действия, то внушение не состоится. До клиента же оно может доводиться опосредованно, не прямым текстом.

Подобная суггестивная психотерапия нередко маскируется под рациональную: «Я даже не стану вас грузить всякими рекомендациями. Вы — человек определенно разумный, и без моей помощи прекрасно придете к нужным выводам, рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно. Что же касается ваших колебаний — то это обычное состояние выбора между достаточно значимыми вариантами. С одной стороны, конечно, полезно взвесит все тщательно, с другой — даже когда вы примете решение, вы не сможете узнать, правильное ли, поскольку не сможете вернуться в прошлое и поставить контрольный эксперимент. Поэтому момент решения зависит не от того, насколько полно вы все учли, и не от того, что я вам тут умного скажу, а от того, когда вы перестали по этом поводу париться. Поэтому перестаньте заботиться хотя бы самим фактом ваших сомнений, потерзайтесь себе спокойно, сколько вам ваша ответственность отмерит, не отвлекаясь от реальности, денек-другой…»

Таким образом, во внушении есть два важных пункта:

  • Понять, к какому действию мы подталкиваем клиента (Например, «подняться!»)
  • Запрятать это действие в контекст, в котором оно будет естественным. (не просто «поднимись», а «сходи посмотри, закрыта ли форточка», здесь подняться будет естественным, хотя мы и не говорили этого прямо). Это может быть также рассказанная история, в которой нужное действие «зашито» в контекст. Причем запрятывать действие нужно таким образом, чтобы человеку было непонятно, что именно на нем вы делаете упор. (Если нужно, условно говоря, чтобы человек передвинул кровать, то перечисляем несколько действий, включая передвижение кровати, и говорим «а над кроватью обязательно нужно повесить красный хвостик Иа»).

При результативном внушении человек либо а) не понял, что ему внушалось, либо б) забыл, что ему внушалось

Очень важно не делать внушение тогда, когда клиент его ожидает. В этом случае ограничиваемся общими словами. Рациональное ожидание сводит на нет эффективность воздействия. Смысл суггестивного воздействия — обойти сознательный план. Нужно подождать, когда клиент отвлечется. Либо отвлекаем его сами, а в это время проводим внушение.

Внушение может быть сделано с помощью:

  • директивного гипноза
  • недирективного гипноза
  • ритуальных действий
  • эмоционального влияния окружающих (группы)
  • сказок, метафор

Что касается ритуала, то здесь он используется не как способ наведения транса (хотя для этого он тоже может использоваться), а как метафора внушаемого действия.

Фильм «Хеллингер»

Предваряющее внушение — Ритуал — Завершающее внушение. Все технично.
скачать видео

​​​​​​​Типичная конструкция, используемая в психотерапевтической работе — предваряющие внушения, основной ритуал и обрамляющие внушения.

Первый шаг — предваряющие внушения. Это введение в транс, начальное внушение на предмет высокой эффективности предлагаемых ритуальных действий в разрешении вопроса, поставленного клиентом. Тут описывается суть ритуала и то, что получит клиент в результате его выполнения; требование четкого выполнения инструкции (даю гарантию на результат только при условии четкого выполнения инструкции), получение от клиента подтверждения о ее/его готовности к ритуалу.

Далее следует основной ритуал, любые ритуальные действия, при этом ритуал может быть как с направлением, так и без.

В конце — завершающие внушения. На фоне поддержание транса делается подведение итогов, часто завершающее внушение говорит клиенту о его высокой способности осуществить обнаруженное решение в своей жизни.

В качестве примера такой конструкции можно посмотреть фрагмент из работы Хеллингера в Расстановках, или структуру упражнения «Духовное самопонимание» Геннадия Павленко.

Когда и с кем уместно использовать подобные формы психотерапевтической работы? Чаще всего это используется в случае, когда у психотерапевта нет толковых гипотез, в чем причина проблемы (непонятно как работать), а также если клиент склонен к ритуалистике. Суггестивное воздействие и суггестивная терапия предпочтительнее, когда клиент не дружит с логикой либо конкретная установка вызывает у него эмоциональный протест. Понятно, что в таком случае ответственность консультанта сильно возрастает: он внушает человеку что-то против его сознательных установок.

www.psychologos.ru

Суггестивные методы психотерапии.

СУГГЕСТИЯ – это внушение. Внушение может быть прямым, то есть врач использует слова, направленные на устранение конкретных симптомов невроза. В содержании прямого внушения обязательно должна заключаться замена болезненного ощущения. Например,: «Головная боль затихает. Голова становится светлой, легкой». Внушение может быть косвенным или опосредованным. В этом случае слова врача опосредуются через какое-либо действие. Например,: «Когда я проведу рукой по голове, то боль исчезнет».

Одним из классических методов суггестивной психотерапии является гипноз. По определению Бехтерева гипноз – это частичный сон, или необычайная форма бодрствования. У пациента во время гипноза внимание сильно суживается, при этом в коре головного мозга возникает сильный очаг возбуждения, а по закону отрицательной индукции – вокруг развивается торможение. В состоянии гипнотического сна лечебное слово оказывается более сильным раздражителем, чем какой-либо другой раздражитель. Под воздействием гипноза происходит угасание патологических условных рефлексов и внушение полезных установок, мыслей, которые должны изменить в лучшую сторону его поведение, повысить социальную адаптацию.

В последние годы среди методов внушения все большая роль отводится аутогенной тренировке или самовнушению. Этот метод психотерапии выгодно отличается от других, например, гипноза, тем, что пациент активно вовлекается в процесс лечения. Во-вторых, показаний для использования аутогенной тренировки много больше, чем у других методов психотерапии. Самовнушение оказывает большое влияние на психические и вегетативные функции в организме, в том числе неподдающиеся произвольной регуляции (например, увеличение или уменьшение частоты сердечных сокращений, регулирование уровня артериального давления, путем произвольного изменения сосудистого тонуса и т.д.). С помощью аутогенной тренировки больной неврозом может самостоятельно устранять многие симптомы нарушения вегетативных функций. Владея навыками самовнушения, человек может длительно концентрировать свое внимание на чем-либо, или произвольно переключать его на другой объект, повышается работоспособность, укрепляется уверенность в своих силах. Поэтому, приемы психической саморегуляции (аутотреннинг) используют не только с лечебной целью, но и широко применяют в процессе обучения, подготовке спортсменов и т.д.

Метод условно-рефлекторной психотерапии (поведенческая или бихевио-терапия). Метод заключается в выработке условного рефлекса при лечении тех или иных симптомов невроза. Например, если у больного с истерическим параличом добиваются условно-рефлекторного движения парализованной конечности, то паралич исчезает. Приемы условно-рефлекторной терапии широко используются в лечении наркомании, токсикоманий, алкоголизма (так называемое кодирование).

Методы психодимнамической терапии или психоанализа (гештальт-психотерапия, трансактный психоанализ). Цель психоанализа – дать возможность осознать пациенту, что его проблемы, стиль поведения сформировались в детстве. Поэтому человек выстраивает не всегда верное поведение на основе заложенной в детстве программы. Например, если родители часто говорили ребенку: « Ты хуже всех, ты глупый, ты ничтожество», то свое поведение человек и выстраивает в соответствие с этим «программированием». В результате формируется зависимая от мнения других, тревожно-мнительная личность. Или, наоборот, ребенку говорят: «Ты способный, сообразительный, мир интересен». Таким образом, психоанализ освобождает человека от сформированных стереотипов, повышает его социальную адаптацию.

Причиной невротического расстройства может являться неудовлетворение, каких либо потребностей человека в детстве, то есть скрытый от самосознания конфликт или гештальт. Например, если ребенка как личность не уважали родители, то может развиться патологическая потребность в уважении и самоуважении на всю жизнь. В поведении такого человека часто отмечаются агрессия, конфликтность, эгоизм. От такого поведения человек страдает сам, страдают окружающие. Постоянные конфликты, выяснение отношений с целью добиться уважения у окружающих приводят к развитию астении, невротического расстройства. Метод гештальт-психотерапии выявляет причину невроза, то есть скрытый от самосознания конфликт. Врач помогает больному вызвать эмоциональную реакцию на неудовлетворенную потребность. Происходит своего рода эмоциональная разрядка и невроз может прекратиться.

Применяют в психотерапии и метод негативного воздействия, когда автоматическое патологическое действие делают осмысленным, волевым, управляемым и таким образом гасят патологический рефлекс. Метод негативного воздействия может быть использован при лечении, например, заикания, когда больного заставляют специально спотыкаться много раз при произношении трудных для него слов.

У детей, больных неврозами, часто используют приемы игровой психотерапии. Например, метод угашения патологической временной связи. Применение угасательного торможения поясню примером. Во время игры во дворе своего дома на шестилетнего мальчика напала огромная овчарка. Причем, хозяйка собаки не только не оттащила взбесившееся животное, а весьма агрессивно поощряла нападение. В результате – мальчик просто панически стал бояться всех собак, даже престал общаться с друзьями у кого были собаки. Психотерапевт предложил ребенку игру, в которой нужно было нарисовать собаку с головой коровы, или раскрасить ее, как зебру, посадить в клетку и так далее. Поскольку игровые рисунки не подкреплялись страхом, патологическая временная связь постепенно угасла, то есть была заторможена угасательным торможением.

studfiles.net

Суггестивное воздействие и терапия — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии
  2. Принципы результативного суггестивного воздействия
  3. Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова
  4. Суггестивная терапия
  5. В каких случаях применяется суггестивная терапия?

Суггестивное воздействие – воздействие, которое действует на подсознание человека через различные внушения, оно отличается от рационального воздействия – обращения к логике и фактам.В основном суггестивное (внушающее) воздействие – это обращение к подсознанию человека через прямое внушение или ритуал. Другими словами, суггестия – это метод психотерапии, при котором используется словесное влияние на сознание пациента с целью улучшения его психического здоровья.

Зачастую такое влияние называют психологическим, ставя его в противовес рациональному воздействию. Конечно, противопоставлять эти понятия не совсем корректно, ведь обращение к логике и фактам это тоже психологическое воздействие. Обычно говорят о таком воздействии в тех случаях, когда прямого влияния на разум не хватает, и требуются более тонкие методы влияния.

Не стоит думать, что разговор, обмен впечатлениями, передача различной информации это суггестивное воздействие. Нет! Когда люди разговаривают, спорят, анализируют это обычное явление, а не внушение.

Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии

Харизматический человек обладает положительной энергетикой, уверен в себе и имеет некоторый авторитет среди окружающих. Если у вас поубавилось сил, вы устали от жизни и свои ежедневные обязанности воспринимаете как груз, то вы сами в силах это изменить. Это сделать несложно! После утренних процедур встаньте перед зеркалом. Пошлите своему отражению очаровательную улыбку и скажите: «Я проснулся, я хорошо себя чувствую. Сегодня для меня будет самый удачный день. Мне нравится моя работа, и я с удовольствием ее выполняю. Меня уважают коллеги, и я дружелюбно к ним отношусь…» после проведения такого ритуала, вам сразу станет лучше, и вы почувствуете некоторое облегчение.

Как только вы научитесь влиять на себя, вы сможете оказывать влияние на других – мотивировать людей к каким-то действиям, воодушевлять их. Например, вы тренер спортивной команды и от того, как вы запрограммируете спортсменов на успех, зависит результат матча.

Принципы результативного суггестивного воздействия

Чтобы добиться успеха в этом деле, нужно придерживаться некоторых принципов:

  • Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму»? Всегда обращайте внимание на то, как вы одеты, ведь в первые минуты общения человек делает выводы о вас исходя из вашего внешнего вида.
  • Мотивировать людей к каким-либо действиям вы сможете только в том случае, если сами свято верите в положительный исход дела. Вы можете передать окружающим только то, что сидит в вашем сознании.
  • Выражать свои чувства и мысли нужно четко, тогда они возвратятся к вам в четком виде.
  • Как можно чаще четко и с гордостью произносите свое имя и фамилию, тогда окружающие вас запомнят.
  • Будьте активными, обаятельными, проявляйте инициативу и не бойтесь делать первый шаг, ведь обособленное поведение никогда не приведет вас к успеху.
  • Будьте притягательны – научитесь быть в центре внимания и удерживать это внимание на себе длительное время.
  • Сначала думайте, затем говорите. Вызвать интерес слушателей возможно лишь в том случае, когда вы сосредоточенно и спокойно разговариваете.
  • Используйте силу своих глаз для повышения внушения спокойствия и уверенности в том, что вы говорите.
  • Будьте благодарны близким людям, так вы откроете их сердца и души. Тогда близкие будут стараться повторить свои положительные действия относительно вас.
  • Суггестивный посыл должен идти из глубины вашего сердца и быть направленным к сердцу нужного вам человека. При разговоре следите не только за правильностью своей речи, а и за ее эмоциональным оттенком, за своими жестами и мимикой, чтобы заставить людей не только услышать вас, но и пережить какие-то эмоции.

Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова

Георгий Лозанов – это болгарский ученый, получивший всемирную славу за открытие особой методики запоминания и проведение спецоперации по дезинформированию американских спецслужб.

Этот талантливый ученый был не только психотерапевтом, но и специалистом в различных направлениях йоги. Ссылаясь на древнеиндийское учение, умение быстро запоминать и воспроизводить информацию – это особое состояние человека, в котором он получает доступ к информации, занесенной не в его мозг, а в пространство, откуда ее можно считать.

Потратив много времени и усилий на изучение такого состояния человека, ученый выявил некоторые закономерности и сделал настоящий прорыв в науке, открыв суггестопедический метод. Он заключается в усвоении большого количества информации, умении гибко приспосабливаться под общение с разными людьми и при этом активно использовать свои информационные знания, переносить усвоенные знания и навыки в другие ситуации, избавление от комплексов, страха, скованности.

Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова позволяет быстро выучить английский или любой другой иностранный язык с нуля за короткий промежуток времени. Это возможно через реализацию внушения необходимости раскрыть личностные резервы человека за счет таких факторов:

  • творчество и авторитет преподавателя;
  • эмоциональный оттенок учебного процесса;
  • мотивация учебной деятельности;
  • создание преподавателем специальных методов и приемов обучения.

Суггестивная терапия

Суггестивная терапия (гипнотерапия) – психотерапевтическая методика, действующая на основе внушений в состоянии гипноза и направленная на замену негативных мыслей позитивными. Такая терапия состоит примерно из 10-15 консультаций, которые длятся до 40 минут.

Консультация суггестивной терапии имеет такую структуру:

  1. Налаживание контакта.
  2. Обсуждение проблемы и составление гипотез.
  3. Проверка выстроенных гипотез на уровень отрицания (это покажет насколько клиент готов действовать и решать свою проблему).
  4. Прямое внушение или ритуал, через который проводится внушение.

После проведения внушения клиент должен начать действовать. Консультант должен четко представлять, какие действия должен предпринять клиент. Если же он не представляет эти действия, то внушение не произойдет.

Также консультант не должен говорить клиенту «в лоб», что ему нужно сделать, суггестивное воздействие должно быть непрямым и маскироваться под рациональное.

Например, «вы взрослый умный человек, и вполне можете сами сделать нужные выводы без моего вмешательства. Ваши сомнения – это вполне нормальное явление для данной ситуации. Здесь возможны два варианта – либо тщательно все взвесить и действовать, либо оставить все как есть. Какой из этих вариантов правильный, вы не узнаете, но если вы не начнете что-то предпринимать, то не узнаете, как бы все было, будь вы решительнее».

В сеансе внушения существует два основных правила:
  1. Консультант должен понимать, к чему нужно подтолкнуть клиента (например, выйти на улицу).
  2. Замаскировать это действие так, чтобы оно было вполне естественным и ненавязчивым (вместо «выйди на улицу» сказать «купи хлебушек», действие покупки хлеба само по себе подразумевает выйти за ним на улицу). Это может быть не только просьба, а рассказ, в котором запрятано нужное действие.

Если проводить сеанс суггестивной терапии правильно, то в результате клиент должен забыть, что именно ему внушали, или вообще не понять, что ему что-то внушалось.

Еще важным моментом является то, что нельзя проводить воздействие на клиента в те моменты, когда он его ожидает. Ожидание воздействия сводит к нулю всю его эффективность. Смысл суггестивного внушения заключается в том, чтобы обойти рациональный план действий. Проводить его нужно тогда, когда клиент отвлечен и не ожидает его, здесь консультанту нужно либо самому отвлечь клиента, либо выждать некоторое время.

Во время сеанса внушения можно прибегать к таким приемам:

  • директивный или недирективный гипнозы;
  • проведение ритуалов;
  • эмоциональное воздействие окружающих;
  • использование сказок, рассказов, различных метафор.

Использование ритуала здесь проходит не как наведение трансового состояния (хотя использование транса никто не запрещал), а как метафора внушаемых действий.

Психотерапевтическая работа имеет такую структуру:

  1. Предварительные воздействия.
  2. Проведение основного ритуала.
  3. Итоговые внушения.

Предварительные воздействия заключаются в введении в трансовое состояние клиента, внушение высокой результативности предлагаемого ритуала в решении проблемы. На этом этапе нужно описать саму суть ритуала, акцентировать внимание на выгоде, которую получит клиент после его проведения. Также нужно предупредить клиента, что эффект от ритуала возможен только при четком следовании пунктов инструкции. После этого надо получить от клиента согласие на проведение ритуала.

Затем можно переходить к основному ритуалу. Ритуальные действия могут быть по определенному направлению или без него. После ритуала делаются итоговые внушения, обычно на этом этапе клиенту внушается высокая способность осуществить задуманное в реальности.

В каких случаях применяется суггестивная терапия?

Оптимальным вариантом для использования подобных методов является тот случай, когда психолог еще не определился с гипотезами и методами работы, а клиент склонен к различным ритуалам и он эмоционально протестует против конкретных установок.

А Вы уже сталкивались с суггестивным воздействием? Или сами применяли суггестивную терапию для своих пациентов? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Опыт использования суггестивных методов | Блог Оксаны Сидоровой

17 Апр 2015

Недавно мне пришлось проводить мастер-класс на Зональном Научно-практическом Семинаре » Работа психолога образовательного учреждения с педагогическим коллективом».

Тема моего выступления  «Опыт использования суггестивных методов работы для восстановления ресурсного состояния педагогов», выбрана была не случайно. Так сложилось, что суггестивными техниками я занимаюсь уже почти 15 лет  из которых больше 7 лет это была  ежедневная  работа с пациентами Подмосковного санатория им.Горького.Сегодня с педагогами школы, где  работаю, я   практикую не чаще одного раза в неделю, но эффективность   этой работы однозначна и подтверждена временем и педагогами…

Время моего выступления было ограничено получасом и это вынудило меня сократить теоретическую часть до минимума.  Хотелось  дать возможность участникам МК вкусить  прелесть альфа-состояния и получить ресурс .

Но без теории вряд ли возможно  уверенно использовать эти методы, поэтому решила выложить здесь  краткую версию моего доклада.

Итак, суггестивная терапия — это форма психотерапии.  Суггестия от лат. suggestio — внушение.

Суггестивная терапия объединяет группу методов для устранения телесных и психических нарушений. Этот лечебный эффект достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме — не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка — «курение безразлично», но не «курить больше не хочется»).

Суггестивная терапия наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени. В психологической практике внушение адресуются самому себе.

Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

Суггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания.

Хотелось бы остановиться на этом удивительном состоянии , секретах работы мозга и  современном взгляде  на проблему воспитания в этом свете.

 Человеческий разум не останавливается ни на секунду. Но обыкновенный человек использует не более 2% потенциала своего разума. Оказалось, что выдающиеся люди  стали выдающимися просто благодаря тому, что научились более полно использовать ресурсы своего разума.

Мозг излучает электромагнитные волны очень малой интенсивности. Частота этих импульсов зависит от эмоций и настроения. Диапазон этих электромагнитных волн составляет от 0,5 Гц до 30 Гц.

Чем сильнее эмоция, тем выше частота электромагнитных колебаний в мозге и тем меньше задействован  разум.

Именно поэтому, когда мы сильно волнуемся и нервничаем мы совершаем массу ошибок, о которых потом жалеем.

Обычные люди находятся в сознательном состоянии начиная с 21 Гц и выше. А вот во время медитации или  с помощью суггестивных методов можно снизить частоту электромагнитных волн и расширить диапазон сознательности. Чем более глубокие уровни сознания на которых остается клиент в сознательном состоянии, тем больше ресурсов мозга он сможет использовать.

Интересно, что мозг новорожденного ребенка до 2 лет работает с очень низкой частотой ( до 2 Гц)  Природа позаботилась о том, чтобы ребенок быстро усвоил  способы выживания , культуру народа и семейные установки. Лишь к 6-7  годам мозг ребенка ускоряется до  4 Гц и эта частота работы мозга позволяет впитать социальные установки и правила выживания  в Мире. В этом возрасте мир полон фантазий, сказок, волшебства которые пронизывают реальность . Ребенку трудно отделить одно от другого…

Мозг продолжает «разгоняться» и лишь к 12 годам частота электромагнитных волн достигает 12-14 Гц. Появляется осознанность…

В свете этой информации становится понятным безусловное, безоговорочное принятие всего, что слышит ребенок до 6 лет. Он находится, как бы в состоянии гипноза и воспринимает все слова взрослых БУКВАЛЬНО!

Родители часто заблуждаются , надеясь, что дети понимают их метафоры, поговорки,  намеки и смешливые «обзывалки- прозвища». Все попадает в подсознание ребенка и потом влияет на жизненный сценарий этого человека.  Призываю быть осторожными в словах обращенных к  детям, особенно до 6 лет!

Часто нас удивляют нелогичные поступки  людей. Часто мы сами поступаем нелогично, но быстренько проворным умом создаем  логичную «объяснялку» этому поступку.  Целебность погружения в альфа-состояние состоит именно в том, что  появляется  возможность встроить целебные утверждения  в подсознательные программы заложенные  ранее.

Итак, суггестивный метод работы с клиентами ( педагогами) включает  два этапа: замедлить работу мозга  до альфа-уровня ( 14 Гц) и внушить клиентам  установку на оздоровление,  успокоение, повышение работоспособности, обретение стройности и уверенности в себе.

В психотерапевтической практике гипноз применяется:

1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта;

2. для усиления действия целенаправленного внушения;

3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе),

4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний).

Показаниями к применению суггестивных методов в работе с педагогами являются стрессогенность  педагогической деятельности, перегрузки, конфликтные ситуации и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Оснащенность кабинета при проведении сеансов приветствуется, но как показывает опыт, даже отсутствие музыкального сопровождения и удобных кресел, не помешает  педагогам расслабиться, войти в ресурсное состояние ,  восстановить  работоспособность, эмоциональное состояние  и даже разрешить  свой индивидуальный запрос.

Первые сеансы направлены на   установление раппорта, т.е. установление контакта с психологом, доверия  к нему для быстрого вхождения в суггестивное состояние( альфа, дельта, тетта). Далее используются установки на оздоровление, формулы саморегуляции или элементы метода  словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина.

Надеюсь, что информация об особенностях работы мозга, возрастном развитии и владение суггестивными техниками поможет педагогам-психологам, работающим с педагогами в образовательных учреждениях, сохранить  их работоспособность , здоровье и удовольствие от Жизни.

Удачи.

Сидорова  Оксана

Похожие статьи:

Рубрика: Разное, Школа самопознания


Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

oksidorova.ru

Использование суггестивных методов в профессиональном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

УДК 81

DOI: 10.14529/ling170115

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУГГЕСТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Г.Ю. Тележникова

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Предметом данного исследования является использование суггестивных методов общения в профессиональном юридическо-экономическом дискурсе на примере работы персонального ассистента. В статье применяются такие методы исследования, как наблюдение, интроспекция, индукция и анализ. В результате исследования были выделены этапы применения суггестивных методов в общении ассистента с юристами, проведено сравнение эффективности применения данных методов в общении с юристами-носителями английского языка и носителями русского языка, проживающими в США. Выводом данной статьи стало понимание необходимости применения суггестивных методов общения в профессиональном дискурсе, однако качество их воздействия может отличаться в зависимости от адресата сообщения. Данные, представленные в статье, имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть использованы как основа для дальнейших исследований, а также как учебный материал для сотрудников компаний с целью повышения эффективности их работы.

Ключевые слова: суггестия, суггестор, суггеренд, вербальные способы воздействия, профессиональный дискурс, супрасегментные единицы.

Одной из речевых функций, интересующих исследователей в лингвистической сфере, является функция воздействия. Существует несколько понятий, значимых для описания влияния на адресата. К ним относятся понятия «внушение», «суггестия», «нейролингвистическое программирование», «манипуляция». Данные понятия обладают общей семой «воздействие на сознание адресата сообщения», часто трактуются одно через другое, однако все же имеют некоторые различия. Предметом нашего исследования является суггестия. Под суггестией понимается «психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствований и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны или со стороны самого себя» [8].

В научных исследованиях адресата воздействия принято называть суггерендом, а адресанта -суггестором. Так, Б.Ф. Поршнев отмечает прагматическое значение воздействия в том, что суг-гестор меняет установки собеседника и вынуждает его действовать в соответствии с желаниями первого, противореча планам и желаниям второго [7]. Такое влияние людей друг на друга базируется, согласно М.Р. Желтухиной, на социальных и психологических аспектах коммуникации, происходит под воздействием речевых актов, изменяющих нейрофизиологическое состояние адресата [4].

Как отмечает П.И. Буль, внушение происходит благодаря тому, что информация воспринимается без критической оценки адресата, в результате чего оказывает воздействие на психические и нервные процессы. Таким образом, у человека появляются ощущения, эмоции, желания под воздействием внушения, но при этом они не контролируются личностью, ввиду отсутствия

логической обработки информации [1]. Речь представляет собой определенный сигнал, который оказывает суггестивное действие на сознание адресата сообщения, на его психофизиологическое состояние.

Особое значение для успешности речевого воздействия заключается в его осознанности суггестором. Для того чтобы повлиять на мнение, поведение или мысли адресата, адресант суггестивного сообщения должен осознавать не только конечную цель, но и знать, с помощью каких языковых или внеязыковых средств он сможет ее добиться. Так, А.А. Леонтьев определяет три способа речевого воздействия: 1) формирование новых концептуальных структур в сознании суггеренда; 2) изменение уже имеющихся концептов; 3) эмоциональное изменение структуры имеющегося концепта [6].

В то же время для успешности суггестивного коммуникативного акта необходимо, чтобы воздействие не было распознано адресатом. Существует несколько неосознаваемых механизмов, воздействующих на подсознание человека во время осознаваемой деятельности. В психологии выделяют три таких механизма: «неосознаваемые автоматизмы; неосознаваемые установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий» [2].

К неосознаваемым автоматизмам относят информацию, которая автоматически, без обдумывания, осознания и переработки воспринимается адресатом. Такой механизм часто используется в рекламных сообщениях.

К неосознаваемым установкам относят так называемые стереотипные механизмы. Данное явление вызывает особый интерес у лингвистов, психологов, культурологов и др., поскольку пове-

Зеленые страницы

дение представителя того или иного социума зависит от образов, сложившихся в сознании человека под воздействием общества на его сознание. Такое устойчивое поведение было названо стереотипным, а формы сознания — стереотипами. Существует несколько разновидностей стереотипов, к ним относят религиозные, идеологические стереотипы, идеологемы, определяющие взгляды общества на политику, нормы поведения, жизненный уклад и т. д. [3]. При этом данные концепты являются инвариантными и отражают сознание большинства представителей того или иного общества, приобретая свое словесное воплощение, которое реализуется в форме штампов, клише и устойчивых выражений.

Последний из приведенных механизмов, неосознаваемые сопровождения сознательных действий, может осуществляться не только с помощью вербальных средств воздействия, но и невербальных. Речь, представляя собой осознанное действие, зачастую сопровождается всевозможными супрасегментными единицами [5] (или суперсегментными: ударение, акцентуация, тон) и невербальными компонентами, такими как жесты, мимика, интонация, тембр речи и др. Наиболее успешна коммуникация в том случае, если она сочетает в себе особенности различных семиотических систем, использует вербальные и невербальные средства, просодию, кинесику, проксеми-ку и т. д.

В лингвистике исследование суггестивных явлений представляет особый интерес при изучении и описании коммуникативных средств, применяемых в политическом, рекламном и педагогическом дискурсе. Изучив литературу по данному вопросу, мы обратили внимание, что основная масса работ, посвященных данной тематике, исследует суггестивность именно в названных типах дискурса.

В данном исследовании рассматривается профессиональный экономико-юридический дискурс в суггестивном аспекте. Особое внимание уделяется работе персонального ассистента — помощника руководителя, призванного решать любые личные и рабочие вопросы руководства. Зачастую ассистентам приходится общаться с представителями различных профессий, что нередко предполагает использование определенных лингвистических приемов, способствующих получению необходимого результата. Так, например, применяя суггестивные методы, ассистенты добиваются бесплатного получения необходимой информации от юристов, которые обычно предоставляют ее только после оплаты.

Мы обращаем внимание на методы и тактики, которые используют персональные ассистенты, сравниваем их применение в общении с русскоязычными и англоязычными юристами, практикующими в США, стараемся выявить сходства и различия. Данное исследование строится на лич-

ном опыте автора, а также на наблюдении за работой других сотрудников, занимающих ту же должность.

Прежде всего стоит отметить, что должность персонального ассистента предполагает способность решать любые поставленные перед ним задачи, поэтому ему необходимо использовать всевозможные лингвистические и экстралингвистические знания для получения необходимого результата. Дадим небольшую справку о работе юристов в США. Прежде чем отвечать на вопросы, юристы в Америке должны узнать полное имя обратившегося человека или название компании для того, чтобы проверить конфликт интересов, иначе они не имеют права что-либо говорить, советовать обратившемуся. Чаще всего американские юристы не дают бесплатных консультаций, а оплата даже за получасовую консультацию может варьироваться от $50 до $500. Задачей персонального ассистента является, не раскрывая личных данных руководителя, его компании, бесплатно получить ответы на все поставленные вопросы, а также, предчувствуя появление дополнительных вопросов со стороны руководства, получить информацию заранее для ответа на них.

Нами было решено провести сравнительную характеристику способов общения с русскоговорящими юристами (имеется в виду, что русский язык для данных юристов является родным, а английский — иностранным) и с англоговорящими. Поскольку на практике было обнаружено, что зачастую суггестивные методики, применяемые в коммуникации с англоговорящими юристами, не имеют должного результата в общении с юристами, имеющими российские корни. Проиллюстрируем нашу гипотезу на примере хода выполнения одной из задач, поставленных перед персональным ассистентом. Заметим, что общение происходит по телефону, поэтому предметом нашего исследования выступают именно речевые способы воздействия на собеседника.

Суть задания

На территории США есть общество с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company, далее LLC), у которого есть два учредителя, являющихся родственниками: мать и сын (у матери 90 % акций, а у сына — 10 %). Три года назад при создании LLC сын приобрел за свои деньги на имя компании недвижимость. При этом они устно договорились с матерью о том, что она в течение трех лет выплатит ему часть своей доли за эту недвижимость, иначе она просто передаст ему свою долю в компании безвозмездно. В течение данного периода никаких выплат не поступало, поэтому учредители совместным решением согласились, что 90 % акций матери перейдут ее сыну.

Суть вопросов, поставленных перед ассистентом, не имеет особого значения для данного исследования, поэтому мы решили их опустить.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2017, vol. 14, no. 1, pp. 77-81

Тележникова Г.Ю.

Использование суггестивных методов в профессиональном дискурсе

Этапы применение суггестивных методов

в ходе выполнения поставленной задачи

1. Посвящение в обстоятельства дела

Как уже отмечалось, большинство юристов в США не дают консультации бесплатно по телефону, поскольку они, прежде всего, несут ответственность за ту информацию, которую предоставляют. Так как юристы не могут знать все детали, не ознакомившись с различными обстоятельствами дела, они могут упустить что-то и дать неверную информацию.

Таким образом, первый этап представляет собой небольшое введение в курс дела юриста, при этом необходимо как можно более коротко, но емко передать суть проблемы. Однако уже на данной стадии можно совершить ошибку, после которой юрист сразу же откажется сотрудничать — задать напрямую вопросы, которые поставило руководство. Здесь ассистенту необходимо заинтересовать юриста, прежде чем переходить к части получения ответов на вопросы.

Заинтересованность юриста обеспечена финансовой выгодностью и небольшой сложностью дела. Поэтому уже на данном этапе, используя «правильные слова», ассистент руководителя может заполучить внимание юриста прежде, чем тот откажется сотрудничать. В примере жирным шрифтом выделены такие лексические средства.

Например: Hello, Mr. N. My name is M. I’m a personal assistant of one of the U.S. LLC’s owner, and he is a very famous Russian businessman. We believe that our situation is quite easy to solve but still it has some little complications. The LLC has two shareholders, mother and son. The mother has 90 % of the interest and the son has 10 %o… (etc.)

Перевод {в переводе далее даем комментарии о супрасегментных компонентах речи}: Здравствуйте, Мр. Н. Меня зовут М. Я персональный ассистент одного из владельцев ООО, он очень {логическое ударение на слове very, понижение тона, замедление речи только на выделенных словах} известный русский бизнесмен. Мы верим, что нашу ситуацию достаточно легко разрешить {логическое ударение на слове easy, повышение тона, высокий темп речи в предложении}, но она все же имеет некоторые маленькие сложности. В ООО два владельца, мать и сын. У матери 90 % интереса в компании, а у сына 10 %о… (и т. д.)

2. Вызов интереса к сотрудничеству

На данном этапе ассистенту, прежде всего, необходимо убедить юриста в том, что первоначальная консультация носит скорее ознакомительный характер, поскольку необходимо понять, к тому ли юристу обратились, знает ли он, как работать в подобных случаях, и т. д. Это достаточно короткий этап, однако не менее важный. Так, после объяснения обстоятельств дела, сотруднику стоит перейти к диалогу с юристом и спросить,

работает ли он в данной сфере, были ли у него подобные случаи, есть ли у него время для работы. Данный этап можно назвать «льстивым», поскольку здесь используются лексические средства (в примере выделены жирным шрифтом), с помощью которых ассистент эксплицитно выражает свое мнение о данном человеке и свои желания. При этом имплицитно передается информация о том, что его руководитель заинтересован контактировать именно с этим юристом, готов к долгосрочному сотрудничеству и позже предоставит все необходимые данные. Используя данный подход, ассистент, выступая в роли суггестора, воздействует на сознание адресата. При этом притупляется бдительность суггеренда, и он начинает верить, что его планируют нанять в качестве юриста для дальнейшего сотрудничества, а не просто бесплатно вымогают информацию.

Например (продолжение): We hope that you can help us in this situation, because, we were really impressed by your outstanding job, and we definitely want to work with you. Tell me, do you work with such cases? Have you met with similar situations, may be? Do you have time to help us?

Перевод: Мы надеемся, что Вы можете помочь нам в нашей ситуации, потому что мы были действительно впечатлены Вашей превосходной работой, и мы совершенно точно хотим работать с Вами. Скажите, Вы работаете с такими делами? Вы сталкивались с подобными ситуациями, возможно? У Вас есть время нам помочь? {на все выделенные слова падает логическое ударение, они произносятся пониженным тоном, замедляя темп речи}.

Следует отметить, что здесь большую роль играют супрасегментные элементы, такие как интонация, голосовое выделение важных слов, тон и т. п.

3. Получение ответов

Если предыдущий этап прошел успешно, то инициатор коммуникации может перейти к следующему этапу и начать задавать вопросы. Однако здесь очень важно не потерять полученный результат. Таким образом, ассистенты не могут просто проговорить вопросы, которые у них есть. Им необходимо так спросить, будто им только сейчас, в момент речи, пришел в голову данный вопрос. Так, ассистенты часто пользуются следующим приемом. Они ссылаются на то, что сами пытались разобраться с данным вопросом, но у них ничего не вышло, в результате чего появился вопрос, на который они так и не смогли найти ответа. Данный прием позволяет поддержать существующую легенду, заставляет юриста, так или иначе, ответить.

Вопрос, завуалированный предшествующей историей, отвлекает внимание человека. Существует множество психологических тестов, когда человеку, прежде чем задать главный вопрос, задают множество других вопросов общего характера, либо быстро рассказывают какую-либо

Зеленые страницы

историю, после которой сразу же задают вопрос. Поскольку подсознание все еще остается сфокусированным на предыдущей информации, человек бессознательно, автоматически отвечает на поставленный вопрос.

После того как будет получен первый ответ, ассистенту необходимо сразу же задать вопрос по содержанию полученного ответа, поскольку бессознательно ответив на первый вопрос суггестора, юрист быстро восстановит свое внимание, как только получит на это время. Однако следует помнить, что данная тактика неожиданного вопроса не может иметь результатов бесконечно. Поэтому необходимо продолжать поддерживать легенду, при этом ассистенты часто пользуются такими приемами, как:

— flashback — ретроспекция, возвращение назад к ранее упоминаемой информации. Поскольку юристы уже говорили о чем-то, они не будут отказываться повторить это, после чего суггестор может задать новый вопрос;

— неожиданное припоминание/идея;

— разговор о стоимости услуг — данный прием используется обычно в конце разговора, когда юрист уже ответил на многие вопросы, и ассистент чувствует, что его собеседник теряет интерес.

При этом лексическими индикаторами данного этапа могут быть,

например: As I remember, you’ve told that…. Oh, one thing just came to my mind, what if… ? Well, things become clearer for me a little bit! So, if you work on this case, how much will you charge us… ?

Перевод: Как я помню, Вы говорили, что… О, кое-что только что пришло мне в голову, что если… ? Ну что ж, все стало немного яснее для меня теперь! Что ж, если Вы будете работать над этим делом, сколько Вы с нас возьмете… ?

Данная суггестивная стратегия профессионального общения может быть применена в любой сфере, однако нами было замечено, что ее действенность отличается в общении с носителями различной языковой культуры. Так, например, подобная коммуникация с носителями английского языка (американцами) чаще имеет продуктивный результат, чем в общении с русскими. Мы полагаем, что это, прежде всего, связано с тем, что в понимании американцев невозможно просто обратиться к кому-то, тратить его время и не заплатить за это. В России же, напротив, есть огромное количество бесплатных ресурсов, в которых люди привыкли получать информацию и только в дейст-

Тележникова Галина Юрьевна, Саратовская [email protected]

вительно сложных случаях платить за это. Поскольку юристы, для которых русский язык является родным, а английский язык и языковая культура были приобретены гораздо позже, даже при их проживании на территории США, все равно мыслят соответственно своей собственной культуре и традициям, то на них подобная тактика воздействия редко работает.

Представленные в работе этапы суггестивного способа общения в экономико-юридическом дискурсе не могут считаться единственно возможными. Тем не менее, полученные данные были собраны на основе эмпирического опыта автора и пяти сотрудников, занимающих должность персонального ассистента, имеют высокую степень эффективности и могут быть подтверждены на практике. Наше исследование имеет теоретическую и практическую значимость и может быть применено как основа для дальнейших исследований в области лингвистики и психологии, а также смежных науках. Кроме того, данные статьи могут быть использованы как учебный материал для сотрудников компаний с целью повышения эффективности их работы.

Литература

1. Буль, П.И. Основы психотерапии / П.И. Буль. -М.: Ленанд, 2015. — 312 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. — 336 с.

3. Дмитриева, Н.Л. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания: автореф. дис. … канд. филол. наук /Н.Л. Дмитриева. — Барнаул, 1996.

4. Желтухина, М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: дис. … д-ра филол. наук /М.Р. Желтухина. -М., 2004. — 328 с.

5. Крейдлин, Г.Е. Механизмы взаимодействия невербальных и вербальных единиц в диалоге. I. Жес-товые ударения /Г.Е. Крейдлин. — http://www.dialog-21. ru/digests/dialog2006/materials/html/kreydlin. htm (дата обращения: 20.10.2016).

6. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. -М.: Академия, 2007. — 368 с.

7. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии / Б.Ф. Поршнев. -М.: Мысль, 1974. — 487 с.

8. Суровцев, Н.И. Суггестивная лингвистика / Н.И. Суровцев. — http://samlib.ru/s/surowcew_n_w/ 375.shtml (дата обращения: 21.10.2016).

государственная юридическая академия (Саратов), Поступила в редакцию 31 января 2017 г.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2017, vol. 14, no. 1, pp. 77-81

Тележникова Г.Ю.

Использование суггестивных методов в профессиональном дискурсе

DOI: 10.14529/ling170115

USE OF SUGGESTIVE TECHNIQUES IN PROFESSIONAL DISCOURSE

G.Yu. Telezhnikova, [email protected]

Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation

The subject of this study is the use of the suggestive communication methods in the professional legal and economic discourse (based on the example of a personal assistant’s work). Such research methods as observation, introspection, induction and analysis are used in the study. As a result of the research, the stages of the usage of the suggestive methods in the professional communication between an assistant and lawyers have been highlighted, the efficiency of these methods applied in the professional communication with native English speaking lawyers and native Russian speaking lawyers living in the United States have been compared. The author comes to the conclusion that the use of the suggestive methods in the professional discourse is necessary, but the effect of their usage may vary depending on the recipient of the message. The data presented in the article have theoretical and practical significance; it can be used both as a basis for further researches and as a training material for employees who want to increase their efficiency.

Key words: suggestion, suggestor, suggerend, verbal means of influence, professional discourse, suprasegmental units.

References

1. Bul P.I. Osnovypsihoterapii [Psychotherapy Bases]. Moscow, Lenand, 2015, 312 p.

2. GippenrejterYu. B. Vvedenie v obshchuyu psihologiyu: kurs-lekcij [Introduction to General Psychology: Lectures]. Moscow, «CheRo», with a participation of the publisher «Yurajt», 2002, 336 p.

3. Dmitrieva N. L. Konvencionalnyj stereotip kak sredstvo regulyacii vospriyatiya verbalizovannogo soderz-haniya. Diss. dokt. filol. Nauk [Conventional Stereotype as a Way to Regulate a Perception of a Verbalized Content. Dr. philol. sci. diss.]. Barnaul, 1996

4. Zheltuhina M. R. Specifika rechevogo vozdejstviya tropov v yazyke SMI. Diss. dokt. filol. Nauk [The Specifics of Speech Influence of Tropes in the Mass Media Language. Dr. philol. sci. diss]. Moscow, 2004, 328 p.

5. Krejdlin G. E. Mekhanizmy vzaimodejstviya neverbalnyh i verbalnyh edinic v dialoge i zhestovye udare-niya [Means of Interaction Between Verbal and Nonverbal Sign Units In a Dialog. Part i: Batons]. URL: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2006/materials/html/kreydlin.htm (accessed: 20.10.2016)

6. Leontev A. A. Psihologiya obshcheniya [Communication Psychology]. Moscow, Academia, 2007, 368 p.

7. Porshnev B.F. O nachale chelovecheskoj istorii. Problemy paleopsihologii [About the Beginning of the Human History. Problems of Paleopsihologii]. Moscow, Mysl, 1947, 487 p.

8. Surovcev N.I. Suggestivnaya lingvistika [Suggestive Linguistics]. http:// samlib.ru/s/surowcew_n_w/ 375.shtml (Accessed: 21.10.2016)

Galina Yu. Telezhnikova, Saratov State Law Academy (Saratov), [email protected]

Received 31 January 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Тележникова, Г.Ю. Использование суггестивных методов в профессиональном дискурсе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». — 2017. — Т. 14, № 1. — С. 77-81. DOI: 10.14529/1^170115

FOR CITATION

Telezhnikova G.Yu. Use of Suggestive Techniques in Professional Discourse. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2017, vol. 14, no. 1, pp. 77-81. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling170115

cyberleninka.ru

СУГГЕСТИВНЫЙ — это… Что такое СУГГЕСТИВНЫЙ?

  • суггестивный — внушающий, намекающий Словарь русских синонимов. суггестивный прил., кол во синонимов: 2 • внушающий (23) • …   Словарь синонимов

  • СУГГЕСТИВНЫЙ — СУГГЕСТИВНЫЙ, суггестивная, суггестивное; суггестивен, суггестивна, суггестивно (от лат. suggestio внушение). 1. Внушающий, вызывающий собою какие нибудь представления, идеи (книжн.). 2. прил., по знач. связанное с внушением, гипнозом (мед.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • суггестивный — ая, ое. suggestif, нем. suggestive <лат. suggestio подсказывание, внушение. 1. Внушающий, вызывающий собою какие л. представления. СИС 1954. 2. Связанный с внушением. СИС 1954. Лекс. Уш. 1940: суггести/вный …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • суггестивный — суггест ивный …   Русский орфографический словарь

  • суггестивный — кр.ф. суггести/вен, суггести/вна, вно, вны …   Орфографический словарь русского языка

  • суггестивный — ая, ое; вен, вна, вно. Мед., психол. Основанный на внушении, гипнозе. С ое воздействие. Изучение иностранного языка методом суггестивного погружения …   Энциклопедический словарь

  • Суггестивный — (отлат. suggestio внушение) внушающий, вызывающий собою какие нибудь представления, идеи …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Суггестивный — (отлат. suggestio внушение) внушающий, вызывающий собою какие нибудь представления, идеи …   Словарь по педагогической психологии

  • суггестивный — ая, ое; вен, вна, вно., мед., психол. Основанный на внушении, гипнозе. С ое воздействие. Изучение иностранного языка методом суггестивного погружения …   Словарь многих выражений

  • Суггестивный аспект коммуникации — влияние текста на подсознание коммуниканта, достигающее эффекта внушения …   Реклама и полиграфия

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *