Существует ли нигилизм в наше время – Нигилизм актуален в наше время?

Нигилизм нашего времени » Интересные факты


Ведь и правда, слишком много и та модель, которая служила «верой и правдой» несколько веков уже пришла к своему «логическому» завершению. Но что бы построить новую, нужно разрушить старую систему. Понятно, что люди наверху всеми силами оттягивают этот момент, но вечно это длится, не может. Если уж разрушать, то разрушать все то, что было создано человечеством за последние века и без преувеличения, строить новую цивилизацию.

Наивно полагать, что Мы единственная цивилизация, существовавшая на земле, их было великое множество, сколько их было можно только гадать.

Я уверен, что были цивилизации лучше нас, и опять же это не наша вина. Просто модель построена таким образом, что закрывает тебя в определенные рамки и ты сам того нехотя делаешь неправильные выводы и поступки. Ладно, если один человек, а если массы, и все они занимаются не своим делом.

«Вы сделали то, что должны были сделать… но быть может, Вы совершили ошибку…»

(с)Атос

Все мы живем в оболочке. Строя большую стену, каждый отгораживается от себе подобных, создавая лишь впечатление, что он рядом на самом деле мы все далеко друг от друга, нас всех разделяют километры мостов. Понятие общения давно потеряло свою истинную ценность, люди больше не такие, какие были раньше, больше не те люди, которыми должны были быть.

Мы надеваем маски, потому что никому нет дела, до твоих желаний, до твоей мечты, до твоих километров мыслей, мы все несемся в бездну безмятежности, унося с собой все самое дорогое и ценное, чем наградила нас природа. Не пытаясь понять, мы тонем в собственных проблемах.

Мы можем многое, но не хотим, занимая себя вещами совершенно не нужными не нам, не этому миру. Получается замкнутый круг из бесполезных занятий человечества, бесполезного существования, мы наполняем этот мир негативной энергией, этим мы губим его. Мы его не ценим…

Какие же у нас есть ценности? Для начала зададим вопрос, что мы ценим больше всего? Близкие и любимые это само собой. Но что, же идет на 2 месте. Жизнь? Врятли, это и так инстинктивно заложено, впрочем, как и семья. Поставим вопрос иным образом. Какие ценности не свойственны человеку? Есть такая ценность, даже больше, это уже стало религией, а может, и всегда было, конечно же, это – деньги. Да, что скрывать для многих деньги значат больше, чем семья.

Деньги – это некая потребность, закрепленная инстинктивными потребностями, желаниями, целями, мечтами. Практически все, что происходит в нашей голове, можно, так или иначе, связать с деньгами.

Рассмотрим пример: «Что бы есть, я должен найти деньги, что бы их найти, я должен работать, что бы работать я должен тратить свое время». Если бы я жил во время начального развития цивилизации, или выразимся даже, правильного развития цивилизации, то на добычу еды у меня ушло, предположим, 2 часа. Сейчас же, я могу за 2 часа заработать себе на еду. Какой вариант лучше, я не знаю…

Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы покупать вещи, которые нам не нужны. «Бойцовский клуб»

Так, что все люди наркоманы. Извините за такие громкие высказывания, но Вы зависимы, от денег, от ящика, от интернета, да от всего, попробуйте от всего этого отказаться, хотя бы на 2 недели. Я имею ввиду от всего вообще! Единственное от чего вы будете зависеть это от еды и воды, вот она — абсолютная свобода, как в фильме «В диких условиях». Вот поэтому мы делаем не то, это не свойственно человеку. Все это не нужно. Знаете, я пишу уже эту статью более месяца и постоянно дополняю ее. И вот вчера, я переосмыслил некоторые очень важные вещи, и теперь читая эти строки, я смотрю на них иначе, но все, же они правильные. Наверное, вы тоже увидите свою правду, возможно, не ту, которую я вижу. Я обязательно напишу новую статью, в которой расскажу о корнях этой проблемы, но чтобы это объяснить надо дать некую предпосылку — в виде этой статьи. Чтобы подготовить вас к этому. Я хочу открыть вам глаза.

У меня есть несбыточная мечта, сейчас поймете почему:

Я хотел бы родиться в общине. В идейной общине.

Идейная община — целенаправленно созданное местное сообщество людей, задуманное для более тесного сотрудничества, чем другие сообщества.

Материал из Википедии.

Я себе это представляю, что меня окружают близкие и дорогие мне люди, каждый занят своим делом, которое ему подходит больше всего.

У нас полное доверие, такое понятие как недоверие вообще отсутствует. У нас прекрасный режим, мы просыпаемся с рассветом и ложимся с закатом, у нас прекрасное питание. Мы знаем много, действительно, полезных вещей, особенно местные растения. Наше сознание открыто для нового, мы готовы вновь и вновь исследовать новое, пополняя тем самым знания нашей общины.

Мы живем в полном единении с природой, настолько плотным, что это граничит с фантастикой, в нашем понимании. Мы можем слышать ее… и не только. Наши познания в области развития человека очень глубоки. Естественно мы счастливы, у нас просто нет причин для того, что бы быть несчастными. Никаких рамок, никакого социума, никакой власти…

…Я хочу родиться в этом месте, потому что, мы должны так жить. Вы ищите истину? Вот она, жить с природой, брать от нее, то, что она дает и не вредить, а наоборот помогать, некая взаимопомощь. А для фона и понимания, возьмите и представите, что творится сейчас, у нас сжигают леса для новых застроек, мне стыдно за человечество. Хотя тут все глубже, чем вы могли подумать, но не в этот раз!

… вот как мы должны жить. А не возводить каменные джунгли, человек слишком подвержен манипуляциям, обидно вспоминать, как старые времена сжигали и убивали уникальных людей, а ведь такие люди все понимали и, несомненно, хотели изменить историю. Да и сейчас делают тоже самое. Такие (уникальные) люди это изъян системы, ошибка, которую надо устранить, чем «они» успешно и занимаются…


Похожие статьи:

mostinfo.su

Быть нигилистом: жизнь вне рамок

Базарова помнишь? «Отцы и дети» читал? Славная книжка, не так ли? Так вот выпячивание собственного «я» до масштабов вселенной с последующим становлением под сомнение (а то и абсолютным отрицанием) общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры — это и есть нигилизм. В нем есть прелести, есть недостатки, но в наши дни понятие дискредитировано подчистую, ибо многие просто оправдывают таким образом свою ущербность. А всё не так просто.

Философы и нигилизм

Само понятие терзает умы аж со средневековья благодаря папе Александру III, который предал его анафеме. Просто церкви не нравились ребята, утверждавшие, будто Христос не содержал в себе человеческих примесей и был чистым божественным созданием.

Позже за дело взялись философы, рассматривавшие нигилизм каждый по-своему. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи мертвого Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

В чем суть

По сути, всё очень просто: у человека нет смысла жизни, абсолютно нет. То есть, любезный друг, ты живешь потому, что когда-то твои папа и мама не предприняли ровным счетом ничего, что могло бы воспрепятствовать твоему рождению. Вот и живешь ты здесь, потому что живешь, потому что тебя зачали.

Человек — сам себе авторитет, и никто ему не указ, а культура, религия, любовь, этика и мораль — социальные инструменты, созданные системой для контроля над человеком.

Едва ли не самое лучшее мировоззрение для циников и тех, кому лень после каждого шага оглядываться на нормы морали, Бога и мнение окружающих. То есть если ты уродливый извращенец с кучей комплексов и отклонений, за которые тебя презирает социум, то лучший способ внушить себе, что ты нормальный и всё равно выше и лучше остальных — стать нигилистом. Увы, поэтому среди столь здравого течения немало обиженных, разочарованных в жизни, безработных, одиноких нищебродов и, как ни странно, суицидников. Ведь надо же как-то оправдать собственную, так сказать, неполноценность. Хотя какая это неполноценность, ведь с точки зрения теории это нормально, просто не нужны ему все эти ложные блага: машины в кредит, айфоны и дорогие помидоры. Он отрицает любовь и потребление — они делают человека рабом.

Но не нужно путать нигилизм с социопатией, непроходящим подростковым дебилизмом или мизантропией. От того, что ты сидишь дома и пытаешься убедить себя, что в одиночестве нет ничего плохого, вряд ли жизнь наладится. Нигилизм требует работы над самим собой. Раз уж назвался груздем, то будь добр, избавься от привычек, привязанностей, каких-то установок и комфорта.

Поэтому, далеко не все способны выдержать абсолютную свободу. Человек по природе своей слаб и с большой радостью становится под защиту различных догматов.

Но у нигилиста нет возможности выбора. Если добавить к этому разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок, то можно тронуться крышей. Но без опыта подобных переживаний нигилизма быть не может. Именно они делают его отличным от рыгочущей глупой толпы. В том числе поэтому у них такое самомнение: мол, я прошел через тернии, теперь твоя очередь.

Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает: мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность, он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный. Но сам себя нигилистом он не назовет, потому как вешать ярлыки — против воли.

Фактически нигилист (жуткий циник, каких свет не видывал) для достижения поставленной цели готов опуститься на различные низости, да пускай даже нужно будет обмазаться говном или обокрасть старушку. Главное, что он будет делать это с чувством полной собственной правоты.

Нигилизм и политика

Нигилизм очень часто связывают с атеизмом и большой опасностью для государственного строя. Принято считать, что именно отрицавшие веру, царя и отечество товарищи расстреливали буржуев с царскими семьями, рушили церкви и писали опасные книги. Ведь беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Именно изгои создают новые режимы и новую «свободу». Такие люди двигают планету, возводят новые порядки, но далеко не всегда они являются именно нигилистами. Ведь отрицая одну идеологию, невозможно построить другую, поскольку само понятие им чуждо. В каждом из нас есть немного от отрицающего все бунтаря, но даже мы готовы мириться с чем-то во благо общего. А они нет.

Вспомним эпоху ЛСД, различных революций и протестов. Благодатные и буйные 60-е. В эти времена с разных колоколен слышались голоса пастырей, утверждающих, что для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Единственное: создать здоровое общество из нигилистов невозможно. Группа гордецов способна только потопить лодку, ведь нет никакой гарантии, что они смогут работать вместе. Нация гордецов обречена, и для нормального существования любой стране нужны рабы.

Нужно признать, что в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда. Например, настоящий нигилист не идет штурмовать Белый Дом, придя к мнению, что нынешняя политика себя дискредитировала, но скорее будет размышлять о том, как власть имущие воздействуют на толпу, как они манипулируют социумом. Они не идут рушить церкви, а задумываются над культурой сверхъестественного. Так что не нужно их бояться, ибо нигилист — человек в первую очередь думающий, а уж потом действующий. Когда ты думаешь в первую очередь о себе любимом, то вряд ли ты начнешь подбивать толпу вести себя так же, как ты.

Нигилист — человек разумный, но подобно Диогену, не выходящий за пределы своей бочки. Нигилистом его делает мысль, а для того, чтобы постичь какую-то истину, придется принять некоторые параграфы тех идеологий, которые по определению должны игнорироваться. Только тогда можно понять, зачем и почему происходит то или иное в нашем безумном мире, а если что-то совершается в соответствии с позицией «потому что так не принято», то это обычная клоунада неустроенных в жизни детей. Познание — основа существования.

brodude.ru

Что значит нигилизм — понятие нигилизма, как отрицания современности

Что лучше – быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться понимать и принимать чужое мнение? Каждый из нас выбирает свое, то, что ближе. Существует много разных выражающих позицию человека течений. Что представляет из себя нигилизм, и какие есть принципы нигилизма — предлагаем разобраться.

Нигилизм — что это?

Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы нравственности и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.

Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:

  • нравственные принципы;
  • любовь;
  • природа;
  • искусство.

Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным. Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления. Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.

Кто такой нигилист?

Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист — это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности. Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника. Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.

Нигилизм — плюсы и минусы

Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:

  1. Возможность человека проявить свою индивидуальность.
  2. Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
  3. Поиски и вероятность новых открытий.

Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:

  1. Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
  2. Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
  3. Непонимание со стороны окружающих.

Виды нигилизма

Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:

  1. Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
  2. Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
  3. Эпистемологический – отрицание знания.
  4. Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
  5. Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
  6. Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
  7. Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

Правовой нигилизм

Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей. Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Разные научные концепции.

Моральный нигилизм

Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.

Юношеский нигилизм

Известно про понятие нигилизм и подрастающему поколению. Нередко в подростковом возрасте дети хотят лучше понять себя и выбрать собственный жизненный путь. Однако нередки случаи, когда подросток многое отрицает. Такое поведение называют юношеским нигилизмом. Юношеский нигилизм, как и юношеский максимализм, представляет из себя пылкое и порой даже сопровождающееся яркими эмоциями отрицание чего-либо. Этот вид нигилизма может быть присущ не только подросткам и юношам, но и эмоциональным людям разного возраста и проявляется в самых разных сферах:

  • в религии;
  • в культуре;
  • в общественной жизни;
  • в знаниях;
  • в правах.

Мереологический нигилизм

Один из распространенных видов такого понятия как нигилизм в наше время – мереологический. Под ним принято понимать некую философскую позицию, по которой состоящие из частей объекты не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Примером может быть лес. Нигилист уверен, что в реальности он не существует как отдельный объект. Это множество растений в ограниченном пространстве. Само понятие «лес» создали для того, чтобы облегчить мышление и общение.

Географический нигилизм

Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:

  • географических направлений;
  • географических признаков частей света;
  • подмене географических направлений;
  • частей света культурологическим идеализмом.

Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму. Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий. Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.

Эпистемологический нигилизм

Под эпистемологическим нигилизмом понимают радикальную форму скептицизма, утверждающую сомнительность возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Первыми поддержали скептицизм софисты. Спустя время сформировалась отрицающая возможность идеального познания школа. Уже тогда была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать необходимые знания.

Культурный нигилизм

Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда. Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.

Религиозный нигилизм

Справедливым будет утверждение, что нигилизм — современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм. Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни. Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.

Социальный нигилизм

Социальный нигилизм — это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:

  1. Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
  2. Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
  3. Недовольство нововведениями, переменами.
  4. Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
  5. Несогласие с разными политическими решениями.
  6. Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
  7. Отрицание западных образцов поведения.

 

womanadvice.ru

Бытует примитивное представление о нигилизме как о злостном отрицании всяких правил. Одни откровенно его презирают, другие затаенно восхищаются.

В чем отрицание нигилистов?

«Нигилист! Злобный глист!» — поет «Ляпис Трубецкой», рассказывая жуткую историю о «стремном мизантропе», ослепшем от злости и оглохшем от ярости, любящем гробы и принимающем людей за «поганые грибы». Забавная песенка, но вряд ли она поможет понять, что отрицают нигилисты.

Для начала обратимся к непредвзятым лингвистам. С точки зрения этимологии слово «нигилист» пришло к нам из латыни, где означало «ничто». Современные толковые словари называют нигилистами людей, которые:

• отрицают смысл человеческого существования;

• свергают с пьедесталов общепризнанные авторитеты, в том числе и Бога;

• отвергают прописные истины и общепризнанные духовные ценности.

Что отрицают нигилисты на Западе?

Впервые нигилизм показал миру свое бунтарское лицо в средние века. Именно тогда, в 1179 году, возникло движение еретиков, поставивших под сомнение человеческую суть Иисуса Христа. Однако, этим богоборческим настроениям не удалось овладеть умами. Они были пресечены на корню благодаря стараниям папы Александра III, предавшего их анафеме.

Термин «нигилизм» воскрес в XVIII веке с легкой руки немецкого философа Ф. Якоби. Затем, уже в следующем столетии, его подхватили такие мыслители, как Ф.Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, О. Шпенглер, М. Хайдеггер.

Что отрицали нигилисты XIX века? Главный выразитель их взглядов Фридрих Ницше своей знаменитой фразой «Бог умер!» похоронил как христианскую веру в небесного царя, так и идею прогресса как религиозную версию. По его мнению, христианство – это покушение на жизнь, клевета на нее. Нигилизм он считал логикой всей европейской истории, своего рода «антижизнью», ставшей жизнью культуры еще со времен эллинского рационализма и иудейского христианства.

Шопенгауэру принадлежит нигилистическая концепция «буддийского» безучастия и презрительного равнодушия к миру. Шпенглер называл нигилизмом «закат» «старческих форм» европейской культуры. Хайдеггер считал нигилизм проектом новой эпохи с ее доктриной господства автономного, «самозаконодательствующего», человека.

Что отрицают нигилисты на Западе в новое время? Философы 60-70-х годов прошлого столетия, в частности Т. Адорно и Г. Маркузе, поддержали фрейдистскую идею изначальной свободы природного «я» от гнета подавляющей его «репрессивной культуры».

Современный австрийский мыслитель В. Краус считает, что в наши дни нигилизм приобрел три формы: социально-политическую, философскую и психолого-невротическую. Все они связаны с избавлением человека от личной ответственности в эпоху научно-технического прогресса. Это привело к искажению внутреннего мира индивида – недостаточному влиянию на него высшего «Я» как защиты от безудержных желаний. Усиление нигилистических веяний, по мнению Крауса, представляет угрозу для душевного развития человека.

Благодаря популярности этих философов, слово «нигилизм» прочно вошло в язык просвещенных умов всего мира. Постепенно оно обросло целым рядом сопутствующих понятий: критицизм, скептицизм, цинизм, эгоизм, материализм, анархизм, идеализм, аморализм, агностицизм, атеизм, шовинизм, нацизм. Обычно все эти «измы» противопоставляются позитивизму, консерватизму, стабильности, лояльности.

Что отрицают нигилисты в России?

В лексиконе большинства русских людей слово «нигилизм» стало популярным благодаря «Отцам и детям» И. С. Тургенева. Живя долго во Франции, автор романа узнал черты западных отрицателей в отечественных разночинцах-радикалах второй половины XIX века. Их представителем в книге стал Евгений Базаров. Тургенев показал его как «нового человека», революционера.

Что отрицает нигилист Базаров? Ярый проповедник атеизма и материализма, тургеневский герой протестует, прежде всего, против религиозной идеологии и социальных устоев. Но не только это не устраивает его. Он – враг всего прекрасного, но бесполезного: поэзии, любви, красоты природы. По сути, он крушит всю прежнюю метафизику, переоценивает все ценности. Новую жизнь он собирается строить с основательного разрушения старого уклада, с нуля, на фундаменте под названием «ничто».

Естественно, что консервативное русское общество было шокировано тургеневским романом. В самых черных красках предстали нигилисты в последующих за ним произведениях Лескова-Стебницкого, Авенариуса, Клюшникова, Крестовского. Их герои были нечесаными, патлатыми, неопрятными молодыми людьми и утратившими женственность коротко стриженными девицами. Они не только отрицали основные правила этикета, но и не чурались воровства, шантажа и даже убийства.

Позднее Достоевский в своих «Бесах» резко выступил против «нигилятины», представив «модное безверие», как идеологию, глубоко чуждую русскому народу. Что отрицали нигилисты, по мнению Достоевского? Саму жизнь – ни больше ни меньше. Герой книги – инженер Кириллов, – увлеченный идеей нигилистической революции, видит ее начало в своем самоубийстве.

Стоит отметить, что история западного нигилизма действительно знает отказы от жизни по философским убеждениям. Что отрицали нигилисты — самоубийцы? В 1876 году свел счеты с жизнью Филипп Майнлендер. Он решил, что остывающая вселенная – не что иное, как тело умершего Создателя и не пожелал жить в трупе. А в 1903 году наложил на себя руки Отто Вейнингер. Он отрицал существование евреев и женщин и, обнаружив в себе черты тех и других, предпочел путешествие в мир иной.

Нигилизм и отрицание: мнение психологов

Наука о душе рассматривает нигилиста как человека, отчаявшегося в поисках причин своего пребывания на земле. Реальный мир совсем не такой, каким люди хотели бы его видеть. Человеческая личность разрывается между потребностью в свободе и стремлением принадлежать к социуму. Чем свободней индивид, тем он более одинок.

Это несовпадение, по мнению Э. Фромма, и вызывает желание разрушить мир и себя через отрицание. Таким образом, нигилизм – это «бегство от свободы», своего рода защитный механизм человека неспособного адаптироваться к земной жизни и не знающего, как избавиться от апатии.

По мнению другого психолога В. Райха, такие демонстративные признаки нигилиста, как горькая ухмылка, дерзкое поведение, ироничные высказывания, являются закрепленными в прошлом защитными реакциями. Только теперь они стали не ситуативными, а постоянными чертами невротического характера.

Таким образом, нигилизм – это не дразнилка и не страшилка, а образ жизни и способ действий миллионов современных людей. Осознать это невозможно без некоторой парадоксальности мышления и знания человеческой истории.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Русский нигилизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Русский нигилизм (нигилизм) — это умонастроение в России, сформировавшееся в 50-60-е гг. XIX века[1]. Tип pyccкогo нигилистa был изобpaжен Typгeневым в oбpaзe Базapoвa в романе «Отцы и дети» (1862). Собственно идеологом нигилизма был Писарев, а также Чернышевский и Добролюбов. В 1862 году по России прокатилась волна поджогов (Петербург и города Поволжья), в организации которых обвиняли «нигилистов» (студентов русского и польского происхождения). Своего рода рупором нигилизма стал журнал Русское слово, закрытый в 1866 году после покушения Каракозова на царя. В дальнейшем нигилизм повлиял на народничество (c 1870-х) и большевизм (через Чернышевского). К восьмидесятым годам слово «нигилист» существовало в языке лишь в виде своего рода ругательства[2]. Нигилистами себя называли народники (см. «Нигилистка» Софьи Ковалевской, 1884).

Отличительными чертами нигилизма были атеизм, материализм, увлеченность европейскими естественно-научными достижениями (позитивизм), вера в возможность познания мира силами человеческого разума, утилитаризм в отношении к природе и чувствам, отрицание существующего общественного строя и стремление его разрушить, вера в будущее народа и критика его пассивности, темноты, невежества, демократизм, вера в возможности человека, активная позиция, стремление переделать жизнь. Нигилизм вырос на почве западничества, однако он был далек от восхищения чьей-либо духовной культурой (антиэстетизм). Все высшие проявления человеческого духа нигилисты называли предрассудками и хламом (идеи близкие к кинизму). Н. Бердяев в этом отношении противопоставляет Герцена («идеалистов 40-х») и нигилистов. Отмечается, что большинство нигилистов были разночинцами. По многим аспектам нигилисты были сторонниками революционной демократии, однако их отличал разумный эгоизм, эпатаж и крайний индивидуализм, препятствующий всякой организованной деятельности[3].

ru.wikipedia.org

Чем опасен нигилизм? — Шкуратова Ирина — ЖЖ

Посмотрела по каналу «Культура» фильм «Отцы и дети» 1983 года выпуска. Насладилась игрой актеров, которую сейчас не увидишь в современных сериалах. И задумалась над тем, случайно ли нигилист Базаров умирает, а Аркадий Кирсанов благополучно женится на миловидной и умной девушке.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) в Википедии определяется как «мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов».

 

Как философский термин его использовали многие известные философы: С.Кьеркегор, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Р. Хайдеггер. В России до Тургенева его упоминал Добролюбов, но только с выходом в свет в 1862 году романа «Отцы и дети» это термин получил такое широкое распространение.  

В романе замечательно показано взаимное непонимание между поколениями на примере двух семей Кирсановых и Базаровых. Напомню, старшее поколение Кирсановых представлено двумя братьями: холостяком и англоманом Павлом Петровичем и отцом Аркадия  Николаем Петровичем, который рано овдовел и нашел тихое семейное счастье с простой девушкой, которая родила ему ребеночка. Старшее поколение Базаровых представлено отцом Евгения, бывшим полковым лекарем и матушкой Евгения, души не чаявшей в своем сыне.

В дружеской паре Евгений Базаров является доминирующей фигурой, Аркадий старается подражать его независимой манере держаться, напускному цинизму, что ему с трудом удается. Базаров с первых минут начинает шокировать братьев Кирсановых отрицанием всяких авторитетов и ценностей. Особенно острым становится его противостояние с Павлом Петровичем, воспитанным в традиции следования долгу и  чести.  Аркадий занимает позицию на стороне Евгения из солидарности с ним, чем очень огорчает своего отца.

Почему молодые люди во все времена так охотно принимают разные формы отрицания ценностей, выработанных  предыдущим поколением? Здесь, видимо,   кроется много причин. Одна из них, на мой взгляд, состоит в  том, что взрослые дети видят промахи и неуспех своих родителей (с их точки зрения). Например, некоторые современные молодые люди говорят своим родителям (или думают так): «Ну, и что Вам дала Ваша честность, Ваша преданность делу? Ничего себе не нажили. Мы не будем такими наивными. Замуж будем выходить только по расчету, работать только за приличные бабки. Если будет выгодно, то где-то и  нечестность проявим, вокруг все так делают». Но молодые люди еще не подозревают, что реальная жизнь намного сложнее. И такая жизненная стратегия   может привести их к еще большему краху, чем у их родителей.

Еще одна причина отрицания ценностей, выработанных предыдущим поколением, состоит в отрицании родительских советов. И чем настойчивее они звучат, тем больше противостояние детей.  Нигилизм кажется таким простым и легким. Отрицай все подряд: мораль, долг, патриотизм, привязанность, дружбу. Никто тебе не нужен, и ты ни перед кем  отчитываться не должен.

 

Но нигилизм оказывается разрушителем межличностных отношений. Человек выпадает из социальных сетей, потому что они основаны на взаимных обязанностях и правах. Американский психолог и социолог Ирвинг Гофман замечательно сформулировал эту мысль: «Попробуйте определить социальную ситуацию неверно, и она определит вас». Иными словами, если человек действует не по правилам, люди исключают этого человека из взаимодействия.

Умирающий Евгений Базаров сказал тоже выразительную фразу: «Я хотел отрицать смерть, а она отрицает меня». Он умирает от заражения, но с его жаждой самоутверждения и стремлением вступать в конфликты с окружающими людьми (он стрелялся на дуэли с Павлом Петровичем)  его жизнь прервалась бы рано в любом случае.

Стадию нигилизма проходят многие молодые люди, после чего, осознав значение вечных ценностей (справедливости, морали, любви, дружбы, творчества, созидательного труда), начинают выстраивать свою жизнь. Тургенев это показал на примере Аркадия Кирсанова.

ira-zorina.livejournal.com

Осознанный нигилизм

Нигилизм

В своё время (да и сейчас, как я понимаю) школьников упорно отучивали от чтения умных книг. На уроках литературы. Помнится мне, среди писателей, внесенных в список «запрещенных к чтению» (то бишь внесенных в школьную программу литературы) фигурировал и такой весьма и весьма нетривиальный писатель, как Тургенев. Гениальная идея оградить подрастающее поколение от тлетворного влияния писателя пришла в голову умным мужам из Мин.Обр’а. Вместо того, чтобы жечь эти книги, их просто начали преподавать в школе. Тем самым навсегда закрыв их от любопытства юных читателей.
Собственно это был пролог. А сама тема статьи – вынесена в заголовок. Нигилизм. Если любопытствующий читатель посмотрит на title, то там будет фигурировать более нетривиальное название – «Осознанный нигилизм». О нём (и не только о нём) мы сейчас и поговорим. Вернее сказать, говорить AKA печатать буду я, а слушатель АКА читатель только недовольно будет скроллить эту страницу (если будет), и, может быть, читать написанное.
Нигилизм. Условимся, что читатель знает о значении этого чудного слова ещё со школьной скамьи. Если нет – отошлём в ближайшую библиотеку. В своё время, когда нам преподавали оного самого Тургенева с его «предками и сынами» (слово то какое «преподавали»… очень созвучно «препарировали»…), учительница литературы, следуя методическим пособиям (каюсь, грешен был, любопытный я был в то время до жути, читал всё подряд – в частности сии брошюрки «для служебного пользования»). И говорила она, о том, что, мол, нигилизм – не абсолютное зло… Тем самым чётко убеждая «послушный» класс в том, что нигилизм – страшная гадость, уровня «агносцизма» и «фенотипа». Т.е. придуманная на погибель обычному человеку. (Я, конечно, сейчас ёрничаю, но суть остаётся… Перечитать Тургенева – на это надо много сил…). Так, вот, наиболее продвинутый читатель (тот, который с учительницей пробовал спорить, а не играть в «точки»/»морской бой» во время уроков), мог узнать, что существует «стихийный нигилизм» (обычно об этом узнавали, в тот момент, когда именно этими бранными словами называла наших любопытных (остальные играют на задних партах) учеников выведенная из себя учительница). Смысл сего словосочетания понимали многие превратно, обижались. Те же, кто преодолев отвращение к учебнику литературы всё же читали его, и узнавали тайный смысл слова «нигилист», могли с гордостью про себя говорить: «Да, я нигилист». На всякий случай, повторимся в значении сего слова: «Стихийный нигилист», это человек, априори отрицающий опыт предков, их ценности и достижения, ставящий под сомнения авторитеты. Вообщем, до жути неприятный субъект.

Целью же сего трактата («не вели казнить, вели слово молвить» – что-то меня сегодня очень на старорусскую вязь словесную тянет.) является описание собственных мыслей (раба божия, [email protected]), о нигилистах осознанных.
Итак, предадим огласке (то бишь скажем) смысл тайных слов «нигилизм осознанный». Осознанный нигилизм – это отрицание чужого авторитета, идей, после детального ознакомления с оными. Разница со «стихийными» очевидна – первые «отрицают, чтобы отрицать», вторые отвергают то, что не согласуется с их предствлениями (верными или не верными – это уже другой вопрос). Как в любом явлении, экстремальная (то есть абсолютная) форма – абсурд, хотя бы потому, что не позволяет человеку, принимать новое (ведь новое, это, скорее, изменение собственных взглядов, нежели их подтверждение) – и мы получаем случай «упёртого консерватора».

Мне только сейчас подумалось – ведь «упёрный» в своё старик – оборотная сторона юного нигилиста, сокрушающего всё и вся. То же самое, но вместо старого, крушится новое»…

Теперь собственно к чему я веду. Нигилизм – это средство познания мира, средство разрушающее, но всё же средство. Ведь для отрицания изученного (делаю ацент на это слово – отрицать непонятное просто, и, как всё простое, глупо) – это тоже познание. Умение сформулировать аргументы, необходимость формулировки таких аргументов – порою задача куда более тяжёлая и сложная, чем, построение теории… Если же деструктивная составляющая сочетается с конструктивной – мы получаем типичнейший случай учёного, предлагающего новую теорию, взамен старой. Но, честно говоря, меня перепетии научных баталий сейчас интересуют в наименьшей степени. Поскольку статья задумывалась скорее об общественных ценностях. О них мы сейчас и начём говорить.

Когда отрицается научная теория, знание, то ситуация достаточно ясна. Находятся контр-аргументы, находятся (в смысле ищутся) логические доводы для опровержения. В случае отрицания социальных явлений, морали, мы приходим именно к любопытнейшей ситуации, когда осознанный отказ происходит под влиянием «чувства справедливости», эмоций. И поиск доводов скорее формальность, нежели метод. При отрицании общественных приципов, морали, человек восстаёт (ого какие слова в ход пошли…) против уже не разума (который вообще-то говоря довольно легко переубедить), а против ПРИВЫЧКИ. Причём не своей (это пол-беды), а чужой. Причём не одного человека (это 215/317 беды), а толпы… Толпа же руководствуется только одним – ПРИВЫЧКОЙ, (Ну или чужой указкой, но всё равно это привычка).
Мужество, которое нужно для противостояния обществу – его описание не для моих уст (ну или перстов, если быть точным). Я не умею описывать драмматизм бунта. И бунтовать (именно в смысле бури эмоций) не люблю. Я предпочитаю ехидствовать из-за угла, зная, что в общем случае никаких существенных последствий мне это не принесёт. И только убедившись в силе своих убеждений, я часть из них выставляю наружу.
Бунтарство же всегда привлекало… Кого бессмысленностью, кого красотой…


© 02.09.2001

shounen.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *